Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Тематический план


п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Россия - Родина моя

4

2

День, полный событий

5

3

О России петь - что стремиться в храм

4

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

4

5

В музыкальном театре

6

6

В концертном зале

6

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...

5

Итого




34



Формы контроля


            Триместр

Тема


Всего часов

Контрольные работы

(общее количество часов)



Тест

1 триместр

Россия - Родина моя

4




День, полный событий

5


1

В музыкальном театре

3




2 триместр

В музыкальном театре

2



Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3


1


В концертном зале

6

1

3 триместр

В музыкальном театре

1




О России петь - что стремиться в храм

4


1


Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

1




Чтоб музыкантом быть, так

надобно


уменье...

5

1

Всего:

 

34

5



Календарно-тематическое планирование

Музыка. 4 класс.

(1 час в неделю, всего 34 ч.)


№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные вопросы

ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);

Наглядные пособия, оборудование

Домашнее задание




Тема "Россия - Родина моя" 4 часа

I триместр

1.




Тема 1 урока: Мелодия.

«Ты запой мне ту песню…»

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов

  • «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня

  • «Песня о России» В.Локтев

  • «Вокализ» С.Рахманинов.

Презентация "Вокальная музыка. Вокализ"

Портрет композитора С.Рахманинова.

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр.3-5

2.




Тема 2 урока:

Как сложили песню. Звучащие картины.




Комбинированный урок.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».



  • «Ты, река ль, моя – реченька»

Презентация "Жанры русских народных песен"

Модуль ФЦИОР "Трудовые, игровые и лирические песни. Практика"


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр.6-7

Учебник, стр.17, задание 3 (письменно)



3.




Тема 3 урока:

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Жанры русских народных песен.


Комбинированный урок.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Многообразие жанров народных песен.



  • «Ты, река ль, моя – реченька»

  • «Солдатушки, бравы ребятушки»

  • «Милый мой хоровод»

  • «А мы просо сеяли»

Видеозаписи народных хоровых коллективов (Северный народный хор, Кубанский казачий хор, Хор им. Пятницкого)
Карточки "Жанры народных песен"
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Подготовить выразительное исполнение русской народной песни.

4.




Тема 4 урока:

Я пойду по полю белому…

На великий праздник собралася Русь!


Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.


  • Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» фрагменты

  • Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка


Видеозаписи:

Кинофильм "Александр Невский" (фрагмент)

Опера "Иван Сусанин" (фрагмент)
Портреты композиторов С.Прокофьева и М.Глинки
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр.23, задание 3 (письменно)

Тема "День, полный событий" 5 часов

5.




Тема 5 урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).



  • «Осенняя песня» П.Чайковский;

  • «Пастораль» Г.Свиридов;

  • «Осень» Г.Свиридов.

Презентация "В гостях у А.С.Пушкина"
Стихи А.С.Пушкина.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Подготовить выразительное чтение стихов А.С.Пушкина о зиме.

6.




Тема 6 урока: Зимнее утро, зимний вечер.


Комбинированный


Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).




  • Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

  • У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

  • Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.


Видеозаписи:

П.И.Чайковский "Зимнее утро" (проект Гнесинские виртуозы)

Фильм-концерт П.И.Чайковский "Времена года" исп. М.Плетнев (фрагмент)
Портреты А.С.Пушкина и П.И.Чайковского

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" (прочитать)

7.




Тема 7 урока: «Что за прелесть эти сказки!»

Три чуда.




Комбинированный


Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Выразительность и изобразительность в музыке.


  • Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков

Презентация "Сказки А.С.Пушкина в музыке"

Кинофильм "Композитор Н.А.Римский-Корсаков" (фрагмент)


Портрет композитора Н.Римского-Корсакова.

Детские музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, ложки, барабан)


Карточки "Музыкальные инструменты"
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр.14-15
Иллюстрация к картине "Три чуда"

8.




Тема 8 урока: Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.


Комбинированный

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.



  • Хоры из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.

«Девицы, красавицы».

«Уж как по мосту, мосточку»



  • «Детский альбом» П.Чайковского.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

  • Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Презентация "Путешествие в Пушкинские горы"

Портреты П.Чайковского, М.Мусоргского и А.Пушкина


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник стр.53, задание 3 (письменно)

9.




Тема 9 урока: «Приют, сияньем муз одетый…».


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.



  • Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.




Презентация "Путешествие в Пушкинские горы"
Карточки с тестовыми заданиями.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр.56, задание 2 (письменно)


Тема "В музыкальном театре" 4 часа

10




Тема 10 урока: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.


Урок изучения и закрепления новых знаний.


Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.

Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:


  • интродукция

  • танцы из 2 действия

  • хор из 3 действия

Презентация "Опера М.И.Глинки "Иван Сусанин"

Видеозапись оперы "Иван Сусанин" в постановке Большого театра (фрагменты)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Дать характеристику русских и поляков (письменно)

11




Тема 11 урока: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.


Комбинированный урок


Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.



  • опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

сцена из 4 действия

Презентация "Опера М.И.Глинки "Иван Сусанин"

Видеозапись оперы "Иван Сусанин" в постановке Большого театра (фрагменты)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр.99, задание 4 (письменно)

12




Тема 12 урока: "Исходила младёшенька..."


Урок изучения и закрепления новых знаний.


Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность



  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Песня Марфы («Исходила младешенька»);

Видеопрезентация "Виды Москвы на картинах русских художников"
Портрет композитора М.Мусоргского
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.






II триместр

13




Тема 13 урока: Русский Восток. Восточные мотивы.


Комбинированный урок.


Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).



  • «Танец с саблями».

  • Пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

  • Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.




Презентация "Русский Восток"

Видеозаписи:

"Персидский хор" из оперы "Руслан и Людмила" в постановке Мариинского театра;

"Пляска персидок" из оперы "Хованщина" в постановке Большого театра;

"Танец с саблями" из балета "Гаянэ" (дир. С.Озава)
Примеры произведений изобразительного искусства на восточные темы.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Творческая работа "Восточный орнамент" (рисунок, коллаж, аппликация)

Тема "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" 3 часа

14




Тема 14 урока: Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.


Комбинированный урок.


Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.



  • Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

  • Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

  • Аисты, узбекская народная песня.

  • Колыбельная, английская народная песня.

  • Колыбельная, неаполитанская народная песня.

  • Санта Лючия, итальянская народная песня.

  • Вишня, японская народная песня, и др.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

  • Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

  • Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

(на выбор учителя)

Видеозаписи народных хоровых коллективов.

Тексты изучаемых песен.


Изображения народных инструментов.

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Рабочая тетрадь, стр.16-17
Учебник, стр.61, задание 3 (письменно)

15




Тема 15 урока: Оркестр русских народных инструментов.


Комбинированный урок.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.



  • Светит месяц, русская народная песня-пляска.

  • Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Презентация "Оркестр русских народных инструментов"

Видеозаписи:

"Пляска скоморохов" в исполнении ансамбля им. И.Моисеева;

"Светит месяц" в исполнении ОРНИ им. Осипова


Схема вариационной формы.

Схема рассадки оркестра.


Детские музыкальные инструменты (бубен, ложки, трещотки, свирель, колокольчик)
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр.18-19

Учебник, стр.63, задание 4 (письменно)



16




Тема 16 урока: «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Музыкальный фольклор народов России и мира.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.



Мультипликационный фильм "Музыкант-чародей"
Карточки с тестовым заданием.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.







<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
333.76kb.
2 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
357.35kb.
2 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
346.59kb.
2 стр.
Юсупова Юнуса Исхаковича I категория Ф. И. О., категория по физике 11 кл предмет, класс и т п 2011 2012 учебный год пояснительная записка. Настоящая рабочая программа курса
351.79kb.
1 стр.
Смирновой Елены Леонидовны учителя информатики высшая категории г. Буй 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
200.52kb.
1 стр.
2012 год Срок реализации – май 2012 года, две недели Участники
42.48kb.
1 стр.
Мелентьева Ирина Анатольевна
7.11kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе
732.52kb.
4 стр.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе Учитель Пицунова Наталья Михайловна, I квалификационная категория
162.07kb.
1 стр.