Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
(подпись) ____________________ (дата утверждения) Регистрационный № УД-___________/баз.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯУчебная программа для специальности 1 – 03 04 02 – 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010
Составитель: И.В. Сильченко – доцент кафедры психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психологических наук, доцент Рецензенты: И.А. Фурманов – заведующий кафедрой психологии УО «Белорусский государственный университет», доктор психологических наук, профессор Н.В. Гапанович-Кайдалов – доцент кафедры социальной и педагогической психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психологических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (протокол № _9_ от _21___ __апреля___ 2010) Методическим советом факультета психологии и педагогики УО «ГГУ им. Ф. Скорины» (протокол № _3_ от _26___ ___апреля__ 2010) Ответственный за редакцию: И.В. Сильченко Ответственный за выпуск: И.В. Сильченко
Дисциплина «Социальная психология» занимает важное место в системе подготовки социального педагога и психолога, поскольку приобретаемые в ходе ее освоения знания являются фундаментом для приобретения качественной квалификации в целом и для успешного усвоения других общепрофессиональных и специальных курсов, составляющих основу теоретико-практической подготовки специалиста. Целью изучения дисциплины «Социальная психология» является формирование у студентов общего представления о специфике социальной психологии как науки, ее предмете, основных направлениях и областях исследований, методологических основаниях, методах исследования, основных социально-психологических направлениях, феноменологии, проблемных областях и теоретических подходах. Задачи курса:
Изучение дисциплины «Социальная психология» опирается на ранее полученные студентами знания по курсам «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития», «История психологии». Общее количество часов – 64; аудиторное количество часов – 40, из них: лекции – 18, семинарские занятия – 14, самостоятельная управляемая работа студентов – 8. Форма отчётности – зачет.Примерный тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫРаздел I Социальная психология как наука Тема 1 Предмет, задачи и исторические особенности становления социальной психологии Представления о предмете социальной психологии в разных традициях и школах психологии. Задачи социальной психологии. Области социально-психологических исследований. Исторические особенности становления и развития социальной психологии. Первые научные формы социально-психологического знания. Психология народов» Лацаруса и Штейнталя. Специфика подхода В.Бунда к «психологии народов». «Психология масс» в трудах Г. Тарда, С. Сигеле и Г. Лебона. Теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Выделение описательной социальной психологии в самостоятельную науку. Выход в свет книги У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» (1908г.). Экспериментальный период развития социальной психологии. Формулирование основной программы экспериментальной социальной психологии в работах Г. Меде и Ф. Оллпорта. Кризис 50-х годов и его причины. Переход от бихевиористского к когнитивному подходу. Кризис академической социальной психологии 1970-х годов. Современные тенденции развития зарубежной социальной психологии. Развитие отечественной социальной психологии. Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной психологии. Исследования проблем коллектива (К.К. Платонов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Социальная психология личности (Л.И. Божович, В.А. Ядов). Социальная психология общения (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Особенности становления и развития Белорусской социальной психологии. Тема 2 Методология и методы социальной психологии Методологические проблемы социальной психологии. Специфика социально-психологического исследования. Классификации методов социальной психологии: количественные и качественные методы. Специфика и ограничения экспериментального метода в социальной психологии. Наблюдение, требования к наблюдению. Неактивное наблюдение. Включенное наблюдение. Методы опроса: анкетирование и интервьюирование. Тест как объективированное и стандартизированное измерение выборки поведения. Контент-анализ. Этические требования к социально-психологическому исследованию. Принципы осведомленного согласия, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности. Методологические проблемы социальной психологии. Раздел 2 Социальная психология личности Тема 3 Социально-психологическая характеристика личности Проблема личности в социальной психологии. Проблемное поле изучения личности в современной социальной психологии. Основные теоретические подходы к рассмотрению личности и их своеобразие. Психодинамический подход к анализу личности. Бихевиористский подход к личности. (Б. Скиннер). Факторный подход и его своеобразие (Р. Кэттелл, Х Айзенк). Социально-когнитивно-наученческая традиция в рассмотрении проблематики личности (Дж. Роттер; А. Бандура; У. Мишел). Когнитивная традиция в исследовании проблематики личности. Личность в интеракционистской традиции. Попытка объединения персоноцентрического и ситуационно центрического подходов (Г. Мид, М. Кун). Гуманистический подход к личности (А. Маслоу, К. Роджерс). Я-концепция. как совокупность представлений индивида о себе. Функции Я-концепции. Структура Я-концепции. Принципы формирования Я-концепции. Принцип интериоризации, принцип социального сравнения, принцип самоатрибуции. Принцип психологической центральности. Механизмы поддержания устойчивости личности.
Социальная установка (аттитюд). Трехкомпонентная модель структуры установки М.Смитта. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты аттитюда. Функции социальной установки (Д. Катц). Измерения аттитюда - прямые и косвенные. Социальная установка и поведение. Парадокс Лапьера. Причины рассогласования аттитюдов и поведения. Концепции Э.Джоунса и г. Сигала, А.Уикера, М.Рокича, Л.Линна. Факторы соответствия установочных и поведенческих показателей. Легкодоступностность и сила аттитюда (Р.Фазио, М. Занна). Прайминг. Тема 5 Формирование и изменение аттитюдов Общие принципы формирования установок. Классическое и инструментальное обусловливание установок, викарное научение. Процесс формирования установок. Убеждение. Факторы эффективности убеждающего воздействия. Агент влияния ( источник сообщения). авторитетность, привлекательность, сходство с реципиентом. Характеристика убеждающего сообщения - содержание и форма. Апелляция к чувствам. Аргументирование -количество и качество аргументов, способ аргументирования, порядок изложения аргументов, форма их изложения. Контекст или условия, в которых осуществляется коммуникация. Личностные особенности реципиента - уровень самомониторинга, интеллекта, самооценки. Изменение аттитюдов. Влияние поведения на установки. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Условия возникновения диссонанса: воспринимаемая свобода выбора, ощущение личной ответственности за последствия поступка, предвидение негативных последствий, публичность совершенных поступков. Эффект «Утверждение становится убеждением». Эффект вживания в роль. Эффект недостаточного оправдания. Самоубеждение. Теория самовосприятия Д.Бема. Эффект сверхоправдания. Теория управления впечатлением (самопрезентации) Дж.Тедеши. Раздел 3 Закономерности общения и взаимодействия людей Тема 6 Межличностное общение, его виды, функции, структура Понятие общения. Функции общения. Общение как форма существования и проявления человеческой сущности. Общение как способ организации совместной деятельности. Общение как важнейшая жизненная потребность человека, условие его формирования и развития. Психотерапевтическая функция общения. Виды общения: межличностное и ролевое. Стили общения: ритуальное, манипулятивное, гуманистическое. Противоманипулятивная защита. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Коммуникация. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация, ее функции. Знаковые системы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая система знаков, экстралингвистическая и паралингвистическая, проксемика. Хронотоп. Конгруэнтность вербальной и невербальной коммуникации. Коммуникативные способности. Тема 7 Взаимодействие в процессе общения Место и роль взаимодействия в структуре человеческого общения. Социально-психологические подходы к изучению процесса взаимодействия. Анализ взаимодействий в рамках традиционного трансакционного анализа Э. Берна: понятия «состояния эго» и «трансакция». Три состояния эго: ребенок, родитель, взрослый. Трансакция как взаимодействие партнеров по общению, находящихся в определенном состоянии эго. Виды трансакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые и т.д. Игры, виды игр. Трансакционный анализ игр. Взаимодействие как взаимозависимость: теория взаимозависимости Д.Тибо и Г.Келли. Подход к межличностному взаимодействию в символическом интеракционизме. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия: подход Р. Бейлса. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Организация деятельности и общения. Тема 8 Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. Стереотипизация. Эффект ореола. Факторы возникновения оценочной ошибки: превосходства партнера, привлекательности, отношения воспринимаемого лица к наблюдателю. Эффекты первичности и новизны. Идентификация и эмпатия. Рефлексия как механизм взаимопонимания. Каузальная атрибуция. Теоретические подходы к процессу атрибутирования. Модель наивного ученого Ф.Хайдера. Ковариационная модель Г. Келли. Ошибки атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции (Ли Росс). Тенденциозность деятеля-наблюдателя. Ошибки иллюзорных корреляций и ложного согласия. Стиль атрибутирования и особенности его диагностики. Локус контроля (Дж. Роттер). Атрибуция и наученная беспомощность (М. Селигман). Преодоление наученной беспомощности. Самоэффективность ( А. Бандура). Атрибутивное реструктурирование и педагогический процесс.
Понятие конфликта. Модель социально-психологического конфликта. Структура объективной конфликтной ситуации: стороны конфликта и его объект. Объективная ситуация противоречия. Субъективный образ конфликтной ситуации. Стадии развития конфликта: стадия возникновения объективной конфликтной ситуации, инцидента, конфликтных действий, исхода (Л.А.Петровская). Стратегии конфликтного поведения - сотрудничество, противодействие, компромис, приспособление, избегание (К.Томас). Виды исходов: физическое или функциональное разведение участников; внутренне переструктурирование образа ситуации; разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Раздел 4 Группа как объект социальной психологии Тема 10 Психология малой группы Понятие малой группы и ее характеристики. Виды малых групп: формальная и неформальная, референтная группа и группа членства. Структурные характеристики малой группы. Эмоциональная (социометрическая) структура группы. Социометрический статус. Методы изучения межличностных отношений в группе. Социометрия. Референтометрия. Динамические характеристики малой группы. Феномен группового давления (конформизм). Экспериментальные исследования конформности С.Аша. Уровни конформности (Г. Келмен): подчинение, идентификация, интернализация. Факторы, влияющие на конформное поведение: единодушие и численность большинства, особенности ситуации и группы, индивидуальные особенности испытуемых и значимость ситуации для них. Социальное влияние авторитета. Исследования повиновения (С.Милгрем). Ситуационные детерминанты подчинения. Нормативное влияние меньшинства. Функциональная модель взаимодействия меньшинства и большинства С. Московичи. Тема 11 Структура психологической власти в малой группе Внутригрупповая власть. Влияние. Лидерство как функция группы. Понятия лидерства и руководства. Функции лидера. Теории происхождения лидерства: теория черт, ситуативная, синтетическая. Руководство как феномен влияния. Формы власти: принуждения, вознаграждения, референтная, экспертная, закона. Механизмы влияния. Стили руководства (лидерства): авторитарный, демократический, либеральный. Стиль руководства и эффективность групповой деятельности. Особенности педагогического руководства. Принятие решений в группе. Групповая задача. Феноменология решения групповой задачи. Социальная фасилитация и социальная ингибиция. Социальная леность – сущность и возможности преодоления. Феномен «сдвига риска». Групповой консенсус и групповая поляризация. Феномен огруппления мышления (И. Джанис). Условия, способствующие возникновению группового единомыслия. Возможности предотвращения возникновения группового единомыслия. Методы принятия группового решения: групповое интервью, мозговой штурм, групповая дискуссия. Тема 12 Психология больших групп. Виды больших групп и их специфика: классы; слои; нации; народности; социально-профессиональные, социально-демографические, территориально-региональные, организованные и неорганизованные группы; группы-аудитории; группы-организации. Понятие большой стихийной группы. Виды стихийных групп. Масса, толпа и публика, их особенности и способность к антисоциальным действиям. Особенности личности в большой стихийной группе. Массовое общение как механизм развития стихийной группы. Особенности процесса социальной перцепции в стихийной группе. Коммуникация в стихийной группе. Виды воздействия в стихийной группе. Психическое заражение, определение, особенности возникновения. Особенности личности и группы, влияющие на эффективность заражения. Паника как форма психического заражения. Условия прекращения паники. Внушение: определение, факторы, способствующие повышению эффективности внушения. Феномен подражания. Роль подражания в массовых эксцессах. Тема 13 Прикладные аспекты социальной психологии. Социальное значение прикладных социально-психологических исследований. Социальная роль СП. Обращение к социальным проблемам. Новые отрасли социальной психологии. СП и здоровье. Принципы здорового образа жизни и личные убеждения. Здоровое и рискованное поведение. Изменение установок, касающиеся здоровья. Стресс и здоровье. Преодоление стрессовых ситуаций. Модели помощи и поддержки. Социально-психологическая адаптированность. Социальная психология и правосудие. Молодежная преступность как особая социальная проблема. Концепция делинквентной причастности. Социальная психология и профилактика правонарушений. Социально-психологическая адаптация и реабилитация алкоголизма, наркомании и агрессивности. Социальная психология и образование. Работа социального психолога в учреждениях образования. Направления и стратегии работы социального психолога в дошкольном учреждении, школе и высшем учебном заведении. Организация совместной деятельности педагогического, ученического и студенческого коллективов. Управление атрибуцией успехов в учебе. Профилактика асоциального поведения. Роль социальных психологов в планировании и оценке результатов социальных программ. Социальная психология семейных отношений. Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений. Проблема семейных ролей и их изменения в ходе общественного развития. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком. Психологические причины разводов. Роль социальной психологии в программах семейного воспитания. Организация службы содействия одиноким людям для вступления в брак. Основное содержание семейного консультирования. Способы оптимизации внутрисемейного отношения между супругами, между родителями и детьми в целях преодоления внутрисемейных конфликтов, формирования сходных установок по важнейшим проблемам функционирования семьи. Этическая сторона прикладных исследований в области психологии семьи. Информационно-методическая частьПеречень семинарских занятий
Формы контроля знаний
Темы тестовых заданий
Темы реферативных работ
Темы контрольных работ
Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:
проектировать и проводить прикладные социально-психологические исследования.Смотрите также: Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
176.82kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация Социальная педагогика) Краснодар
296.65kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
266.55kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Учебная программа для специальности 1-21 80 11 Литературоведение 2010 Составитель
131.46kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-31 04 03 Физическая электроника 2010 Составитель
95.61kb.
1 стр.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
120.2kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» 261.86kb.
1 стр.
|