Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2010 года Председатель педсовета _________________________ Г.В.Пилевина
(указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) основное общее 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов Количество часов 68 уровень базовый Учитель: Лешукова А.Э. Программа разработана на основе: Авторской программы для общеобразовательных школ по предмету география «Материки, океаны, народы и страны».А.А Летягин,И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А.. – Вентана – Граф, 2008 Пояснительная записка Рабочая программа 1 вида по географии составлена на основе следующих документов:
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования (география) этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». Однако при составлении программы курса 7 класса в ее содержание были включены элементы знаний и из других разделов стандарта — «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и геоэкология». Разработка содержания программы опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии. Усиление страноведческой основы школьной географии проверено мировой практикой и соответствует возрастным особенностям школьников. У учащихся переходного возраста психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и событиям общественной жизни, способности рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов. Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей страны и планеты в целом. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.
Главная цель курса — развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи: • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального); • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности; • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых — человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность; • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры; • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде; • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории. Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести исходя не только из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. В отличие от существующего курса «География материков и океанов», в новом курсе основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории, а главное — отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).
Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу географии «Материки, океаны, народы и страны».
2. Содержание обучения. Перечень практических работ совпадает с обязательными практическими работами, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету. 3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету география. Материки, океаны, народы и страны. АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А. Вентана – Граф, 2008 Учебник Материки, океаны, народы и страны. Страноведение. 7 класс Душина И.В. СмоткуновичТ.Л Вентана-Граф 2009 Атлас, контурные карты Электронный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия».
естественного цикла от августа 2010 г _____________________2010г
решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2010 года Председатель педсовета ______________________ _Г.В.Пилевина
(указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) основное общее 8-9 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов Количество часов 136 уровень базовый Учитель Лешукова Анжела Эдуардовна Программа разработана на основе: Авторской программы для общеобразовательных школ по предмету география. «География России» 8-9 класс АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А., ТаможняяЕ.А. – Вентана – Граф, 2008 1.Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:
Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других разделов: «Источники географической информации», «Природопользование и геоэкология». Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам. Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся. Цель и задачи курса Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям. Учебно-методические задачи: • сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны; • сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире; • научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей; • развивать картографическую грамотность школьников; • сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны; • показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Предмет география входит в образовательную область «Общественных наук». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 учебных часов для обязательного изучения географии 8-9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Структура программы Программа состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».
2. Содержание обучения. Перечень практических работ совпадает с обязательными практическими работами 8-9 классах, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету. Тематика обязательных практических работ в 8 классе по курсу «География. Россия. Природа и население».
Тематика обязательных практических работ в 9 классе по курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы».
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы Учебно-методический комплект: Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету география. География России.8-9 класс АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А., ТаможняяЕ.А. – Вентана – Граф, 2008 учебник География России.Природа.Население. В.Б.Пятунин Е.А.Таможняя Вентана-Граф 2009 учебник География России.Хозяйство. Регионы, 9 класс,Е.А.Таможняя С.Г.Толкунова Вентана-Граф 2010 Электронный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия». СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР естественного цикла от августа 2010 г _____________________2010г
решение педсовета протокол №1 от 30 августа 2010 года Председатель педсовета _____________________ _Г.В.Пилевина
(указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) основное общее 10-11 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов Количество часов 68 уровень базовый Учитель: Лешукова А.Э. Программа разработана на основе: Программы АА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А.. – Вентана – Граф, 2008 «Экономическая и социальная география мира».
Данная рабочая программа составлена на основании:
И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А.. – Вентана – Граф, 2008 Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пересмотра научно-методических подходов к преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира». Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. С утверждением стандарта среднего (полного) общего образования по географии и на основе концепции географического образования появилась возможность реализовать, с одной стороны, базовый уровень, а с другой — удовлетворить интересы профильной средней школы. Предлагаемая программа ориентирует учителя на базовый уровень среднего (полного) общего образования по географии. Данный уровень позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения, обязывает уделять внимание нормализации учебной нагрузки учащихся. В 10-11 классе на изучение курса отводится 70 учебных часов в год по 1часу еженедельно. Цель и задачи курса Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»: • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях; • научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма; • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу. География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности. Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание следует уделить организации работы с учебником. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
2. Содержание обучения. Перечень практических работ совпадает с обязательными практическими работами, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (2 ч) Предмет социально-экономической (общественной) географии в системе географических наук. Формирование представления о географической картине мира. Ключевые теории, концепции и современные методы географических знаний. Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический. Моделирование в географии. Источники географической информации. РАЗДЕЛ I Общий обзор современного мира.32часа. Политическое устройство мира (5 ч). Современная политическая карта как историческая категория. Завершение к началу XX века территориального раздела мира. Основные этапы изменения политической карты в XX и XXI вв. Современная политическая карта. Классификация и типология стран мира. Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства. Государственный строй стран мира. Монархии и республики как основные формы правления. Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран. Международные организации и группировки стран в современном мире, функции и значение. Международные отношения в современном мире. Геополитика. Природа и человек в современном мире (7 ч). Географическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства. Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение полезных ископаемых. Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель. Лесные ресурсы. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты, ее масштабы и последствия. Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Проблемы их использования. Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира. Изменение роли отдельных видов ресурсов на протяжении истории развития человечества. «Экологическая емкость» территорий. Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем. Население Мира (8 ч). Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения как отражение уровня социально-экономического развития стран. «Демографический взрыв», его причины и последствия. Теория демографического перехода. Понятие о депопуляции. Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах. Состав населения. Социальный и этнический (национальный) состав населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы. Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира. Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения. Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Формы сельского расселения. Типы миграций, их значение для развития стран. География миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов». Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в регионах мира и странах. Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения. Теория Мальтуса.
Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, международное географическое разделение труда. Научно-техническая революция и размещение производительных сил. Факторы размещения производительных сил (технико-экономические и организационно-экономические). Модели территориальной структуры хозяйства в разных типах стран. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Карты промышленности и сельского хозяйства. Промышленность мира (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая промышленность). География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры. Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зеленая революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности географии отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства по странам. Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Международные магистрали и транспортные узлы. Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: география мировых валютно-финансовых отношений, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Ведущие экспортеры основных видов продукции. Международный туризм. Главные туристические районы мира. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия.
Зарубежная Европа. Общая характеристика зарубежной Европы: природные условия и ресурсы, население, хозяйство Отраслевой состав, охрана окружающей среды и проблемы региона. Географический рисунок расселения и хозяйство Европы. «Европейский союз» и модели европейской интеграции. Природные политические, этнические и экономические внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа). Изучение стран Европы (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии.)
и религиозно-этнические основы. Природно-ресурсный потенциал. «Азиатский» тип расселения и размещения населения. Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Новые индустриальные страны. Основные типы сельского хозяйства Интеграционные группировки стран зарубежной Азии Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия. Страны Азии - бывшие республики СССР: направления развития. Изучение стран Азии(Китай, Япония, Индия, Казахстан)
Соединенные Штаты Америки. Историко-географические особенности формирования государства и их экономика и социально-географические последствия. Оценка географического положения. Население страны: этнический состав, значение миграций, структура занятости и размещение. Крупнейшие агломерации и мегалополисы. Природно-ресурсный потенциал... Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Экономические районы США: Север, Юг, Запад. Перспективы и проблемы развития. Канада, ее место в мировом хозяйстве. Интеграционная группировка НАФТА.
Субрегионы Латинской Америки: Мезоамерика, Южная Америка: Андские и Приатлантические страны. Общая характеристика и внутренние различия. Изучение стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика).
Субрегионы: Северная, Западная, Восточная и Южная Африка. Изучение стран Африки: Египет, Нигерия, ЮАР. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни. Проблема отсталости. Ее географические аспекты. Долговой кризис.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы Учебник О.А.Бахчиева. География 10 класс. Вентана-Граф 2009 Атлас
Контурные карты программаАА Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Бахчиева О.А ТаможняяЕ.А.. – Вентана – Граф, 2008 Экономическая и социальная география мира СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УВР естественного цикла от августа 2010 г _____________________2010г руководитель МО_______ А.Э. Лешукова _____________Е.Н.Кочегарова Смотрите также: Рабочая программа по географии «Материки, океаны, народы и страны».
270.66kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»
212.35kb.
1 стр.
Программа факультативного курса по географии «Путешествие по материкам и океанам»
90.69kb.
1 стр.
Школьная медиотека
34.09kb.
1 стр.
-
1651.52kb.
16 стр.
Материки, океаны, народы и страны (7 класс) Тема
17.14kb.
1 стр.
8 класс география материков и океанов (66 ч в год, 2 ч в неделю) 1-я четверть (18 ч)
55.91kb.
1 стр.
Урок географии. Индийский океан. Класс: 7 Тема раздела : Океаны и материки. Урок 23 Тип урока: урок открытия нового знания
75.08kb.
1 стр.
Рабочая программа по географии 8 класс 2010-2011 учебный год Разработчик: учитель географии Косинец Т. Г
74.04kb.
1 стр.
Рабочая программа по географии 9 класс 2010-2011 учебный год Разработчик: учитель географии Косинец Т. Г
74.49kb.
1 стр.
Рабочая программа по географии 7 класс
975.38kb.
6 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10 440.64kb.
2 стр.
|