Главная
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9

Таблица 2.2.2.1





Год заполнения

Отметка горизонта воды в Арнасае

Объем воды в Арнасае, км3




5-й год







9-й месяц

237.8

16.6

3-й месяц

238.5

18.1

10-й год







9-й год

239.5

20.3

3-й месяц

240.0

21.3

В соответствии с указанными расчетами проектировщиками были рекомендованы границы отчуждения на отметке 240,00 в пределах горловины (по условиям пропуска катастрофического расчетного расхода 1700 м3/с); при этом общая площадь отчуждаемых земель составила бы 287,35 тыс.га.

Следует добавить, что в этот 10-летний срок Арнасайское понижение использовалось один раз в экстремальный по водности год - 1968-69гг (а за весь срок наблюдений такая водность отмечена всего два раза - первый раз в 1921-22 гг.), когда в Арнасайское понижение было сброшено более 18 км3.

Совсем иная картина сложилась после распада Советского Союза в 1991 году, хотя никто ранее не мог предположить, что спустя два десятка лет проблема сброса в Арнасай вернется вновь и в тот период, когда зарегулированность стока Сырдарьи достигла столь высокого уровня. В эти годы вновь возникло нерациональное использование водных ресурсов, но уже тогда, когда их дефицит возрос многократно по сравнению с концом 60-х годов, когда выросли требования и масштабы водопотребления и когда, к сожалению, сильно ухудшилось качество водных ресурсов. При этом если в 1969 году имела место природная аномалия (экстремально многоводный год) и только в зимний период, то теперь вот уже восьмой год мы имеем дело с рукотворным явлением, а вода для народного хозяйства пропадает как бы дважды: сбрасывается безо всякой пользы в межвегетационный период, причиняя ущерб затапливаемым территориям Навоийской и Джизакской областей, а в вегетацию ее не хватает в период максимальной потребности в воде в орошаемом земледелии; в-третьих, часть этой воды могла бы поступить в Аральское море и Приаралье.


В последние годы, в связи с тем, что эксплуатация Токтогульского водохранилища была изменена с ирригационного режима на энергетический, зимний приток к Чардаринскому водохранилищу значительно увеличился, а низкая пропускная способность русла реки Сырдарья в низовьях в зимний период привела к вынужденным сбросам части стока из Чардаринского водохранилища в Арнасайское понижение. За 1992-2000 г.г. в Арнасайское озеро сброшено около 27 км3 воды, в том числе по годам и сезонам:

    1. Таблица 2.2.2.2





Водохозяй-

ственный год

Межвегетация

( 1.10 - 31.3)

Вегетация

( 1.4 - 30.9 )

Всего




1992-1993

1.2

1.2

2.4

1993-1994

8.1

1.0

9.1

1994-1995

3.9

-

3.9

1995-1996

1.0

-

1.0

1996-1997

1.2

-

1.2

1997-1998

2.2

1.0

3.2

1998-1999

3.1

-

3.1

1999-2000

2.8

-

2.8

Итого

23.5

3.2

26.7

Анализ 1993...1999 гг. показывает, что наибольшие сбросы в Арнасай наблюдались в январе...марте, к этому времени Чардаринское водохранилище уже было заполнено. В тоже время в январе...марте гарантированные ресурсы для наполнения Чардаринского водохранилища имелись и не было необходимости начинать заполнение этого водохранилища еще с октября.


Первое следствие сбросов, которое следует назвать, это потери дефицитных водных ресурсов. Если в Арнасайское понижение сбрасывается от 1 до 8 км3, то при общем лимите водных ресурсов, выделяемых МКВК государствам-водопотребителям ежегодно, равном 21,57 км3 (для года нормальной водности), теряется от 5 до 40 % всего водозабора из Сырдарьи - роскошь непозволительная в стране, где уже 20 лет назад всерьез был поставлен вопрос о переброске сибирских рек в регион Центральной Азии из-за полного исчерпания здесь водных ресурсов. Не следует забывать также, что часть воды, сбрасываемой в Арнасай, могла бы попасть в Аральское море и Приаралье, то есть опять-таки мы имеем дело с безвозвратными потерями ресурса, использовать которые мы - при современном уровне развития гидротехники и состоянии экономики в регионе - не в состоянии.

Затопление значительных территорий Республики Узбекистан (прежде всего, в Навоийской области), прилегающих к Арнасайскому понижению, на которых расположены поселки, кошары, пастбища, автодороги, линии связи, электропередач и вообще вся имеющаяся здесь инфраструктура.

Заполнение Арнасайской впадины приводит к подпору коллекторов, отводящих воду с территории Голодной степи; отсутствие оттока засоленных грунтовых вод неуклонно ведет к ухудшению мелиоративного состояния земель Голодной и Джизакской степи - это процесс многолетний, постепенный и не поддающийся разовой конкретной прогнозной оценке, но неизбежный.

Деградация почв, затапливаемых сбросами из Чардаринского водохранилища; даже если впоследствии Арнасайское понижение частично будет избавлено от затопивших ее вод, восстановление почв (рекультивация) - процесс многолетний, чрезвычайно дорогой и вообще трудно осуществимый.

К последствиям изменения режима работы Токтогульского водохранилища следует также отнести:

- экологические ущербы природным системам сырдарьинского бассейна; фактический перенос паводка на зиму и создание искусственного маловодья летом ведет к деградации водных и земельных комплексов бассейна, а пересохшее русло Сырдарьи летом влечет за собой возникновение в жаркое время года кризисной эпидемиологической обстановки во всем регионе;

- русло Сырдарьи - природная дрена, которая, будучи теперь заполненной все последние годы в зимнее время, перестает выполнять свою естественную роль водоотводящего тракта, очищающего прилегающую прирусловую территорию.
Задача предотвращения сброса воды в Арнасай - прежде всего задача рационального управления водно-энергетическими ресурсами бассейна, корректировки работы основных водохранилищ комплексного назначения, расположенных на реках Нарын, Сырдарья, Карадарья, Чирчик.

Основываясь на опыте последних лет, дадим некоторые рекомендации по уменьшению сбросов в Арнасай. Главное обязательное условие - попуск из Токтогульского водохранилища в межвегетационный период не должен превышать 6.0 км3. Ниже Чардаринского водохранилища необходимо выдерживать режим, обеспечивающий максимально возможные расходы по руслу реки Сырдарья в зимний период и равномерное наполнение водохранилища к концу межвегетации. Для этого необходимо своевременно создать в низовьях реки “ледовую трубу”, поддерживая попуск из Чардары уже в октябре не менее 500...600 м3/сек, в ноябре-декабре 400...600 м3/сек. Кайраккумское водохранилище в начале межвегетации должно быть сработано до мертвого объема , на тот “резервный” объем (около 800 млн м3), который удерживался в вегетацию для работы Махрамской насосной станции. Попуск из этого водохранилища в октябре должен быть не менее 600...700 м3/сек. Последующее наполнение Кайраккумского водохранилища должно обеспечивать постепенный рост расходов воды ниже водохранилища от 400...500 м3/сек в октябре до 600 м3/сек в декабре...феврале.

Вероятность безвозвратных сбросов в Арнасай может быть уменьшена (на 20..30%) за счет более рационального регулирования стока в Андижанском и Чарвакском водохранилищах. Зимние попуски из этих водохранилищ могут достигать значительных размеров и если есть возможность, их необходимо сократить.
2.3.Основные проблемы взаимоотношений между государствами бассейна в сфере совместного использования водно-энергетических ресурсов реки Сырдарья
2.3.1.Переговорные процессы между государствами бассейна, поиск путей взаимопонимания, соглашения
После распада СССР в 1991 году основные реки региона приобрели статус трансграничных водотоков. Появилась необходимость создания регионального механизма по управлению водными ресурсами взамен старой централизованной системы координации и контроля, существующей в советский период. В октябре 1991 года пять независимых государств Центральной Азии договорились о выработке такого механизма, а в 1992 году подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников, об образовании Межгосударственной координационной водной комиссии (МКВК) и принципах управления водными ресурсами региона. Соглашение 1992 года содержало следующее ключевое положение: распределение водных ресурсов будет основываться на принципах “существующего водопользования”, а функции по управлению бассейном будут осуществляться Бассейновыми водохозяйственными организациями (БВО) под контролем МКВК. В марте 1993 года главы государств на своей встрече в г.Кзыл Орде одобрили Соглашение 1992 года.

В январе 1994 года главы центрально-азиатских государств собрались в г.Нукусе для рассмотрения и согласования основных положений Программы бассейна Аральского моря (ПБАМ). Учитывая сложившуюся структуру и принципы распределения водных ресурсов межгосударственных водных источников, Центральноазиатские государства согласились проводить работы для решения экологических проблем, связанных с усыханием Аральского моря и подачу в дельту реки Сырдарья и Аральское море гарантированного объема водных ресурсов. Было принято решение о разработке общей стратегии вододеления, охраны водных ресурсов и рационального водопользования и выработке на основе этой стратегии проектов межправительственных законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы, связанные с использованием и охраной водных ресурсов, а также социально-экономическим развитием региона. В 1996 году Межгосударственный Совет по проблемам Арала (в 1997 году трансформирован в Международный фонд по спасению Аральского моря) принял решение, что существующее вододеление между государствами (по Соглашению 1992 года) должно оставаться в силе до тех пор, пока не будет сформулирована Региональная стратегия управления водными ресурсами, в которой будут отражены новые реали и которая определит более объективные механизмы и принципы распределения воды и ее рационального использования.

Государства-участники Центрально Азиаткого Экономического Сообщества - ЦАЭС (ранее известное как Межгосударственноый Совет Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан, до присоединения к ним Таджикистана) продемонстрировали с 1995 года заинтересованность в разработке согласованной политики развития и использования водно-энергетических ресурсов, направленной на предотвращение возможных конфликтов между государствами в этой области и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Для преодоления возникших противоречий государства-водопотребители предприняли меры по сокращению своих потребностей в воде и стали заключать между собой межгосударственные протоколы и соглашения, в которых устанавливались величины компенсационных поставок тепло и энергоресурсов из Узбекистана и Казахстана в Кыргызскую Республику и зафиксированы размеры вегетационных попусков из Токтогула (6500 млн.м3), позволявшие в годы среднемноголетней водности покрывать нужды орошаемого земледелия региона; обеспечивая указанные попуски, Узбекистан осуществляет зимой перетоки электроэнергии и поставляет Киргизии газ, а Казахстан - карагандинский уголь; летом вырабатываемая Токтогульской ГЭС электроэнергия обратным перетоком возвращается Узбекистану и Казахстану. Размеры зимних попусков при этом соглашениями не оговаривались (до 1998 года). Подобное решение нельзя признать оптимальным, так как оно принималось скорее с пожарной целью, чтобы выйти из чрезвычайной ситуации, обеспечив водой орошаемые земли в вегетацию, но в целом проблема не решалась. Кроме того, положение смягчалось тем, что последние несколько лет (1992-1994 и 1998 гг.) были многоводными, в результате чего сложилось ложное впечатление, что без регулирующей роли Токтогульского гидроузла можно обойтись, так как воды достаточно. Между тем, многоводье, смягчив обстановку в период вегетации, одновременно усугубляло картину невегетационного периода: будучи совмещенной с увеличенными зимними попусками из Токтогульского водохранилища, повышенная природная водность способствовала быстрому заполнению русловых водохранилищ (часто уже в декабре), а при ограниченной пропускной способности реки ниже Кзыл-Орды и сложившейся ледовой обстановке в низовьях Сырдарьи вода выпускалась в Арнасайское понижение с известными отрицательными последствиями.

В 1998 году было подписано четырехсторонее Соглашение об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья, были установлены принципы компенсационных поставок топлива и энергии. В январе 2000 года между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан было подписано двухсторонее Соглашение о сотрудничестве в области рационального использования водно-энергетических ресурсов, создающее условия для накопления воды в Кайраккумском водохранилище, фиксированных попусков из него и взаимных перетоков электроэнергии в энергосистемы республик (в период наполнения Кайраккумского водохранилища Таджикистан импортирует электроэнергию, а в период сработки - экспортирует). Государства ЦАЭС подписали Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии, а также региональное соглашение о параллельной работе энергетических систем государств Центральной Азии. Все эти соглашения, так или иначе, направлены на решение вопросов управления водными ресурсами.

Все эти меры являются половинчатыми (дать воду в урезанном объеме летом, но тратить ее без ограничений зимой). Практика последних лет свидетельствует, что компенсируется тот самый минимум (6,5 км3), которого в год средней водности может хватить для проведения вегетационных поливов на землях в бассейне реки Сырдарьи. Между тем опыт 1995 года показал, что с наступлением маловодных лет 6,5 км3 из Токтогула не хватит для вегетационных поливов. Зима же полностью отдавалась в распоряжение киргизских энергетиков, которые строят свой график, исходя из покрытия потребностей Кыргызской Республики в электроэнергии, а для этого требуется выпустить из Токтогульского водохранилища 8 - 8,5 км3 и больше. Такой режим в течение нескольких лет нормальной водности приведет к тому, что водохранилище опорожнится до мертвого объема, что неизбежно при двойной нагрузке - летом и зимой.

Еще не разработано и не принято на межправительственном уровне Бассейновое долгосрочное соглашение, регулирующее все основные вопросы рационального использования и охраны водных ресурсов в регионе, решающее вопросы бесконфликтного, оптимального управления водно-энергетическими ресурсами трансграничных рек, обеспечения стабильности водных отношений между государствами, с учетом экологических и социально-экономических факторов и стратегических интересов народов, проживающих в регионе. Чтобы Бассейновое соглашение стало реальным необходимо решить ряд проблем. Во-первых, необходима единая для региона стратегия рационального регулирования, использования и охраны водных ресурсов, включающая принципы, подходы и критерии, программы первоочередных мероприятий и перспективного планирования. Во-вторых, необходим единый пакет нормативов, инструкций, методик и инструментов (моделей, компьютерных программ), позволяющий формировать управляющие воздействия, выбирать и обосновывать оптимальные варианты решений по управлению водными ресурсами, их использованию и охране. При этом важно уметь оценивать экономические, социальные и экологические интересы каждого государства, выявлять возможные конфликтные ситуации, определять эффективные пути их решения, иметь способы финансового воздействия на водопотребителей при нарушении установленных режимов и лимитов водопотребления, определять эффекты, затраты, ущербы и соответствующие штрафы и компенсации при экономических взаиморасчетах между государствами. В-третьих, необходим свод юридических документов по совместной водохозяйственной деятельности стран в регионе и регулированию водных отношений, учитывающих особенности существующих водных законодательств Республик, определяющих права и обязанности водопользователей, правовую ответственность за нарушения.

Существующая в настоящее время система краткосрочных Соглашений, заключаемых между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном на бартерной основе по вопросам рационального использования водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ, дает сбои. По этим соглашениям Кыргызстан в вегетационный период должен обеспечивать попуски воды из Токтогульского водохранилища в объеме 6.5 км3, а Казахстан и Узбекистан принимать избыточную электроэнергию в объеме 2.2 млрд.кВтч и компенсировать Кыргызстану возможный зимний дефицит электроэнергией, углем и газом.

Сегодня только своевременное заключение соглашений между государствами и строгое соблюдение всех договоренностей может повысить эффективность регулирования и использования речного стока. Эти требования являются обязательным, но не единственным условием, которое может гарантировать бесконфликтное совместное использование водных ресурсов в бассейне. Содержание самих соглашений требует совершенствования.

Прежде всего в соглашениях о совместном использовании водно-энергетических ресурсов рек Нарын и Сырдарья должны фиксироваться объемы сработки Токтогульского водохранилища для всего водохозяйственного года, а не отдельного сезона, то есть осенне-зимние попуски должны быть взаимоувязаны с весенне-летними попусками. Принимаемые обязательства по наполнению Кайраккумского водохранилища должны подкрепляться графиком попусков, при которых происходит наполнение водохранилища, другими словами нижерасположенные потребители должны знать какие могут быть последствия принятого обязательства по наполнению.

Другое замечание - к тексту соглашения в приложении желательно иметь расчеты по экономическому обоснованию ключевых цифр соглашения, с учетом возможного функционирования водохозяйственного комплекса на перспективу, а также оценку возможных ущербов при несоблюдении принятых договоренностей. Должен быть разработан механизм компенсации государствами тех ущербов, которые возникают из-за невыполнения принятых в соглашениях обязательств.

Необходима координация совместной деятельности водохозяйственных и топливно-энергетических ведомств в регионе на основе общих подходов и методик. Для обеспечения согласованной политики и совместных взаимовыгодных действий в области водно-энергетических отношений, предотвращения возможных срывов в выполнении соглашений, предлагается создать международный консорциум по использованию водных и энергетических ресурсов в регионе. Консорциум должен стать финансовым и “страховым” механизмом, который гарантирует устойчивый водно-энергетический обмен, предусматриваемый в соглашениях. Он должен иметь в своем распоряжении средства и инструменты (в том числе математические модели и соответствующее программное обеспечение) для обоснования правильности и эффективности принимаемых решений.



2.3.2. Проблемы, связанные с взаимопоставками

топливно-энергетических ресурсов
Режим работы Токтогула последних лет не выдерживает никакой критики и может привести к катастрофе и гидроэнергетику, и ирригацию. Непригоден и механизм реализации компенсаций за невыработанную электроэнергию. С одной стороны, он явно недостаточен, так как не позволяет сократить зимние попуски, как это делалось до 1991 года, что сохраняло Токтогул в качестве важнейшего регулятора стока Сырдарьи. С другой стороны даже с той урезанной задачей, что стояла перед государственными структурами, ответственными за поставки теплоэнергоресурсов, справиться не удалось, потому что в корне изменилась политико-хозяйственная ситуация в регионе.

Стремление решать все вопросы через государственные структуры при изменившейся ситуации нередко приводит к отрицательному результату. Вот почему межправительственные соглашения, предусматривающие компенсационные поставки теплоэнергоресурсов, не выполнялись и не выполняются в полном объеме: например, Республика Казахстан в 1995-1996 водохозяйственном году из 600 тыс. тонн карагандинского угля, предусмотренных соглашением, поставила лишь 200 тыс. тонн; не выполнялись также последующие договоренности. В качестве примера приведем рис. 2.3.2.1... 2.3.2.3, где представлено наглядное сравнение обязательств по приему электроэнергии, вырабатываемой каскадом Нарынских ГЭС, энергосистемами Узбекистана и Казахстана, и их фактической реализацией. Напомним, что во всех соглашениях Узбекистан и Казахстан обязывались принимать в летний период по 1100 мин. кВт ч - как на самом деле происходило, видно на указанных рисунках. Прежде всего, прием энергии велся неравномерно, что последовательно сказывалось на Токтогульских попусках и резкое увеличение приема энергии в июле 1995 года повлекло рост попусков до 900 м3/с и выше, но это было запоздалой мерой (рис. 2.3.2.1), не принесшей ожидаемого результата. Начиная с 1997 года Республика Казахстан в силу ряда причин серьезно снизила объем принимаемой энергии по сравнению с прописанной в Соглашениях (рис. 2.3.2.2... 2.3.2.3); последствия не замедлили сказаться, о чем уже было сказано выше: расходы по каналу "Дустлик" составили меньше половины лимитов водозаборов и часть площадей в его зоне командования были подсушены. Последствия указанных срывов очевидны и из Токтогульского водохранилища летом воды выпускается меньше, а осенью - больше, чем предусмотрено межправительственными Соглашениями. Подобное отсутствие исполнительской дисциплины и необязательность особенно нетерпимы при использовании именно водных ресурсов, так как намеченное нельзя откладывать на "потом": вода ушла и момент упущен, а ушедший ресурс не вернешь.

Еще одна специфическая сложность управления водными ресурсами заключается в том, что государства могут договариваться между собой, не учитывая наличие на пути воды препятствий в виде третьих государств (или сторон, или ведомств), которые вмешиваются и нарушают реализацию договоров; в качестве примера сошлемся на вегетации 1995 и 1999 гг., когда вода, выпущенная из Токтогула по Соглашению между Узбекистаном, Казахстаном и Киргизией не пропускалась и задерживалась в Кайраккумском водохранилище. Кстати, Соглашения между Узбекистаном и Таджикистаном заключаются уже третий год, но их исполнение также далеко от совершенства. Вот последний пример: в марте-апреле 2000 года попуски из Кайраккума составляли 900 м3/с, в результате чего стало невозможным выполнить обязательство таджикской стороны заполнить водохранилище к 31 мая. Стремясь достичь обещанного любой ценой, "Барик Точик" во второй декаде апреля сократило попуски до 200 м3/с и практически привело к кризису орошаемые земли среднего течения Сырдарьи и работу Фархадской ГЭС.

Динамика перетоков электроэнергии из Кыргызской Республики в Республику Узбекистан и Казахстан в летний период









Рис. 2.3.2.1




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
2. Современное состояние водно-энергетического комплекса бассейна реки Сырдарья
1977.32kb.
9 стр.
Современное состояние водно-энергетического комплекса
234.83kb.
1 стр.
Программа по природоохранной политике и усилению организационной структуры управления ресурсами в Центральной Азии
1530.69kb.
10 стр.
6. водные ресурсы бассейна реки сырдарьи
61.45kb.
1 стр.
О водных ресурсах и водопользовании Общая гидрологическая характеристика бассейна реки Нуры
65.4kb.
1 стр.
Фандрайзинг “Комитета по экологии бассейна реки Сухоны”
74.52kb.
1 стр.
Проект «Создание малых локальных водоемов в дельте реки Амударья», или Программа бассейна Аральского моря в действии
154.96kb.
1 стр.
Современное состояние зообентоса среднего течения реки Енисей
44.58kb.
1 стр.
Организация по безопасности и сотрудничесту в Европе Экономическая Комиссия ООН для Европы
146.65kb.
1 стр.
Результаты Международного проекта «Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш»
93.1kb.
1 стр.
Семинар для представителей различных заинтересованных сторон в Беларуси в рамках проекта: «Управление водными ресурсами бассейна реки Нёман с учетом адаптации к изменению климата»
160.74kb.
1 стр.
2. водные ресурсы поверхностные воды
682.11kb.
3 стр.