Календарно-тематическое планирование
Музыка. 4 класс.
(1 час в неделю, всего 34 ч.)
|
№ п/п
|
Дата
|
Наименование разделов и тем
|
Тип урока
|
Основные вопросы
|
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);
Наглядные пособия, оборудование
|
Домашнее задание
|
|
Тема "Россия - Родина моя" 4 часа
|
I триместр
|
1.
|
|
Тема 1 урока: Мелодия.
«Ты запой мне ту песню…»
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
-
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов
-
«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня
-
«Песня о России» В.Локтев
-
«Вокализ» С.Рахманинов.
|
Презентация "Вокальная музыка. Вокализ"
Портрет композитора С.Рахманинова.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.3-5
|
2.
|
|
Тема 2 урока:
Как сложили песню. Звучащие картины.
|
Комбинированный урок.
|
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень».
-
«Ты, река ль, моя – реченька»
|
Презентация "Жанры русских народных песен"
Модуль ФЦИОР "Трудовые, игровые и лирические песни. Практика"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.6-7
Учебник, стр.17, задание 3 (письменно)
|
3.
|
|
Тема 3 урока:
«Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Жанры русских народных песен.
|
Комбинированный урок.
|
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
-
«Ты, река ль, моя – реченька»
-
«Солдатушки, бравы ребятушки»
-
«Милый мой хоровод»
-
«А мы просо сеяли»
|
Видеозаписи народных хоровых коллективов (Северный народный хор, Кубанский казачий хор, Хор им. Пятницкого)
Карточки "Жанры народных песен"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Подготовить выразительное исполнение русской народной песни.
|
4.
|
|
Тема 4 урока:
Я пойду по полю белому…
На великий праздник собралася Русь!
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.
-
Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» фрагменты
-
Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка
|
Видеозаписи:
Кинофильм "Александр Невский" (фрагмент)
Опера "Иван Сусанин" (фрагмент)
Портреты композиторов С.Прокофьева и М.Глинки
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.23, задание 3 (письменно)
|
Тема "День, полный событий" 5 часов
|
5.
|
|
Тема 5 урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
-
«Осенняя песня» П.Чайковский;
-
«Пастораль» Г.Свиридов;
-
«Осень» Г.Свиридов.
|
Презентация "В гостях у А.С.Пушкина"
Стихи А.С.Пушкина.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Подготовить выразительное чтение стихов А.С.Пушкина о зиме.
|
6.
|
|
Тема 6 урока: Зимнее утро, зимний вечер.
|
Комбинированный
|
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
-
Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
-
У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
-
Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.
|
Видеозаписи:
П.И.Чайковский "Зимнее утро" (проект Гнесинские виртуозы)
Фильм-концерт П.И.Чайковский "Времена года" исп. М.Плетнев (фрагмент)
Портреты А.С.Пушкина и П.И.Чайковского
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" (прочитать)
|
7.
|
|
Тема 7 урока: «Что за прелесть эти сказки!»
Три чуда.
|
Комбинированный
|
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Выразительность и изобразительность в музыке.
-
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков
|
Презентация "Сказки А.С.Пушкина в музыке"
Кинофильм "Композитор Н.А.Римский-Корсаков" (фрагмент)
Портрет композитора Н.Римского-Корсакова.
Детские музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, ложки, барабан)
Карточки "Музыкальные инструменты"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.14-15
Иллюстрация к картине "Три чуда"
|
8.
|
|
Тема 8 урока: Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
|
Комбинированный
|
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.
-
Хоры из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.
«Девицы, красавицы».
«Уж как по мосту, мосточку»
-
«Детский альбом» П.Чайковского.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
-
Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
|
Презентация "Путешествие в Пушкинские горы"
Портреты П.Чайковского, М.Мусоргского и А.Пушкина
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник стр.53, задание 3 (письменно)
|
9.
|
|
Тема 9 урока: «Приют, сияньем муз одетый…».
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
|
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
-
Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.
|
Презентация "Путешествие в Пушкинские горы"
Карточки с тестовыми заданиями.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.56, задание 2 (письменно)
|
Тема "В музыкальном театре" 4 часа
|
10
|
|
Тема 10 урока: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.
Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:
-
интродукция
-
танцы из 2 действия
-
хор из 3 действия
|
Презентация "Опера М.И.Глинки "Иван Сусанин"
Видеозапись оперы "Иван Сусанин" в постановке Большого театра (фрагменты)
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Дать характеристику русских и поляков (письменно)
|
11
|
|
Тема 11 урока: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
|
Комбинированный урок
|
Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.
-
опера «Иван Сусанин». М.Глинка.
сцена из 4 действия
|
Презентация "Опера М.И.Глинки "Иван Сусанин"
Видеозапись оперы "Иван Сусанин" в постановке Большого театра (фрагменты)
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.99, задание 4 (письменно)
|
12
|
|
Тема 12 урока: "Исходила младёшенька..."
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность
-
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
-
Песня Марфы («Исходила младешенька»);
|
Видеопрезентация "Виды Москвы на картинах русских художников"
Портрет композитора М.Мусоргского
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
II триместр
|
13
|
|
Тема 13 урока: Русский Восток. Восточные мотивы.
|
Комбинированный урок.
|
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
-
«Танец с саблями».
-
Пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
-
Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
-
Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
|
Презентация "Русский Восток"
Видеозаписи:
"Персидский хор" из оперы "Руслан и Людмила" в постановке Мариинского театра;
"Пляска персидок" из оперы "Хованщина" в постановке Большого театра;
"Танец с саблями" из балета "Гаянэ" (дир. С.Озава)
Примеры произведений изобразительного искусства на восточные темы.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Творческая работа "Восточный орнамент" (рисунок, коллаж, аппликация)
|
Тема "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" 3 часа
|
14
|
|
Тема 14 урока: Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
|
Комбинированный урок.
|
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
-
Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
-
Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
-
Аисты, узбекская народная песня.
-
Колыбельная, английская народная песня.
-
Колыбельная, неаполитанская народная песня.
-
Санта Лючия, итальянская народная песня.
-
Вишня, японская народная песня, и др.
-
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.
-
Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
-
Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
(на выбор учителя)
|
Видеозаписи народных хоровых коллективов.
Тексты изучаемых песен.
Изображения народных инструментов.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.16-17
Учебник, стр.61, задание 3 (письменно)
|
15
|
|
Тема 15 урока: Оркестр русских народных инструментов.
|
Комбинированный урок.
|
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
-
Светит месяц, русская народная песня-пляска.
-
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
|
Презентация "Оркестр русских народных инструментов"
Видеозаписи:
"Пляска скоморохов" в исполнении ансамбля им. И.Моисеева;
"Светит месяц" в исполнении ОРНИ им. Осипова
Схема вариационной формы.
Схема рассадки оркестра.
Детские музыкальные инструменты (бубен, ложки, трещотки, свирель, колокольчик)
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.18-19
Учебник, стр.63, задание 4 (письменно)
|
16
|
|
Тема 16 урока: «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
|
Музыкальный фольклор народов России и мира.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
|
Мультипликационный фильм "Музыкант-чародей"
Карточки с тестовым заданием.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
|