Главная
страница 1

Выпускник вуза на рынке труда России

Быданова Е.Н., аспирантка Института экономических и социальных проблем в образовании Бургундского университета, Франция (2006 г.)


На молодежном рынке труда в современных российских условиях источником множества проблем является несоответствие системы образования и потребностей рынка труда, которое выражается в качественном и количественном аспектах:

  1. Несоответствие набора специальностей предлагаемых в вузах и выпускников, выпускаемых по этим специальностям, по отношению к реальным потребностям работодателей в специалистах того или иного профиля на региональном и федеральном уровнях;

  2. Несоответствие качества полученного образования и приобретенных знаний и навыков к потребностям рынка труда.

Данная статья представляет собой аналитический обзор исследований, проведенных российскими исследователями за последние несколько лет по проблемам трудоустройства выпускников. Цель публикации - рассмотреть основные тенденции, наблюдаемые на молодежном рынке труда на сегодняшний день.

Прежде всего, следует упомянуть исследования, анализируемые в данной статье.




  • В октябре - ноябре 2004 года Московским Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов (ИСА СПМ) был проведен опрос молодых специалистов, окончивших вузы в 2004 году1. В число респондентов включались только трудоустроенные выпускники (2 117 человек), опрос проводился по репрезентативной выборке во всех федеральных округах России.




  • В ноябре 2002 года Центр СМИ МГУ2 (ЦМИ) провел опрос 465 выпускников 6 факультетов МГУ: физического, механико-математического, вычислительной математики и кибернетики, химического, биологического и экономического (из них 58% юношей и 42 % девушек). Задача исследования заключалась в том, чтобы рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты при выходе на рынок труда, являющиеся причинами внутренней и внешней «утечки умов». Отчет о результатах данного исследования включает рекомендации по усовершенствованию системы высшего образования и содействия трудоустройству выпускников. В статье также описываются возможные механизмы стимулирования развития отечественной науки через привлечение в российские научные институты «утекающих» ученых кадров.




  • Отчет о мониторигне рынка молодежной занятости в 2002/2003 г., составленный крупным московским кадровым агентством Graduate, позволяет проанализировать, какую политику проводят современные предприятия для привлечения выпускников вузов в свои компании. В исследовании рассматривались следующие вопросы: динамика спроса компаний на молодых специалистов, методы, используемые компаниями для привлечения студентов и выпускников, основные тенденции развития рынка занятости выпускников вузов. Информационной базой исследования послужил опрос директоров отделов кадров предприятий, место проведения опроса - г. Москва, метод исследования - телефонные интервью.




  • Доклад Центра экономических и политических исследований «Молодежь в России» характеризует общее положение молодежи в России. В докладе рассматриваются разнообразные вопросы, связанные с образованием, трудоустройством, финансовыми, материальными и моральными трудностями, с которыми сталкивается молодежь в современном российском обществе (например, проблема обязательной военной службы, безработица, отсутствие институциональных механизмов поддержки молодежи, и т.д.).




  • Результаты опросов, проведенных в 1998 г. среди студентов 5-ых курсов вузов Саратова, описаны в работе Федотовой Н.Н. «Социально-профессиональных статус поствузовской молодежи на рынке труда». Цель анализа - изучить поведенческие стратегии выпускников вузов Саратова на стадии перехода из сферы образования в сферу занятости. В ходе социологического исследования были опрошены студенты четырех вузов Саратова (97 человек) и 93 респондента, принимавших участие в «Дне карьеры», проходившим в рамках молодежного форума, организованного ассоциацией студентов и молодых специалистов (AIESEC).




  • «Сопровождение профессиональной карьеры выпускников профессиональных учебных заведений» - аналитический обзор, составленный Д.Н. Береговой , рассматривает вопросы профессиональной интеграции выпускников на рынке труда, поиска рабочего места и карьерного роста. В обзоре изложены результаты ряда исследований по проблемам трудоустройства выпускников, проведенных в городах России и бывших республик СССР. Так, например, в обзоре представлены результаты мониторинга, проведенного с 1993 по 1996 гг. среди студентов крупных вузов Екатеринбурга и руководителей крупных предприятий области. Упоминаются исследования, проведенные среди студентов московских вузов в 1992 - 1996 гг., опрос среди учащихся подростков и студентов Минска, проведенного Центром социологических и политических исследований Белорусского государственного университета в 1996 -1997 г.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что значительная часть выпускников работает не по специальности. Авторы доклада «Молодежь в России» указывают, что 51,5 % молодых людей трудятся не в соответствии с приобретенной специальностью, тогда как в 1990 году таких было 38 %. Опрос, проведенный ИСА СПМ показывает, что почти половина опрошенных (47%) работает по специальности, однако, четверть выборки занимается деятельностью, с полученной специальностью никак не связанной. При этом на должностях, занимаемых 8% респондентов, наличие высшего образования не являлось обязательном условием приема на работу.


Проблема не востребованности профессиональных знаний выпускников на рынке труда остро встает в российской действительности на сегодняшний день. Данное явление описывается в научной литературе как внутренняя «утечка мозгов».


По данным исследования, проведенного ЦСИ (Центр СМИ МГУ), внутренняя утечка мозгов для выпускников МГУ в 2002 году должна была приблизительно составить 15%. По данным опроса, это явление в наибольшей степени затронуло математиков (31%), физиков (26 %), и в наименьшей степени - химиков (6%) и экономистов (3%). Результаты опроса ИСА СПМ незначительно отличаются. Согласно последнему, специалисты химических специальностей, как правило, находят работу не по специальности. Что касается других специальностей, результаты исследований совпадают: «Не по специальности, как правило, работают выпускники ... технической, сельскохозяйственной (ветеринарной) и физико-математической специальностей. Напротив, как правило, в своей области работают юристы, медики, экономисты и гуманитарии».

Причинами внутренней «утечки умов» служат проблемы, связанные с низкой заработной платой (57%), и трудностями трудоустройства (отсутствие опыта работы -58%), а также отсутствие жилья (33%).


Не следует забывать, что наряду с внутренней «утечкой мозгов» Россия сталкивается с проблемой внешней «утечки» специалистов. Внешняя «утечка мозгов» по данным исследователей составляет 76 %, что существенно больше, чем внутренняя. Главная причина внешней «утечки мозгов» - низкий спрос или его полное отсутствие в России и высокий спрос за рубежом на ряд специалистов. С точки зрения опрошенных студентов (исследование ЦСИ МГУ) , меньше всего у России потребностей в физиках и биологах.


Трудности, с которыми молодые люди сталкиваются на рынке труда, оказывают влияние на формирование их жизненных стратегий. По данным исследований (ЦСИ МГУ) 59% хотели бы постоянно жить в России с возможностью контрактной занятости за рубежом, предпочли бы постоянно жить и работать в России 24 %, за рубежом - 6%.


Что касается поиска рабочего места по окончании вуза, результаты исследований показывают (ИСА СПМ), что только 21% опрошенных выпускников вузов смогли трудоустроиться без какой-либо посторонней помощи, остальным в поиске работы помогли родители, близкие родственники (50%) и друзья (44%). 9% опрошенных пользовалась услугами бирж труда и специализированных агентств (13%), лишь 11% респондентов отправляли свои резюме по почте. Примерно трети респондентов с первым рабочим местом помог вуз, а 17% - студенческий профком.


Важным результатом исследований в области молодежной занатости является утверждение о том, что занятость студентов в период учебы оказывает существенное положительное влияние на трудоустройство выпускников по окончании вуза. «Практически каждый пятый трудоустроенный выпускник сейчас работает на том же предприятии, где подрабатывал в студенческие годы» (ИСА СПМ).


Согласно опросу руководителей предприятий Екатеринбургской области, работодатели хотели бы, чтобы молодой специалист хорошо владел иностранным языком, умел работать на компьютере, умел улаживать конфликты с подчиненными, знал организацию производства на лучших иностранных фирмах, был способен находить выгодных партнеров. Опрос, проведенный среди студентов вузов Екатеринбурга, показывает, что выпускники считают важным обладать такими качествами и способностями, как знание иностранных языков, умение работать на компьютере, уметь четко выполнять указания руководства, самостоятельно находить выгодные заказы, иметь глубокие профессиональные знания. Результаты исследования ИСА СПМ свидетельствует о том, что работодателей в в первую очередь интересуют такие качества как дисциплина и исполнительность, и только потом - уровень образования и практические навыки.


Важным качеством для выпускников на сегодняшний день становится адаптация. Способность адаптироваться к сложным и быстроменяющимся экономическим условиям является, безусловно, ключевым условием успеха молодого специалиста на рынке труда. Однако, результаты исследований показывают, что далеко не все выпускники осознают эту необходимость.


Таким образом, в данной статье мы проанализировали часть проблем, с которыми сталкиваются выпускники на рынке труда. Думается, что исследования, рассмотренные в статье, представляют лишь малую долю опросов, проводимых в последние годы российскими вузами и научными институтами среди студентов, выпускников, работодателей, и т.д. Результаты этих исследований позволяют, тем не менее, задуматься о необходимости сближения университетского образования и реальных потребностей рынка труда. Результатом такого сближения могут стать изменения приоритетов при построении образовательных программ в российских вузах (например, сместить акцент с теоретических знаний на практические навыки, повышать адаптивный потенциал у студентов, способствовать развитию таких качеств, как самостоятельность и инициативность).





Смотрите также:
Выпускник вуза на рынке труда России
66.73kb.
1 стр.
Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях на рынке труда
180.75kb.
1 стр.
Прокопов Н. И
186.23kb.
1 стр.
В статье рассматриваются проблема адаптации молодежи на рынке труда в условиях экономического кризиса, ситуация на рынке труда в связи с переходом российского общества к рыночным отношениям
151.44kb.
1 стр.
Выпускники вузов на современном рынке труда: проблемы трудоустройства
124.64kb.
1 стр.
Из опыта работы органов труда и занятости населения оренбургской области по реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда
69.09kb.
1 стр.
Дискриминация на рынке труда современной россии
254.77kb.
1 стр.
Анализ ситуации на рынке труда муниципального образования г. Ноябрськ в 2011 год
249.24kb.
1 стр.
Социальные эксклюзии на региональном рынке труда: к проблеме социальной ответственности работодателей
137.88kb.
1 стр.
Сценарий Роли: Выпускник 1 Выпускник 2
64.69kb.
1 стр.
Опыт формирования информационных ресурсов для анализа спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг
61.47kb.
1 стр.
Российские студенты продолжают побеждать в конкурсах
29.38kb.
1 стр.