Главная
страница 1
Общешкольное родительское собрание
«Предупредить – значит спасти!»

Цель собрания:

Привлечение внимания родительской общественности к проблемам сохранности жизни и здоровья детей, повышение эффективности профилактики детского травматизма и несчастных случаев, детского дорожно-транспортного травматизма посредством совместной деятельности педагогических работников, родителей, сотрудников ОГИБДД горрайорганов МВД России по РО, УФСКН России по РО, СУ СК России по РО, МЧС России по РО, ПДН ОВД, специалистов учреждений здравоохранения, руководителей муниципальных КДН и ЗП, ППМС центров.



Задачи собрания:

  1. Повышение информированности родителей по вопросам сохранности жизни и здоровья их детей.

  2. Ознакомление родителей с рекомендациями, способствующими наиболее эффективному проведению профилактической работы с детьми.



Основные направления проведения собрания:

  1. О комплексных мерах по обеспечению безопасности, сохранности жизни и здоровья детей, недопущению гибели несовершеннолетних, повышение правовой культуры участников образовательного процесса.

  2. Возрастные и психофизические особенности детей, влияние детско-родительских отношений на состояние психофизического здоровья школьников.

  3. Рекомендации по профилактике аддиктивного и суицидального поведения у несовершеннолетних, обучению детей навыкам дорожной безопасности в типичных ситуациях.



    1. О комплексных мерах, принимаемых в области, по обеспечению безопасности, сохранности жизни и здоровья детей, недопущению гибели несовершеннолетних, повышение правовой культуры участников образовательного процесса

В Ростовской области прослеживается устойчивая тенденция к сохранению достаточно высокого количества травмированных детей, в том числе на уроках физической культуры, на переменах между занятиями, и в особенности в свободное от учебы время, т.е. в быту. Увеличилось количество случаев гибели детей, находящихся дома без присмотра взрослых.

Так, за истекший период в Ростовской области по оперативной информации с начала 2011 года произошло травмирование 87 обучающихся во время образовательного процесса, в том числе во время проведения уроков. В ряде случаев травмы повлекли тяжелый вред здоровью детей.

В результате пожара, поражения электрическим током, отравления угарным газом, удара молнией погибли 34 обучающихся, тяжелые травмы получили 17 человек. В летних оздоровительных лагерях также было тяжело травмировано 4 человека.

В результате ДТП погибло 23 ребенка (11 - пассажиров, 9- пешеходов, 3-велосипедиста).

Особую озабоченность вызывает резкое увеличение количества несчастных случаев, произошедших с несовершеннолетними на водоемах, в том числе утоплений.

Так, с 1 июля т.г. в области утонуло 14 детей. При этом в Белокалитвинском и Мартыновском районах в летний период произошли групповые несчастные случаи. В первом случае утонули родные братья, обучающиеся 2, 5 классов. В другом – родственники, обучающиеся 1 и 3 классов.

В ходе расследований установлено, что во всех 100% случаев утоплений несовершеннолетние находились дома и не были охвачены организованным отдыхом.

Таким образом, нахождение детей на необорудованных для купания пляжах, не огражденных водоемах, без должного надзора со стороны родителей приводит к таким трагическим последствиям, а пребывание детей в детских оздоровительных учреждениях под наблюдением квалифицированного персонала позволяет избежать подобных трагедий.

В результате отсутствия оборудованных мест для купания дети часто попадают в водовороты, сильное течение, ямы, получают травмы, порезы и, к большому сожалению, тонут.

Необходимо также отметить, что погибший мальчик с родным братом были на пришкольной площадке, организованной для работы в каникулярный период. После окончания работы площадки дети были предоставлены сами себе и оказались на тонком льду, что привело к страшной трагедии.

В результате возгорания домовладений в муниципальных районах области только за 10 дней погибли 3 детей.

Минобразованием области в рамках реализации областного закона от 16.12.2009 №346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» систематически проводится анализ участия специалистов органов и учреждений системы образования в мероприятиях по недопущению пребывания детей в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой, как оставить ребенка одного дома и в полной мере обеспечить его безопасность.

Ребенку нужно объяснять элементарные правила поведения в доме: не баловаться с огнем, кран водопровода не открывать, пальцы в розетку не засовывать, чужим людям дверь не открывать. Также необходимо обучить ребенка правилам пользования мобильным телефоном, чтобы в случае возникновения экстремальной ситуации (запах газа, прорыв трубы, пожар) он без труда смог позвонить родителям, либо в службу спасения.

Уходя из дома, важно дать ребенку содержательное и увлекательное поручение, чтобы он от скуки не свершил «отчаянный подвиг».

Что же касается безопасного пребывания ребенка на улице, то еще с самого малолетства родители обязаны донести до своего чада несколько значимых правил: не разговаривать с незнакомцами, ничего не брать у них и, тем более, никуда не ходить с ними. Выпуская на улицу одного, ребенка должно одеть в яркие вещи, тогда в случае чрезвычайной обстановки окружающие люди быстрее сконцентрируют свое внимание на зовы о помощи, обувь обязана быть удобной, соответствующего размера и, конечно, не скользкой.

Родителям и детям важно помнить и исполнять требования областного закона от 16.12.2009 №346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» по недопущению пребывания детей в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, а также после 22.00.



В результате вдыхания газа, содержащего бутан, из баллончиков для газовых зажигалок в текущем году погибло 8 обучающихся образовательных учреждений области.

Что важно знать учителям и родителям

Вдыхание газа из баллончиков для заправки зажигалок получило название «сниффинг».

Газ продаётся свободно без ограничений в качестве заправки для зажигалок.

При употреблении газа возникают психоделичные эффекты и галлюцинации. Газ вызывает сильную психологическую зависимость.

Бутан вытесняет кислород из вдыхаемой смеси. Смерть наступает от того же, от чего и при отравлении бытовым газом. По сути - острая кислородная недостаточность, гипоксия.

Информация для родителей

Анализируя статистику, можно заметить, что в первую очередь рост несчастных случаев связан с безнадзорностью, проблемами детско-родительских отношений. Во многих семьях дети предоставлены сами себе. В этой ситуации важно напоминать родителям: «Не оставляйте своих детей без внимания!».

Родители, как никто другой, должны защищать своих детей от пристрастия к психоактивным веществам.

Болезнь проще предотвратить, чем лечить. К сожалению, наркозависимость лечить крайне сложно. Эффективность лечения от наркомании составляет 5-10%.

Основной инструмент борьбы с наркоманией – это профилактика. Важно поддерживать с ребенком доверительные отношения, стараться, чтобы ребенок не испытывал дефицит родительской любви; помогать ему переживать стрессы, возрастные кризисы, неудачи, уважать его как личность. Помните о важности самоопределения для подростка. Если он не найдет в Вас понимание и поддержку, то может пойти за ними на улицу...

Важно, чтобы у подростка был интересный досуг – спортивные секции, кружки или другие увлечения. Задача родителей – помочь ребенку найти тот род занятий, который придется ему по душе, увлечет его. И обеспечить наполнение времени, свободного от учёбы.

Также важна просветительская работа: ребенок должен знать всё о вреде наркотиков, об ужасах «ломок», короткой жизни наркоманов, о невозможности прекратить приём наркотиков по собственному желанию. Большинство подростков ошибочно полагают, что один раз попробовать наркотик – это совершенно безопасно. Некоторые люди, действительно, могут с легкостью отказаться от наркотиков, попробовав их несколько раз. Но подавляющему большинству подростков достаточно одного раза, чтобы возникла тяга к наркотику, а затем – стойкое пристрастие. В этом случае человек уже не властен над собой и будет под любыми предлогами пробовать ещё и ещё, пока не станет наркоманом.

Говорите с подростком на эти темы, и спрашивайте, что он думает по данному вопросу. Так вы сможете понять отношение вашего ребенка к наркотикам, догадаться о возможном нежелательном окружении и вовремя скорректировать его интересы.

Необходимо хорошо знать первые признаки, свидетельствующие о том, что ребенок начал принимать наркотики:

- Резкие перепады настроения, не связанные с действительностью. Например, весёлость и энергичность быстро сменяются апатией, безразличием, нежеланием ничего делать. И эти циклы не связаны с успехами или неуспехами в школе, с друзьями, они как бы сами по себе.

- Изменение ритма сна: ребёнок в течение дня может быть сонлив, вял, медлителен, а к вечеру, придя с прогулки, проявляет энергичность, желание что-либо делать, не засыпает вовремя.

- Изменение аппетита и манеры употребления пищи, у ребёнка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг, придя с прогулки, съедает несколько порций еды.

Конечно, эти признаки могут быть присущи подростку в нормальном состоянии, если проявляются не сильно или присутствует только один из них. Но если вы наблюдаете все 3 признака – нужно срочно принимать меры!

Также родителей должны заинтересовать и другие признаки, которые могут считаться нормальными для подростков:

· неожиданно стал замкнутым, подавленным, враждебно настроенным или несговорчивым;

· без всяких причин стал сторониться своих старых друзей и членов семьи,

· появились подозрительные друзья, или поведение старых друзей становится подозрительным (разговоры шёпотом, непонятными фразами и пр.),

· потеря интереса к учебе и другим занятиям, хобби,

· снижение успеваемости в школе, вузе,

· ухудшение памяти, мышления, внимания,

· частые внезапные изменения настроения, от беспричинно веселого до неадекватно злобного, раздраженного.

· увеличение финансовых запросов, выпрашивание денег в возрастающих количествах,

· повышенная сонливость или, наоборот, глубокий сон в непривычное время суток или бессонница,

· вы можете обнаружить следы уколов по ходу вен на руках, шприц, какую-нибудь сушеную траву, непонятный порошок, разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками или марки, которые не очень похожи на почтовые. Не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это «для уроков химии (или биологии) в школе», что «это принадлежит другу» и т.п.

Особую опасность для безопасности жизни и здоровья детей представляют самовольные уходы детей из дома.

Гораздо чаще дети уходят из дома просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неодержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений. Такое поведение является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. В большинстве случаев уход из дома это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни.

Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослых. Нередки и острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе. Хроническая неуспеваемость ребенка, пренебрежительное отношение одноклассников порождает ощущение изоляции. Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение, но это обычно приводит лишь к усилению педагогического давления. В данном случае от родителей требуется умение тактично, не подрывая авторитета школы, встать на сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие проблемы.

Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети, чьи родители, действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.

Большая часть побегов длиться по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, которые не должен быть проигнорирован.

Нет нужды говорить о том, что предоставленный сам себе, ребенок легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если такой неприятности не случилось, уход из дома не проходит бесследно. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Будет правильно, если в какой-то момент родители, находясь на улице, укажут своему ребенку на жесткую реальность жизни детей, сбежавших из дому: голод, лишения, опасности.

Есть много причин, толкающих детей из благополучных семей на безрассудные поступки, приведем наиболее часто встречающиеся.

Психологический дискомфорт от невнимания, равнодушия взрослых заставляет подростка искать развлечений вне родного дома. Заняты родители собой и не занимаются его проблемами, но могут деньги дать, если попросит на мелкие расходы, например - в компьютерный клуб сходить, не интересуясь, а не грозит ли ему игровая зависимость.

Нет сердечности в доме, притягательности домашней обстановки, и уходят дети на улицу, где их подстерегает опасность быть вовлечёнными в стайные компании с криминальными наклонностями под гнётом уголовной романтики.



Детская ревность может проявляться по-разному – в зависимости от причины её зарождения. В семье появился ещё один ребёнок, и вы переключили всё внимание на новорожденного. Ваш временно заброшенный старший сын или дочь не очень долго будет радоваться появлению нового забавного существа – братика или сестрички.

Как только он почувствует, что ущемляются его права, появится ревность. Иногда она проявляется только в отношении к младшему братику или сестричке: передразнивание, щипки, подзатыльники, подшучивание. Но бывает, что ревность меняет отношение к родителям: «Он стал таким грубым – дерзит на каждом шагу»…



Пренебрежение мнением ребёнка, неуважение его интересов. Ваш ребёнок пытается высказать свои мысли, но вы его перебиваете, ничего не объясняя: «Иди, делай уроки». Вы наглядно показываете, что мнение ребенка вас абсолютно не интересует, что ничего заслуживающего внимания он сказать не может. Вы демонстрируете своё неуважение.

Невыполнение своих обещаний безо всяких объяснений. Вы пообещали купить ребёнку велосипед или ещё что-то за хорошие оценки или прилежание, за какую-то выполненную им работу и не сдержали слова. Если на вопрос «Почему? Ты же обещал», вы ответите равнодушно «Ну и что из этого? Обещал, но не получилось. А учиться ты и так должен хорошо», то рискуете оттолкнуть от себя ребёнка надолго, и вернуть к себе уважение будет не так-то просто.

Вы пообещали повести ребёнка в цирк, на футбол, но забыли об этом и даже не извинились. Вы быстро об этом забудете, но он будет долго помнить ваш обман. Пример обмана заразителен, и вы не заметите, как он или она будут сами обещать вам, не выполняя обещанного. А потом будете страдать от постоянного вранья и спрашивать: – Как отучить ребенка говорить неправду?



Чужой человек в доме. В простонародье говорят: «Он взял её с ребёнком» или «Она пошла на его детей». Это – для взрослых, а для детей – в доме появился чужой человек со своими привычками, со своим интеллектом, взглядами на жизнь, на воспитание детей. Для ребёнка многое меняется после прихода чужого человека – больше требований, меньше внимания, неприятие наказаний.

Но вот в семье появился ребёнок от отчима или мачехи – сводный брат или сестра. Это может стать поводом для негативного стресса. Проявления ревности и обид могут быть очень сильными.

Ребёнок может дерзить, демонстративно уходить из дома, искать общения с чужими людьми. Возмущение поведением иногда приводит к скандалу. И тогда общение с друзьями становится важнее отношений с родителями. Ваши претензии не помогут установить контакт, наоборот – углубят разрыв. Наказания могут привести к отчаянным, безрассудным поступкам детей.

При детях ругаться нельзя! Знают эту азбучную истину родители, но слово за слово, и понеслась ругань, травмируя детскую психику, создавая дискомфорт. Неуверенность в завтрашнем дне может поселиться надолго в душе ребёнка, делая его истеричным.

Отсутствие контроля. Родители заняты и воспитание полностью перекладывают на дедушку и бабушку, не интересуясь душевным состоянием ребёнка. Им так удобно – бабушка проверяет уроки или не проверяет, а они об этом даже не знают, готовит ребёнка в школу или предоставляет это делать ему самому, провожает в спортивную секцию или отпускает самостоятельно, не интересуясь его успехами.

В доме становится неуютно ребёнку – нет душевного тепла, и он уходит на улицу. И, несмотря на то, что его окружает много родных взрослых, он – заброшенный. Ищут такие дети ласки, душевного тепла, чтобы кто-то сказал им, какие они славные, красивые, любимые, не идиоты, не тупицы.



Что делать, если это случилось?

Во-первых, заявить в милицию о пропаже ребенка сразу же, как только вы поняли, что он не просто задержался где-то, гуляя, а действительно ушел из дома. А потом... Если ребенок все-таки хлопнул дверью, постарайтесь не обвинять его в бездушии. Для вашей семьи это сигнал объединиться, в центр общих разговоров поставить интересы ребенка, забыть обо всех личных неприятностях, а не набрасываться на свою половину со словами: «Это ты виноват(а), ты не воспитывал(а) ребенка так, как надо, все время занимался(лась) лишь своими проблемами и работой!».

Самой главной вашей задачей должен стать поиск ребенка. Ни в коем случае не впадайте в истерику — так вы не сможете сосредоточиться и сориентироваться в направлении поиска. Надо обдумать, как оградить ребенка от взрослых проблем. Выработайте стратегию своего поведения при встрече с ним.

Чем страшен уход ребенка из дома как для него самого, так и для его родителей?

Ребенок может испытать дополнительное насилие (как физическое, так и сексуальное). Рано или поздно он начнет под давлением таких же, как и он сам, употреблять наркотики, курить сигареты, нюхать клей, употреблять алкоголь. А это обязательно повлечет за собой полную деградацию личности, так как разрушится гармония его интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального и социального развития. Полноценно питаться ребенок тоже вряд ли сможет. Да и чтобы добыть себе какой-то кусок хлеба, ему придется пойти на кражу или воровство... И потом, ведь не так-то просто выжить среди таких же беспризорников, как и он сам — срабатывает закон волчьей стаи, где выживает тот, кто сильнее.



Как предупредить эту ситуацию?

Многие капризы детей можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения. У детей ведущим мотивом является игра, они никогда не уходят из дома всерьез. Чаще всего, они играют в побег, например.

Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Ребенок воспринимает любые подобные угрозы, как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, уходит сам.

Старайтесь вместе с детьми решать, как им проводить досуг. Если их свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Малыш интересуется какими-то видами единоборств, плаванием — водите его в секцию. Все-таки, это намного лучше, чем беспризорный досуг.

Еще не поздно подружиться с собственным чадом. Для начала попытайтесь воспринимать его всерьез, ведь когда ему исполнится 12—14 лет, сделать это будет намного тяжелее. Разговаривайте с ним на равных: многие родители очень долго не могут перестроиться с «вытирания носа» на полноправное общение и понять, что имеют дело с почти взрослым человеком.

Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного к вам доверия. Выслушивайте ребенка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес, как: «Я предупреждала тебя, что так получится!». Не отбивайте у ребенка желания советоваться с вами. И тогда с любой бедой, проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Дерзость и нахальство со стороны ребенка — это тоже стремление к самоутверждению. Постарайтесь не драматизировать ситуацию, а переводить в шутку все его высказывания, старайтесь меньше обижаться, и помните — как бы малыш не критиковал ваши взгляды, вы для него — центр Вселенной. Поэтому, чтобы установить мир, начните с себя.

На нынешний день у большинства детей школьного возраста имеются мобильные телефоны. С одной стороны – это отличное средство отличное постоянного проверки местонахождения ребенка, а с иной – притягивает интерес незаконопослушных граждан, поэтому телефон должен быть недорогим и практичным. Также не излишним будет ознакомить ребенка с правилами дорожного движения, объяснить, где и каким образом необходимо переходить проезжую часть.

В целях снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма минобразование области совместно с управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Ростовской области координирует деятельность муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию целевой системы воспитания и обучения детей безопасному поведению на улицах.

Ежегодно на заседании коллегии министерства рассматриваются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В 100% общеобразовательных учреждений области организовано изучение правил безопасности дорожного движения в каждом классе по 1 часу в неделю, созданы уголки по безопасности дорожного движения.

Во всех школах действуют отряды юных инспекторов движении. Изучая правила дорожного движения, овладевая практическими навыками безопасного поведения на дорогах, оказания первой помощи пострадавшим в авариях, юные инспектора движения ведут большую работу по пропаганде безопасности дорожного движения в детских садах и школах.

В соответствии с комплексным планом мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории Ростовской области на 2011 год все образовательные учреждения области принимают активное участие:

во Всероссийской акции «Внимание – дети!». В ходе проведения акции в школах были организованы и проведены классные часы, тематические викторины, соревнования по безопасности дорожного движения с приглашением сотрудников Госавтоинспекции, родительские собрания, на которых рассмотрены вопросы с родителями-водителями об обязательном применении ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля;

в «Днях безопасности дорожного движения»;

в областных конкурсах отрядов юных инспекторов движения;

в областной викторине по ПДД «Вместе весело шагать по дорогам» для обучающихся 1-7 классов;

в декадниках «За безопасность на дорогах».

62 команды юных инспекторов движения (представители всех муниципальных образований области) в период с 16 по 21 мая 2011 приняли активное участие в областном этапе Всероссийского конкурса «Безопасное колесо».

В соответствии с совместным приказом ГУ МВД России по Ростовской области и минобразования Ростовской области от 13.10.2011 № 867 «О целевых мероприятиях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в 2011-2012 учебном году» в октябре – ноябре в области организованы и проведены:

областной смотр готовности отрядов ЮИД;

областной конкурс дошкольных образовательных учреждений «Мама! Научи меня соблюдать ПДД»

Министерство уделяет особое внимание обеспечению безопасности перевозок детей школьными автобусами.

За период с 1999 года по 2008 год закуплено 1129 школьных автобусов.

В 2010 году за счет средств федерального и областного бюджетов минобразованием области приобретено 180 школьных автобусов, что позволило на 47,4% от числа не соответствующих стандарту автобусов обновить школьный автопарк.

В рамках модернизации общего образования Ростовской области министерство приобретает в этом году 208 школьных автобусов на сумму 279,690 млн. рублей, что позволит заметить в муниципальных образованиях области в полном объеме автобусы, не соответствующие Государственному стандарту.

Однако, несмотря на принимаемые меры, на территории Ростовской области за 9 месяцев 2011 года зарегистрировано 4586 ДТП (АППГ 4603; -0,4%), в результате которых погибли 610 человек (АППГ 572;+6,6%), и 5768 человек получили травмы различной степени тяжести (АППГ 5871; -1,8%), с участием детей за указанный период совершено 436 ДТП (АППГ – 474; -8.2%), погибло 23 ребенка (11 - пассажиров, 9 - пешеходов, 3 - велосипедиста) (АППГ-16;+43,8%), получили травмы различной степени тяжести 427 несовершеннолетних (АППГ-469; -9,0%). Из 427 пострадавших несовершеннолетних (160 пешеходов, 189 пассажиров, 36 мопедистов, 41 велосипедист, 1 водитель автомобиля).

Согласно анализу, из 189 ДТП c пострадавшими пассажирами, только в 35 случаях было применено детское удерживающие устройство, в 29 случаях несовершеннолетние пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности, в 106 случаях детское удерживающие устройство и ремни безопасности не применялись, в 19 случаях несовершеннолетние являлись пассажирами веломототранспорта.

В соответствии с комплексным планом мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории Ростовской области на 2011 год 29 октября 2011 года минобразованием области совместно с УГИБДД ГУВД Ростовской области было проведено областное родительское собрание по вопросу предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях области. В ходе обсуждения проблемы было принято решение активизировать совместную деятельность родителей, педагогических работников, сотрудников ОГИБДД горрайорганов МВД России по Ростовской области по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


    1. Возрастные и психофизические особенности детей, учитываемые при обучении детей правилам дорожного движения

Дошкольники и дети младшего школьного возраста наиболее часто попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной системы. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.

Поведение детей на дороге зависит от ряда факторов, включая личностно-поведенческие свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека.

Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Приблизительно это происходит в период от шести до десяти лет. До шести лет в принципе не рекомендуется оставлять ребенка одного на улице. Начиная с шестилетнего возраста ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период (6-10 лет) он может самостоятельно передвигаться по дороге и, поэтому необходимо продолжать его воспитание в области безопасного поведения на дороге, начатое ранее.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи восьмилетнем возрасте. Нет у младших школьников также и знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Например, ребенку трудно осознать, что реальная машина в действительности не может остановиться также мгновенно, как игрушечная.
Разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно, особенно интенсивным и планомерным этот процесс становиться во время обучения в школе.

На всех стадиях возрастного развития психофизиологические функции детей меняются, меняются и внешние обстоятельства (бытовые, школьные и многие другие).

Учесть все эти обстоятельства, сообразуясь с психофизиологическими возможностями ребенка – задача, по мнению специалистов по безопасности дорожного движения, крайне сложная. Она усугубляется тем, что ее надо решать в мире, где мало считаются с детьми, но где много запутанных правил, созданных взрослыми для себя, для удобства своего дорожного движения. Призыв «Будь внимателен на дороге!» на ребенка не производит должного впечатления – он погружен в свои мысли и ощущения.
Необходимо отметить, что призывы типа «Будь внимателен!», «На дороге играть опасно!», «Переходи дорогу только по переходу!» и многие другие не только неэффективны, но и лишены конкретики, что скорее мешает, чем помогает усвоению ПДД.

С психологической точки зрения целесообразно формулировать правила в утвердительной форме.

Например – «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару», предпочтительнее, чем «Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности обойтись без отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными «утвердительными», например, после формулировки: «нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать: «переходить проезжую часть можно только на

зеленый сигнал светофора».

Указания должны быть конкретными, понятными детям, имеющие вполне логический смысл и цель – безопасность в конкретным условиях.
При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. По мнению специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь 10 % желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Не смотря на всю важность знания самих Правил надо учить детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге, отрабатывать у них навык правильного поведения.

3. Рекомендации по обучению детей навыкам дорожной безопасности в типичных ситуациях


Анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с детьми свидетельствует об ошибках, совершаемых участниками движения в определенных ситуациях в специфичной транспортной среде. Более 90% ДТП происходит в одних и тех же повторяющихся ситуациях в результате типичных ситуационных ошибок водителей и пешеходов, их неумения прогнозировать и распознавать дорожные «ловушки».



Типичные ошибки в поведении школьников на улице:

  • самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;

  • самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;

  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;

  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;

  • самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;

  • игра на проезжей части и вблизи нее;

  • неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.

Неправильное поведение детей, допускаемые ими ситуационные ошибки при включении в дорожное движение носят массовый характер. Для радикального снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма необходимо изменить поведение детей на дорогах, выработать у них устойчивые навыки безопасного поведения в дорожных ситуациях.
Основными причинами несчастных случаев на дороге являются:
• неумение прогнозировать дорожную обстановку;
• незнание мер обеспечения безопасного движения;
• отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению;
• нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним;
• подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице;
• неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим ПДД;
• недисциплинированность, потеря бдительности.
А избежать несчастных случаев на дороге можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста. Причем только выполнение Правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортных происшествий и правильного действия в каждой ситуации, без самодисциплины и самоконтроля, не может гарантировать безопасности на дороге.

Основной способ формирования у детей навыков поведения – наблюдения, подражание поведению взрослых и, прежде всего, родителям. Многие родители, не понимая этого сами, личным примером обучают детей неправильному поведению.

Практическое обучение детей наблюдению должно проводиться родителями с первых прогулок по улице вместе с детьми. Без специальных навыков ребенок иногда оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. Формирование навыков наблюдения, предвидения опасности у детей – длительный процесс, и для этой цели желательно использовать каждое пребывание на улице с ребенком. Весьма удобно использовать для этих целей движение родителей с ребенком в школу и обратно,
соблюдая следующие рекомендации:

• выйти из дома заблаговременно, так, чтобы оставался резерв времени. Ребенок должен привыкать ходить по улице, не торопясь.


• ускорять шаг или бежать не рекомендуется. В любом случае перед выходом на проезжую часть нужно остановиться и переходить размерным шагом, ибо пешеход может лучше наблюдать, когда идет шагом.
• увидев автобус, стоящий на противоположной стороне, не бегите! Объясните ребенку, что это опасно, и подождите следующего.
• выходя на проезжую часть улицы, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он также должен привыкнуть, что при переходе надо молчать и наблюдать. Исключение делается для нескольких фраз, при помощи которых внимание ребенка обращается на те или иные машины, сигналы и т.д.
• следите за тем, чтобы переходить улицы не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, для чего это делается – для лучшего наблюдения за машинами.

• там, где есть светофор, переходить только на зеленый сигнал. Ребенок должен привыкать, что на красный или даже желтый сигнал не переходят, даже если нет машин.


• переходите улицу с ребенком только по пешеходным переходам, а на перекрестках – по линии тротуаров.

• родители должны помнить, что ребенок обучается движению на улице прежде всего на примере родителей и позднее - на собственном опыте. Поэтому нарушение родителями рекомендаций, приведенных выше, ведет к неправильному поведению детей на улице, которое в последствии исправить крайне сложно.

• наблюдайте вместе с ребенком за дорожным движением. Анализируйте ошибки, допускаемые пешеходами на глазах ребенка:
Ошибка – «Обходи трамвай спереди, а автобус - сзади». Это правило не спасает, а напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади и спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти столкновение.

Правило: Выйдя из автобуса или троллейбуса, постарайся найти пешеходный переход, а при его отсутствие – перекресток и далее поступай уже в соответствии с разделом 4. «Обязанности пешеходов» Правил дорожного движения: «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.



Ошибка – «При переходе улицы посмотри налево и, дойдя до середины, посмотри направо». Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
Правило – Прежде чем перейти дорогу, остановитесь, посмотрите в обе стороны, убедившись в безопасности, переходите улицу, постоянно контролируя ситуацию.
Ошибка – «Если не успел перейти дорогу, остановитесь на островке безопасности или на середине дороги». Эта ситуация так же опасна.
Правило – Необходимо рассчитывать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги и ни шагу, ни вперед, ни назад.
Ошибка – «Не играй на дороге, возле дороги, а играй во дворе дома».
Правило – Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.
Ошибка – «красный стоп, желтый – приготовься, зеленый – иди». Дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора, то с другой стороны горит красный, и наоборот.
Правило – Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый сигнал для автомашин.

Желтый – не «приготовься», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешеходов желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешается заканчивать проезд перекрестка.

Зеленый разрешает движение.
Ошибка – Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются!

Правило - Переходя улицу, ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.


Ошибка – «Пустынную улицу дети часто перебегают не глядя». На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев её, и попадают под автомобиль.
Правило – Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.
Ошибка – Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за теми машинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины, подъехавшей к нему слева.
Правило – Если пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения, не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.

Ошибка – Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает. Дети не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля.
Правило – Возле перехода вы должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться.

На улице ребенка должны спасать взрослые: родители и водители!


Опытные водители ежедневно спасают детей вырвавшихся из рук взрослых!
Такой водитель заблаговременно замечает малонадежную пару «взрослый – ребенок за руку с ним», снижает скорость, увеличивает интервал, словом готовится к экстренному торможению.

К сожалению, так ведут себя далеко не все водители – одни от неопытности, другие из-за того, что не ставили перед собой задачу компенсировать своим поведением ошибки юных пешеходов.


В цивилизованном мире существует так называемый «принцип доверия», основываясь на котором, участники движения полагаются на то, что действия каждого соответствуют ПДД.

Однако дети выведены из «принципа доверия». Это означает, что от водителя требуется учитывать возможности нарушения детьми правил движения, нелогичных, неразумных действий и стремиться избегать дорожных происшествий, несмотря на эти ошибки детей.

Особую тревогу вызывает рост количества суицидов среди несовершеннолетних.

Так, по оперативным данным муниципальных органов управления образованием, областных образовательных учреждений произошло:

в 2009 году - 17 случаев суицидов.

в 2010 году - 35 случаев, в том числе 20 завершенных суицидов (приложение № 3), что больше в 2,1 раза по сравнению с 2009 годом.

За истекший период 2011 года произошло 42 случая суицида, в том числе 19 завершенных суицидов и 23 суицидальные попытки.

Анализ суицидов показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия. В целом, в ряде случаев с целью обратить на себя внимание родителей, педагогов подростки решались на самоубийство из-за родителей, одноклассников, друзей и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия и жестокости взрослых, черствости и безразличия окружающих.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.

Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации нами, взрослыми, помогли бы избежать трагедий.



Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение своего ребенка.

Как показывает статистика подростковых самоубийств, как правило, попытки суицида не совершают детки младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Более того, массовые самоубийства детей подросткового возраста отнюдь не являются редким явление. На групповые самоубийства, когда группа детей одновременно или вслед друг за другом совершают так называемое «скопированное» самоубийство. В основе механизма подобных самоубийств лежит склонность подростков с подражанием и повышенной внушаемостью подростков.

Среди людей очень широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, которые страдают различными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, паранойя, а также некоторые другие заболевания нервной системы. На самом же деле это совершенно не так. Подавляющее большинство самоубийств совершаются абсолютно психически здоровыми людьми, которые очень четко отдают себе отчет в своих действиях.

Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные мотивы и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем зачатую взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна. Ниже описаны те проблемы подростков, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков. И если для взрослых они могут показаться смешными, для ребенка это действительно серьезные проблемы:



  • Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.

  • Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.

  • Смерть кого – либо из близких родственников.

  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.

  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.

  • Затяжное депрессивное состояние подростка.

  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.

  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.

  • Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.

  • Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.

Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида зачастую помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящем в поведении ребенка. Зачастую первыми сигналами могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно, либо что-то еще.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:



  • Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.

  • Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.

  • Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.

  • Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.

  • Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.

  • Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.

  • Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.

В том случае, если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Также психологами доказан тот факт, и родителям необходимо помнить об этом, что зачастую подростки совершают попытку самоубийства не потому, что на самом деле хочет умереть. Причиной подобной попытки суицида становится банальное желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка.





Смотрите также:
Общешкольное родительское собрание «Предупредить – значит спасти!»
302.84kb.
1 стр.
Моу новоникольская сош общешкольное родительское собрание
139.01kb.
1 стр.
Классный час по итогам успеваемости учащихся в сентябре. Дежурство по школе. Общешкольное родительское собрание «Анализ работы школы за 2010-2011 учебный год»
47.89kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Родительское собрание «Семья дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка»
131.44kb.
1 стр.
Родительское собрание "Дети и телевидение"
72kb.
1 стр.
Урок для родителей «Путешествие по Австралии»
57.76kb.
1 стр.
Семейный вечер «Счастлив тот, кто счастлив дома»
71.04kb.
1 стр.
Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?"
131.98kb.
1 стр.
Родительское собрание в начальной школе "Телевидение: друг или враг?"
67.65kb.
1 стр.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
199.2kb.
1 стр.
Родительское собрание «Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников»
159.1kb.
1 стр.
Родительское собрание «Безопасность в Интернете» для родителей 8 –х классов
42.77kb.
1 стр.