Главная
страница 1
Бобакова Н.В.,

г.Смоленск

ОГОУ СПО «Смоленский индустриальный техникум»
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ АКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
В настоящее время для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в техникуме, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы активно используются инновационные педагогические технологии, такие как модерация, кейс-технологии, ролевые игры, портфолио и другие.

Но наиболее широкое распространение при подготовке специалистов по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин», а также при выполнении письменных экзаменационных работ находит метод проектов.

Метод проектов можно применять не только в обычной группе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы обучающихся в течение различного по продолжительности времени, но и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Основной специфической деятельностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы курса, предмета проект ни проводился, участникам его приходится использовать знания из области информатики.

Уже многие годы преподаватели нашего образовательного учреждения применяют в своей деятельности различные типы метода проектов, а обучающиеся принимают активное участие в разработке коллективных творческих проектов с использованием информационных технологий.

Так, в течение 10 лет, с того времени, как техникум (ранее Профессиональный лицей № 9 города Смоленска) и Коммерческая школа № 2 города Хагена начали свою программу по международному сотрудничеству, наше образовательное учреждение принимает участие в международных проектах под общей темой «Встреча с Восточной Европой». Эта работа помогает нашим и зарубежным участникам проектов ближе познакомиться с культурной, исторической, социальной, политической и другими аспектами жизни стран.

Ежегодно, в начале сентября немецкая сторона присылает в техникум комплект материалов, который включает в себя: письмо с приглашением для участия в проекте под общим названием «Встреча с Восточной Европой» и буклет с предлагаемыми темами (обычно, не менее 7-8 тем). Пример такого проекта, над которым мы работали в 2004 учебном году, «Путешествие по странам Балтики – из Калининграда в Санкт-Петербург».

В 2005 году мы участвовали в проекте, который был предложен Коммерческой школой № 2 города Хагена. Обучающиеся приняли участие в создании путеводителя по городу Смоленску на немецком языке. В ходе работы над проектом сами ребята узнали много нового и интересного о своем городе, о памятных местах и местах проведения досуга для молодежи.

В осуществлении проектов были заняты обучающиеся групп секретарей суда (набор и редактирование текстов), операторов электронно-вычислительных машин (форматирование текстов, сканирование фотографий, гербов, макетирование материала).

В рамках данных проектов используются самые различные виды деятельности: письменные и устные сообщения, документы, фотографии, видеоматериалы, изготовленные вручную поделки (макеты, модели и т.д.), интервью, а также работы, выполненные с помощью компьютерных технологий.

Результаты выполнения совместных проектов (презентации, Web-страницы) широко применяются на тематических уроках (немецкого языка, социологии и др.), а также внеклассных мероприятиях.

В рамках сотрудничества Профессионального лицея № 9 и Коммерческой школы 2 г. Хагена в период с 2004 по 2007 г.г. были разработаны следующие международные проекты:


  • 2004 год. Совместная WEB-страница об учебных заведениях, истории взаимоотношений, которая была размещена Коммерческой школой 2 в Интернете.

  • 2005 год. Международный экологический проект «Наш вклад в будущее». Совместная WEB-страница об экологии городов Смоленск и Хаген, которая размещена на сайте Администрации города Смоленска. В ходе подготовки докладов обучающиеся фотографировали на улицах и в парках города, подбирали статьи, анализировали материал Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Смоленской области», состоящий из более 120 страниц, набирали и форматировали текст на компьютере, вставляли фотографии, диаграммы и т.д. В ходе сбора информации было сделано более 60 звонков по телефону, состоялись личные встречи с работниками разного уровня учреждений города Смоленска. В ходе обсуждения тем проекта были сформулированы предложения, адресованные как к руководству города Смоленска, так и непосредственно участникам проекта.

  • 2006 год. Проект «Хаген – город с историей». Учащиеся школы и лицея изучали историю на основе материалов и экспозиций в музеях Хагена, разработали и провели викторину, которая была оформлена на бумажном и электронном носителе на 2-х языках.

  • 2007 год. Началась активная работа в проекте «Социальные проблемы глазами молодежи. (Социальная реклама)».

Основу таких проектов составляют материалы, подготовленные в период дружественных визитов обучающихся и преподавателей одного учебного заведения-партнера в другое. Целью таких взаимоотношений является знакомство с историческим и культурным наследием городов-побратимов.

Немаловажную роль в образовательном процессе техникума играют тематические проекты (монопроекты), разрабатываемые обучающимися по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» при выполнении практической части письменных экзаменационных работ. Тематика их многообразна: это могут быть материалы разделов из курсов специальных дисциплин («Информатика и вычислительная техника», «Операционные системы и среды», «Программное обеспечение ЭВМ» и др.), определяющих их профессиональную подготовку; отдельные темы предметов гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов. Поиск информации для разработок по другим профессиям осуществляется операторами ЭВМ совместно с обучающимися по этим профессиям. Например, в 2006-2007 учебном году при сотрудничестве, информационной поддержке групп по профессии «Садовник» были разработаны электронные пособия, презентации, которые в дальнейшем будут широко применяться по ряду дисциплин как преподавателями при реализации учебно-воспитательного процесса, так и обучающимися для самостоятельного изучения.

В 2007 году были также реализованы коллективные проекты: «Интерактивная карта «Культурное и историческое наследие земли Смоленской»» (сборник презентаций и Web-страниц по истории, культуре, искусству, природе Смоленщины, о знаменитых людях, родившихся и живших на Смоленщине); «В помощь преподавателю, обучающемуся. Часть.3» (сборник программных продуктов по разным предметам); «Электронные экскурсии по музею компьютерной техники» (сборник презентаций по истории развития вычислительной техники) и другие.

Преподаватели техникума на всех этапах урока (актуализация опорных знаний, изучение и закрепление нового материала, постановка домашнего задания) могут использовать такие монопроекты наших выпускников, как электронные учебные пособия: «Высшая математика», «Основы информатики и ВТ», «Windows XP», «HTML», «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», web-сайт «Физическое воспитание в техникуме», презентации «Искусство букета», «Гандбол», «Моддинг ПК», «Тегеранская конференция», «Партизанское движение на Смоленщине» и многие другие.



Использование преподавателями метода проектов, информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет сделать обучение более интересным для студентов, содержательным и эффективным, является не только условием подготовки выпускников на основе развития их компетенций, но и повышает квалификацию самих преподавателей.


Смотрите также:
Метод проектов как условие активной подготовки обучающихся и повышения квалификации преподавателей
48.97kb.
1 стр.
Курсы повышения квалификации по программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на разных ступенях общего образования. С 23. 10. 2012 г по 23. 11. 2012 г
62.8kb.
1 стр.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама
203.62kb.
1 стр.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама
219.54kb.
1 стр.
Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей
68.33kb.
1 стр.
Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей
132kb.
1 стр.
Информация Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей
59.81kb.
1 стр.
Центр обучения и повышения квалификации переводчиков и преподавателей перевода
96.09kb.
1 стр.
Центр обучения и повышения квалификации переводчиков и преподавателей перевода
131.47kb.
1 стр.
Основы тестологии в курсе повышения квалификации преподавателей иностранных языков
52.91kb.
1 стр.
Курсы повышения квалификации по программе «Экономика градостроительства» в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (гасис)
35.15kb.
1 стр.
Программа курсов повышения квалификации
62.88kb.
1 стр.