Главная
страница 1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ г.КРАСНОДАРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 августа 2010 года

Председатель педсовета

_________________________ Г.В.Пилевина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии «Материки, океаны, народы и страны».

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее 7 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов


Количество часов 68 уровень базовый

Учитель: Лешукова А.Э.


Программа разработана на основе:
Авторской программы для общеобразовательных школ по предмету география

«Материки, океаны, народы и страны».А.А Летягин,И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А.. – Вентана – Граф, 2008




Пояснительная записка
Рабочая программа 1 вида по географии составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету география. Материки, океаны, народы и страны. АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А. Вентана – Граф, 2008

В соответствии со Стандартом основного общего образо­вания, в котором определен обязательный минимум геогра­фического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает стра­новедческий блок школьной географии. В Стандарте основ­ного образования (география) этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и стра­ны». Однако при составлении программы курса 7 класса в ее содержание были включены элементы знаний и из других разделов стандарта — «Источники географической инфор­мации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и геоэкология».

Разработка содержания программы опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изу­чению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.

Усиление страноведческой основы школьной географии проверено мировой практикой и соответствует возрастным особенностям школьников. У учащихся переходного возра­ста психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и событиям общественной жизни, спо­собности рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов.

Посредством комплексного страноведения, которое объе­диняет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разно­образия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осозна­вать свое место в жизни своей страны и планеты в целом.

Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людь­ми, территорией и природной средой.
Цель и задачи курса

Главная цель курса — развитие у школьников цело­стного представления о Земле как планете людей, о целост­ности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, осо­бенностях жизни и хозяйственной деятельности в различ­ных природных условиях, т.е. формирование минимума ба­зовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить сле­дующие учебно-методические задачи:

• расширить и конкретизировать представления о про­странственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

• создать образные представления о крупных регионах ма­териков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

• усилить гуманистическую и культурологическую на­правленность содержания курса посредством комплекс­ных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых — человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйствен­ная деятельность;

• способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об исто­рии, традициях и образе мышления людей другой куль­туры;

• на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природополь­зования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; фор­мировать у школьников эмоционально-ценностное отно­шение к географической среде; • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообраз­ного содержания и масштаба (картами материков, океа­нов, отдельных стран, планов городов); изучения спосо­бов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

• учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведче­ские описания и характеристики территории.

Отбор изучаемых в курсе стран предполагается прове­сти исходя не только из их роли в развитии мировой цивили­зации, величины территории и населения, степени отраже­ния в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, об­раза жизни народов равнинных и горных стран, их хозяй­ственной деятельности и региональных особенностей взаи­модействия человека и природы.

В отличие от существующего курса «География матери­ков и океанов», в новом курсе основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории, а глав­ное — отдельных стран (обеспеченность их природными ре­сурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной дея­тельности, экологические проблемы).


№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

2часа

2часа

2

Современный облик планеты Земля

8часов

8часов

3

Главные особенности природы Земли

17часов

17часов

4

Континенты и стра­ны

38часов

38часов

5

Природа Земли и человек

3часа

3часа

6

Итого

68 часов

68 часов

 Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу географии


«Материки, океаны, народы и страны». 


  1.  Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт - «Строение земной коры» и «Физической карты мира».

  2. Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.

  3. Характеристика географического положения материка.

  4. Комплексная характеристика одного из океанов. Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на примере влажных и сухих субтропиков Закавказья.

  5. Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.

  6. Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Апеннинского, Пиренейского и Балканского полуостровов.

  7. Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка.

  8. Сравнительная характеристика крупнейших рек материков.

  9. Географическое описание одного из островов Океании.

  10. Характеристика факторов влияющих на смену  природных зон на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (40 с.ш.).

  11. Выявление связей между компонентами природных комплексов.


2. Содержание обучения.

Перечень практических работ совпадает с обязательными практическими работами, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету география. Материки, океаны, народы и страны. АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А. Вентана – Граф, 2008
Учебник Материки, океаны, народы и страны. Страноведение. 7 класс Душина И.В. СмоткуновичТ.Л Вентана-Граф 2009

Атлас, контурные карты

Электронный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия».
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР

естественного цикла

от августа 2010 г _____________________2010г
руководитель МО_______ А.Э. Лешукова _____________Е.Н.Кочегарова

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ г.КРАСНОДАРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 августа 2010 года

Председатель педсовета

______________________ _Г.В.Пилевина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Географии России

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее 8-9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов


Количество часов 136 уровень базовый

Учитель Лешукова Анжела Эдуардовна

Программа разработана на основе:

Авторской программы для общеобразовательных школ по предмету география. «География России» 8-9 класс АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А.,

ТаможняяЕ.А. – Вентана – Граф, 2008



1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету география. География России.8-9 класс АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А., Вентана – Граф, 2008

Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образова­ния. Кроме основного содержательного блока, представлен­ного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других раз­делов: «Источники географической информации», «Приро­допользование и геоэкология».

Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важ­нейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую си­стему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным ре­гионам.

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьни­ков. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Осо­бая роль курса определяется его большим мировоззренче­ским значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.


Цель и задачи курса

Главная цель курса заключается в развитии географи­ческого мышления школьников и формировании у школьни­ков целостного представления о своей стране, а также лич­ностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и националь­ным особенностям.

Учебно-методические задачи:

• сформировать целостное представление об особенно­стях природы, населения и хозяйства страны;

• сформировать представление о России как о совокупно­сти разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

• научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явле­ний, причинно-следственных связей, закономерностей;

• развивать картографическую грамотность школьников;

• сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

• показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Общественных наук». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 учебных часов для обязательного изучения географии 8-9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.



Структура программы

Программа состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы Рос­сии», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирова­ние государственной территории России», «Природа Рос­сии», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».





п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

8 кл.

9 кл.

1

Введение

1

1







Географическое положение и формирова­ние государственной территории России

12


12







Природа Рос­сии

41

41







Население России

10

10







Природный фактор в развитии России

4

4







Хозяйство России

25




25




Природно-хозяйственные регионы России

37





37




Россия в современном мире

2




2







136

68

68


2. Содержание обучения.

Перечень практических работ совпадает с обязательными практическими работами 8-9 классах, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Тематика обязательных практических  работ в 8 классе по курсу
«География. Россия. Природа и население».

 


  1. Характеристика географического положения России ( вариант -  Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на к/к стран - соседей России.

  2. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа, полезных ископаемых.

  3. Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв  и др.)  с точки зрения влияния  на условия жизни и хозяйственной деятельности людей.

  4. Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.

  5. Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы  и человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.

  6. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика  половозрастного состава населения  по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.

  7. Изучение особенностей размещения и расселения населения  России  в разных природных зонах на основе работы с картами.

 

Тематика обязательных практических работ в 9 классе по курсу
«География. Россия. Хозяйство и географические районы».

  1. Обозначение на контурной карте  природных, экономических, географических, экономических  районов, субъектов РФ.  Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).

  2. Чтение и анализ  тематических отраслевых карт.

  3. Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.

  4. Комплексная  характеристика (вариант - сравнительная характеристика),   промышленного центра,  (промышленного узла), промышленного района.

  5. Объяснение зональной специализации  сельского хозяйства России.

  6. Комплексная характеристика одного из  районов страны.

  7. Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.  


3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебно-методический комплект:
Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету география. География России.8-9 класс АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А.,

ТаможняяЕ.А. – Вентана – Граф, 2008

учебник География России.Природа.Население. В.Б.Пятунин Е.А.Таможняя

Вентана-Граф 2009

учебник География России.Хозяйство. Регионы, 9 класс,Е.А.Таможняя С.Г.Толкунова Вентана-Граф 2010

Электронный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия».


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР

естественного цикла

от августа 2010 г _____________________2010г
руководитель МО_______ А.Э. Лешукова _____________Е.Н.Кочегарова


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ г.КРАСНОДАРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 августа 2010 года

Председатель педсовета

_____________________ _Г.В.Пилевина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии Экономическая и социальная география мира

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее 10-11 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов


Количество часов 68 уровень базовый

Учитель: Лешукова А.Э.


Программа разработана на основе:

Программы АА Летягин,

И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А.. – Вентана – Граф, 2008 «Экономическая и социальная география мира».

1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • авторской программы общеобразовательных школ по предмету география. «Экономическая и социальная география мира». АА Летягин,

И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А.. – Вентана – Граф, 2008

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пере­смотра научно-методических подходов к преподаванию кур­са «Экономическая и социальная география мира».

Данный курс традиционно занимает важное место в си­стеме географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической соста­вляющей географической картины мира и развивая географи­ческое мышление. С утверждением стандарта среднего (пол­ного) общего образования по географии и на основе концепции географического образования появилась возможность реали­зовать, с одной стороны, базовый уровень, а с другой — удов­летворить интересы профильной средней школы.

Предлагаемая программа ориентирует учителя на базо­вый уровень среднего (полного) общего образования по гео­графии. Данный уровень позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения, обязывает уделять внимание нормализации учебной нагруз­ки учащихся. В 10-11 классе на изучение курса отводится 70 учебных часов в год по 1часу еженедельно.


Цель и задачи курса

Главной целью курса является формирование у школь­ников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах кур­са «Экономическая и социальная география мира»:

• сформировать систему знаний об экономических и со­циальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетар­ном и региональном уровнях;

• научить сочетать глобальный, региональный и локаль­ный подходы для описания и анализа природных, со­циально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

• развить у школьников познавательные интересы, интел­лектуальные и творческие способности посредством озна­комления с важнейшими географическими особенностя­ми и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

• формировать географическую культуру и географиче­ское мышление учащихся, воспитывать чувство пат­риотизма;

• вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

География — дисциплина, синтезирующая естествен­ное и общественное направления в науке. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемствен­ны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введени­ем обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий об­зор современного мира» — «Природа и человек в современ­ном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и геогра­фия отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдель­ных стран. Теоретические положения применяются и кон­кретизируются в региональной части курса.

В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смеж­ности.

Важно обратить внимание на место изучения тради­ционно завершающей темы «Глобальные проблемы челове­чества». Усвоение основных глобальных проблем рассматри­вается в соответствующих разделах курса. Так, демографи­ческая проблема изучается в теме «Население», а пути

решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в ре­гиональном блоке. В завершении курса глобальные пробле­мы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащи­еся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.

В процессе изучения курса важно опираться на истори­ческий, типологический, дифференцированный подходы, про­блемное обучение и самостоятельную работу учащихся с ис­точниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно ис­пользовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое внимание целесообразно уделять практическим ра­ботам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально но­вом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание следует уделить организации работы с учебником.

Знания и практические умения, приобретенные учащи­мися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.





№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

2часа

2часа

2

Общий обзор современного мира

25часов

25часов

3

Региональная характеристика мира

41час

41час

4

Итого

68 часов

68 часов


2. Содержание обучения.

Перечень практических работ совпадает с обязательными практическими работами, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч)

Предмет социально-экономической (общественной) гео­графии в системе географических наук. Формирование пред­ставления о географической картине мира.

Ключевые теории, концепции и современные методы географических знаний. Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический, истори­ческий, математический. Моделирование в географии.

Источники географической информации.



РАЗДЕЛ I

Общий обзор современного мира.32часа.

Политическое устройство мира (5 ч). Современная политическая карта как историческая категория. Заверше­ние к началу XX века территориального раздела мира. Ос­новные этапы изменения политической карты в XX и XXI вв. Современная политическая карта.

Классификация и типология стран мира. Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства. Государственный строй стран мира. Монархии и республики как основные формы правления.

Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран.

Международные организации и группировки стран в современном мире, функции и значение. Международные от­ношения в современном мире. Геополитика.



Природа и человек в современном мире (7 ч). Гео­графическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты

взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение чело­вечества и размещение хозяйства.

Классификация природных ресурсов и уровень обеспе­ченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке.

Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсив­ному: комплексное освоение полезных ископаемых.

Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Дегра­дация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель.

Лесные ресурсы. География лесных ресурсов на плане­те Земля. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесны­ми ресурсами различных стран и регионов. Деградация лес­ного покрова планеты, ее масштабы и последствия.

Ресурсы Мирового океана. Биологические, минераль­ные, энергетические ресурсы. Проблемы их использования.

Рекреационные ресурсы. Основные культурно-истори­ческие центры мира.

Изменение роли отдельных видов ресурсов на протяже­нии истории развития человечества. «Экологическая ем­кость» территорий.

Современное состояние освоения планеты. От регио­нальных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологи­ческих катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения эколо­гических проблем.



Население Мира (8 ч). Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения как отражение уровня социально-экономического развития стран. «Демо­графический взрыв», его причины и последствия. Теория де­мографического перехода. Понятие о депопуляции.

Демографическая политика: ее направления, эффек­тивность и результаты в различных странах.

Состав населения. Социальный и этнический (нацио­нальный) состав населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы. Равноценность нацио­нальных культур. Историко-культурное районирование ми­ра. Главные историко-культурные центры мира.

Религиозный состав населения мира: мировые, нацио­нальные и местные религии. География этнических и кон­фессиональных конфликтов в современном мире.

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения.

Размещение и плотность населения. Городское и сель­ское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Формы сельского рас­селения.

Типы миграций, их значение для развития стран. Гео­графия миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов».

Понятие об уровне жизни населения. Социально-эконо­мические условия и продолжительность жизни населения в регионах мира и странах.

Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения. Теория Мальтуса.

Мировое хозяйство и география основных отраслей 12ч

Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, международное географическое разделение труда.

Научно-техническая революция и размещение произво­дительных сил. Факторы размещения производительных сил (технико-экономические и организационно-экономиче­ские). Модели территориальной структуры хозяйства в раз­ных типах стран.

Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Карты промышленности и сельского хозяйства.

Промышленность мира (нефтегазовая, угольная, элек­троэнергетика, металлургия, машиностроение, химиче­ская, легкая промышленность). География основных отра­слей производственной и непроизводственной сфер, регио­нов различной специализации. Основные промышленные центры.

Сельское хозяйство, его роль в современном мире, глав­ные тенденции развития, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зеленая революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Осо­бенности географии отдельных отраслей. Соотношение зе­мледелия и животноводства по странам.

Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транс­порта. Международные магистрали и транспортные узлы.

Мировая торговля: оборот, товарная структура, геогра­фическое распределение. Другие формы международных


экономических отношений: география мировых валютно-финансовых отношений, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Ведущие экспортеры ос­новных видов продукции.

Международный туризм. Главные туристические райо­ны мира.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Эко­номическая интеграция и Россия.

РАЗДЕЛ II

Региональная характеристика мира 32ч

Регионы и страны мира. Регионолистика и страноведение. Понятие с географическом регионе. Регио­нальное деление мира (физико-географическое, историко-культурное, экономико-географическое).

Зарубежная Европа. Общая характеристика зарубеж­ной Европы: природные условия и ресурсы, население, хо­зяйство Отраслевой состав, охрана окружающей среды и проблемы региона. Географический рисунок расселения и хозяйство Европы. «Европейский союз» и модели европейской интеграции.

Природные политические, этнические и экономические внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа). Изучение стран Европы (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии.)
Зарубежная Азия. Азиатский регион. Культурное наследие

и религиозно-этнические основы. Природно-ресурсный потенциал. «Азиатский» тип расселения и размещения населения. Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Но­вые индустриальные страны. Основные типы сельского хо­зяйства Интеграционные группировки стран зарубежной Азии

Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия. Страны Азии - бывшие республики СССР: направления развития. Изучение стран Азии(Китай, Япония, Индия, Казахстан)

Северная Америка. Америка — два материка, одна часть света. Понятие «Новый Свет».

Соединенные Штаты Америки. Историко-географические особенности формирования государства и их экономика и социально-географические последствия. Оценка географи­ческого положения. Население страны: этнический состав, значение миграций, структура занятости и размещение. Крупнейшие агломерации и мегалополисы. Природно-ресурсный потенциал... Особенности отраслевой и территори­альной структуры хозяйства. Экономические районы США: Север, Юг, Запад. Перспективы и проблемы развития.

Канада, ее место в мировом хозяйстве. Интеграционная группировка НАФТА.

Латинская Америка. Принципы выделения региона, его состав. Историко-географические особенности форми­рования региона. Основные черты расселения населе­ния и географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Субрегионы Латинской Америки: Мезоамерика, Южная Америка: Андские и Приатлантические страны. Общая ха­рактеристика и внутренние различия.

Изучение стран Латинской Америки (Бразилия, Мек­сика).

Австралия и Океания. Географическое положение. Гео­графические следствия изолированности региона. Природ­ные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Динамика раз­вития, характеристика отраслей хозяйства. Внутри регио­нальные контрасты. Перспективы развития.

Африка. Африканские страны в современном мире. Од­нобокость развития как следствие колониального прошлого. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика насе­ления, хозяйства африканских стран.

Субрегионы: Северная, Западная, Восточная и Южная Африка.

Изучение стран Африки: Египет, Нигерия, ЮАР.

Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.

Географические аспекты качества жизни. Проблема от­сталости. Ее географические аспекты. Долговой кризис.
Россия в современном мире (3 ч). Россия на политической карте мире, в мировом хозяйстве, системе междуна­родно-финансовых и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности геогра­фии экономических, политических и культурных связей России со странами мира. Участие России в политических и экономических объединениях и группировках. Определе­ние основных направлений развития внешнеэкономических связей России.
Заключение (2 ч). Истоки глобальных проблем челове­чества, Систематизация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязи глобальных проблем роль гео­графии в решении глобальных проблем человечества./Новые модели цивилизации.
Тематика обязательных практических работ в 10 -11 классе по курсу



  1. Характеристика геополитического положения страны (по выбору).

  2. Ресурсообеспеченность  различных стран и регионов. География природопользования  в современном мире.

  3. Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).

  4. Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.

  5. Экономико-географическая характеристика  одной из стран Европы.

  6. Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.

  7. Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки. 



3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебник О.А.Бахчиева. География 10 класс. Вентана-Граф 2009

Атлас


Контурные карты

программаАА Летягин,

И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А.. – Вентана – Граф, 2008 Экономическая и социальная география мира

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР

естественного цикла



от августа 2010 г _____________________2010г
руководитель МО_______ А.Э. Лешукова _____________Е.Н.Кочегарова


Смотрите также:
Рабочая программа по географии «Материки, океаны, народы и страны».
270.66kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»
212.35kb.
1 стр.
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
90.69kb.
1 стр.
Школьная медиотека
34.09kb.
1 стр.
-
1651.52kb.
16 стр.
Материки, океаны, народы и страны (7 класс) Тема
17.14kb.
1 стр.
8 класс география материков и океанов (66 ч в год, 2 ч в неделю) 1-я четверть (18 ч)
55.91kb.
1 стр.
Урок географии. Индийский океан. Класс: 7 Тема раздела : Океаны и материки. Урок 23 Тип урока: урок открытия нового знания
75.08kb.
1 стр.
Рабочая программа по географии 8 класс 2010-2011 учебный год Разработчик: учитель географии Косинец Т. Г
74.04kb.
1 стр.
Рабочая программа по географии 9 класс 2010-2011 учебный год Разработчик: учитель географии Косинец Т. Г
74.49kb.
1 стр.
Рабочая программа по географии 7 класс
975.38kb.
6 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.