Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9Таблица 2.1.1.1Основные магистральные каналы
Основными коллекторами в бассейне Сырдарьи являются: (а) Ферганская долина - Ачикульский, Северо-Багдатский, Сох-Исфаринский, Сарысуйский, Язъяванский, Сарыджуга с суммарной пропускной способностью около 500 м3/с ( все Узбекистан), собирающие в год около 4 км3 воды, (б) Голодная степь - Центральный Голодностепский (ЦГК), Шурузяк, Главный пойменный (Узбекистан), Арнасайский, Кызылкумский, Тугайный (Казахстан) с суммарной пропускной способностью около 200 м3/с, собирающие около 3 км3/год ( из них в Сырдарью сбрасывается около 1 км3/год, в Арнасай - 2 км3/год), (в) ЧАКИР - Уртукли, Карасу, Сарысу, Песчаный (Узбекистан), собирающие около 1 км3/год воды, (г) Нижнее течение (включая АРТУР) -Восточный, Южный, Чиили-Телекуль (Казахстан), собирающие около 1 км3/год воды. 2.1.1.2. Национальные и региональные организации, управляющие регулированием и использованием водных ресурсов В современной структуре управления водными ресурсами бассейна, действующей в настоящее время можно выделить два основных уровня: региональный и национальный. Региональный (межгосударственный) уровень представлен Центральноазиатским Экономическим Сообществом (Межгосударственный Совет) и Международным Фондом спасения Арала (МФСА), национальный уровень - Минводхозами (Комитетами), Облводхозами и Райводхозами, их специализированными организациями (службами) и базовыми подразделениями (строительными, промышленными, проектными, научными). Государства-учредители МФСА образуют Правление Фонда, которое возглавляется Президентом Фонда, избираемым из числа Глав государств-учредителей. Постоянно действующим исполнительным органом МФСА является Исполнительны Комитет (Исполком). Исполком МФСА имеет филиалы и отделения в государствах Центральной Азии. Под эгидой МФСА функционирует Межгосударственная Координационная Водохозяйственная Комиссия (МКВК), ее Научно-информационный Центр (НИЦ), Бассейновые водохозяйственные объединения - БВО “Амударья” и БВО “Сырдарья”. МФСА включает в себя также Комиссию Устойчивого Развития (КУР). МКВК, членами которой являются руководители водных ведомств государств региона, вырабатывает основные направления единой водохозяйственной политики, утверждает лимиты ежегодного водопотребления каждого государства, утверждает режим работы крупных водохранилищ, устанавливает ежегодные объемы водоподачи в Приаралье и Аральское море, а также разрабатывает рекомендации Правительствам государств по компенсации потерь (затрат), связанных с совместным использованием водных ресурсов. БВО подготавливает и согласовывает лимиты водозаборов для всех государств-потребителей, рассчитывает режим работы каскада водохранилищ, а также, являясь исполнительными органами МКВК, через свои структурные подразделения, обеспечивает подачу и контроль водных ресурсов в пределах установленных МКВК лимитов. НИЦ МКВК в соответствии с решениями МКВК ведет научно-исследовательские работы и организует обмен информацией между государствами. Зона деятельности БВО "Сырдарья" как основного оператора бассейна р.Сырдарьи простирается от Токтогульского водохранилища до границы Республики Казахстан (Чардаринское водохранилище). Наряду с республиканскими комитетами госкомприроды, службами Главгидрометов и санэпиднадзора БВО "Сырдарья" контролирует также качество сырдарьинской воды. БВО "Сырдарья" организует подачу воды в бассейне р. Сырдарьи государствам - водопотребителям, осуществляет эксплуатацию водозаборных сооружений, проводит мероприятия по улучшению экологической обстановки и контролю качества используемых водных ресурсов. Объединение контролирует режим стока рек Нарына, Карадарьи, Чирчика и собственно Сырдарьи до Чардаринского водохранилища. Для этого БВО осуществляет прежде всего управление наличными водными ресурсами бассейна Сырдарьи, обосновывая режимы работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ и разрабатывая планы подачи воды водопотребителям в увязке с лимитами водозаборов, утверждаемыми МКВК по заявкам государств региона и в соответствии с расчетами БВО. Кроме того, объединение осуществляет:
В распоряжении объединения, осуществляющего управление трансграничными водными ресурсами и межгосударственное вододеление, находятся головные водозаборные гидротехнические сооружения на реке Сырдарье и ее основных притоках, а также каналы, имеющие межгосударственное значение (прежде всего, канал "Дустлик" и Большой Ферганский канал). В ведении БВО имеются 203 гидротехнических сооружения, в том числе 21, расположенные непосредственно на основных руслах Нарына, Сырдарьи, Карадарьи и Чирчика. Расходы данных сооружений находятся в пределах - 20...2500 м3/с, причем расходы сооружений на канале "Дустлик" и БФК доходят до 400 м3/с. Выше говорилось, что основным водопотребителем является орошаемое земледелие, площадь земель по бассейну составляет 3,380 млн. га, а непосредственно из реки орошается 1,730 млн. га. Водоучет водозаборов из рек и подведомственных каналов осуществляется по 445 пунктам, в том числе 21 головной водозабор, 36 стационарных насосных станций и 172 временные насосные установки. Учет поверхностных речных вод выполняется преимущественно гидрометслужбами республик, а на водозаборных сооружениях - БВО "Сырдарья" и органами водного хозяйства центрально-азиатских государств. Центральная служба БВО "Сырдарья", базирующаяся в г. Ташкенте, осуществляет управление через территориальные управления в соответствии с режимом работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ и лимитами водозаборов, утверждаемыми МКВК для невегетационного и вегетационного периодов каждого водохозяйственного года, а территориальные управления - далее, через управления гидроузлов. Водохозяйственный комплекс, управляемый БВО "Сырдарья", работает: 1. В условиях пропуска нормальных гарантированных расходов воды. 2. В экстремальных условиях:
Для обеспечения этих режимов должен учитываться сток рек, планируемое (лимитируемое) водопотребление, а также запасы воды, имеющиеся в этот период в водохранилищах. В условиях многолетнего регулирования стока водохранилища срабатываются в течение ряда лет в зависимости от наличия водных ресурсов, потребностей в воде и возможных изменений режима работы Нарын-Сырдарьинского водного тракта. В основу управления водными ресурсами положены упомянутое Соглашение от 18 февраля 1992 года, другие документы и акты, принятые центрально-азиатскими государствами в последующие годы.С учетом прогноза водности рек в невегетационный и вегетационный периоды и наличия воды в водохранилищах Нарын-Сырдарьинского каскада БВО "Сырдарья" разрабатывает и представляет на утверждение членам Межгосударственной Координационной Водохозяйственной Комиссии (МКВК) режим работы Нарын-Сырдарьинского каскада и лимиты водозаборов республик региона из ствола реки Нарын-Сырдарья. Утвержденные лимиты являются основанием для реализации межгосударственного вододеления по каналам и насосным станциям. В случае необходимости в зависимости от реально сложившейся водохозяйственной обстановки лимиты водозаборов могут корректироваться и если величина корректировки превышает 10% общего объема, то они переутверждаются на заседании МКВК. Утвержденные лимиты забора воды по республикам, каналам и насосным станциям с подекадным распределением по каждому месяцу доводятся для исполнения до территориальных управлений БВО "Сырдарья", участков, гидроузлов и водозаборных сооружений. Учет воды на реках Нарын - Сырдарья, Карадарья, Чирчик и по другим малым рекам осуществляется с помощью опорных гидрометрических постов Главгидрометов соответствующих республик. На магистральных каналах, забирающих речную воду, водоучет ведется по головным гидропостам, обслуживаемых БВО "Сырдарья", в том числе и на магистральных каналах "Дустлик" и БФК. Оперативное управление водными ресурсами выполняется руководством объединения через центральную диспетчерскую с выходом на управления территориальные и гидроузлов. На основании материалов замеров проводится анализ руслового и водохозяйственного балансов водных ресурсов за декаду, месяц, периоды - невегетацию и вегетацию, а также в целом за водохозяйственный год. При этом устанавливаются причины невязок и потерь воды, принимаются меры по устранению обнаруженных потерь. В современную структуру управления водными ресурсами начинают вноситься элементы природоохранных требований, принципы консенсуса водопотребителей и водопользователей в области использования водно-энергетических ресурсов (консультации, согласования режимов между водохозяйственными и энергетическими ведомствами). Основные силы и средства государств и межгосударственных организаций направлены на поиск и разработку взаимоприемлемых региональных решений, максимально удовлетворяющих национальным интересам. В плане совершенствования системы управления водохозяйственным комплексом вносятся предложения о повышении роли и прав МКВК, БВО и других межгосударственных организаций (расширение зон деятельности БВО на всю протяженность реки и др.). 2.1.2. Энергетический комплекс 2.1.2.1. Генерирующие электростанции государств бассейна Установленная мощность энергосистем государств бассейна Сырдарьи на 01.01.2000 года составила: МВт
Структура установленной мощности энергосистем по состоянию на 01.01.2000г. приведена далее в Таблице 2.1.2.1. Генерирующие мощности Юга Казахстана по АПК и АО ТАТЭК состоят из ТЭС 66,7% от суммарной установленной мощности и 33,3% ГЭС. Доля ТЭС по ЮРДЦ АО “KEGOC” 94,3%, а на ГЭС приходится всего 5,7%. Структура генерирующей мощности по АО “Кыргызэнерго” состоит из 81,4% ГЭС и 17,6% ТЭС. ГАХК “Барки Точик” представлена также в следующем соотношении: 92,6% ГЭС и 7,3% ТЭС. Энергосистема Республики Узбекистан состоит из 12,2% ГЭС и 85,0% ТЭС, 2,7% представлены электростанциями других Министерств и ведомств, 0,2% ТЭС и 2,5% ГЭС. Структура установленной мощности тепловых электростанций и по группам оборудования по состоянию на 01.01.2000г. представлена в Таблицах 2.1.2.2. и 2.1.2.3
по состоянию на 01.01.2000г. (в МВт и %% от суммарной установленной мощности)
Продолжение таблицы 2.1.2.1
Смотрите также: 2. Современное состояние водно-энергетического комплекса бассейна реки Сырдарья
1977.32kb.
9 стр.
Современное состояние водно-энергетического комплекса
234.83kb.
1 стр.
Программа по природоохранной политике и усилению организационной структуры управления ресурсами в Центральной Азии
1530.69kb.
10 стр.
6. водные ресурсы бассейна реки сырдарьи
61.45kb.
1 стр.
О водных ресурсах и водопользовании Общая гидрологическая характеристика бассейна реки Нуры
65.4kb.
1 стр.
Фандрайзинг “Комитета по экологии бассейна реки Сухоны”
74.52kb.
1 стр.
Проект «Создание малых локальных водоемов в дельте реки Амударья», или Программа бассейна Аральского моря в действии
154.96kb.
1 стр.
Современное состояние зообентоса среднего течения реки Енисей
44.58kb.
1 стр.
Организация по безопасности и сотрудничесту в Европе Экономическая Комиссия ООН для Европы
146.65kb.
1 стр.
Результаты Международного проекта «Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш»
93.1kb.
1 стр.
Семинар для представителей различных заинтересованных сторон в Беларуси в рамках проекта: «Управление водными ресурсами бассейна реки Нёман с учетом адаптации к изменению климата»
160.74kb.
1 стр.
2. водные ресурсы поверхностные воды 682.11kb.
3 стр.
|