Главная
страница 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22 ГОРОДА ТАМБОВА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Областной экологический форум

методическая разработка урока

Урок окружающего мира для 2 класса



защита проекта «Животные в опасности!»

Разработал учитель

начальных классов

I квалификационной категории

Жаркова Светлана Васильевна

Тамбов


2009

Урок окружающего мира (2 класс)

Защита проекта «Животные в опасности!»

Цели и задачи:

  1. Расширить представление детей о необходимости охраны природы: животных, о взаимосвязях в природе;

  2. Вести разговор о правилах поведения в лесу, на природе;

  3. Воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным, растениям;

  4. Продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы

  5. Развивать умение выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями;

  6. Совершенствование коммуникативных навыков (умение взаимодействовать в группах);

  7. Формировать умение работать с ???

Оборудование:

  1. Стенд «Эти животные исчезли с лица Земли»;

  2. Карточки используемых терминов;

  3. Карточки с текстами на каждой парте;

  4. Кроссворд;

  5. Рисунки для проведения динамической паузы;

  6. Магнитофон, кассета;

  7. Компьютер, экран, проектор для демонстрации слайдов;

  8. Бейджики, шаблоны, клей;



  1. Оргмомент

Мы речь свою поведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.



  1. Постановка целей и задач

На нашей Земле живёт огромное количество животных. Давайте назовём некоторых из них.

- Что случилось? Почему экран красного цвета?


Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. Почти все эти животные вымерли по вине человека. Поэтому проблема охраны животных очень остро стоит в наше время.

- Мы начинаем защиту проекта «Животные в опасности!»

Нам предстоит продолжить знакомство с редкими и исчезающими видами животных, выявить причины их исчезновения с лица Земли.

- Слово для доклада имеет творческая группа, исследовавшая некоторые причины исчезновения животных.



  1. Выступления детей о вымерших животных

- Изучая эту проблему, нам стало интересно, какие животные и по какой причине исчезли с лица Земли.

На протяжении всей истории Земли животные вымирали по разным причинам. Одни погибали в ходе развития, другие из – за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала деятельность человека: охота, коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнения окружающей среды.



Квагги – это вид Африканских зебр. Раньше огромные стада квагг паслись в Южной Африке. Древние люди их называли «Солнечные лошадки». Человек так активно охотился на них из – за шкур и мяса, что за короткий период истребил всех этих зебр в дикой природе. Последняя квагга умерла более 150 лет назад в одном из зоопарков Амстердама.


НЕУМЕРЕННАЯ ОХОТА
- Назовите причину исчезновения квагг.

- А это было примерно 260 лет назад. В 1741 году экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись около берега. Их называли морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали.

Давайте попробуем сегодня их найти вместе с героями мультфильма КОАПП. Как ещё называют морскую корову?

Видеофрагмент из мультфильма КОАПП

- Почему герои мультфильма не смогли поговорить с морской коровой? Как ещё называют морскую корову?




НЕУМЕРЕННАЯ ОХОТА

- Многие века люди охотились на животных, добывая мясо и шкуры. По мере развития цивилизации человек изобретал всё более изощрённые способы покорения природы, совершенствуя орудия уничтожения животных.

Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель. Так, в результате неумеренной охоты на животных мы уже никогда не сможем увидеть их.

Стенд

«Они исчезли с лица Земли»

Большерогий олень Мамонт Мастодонт

Морские коровы Саблезубый тигр Сумчатый волк

Квагги (африканские зебры) Пещерный медведь Тарпан

Шерстистый носорог


- Для чего нужно охранять животных?

- Человек осваивает новые земли, вырубая леса, осушая болота, распахивая степи и оставляет всё меньше нетронутых мест. От этого страдают животные, лишаясь привычного места обитания и достаточного количества пищи. Из – за вырубки лесов на Мадагаскаре резко сократилась численность лемуров. В Европе и Северной Америке практически исчезли волки, кабаны, медведи, пумы и др. Большая панда стала редким животным, т.к. вырубаются бамбуковые леса, единственное место её обитания.




УНИЧТОЖЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МЕСТ ОБИТАНИЯ



НЕХВАТКА ПИЩИ

- А ещё причина гибели животных кроется в изменении климата Земли. Скоро из – за этого природа может потерять медведей гризли, броненосцев, горилл, обезьян – ревунов, гигантских крабов.




ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ЗЕМЛИ
- Каковы ещё причины гибели животных?

- Итак, подведём итог. Назовите факторы исчезновения животных.

Какие причины вы знаете ещё?


  1. Выступления детей о современных животных

- Мы изучили отдельные страницы Красной книги и выяснили, что представители этого семейства (картинка кошачьих) нуждаются в охране.

- Как называется это семейство?



- Снежный барс обитает в труднодоступных местах – в горах Гималаев, Тибета, Памира, Тянь – Шаня, причём поднимается по склонам гор на высоту 5000 метров. Поэтому люди почти никогда не охотились именно на этого зверя, хотя, конечно, и убивали ирбисов, если им представлялась такая возможность. Богатый кочевник украшал мехом барса свою одежду – это считалось очень почётным. Недаром снежного барса называли драгоценным брильянтом в жемчужной оправе гор.

Вес животного достигает 40 кг, высота 60 см, длина тела 130 см.

Известно, что если ирбиса не тревожить, то он совершенно не боится человека и даже бывает доверчивым. Дело в том, что в местах, где живёт ирбис, раньше люди появлялись очень редко и снежный барс просто не знал людей. Но сейчас человек проникает в самые труднодоступные места. Каждый год десятки альпинистов штурмует крутые склоны гор. Снежному барсу приходится уступать свои владения человеку. Из – за хищнического истребления поредели или совсем исчезли стада горных козлов, маралов, косуль, на которых охотится снежный барс. Всё это привело к тому, что сейчас на Земном шаре живёт не более 2000 этих великолепных хищников.


НЕХВАТКА ПИЩИ
- Назовите причину малочисленности снежного барса.


ОТСТРЕЛ ЖИВОТНЫХ ФЕРМЕРАМИ

УНИЧТОЖЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МЕСТ ОБИТАНИЯ
- У снежного барса есть ещё одно название, а узнать его поможет

нам кроссворд



  1. По тайге, рыча, идёт золотистый грозный кот (Тигр)



  1. Изящна, красива, сильна и ловка,

Легендами издавна окружена.

Глаза изумрудами ярко горят,

К ним так подходит чёрный наряд! (Пантера)


  1. Животное, о котором рассказала Юля? (Барс)



  1. Уж очень вид у них чудной:

У папы – локоны волной,

А мам ходит стриженой.

На что она обижена? (Львица)


  1. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»,

Потому что это … (Рысь)

- Отгадайте ещё одну загадку:

У этой кошки в том успех,

Что бежит быстрее всех.



Гепард очень необычное животное. Хотя он принадлежит к семейству кошачьих, у них много признаков других хищников. Гепарды не могут втягивать когти на лапах, как это делают кошки. Зато это делает гепарда самым быстрым бегуном на Земле. Преследуя добычу, они могут развивать скорость до 120 километров в час.

Если гепарду не удаётся сразу нагнать добычу, он прекращает преследование, потому что не может долго бежать с огромной скоростью. Чтобы восстановить дыхание после короткого забега, гепард отдыхает около получаса, затем снова продолжает охоту.

Древние египтяне приручали гепардов и брали их с собой на охоту. Учёные нашли изображения гепардов в египетских пирамидах. Сейчас этих хищников отлавливают для содержания в своих коллекциях как домашних животных. Гепарды легко приручаются и хорощо переносят неволю. Хотя их много в зоопарках мира, детёнышей в неволе они принося очень редко. У новорождённых котят серо – голубой мех, на котором совсем нет пятен, а на шее пушистая грива.


КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
Эти животные занесены в Красную книгу, т.к. становятся жертвами браконьерства из – за своего красивого меха. Из – за деятельности человека сокращается количество земель, на которых живёт гепард. А фермеры отстреливают этих животных, потому что они охотятся на домашний скот.


БРАКОНЬЕРСТВО



ОТСТРЕЛ ЖИВОТНЫХ ФЕРМЕРАМИ
- Почему сокращается численность гепардов?


  1. Физкультминутка.

- Сейчас объявляется небольшой перерыв.

Найдите (рисунки животных развешаны на стенах класса) названия животных, занесённых в Международную Красную книгу.




  1. Выступления детей

- Где живут кенгуру?

- Австралия уникальна тем, что здесь обитает множество видов сумчатых животных. Почему их называют сумчатыми? (Сумчатыми их называют потому, что своих детёнышей они вынашивают в сумке) Среди них есть травоядные, хищные и насекомоядные: это кускусы, кенгуру, сумчатые куницы, сумчатые муравьеды, опоссумы, бандикуты, сумчатые кроты, лазающие сумчатые, вомбаты. Многие из них занесены в Красную книгу.


Зелёных листочков немало

Съедает пушистый коала.

Он сутками листья жуёт,

И воду ни капли не пьёт.


- Другое название коала - сумчатый медведь. У него густая мягкая шерсть серого цвета с белыми пятнами на брюхе. Коала всю жизнь проводит на деревьях, питаясь сочными листьями эвкалиптов. Редко они спускаются на землю, и то лишь для того, чтобы перейти на другое дерево или проглотить мелкие камешки, которые помогают пищеварению. Коала непрерывно жуёт, и за сутки съедает больше 1 килограмма зелёных листьев. На языке местных жителей Австралии «коала» означает «не пьёт». Действительно, коалы не пьют воду, всю необходимую для организма жидкость они получают из листьев. Коала никого не боится, за исключением крупных хищных птиц, которые охотятся на детёнышей. Основную угрозу для коала представляет человек. Он вырубает эвкалиптовые леса, и коала становится негде жить. Эти плюшевые медвежата взяты под охрану.


НЕХВАТКА ПИЩИ
- Почему сокращается численность коал?


УНИЧТОЖЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МЕСТ ОБИТАНИЯ




  1. Выставка книг и журналов

Мы изучили много книг и журналов о животных, занесённых в Красную книгу. Но об одном издании хотелось рассказать. Это «Животные нашей планеты». Здесь есть рубрики «Давайте усыновим и т д. (рассказ об одной из рубрик подробно).

- Кто это? Он в Австралии живёт,

Эвкалипта лист жуёт. (Коала)

Очень интересна история маленькой коалы по имени Мейбл. Мать Мейбл погибла под колёсами автомобиля. Мейбл попала к женщине по имени Элен, которая держит приют для осиротевших коал. Сначала Мейбл весила 155 граммов и была слабой и беспомощной. Элен завернула её в шерстяной носок и кроха почувствовала себя как в сумке у матери. Элен кормила Мейбл специальной смесью при помощи пипетки. Сейчас Мейбл подросла ей 7 месяцев и пробует питаться листьями эвкалипта как большая. Мы с интересом будем следить за продолжением истории Мейбл.




  1. Продолжение защиты проекта

- Носит мама – кенгуру

Малыша в кармане.

Кенгурёнку хорошо,

И удобно маме.



Кенгуру. Забавно происхождение названия этого зверя. Когда английские моряки под командованием капитана Джеймса Кука впервые высадились на австралийский берег, они увидели странных животных, которые прыжками, как огромные кузнечики, передвигались по берегу. «Кто это?» - спросили англичане у местных жителей. Те качали головами и отвечали: «Кен – гу – ру», что означало: «Я не понимаю». Вот так необычное название сохранилось за кенгуру.

Кенгуру широко распространён в Австралии, но есть виды этого животного, которые занесены в Международную Красную книгу.

Древесные кенгуру. Длина тела равна длине хвоста. Голова короткая и широкая. Задние конечности немного длиннее больших и сильных передних. Когти мощные и сильно изогнутые. Мех на спине черный, бурый или серый. Брюхо белое, желтое или рыжее. Способны прыгать с дерева на дерево до 9 м в длину. Рождается кенгурёнок очень маленьким и сразу попадает в сумку к матери. Там он развивается около полугода, питаясь молоком. Затем он начинает вылезать и пробовать растительную пищу, но питается молоком еще 1,5 месяца. В случае опасности прячется в сумку. Кенгуру страдает от деятельности браконьеров. Занесён в Красную Книгу.


БРАКОНЬЕРСТВО
- Кто опасен для кенгуру?
- Ребята, назовите причины исчезновения животных.


  1. Музыкальная минутка

Песня о тигрёнке

- Понравилась песня? Почему? Она весёлая или грустная?

- Давайте подумаем и ответим на вопрос «Будет ли хорошо и весело тигрёнку, которого купят для девочки?» Почему?

- Сейчас очень модно держать дома экзотических животных. А кое – кто из людей хочет получить побольше денег за продажу этих животных в домашние коллекции, это очень выгодный бизнес. Любители покупают эти редкости, при этом уменьшая численность животных в дикой природе. Владельцы частных зверинцев закупают редких животных для развлечений, тем самым поощряя браконьерство и незаконную торговлю живым товаром. У таких «любителей» животных большим спросом пользуются обезьяны, например гориллы.


Для того чтобы отловить детёныша гориллы, браконьеры нередко убивают вожака стаи, защищающего малыша. Лишённые защиты самки и молодые гориллы, как правило, погибают. Так, отлов одного детёныша может привести к смерти целой стаи.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
- Почему погибают целые стаи горилл?


БРАКОНЬЕРСТВО
- Для чего ещё убивают животных?
Итак, многие животные находятся на грани исчезновения. Давайте попробуем определить меры по охране животных.

ЗАПРЕТИТЬ:



  • Охоту на редких и исчезающих животных

  • Бороться с браконьерами

  • Прекратить торговлю редкими и экзотическими животными для коллекционеров

  • Не уничтожать места обитания животных

  • Не загрязнять природу, чтобы не изменялся климат

  • Создавать заповедники и природные парки

В мире создано много заповедников и национальных парков. Недалеко от Тамбова есть заповедное место Воронинский заповедник. Здесь взяты под охрану бобр, выдра и др. А в Тамбове есть Красная книга? Какие животные занесены в неё?




  1. Работа в группах.

В мире созданы организации, которые организуют охрану животных, разрабатывают различные программы по спасению отдельных животных. Очень известна своей работой международная организация ГРИНПИС, что в переводе означает «зелёный мир».

Название другой организации и её деятельности вы узнаете из статьи, которая лежит у вас на парте. Прочитаёте её и ответьте на вопросы в конце статьи.

Раздаются карточки с текстом и вопросами.


ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ, крупнейшая международная организация, одно из направлений деятельности - разработка и реализация проектов по охране редких и исчезающих видов животных. Средства на осуществление своих программ фонд получает в виде благотворительных пожертвований людей, правительств. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда.

Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить исчезновение некоторых видов животных. В связи с этим деятельность фонда направлена на пропаганду действий по прекращению загрязнения окружающей среды.

- Назовите организацию, о которой вы сейчас прочитали

- Какое животное является эмблемой организации?

- Чем она занимается?





  1. Итог урока

- Кто из вас хотел бы стать членом такой организации? Почему?

  1. Сегодня мы с вами практически стали защитниками животных и сейчас вы изготовите эмблему ВСЕМИРНОГО ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ для каждого ученика.

- Ребята, вы стали членами всемирной организации по охране животных, а чем вы можете помочь животным?




  1. Выставка рисунков с запрещающими знаками

  • Не шуми, не пугай животных

  • Не разводи огонь

  • Не оставляй мусор

  • Не рви растения, которыми питаются животные

  • Не лови много рыбы, которую едят животные

  • Не ломай деревья в лесу

  • Не загрязняй водоёмы




  1. Дом задание

«В отличие от нас животные не властны над своим будущим. Их будущее, само их существование - в наших руках… Работа по их спасению не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необходима сейчас. Через десять, даже пять лет будет поздно - они исчезнут с лица Земли.» Джеральд Даррелл


Смотрите также:
Методическая разработка урока Урок окружающего мира для 2 класса защита проекта «Животные в опасности!»
138.24kb.
1 стр.
Методическая разработка урока по геометрии и английскому языку для учащихся 7 класса учителя математики Засыпкиной Е. В. Тема урока: Начальные сведения из планиметрии
46.02kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: Звездные узоры. Кострыкина Галина Алексеевна, учитель начальных классов моу «Александровская сош»
59.55kb.
1 стр.
Разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса.
61.69kb.
1 стр.
Методическая разработка урока с использованием информационно-компьютерных технологий Н. А. Коткова
93.62kb.
1 стр.
Дорожная карта: «Путешествие со значками по родному краю».
162.02kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Разработка урока права для 10 класса по теме "Формы права"
48.97kb.
1 стр.
Урок по предмету: «Мировая Художественная Культура» для учащихся 5 класса на тему «Лики Аполлона» из раздела «Античная мифология»
106.88kb.
1 стр.
Тема урока "focus on russia" Учитель: Прилипко Оксана Александровна Тема урока: Focus on Russia Тип урока: комбинированный урок ролевая игра; презентация и защита проекта
35.65kb.
1 стр.