Тема "В концертном зале" 6 часов
17.
|
|
Тема 17 урока: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.
-
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
-
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
-
Июнь. Из цикла «Времена года». П. Чайковский
|
Презентация "Путешествие в прошлое. Time Rime";
Видеоролик "Квартет".
Портреты композиторов П.Чайковского, А.Бородина.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Творческая работа "Вариации на тему Рококо" (рисунок, коллаж, аппликация, поделка)
|
18.
|
|
Тема 18 урока: Старый замок.
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
-
Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
-
Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.
|
Презентация "Путешествие в прошлое. Time Rime";
Видеоролик "Старый замок"
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.20-21
Учебник, стр.79, задание 4 (письменно)
|
19.
|
|
Тема 19 урока: Счастье в сирени живет…
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень»).
-
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
|
Презентация "Путешествие в прошлое. Time Rime";
Видеоролик "Романс "Сирень"
Изображения цветущей сирени.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.81, задание 2 (сочинение-размышление)
|
20.
|
|
Тема 20 урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы…
|
Комбинированный урок.
|
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.
-
Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
-
Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.
|
Презентация "Камерная инструментальная музыка"
Портрет композитора Ф.Шопена.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.22-23
Выучить термины (полонез, мазурка, вальс, трехчастная форма, куплетная форма)
|
21.
|
|
Тема 21 урока: Патетическая соната.
Годы странствий.
|
Комбинированный урок.
|
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.
-
Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
-
Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
-
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
-
Арагонская хота. М. Глинка.
|
Презентация "Соната"
Видеопрезентация "Венеция"
"Арагонская хота" в исполнении ансамбля им. И.Моисеева.
Портреты композиторов Л.Бетховена и М.Глинки.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.87, задание 3 (сочинение)
Рабочая тетрадь, стр.24-25
|
22.
|
|
Тема 22 урока: Царит гармония оркестра.
|
Урок контроля и коррекции знаний.
|
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра
|
Модуль ФЦИОР "Симфонический оркестр. Тест"
Карточки с тестовым заданием.
Схема рассадки оркестра.
Детские музыкальные инструменты.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
Тема "В музыкальном театре" 2 часа
|
23.
|
|
Тема 23 урока: Театр музыкальной комедии.
|
Комбинированный урок.
|
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
-
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
-
Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
-
Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
-
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
|
Презентация "Музыкальная комедия"
Видеозаписи:
Фильм-оперетта "Летучая мышь" (фрагменты)
Фильм-мюзикл "Моя прекрасная леди" (фрагменты)
Детские музыкальные инструменты.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.109, задание 4 (письменно)
|
III триместр
|
24.
|
|
Тема 24 урока: Балет «Петрушка»
|
Комбинированный урок.
|
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.
-
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский
|
Презентация "Русские сезоны в Париже"
Балет "Петрушка" в постановке Большого театра (фрагменты)
Портрет композитора И.Стравинского
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.26-27
Учебник, стр. 107, задание 1 (эскизы костюмов героев)
|
Тема "О России петь - что стремиться в храм" 4 часа
|
25.
|
|
Тема 25 урока: Святые земли Русской.
Илья Муромец
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
-
Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых.
-
Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
-
Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
-
Не шум шумит, русская народная песня.
|
Видеопрезентация "История о русском богатыре"
Изображения Ильи Муромца в иконописи и в светской живописи.
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
26.
|
|
Тема 26 урока: Кирилл и Мефодий.
|
Урок изучения и закрепления новых знаний
|
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
-
Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
-
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
-
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев
-
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.
|
Презентация "Святые земли Русской"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.8-9
Сообщение о Кирилле и Мефодии.
|
27.
|
|
Тема 27 урока: Праздников праздник, торжество из торжеств.
|
Урок контроля и коррекции знаний.
|
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.
-
«Христос воскресе! (тропарь)
-
Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
-
Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
|
Презентация "Праздники русской православной церкви. Пасха"
Карточки с тестовым заданием.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
28.
|
|
Тема 28 урока: Родной обычай старины. Светлый праздник.
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.
-
«Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
-
Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
-
Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
|
Видеозапись сюиты "Светлый праздник" в исполнении студентов колледжа им. Мусоргского
Символы праздника Пасхи.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.10-13
|
Тема "Гори, гори ясно, чтобы не погасло..." 1 час
|
29.
|
|
Тема 29 урока: Народные праздники.
Троица.
|
Комбинированный урок.
|
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
|
Видеоролик "Троица" (проект коллектива "Песнохорки")
Детские музыкальные инструменты.
Тексты изучаемых песен.
Элементы русских народных костюмов.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.69, задание 3.
|
Тема "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..." 5 часов
|
30.
|
|
Тема 30 урока: Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.
Развитие музыкального образа.
-
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
-
Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.
-
Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.
|
Презентация "Жанры камерной инструментальной музыки"
Видеозаписи:
Шопен (передача "Абсолютный слух" - фрагмент)
Портреты композиторов С.Рахманинова и Ф.Шопена.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Творческое задание "Письмо композитору" (письменно)
|
31.
|
|
Тема 31 урока: Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
|
Урок закрепления знаний.
|
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей.
-
Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы.
-
Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.
-
Тонкая рябина, русская народная песня.
-
Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
|
Модуль ФЦИОР "Характеристика отдельных инструментов. Гитара"
Видеозаписи авторов-исполнителей (бардов).
Портреты известных авторов-исполнителей.
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.119, задание 3 (письменно)
Рабочая тетрадь, стр.32
|
32.
|
|
Тема 32 урока:
В каждой интонации спрятан человек.
|
Урок контроля и коррекции знаний.
|
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
-
Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.
-
Патетическая соната. Л.Бетховен
-
Исходила младешенька. М.Мусоргский
|
Карточки с тестовым заданием.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
33.
|
|
Тема 33 урока: Музыкальный сказочник.
|
Комбинированный урок
|
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
-
Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
|
Видеозапись передачи "Абсолютный слух", сюжет о Н.А.Римском-Корсакове (фрагмент)
Видеопрезентация "Шехеразада"
Портрет композитора Н.Римского-Корсакова.
Карточки "Кроссворд"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Решить кроссворд "Музыкальные инструменты"
|
34.
|
|
Тема 34 урока: Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
|
Обобщающий урок
|
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
-
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
|
Видеопрезентация "Образ России"
Плакаты "Афиша" и "Программа"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|