Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Направление подготовки

030900 – Юриспруденция


Наименование магистерской программы

030920 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности

030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений

030922 – Гражданское право


Степень выпускника

МАГИСТР


Ижевск 2012

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины Сравнительное правоведение является овладение студентами способности выявление общих закономерностей развития правовых явлений и институтов на основе сравнения различных правовых систем.

Задачи освоения дисциплины:

  • овладение сравнительно-правовым методом, навыками его использования для решения научных и практических задач;

  • исследование глобальных закономерностей и тенденций развития права с разграничением общего и особенного, случайного и закономерного в праве;

  • способствовать сближению и унификации законодательства различных государств;

  • формирование теоретических и практических предложений по совершенствованию национальной правовой права на основе изучения правового опыта зарубежных государств.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ
Курс входит в Общенаучный цикл; базовая часть.

ООП М2.Б.03 магистратуры

Курс адресован студентам магистратуры 2 курса направления 030920 – Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности; 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений; 030922 – Гражданское право

Курс «Сравнительное правоведение» является дисциплиной направления «Юриспруденция». Без сравнительного правоведения невозможно представить развитие юридической науки. Результаты сравнительно-правовых исследований используют в правотворческой деятельности при разработке проектов новых правовых предписаний, а также в правоприменительной деятельности. Для сравнительного правоведения интерес представляют изучение различий в праве, правопорядках двух и более государств, определение их точного содержания и причины их специфики. Кроме того, разработке международных договоров также предшествуют сравнительно-правовые исследования. Необходимо иметь в виду, что при изучении курса следует использовать знания, полученные по другим общественным и особенно отраслевым юридическим предметам.

В системе подготовки юристов курс служит не только расширению общего кругозора студента, развитию его мировоззрения, но и формированию правосознания, воспитанию правовой культуры.



Целями курса являются освоение обучающимися понятийного и категориального аппарата, выработанного сравнительным правоведением; изучение особенностей правовых систем современных государств; формирование

научного профессионального юридического мировоззрения.

Овладение базовыми вопросами сравнительного правоведения является необходимым условием профессиональной подготовки обучающихся к их дальнейшей научно-исследовательской, правоприменительной или правотворческой, а также иной деятельности.

Институционализация сравнительно-правовых исследований приведшая к обособлению сравнительного правоведения от истории права, теории и философии права, позволяет студенту на основе сравнительно-правового метода проанализировать и систематизировать знания касающиеся элементов различных правовых систем, что в последствии окажет помощь в изучении и более глубоком уяснении как научных отраслевых дисциплин (гражданское, уголовное, трудовое право), так дисциплин международно-правового профиля (международное право, право Европейского союза, международное частное право). Сравнительное правоведение является своего рода связующим звеном позволяющим на основе сравнительного метода проанализировать особенности и эффективность реализации норм права как различной отраслевой, так и национальной принадлежности.



В результате изучения сравнительного правоведения:

1) обучающийся должен знать:

  • основные этапы становления и развития сравнительного правоведения (в качестве вспомогательной, юридической науки);

  • объект сравнительного правоведения, аспекты взаимодействия сравнительного правоведения и социологии права, сравнительного правоведения и философии права, сравнительного правоведения и истории права;

  • научную, практическую ценность, значимость сравнительного правоведения для развития отечественной науки, для правотворческой и правоприменительной деятельности (как национального, так и международного уровней);

  • современные проблемы и тенденции развития сравнительного правоведения;

2) обучающийся должен уметь:

  • владеть понятийным аппаратом сравнительного правоведения;

  • применять полученные знания о различиях правовых систем государств в ходе собственной научно-исследовательской работы;

  • анализировать и соотносить друг с другом юридические нормы различной системной и национальной (государственной) принадлежности;

  • объяснять актуальность и важность изучения сравнительного правоведения, как для совершенствования профессиональной подготовки юристов, так и для развития правовой культуры и правового воспитания личности;


3) обучающийся должен иметь навыки:

  • самостоятельной постановки локальной исследовательской проблемы в области сравнительного правоведения;

  • работы, как с теоретическими источниками, так и нормативными, правоприменительными материалами;

  • анализа, осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;

ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;

ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

ПК-13 способностью управлять самостоятельной работой обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать основные этапы становления и развития сравнительного правоведения (в качестве вспомогательной, юридической науки); объект сравнительного правоведения, аспекты взаимодействия сравнительного правоведения и социологии права, сравнительного правоведения и философии права, сравнительного правоведения и истории права; научную, практическую ценность, значимость сравнительного правоведения для развития отечественной науки, для правотворческой и правоприменительной деятельности (как национального, так и международного уровней); современные проблемы и тенденции развития сравнительного правоведения.

  1. Уметь владеть понятийным аппаратом сравнительного правоведения; применять полученные знания о различиях правовых систем государств в ходе собственной научно-исследовательской работы; анализировать и соотносить друг с другом юридические нормы различной системной и национальной (государственной) принадлежности;

объяснять актуальность и важность изучения сравнительного правоведения, как для совершенствования профессиональной подготовки юристов, так и для развития правовой культуры и правового воспитания личности;

  • Владеть навыками самостоятельной постановки локальной исследовательской проблемы в области сравнительного правоведения; работы, как с теоретическими источниками, так и нормативными, правоприменительными материалами; анализа, осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.


4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа)

Форма обучения – очная. Количество семестров – 1. Форма контроля – зачет.


п/п



Разделы, темы
дисциплины

Виды учебной работы

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые

компетенции (код)



Всего компетенций

Л.

Пр.

С.

р.


1

2

3

4

5

6




Семестр 1

1.

Понятие сравнительного правоведения

-

2

4

Опрос, Тестирование, Научная дискуссия по теме,

ОК-1

ОК-3

ОК-5

ПК-11

ПК-13




5

2.

История развития сравнительного правоведения


-

-

4

Анализ научной литературы

ОК-1

ПК-7

ПК-13

ОК-5







4

3

Правовые системы: понятие, структура

2

2

4

Контрольная работа

ОК-1

ПК-13

ПК-7

ПК-11







4

4.

Англо-американская правовая семья (правовая семья общего права).


-

2

4

Научная дискуссия по теме,

Опрос, Тестирование, Дебаты



ОК-1

ОК-3

ОК-5

ПК-2

ПК-7

ПК-13

6

5.

Романо-германская правовая семья

-

2

4

Научная дискуссия по теме,

Опрос, Тестирование, Подготовка презентации



ОК-1

ПК-2

ОК-3

ОК-5

ПК-7

ПК-13

6

6.

Вопросы права в государствах Латинской Америки

-

2

4

Научная дискуссия по теме,

Опрос, Тестирование, Подготовка презентации



ОК-1

ПК-7

ОК-5

ПК-12

ПК-13




5

7.

Религиозные правовые семьи.

-

2

4

Научная дискуссия по теме,

Опрос, Тестирование, Подготовка презентации



ОК-1

ПК-7

ПК-11

ПК-13







4

8.

Восточное право и африканское право

-

2

4

Научная дискуссия по теме,

Опрос, Тестирование, Подготовка презентации



ОК-1

ОК-5

ПК-2

ОК-7

ПК-11




5

9.

Российская правовая система. Правовые системы государств, входивших в состав СССР. Социалистическая правовая система.

-

2

4

Научная дискуссия по теме,

Опрос, Тестирование, Подготовка презентации



ОК-1

ОК-5

ПК-2

ПК-7

ПК-11




5

10.

Сравнительный подход к изучению отдельных отраслей и институтов частного права правовых систем современности


-

2

6

Научная дискуссия по теме,

Опрос, Тестирование, Подготовка презентации



ОК-1

ОК-3

ПК-13

ПК-2

ПК-7




5

11

Сравнительный подход к изучению отдельных отраслей и институтов публичного права правовых систем современности


-

2

6

Опрос, Тестирование, Подготовка презентации, Эссе

ОК-1

ОК-3

ОК-5

ПК-12

ПК-13




5




ВСЕГО:

2

20

(в т.ч. КСР 2

50

























Форма промежуточной аттестации – зачет

Итого:

лекции – 2 часа

практические занятия – 18 часов (9 часов интерактив);

контроль самостоятельной работы студентов – 2 часа (вх. в аудит. нагрузку по теме №3 Правовые системы: понятие, структура)

самостоятельная работа студентов – 50 часа.

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Понятие сравнительного правоведения

Понимание сравнительного правоведения в качестве научного метода, научной дисциплины, юридической науки. Методологическая проблематика. Взаимодействие сравнительного метода с другими методами: анализ, синтез, индукция, дедукция и др.. Микросравнение и макросравнение.

Объект, предмет, метод, функции сравнительного правоведения как юридической науки. Сравнительное правоведение как вспомогательная наука для национальных правовых систем, для международного частного права, для международного права. Значение сравнительного правоведения для сближения правовых систем.

Сравнительное правоведение и история права. Сравнительное правоведение и социология права. Сравнительное правоведение и философия права.



ТЕМА 2. История развития сравнительного правоведения

Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права, особенности его использования в средневековом правоведении. Рождение сравнительного правоведения в XIX в. и его развитие в качестве юридической науки. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке.


ТЕМА 3. Правовые системы: понятие, структура

Понятие правовой системы, правовой семьи. Структурные элементы правовой системы. Государства с множественностью правовых систем. Дифференциация правовых систем Европы, Азии, Африки, Америки.

Особые международные правовые системы (частноправовая и публично-правовая).
ТЕМА 4. Англо-американская правовая семья (правовая семья общего права)

Этапы развития английского права. Источники права, судоустройство, юридическое образование. Основные понятия английского права, подчеркивающие его специфику (правило «почтового ящика», правило устных свидетельств, реальное исполнение, исполнение в натуре, право справедливости и др.).

История развития права США. Источники права и федеральная структура. Процессуальное и материальное право. Основные понятия американского права, подчеркивающие его специфику (право справедливости, строгая ответственность, штрафные убытки, групповой (коллективный) иск и др.). Право штатов США, подвергнутых романо-германскому влиянию.
ТЕМА 5. Романо-германская правовая семья

История формирования и особенности романской правовой семьи. Влияние Гражданского Кодекса Наполеона (Франция) на формирование правовых систем европейских государств (Португалия, Бельгия, Испания, Италия, Румыния и др.) и государств - бывших французских колоний.

История формирования немецкой правовой семьи. Характерные особенности и распространение немецкой правовой семьи. Основные правопорядки, входящие в немецкую правовую семью.

Источники права, судоустройство, юридическое образование в романо-германской правовой семье.


ТЕМА 6. Вопросы права в государствах Латинской Америки

Особенности права в государствах Латинской Америки, отличительные черты, обосновывающие выделение подгруппы. Начала, заимствованные из романо-германской правовой семьи.


ТЕМА 7. Религиозные правовые семьи

Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Развитие права в государствах мусульманской цивилизации, которые обрели независимость (опыт Алжира, Туниса, Марокко). Основные правопорядки, входящие в мусульманскую правовую семью.

Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия.

Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.


ТЕМА 8. Восточное право и африканское право

Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Установление правовой системы в XX в.: перенесение западноевропейского образа жизни, развитие «социалистического права», обновление права. Сфера действия права. Источники права, правоприменение.

История формирования японского права. Современное состояние японского права: этапы модернизации, традиции и новеллы.

Особенности права стран Африки. Законодательная эволюция. Сосуществование современного права и этнических обычаев.


ТЕМА 9. Российская правовая система. Правовые системы государств, входивших в состав СССР. Социалистическая правовая система.

Правовая система России до и после Петра Великого. Закрепление марксисткой концепции государства и права и ее претворение в общественно-политических институтах. Параметры советского права. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки. Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье.

Правовая система Эстонии, Латвии, Литвы. Право государств-членов СНГ.

Особенности социалистической правовой системы.



ТЕМА 10. Сравнительный подход к изучению отдельных отраслей и институтов частного права правовых систем современности

Семейное право. Специфика регулирования семейных отношений в государствах, принадлежащим к различным группам правовых семей. Вопросы заключения брака: условия, форма, порядок. Моногамный и полигамный брак. Разнополый и однополый брак. Последствия брака для супругов. Имущественные и личные неимущественные отношения супругов. Расторжение брака и правовые последствия расторжения брака. Правовой статус ребенка, рожденного в браке. Статус внебрачного ребенка. Вопросы усыновления.Вопросы алиментных обязательств.

Наследственное право. Специфика регулирования наследственных отношений в государствах, принадлежащим к различным группам правовых семей. Вопросы открытия наследства. Наследование по закону, наследование по завещанию. Формы завещания. Категории наследников, недостойные наследники. Особенности определения долей в наследственной массе.

Трудовое право. Специфика регулирования трудовых отношений в государствах, принадлежащим к различным группам правовых семей Оформление трудовых отношений. Регулирование основных условий труда, трудовой распорядок, дисциплина труда, правовая охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров.
Договорное право. Специфика регулирования договорных правоотношений в государствах, принадлежащим к различным группам правовых семей Понятие договора. Заключение договора: оферта, акцепт. Принцип консенсуализма. Необходимые условия договора. Исполнение договора: обязательства, вытекающие из договора, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Последствия договора. Особенности разрешения споров из договоров.
Внедоговорное (деликтное) право. Особенности возмещения морального вреда. Специфика регулирования правоотношений в сфере деликтной ответсвенности в государствах, принадлежащим к различным группам правовых семей Особенности деликтной ответственности, основанной на вине. Деликты, которые образуют посягательство на личность, посягательство на имущество другого лица. Ответственность за вред, причиненный действиями другого лица. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Процессуальные вопросы деликтных исков. Понятие морального вреда. Оценка «действительности эквивалентности».

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины «сравнительное правоведение»
662.28kb.
4 стр.
Занятие № Введение в сравнительное правоведение
160.69kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины сравнительное правоведение образовательная программа направления 030900 Юриспруденция
228.33kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Практические задания для самостоятельной работы по дисциплине сравнительное правоведение для студентов заочной и сокращенной формы обучения специальности 124 01 02 «Правоведение»
654.26kb.
3 стр.
Программа по курсу "сравнительное правоведение" предназначена для студентов мп факультета
160.98kb.
1 стр.
А. общие положения § Понятие сравнительного права Как известно, сравнительное право «зародилось»
1031.61kb.
6 стр.
Вопросы итогового контроля по дисциплине Сравнительное правоведение 1 курс магистратура
81.97kb.
1 стр.
Темы лекций для заочной формы обучения (6 часов)
113.42kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины "Этика и психология" по специальности 0201 "Правоведение"
221.33kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины Сравнительное изучение тюркских литератур Направление подготовки 031000 Филология
164.35kb.
1 стр.
Программа дисциплины «правоведение»
211.94kb.
1 стр.