Главная
страница 1
9 КЛАСС. История России.

Итоговый урок по теме «Гражданская война в России 1918-1921 гг.»

Цели:
• систематизировать материал по теме;
• сформировать представление о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа;
• понять, что трагедия Гражданской войны предостерегает от ненависти, насилия и произвола как метода государственного строительства.

Задачи:
• учащиеся должны обобщить свои знания о причинах Гражданской войны и её основных этапах; работая с картой уметь представлять общую картину боевых действий;
• упираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению и террору.
Основные понятия:
• гражданская война;
• иностранная интервенция;
• белый Террор;
• красный террор.
Оборудование: карта «Гражданская война», учебник, выставка книг по теме, видеоматериал, мультимедийная система, компьютер, диски, кассеты.

Ход урока .

Музыка из К/Ф «Неуловимые мстители.» (пункт №2 на компакт-диске, папка «подготовленный урок»)

На экране плакат с эпиграфом «Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла…»(пункт №1 на компакт-диске, папка «подготовленный урок» )

Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. В многочисленных кинофильмах перед нами предстают красноармейцы в будённовках, мчатся тачанки с пулемётами, юные «неуловимые мстители» побеждают врагов под руководством наставников в кожанках. В общем — героизм, стойкость, подвиги...


Однако Гражданская война — это не столько фанфары и победы, сколько трагедия народа, разделившегося и воюющего не на жизнь, а на смерть. Причём речь идёт не о том, какая из противоборствующих сил станет победителем, а какая будет побеждена, о самом их физическом выживании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы.
Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и чужих», обесценивание человеческой жизни, развал экономики. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны стал народ.
И вот сегодня, спустя почти девять десятилетий, оглядываясь назад, мы задаём себе вопрос: что мы знаем о той далёкой, о Гражданской? И как это ни огорчительно, оказывается, не так много. Долгие годы многие эпизоды Гражданской войны замалчивались. Документы, способные внести ясность, находились «за семью замками» в различных спецархивах, спецфондах. Однако начатый недавно процесс рассекречивания даёт возможность историкам, опираясь на подлинные материалы, раскрывать малоизвестные страницы истории. Надеемся, что в недалёком будущем мы будем знать всю правду о событиях Гражданской войны.
То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой-то степени напоминает трагический период начала Гражданской войны в России. Сегодня мы все считаем себя гуманистами и никто не хочет крови, а она льётся; мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь... Выходит, и в наши дни, как и девять десятилетий назад, непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества.
Вероятно, человеческое благоденствие может наступить лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше политического и национального. Трагедия Гражданской войны 1918—1921 гг. учит нас побеждать ненависть, отказаться от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как быстрейшего способа «осчастливитъ» народ.
Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть ряд вопросов и выяснить, почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции большевики победили в Гражданской войне.
Ученик: Вот строки из стихотворения М.И.Цветаевой, написанные в то время.
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла.
С какой болью и точностью описывает поэтесса годы Гражданской войны!


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ .
Дайте определение понятиям: «гражданская война», «иностранная интервенция.»
Назовите причины Гражданской войны в России. Расскажите и покажите по карте ход военных
действий в период Гражданской войны и иностранной интервенции.



Сообщение учащихся о П.Н. Врангеле, А.И. Деникене


Вопросы
Какая сила предопределила исход Гражданской войны?
Какие слои населения России были самыми многочисленными?
Почему крестьяне встали на сторону советской власти?
Какие шаги предприняло правительство большевиков в годы Гражданской войны?


Два видеоролика о создании Красной Армии и дисциплины в армии. (пункт №3 и №4 на компакт-диске, папка «подготовленный урок»)

Вопросы.

Что значит террор?

Назовите акты белого террора и красного террора.


Одним из проявлений Гражданской войны был террор. Ученик зачитывает документы (см. Приложение):
Приказ Комиссара внутренних дел от 04.09.1918 г. и
Постановление Совета Народных Комиссаров от
05.09. 19I8г.


Видеоролик о терроре . (пункт №5 на компакт-диске, папка «подготовленный урок»)

Террор — это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками, со всеми неугодными. Методами террора пользовались как большевики так и белые.



Вопрос.
Оправданы ли подобные методы для достижения пусть даже великой цели?


Анекдот о зайце. (пункт №6 на компакт-диске, папка «подготовленный урок»)

Сообщение учащихся о В.И. Чапаеве и М.В. Фрунзе

Давайте продолжим работу с документами и, ответив на вопросы, обсудим итоги Гражданской войны, сделаем вывод о том, какое влияние она оказала на судьбу нашей страны.




Работа с текстами документов. Ответы на вопросы.

Звучит песня в исполнении И. Талькова . «Бывший подъесаул» (пункт №7 на компакт-диске, папка «подготовленный урок»)


На экране написана фраза, прочитайте её и продолжите мысль: «Трагедия Гражданской войны 1918—1921 гг. учит нас … (пункт №8 на компакт-диске, папка «подготовленный урок»)


Выслушиваются ответы учеников.

. Подведём итоги урока. Большевики одержали победу, но плоды её оказались горькими. Социалистический строй рухнул, так и не успев «осчастливить» человечество.



Звучит песня Игоря Талькова «Россия.» (пункт №9 на компакт-диске, папка «подготовленный урок»).

Приложение к уроку:



Документы: Вопросы и задания . Вариант 1

а) Крестьяне отнеслись вначале к приходу добровольцев


совершенно равнодушно... Но недолго продолжалось равнодушное
отношение крестьянства к новой власти, которая вскоре
возбудила к себе жгучую ненависть. Ненависть эта была вызвана,во-
первых, назначением на административные посты
старых полицейских взяточников, во-вторых, начавшимися
реквизициями кукурузы, фуража, лошадей и повозок и, в-третьих, безобразным поведением новых властей и преследованием крестьян за пользование частновладельческими участками...

Результатом всего этого явилось то, что через месяц после за­нятия добровольцами Сочинского округа население вспоминало с сожалением ушедших большевиков, а через полтора месяца крес­тьяне с оружием в руках восстали против новой власти. «Больше­виков, когда стали притеснять нас, выгнали! Бог даст, и «кадет» погоним»,— говорили крестьяне (Н. В. Воронович. 1922 г.).


б) Трудящиеся сделали свой выбор в надежде на совесть победителя, под его честное обещание, под его новую экономическую политику — этот временный всплеск барской ласки. Но это обещание— дурман, которым большевики временно одурачивают население...

Их эксперименты не имеют конца, они будут призывать в свои ряды таких же насильников, как сами, власть выплеснет безответ­ственное поколение демагогов и диктаторов. Сами будут властво­вать, но тюрьмами и издевательствами заставят трудящихся рабо­тать за кружку кислого молока... Они разовьют астрономическую систему наказаний. Люди будут думать только о том, как выжить в этих ужасных условиях истребления...

Товарищи! Будьте бдительны, не бросайте оружия, оно вскоре вам еще пригодится!

Не верьте большевикам! Да здравствует третья социальная ре­волюция! (Н.И. Махно).


в) Товарищи! Вы знаете, что польские помещики и капиталис­ты, подстрекаемые Антантой, навязали нам новую войну. Помните, товарищи, что с польскими крестьянами и рабочими у нас нет ссор, мы польскую независимость и польскую народную республику признавали и признаем... Пусть ваше поведение по отношению к полякам там докажет, что вы — солдаты рабоче-крестьянской рес­публики, что вы идете к ним не как угнетатели, а как освободите­ли... Да здравствуют крестьяне и рабочие свободной независимой Польской республики! Долой польских панов, помещиков и капита­листов! Да здравствует наша Красная рабоче-крестьянская армия! (В. И.Ленин).

  1. Определите, к каким периодам Гражданской войны и каким
    событиям относятся эти высказывания.

  2. Какой «цвет» Гражданской войны представляет каждый из
    авторов? Как в их выступлениях отражаются цели и интересы конкретных политических сил и слоев населения?

  3. Как в этих речах показано отношение к другим политическим силам.


Вариант 2.

Из записок В.В.Шульгина. «Борьбу с большевиками


превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа... Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие на­ родных масс... Деятелей революции с широкой популяр­ностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и национальному
вопросу... и тем давали оружие для большевистской аги­тации местных самостийников».

  1. Из статьи П.Н.Милюкова. «Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ряды. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа».

  2. Из мемуаров П.Н.Врангеля. «Белое движение не за­вершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией... Вот где внутренняя причина не­удачи Белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая "концентрация власти"».

  3. Из записок участника Белого движения, журналиста А.А. фон Лемке. «Что же именно я считаю непосредствен­ными, истинными причинами неудачи вооружённого выступления белых? Первой и основной причиной я считаю
    настроение населения тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабжённой и организованной армией, которую мы привыкли представлять себе, произнося это слово; немедленно по соприкосновению с населением она вынуждена была брать у него подводы, лошадей, запасы и, наконец ,самих людей! Всё это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, о которых я говорил, принимались за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой и городской интелли­генции, начинало мечтать об избавлении, которое, ко­нечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного ничего не было! Когда уходили красные — население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталось... Когда уходили белые — население со злобой высчитывало, что у него взяли...»

5) Из книги Л.И.Деникина «Очерки русской смуты». «Между тремя основными народными слоями — буржу­азией, пролетариатом и крестьянством легли неприми­римые противоречия в идеологии, в социальных и эко­номических взаимоотношениях, существовавших все­гда в потенции, углублённые революцией и обострённые разъединяющей политикой советской власти. Они ли­шили нас вернейшего залога успеха — единства народ­ного фронта. В противобольшевистском стане все уси­лия политических и общественных организаций — пра­вых и левых... были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски "вернейшей" ориентации и "наилучших" форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли».

1. В чём видят причины собственного поражения участ­ники Белого движения?

2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели Белого движения считают основной?

3. На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к Белому движению широких на­родных масс.



Вариант 3 .

1. Из книги А.И.Деникина «Очерки русской смуты».«Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворённость существующим положением; неизжитая ещё рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованно го, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть — пролетариату, земля — крестьянам, предприятия — рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта — восприятия им или, вернее, непротивления воцарению большевизма.

2. Из статьи лидера немецких социал-демократов К.Ка­утского «Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствия большевистских государственных переворотов не выступали ещё с достаточной отчётливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших на­ёмным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная раз­руха — вес это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с него».

3. Из работы И.В.Сталина. «Внутренняя Россия с её промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, — однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, — превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточные окраины, без военных промышленных и культурно-политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении превратились в базу контрреволюции...»



  1. Из речи Л.Д.Троцкого. «Мы ограбили всю Россию , чтобы победить белых».

1. Какие факторы, отмеченные в документах, предопре­делили победу большевиков в Гражданской войне? Какие причины вы можете назвать ещё'?



  1. О каких преимуществах в ведении Гражданской войны говорится в документе 3? Как на практике реализовывались эти преимущества большевиками?

  2. Как вы объясните слова Л.Д.Троцкого (документ 4)? Можно ли эти слова считать обобщённой формулой победы большевиков в Гражданской войне? Аргументируйте свой ответ.

2.

Материалы для выступлений учащихся:

АНТОН ИВАНОВИЧ ДЕНИКИН

(1872-1947)

А.И.Деникин родился 4 декабря 1872 г. в крестьян­ской семье. Его отец, крепо­стной крестьянин, был отдан помещиком в рекруты (при Николае I) и по истечении 20 лет службы дослужился до майора.

Несмотря на отсутствие достатка, Антон успешно за­кончил школу, а в 1890 г. поступил в Киевское пехотное юнкерское училище. Позд­нее с первого раза выдержал вступительные испытания в Академию Генерального штаба. У отца, заслужившего репутацию честного командира и отзывчивого, надёж­ного человека, Антон перенял настойчивость в достиже­нии цели, прилежность и быстроту в исполнении при­казов и поручений, гуманное обращение с подчинённы­ми. В 1899г. Антон Иванович окончил Академию Генштаба и дальнейшую судьбу прочно связал с воен­ной службой. По собственной просьбе был направлен в действующую армию в период русско-японской войны 1904—1905 гг., участвовал в Мукденском сражении, был награждён орденами. После войны служил штаб-офице­ром, затем генералом для особых поручений.

Деникин критически оценивал состояние русской ар­мии, требовал создать условия для продвижения по служ­бе наиболее способных, инициативных и отличившихся офицеров.

Причинами поражения в русско-японской войне он считал слабую теоретическую подготовку командного со­става и медленное проведение реформ в армии, генерал настаивал на оснащении армии автомобилями и развитии авиации. Изучение международной обстановки привело Деникина к убеждению в неотвратимости новой европей­ской войны, к которой Россия, на его взгляд, не была готова.

С началом Первой мировой войны А.И.Деникин — в действующей армии. В сентябре 1914 г. он был назна­чен начальником 4-й стрелковой бригады, входившей в состав 8-й армии. Ещё со времен русско-турецкой кампа­нии она заслужила название «Железной бригады». Под командованием Деникина Железная бригада, развёрнутая в 1915 г. в дивизию, приобрела славу одной из лучших и самых доблестных дивизий Русской армии. Репутация, приобретённая Деникиным в боях, полученные им награ­ды — Георгиевское оружие, два Георгиевских креста — вознесли его на вершины военной иерархии.

Деникин пользовался уважением и доверием своих офицеров и солдат. Честолюбие, свойственное ему, никогда не переходило в погоню за славой. Антон Иванович был безупречен в соблюдении военной этики, что особенно ценилось в армейской среде. В 1917 г. генерал-лейтенант Деникин, главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта, был одним из активных участников Корнилов-ского выступления. К захвату власти большевиками он отнёсся отрицательно. После Октябрьской революции Деникин становится одним из организаторов Добровольче­ской армии (1918—1919) и Вооружённых сил Юга России (1919—1920), одновременно с января 1920 г. — Верхов­ным правителем Российского государства.

Ещё ранней весной 1918 г. Добровольческая армия А.И.Деникина и Л.Г.Корнилова совершила «ледовый по­ход» на Кубань. После гибели генерала Корнилова в апре ле 1918 г. А.И.Деникин стал его преемником, нанёс ряд тяжёлых поражений красным и занял весь Северный Кав­каз. В штабе Добровольческой армии А.И.Деникина была составлена программа Белого движения, которая предпо­лагала уничтожение большевистской анархии и водворе­ние в стране правового порядка, восстановление единой и неделимой России, созыв народного собрания на основе всеобщего избирательного права, осуществление земель­ной реформы, введение рабочего законодательства и т.д.

В июле 1919 г. деникинские армии предприняли на­ступление на Москву. Осенью деникинцы овладели Кур­ском, Воронежем, Орлом. Однако, видя грабежи и раз-бой, стремление возродить помещичье землевладение, кре­стьяне отказали Деникину в поддержке.

Лично Деникин не был сторонником расстрелов плен­ных красноармейцев, пресекал мародёрство, но искоре­нить эти явления не мог. В конце 1919 — начале 1920 г. Красная армия перешла в наступление и разгромила де­никинские войска. Весной 1920 г. они оставили Украину.

В апреле 1920-го Деникин провёл совещание высших чинов и, понимая, что после тяжёлых поражений своей армии он лишился прежней популярности и авторитета, сдал командование жёсткому и решительному генералу П.Н.Врангелю.

В тот же день Антон Иванович покинул пределы Рос­сии, Не простившись со своей армией, тяжело переживая происшедшее, он отбыл из Крыма в Константинополь. Начались годы скитаний по Европе. Находясь в эмигра­ции, А.И.Деникин стал автором «Очерков русской сму­ты», очерков «Офицеры», двухтомного труда «Старая ар­мия». В 1939 г. в Париже вышла его книга «Мировые события и русский вопрос».

В годы Второй мировой войны, оставаясь неприми­римым противником советской власти, А.И.Деникин был среди тех русских эмигрантов, которые организовали сбор средств в поддержку русского народа, поддержали его борь­бу против фашистской Германии. Он отказался от сотруд­ничества с нацистами и осудил их идеологию. Не прини­мая российский большевизм, Деникин оставался патрио­том своей страны.

А.И.Деникин умер в 1947 г. в США и похоронен на русском кладбище Св. Владимира в городе Джексон (штат Нью-Джерси).

В 2005 г. прах русского генерала был перенесён на Донское кладбище в Москве.

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ЧАПАЕВ (1887-1919)

Василий Иванович Чапа­ев родился в 1887 г. в Чува­шии, в многодетной семье крестьянина-бедняка.

В 1896 г. его родители пе­реехали из родной деревни Будайки в село Балаково Ни­колаевского уезда Самарской губернии, где и прошла юность Василия Ивановича. Здесь он учился в школе, с двенадцати лет стал работать, овладел мастерством плотни­ка. В этом селе нашёл себе спутнику жизни — Пелагею Никаноровну Метлину, работницу кондитерской фабрики. С 1914 г. Василий Иванович участвовал в первой ми­ровой войне в составе Юго-Западного фронта. В январе 1915 г. Чапаев прибыл с пополнением в полк, стоявший под Перемышлем. В боях был четырежды ранен. По ис­точникам Института военной истории, за боевые отличия и личное мужество Чапаев был четырежды (!) награждён Георгиевским крестом и удостоен Георгиевской медали. Героизм и умение ориентироваться в военных ситуациях, военные дарования способствовали его продвижению по службе, получению офицерского звания.

После госпиталя летом 1917 г. Чапаев был направлен в 138-й запасной полк. Здесь его избрали в солдатский ко­митет. Он сблизился с большевиками и в том же году вступил в партию большевиков.

После Октябрьской революции он отстаивал её завое­вания. Назначенный командиром полка, а затем военным комиссаром Николаевского уезда, сражался против кула­ков, уральского белоказачества, мятежных белочехов, самарских белогвардейцев. Занимался формированием отрядов Красной гвардии.

Стремительность и храбрость, умение своим приме­ром поднять бойцов в атаку способствовали росту его ав­торитета. В ноябре 1918 г. Чапаев был направлен в Моск­ву на ускоренные курсы Академии Генштаба Красной ар­мии. Отношение к необходимости учиться у Чапаева было резко негативным, он считал, что военному человеку нуж­ны не книжные знания, а практика. Курсы он так и не закончил, вернулся на фронт, где поступил в распоряже­ние М.В.Фрунзе. По-разному складывались у Чапаева от­ношения с видными партийцами. М.В.Фрунзе и В.В.Куй­бышев души в нём не чаяли, Л.Д.Троцкий считал его бан­дитом и навещал его только под охраной и прикрытием орудий своего бронепоезда.

Популярность Чапаева в годы Гражданской войны была необычайна, он был известен по обе стороны Восточного фронта. О смелости и отваге его слагали легенды. Вопреки распространённому в литературе мнению, В.И.Чапаев, будучи командующим группой войск и начальником ди­визии, предпочитал разъезжать не на тачанках и лошадях, а на автомобиле «Форд-Т», который мог развивать по тем временам огромную скорость — до 50 км в час. Уже в годы Гражданской войны Чапаев предполагал, что век кавалерии близится к концу и она должна уступить место технике. Вверенные ему войска были оснащены броневи­ками, аэропланами, химическим оружием, применение которого до 1925 г. не было запрещено. В распоряжении Чапаева были средства связи (телефон, телеграф, мото­циклетная связь), которые отлаженно действовали. В 1919 г. 25-я дивизия под командованием Чапаева нанесла пора­жение колчаковским войскам под Бузулуком, Бугульмой и Уфой. За бои под Уфой В.И.Чапаев был награжден выс­шей боевой наградой тех лет — орденом Красного Знамени.

В сентябре 1919 г. штаб 25-й дивизии во главе с Чапа­евым оказался окружённым белыми под командованием атамана В.С.Толстова в городе Лбищенске. Берег Урала стал местом жестокой расправы с пленными красноармей­цами. Обстоятельства смерти Чапаева до сих пор не выяс­нены. Считается, что раненый Чапаев пытался спастись, переплыв реку, но ему не хватило сил и он утонул. Тело его так и не было найдено. Узнав о смерти Чапаева, бело­гвардейцы отслужили в церквах благодарственные молебны.

Советская пропаганда сделала из имени Чапаева ле­генду. О его подвигах писались книги и слагались стихи. Не одно поколение мальчишек играло в Чапая и рвалось в переполненные кинозалы, где шёл фильм о нём.

ПЁТР НИКОЛАЕВИЧ ВРАНГЕЛЬ

(1878-1928)

Одним из ярких, талантливых и образованных генералов царской армии был Пётр Николаевич Вран­гель.

Он родился 15 августа 1878 г. в семье потомственных дворян, при­надлежащей к старинному и знат­ному роду. Представители этой се­мьи дали России 7 фельдмаршалов, более 30 генералов и 7 адмиралов. В 1904 г. П.Врангель, получивший в Горном институте инженерное образование, отправился добровольцем на войну с Японией. По окончании войны Пётр Николаевич поступил в Николаевскую академию Ген­штаба. В Первой мировой войне снискал известность как решительный и отважный офицер, был награждён Геор­гиевским крестом, Георгиевским оружием и званием флигель-адъютанта императора. Закончил войну генерал-майором, командиром конного корпуса. Быстрому слу­жебному продвижению Врангеля способствовали его лич­ные качества — твёрдость, быстрота в принятии решений и действиях, уверенность в себе, ораторский талант.

Большевистскую революцию Врангель не принял. Он уехал в Крым, а затем на Дон, где в августе 1918 г. всту­пил в Добровольческую армию А.И.Деникина. В «Доброволии» он получил известность как командующий снача­ла 1-й конной дивизией, с ноября 1918 г. — 1-м конным корпусом, с января 1919 г. — Кавказской добровольче­ской армией, действовавшей на царицынском направле- нии. Не удалось Врангелю возродить и экономическую жизнь тыла: топливный кризис парализовал железнодо­рожный транспорт, закрывались предприятия. Разруше­ние промышленности приняло катастрофический харак­тер. Правительство приняло решение о ничем не подкреп­лённом выпуске бумажных денег, была введена карточная система продажи хлеба, но его запасов не было.

Правительство Врангеля не сумело решить ни одной из острых экономических проблем. Несмотря на приказы Вран­геля реквизиции лошадей, подвод и продовольствия, разо­рявшие и озлоблявшие население, продолжались, произво­дились насильственные мобилизации крестьян в армию.

Осенью 1920 г. сопротивление мобилизациям и ре­квизициям переросло в вооружённую борьбу против вран­гелевцев. Многие крестьяне вступали добровольцами в Красную армию, охотно сообщая сведения о численности вооружения и передвижениях врангелевских войск.

Врангелю не удалось превратить Таврию в базу Белого движения. Режим продолжал держаться лишь благодаря помощи союзников.

В октябре войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе перешли в наступление. Отступившая в Крым Русская армия потеряла в Северной Таврии около 20 тыс. бойцов.

В ноябре Врангель отдал приказ об эвакуации. В по­следнем изданном в России приказе генерала говорилось: «Дальнейшие наши пути полны неизвестности. Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает. Да ниспошлёт Господь всем силы и разу­ма одолеть и пережить русское лихолетье».

Позднее, уже в Константинополе, в беседе с журнали­стом Г.Н.Раковским Врангель признался, что «в Крыму происходила гальванизация трупа... Но это было лишь искусственным поддержанием жизни умирающего ор­ганизма».

Разочаровавшись во Франции, нарушившей союзни­ческие обязательства, П.Н.Врангель переехал на житель­ство в Бельгию. Потерявший Родину, состояние, многих друзей, он сохранил достоинство, отказавшись получать жалование из оставшейся казны Белого движения. Про­жив в Бельгии около двух лет, Пётр Николаевич скон­чался за четыре месяца до своего пятидесятилетия 25 ап­реля 1928 г. Последними его словами были: «Боже, спаси Армию!». Мемуары, написанные им в эмиграции, были опубликованы в 1926—1928 гг. в сборнике «Белое дело».

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ФРУНЗЕ (1885-1925)

Михаил Васильевич Фрунзе родился 21 ян­варя 1885 г. в городе Пишпек Семиреченекой области Туркестана (ныне город Бишкек, столица Республики Кыргызстан) в семье во­енного фельдшера.

После окончания с золотой медалью гимна­зии поступил в Петер­бургский Политехниче­ский институт.

Революционные на­строения и идеи, активно распространявшиеся в начале века, затронули и студенчество. Самостоятельно изучив произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Фрун­зе в 1904 г. принял решение вступить в партию больше­виков.

В двадцатилетнем возрасте Фрунзе уже смог чётко сформулировать цель своей жизни: «...глубоко познать законы, управляющие ходом истории, окунуться с голо­вой в действительность, слиться с самым передовым клас­сом современного общества — с рабочим классом, жить его мыслями и надеждами, его борьбой и в конце переде­лать всё...».

Когда в 1905 г. в России произошла революция, Фрун­зе активно в ней участвовал. В революционных событиях раскрылся ораторский талант и организаторские способ­ности Фрунзе, на которые обратили внимание его товари­щи по партии.

За революционную деятельность он был дважды при­говорён к смертной казни, которую заменили каторгой, а затем пожизненной ссылкой в Сибирь. В тюремной каме­ре, ожидая смертную казнь, Фрунзе изучал английский и итальянский языки, чтобы сохранить выдержку и не сой­ти с ума.

Последующие после поражения первой российской революции годы стали для Фрунзе годами побегов из ссылки, укрывательства от полиции, скитаний — и рево­люционной пропаганды. От нового ареста его спасла Фев­ральская революция. Победа же вооружённого восстания в Петрограде, в котором участвовал Фрунзе, приблизила его к заветной цели «в корне переделать все». В 1918 г. Фрунзе подавлял антисоветские мятежи в Москве и Ярославле, после чего начал военную службу в качестве военного комиссара Ярославского военного округа. Однако полководческие способности Фрунзе проявились в пол­ной мере в годы Гражданской войны, когда Михаил Ва­сильевич защищал советскую власть.

Весной 1919 г., в разгар борьбы с технически осна­щённой англичанами и французами армией адмирала Колчака, М.В.Фрунзе было поручено командовать Юж­ной группой войск Восточного фронта. Успешно прове-

дённая операция сделала возможным общее наступление Восточного фронта, которым с июля 1919 г. командовал Фрунзе. Вскоре колчаковцы были разбиты, и красные захватили Урал.

В августе 1919 — сентябре 1920 г. войска Фрунзе — теперь уже командующего Туркестанским фронтом — окружили и в короткие сроки уничтожили превосходя­щую по численности колчаковскую южную армию.

С осени 1920 г. Фрунзе — командующий Южным фронтом, на который возложена задача разгрома армии Врангеля. Форсирование Сиваша, штурм Перекопа и Чон-гара стали легендарными победами Красной армии. Пра­вильное определение направления главного удара, уме­ние создать перевес в силах на нужном участке фронта в нужный момент, привлечение к стратегическим операци­ям талантливых командиров, независимо от их происхож­дения, наконец, личное мужество Фрунзе явились зало­гом военных успехов.

Не имея специального военного образования М.В.Фрунзе одержал верх над профессиональными вое­начальниками, возглавившими белые армии. Подготов­ленные и проведённые им операции, в том числе Бугу-русланская, Белебейская, Уфимская, Перекопская, попол­нили арсенал военного искусства.

Войска, которыми командовал Фрунзе, практически не знали поражений. Нередко Фрунзе применял и массовый террор против недовольного советской властью населения. В целях устрашения по приказу Фрунзе в Крыму были расстреляны тысячи крестьян.

С разгромом в 1920 г. махновцев Гражданская война для Михаила Васильевича закончилась. За умелое руко­водство войсками и личную храбрость в боях с врагами революции он был награждён двумя орденами Красного Знамени и Почётным революционным оружием.

Послевоенные годы не стали в жизни Фрунзе менее насыщенными и ответственными; в 1920-е гг. он — ко­мандующий всеми вооружёнными силами Украины и Кры­ма, с 1924 г. — заместитель председателя РВС СССР и наркома по военным и морским делам, начальник Штаба Красной армии и Военной Академии. В 1925 г. Фрунзе был назначен народным комиссаром по военным и мор­ским делам, заменив на этом посту Л.Д.Троцкого.

Занимая эти посты, Михаил Васильевич вносил свой вклад в укрепление Красной армии, развитие военной науки и военного искусства.' Значительна его роль в раз­работке советской военной доктрины как единой системы взглядов на цели, сущность и характер, способы ведения будущей войны, подготовку к ней страны и вооружённых сил. Под руководством Фрунзе в 1924— 1925 гг. была про­ведена военная реформа. Рассматривая новейшее воору­жение и техническую оснащённость армии как непремен­ный залог военных успехов, Фрунзе был уверен, что на войне главной, решающей силой остаётся человек, в совершенстве владеющий военной техникой, человек с устойчивыми моральными принципами и крепкой дис­циплиной.

Скончался М.В.Фрунзе 31 октября 1925 г. после опе­рации на желудке, которая породила немало слухов в партийной среде после его смерти.







Смотрите также:
Урок по теме «Гражданская война в России 1918-1921 гг.»
207.93kb.
1 стр.
Реферат По дисциплине «История отечества»
147.51kb.
1 стр.
Гражданская война
33.48kb.
1 стр.
Забытая республика: проблемы государственности Северной Ингрии
403.61kb.
3 стр.
Гражданская война и интервенция в России Гражданская война
98kb.
1 стр.
Гражданская война в России
127.85kb.
1 стр.
Гражданская война в России: причины и итоги
35.8kb.
1 стр.
Все против всех. Неизвестная гражданская война
956.07kb.
6 стр.
Новая экономическая политика 1921 1929 гг
239.14kb.
1 стр.
Февральская революция 1917 г. Приход большевиков к власти. Гражданская война 1918-1922 гг
152.18kb.
1 стр.
Денежное обращение после октябрьского переворота 1917-1923 г г
127.46kb.
1 стр.
Сомали после 1991 года. Гражданская война
48.61kb.
1 стр.