Главная
страница 1
Управление образования Гродненского облисполкома

Учреждение образования « Волковысский государственный

строительный профессиональный лицей»
Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953гг

Методическая разработка

2010



Материал подготовлен И.И. Цимбота, преподавателем истории Волковысского государственного строительного профессионального лицея

Методическая разработка по теме «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953гг» предназначена для проведения урока по всемирной истории при изучении раздела « История СССР во второй половине ХХ века - нач. ХХI века» на 2-м курсе.

Урок-презентация содержит большое количество информационного материала, схем, фотографий, а также задания для учащихся.

Тема урока: Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953гг
Цели урока:



  • Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.

  • Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.

  • Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.

Тип урока: урок изучения нового материала


План урока
Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
Изучение нового материала:

План:


  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.

  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.

  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).


Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему. (Стадия вызова).
Учитель. Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).
Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.
– В чем же состояла эта реальность?
– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?
Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.
Презентация, слайд 1.
Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.
Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.
– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?
Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

Перевод страны на мирные рельсы.

Восстановление экономики СССР.
Презентация, слайд 2.
Задание учащимся. На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

Демонстрируется слайд 3 презентации

Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»
Презентация, слайд 3.
Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:



  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.

  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.

  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.


Презентация, слайд 4.
Учитель указывает на то, что во время изучения материала по теме , учащимся предстоит выяснить:

особенности восстановления экономики СССР;

социальные последствия процесса восстановления;

итоги экономического развития к 1953 г.,

источники послевоенного восстановления.
А также ответить на следующие вопросы:

Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?

Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?
Презентация, слайд 5-6

II. Изложение нового материала.
Изложение нового материала осуществляется преподавателем, используя слайды 7-13 Презентации

(Всемирная история 11 класс, § 53)

Учащиеся записывают материал в тетради ( по ходу демонстрации слайдов)

III. Рефлексия.
Обсуждение изученного материала:
– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?
Презентация, слайд 14.
– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.
– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.
Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».


Самооценка.
Ф.И.____________________________
Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

1. Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).

2. Усвоен материал частично материал (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).

3. Материал усвоен полностью.


IV. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»


Презентация, слайд 16.




Смотрите также:
Методическая разработка по теме «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953гг» предназначена для проведения урока по всемирной истории при изучении раздела
51.71kb.
1 стр.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра
81.23kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Методическая разработка открытого урока по истории: Индустриализация и коллективизация в СССР ( конец 20 30 е годы 20 века) 2 часа
233.89kb.
1 стр.
№ Урока Дата проведения Тема раздела, урока Тип обучения Педагогическая технология Тип урока Объект и форма контроля
205.42kb.
1 стр.
Методическая разработка занятия по теме: «История родного края: моя малая Родина деревня Каликино на Борской земле»
78.46kb.
1 стр.
Разработка урока с применением ресурсов сети Интернет
48.25kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по теме: "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"
85.25kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по теме: "Компьютерные вирусы. Антивирусные программы"
96.76kb.
1 стр.
Методическая разработка для аудиторного занятия №29-11 по теме: Волновые свойства света. Фотоны
51.57kb.
1 стр.
Методическая разработка для проведения занятий со студентами дневной и заочной форм обучения по специальности 06. 04. 00 «Финансы и кредит»
1254.67kb.
5 стр.
Методическая разработка по дисциплине «Преступления в сфере экономической деятельности» для проведения семинарских, индивидуальных занятий и организации
648.8kb.
3 стр.