Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Лекция 5. Формирование рыночной экономики (4 ч.)

  1. Перспективная модель национальной экономики Беларуси (особенности, проблемы, подходы к их решению).

  2. Проблемы развития частного бизнеса в Беларуси.

  3. Формирование и развитие рыночных институтов и рыночной инфраструктуры в Беларуси.

  4. Преобразование форм собственности и типы хозяйствующих субъектов в Беларуси.

Ключевые термины

Белорусская экономическая модель Разгосударствление

Импортозамещение Акционирование

Встроенный механизм девальвации Аренда с правом выкупа

Перекрестное субсидирование Реструктуризация предприятий

Рыночные реформы Приватизация

Макроэкономическая стабилизация

Реформа пенсионной системы

Реформа местного самоуправления

Административно-территориальная реформа

Земельная реформа

Реформа государственного устройства

Реформа системы образования

Реформа системы здравоохранения

Малый бизнес Беларуси


  1. Перспективная модель национальной экономики Беларуси (предпосылки, черты, этапы построения).


Особенности белорусской экономической модели (примеч. – Имеются ввиду те ее признаки, которые отличают модель экономики Беларуси от других стран, в том числе соседних с Беларусью стран. – В.А.).

промышленная политика, направленная на импортозамещение;

внешнеэкономическая политика, основанная на защите внутреннего рынка и на протекционизме;

бюджетная политика основана на поддержании реального сектора экономики (в основном в порядке приоритетности таких отраслей, как сельское хозяйство, строительство, промышленность), а не социальной сферы, как это принято в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Социальная сфера, как и во времена СССР, финансируется по остаточному принципу; это прежде всего сферы – образования, здравоохранения, культуры, науки. Традиционно ниже средних по миру показателей относительно ВВП финансируются из госбюджета отрасли науки и культуры. В сферах образования и здравоохранения из-за относительно низких зарплат испытывается нехватка кадров.

Кроме того, реальный сектор поддерживается на основе созданной специфичной системы кредитования белорусской экономики в виде большого количества госпрограмм и госпроектов, которые в добровольно-принудительном порядке (по доведенным сверху квотам) кредитуют так называемые уполномоченные коммерческие банки по заниженным процентным ставкам.

ставка на крупно-товарное производство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. И Президент, и премьер-министр, не раз отмечали, что органы власти недостаточно внимания уделяют малым и средним предприятиям. Сюда же можно отнести ставку – на крупные административно-территориальные единицы в системе госуправления. Это проявляется в реализации подхода в административно-территориальной реформе на сохранение относительно крупных административно-территориальных единиц (и даже – на дальнейшее их укрупнение за счет присоединения некоторых мелких районов к более крупным), вместо другого подхода – на увеличение количества областей, районов в Беларуси, на сокращение радиуса доступности до райцентра до расстояния в 14-17,5 км, на повышение статуса многих населенных пунктов в Беларуси, который был бы подкреплен делегированием полномочий в рамках развития института местного самоуправления (оставлять в распоряжении местных властей местные налоги, дать им возможность самим определять специфику развития их районов, разрешить не придерживаться требований в поддержании вертикальных ведомственных кооперационных связей в развитии экономики, не утверждать специализацию развития района с областными властями).

структура экономики Беларуси и структура государственных валообразующих предприятий практически не претерпели существенных изменений с советских времен (всего несколько отраслей поменялись местами в своем значении для экономики страны, и то, это произошло в основном благодаря действию внешних факторов, а неосознанного госуправления и использования имеющихся инструментов и рычагов); структура большинства государственных вало- и градообразующих предприятий также не претерпела существенных изменений. Ставка на сохранение предприятий любой ценой, недопущения их банкротства (институт и механизм банкротства создан, но их действие сдерживается специально созданными факторами, чтобы не допустить умышленного банкротства предприятий и вообще сделать банкротство предприятия сложной процедурой). Предприятия небольших населенных пунктов присоединяются к предприятиям областным. Постоянно ведутся разговоры о присоединении ряда небольших районов к более крупным районам, вместо того, чтобы наоборот разместить в этих небольших городах новые предприятия, вдохнуть в них новую жизнь, а многим дать статус районных центров. Провести, как предлагалось учеными НАН Беларуси административно-территориальную реформу и сделать вместо 6-ти нынешних – 15 областей в Беларуси. Тогда практически каждый 100-тысячный город в Беларуси получил бы статус областного центра, а районные центры имели бы радиус охвата территории в 20-30 км, что позволило бы при делегировании ряда полномочий местным властям, повысить уровень экономического развития регионов.

не создан механизм трансформации недвижимости в капитал, практически не работает институт ипотечного кредитования, земля и леса находятся в государственной собственности, а оформление прав на частную собственность чрезвычайно затруднено.

принятие большинства мер в пользу реального сектора (производителей), а не потребительского сектора (потребителей). Это в частности касается неоднократного проведения девальвации национальной валюты для поддержки экспортеров, и других мер, направленных на господдержку производителей, а не потребителей.

в белорусской экономике происходит регулирование цен на многие товары (на так называемые социально-значимые товары – цены необходимо обосновывать по месту регистрации предприятия в отделах ценообразования в райисполкомах; на многие другие товары госпредприятий действуют предельно допустимые индексы повышения цен; на остальные товары проверяющие органы могут потребовать обоснование в виде калькуляции цены и утвержденного прейскуранта и в случае отсутствия их – может последовать огромный штраф в 40 или 80 базовых величин). Все это обосновывается желанием органов госуправления не допустить значительного роста цен в экономике, но является одним из главных сдерживающих факторов в развитии эффективной рыночной экономики, так как цены не являются в Беларуси индикаторами выгодности производства в той или иной сфере. Кроме того, это обуславливает необходимым нести бизнес значительные потери, как по времени, так и по затратам на содержание избыточного количества административного персонала, прежде всего бухгалтеров. В белорусской экономике насчитывается порядка 400 тысяч бухгалтеров, хотя, например, если взять в расчете на 1000 работников и сравнить с тем же Китаем, то в Беларуси должно было бы быть 35 тысяч бухгалтеров. Эту проблему поднимали уже в Совете Министров Беларуси, в частности на нее обращал внимание премьер-министр. Но такое количество бухгалтеров – это во многом следствие государственного регулирования цен на производимые товары, сложность и запутанность налоговой системы и соответственно расчета выплат по основным налогам, сложность статотчетности и отчетов в другие органы госуправления (в Белгосстрах, ФСЗН, налоговую инспекцию), а также сложность ведения самого бухгалтерского учета. Напомним, что так называемая «бумажная работа» бухгалтера на прямую не создает ВВП, ведь от того, как бы хорошо ни учитывалась произведенная продукция, ее больше от этого не станет. При этом аргументы в пользу того, что данные бухгалтерской отчетности используются для анализа хозяйственной деятельности и поиска резервов не могут быть приняты в полной мере, так как этот анализ может осуществляться не только на основе данных бухгалтерского учета, но и на основе других данных (маркетинговых исследований, социологических опросах работников, и др.).

в белорусской экономике сохранилось с советского времени регулирование заработной платы работников на предприятиях и в стране. Это также является существенным сдерживающим фактором в развитии эффективной рыночной экономики, в повышении производительности труда, в эффективном распределении ограниченных высоко квалифицированных трудовых ресурсов в экономике.

в белорусской экономике не создан прозрачный и понятный механизм отбора лучших кадров в органы госуправления, в университетах, в научных учреждениях, на крупных валообразующих предприятиях, и в других отраслях и организациях, наиболее важных с точки зрения развития национальной экономики Беларуси.

патерналистские настроения и менталитет населения и работников на предприятиях (психология обычных работников обычно выражается ими же самими фразой: «Як бы мы не работалі, нешта будзе, хай яны там думаюць на версе»).
Предприятия с государственной формой собственности производят в Беларуси по разным оценкам 60-70% ВВП. Три государственных банка («Беларусбанк», «Белагропромбанк» и «Белинвестбанк») контролируют более половины ресурсов в банковской системе.

В Беларуси действует модель ручной управляемой экономики (в классическом определении – это разновидность централизованно-управляемой или административно-командной модели экономики с отдельными вкраплениями элементов рыночной экономики, таких например, как наличие частного бизнеса, который тем не менее не играет определяющей роли в экономике страны, наличие частных акционерных обществ, в которых тем не менее частный или иностранный капитал не играют значительной роли в экономике страны, наличие свободных рыночных цен на некоторое количество товаров, которые тем не менее не являются сигналами для производителей, как это есть в рыночной экономике, так как они обременены рядом других административных условий и ограничений).

Те страны (Япония, Германия (после II мировой войны), Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур и другие), которые успешно догнали развитые страны, создавали такие же институты и хозяйственные механизмы, какие были в странах-образцах. Все другие эксперименты закончились неудачей.

Вряд ли Беларусь сможет изобрести какой-то свой третий путь в экономическом развитии. Поэтому чем раньше, тем лучше, стоит формировать эффективную рыночную экономику.


Инфляция в Беларуси. Одной из особенностей белорусской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен (необходимость обоснования цен через утверждение калькуляций, регулирование торговых надбавок, и др.) темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одними из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о странах ЕС. По данным FAO, за последние 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции.
Попытку регулировать цены в Беларуси можно назвать одним из 3-х основных «провалов государства». Так, в 1999 году был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на государственное регулирование цен. В этом перечне документов были, – Постановление Совмина от 10.02.1999 № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен», Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» № 255-З от 10.05.1999 г. Вообщем 1999 год – можно считать точкой отсчета, когда государство всерьез начало регулировать цены.

Однако если брать за начало отсчета 2000 год, то среди стран, по которым имеется статистика по изменению индекса потребительских цен (по которому измеряется уровень инфляции), Беларусь по темпам роста цен стала абсолютным лидером в Европе за последнее десятилетие. А в мировом масштабе из 160 стран Беларусь по темпам роста цен уступает только Зимбабве, Анголе и Мьянме. Это следует из отчета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) за 2009 год. По сравнению с 2000 годом, который FAO берет в качестве основы для расчета, в 2007 году темп роста индекса потребительских цен в Беларуси составил 446%. Абсолютным лидером антирейтинга является Зимбабве, где этот показатель составил 21 602% (!). Выделятся темпом роста цен ангольская экономика – 2 348%, а до темпов мьянмской инфляции Беларусь не добралась совсем немного – 481%.

Иными словами, можно констатировать, что попытка навести дисциплину в ценах и добиться административными методами от субъектов хозяйствования, чтобы те не повышали цены, полностью провалилась.


Как подходят к регулированию цен в других странах. Возьмем пример соседней Польши, где практически нет проблемы с инфляцией. Там она составляет в среднем 2% в год (или 0,2% в месяц).

Вопрос: Как удается избегать роста цен в Польше?

Ответ: Ежи Рутковский:

«Никакой административной борьбы с инфляцией в Польше нет. По той простой при­чине, что считаем такую борьбу бесполезной. В здоровой экономике (а она у нас впол­не здоровая) цены регулирует рынок. Вот, к примеру, поднялись цены на продовольствие. Но это вряд ли продлится долго. Во-первых, у нас очень мо­бильные фермеры. Если растут цены на мясо, они уже через полгода начинают увели­чивать его поставки на рынок – ведь цикл производства, скажем, свинины – очень небольшой. То же и с молоком. А во-вторых, недоделанное нашими производителями всегда готов доделать импорт...». Источник: Путь в Европу / Под общ. ред. И.М. Клямкина и Л.Ф. Шевцовой. М. 2008. 400 с. С. 121.

Только с 1 марта 2011 года в Беларуси была введена либерализация ценообразования. Однако продолжалась она 3 месяца. В конце мая 2011 года Президент Республики Беларусь отменил (примеч. пока лишь публично) свободное установление цен. Вот, что он заявил: «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера. Повторите это тысячу раз из моих уст в средствах массовой информации. Всякий рост цен должен жесточайшим образом пресекаться! Только с разрешения губернаторов и Премьер-министра можно корректировать цены в сторону увеличения. Если это надо. Но это надо будет восьми должностным лицам, назначенным мною, доказать и получить от них разрешение. Я почему сужаю этот круг? Потому что нет тех товаров сегодня, на которые надо было бы повысить цены. А если на что-то и надо – то вот эти 8 человек и примут решение». Из выступления Президента Республики Беларусь 27 мая 2011 г. Источник: СБ. Беларусь сегодня. №98 от 28.05.2011 г. http://sb.by/post/117305/


Тем не менее, по мнению ученых-экономистов, в Беларуси целесообразно «отказаться от директивного вмешательства государства в рыночное ценообразование на отдельные товары и услуг всех субъектов хозяйствования (кроме казенных предприятий и отдельных исключений). Но это не означает отказ государства от регулирования уровня цен. На рынках цены на отдельные товары могут свободно колебаться, но стоимость совокупности товаров, составляющих потребительскую корзину должна изменяться в контролируемых пределах. Регулирование уровня цен (инфляции) должно осуществляться, как и в других странах, контролем денежной массы и расходов государства, что реализуется центральным банком и министерством финансов» (Злотников Л.К. Стратегия реформирования белорусской экономики. Ссылка на документ: http://ekonomika.by/zlotnikov).

Как уже было отмечено выше, импорт товаров также является барьером на пути инфляции. Эта закономерность проверена теорией и практикой как у нас в стране (период июль 2002 - март 2011 гг.), так и за рубежом (опыт Чехии, Польши и др. стран по либерализации цен в начале 1990-х гг. тому подтверждение). Поэтому, по мнению экспертов, важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа. Необходимо вернуть белорусскому рублю внутреннюю конвертируемость, местные субъекты хозяйствования должны иметь возможность покупать в коммерческих банках любой объем иностранной валюты и использовать ее для импорта товаров. При этом стоимость иностранной валюты при конвертации должна быть реальной (лучше даже, чтобы белорусский рубль был немного недооценен, чем переоценен). В этом случае иностранная валюта будет доступна только самым эффективным хозяйственникам, которые имеют рентабельность бизнеса настолько высокую, что это позволяет им покупать дорогую иностранную валюту. Это будет противодействовать чрезмерному импорту при сохранении открытости белорусского рынка. Реальную стоимость иностранной валюты в каждый конкретный момент должны определять рыночные силы (спрос и предложение). Целесообразно поддерживать стабильность не номинального, а реального обменного курса белорусского рубля. Например, в условиях сохраняющейся более высокой инфляции в Беларуси по сравнению с другими странами (прежде всего, с основными торговыми партнерами) это означает валютный режим с плавающим курсом (например, с девальвацией соразмерно темпам инфляции). Такой валютный режим, с одной стороны позволит постепенно решать проблему с дефицитом по счету текущих операций, а с другой стороны, – позволит снять валютные ограничения, вернуть внутреннюю конвертируемость белорусского рубля, обеспечить необходимый для нормального развития экономики импорт, который к тому же еще и станет барьером на пути инфляции. Только после того, как уровень инфляции в Беларуси сократится до уровня стран основных торговых партнеров, можно будет снова вернуться к валютному режиму с фиксированным обменным курсом к одной или нескольким иностранным валютам.



Рост цен в экономике достаточно быстро блокируется, если он не сопровождается таким же ростом зарплат. По мнению отдельных российских экономистов, инфляция блокируется, если рост зарплаты не превышает 0,7 роста цен. Если, скажем, цены увеличились на 100%, то доходы не должны увеличиваться больше чем на 70%. В противном случае инфляционная спираль неизбежна. Поэтому при освобождении цен внутри страны государство не должно пользоваться печатным станком, не должно увеличивать денежную массу для увеличения зарплат бюджетников. Целесообразно ликвидировать почти все дотации предприятиям. Необходимо также ограничить возможности предприятий в получении банковских кредитов через дальнейшее повышение ставки рефинансирования. Те страны, которым приходилось проводить либерализацию цен (осуществлять переход от административного ценообразования к рыночному свободному ценообразованию) и которым удалось при этом не допустить высокой инфляции – это Чехия, Словакия, Словения, – все эти страны проводили жесткую финансовую политику, сокращали расходы, приводили рост оплаты труда в соответствие с ростом его производительности.
______________________________________________________________________________
Проблемы с ростом отрицательного внешнеторгового сальдо и ростом внешнего долга.

Внешнеэкономическая конъюнктура последних двух лет, падение спроса на отечественную продукцию на зарубежных рынках потребовали от правительства поиска альтернативных источников поступления валюты в страну для оплаты критического импорта и сбалансированности сальдо платежного баланса. Это, по словам министра финансов Беларуси Андрея Харковца, стало главной причиной роста внешнего государственного долга с $2,3 млрд. на начало 2008 года до $9,5 млрд. на текущий момент. Соответствующим образом возрастают расходы по обслуживанию этого долга. На обслуживание внешнего государственного долга в 2011 г. планируется выделить из госбюджета $695 млн. в обслуживании будут находиться кредиты Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, России, Китая, Венесуэлы, а также облигации, выпущенные на внешних финансовых рынках в 2010 году. Наибольшие выплаты Беларуси предстоят в 2013-2014 годах.

Георгий Гриц, зав. кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, к.э.н., считает, что поскольку «Основной долг Беларусь начнет возвращать через пять лет, а проценты – уже со следующего года, то очень важно направить деньги на быстроокупаемые проекты и выпуск высокотехнологичной продукции. Сделать это непросто, если учесть, что 80% оборудования на отечественных предприятиях имеет высокую степень физического износа. Средняя рентабельность по стране 7-8%, а те же евробонды заимствованы под 8,5%. Поэтому Беларуси надо ускоренными темпами создавать конкурентоспособную экономику, приобретать новые технологии и оборудование, строить новые предприятия и повышать рентабельность производства (Источник: Республика, 14 сентября 2010 г.)».

Для отличника. Импортозамещение. Импортозамещение не обосновано мировой экономической наукой. В Беларуси имеется несколько докторов наук, которые подготовили обоснование под осуществление политики импортозамещения. Главные аргументы в пользу импортозамещения – это снижение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса и экономия валютной выручки. Однако эти аргументы стары как мир. Они были известны экономистам еще в XIX веке, но считаются не убедительными.

Для отличника. Пример из учебника XIX века Юлия Янсона, который читал лекции по политэкономии в Горы-Горецком земледельческом институте.

Отрывок из статьи лектора: «Взять хотя бы современную проблему конкурентоспособности национальной экономики. Что нового может сказать об этом современная экономическая теория, кроме как обратиться к разработанной уже классиками теории международной торговли. В качестве иллюстрации приведем отрывок из учебника, который был написан в 1863-1864 годы, профессором Горы-Горецкого земледельческого института Юлием Янсоном, где он приводит аргументы тех, кто, по его словам, во все времена выступал за ограничение конкуренции и свободной торговли, чтобы поддержать местных производителей:

– Свобода торговли есть пустая теория, мечта космополитов (примеч. сегодня один из главных аргументов; если кто-то ничего не может противопоставить логическим выводам теории международной торговли в пользу свободной торговли, то он, обычно, апеллирует к тому, что она представляет собой упрощенную абстрактную модель, которая не имеет отношения к реальной экономике. – В.А.).

– При свободной торговле более слабая в экономическом плане страна делается заложником других более развитых стран, а именно, местный потребитель перечисляет часть дохода в пользу иностранного производителя;

– При свободной торговле неизбежно накопление местных товаров на внутреннем рынке и наплыв иностранных товаров;

– Свобода торговли заполнит производство иностранными капиталами, а свои останутся без размещения;

– При свободе торговли государство теряет таможенные доходы, становится зависимым от других государств: его политическая самостоятельность подвергается рискам, а в военное время оно рискует остаться без необходимых для него товаров.

– Протекционизм нужен потому, что необходимо удерживать в государстве деньги (примеч. говоря по-простому, иностранную валюту. – В.А.);

– Протекционизм нужен потому, что развитие, особенно перерабатывающей промышленности, требует воспитания и контроля; производственные силы не могут расти в неравной борьбе с иностранной конкуренцией [4, с. 230].

Заметим, что это практически полный перечень аргументов современных экономистов, которые сегодня выступают за протекционизм (часто, кстати, они оправдываются такими «патриотическими» словосочетаниями, как «национальная экономика» или «экономическая безопасность»). Однако, эти аргументы Янсон считал софизмом, построенным на обрывистых данных, людьми, которые имеют ошибочное представление о сути денег и торговле, о значении государственного вмешательства в национальную экономику страны. Аргументация Янсона ясная и убедительная: «торговля, если только она свободна, не может склонятся ни к чьему вреду: она взаимно выгодная» [4, с. 230].

Не менее убедительной выглядит аргументация Янсона и в пользу привлечения иностранного капитала: «капитал не есть деньги; общество, заинтересованное в увеличении капиталов, ничего не выиграет от увеличения количества денег (именных знаков). Капитал не может быть ничем заменен. Капитал – это часть произведенного богатства, которая предназначена для производства нового богатства. Капитал не имеет национальности, он принадлежит тому, кто его оплодотворяет» [4, с. 265].

По мнению Янсона, где много капиталов, там труд лучше оплачивается. Ведь: во-первых, увеличение капиталов увеличивает спрос на труд; во-вторых, тот же труд дает больше при помощи капитала; в-третьих, покупательная способность труда увеличивается при дешевизне изделий [4, с. 265].



Как точно отметил Янсон, «защита труда народа всегда оборачивается в защиту немногих производителей за счет потребителей». Янсон же замечает, что лучшая забота государства заключается в том, чтобы «дать возможность иметь населению дешевые и хорошие средства для удовлетворения потребностей и выгодно размещать свой труд; протекционизм же утверждает совершенно противоположное [4, c. 227]. Далее он продолжает, «для работника важно не денежная величина его зарплаты, а дешевизна и разнообразие товаров, которыми он удовлетворяет свои потребности; а эти разнообразие и дешевизна не совместимы с системой протекционизма» [4, c. 229]. Ученый-экономист приводит следующий, понятный и сегодня, пример: работник, который получает 50 копеек в день и которого ставят перед необходимостью приобретать отечественные товары, цена которых составляет 30 копеек, в то время, как он, при свободной торговле, мог бы приобрести иностранные за 20 копеек, лишается части своей собственности: у него отнимают 1/5 часть его заработка. По мнению Янсона, «свобода может навредить только тому производителю, который не привык к ней, которого держит в детском возрасте, лени, неспособности, чужое опекунство, отсутствие соперничества, неразвитость народного хозяйства и образования» [4, c. 219].
4. Янсон Ю.Э. Краткий курс политической экономии. Пособие для слушающих лекции по этому предмету. СПб.: тип. А. Головачева, 1865. – 320 с.
Источник: Акуліч У.А. Беларуска-украінскія навуковыя повязі ў галіне развіцця класічнай палітэканоміі (ХІХ ст.) // Теоретичні та прикладні питання економіки. . Збирнік наукових праць. Випуск 12. – К.: ВПЦ “Киівській універсітет”, 2007. 419 с. – С. 389-395
_____________________________________________________________________

следующая страница >>
Смотрите также:
Лекция Формирование рыночной экономики (4 ч.)
629.11kb.
4 стр.
Состоится ли новая модель экономического роста в России?
912.45kb.
5 стр.
Семинарских занятий по курсу истории экономики. Старший
74.42kb.
1 стр.
История становления и развития регионального рынка ценных бумаг в Челябинской области
468.52kb.
1 стр.
Некоторые особенности обучения менеджеров в рыночной экономике
94.03kb.
1 стр.
Влияние государственного регулирования отношений собственности потребительской кооперации РФ на содержание внутрисистемных процессов в региональных союзах потребительских обществ
185.11kb.
1 стр.
Лекция №1 2 Лекция №2 8 Лекция №3. 13 Лекция №4 14 Лекция №24 Лекция №7 24 Конспект лекций по курсу
316.67kb.
1 стр.
Лекция Природа и причины кризисов в экономическом раз­витии
603.17kb.
3 стр.
3. Формирование механической картины мира Классическое естествознание
399.87kb.
2 стр.
Гретченко, А. А. Формирование экономики знаний на национальном
184.85kb.
1 стр.
Вопросы по «экономической социологии»
11.98kb.
1 стр.
Межрегиональные различия в заработной плате в России
638.34kb.
4 стр.