Главная
страница 1
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Учебная программа для специальности

1 – 03 04 02 – 02 Социальная педагогика. Практическая психология

2010


Составитель:

И.В. Сильченко – доцент кафедры психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психологических наук, доцент


Рецензенты:

И.А. Фурманов – заведующий кафедрой психологии УО «Белорусский государственный университет», доктор психологических наук, профессор
Н.В. Гапанович-Кайдалов – доцент кафедры социальной и педагогической психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психологических наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № _9_ от _21___ __апреля___ 2010)
Методическим советом факультета психологии и педагогики

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № _3_ от _26___ ___апреля__ 2010)

Ответственный за редакцию: И.В. Сильченко

Ответственный за выпуск: И.В. Сильченко

Пояснительная записка

Дисциплина «Социальная психология» занимает важное место в системе подготовки социального педагога и психолога, поскольку приобретаемые в ходе ее освоения знания являются фундаментом для приобретения качественной квалификации в целом и для успешного усвоения других общепрофессиональных и специальных курсов, составляющих основу теоретико-практической подготовки специалиста.



Целью изучения дисциплины «Социальная психология» является формирование у студентов общего представления о специфике социальной психологии как науки, ее предмете, основных направлениях и областях исследований, методологических основаниях, методах исследования, основных социально-психологических направлениях, феноменологии, проблемных областях и теоретических подходах.

Задачи курса:

  • сформировать у студентов представления о социальной психологии как о единой международной области знания посредством ознакомления их с ведущими теориями, накопленными в зарубежной и отечественной психологических традициях;

  • вооружить студентов знаниями основных социально-психологических феноменов, а также причин, условий, закономерностей и механизмов их проявления;

  • ознакомить с методологией академических и прикладных исследований в области социальной психологии;

  • сформировать умения и навыки проведения прикладных социально-психологических исследований;

  • повысить уровень их профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической культуры.

Изучение дисциплины «Социальная психология» опирается на ранее полученные студентами знания по курсам «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития», «История психологии».




Общее количество часов – 64; аудиторное количество часов – 40, из них: лекции – 18, семинарские занятия – 14, самостоятельная управляемая работа студентов – 8. Форма отчётности – зачет.



Примерный тематический план


№ п/п
Название темы

Лекции

Практические

Семинары

Лабораторные занятия

СУРС

Всего

1.

Предмет, задачи и исторические особенности становления социальной психологии

2

-

-

-

-

2

2.

Методология и методы социальной психологии

-

-

-

-

2

2

3.

Социально-психологиче­ская характеристика лич­ности


-

-

2

-

2

4

4

Социальная установка

2

-

-

-

-

2

5

Формирование и изменение аттитюдов

2

-

2

-

-

4

6

Межличностное общение, его виды, функции, структура

2

-

2

-

-

4


7

Взаимодействие в процессе общения

2

-

2

-

-

4

8

Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения

2

-

2

-

-

4

9

Психология конфликта

2

-

-

-

-

2

10

Психология малой группы

2

-

2

-

-

4

11

Структура психологической власти в малой группе

-

-

2

-

2

4

12

Психология больших групп

2

-

-

-

-

2

13

Прикладные аспекты социальной психологии.


-

-

-

-

2

2




Итого

18

-

14

-

8

40

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Раздел I Социальная психология как наука

Тема 1 Предмет, задачи и исторические особенности становления социальной психологии

Представления о предмете социальной психологии в разных традициях и школах психологии. Задачи социальной психологии. Области социально-психологических исследований. Исторические особенности становления и развития социальной психологии. Первые научные формы социально-психологического знания. Психология народов» Лаца­руса и Штейнталя. Специфика подхода В.Бунда к «психологии народов». «Психо­логия масс» в трудах Г. Тарда, С. Сигеле и Г. Лебона. Теория ин­стинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Выделение описательной социальной психологии в самостоятельную науку. Выход в свет книги У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» (1908г.).

Экспериментальный период развития социальной психологии. Формулирование основной программы экспериментальной социальной психологии в работах Г. Меде и Ф. Оллпорта. Кризис 50-х годов и его причины. Переход от бихевиористского к когнитивному подходу. Кризис академической социальной психологии 1970-х годов. Современные тенденции развития зарубежной социальной психологии.

Развитие отечественной социальной психологии. Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной психологии. Исследования проблем коллектива (К.К. Платонов, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Социальная психология личности (Л.И. Божович, В.А. Ядов). Социальная психология общения (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Особенности становления и развития Белорусской социальной психологии.


Тема 2 Методология и методы социальной психологии

Методологические проблемы социальной психологии. Специфика социально-психологического исследования. Классификации методов социальной психологии: количественные и качественные методы. Специфика и ограничения экспериментального метода в социальной психологии. Наблюдение, требования к наблюдению. Неактивное наблюдение. Включенное наблюдение. Методы опроса: анкетирование и интервьюирование. Тест как объективированное и стандартизированное измерение выборки поведения. Контент-анализ. Этические требования к социально-психологическому исследованию. Принципы осведомленного согласия, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности. Методологические проблемы социальной психологии.


Раздел 2 Социальная психология личности
Тема 3 Социально-психологиче­ская характеристика лич­ности

Проблема личности в социальной психологии. Проблемное поле изучения личности в современной социальной психологии. Основные теоретические подходы к рассмотрению личности и их своеобразие. Психодинамический подход к анализу личности. Бихевиористский подход к личности. (Б. Скиннер). Факторный подход и его своеобразие (Р. Кэттелл, Х Айзенк). Социально-когнитивно-наученческая традиция в рассмотрении проблематики личности (Дж. Роттер; А. Бандура; У. Мишел). Когнитивная традиция в исследовании проблематики личности. Личность в интеракционистской традиции. Попытка объединения персоноцентрического и ситуационно центрического подходов (Г. Мид, М. Кун). Гуманистический подход к личности (А. Маслоу, К. Роджерс).

Я-концепция. как совокупность представлений индивида о себе. Функции Я-концепции. Структура Я-концепции. Принципы формирования Я-концепции. Принцип интериоризации, принцип социального сравнения, принцип самоатрибуции. Принцип психологической центральности. Механизмы поддержания устойчивости личности.
Тема 4 Социальная установка

Социальная установка (аттитюд). Трехкомпонентная модель структуры установки М.Смитта. Когнитивный, эмоцио­нальный и поведенческий компоненты аттитюда. Функции социальной установки (Д. Катц). Измерения аттитюда - прямые и косвенные. Социальная установка и поведение. Парадокс Лапьера. Причины рассогласования аттитюдов и поведения. Концепции Э.Джоунса и г. Сигала, А.Уикера, М.Рокича, Л.Линна. Факторы соответствия установочных и поведенческих показателей. Легкодоступностность и сила аттитюда (Р.Фазио, М. Занна). Прайминг.


Тема 5 Формирование и изменение аттитюдов

Общие принципы формирования установок. Классическое и инструментальное обусловливание установок, викарное научение. Процесс формирования установок. Убеждение. Факторы эффективности убеждающего воздействия. Агент влияния ( источник сообщения). авторитетность, привлекательность, сходство с реципиентом. Характеристика убеждающего сообщения - содержание и форма. Апелляция к чувствам. Аргументирование -количество и качество аргументов, способ аргументирования, порядок изложения аргументов, форма их изложения. Контекст или условия, в которых осуществляется коммуникация. Личностные особенности реципиента - уровень самомониторинга, интеллекта, самооценки. Изменение аттитюдов. Влияние поведения на установки. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Условия возникновения диссонанса: воспринимаемая свобода выбора, ощущение личной ответственности за последствия поступка, предвидение негативных последствий, публичность совершенных поступков. Эффект «Утверждение становится убеждением». Эффект вживания в роль. Эффект недостаточного оправдания. Самоубеждение. Теория самовосприятия Д.Бема. Эффект сверхоправдания. Теория управления впечатлением (самопрезентации) Дж.Тедеши.


Раздел 3 Закономерности общения и взаимодействия людей
Тема 6 Межличностное общение, его виды, функции, структура

Понятие общения. Функции об­щения. Общение как форма существования и проявления человеческой сущности. Общение как способ организации совместной деятельности. Общение как важнейшая жизненная потребность человека, условие его формирования и развития. Психотерапевтическая функция общения. Виды общения: межличностное и ролевое. Стили общения: ритуальное, манипулятивное, гума­нистическое. Противоманипулятивная защита. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Коммуникация. Вербальная коммуника­ция. Невербальная коммуникация, ее функции. Знаковые системы невербальной коммуникации: оптико-кинетическая система знаков, экстралин­гвистическая и паралингвистическая, проксемика. Хронотоп. Конгруэнтность вербальной и невер­бальной коммуникации. Коммуникативные способности.


Тема 7 Взаимодействие в процессе общения

Место и роль взаимодействия в структуре человеческого общения. Социально-психологические подходы к изучению процесса взаимодействия. Анализ взаимодействий в рамках традиционного трансакционного анализа Э. Берна: понятия «состояния эго» и «трансакция». Три состояния эго: ребенок, родитель, взрослый. Тран­сакция как взаимодействие партнеров по общению, находящихся в опре­деленном состоянии эго. Виды трансакций: дополнительные, пересекающиеся, скрытые и т.д. Игры, виды игр. Трансакционный анализ игр. Взаимодействие как взаимозависимость: теория взаимозависимости Д.Тибо и Г.Келли. Подход к межличностному взаимодействию в символическом интеракционизме. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия: подход Р. Бейлса. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Организация деятельности и общения.


Тема 8 Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения

Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. Стерео­типизация. Эффект ореола. Факторы возникновения оценочной ошибки: превосходства партнера, привлекательности, отношения воспринимаемого лица к наблюдателю. Эффекты первичности и новизны. Идентификация и эмпатия. Рефлексия как механизм взаимопо­нимания. Каузальная атрибуция. Теоретические подходы к процессу атрибутирования. Модель наивного ученого Ф.Хайдера. Ковариационная модель Г. Келли. Ошибки атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции (Ли Росс). Тенденциозность деятеля-наблюдателя. Ошибки иллюзорных корреляций и ложного согласия.

Стиль атрибутирования и особенности его диагностики. Локус контроля (Дж. Роттер). Атрибуция и наученная беспомощность (М. Селигман). Преодоление наученной беспомощности. Самоэффективность ( А. Бандура). Атрибутивное реструктурирование и педагогический процесс.
Тема 9 Психология конфликта

Понятие конфликта. Модель социально-психологического конфликта. Структура объективной конфликтной ситуации: стороны конфликта и его объект. Объективная ситуация противоречия. Субъективный образ конфликтной ситуации. Стадии развития конфликта: стадия возникновения объективной конфликтной ситуации, инцидента, конфликтных действий, исхода (Л.А.Петровская). Стратегии конфликтного поведения - сотрудничество, противодействие, компромис, приспособление, избегание (К.Томас). Виды исходов: физическое или функциональное разведение участников; внутренне переструктурирование образа ситуации; разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов. Способы разрешения конфликтов.


Раздел 4 Группа как объект социальной психологии
Тема 10 Психология малой группы

Понятие малой группы и ее характеристики. Виды малых групп: формальная и неформальная, референтная группа и группа членства. Структурные характеристики малой группы. Эмоциональная (социометрическая) структура группы. Социометрический статус. Методы изучения межличностных отношений в группе. Социометрия. Референтометрия. Динамические характеристики малой группы. Феномен группового давления (конформизм). Экспериментальные исследования конформности С.Аша. Уровни конформности (Г. Келмен): подчинение, идентификация, интернализация. Факторы, влияющие на конформное поведение: единодушие и численность большинства, особенности ситуации и группы, индивидуальные особенности испытуемых и значимость ситуации для них. Социальное влияние авторитета. Исследования повиновения (С.Милгрем). Ситуационные детерминанты подчинения. Нормативное влияние меньшинства. Функциональная модель взаимодействия меньшинства и большинства С. Московичи.



Тема 11 Структура психологической власти в малой группе

Внутригрупповая власть. Влияние. Лидерство как функция группы. Понятия лидерства и руководства. Функции лидера. Теории происхождения лидерства: теория черт, ситуативная, синтетическая. Руководство как феномен влияния. Формы власти: принуждения, вознаграждения, референтная, экспертная, закона. Механизмы влияния. Стили руководства (лидерства): авторитарный, демократический, либеральный. Стиль руководства и эффективность групповой деятельности. Особенности педагогического руководства. Принятие решений в группе. Групповая задача. Феноменология решения групповой задачи. Социальная фасилитация и социальная ингибиция. Социальная леность – сущность и возможности преодоления. Феномен «сдвига риска». Групповой консенсус и групповая поляризация. Феномен огруппления мышления (И. Джанис). Условия, способствующие возникновению группового единомыслия. Возможности предотвращения возникновения группового единомыслия. Методы принятия группового решения: групповое интервью, мозговой штурм, групповая дискуссия.


Тема 12 Психология больших групп.

Виды больших групп и их специфика: классы; слои; нации; народности; социально-профессиональные, социально-демографические, территориально-региональные, организованные и неорганизованные группы; группы-аудитории; группы-организации. Понятие большой стихийной группы. Виды стихийных групп. Масса, толпа и публика, их особенности и способность к антисоциальным действиям. Особенности личности в большой стихийной группе. Массовое общение как механизм развития стихийной группы. Особенности процесса социальной перцепции в стихийной группе. Коммуникация в стихийной группе. Виды воздействия в стихийной группе. Психическое заражение, определение, особенности возникновения. Особенности личности и группы, влияющие на эффективность заражения. Паника как форма психического заражения. Условия прекращения паники. Внушение: определение, факторы, способствующие повышению эффективности внушения. Феномен подражания. Роль подражания в массовых эксцессах.


Тема 13 Прикладные аспекты социальной психологии.

Социальное значение прикладных социально-психологических исследований. Социальная роль СП. Обращение к социальным проблемам. Новые отрасли социальной психологии. СП и здоровье. Принципы здорового образа жизни и личные убеждения. Здоровое и рискованное поведение. Изменение установок, касающиеся здоровья. Стресс и здоровье. Преодоление стрессовых ситуаций. Модели помощи и поддержки. Социально-психологическая адаптированность.

Социальная психология и правосудие. Молодежная преступность как особая социальная проблема. Концепция делинквентной причастности. Социальная психология и профилактика правонарушений. Социально-психологическая адаптация и реабилитация алкоголизма, наркомании и агрессивности.

Социальная психология и образование. Работа социального психолога в учреждениях образования. Направления и стратегии работы социального психолога в дошкольном учреждении, школе и высшем учебном заведении. Организация совместной деятельности педагогического, ученического и студенческого коллективов. Управление атрибуцией успехов в учебе. Профилактика асоциального поведения. Роль социальных психологов в планировании и оценке результатов социальных программ.



Социальная психология семейных отношений. Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений. Проблема семейных ролей и их изменения в ходе общественного развития. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком. Психологические причины разводов. Роль социальной психологии в программах семейного воспитания. Организация службы содействия одиноким людям для вступления в брак. Основное содержание семейного консультирования. Способы оптимизации внутрисемейного отношения между супругами, между родителями и детьми в целях преодоления внутрисемейных конфликтов, формирования сходных установок по важнейшим проблемам функционирования семьи. Этическая сторона прикладных исследований в области психологии семьи.

Информационно-методическая часть



Перечень семинарских занятий





  1. Социально-психологиче­ская характеристика лич­ности

  2. Формирование и изменение аттитюдов

  3. Межличностное общение, его виды, функции, структура

  4. Взаимодействие в процессе общения

  5. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения

  6. Психология малой группы

  7. Структура психологической власти в малой группе


Формы контроля знаний


  1. Тестовые задания

  2. Реферативные работы

  3. Контрольные работы


Темы тестовых заданий


  1. Социально-психологиче­ская характеристика лич­ности

  2. Формирование и изменение аттитюдов

  3. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения


Темы реферативных работ

  1. Особенности социально-психологического исследования


  2. Проблема соотношения качественных и количественных методов

  3. Этика социально-психологического исследования

  4. Принципы формирования Я-концепции

  5. Внешний облик и Я-концепция

  6. Семья как фактор формирования самооценки

  7. Я-концепция в юности и ее факторы

  8. Стиль лидерства и эффективность групповой деятельности

  9. Эффекты группового взаимодействия

  10. Методы принятия групповых решений

  11. Концепция делинквентной причастности

  12. Взаимоотношения в семье и их факторы

  13. Супружеские конфликты и их профилактика

  14. Стили семейного воспитания и эмоциональное благополучие ребенка

Темы контрольных работ


  1. Социальная психология личности
  2. Закономерности общения и взаимодействия людей


  3. Группа как объект социальной психологии

Рекомендуемая литература
Основная


  1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 376 с .

  2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учеб. пособие / Р.М. Битянова М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.

  3. Бэрон, Р. Социальная психология группы : процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. - СПб. : Питер, 2003. – 272 с.

  4. Крысько, В.Г. Социальная психология : курс лекций / В.Г. Крысько. – М. : Рмега-Л, 2006. – 352 с.

  5. Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. – СПб. : Питер Ком, 1998. – 688 с.

  6. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб. : Питер, 2000. – 528 с.

  7. Перспективы социальной психологии / редакторы-составители: М.Хьюстон, В. Штребе, Дж. М. Стефенсон. - М. : ЭКСМО – Пресс, 2001. – 688 с.

  8. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П.Платонов. – СПб. : Речь, 2004. – 624 с.

  9. Социальная психология : учеб. пособие /отв. ред. А.Л. Журавлев. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.

  10. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании : учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 544 с.

  11. Шибутани, Т. Социальная психология. Пер. с анг. В.Б.Ольшанского / Т.Шибутани. – Ростов н/Д. : «Феникс», 1998. – 544 с.

  12. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. – М. : ИП РАН, 1999. – 448 с.

  13. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии : учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. М : Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 928 с.

  14. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб пособие для вузов / В.А. Янчук. – Мн. : АСАР, 2005. – 768 с.


Дополнительная

  1. Аронсон, Э. Общественное животное: введение в социальную психологию / Э.Аронсон. - М. : Аспект Пресс, 1998. – 517 с.

  2. Берн, Э. Лидер и группа / Э. Берн.– Екатеринбург: «Литур», 2000. – 320 с.

  3. Ьернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Р.Бернс. – М.:»Пргресс», 1986. – 423 с.

  4. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, Л. Майкл. – СПб. : Питер, 2000. – 448 с.

  5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Тетра Систем, 2001. – 432с.

  6. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб. : «Сенсор», 2000. – 368 с.

  7. Милгрем, С. Эксперимент в социальной психологии / С.Милгрем. – СПб. : Питер, 2000. – 336 с.

  8. Психология социальных ситуаций / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. – СПб. : Питер, 2001. – 416 с.

  9. Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л . Росс, Р. Нисбет. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 429 с.

  10. Семечкин, Н.И. Психология социального влияния / Н.И. Семечкин. – СПб. : Речь, 2004. – 304 с.

  11. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 608 с.

  12. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб. : Питер, 2001. – 288с.


В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

  • методологические и теоретические основы социальной психологии;

  • основные категории социальной психологии;

  • основные теоретические подходы к изучению социально-психологических феноменов;

  • закономерности поведения человека в группе;

  • характеристику социального восприятия и познания;

  • закономерности применения социально-психологических теорий в социальной практике.


В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

  • ориентироваться в направлениях, проблемных областях, понятийном аппарате и персоналиях;

  • прогнозировать последствия социальных влияний;

  • оптимизировать межличностное и межгрупповое взаимодействие;

  • управлять эффектами массовидных социальных явлений и предубеждений;

проектировать и проводить прикладные социально-психологические исследования.



Смотрите также:
Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
176.82kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация Социальная педагогика) Краснодар
296.65kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
266.55kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Учебная программа для специальности 1-21 80 11 Литературоведение 2010 Составитель
131.46kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-31 04 03 Физическая электроника 2010 Составитель
95.61kb.
1 стр.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
120.2kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.