Главная
страница 1

Вестник Брянского государственного технического университета. 2009. № 4 (24)


УДК 322.146.2

Ф.Ю.Лозбинев, Н.М.Рощина, Е.В.Осмаковская


СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ развития информационных

технологий в ОРГАНАХ ВЛАСТИ Брянской области
Приведены результаты реализации областной целевой программы информатизации в 2008 году: системный проект мультисервисной сети и её начальный кластер, управление сетью и система видеоконференцсвязи. Представлены реализованные компоненты программного обеспечения «электронного правительства». Рассмотрены перспективы развития телекоммуникационной инфраструктуры.
Ключевые слова: информатизация, телекоммуникационная сеть, радиодоступ, видеоконференцсвязь, «электронное правительство», программное обеспечение, информационная безопасность.
Целевая программа информатизации органов государственного и муниципального управления Брянской области утверждена постановлением областной администрации от 27 июля 2007 года.

В начале 2008 года Координационным советом по информатизации при администрации Брянской области были рассмотрены несколько вариантов технологических схем организации единой телекоммуникационной сети органов власти: на основе волоконно-оптических сетей, систем спутниковой связи, сотовой связи и систем наземного радиодоступа. Принято решение остановить выбор на технологии беспроводного наземного радиодоступа.

В июне 2008 года проведен открытый конкурс на разработку системного проекта такой сети. Конкурс выиграла московская компания «Интеллект Телеком». В октябре 2008 года системный проект был рассмотрен Координационным советом по информатизации и получил одобрение.

В системном проекте проработаны научно обоснованные варианты создания мультисервисной корпоративной сети органов власти на территории Брянской области. Проанализированы особенности региона для вариантов размещения сетевого оборудования и организации эффективных инженерно-технических решений, обеспечивающих необходимый уровень качества предоставляемых инфокоммуникационных услуг с учётом прогноза их роста. Сформулированы условия взаимодействия мультисервисной корпоративной сети с Единой системой электросвязи России. Показан спектр услуг, которые может предоставить мультисервисная корпоративная сеть, и приведены показатели качества этих услуг в соответствии с рекомендациями стандартов. Проработаны вопросы организации услуг (телефонная связь, видеоконференции, доступ в Интернет, организация VPN для корпоративной сети). Оценены возможные сроки и этапы строительства сети, а также категории обслуживаемых абонентов.

Предложены технические решения по пусковому комплексу сети на основе подключения к администрации области двух районных центров, определена потребность в основном оборудовании и стоимость строительства.

Достаточно подробно проработаны следующие аспекты:

- типы узлов связи, величина их монтированной ёмкости и технологии функционирования;

- технические возможности радиоэлектронных средств;

- технические возможности линий передач с указанием их монтированной ёмкости и используемых технологий;

- перечень линий связи, организованных с использованием услуг других операторов, с указанием монтированной ёмкости этих линий связи, используемых технологий, значений показателей функционирования и надежности;

- расчет для целей регистрации сети величины монтированной ёмкости;

- системы электроснабжения, управления, синхронизации и сигнализации.

Предложены меры по обеспечению защиты сети от несанкционированного доступа к ней и передаваемой посредством этой сети информации.

Рассчитаны значения показателей надежности и показателей функционирования, подтверждающие выполнение требований по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования.

Системный проект прошел экспертизу в Институте проблем передачи информации Российской академии наук (ИППИ РАН).

В декабре 2008 года был реализован пусковой комплекс сети на основе технологии preWiMAX в виде центрального узла связи в г. Брянске, двух районных узлов связи в п. Выгоничи, г. Жуковке и узла ретрансляции в г.Сельцо (рис. 1).



Рис. 1. Структурная схема организации пускового комплекса мультисервисной корпоративной сети:

1 – центральный узел связи; 2 – оконечный узел связи; 3 – транзитный узел связи
При построении пускового комплекса сети использовано оборудование отечественной разработки и отечественного производства. Разработчик — ИППИ РАН, оборудование выпускает научно-производственное объединение «Рапира» (г. Москва).

Монтаж оборудования пускового комплекса осуществлен специалистами ООО «Компьютерные технологии» (г. Брянск) при участии НПО «Рапира» на вышках Брянского областного радиотелепередающего центра и вышках ОАО «МТС».

В процессе апробации пускового комплекса подтверждены заявленные технические характеристики используемых радиомаршрутизаторов (R2-AP1-F5060-PTP-PA600 и R2-AP1-F5060-PTP-PA600-T): канальная скорость передачи данных на участках прямой видимости протяженностью до 40 км составляет 54 Мбит/с; ширина полосы - 20 МГц; работа радиомаршрутизаторов осуществляется на частоте 5,8 ГГц.

В 2009 году строительство корпоративной мультисервисной сети органов государственного и муниципального управления будет продолжено во всех районных центрах Брянской области.

Одновременно с построением пускового комплекса сети Брянское представительство НПО «Индукция», победившее в открытом аукционе, осуществило поставку оборудования и монтаж студий видеоконференцсвязи в областной администрации и двадцати девяти администрациях районов и городов области.

С использованием установленного телекоммуникационного оборудования и системы видеоконференцсвязи в марте-апреле 2009 года проведены пробные видеоконференции с администрациями Выгоничского и Жуковского районов.

Аналогичное оборудование для студий телемедицинских центров смонтировано и подготовлено к работе в ГУЗ «Областная больница № 1» и МУЗ «Клинцовская центральная городская больница».

В системном проекте мультисервисной корпоративной сети предложено её дальнейшее организационно-хозяйственное устройство в форме управляющей компании, что соответствует современным подходам в интересах организаций с различными формами собственности, а также развитию реального сектора экономики.

К предмету деятельности управляющей компании относятся следующие задачи:

1. Обеспечение на основе использования технологий наземного радиодоступа (Wi-Fi, WiMax и др.) органов муниципального управления Брянской области и населения следующими информационными услугами:

- видеоконференцсвязью с администрацией области и между собой;

- высокоскоростным доступом в Интернет;

- единой системой электронного документооборота;

- цифровой телефонией, прежде всего в труднодоступных местах;

- возможностью обращения к региональным информационным ресурсам;

- возможностью использования элементов «электронного правительства».

2. Внедрение на основе использования возможностей Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) и геопорталов перспективных геоинформационных услуг в интересах инновационного развития:

- транспортно-логистического комплекса, включая мониторинг и управление транспортными перевозками на основе стандартизации и сертификации телематических платформ;

- агропромышленного, лесопромышленного и градостроительного комплексов;

- природопользования;

- дорожного и жилищно-коммунального хозяйства;

- систем общественной безопасности и др.

3. Информационно-технологическая поддержка лечебно-профилактических учреждений муниципальных образований Брянской области услугами телемедицины.

4. Реализация задач телекоммуникационного обеспечения программ дистанционного обучения и консалтинга.

5. Оказание услуг в области компьютерных технологий и электронных коммуникаций и др.

Согласно Концепции региональной информатизации до 2010 года, одним из основных направлений государственной политики является создание в регионе комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов власти и объединенных на основе общей информационно-технологической инфраструктуры.

В данном направлении реализованы следующие мероприятия.

Мониторинг социально-экономического развития и макроэкономическое прогнозирование. Разработана и апробирована информационно-аналитическая система, предназначенная для решения следующих задач:

- оперативное отслеживание состояния основных показателей и индикаторов социально-экономического развития области;

- формирование сводных и комплексных оценок уровня социально-экономического развития и качества жизни населения;

- выявление и статистическая оценка степени взаимной зависимости показателей (факторный анализ), оценка чувствительности анализируемого показателя к изменению факторов, влияющих на его значение;

- многовариантное краткосрочное и среднесрочное прогнозирование основных социально-экономических показателей развития региона с учетом изменения влияющих факторов внешней среды.

Фрагмент работы системы (варианты прогноза) представлен на рис. 2.


Рис. 2. Варианты прогноза в информационно-аналитической системе


Прогнозные значения показателей рассчитываются на основе экстраполяции. Используются 12 различных математических моделей, включая алгоритм, основанный на правиле цепных индексов и рекомендуемый Минэкономразвития РФ.

Как свидетельствуют проведенные численные эксперименты, модель, являющаяся лучшей при прогнозировании для одного показателя, для другого может и не оказаться лучшей. Поэтому всегда целесообразно рассматривать несколько моделей в рамках принципа ретроспективной имитации с самообучением алгоритмов.

В программном обеспечении предусмотрена возможность настройки глубины предшествующего периода (глубины ряда) по желанию пользователя. Результаты прогнозных расчетов отображаются в табличном и графическом виде. Предусмотрена возможность экспорта результатов в Microsoft Excel по различным формам, в том числе в соответствии с требованиями Минэкономразвития РФ.

Информатизация рынка товаров и услуг. Разработано и проходит опытную эксплуатацию специализированное программное обеспечение территориально распределенной информационно-поисковой системы (ИПС), имеющей возможность подключения к ней любых юридических и физических лиц. Абонентами системы будут являться 38 администраций городов и районов Брянской области.

Фрагмент работы системы представлен на рис. 3.



Рис. 3. Фрагмент работы ИПС «Рынок товаров и услуг»


Система «Рынок товаров и услуг» предназначена для решения следующих задач:

- сбор, обработка, анализ и отображение сведений о спросе и предложении товаров и услуг;

- формирование и подготовка к изданию (распечатка) областного реестра товаров и услуг в разрезе районов и хозяйствующих субъектов;

- ведение телефонного справочника.

Предусмотрены процедуры архивирования данных, а также телекоммуникационный обмен информацией. Юридические и физические лица могут быть связаны с базой данных через администрацию района (города) или напрямую. Каждый субъект системы имеет возможность просмотра любой информации, а изменения — только своей. Загружать и выгружать данные может только администратор субъекта системы или уполномоченное им лицо. Отчеты формируются из всей информации, введенной в систему. Вывод осуществляется на основании запросов. Вид выводных форм определяется шаблоном.

В системе используется Общероссийский классификатор продукции (ОКП).



Поддержка семьи, материнства, детства и демографии. Разработано специализированное программное обеспечение для территориальных подразделений по вопросам семьи, охраны материнства и детства, демографии, включающее два модуля:

- информационно-аналитическую систему (ИАС) «Социальный паспорт региона по вопросам семьи, охраны материнства и детства, демографии» (рис. 4);

- информационно-аналитическую систему учета сведений о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, «Попечительство» (рис. 5).

Рис. 4. Фрагмент работы ИАС «Социальный паспорт региона»


ИАС предназначены для решения следующих задач:

- обеспечение органов государственной власти необходимой информацией для выработки и реализации эффективной семейной политики на территории Брянской области;

- учет статистической информации, характеризующей состав, структуру и социальное положение семей в рамках района (города) и всей области;

- формирование единого информационного пространства для обработки и передачи информации о семьях, женщинах, детях в районах и городах области;

- повышение эффективности управления приоритетными направлениями семейной политики, повышение качества оказываемых населению услуг, связанных с улучшением положения женщин, семьи, охраной материнства и детства;

- обеспечение контроля за оказанием своевременной социальной помощи населению в данном направлении, как следствие – повышение качества обслуживания населения в сфере социальной защиты;

- создание комплексной системы управления семейной политикой путем активной подготовки эффективных программ и мероприятий социальной защиты населения и обеспечения контроля реализации приоритетных направлений на уровне муниципальных образований области;

- создание единого информационного пространства с использованием распределенной компьютерной сети в разрезе муниципальных образований, позволяющего аккумулировать и анализировать накопленную информацию.



Рис. 5. Фрагмент работы ИАС «Попечительство»


Предусмотрена поддержка следующих управленческих функций.

Учетные функции: учет демографических показателей, характеристик различных категорий семей (состав, структура), а также показателей, отражающих работу учреждений и ведомств в данном направлении.

Аналитические функции: формирование сводных отчетов по всем реестрам, формирование справок по различным характеристикам социального паспорта муниципального образования и региона в целом.

Разработчик информационно-аналитических систем («Мониторинг и прогнозирование», «Рынок товаров и услуг», «Социальный паспорт», «Попечительство») — ООО «Научно-технический центр «Апекс» (г. Брянск).



Мониторинг информационных и программных ресурсов органов власти. Успешное создание эффективного «электронного правительства» в органах власти региона зависит от наличия и развития информационного и программного обеспечения. Для проведения оперативного анализа разработан и внедрен специализированный программный комплекс «Информационные и программные ресурсы органов исполнительной власти».

Комплекс разработан на основе СУБД Microsoft Access 2003, VBA и текстового редактора Microsoft Word 2003. Исходная база данных может конвертироваться в ранние версии СУБД. Внедренные в комплекс реляционные модели данных делят информацию на дискретные группы, привязанные друг к другу. Сформированные межтабличные отношения в базе данных позволяют создавать формы и запросы, которые связывают и показывают информацию из разных групп, причем в конечном итоге информация собирается воедино по классовым и функциональным признакам. В комплексе используется структурированный язык запросов Structured Query Language (SQL) и язык Visual Basic for Application (VBA).

Программный комплекс передан в органы государственной власти и местного самоуправления (всего — в 70 органов власти, в том числе в администрацию Брянской области). На его основе сформирован единый региональный реестр автоматизированных информационных систем и технологий. Разработка создает основу для автоматизации процесса эффективного управления информационными и программными ресурсами региона.

Проект комплексной системы информационной безопасности и защиты информации. Решение всех перечисленных задач должно быть неразрывно связано с обеспечением информационной безопасности.

Брянским государственным техническим университетом проведен аудит и разработан проект комплексной системы информационной безопасности и защиты информации в органах государственного и муниципального управления Брянской области.

В проекте приведена классификация защищаемой информации и объектов защиты в органах власти, проанализированы источники и виды угроз информационной безопасности, дана характеристика правовой основы разработки комплексной системы информационной безопасности и защиты информации, показана процедура проведения аудита.

В рамках проекта разработана автоматизированная система для анализа результатов проведения аудита, на основе которой оценен уровень информационной безопасности органов государственного и муниципального управления Брянской области. Разработаны основные направления и план программных мероприятий комплексной системы информационной безопасности и защиты информации.

Помимо перечисленных мероприятий выполнена следующая работа.

В здании администрации области создана единая технологическая площадка информационных ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления. Установлено современное серверное оборудование.

Организован пункт доступа населения к региональным информационным ресурсам на базе многофункционального центра Унечского района (установлены два инфокиоска).

Организованы пункты доступа населения к Интернету в Брянской областной научной библиотеке им. Ф.И.Тютчева, а также в муниципальных библиотеках Унечского, Брянского, Трубчевского районов, в библиотеках городов Клинцы и Новозыбков.

Разработан и передан во все органы государственной власти и местного самоуправления типовой интернет-сайт.

Приобретены и переданы в комитет и территориальные подразделения по вопросам семьи, охраны материнства и детства, демографии 44 комплекта компьютерного оборудования.

Осуществлено повышение квалификации 52 государственных служащих по программе «Информационные технологии в управлении» и профессиональная переподготовка 25 государственных служащих по профилю «Информационные технологии в государственном управлении».

Определены перспективы развития телекоммуникационной инфраструктуры органов власти Брянской области в рамках построения «электронного правительства» (рис. 6).

Целевые индикаторы: экономия финансовых ресурсов, пополнение доходной части бюджета области, повышение качества медицинского обслуживания населения, повышение качества школьного образования, повышение образовательного уровня населения, забота о малоимущих, безработных и детях-сиротах, повышение открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, расширение спектра государственных и муниципальных услуг населению, содействие ускорению проведения административной реформы в регионе.

Ключевые позиции: построение на территории области магистральной телекоммуникационной сети, запуск в эксплуатацию и развитие областного центра обработки данных, организация системы видеоконференцсвязи губернатора с главами всех райгорадминистраций, организация управляющей компании для эксплуатации, технического обслуживания и дальнейшего развития телекоммуникационной сети.



Рис. 6. Схема перспективного развития телекоммуникационной инфраструктуры


Основные мероприятия: организация корпоративной IP-телефонии во всех органах власти (позволит существенно сократить расходы на телефонную связь); подключение к областному серверу инфокиосков в многофункциональных центрах; создание системы телемедицинских центров; подключение к сети школ области (позволит обеспечить соединение с Интернетом и существенно сократить расходы областного бюджета); подключение к сети библиотек, территориальных служб по вопросам семьи, опеки и попечительства, служб социальной защиты населения и служб занятости (позволит обеспечить заботу о малоимущих, безработных и детях-сиротах при одновременной экономии бюджетных средств); подключение к сети хозяйствующих субъектов и других абонентов (будет способствовать расширению налогооблагаемой базы и пополнению доходной части бюджета).

Точки входа: погашение кредиторской задолженности, оборудование центра обработки данных, организация управляющей компании, привлечение инвестиций.

На основе анализа направлений деятельности и специализаций оценена необходимая численность трудовых ресурсов. Обозначены следующие направления (специализации): центр обработки данных, телекоммуникации, видеоконференцсвязь, система электронного документооборота, телемедицинские центры, Интернет в школах, программное обеспечение «электронного правительства», региональные информационные ресурсы (МФЦ, интернет-сайты и др.), информационная безопасность и защита информации, традиционная телефония и IP-телефония.

Проведен SWOT-анализ стратегии развития телекоммуникационной инфраструктуры органов власти Брянской области в рамках построения «электронного правительства». Показаны сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны: поддержка руководства области, разработаны системные проекты телекоммуникационной сети и комплексной системы информационной безопасности, создан начальный кластер сети, приобретено всё необходимое телекоммуникационное оборудование, во всех райцентрах оборудованы студии видеоконференцсвязи, положительные результаты экспериментов («точка-точка», «точка - много точек», комплексирование с системой селекторной связи), достаточное количество на территории области вышек операторов сотовой связи, готовность Брянского ОРТПЦ и Брянского филиала ОАО «МТС» к сотрудничеству, наличие в г. Брянске квалифицированных специалистов и организаций, наличие научного сопровождения (ИППИ РАН, БГТУ, БФ ОРАГС, комитет по науке администрации области), поддержка Координационного совета по информатизации ассоциации «Центрально-Черноземная» и коллег-специалистов из других регионов, высокая скорость передачи данных в сети (до 54 Мбит/с), наличие диапазона свободных радиочастот на территории Брянской области (5,8 ГГц), отечественный разработчик технологии передачи данных (ИППИ РАН) и отечественный производитель телекоммуникационного оборудования (НПО «Рапира», г. Москва), наличие утвержденной областной целевой программы и финансирования из областного бюджета, наличие действующего соглашения о сотрудничестве между администрацией области и АФК «Система» (потенциальный инвестор).

Слабые стороны: отсутствие в администрации области специализированного органа для координации работ по ИКТ, низкая квалификация специалистов в органах местного самоуправления, полное отсутствие ИКТ-специалистов в ряде органов местного самоуправления, недостаточное финансирование областной целевой программы, кредиторская задолженность по 2008 году, отсутствие софинансирования из федерального бюджета, отсутствие управляющей компании, не организовано техническое обслуживание телекоммуникационной сети.

Возможности: завершение построения магистральной сети в 2009 году, создание управляющей компании, получение радиочастот, включение в сеть администраций городов и районов области и организация системы регулярной видеоконференцсвязи в 2009 году, включение в сеть объектов социальной сферы, хозяйствующих субъектов и других абонентов, организация технического обслуживания сети, экономия бюджетных средств, пополнение доходной части бюджета, развитие сети на основе комбинированных технологических схем (WiMAX, ВОЛС, РРС и т.п.), развитие конкурентной среды в сфере региональных телекоммуникаций и связи, снижение тарифов на связь и телекоммуникационные услуги в регионе.

Угрозы: задержка погашения кредиторской задолженности, задержка получения разрешения на радиочастоты в ГРЧЦ РФ, возможность «вклинивания» в мероприятия областной целевой программы недобросовестных поставщиков.

Таким образом, представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития информационных технологий в органах государственного и муниципального управления Брянской области. Данный вывод также подтверждается тем фактом, что по индексу готовности к информационному обществу регион в 2006 году занимал 75 место среди субъектов Российской Федерации, а по результатам 2008 года переместился на 63 место.

Материал поступил в редколлегию 14.04.09.





Смотрите также:
Состояние и перспективы развития информационных технологий в органах власти брянской области
189.78kb.
1 стр.
Закон Томской области от 7 июня 2001 г. N 66-оз о некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим на постоянной основе должности в органах государственной власти и управления, органах
56.67kb.
1 стр.
Закон брянской области о муниципальной службе в брянской области принят Брянской областной Думой
1235.76kb.
4 стр.
Состояние и перспективы развития интернет технологий в россии на примере альфа-банка
591.06kb.
7 стр.
И стратегические ориентиры развития информационных технологий во вьетнаме
372.57kb.
1 стр.
Конкурс является ежегодным и объявляется администрацией Брянской области
281.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по порядку заполнения лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, и государственными гражданскими служащими Волгоградской области
523.65kb.
3 стр.
«современные тенденции развития мировой экономики и формы интеграции россии в систему мирохозяйственных связей»
38.23kb.
1 стр.
Основание для составления документа
126.64kb.
1 стр.
Семинар ивмиит кфу и ии ан рт 27 декабря 2012 в 10 часов, Уч. Корпус 2 кфу, ауд. 1011
18.87kb.
1 стр.
«оценка восприятия населением проявлений коррупции в органах власти и органах местного самоуправления на территории волгоградской области»
134.82kb.
1 стр.
Должность: заместитель руководителя подразделения, направления, проекта. Системный архитектор
25.16kb.
1 стр.