Главная
страница 1страница 2страница 3
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ
Учебная программа для специальности

1-21 03 01 История (по направлениям)

1-21 03 01-01 История (отечественная и всеобщая)

Факультет исторический




Кафедра истории Беларуси




Курс 5


Семестр 9-10

Лекции 16 часов Экзамен 10 семестр

Практические

занятия 2 часа Зачет нет
Самостоятельная управляемая работа студентов

нет

Всего аудиторных


часов по дисциплине 18 часов

Всего часов Форма получения


по дисциплине 120 часов высшего образования заочная

Составил В.П. Пичуков, к.и.н., доцент

2010

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утвержденной _____ ________________ 200__ г.,


регистрационный номер _____-________/_____

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта


на заседании кафедры истории Беларуси
5 мая 2010 г., протокол № 12
Заведующий кафедрой

доцент ____________ О.Г. Ященко


Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом исторического факультета
11 мая 2010 г., протокол № 10

Председатель


доцент ____________ Г.А. Алексейченко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина “Историография истории Беларуси” предназначена для актуализации и систематизации уже полученных знаний по истории Беларуси. Вместе с тем она предполагает организацию этих знаний на проблемно-теоретическом уровне.

Как научная дисциплина историография истории Беларуси изучает закономерности процесса накопления исторических знаний, научного исследования жизни общества.

Данная учебная программа освещает курс истории исторической науки, изучавшей и изучающей белорусскую историю от древности до наших дней.



Целью дисциплины является овладение студентами закономерностями развития исторической науки, формирование у студентов навыков квалифицированного анализа общих тенденций этого развития.

Задачи дисциплины:

- усвоение организации исторической науки (подготовка кадров, система научных учреждений, источниковедческая база и другие элементы инфраструктуры организации исторических исследований);

- формирование устойчивого знания о развитии проблематики исследований;

- изучение влияния политической, социокультурной ситуации на концептуальную позицию исследователя.

В результате изучения дисциплины:

Студент должен знать:

- современный уровень достижений исторической науки;

- становление и эволюцию различных школ в историографии отечественной истории.

Студент должен уметь:

- использовать достижения смежных гуманитарных наук для разработки исторической проблематики и решения специальных научных проблем;

- применять общие и специальные исторические знания для решения профессиональных задач;

- использовать на практике полученную теоретическую информацию.

Дисциплина «Историография истории Беларуси» изучается студентами 5 курса заочного факультета специальности 1- 21 03 01- 01 «История (отечественная и всеобщая)» в объеме 18 часов учебных занятий (из них 16 часов лекционных и 2 часа практических занятий. Форма отчетности – экзамен.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1 Введение.
Тема 1 Предмет историографии истории Беларуси

Сущность предмета. Основные аспекты историографии: изучение организации (“инфраструктура”) исторической науки; исследовательская проблематика; теоретическая база исследований; влияние политической ситуации на концептуальные позиции историков.

Мировоззренческая и политическая функции историографии. Задача курса.

Этапы развития историографии истории Беларуси.

1 этап. Летописный. Зарождение исторического мышления.

2 этап. XVI в. “Вестернизация” белорусской культуры. Статут 1588 г. Публицистика. М.Стрыйковский- первый историк ВКЛ.

3 этап. XVII – 40-е гг. XVIII в. Иезуитские школы. Исторические и географические комментарии прошлого. Мусантий, Я.Древс, А.В.Коялович, Ф.Папроцкий, К.Вирвич.

4 этап. II половина XVIII в. Секуляризация просвещения. Десакрализация истории. Пиарская доктрина образования. Учебники Ю. И В.Скжетусских. Главная Литовская школа.

5 этап. Конец XVIII – I треть XIX в. Политические условия формирования исторического мышления. Источниковедческий и историографический “бум”. Поиск ориентиров в формировании российской историографии истории Беларуси.

6 этап. 30-е – начало 60-х гг. XIX в. Политика русификации (“нейтрализация польского влияния”). Русская дворянская историография.

7 этап. 1861-1863 – 1917 гг. Буржуазная историография. “Западноруссизм” и его представители. Формирование либерального и демократического направлений в историографии истории Беларуси. Стоки белорусской национальной историографии.

8 этап. 20-е гг. ХХ в. Формирование белорусской национальной исторической школы.

9 этап. 30-е – сер. 50-х гг. ХХ в. Вульгарно-социологический подход в историографии. Сталинская директивная историография.

10 этап. II половина 50-х – сер. 80-х гг. ХХ в. Либерализация общества директивного социализма. “Абецедарщина”.

11 этап. II половина 80-х гг. ХХ- начало XXI в. Эпоха реформирования. Формирование национальной концепции белорусской истории. Историографический плюрализм.

Тема 2 Изучение историографии истории Беларуси

Фрагментарность историографического анализа в досоветских исследованиях. 1920-е – начало 30-х гг. В.И.Пичета. “Введение в русскую историю”, “Формы нацыянальнага і апазіцыйнага руху на Беларусі”. А.И.Цвикевич и его работа “Западноруссизм …”. М.Касперович – “Краязнаўства”. В.К.Щербаков. “Класавая барацьба і гістарычная навука на Беларуси...”.

II половина 50-х – 80-е гг. ХХ в. В.Н.Перцев. Исследование исторических путей формирования “отраслевых” разделов историографии: источниковедения, археологии, археографии, этнографии Беларуси (исследования Л.В.Алексеева, Н.Н.Улащика, В.К.Бондарчика, В.А.Чемерицкого, Г.А.Кохановского, М.Ф.Пилипенко). З.Ю.Копысский, В.В.Чепко. “Историография БССР. Эпоха феодализма”.

90-е гг. ХХ в. Ввод в научный оборот прошлого историографического наследия. Создание белорусской национальной концептуальной модели прошлого. М.О.Бич. “Нарысы гісторыі Беларусі”. Д.В.Карев – разработка проблемы формирования белорусской национальной историографии. Проведение тематических научных конференций по историографии истории Беларуси. Немецкий историк Р. Линднер и его исследования по историографии истории Беларуси.


Раздел 2 Формирование и развитие исторической мысли в Беларуси (средневековье – XVIII в.)
Тема 1 Летописный период историографии

История Беларуси в древнерусских летописях. Галицко-Волынская летопись. Полоцкая летопись и ее изучение В.Н.Татищевым.

Изучение белорусско-литовского летописания: И.Данилович, Н.Н.Улащик, А.Рогов, В.Чемерицкий, С.Ходин, А.Семенчук. Смоленская летопись. Белорусско-литовские летописи XV-XVI вв.: “Летописец великих князей литовских”, “Похвала Витовту”. Общегосударственные летописные своды: “Белорусско-литовская летопись 1446 г.”, “Хроника Великого княжества Литовского и Жамойтского”, “Хроника Быховца”. Легендарная часть, эволюция ее содержания.

Историзм городских хроник и летописей: Могилевской, Витебской. Баркулабовская летопись.


Тема 2 Развитие исторической мысли в XVI-XVIII вв.

Общественно-политическое содержание эпохи. XVI в. – “золотой век” в истории ВКЛ. История ВКЛ в польских хрониках. Сарматская теория (Ян Длугош, Мацей Мехавита – трактат “О двух Сарматиях, Азиатской и Европейской”, Мартин Бельский, Бернард Ваповский, Мартин Кромер и др.)

Матей Стрыйковский и его “Хроника”. Историческая мысль в Статуте 1588 г. Франциск Скорина и его последователи.

Историко-конфессиональные традиции в освещении полемической литературы. Реформаторская публицистика. С.Будный, В.Тяпинский. Проблема церковной унии и полемическая литература. П.Скарга, И.Патей, М.Смотрицкий, А.Филиппович.

Историко-мемуарная литература. “Диариуши”. Ф.Кмита-Чернобыльский, Ф. Евлашевский. Диариуши Радзивиллов.

А.Нарушевич.



Раздел 3 Историография истории Беларуси в конце XVIII – I половине XIX вв.
Тема 1 Общественно-политические условия развития исторической мысли в конце XVIІІ – I половине XIX вв.

Вхождение белорусских земель в состав Российской империи – новый период в белорусской истории. Политика русификации и политика полонизации. Усиление политики русификации после восстания 1830-1831 гг. Деформация культурного развития Беларуси.

Основные факторы социально-политического и идеологического характера, влиявшие на историографическую ситуацию: политика в области гуманитарного образования; создание и контроль за деятельностью центров исторической науки; периодическая печать; кадровая и финансовая политика по отношению к учреждениям исторического профиля.
Тема 2 Историография истории Беларуси в конце XVIII – I половине ХІХ в.: персоналии, основные аспекты изучения

История Беларуси в противостоянии польской и российской историографий. История Беларуси в польской историографии (L.Golebiowski, J.Lukaszewicz, J.Jaroszewicz).

Поиски новой версии истории прошлого края российскими историками (“Топографические примечания…”). Формирование официального вектора трактовки истории Беларуси в российской дворянской историографии: Г.Миллер, Н.Бантыш-Каменский. С.Богуш-Сестренцевич. “Взгдяд на историю Западной Руси” неизвестного автора. Н.Устрялов и его работа “Исследование вопроса…”. М.Без-Корнилович и его “Исторические сведения…”. Труд О.Турчиновича “Обозрение истории Белоруссии…”.

Задача переориентации исторического сознания. Абсолютизация православного компонента и роли православной церкви в истории ВКЛ.



Тема 3 Виленская историческая школа

Виленский университет и его профессура: И.Лелевель (работы по источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам), И.Данилович (археография, исследователь белорусско-литовского летописания), И.Лобойко (палеография, археология), И.Онацевич (источниковедение, “История Литвы”), И.Ярошевич. История ВКЛ в их трудах. Развитие источниковедения и археографии. Т.Нарбут (9-ти томная “Древняя история литовского народа”. Влияние идей сарматизма), А.Киркор (“Teka Wilenska”), И.Крашевский. Польская и “литвинов-патриотов” концепции исторического прошлого края.

Значение периодической печати в распространении исторических знаний. “Wizerunki”. “Атенеум” И.Крашевского.
Раздел 4 Историография истории Беларуси в пореформенный период (1861-1917 гг.)
Тема 1 Общественно-политические условия развития исторической науки

Социальная трансформация в пореформенный период. Восстание 1863 г. и усиление русификации в Беларуси. М.Н.Муравьев и ограничительный правительственный курс. “Исторические атласы Западного края” Эркерта и Риттиха. Исторические изыскания генерала Ратча. Деятельность Виленской археографической комиссии по изданию документальных материалов. Северо-Западный отдел РГО.



Тема 2 М.О.Коялович и “западнорусская” историческая школа

Формирование концепции “западноруссизма”. М.О.Коялович (“История воссоединения западнорусских униатов…”, “Чтения по истории Западной России”). Периодизация истории Беларуси. “Противоборство русской и польской сил”. “Западнорусская” историческая школа Кояловича: А.Белецкий, Г.Киприянович, П.Жукович, К.Харлампович и др. П.Батюшков. “Белоруссия и Литва”.

Идеи “западноруссизма” в “Истории белорусского края” П.Бессонова.
Тема 3 История Беларуси в исследованиях российских дворянских и польских историков ІІ половины ХІХ- начала ХХ в.

Ф.Еленев (“Польская цивилизация и ее влияние на Западную Русь”), П.Щебальский (“Рассказы о Западной Руси”). Антипольская, антикатолическая направленность. К.Говорский и его “Вестник Западной России”. И.Беляев, П.Брянцев.

Колонизационная теория дворянской историографии.

Охранительный профиль краеведения и гимназической истории. М.Фурсов (“Исторический очерк Могилевской губернии. Могилев-на-Днепре,1882”).

История Беларуси в польской историографии ІІ половины ХІХ-начала ХХ в. I.Pobog, L.Wasilewski, A.Bruckner, M.Romer, O.Halecki, W.Kalinka, Sz.Askenazy, A.Prochaska, J.Latkowski, W.Kamieniecki. Польскоцентричный подход в освещении истории Беларуси. Проблематика: цивилизаторская миссия Польши, национальная идентификация белорусов, образование ВКЛ, унии и др.
Тема 4 История Беларуси в буржуазной историографии

В.Антонович и Киевский университет. М.Любавский и его ученики в Московском университете. И.Лаппо (Дерптский университет).

Представители историко-правовой школы в буржуазной историографии: М.Владимирский-Буданов (“Очерки из истории литовско-русского права”), М.Любавский (“Очерк истории Литовско-Русского государства…”). Работы В.Антоновича в области изучения истории ВКЛ (“Очерк истории...”) Ф.Леонтович, В.Пичета.

М.Грушевский, Ёнас Тоторайтис (“Die Litauer... 1905”)


Тема 5 Народническая историография. Истоки белоруской национальной историографии

Белорусские народнические землячества в Петербурге. “Гомон”. Историческое обоснование задачи национально-культурного и национально-государственного возрождения. Тезис “двух зол” белорусской истории – польского и московского. М.В.Довнар-Запольский и его цикл статей “Белорусское прошлое”. Развитие тезиса “двух зол”. Вклад М.В.Довнар-Запольского в изучение формирования государственности на белорусско-литовских землях (“Очерк истории кривичской и дреговичской земель до конца ХІІ столетия”), сельской общины, социально-экономического развития ВКЛ в XIV-XVI вв.

Формирование предпосылок для зарождения белорусской национальной историографии. Работы Е.Карского. “Белорусы”. “Нашаніўскі” период в развитии культуры Беларуси. “Наша ніва” и ее публицистика. А.Навина, Л.Гмырак, М.Богданович, И.Абдиралович (“Адвечным шляхам”). В.Ластовский и его “Кароткая гісторыя Беларусі”.


Раздел 5 Историография истории Беларуси в 1920-е годы
Тема 1 Общественно-политические условия развития исторической науки. Белорусская национальная историческая школа

Развитие исторической науки в условиях формирования советской общественно-политической системы. Реализация политики белорусизации. Формирование центров истоической науки: БГУ, Академия наук и др. Историографический плюрализм в условиях либерализации режима. Белорусская национальная историческая школа (В.Пичета, В.Игнатовский, В.Ластовский, А.Цвикевич, М.Довнар-Запольский). Бундовская историография (А.Киржниц, Н.Бухбиндер, М.Рафес).

Свертывание историографического плюрализма в конце 20-х гг. в условиях усиления тоталитаризма в общественно-политической жизни. Установление монополии марксистко-ленинской методологии.

Крупнейшие представители белорусской национальной исторической школы: В.М.Игнатовский, М.В.Довнар-Запольский, В.И.Пичета, А.И.Цвикевич. (“Беларусь. Нарысы гісторыі эканомікі, культуры, рэвалюцыйнага руху. Мн.,1924”. Здесь: Друшчыц В. Галоўныя моманты гісторыі беларускага народу.). В.Пичета: “История белорусского народа” в “Курсе Белоруссоведения”.


Тема 2 Освещение истории Беларуси в белорусской и польской историографии

Доминанта исследований белорусских историков по социально-экономической проблематике: аграрная история, развитие городов (работы В.Пичеты, К.Кернажицкого, Т.Забелло, А.Бурдейко, Д.Довгялло, В.Дружчыца). “Народное хозяйство Белоруссии. 1861-1914 гг.” М.Довнар-Запольского.

Изучение общественно-политической истории. Период ВКЛ (работы В.Пичеты). История культуры (“400-лецце беларускага друку (1525-1925). Мн.,1926”). Изучение белорусского национального движения и нацгосстроительства (работы Ф.Турука, М.Довнар-Запольского, Я.Воронко). Исследования развития общественно-политической мысли и революционного движения (А.Цвикевич. “Западноруссизм”). “1905 год у Беларусі”, “Сацыялістычны рух на Беларусі ў пракламацыях 1905 г.”.

История Беларуси в работах белорусско-украинского историка Л.Акиншевича.

Польская историография. Попытки обоснования исторического права Польши на Беларусь в условиях формирования польской государственности. Работы О.Галецкого [Halecky], Л.Василевского [Wasilewski] (“Kresy Wschodnie”), В.Студницкого [Studnicki]. “Белорусы – этнографический материал, переходная форма между поляками и русскими”.

Работы по этнодемографии, этноститистике (Свеховский [Swiechowski], Э.Малишевский [Maliszewski], Э.Ромер [Romer], В.Вакар [Wakar]).

Вклад Г.Ловмяньского [Lowmianski] в изучение истории ВКЛ (“Studja...”. Wilno, 1931-32). Г.Пашкевич [Paszkiewicz].

Раздел 6 Историография истории Беларуси в 30-е – I половине 80-х гг. ХХ в.
Тема 1 Общественно-политические условия развития историографии

Господство марксистско-ленинской методологии в сталинском варианте. “Краткий курс истории ВКП(б)”. Политические репрессии. Усиление идеологизации исторических исследований, абсолютизация классового подхода. В.Щербаков и его “Класавая барацьба і гістарычная навука на Беларусі”. “Очерк истории борьбы белорусского народа…” И.Лочмеля.

Кампания “борьбы с безродным космополитизмом и национализмом” в 40-е гг. “Тэзісы аб асноўных пытаннях гісторыі БССР” 1948 г. Синтез марксистко-ленинско-сталинской методологии с пророссийской великодержавной концепцией.

“Хрущевская оттепель” 1950-х гг. Расширение исследовательских возможностей, проблематики. Попытка объективной оценки белорусского национально-культурного и политического движения, истории БСГ, Бунда. Расширение источниковой базы исследований. Работы Н.Н.Улащика. Развитие статистического метода.

Монополия марксистского, формационного концептуального подхода. Имперский характер историографии. Официальное регулирование проблематики и содержания исторических исследований. Диктат в исторической науке идеологических структур КПСС-КПБ. Сохранение гипертрофированного классового подхода в осмыслении исторического процесса.

Обобщающие работы по истории развития исторической мысли в Беларуси: Достижения исторической науки в БССР за 50 лет. (1919-1969 гг.). (Краткий очерк) /Под ред. И.С.Кравченко, З.Ю.Копысского. Мн., 1970;


Тема 2 Развитие исторической мысли в 30-е - I половине 50-х гг. ХХ в.

А.Щербаков (“Нарыс гісторыі Беларусі”. Ч.1, 1934), В.Пичета об основных моментах истории Беларуси в коллективной работе “Очерки истории СССР. Период феодализма IX-XV вв.” (ч.1, 1953). Изучение социально-экономической проблематики. Работы К.Кернажицкого (его новаторство в применении статистического метода в обработке документальных материалов по аграрной истории), Д.Дудкова, Т.Забелло, А.Бурдейка.

История освободительного движения. Исследования С.Агурского, М.Поташа, М.Майзеля. Работа И.Лочмеля “Очерк истории борьбы белорусского народа против польских панов”. М.,1940.

Попытка освещения истории Беларуси с национальных позиций историками литературы (Ю.Пширков, М.Ларченко).


Тема 3 Изучение истории Беларуси во II половине 50-х – I половине 80-х гг.: социально-экономическая проблематика

Развитие археологических исследований. Вклад Л.В.Алексеева в изучение истории Полоцкого княжества и Смоленской земли. Исследование В.В.Седовым проблемы происхождения восточных славян. Теория балтского субстрата. Работы Э.М.Загорульского, П.Ф.Лысенко по исследованию формирования населения Беларуси и истории Туровской земли.

Вклад В.И.Горемыкиной, А.П.Пьянкова в изучение древней истории Беларуси.

Изучение социально-экономической истории периода ВКЛ и Речи Посполитой. История городов. Работы А.Грицкевича, З.Копысского, А.Карпачева, А.Игнатенко. Труды по аграрной истории Д.Похилевича, П.Козловского, В.Мелешко.

Социально-экономическая история XIX – начала ХХ в. в историографии. Работы М.Фридман, В.Чепко, А.Лютого, Н.Улащика, М.Болбаса, К.Шабуни, Л.Липинского, М.Бича.

Основная проблематика и персоналии исследователей истории Беларуси советского периода. Изучение коллективизации (А.Сорокин).



Тема 4 Изучение истории Беларуси во II половине 50-х – I половине 80-х гг.: общественно-политическая и культурно-религиозная проблематика

Изучение общественно-политической тематики и истории развития культуры. Средневековый период. Работа В.Т.Пашуто “Образование Литовского государства” (М.,1959) и ее значение для формирования историографического образа ВКЛ. Исследования Е.Мараша по истории религии и церкви, А.Игнатенко (“Борьба белорусского народа за воссоединение с Россией...”), Л.Абецедарского (русско-белорусские связи). “Скориниана”. “450 год беларускага кнігадрукавання” (1968).

Период XIX – начала ХХ в. Освещение освободительного движения. Работы Г.Киселева, К.Шабуни, М.Бича, С.Самбук, Л.Липинского. Восстание 1863 г. в историографии.

Культурологическая проблематика. Исследования С.Александровича, А.Мальдиса, В.Конона. “Асвета і педагагічная думка ў Беларусі...”.

Доминанта проблематики революционного движения в исследованиях по советскому периоду. Освещение истории Октябрьской революции (Н.Каменская, И.Игнатенко), истории рабочего класса и крестьянства в советский период. Исследования по истории Великой Отечественной войны.

“Абецедарщина” как явление в историографии.



Раздел 7 Историография истории Беларуси во II половине 80-х гг. ХХ в. – начале ХХI в.
Тема 1 Общественно-политические и социокультурные условия развития историографии

“Перестройка” и радикальные общественно-политические преобразования. Возрождение историографического плюрализма. Обобщающие работы по истории развития исторической мысли в Беларуси: Михнюк В.Н. Становление и развитие исторической науки Советской Белоруссии (1919-1941 гг.). Мн., 1985; Михнюк В.Н., Петриков П.Т. Историческая наука Белорусской ССР. 80-е годы. Мн., 1987.

Национальная концепция белорусской истории. Вклад в ее разработку М.Бича. “Нарысы гісторыі Беларусі”. Первая и вторая Всебелорусские конференции историков (1993, 1997 гг.). Освещение истории Беларуси на Международных научных конференциях (Рим, 1990. “Формирование социально-культурных традиций в Восточной и Центральной Европе: Белоруссия, Литва, Польша, Украина”). Научные конференции по историографии: “Гістарыяграфія гісторыі Беларусі: стан і перспектывы развіцця” (Мн., 1999), “ХХІ век: актуальные проблемы исторической науки” (Мн., 2004).

Расширение исследовательской проблематики, обращение к истории белорусского национального движения, БНР, белорусской эмиграции и т.д.

Историческая периодика: “Беларуская мінуўшчына”, “БГЧ”, “Cпадчына”, “Архівы і справаводства”. Значение журнала “Беларускі гістарычны агляд” для развития историографического процесса. Издания “Беларусікі”.

Справочные и энциклопедические издания. “Энцыклапедыя гісторыі Беларусі”.

Антропологический поворот в историографии. История повседневности, “женская история” (О.Шутова, Л.Репина ). Конференция “Гісторыя штодзённасці і правы чалавека” (Мінск, 1999).


Тема 2 Изучение социально-экономической истории

Развитие археологических исследований (работы Л.Поболя, В.Исаенко, П.Лысенко, Г.Штыхов, Я.Зверуго, Е.Калечиц и др.).

“Экономическая история Беларуси. Учебн. пособие.” (Мн.,2001).

Медиевистика. Изучение социально-экономической истории (работы М.Спиридонова, П.Лойка, В.Голубева, А.Довнар).

Социально-экономическая история нового времени. Изучение социально-экономического статуса белорусского крестьянства І половины ХІХ в. (В.Сосна). Исследования В.Панютича, Х.Бейлькина. Работы А.Киштымова по изучению социально-экономической истории ХІХ-начала ХХ в. Коллективный труд “Гісторыя сялянства Беларусі”. Исследование В.Бусько развития экономической мысли в Беларуси в ХІХ-начале ХХ в. Комплексное изучение социально-экономического развития белорусского местечка (И.Соркина).

Социально-экономические процессы новейшего времени в историографии. Работы А.Сорокина, Л.Лыча, Г.Григорьева, А.Врублевского по истории советской деревни.


Тема 3 Освещение общественно-политической и этнокультурной проблематики

Исследование проблем государственно-политической истории белорусского народа – доминанта в историографии с конца 80-х гг. Н.Ермалович (“Гісторыя аднаго міфа”).

Историография ВКЛ. Работы В.Носевича, Г.Семенчука, Ю.Бохана, А.Кравцевича, Г.Сагановича, Г.Ластовского. Вклад историков права в изучение ВКЛ (Юхо Я.А. Гістарыяграфія гісторыі дзяржавы і права феадальнай Беларусі. Мн., 1999).

Развитие Скоринианы. Работы Е.Немировского. Энциклопедический справочник “Францыск Скарына і яго час” (1988). Исследования В.Конона, Г.Голенченко, С.Морозовой, С.Падокшина, Ю.Лабынцева в области белорусской культурологии.

Изучение общественно-политической жизни и социокультурной сферы в ХІХ-начале ХХ в. (Д.Карев, С.Токць, С.Кузняева, Е.Филатова, В.Григорьева, Е.Анищенко, Н.Забавский, Б.Житко). Политические партии и движения (А.Смоленчук, А.Кохановский, Н.Сташкевич)

Общественно-политическая трансформация общества І четверти ХХ в. в исследованиях белорусских историков (Н.Семенчик, С.Рудович, В.Ладысев, П.Бригадин, Н.Сташкевич, Н.Стужинская, Т.Протько). Изучение истории БНР. Историография истории культуры и церкви советского периода. Работы Л.Лыча, В.Новицкого, И.Янушевича.

Беларусь в геополитике ХХ в. (А.Грицкевич, А.Сидоревич, В.Снопковский, А.Тихомиров, Г.Лазько, Н.Мезга).

История Беларуси в период ІІ мировой войны (А.Литвин, С.Новиков, Е.Павлова, А.Каваленя).

Белорусская диаспора (Г.Сергеева, А.Леднева).

Историография истории Западной Беларуси. Исследования И.Ковкеля, В.Ладысева, А.Вабишевича,

Проблематика истории и культуры национальных меньшинств в историографии. Работы Э.Иоффе, И.Герасимовой, В.Тугая, И.Пушкина.


Раздел 8 Изучение истории Беларуси в эмиграции
Тема 1 Белорусская историческая школа в эмиграции

Белорусская эмиграция как общественно-политическое и культурологическое явление. Этапы формирования эмиграции. Историографические центры до ІІ мировой войны: Прага, Ковно, Вильно. А.Луцкевич, Н.Ильяшевич, Н.Шкяленак, А.Цвикевич, В.Ластовский (журнал “Крывіч”) в эмиграции. Послевоенный период: Мюнхен, Нью-Йорк (Беларускі інстытут навукі і мастацтва – “БІНІМ”).

Основная проблематика исторических исследований (история ВКЛ, советская история).

Персоналии: А.Адамович, Я.Станкевич, В.Тумаш, А.Надсон, Я.Найдюк, В.Кипель, Л.Гарошка, П.Урбан, Я.Калубович. Противостояние эмигрантской и советской историографии (книга П.Урбана “У святле гістарычных фактаў”, как ответ на брошюру Л.Абецедарского “У святле неабвержных фактаў”).

Историки Белостокской исторической школы: А.Латышонак, Я.Миранович (“Найноўшая гісторыя Беларусі”). “Bialoruskie zeszyty historyczne”.

Раздел 9 История Беларуси в зарубежной историографии последнего времени
Тема 1 Изучение истории Беларуси за рубежом (ІІ половина 80-х гг. ХХ - начало ХХІ в.)

Отдел истории восточных славян Института славяноведения РАН. Центр украинистики и белорусистики МГУ. Общество исследователей Центрально-Восточной Европы. НАН Украины. Киево-Могилянская академия.

Концептуальное осмысление национальных историографий в постсоветских государствах (“Национальные истории в советском и постсоветских государствах /Под ред. К.Аймермахера, Г.Бордюгова. М.,1999”, “Р.Шпорлюк. Імперія та нації: з історичного досвіду України, Росії, Польщі та Білорусі. К.,2000”).

Освещение в немецкой историографии процесса формирования и развития белорусской национальной историографии (Rainer Lindner).

Справочно-обобщающие труды по истории Беларуси. “Энциклопедия Великого Княжества Литовского” (Франция) (серия “Беларусь” издательства “L’Harmattan”), белорусская проблематика в “Handbuch der Geschichte Russlands” (Bd. 1. Bis 1613. Bd. 2. 1613-1856. Stuttgart, 1981, 1989; 1986). “Handbuch der Geschichte Weißrußlands” (“Справочник из истории Беларуси” под ред. Д.Байрау и Р.Линднера – совместная работа белорусских и немецких историков).

Учебники и академические издания. Труд Д.Стоуна [Stone, Daniel], канадского историка “The Polish-Lithuanian state, 1386-1795. Seattle: University of Washington Press, литовских историков (Kiaupa, Zugmantas. Kiapiene, Jurate. Kuncevicius, Albinas. The history of Lithuania before 1795.Vilnius,2000).

Поиски цивилизационной альтернативы марксистскому формационному подходу к историческому прошлому в российской и украинской историографии в условиях методологического кризиса (конец 80-х-90-е гг. ХХ в.). “Исторические исследования в России. Тенденции последних лет /Под ред. Г.А.Бордюгова. М.,1996”.

Совместные коллективные издания (“Белоруссия и Россия: общества и государства. М.,1998”). Характер освещения истории Беларуси в зарубежных школьных учебниках.


Тема 2 Основные проблемы истории Беларуси в зарубежной историографии

Историческое наследие Древней Руси (И.Н.Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (ІХ-ХІІ вв.). М.,1998; Он же. Русские земли глазами современников и потомков (ХІІ-ХІV вв.). М.,2000).

Генезис ВКЛ в контексте геополитики Восточной Европы. Работы московского историка Д.Александрова (“Южная, юго-западная и Центральная Русь в ХІІІ-XIV вв. и образование Литовского государства. М.,1994”, “Галицко-Волынская земля в ХІІІ-XIV вв. М.,1997”, “Смоленская земля в ХІІІ-XIV вв. М.,1998”. Д.Александров, Д.Володихин. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI вв. М.,1994).

Исследование взаимоотношений Литвы и Руси, внутренней истории ВКЛ в работах А.Дворниченко (“Русские земли Великого Княжества Литовского (до начала XVI в.). Спб.,1993”), М.Крома (“Между Русью и Литвой. Западнорусские земли в системе русско-литовских отношений конца XV-первой трети XVI в. М.,1995”), М.Бычковой (“Русское государство и Великое Княжество Литовское с конца XV ст. до 1569 г. Опыт сравнительно-исторического изучения политического строя. М.,1996”).

“Государствоцентричность” в современной литовской историографии ВКЛ (отождествление понятий “Литва” и “ВКЛ”. “Русинский элемент только ресурс для литовского этничного доминирования”).

История Беларуси в современной польской историографии. Ю.Бардах.




следующая страница >>
Смотрите также:
Учебная программа для специальности 1-21 03 01 История (по направлениям) 1-21 03 01-01 История
401.37kb.
3 стр.
Учебная программа для специальности: 124 01 02 «Правоведение»
1630.59kb.
7 стр.
Учебная программа для специальности 1-21 03 01-01 История. Английский язык
205.77kb.
1 стр.
Учебная программа по курсу «Новая история» (1640 1900 гг.) для студентов специальности
1995.9kb.
8 стр.
Учебная программа для специальности 1-02 01 02-04 История. Английский язык. 2011 Составитель
1035.65kb.
5 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Программа дисциплины «История переводов»
268.75kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа История России
233kb.
1 стр.
Учебная программа дисциплины «История отечественного государства и права» для специальности 030900. 62, «Юриспруденция» 1
400.51kb.
2 стр.
Программа дисциплины История культуры и искусства  для специальности «Графический дизайн»
703.39kb.
4 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
533.37kb.
2 стр.