Главная
страница 1страница 2страница 3
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

МДОУ г. Кургана «ЦРР – детский сад №97»

Проектная деятельность с детьми в разновозрастной группе



Курган

2010

Проектная деятельность с детьми в разновозрастной группе/ Зайцева М.Л., Заикина Е.В., Колташова О.А., Музычук М.А., Петрова Н.Г., Плеханова Е.М., Пономарева Л.А., Шипова О.А.– Курган, 2010.

Методическое пособие предназначено педагогам ДОУ. В нем представлены проекты различной тематики, реализованные в практической деятельности с детьми в разновозрастной группе.



Введение

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.  Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века (Е.Г.Кагарова, М.В.Крупенина), а затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями  М.Монтессори, был запрещен.

В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.

Зачем нужны проекты?

Проекты:


  • помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

  • помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

  • способствуют развитию творческих способностей детей;

  • способствуют умению наблюдать;

  • способствуют умению слушать;

  • способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

  • способствуют развитию мышления;

  • помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

  • развивают воображение.

Достаточное количество теоретических работ о проектном методе, предлагается для изучения в современных журналах, методических пособиях, на специализированных сайтах в сети Интернет, посвященных проблемам воспитания дошкольников. Краткое, но содержательное описание метода дано на сайте www. doshvozrast.ru в статье «Проектный метод в деятельности ДОУ».

В данном издании мы предлагаем практические разработки проектов для использования в работе с детьми в разновозрастной и одновозрастной группах.

Необходимо отметить, что проектный метод удачно сочетается с основной общеобразовательной программой «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др. (г. Санкт-Петербург), в соответствии с которой осуществляется образовательный процесс в нашем учреждении.

Во-первых, одной из ключевых позиций концеп­ции программы «Детство» является предоставление детям возможности освоения элементарных систем знаний o явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Во-вторых, авторами программы предлагается педагогическая технология, в основе которой лежит модель субъект-субъектного взаимодействия c воспитанником. Осваивая позицию субъекта в процессе активной разнообразной детской деятельности, ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в целеполагании и мотивации деятельности, во владении способом реализации, в способности получить результат и умении самоконтроля и самооценки.

Данные положения программы «Детство» мы осуществляем через проектную деятельность.

В пособии представлены разные виды проектов:

исследовательские - «Волшебница Вода», «Мир цветов» (Плеханова Е.М.);

ролеигровой – «Цирк» (Петрова Н.Г.), «Путешествие в школу пешеходных наук» (Шипова О.А.);

информационный - «Путешествие в Китай» (Колташова О.А.);

практико-ориентрованный – «Этикет» (Музычук М.А.);

творческие – «Народная кукла» (Пономарева Л.А.), «Путешествие в город мастеров» (Заикина Е.В.).


В практической деятельности мы убедились, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы. В дальнейшем, столкнувшись с новой задачей, они могут использовать свои умения по поиску решения. Появление проблемы становится для них не тупиком, а способом продолжить саморазвитие. Мы надеемся, что научившись в дошкольном возрасте действовать подобным образом, наши воспитанники и в последующей жизни будут способны к нестандартным, творческим решениям поставленных задач и смогут соответствовать требованиям современного им общества.
Проект №1
Тема - «Волшебница вода»

Вид – исследовательский, краткосрочный.

Особенности: разновозрастная группа.

Цель: предоставление детям возможности освоения элементарной системы знаний о водных явлениях.

Задачи для детей 3-5 лет:


  1. воспитывать бережное отношение к водоемам;

  2. приобщать детей к процессу познания;

  3. формировать представления о воде и водных обитателях;

  4. познакомить с различными состояниями воды;

  5. способствовать осознанию значения воды в быту;

  6. расширять словарный запас детей.


Задачи для детей 5-6 лет:

  1. воспитывать бережное отношение к водоемам и их обитателям;

  2. способствовать развитию интеллектуальной инициативы;

  3. формировать системные представления о воде и водных обитателях, о профессиях, связанных с водой;

  4. закрепить знания детей о значении воды в природе и в быту;

  5. развивать наблюдательность, память, внимание, воображение.


Перспективный план проектной деятельности





Деятельность детей 3-5 лет

Деятельность детей 5-6 лет

понедельник

Первая половина дня

Появление рыбки (игрушка)

Беседа: «Что мы знаем о воде?»

Цель: сформировать представления о воде



Беседа «Секреты волшебницы воды»

Цель: углублять знания о состояниях воды в природе



Вторая половина дня

Изготовление капелек и снежинок для уголка «Волшебница вода»

Проведение опыта «Вода не имеет цвета, запаха»

Дидактические игры «Помоги лягушонку найти дорогу в пруд», «Выясни, куда какая капля попала»



вторник

Беседа «Зачем нужна вода растениям и животным?»

Цель: дать представление о необходимости воды всему живому




Беседа «Профессии, связанные с водой»

Цель: расширять представление о профессиях, связанных с водой



«Мне капелька упала на ладошку» (заучивание стихотворений о воде, чтение художественных произведений)

Заучивание стихотворений о воде, чтение художественных произведений

среда

Первая половина дня

Драматизация сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»



Вторая половина дня

Беседа: «Зачем вода человеку нужна?»

Цель: дать представление о необходимости воды в быту



Рассматривание на глобусе океанов, морей, озер, рек с целью расширения знаний об их географическом положении

Прослушивание музыкальных произведений: «Ручеек» Э. Грига», «Аквариум» К. Сен-Санса, «Океан-море синее» Н.А. Римского-Корсакова



Дидактические игры на развитие логического мышления: «Найди две одинаковые снежинки», «Четвертый лишний»

четверг

Первая половина дня

Беседа: «Откуда в кране вода?»

Цель: дать представление о том, как течет вода по трубам




Беседа: «Путешествие капризного динозавра»

Цель: воспитывать бережное отношение к воде



Вторая половина дня

Коллективная аппликация «Рыбка»

Работа с картой «Местоположение океанов, морей, рек»

пятница

Первая половина дня


Игры с водой:

«Какие разные бутылочки»

«Жур-Жур» и «Кап-Кап»


Экскурсия на Черную речку Цель: воспитывать бережное отношение к реке


Вторая половина дня

Открытие выставки «Волшебница вода»

«Праздник мыльных пузырей»



Литература:

1. Журнал «Игра и дети» №1, 2006 г., стр.6.


  1. Журнал «Детский сад от А до Я» № 3, 2008 г.

  2. «Путешествие по мини-музеям детского сада» (видеофильм продюсерского центра «Обруч»).

  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. :«ВАКО», 2005г.

  4. Рыжова Н.А. «Мини-музеи в детском саду».

  5. «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль, 1997г.

  6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2009 год.

  7. Степанова В. Учебник для малышей, 2004 год.


Проект №2
Тема: «Мир цветов»

Вид – исследовательский, краткосрочный.

Особенности: разновозрастная группа.

Цель: предоставление детям возможности освоения элементарной системы знаний о цветочных растениях.

Задачи для детей 3-5 лет:


  1. развивать познавательный интерес;

  2. воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к цветам;

  3. формировать представления о разнообразии цветковых растений, их строении и значении в природе;

  4. расширять словарный запас детей.


Задачи для детей 5-6 лет:

  1. способствовать развитию интеллектуальной инициативы, творческого мышления;

  2. воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к цветам;

  3. расширять знания о разнообразии цветковых растений, их строении и значении в природе;

  4. познакомить с профессиями, связанными с выращиванием цветов;

  5. развивать наблюдательность, память, внимание, воображение, связную речь.


Перспективный план проектной деятельности




Деятельность детей 3-5 лет

Деятельность детей 5-6 лет




Первая половина дня

понедельник

Рассматривание живого цветка в нарядно украшенном горшке или вазе

Беседа «Что мы знаем о цветах?»

Цель: сформировать представления о разновидностях цветов, их строении

Наблюдения за цветами на прогулке


Беседа «Цветочные секреты»

Цель: расширять знания о разнообразии цветковых растений, их строении

Опыт: Необходимость воды для растений


Вторая половина дня

Слайд-шоу «Прекрасный мир цветов»

«Цветочная игротека» (разучивание игр к празднику)

Изготовление тюльпанов из цветной бумаги


вторник

Первая половина дня


Беседа «Зачем нужны цветы для животных и насекомых?»

Цель: формировать представления о значении цветочных растений



Беседа «Кто делает Землю красивой?»

Цель: расширять представление о профессиях, связанных с цветами




Вторая половина дня


Заучивание стихотворений о цветах

«Цветочная игротека»





среда

Первая половина дня

Беседа: «Значение комнатных цветов»

Цель: дать представление о необходимости цветов в быту



Наблюдения в зеленом уголке

Составление схемы «Строение цветка»



Вторая половина дня

«Цветочная игротека»

Рассматривание атласа цветочных растений

четверг

Первая половина дня

Рисование на асфальте «Цветочная страна»

Вторая половина дня

Коллективная аппликация «Клумба с цветами»

Творческое рассказывание «»Мой любимый цветок»

Цель: развивать связную речь детей



пятница

Первая половина дня

Дидактическая игра на внимание «Собери цветок»

Экскурсия на территорию КНИИКОТа

Цель: воспитывать бережное отношение к цветам



Вторая половина дня

Праздничный вечер «Цветочная фантазия»


Сценарий праздничного вечера «Цветочная фантазия»

(составитель Зайцева М.Л.)



В зале организована выставка комнатных растений.

Звучит музыка С. Никитина «Под музыку Вивальди».

Дети входят в зал парами, празднично одетые, садятся на стулья у центральной стены.

Ведущий. Сегодня у нас необычный вечер, он посвящен цветам и называется «Цветочная фантазия». Вы любите цветы? (дети отвечают) Какие цветы вам нравятся больше всех? Зачем люди дарят цветы друг другу? Когда принято дарить цветы? (дети отвечают). К нам сегодня обещала прийти гостья из сказочной цветочной страны Фея Цветов.

Звучит музыка «Прекрасная мечтательница» муз. П. Мориа.

Входит Фея Цветов.

Фея. Здравствуйте, милые ребятишки! Я – Фея Цветов. Как только наступает весна, я прихожу на Землю и украшаю ее цветами. Царю я все лето и даже осенью дарю всему миру поздние цветы. И сегодня на ваш праздничный вечер я принесла волшебный Цветик-семицветик, который исполняет желания (достает из корзины стебель). Ой, что это случилось с мои волшебным цветиком-семицветиком? Все его лепестки исчезли! (ставит его в вазу).

Слышится голос Феи Северины. Ха-ха-ха! Я Фея Северина, я с Севера пришла

И холод, и морозы с собою принесла.

Цветы терпеть я не могу, нашлю я ветер и пургу.

Не будет больше красоты, испорчу я чудо-цветы!



Фея Цветов. Нет, так нельзя. Ведь цветы должны украшать землю!

Голос. Должны! Но этого не будет! Мой ледяной ветер унес лепестки твоего волшебного цветка, а чтобы они вернулись обратно, вы должны преодолеть испытания, которые найдете в зале в конверте. (Дети находят в зале конверт, ведущие читают их).

«Первое испытание! Отгадайте мои загадки!»

  1. Куст – оконный и балконный, лист пушистый и душистый.

А цветы в окне – словно шапка в огне… (герань).

  1. Лист – горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час… (алоэ).»

Фея Цветов благодарит детей за сообразительность.

Фея Цветов (читает): «Второе испытание – спойте веселую песню!»

Дети исполняют песню «Детский сад» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Фея Цветов (читает): Третье испытание: «Сыграть в «Цветочные пятнашки».

Дети играют в игру «Цветочные пятнашки»

сл. С. Вольфезон, движ. М. Картушиной

Дети выбирают водящего и поют:

Из цветов сплетем венок:

Вот гвоздика, вот вьюнок,

Желтая ромашка, розовая кашка.

Некрасива лебеда – только это не беда.

Лебеду ты не срывай, а попробуй нас поймай!

Водящий догоняет детей.

(Незаметно для детей на стебле появляются 3 лепестка, ведущий обращает на это внимание детей и так дальше по ходу игры).

Ведущий: Испытание четвертое! Для мам и пап! Назовите комнатные растения!

(Родители, по очереди передавая друг другу цветок, предложенный Феей Цветов, называют комнатные растения).



Фея Цветов: Испытание пятое: «А знаете ли вы стихи о цветах?»

Дети читают стихи:

1.Камнеломка.

Круглые листочки и мелкие цветочки.

И словно для красы – развесили усы.

Усы нежны и тонки у нашей камнеломки.

К земле лишь прикоснутся – и сразу приживутся.

2.Роза.


Зовут меня розой, примите меня.

Я очень душиста и цветом нежна.

По цвету и имя такое мне дали

И даже царицей за пышность прозвали.



  1. Я – лилия; с вами я буду дружна; кротка и скромна я и очень стройна.

  2. Кактус.

На веранде, где цветочки. Я сижу в своем горшочке.

Я, конечно, не велик. Но смотри – ужалю вмиг.

Ты не веришь, мальчик. Что?! Ого?

Вот так-то, друг. Не бери нас на испуг.

У меня братишка в Мексике живет.

Он большой, как вышка, дотянись – но вот!

И колючек много, жгутся – что огонь!

Ты меня не трогай, ты братишку тронь!

Смотрите, милый друзья, да тут их целая семья,

И папа, и ребенок – зеленый кактусенок.

А ну-ка, мексиканец, спляши веселый танец.

А мы скорее в круг, попляшем вместе, друг!



Дети исполняют танец «Если весело живется, делай так…»

Испытание шестое. Умеете ли вы танцевать с цветами?

Девочки исполняют «Танец с цветами».

Испытание последнее – отличить один цветок от другого.

Дети играют в игру «Чей кружок быстрее соберется»

Дети образуют 2 круга около цветов, идут хороводом и поют:

На лугу цветут ромашки, колокольчики и кашка.

Желтые и синие – все цветы красивые.

Бабочки, жуки летают, себе домик выбирают (разбегаются по залу).

1,2,3! 1,2,3! (хлопают) Свой цветок скорей найди! (собираются в 2круга).



Появляется последний лепесток.

Голос. Ой-ой-ой! Пали мои чары! Вы победили! (шум, волшебная музыка).

Фея Цветов. Спасибо, что расколдовали меня, ребята. Вы дружные и веселые! Приглашайте своих родителей на веселый цветочный танец.

Исполняют совместный танец «Анютины глазки».

Воспитатель по изобразительной деятельности предлагает на память родителям совместно с детьми изготовить из цветного теста цветочную полянку.



Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам вырастить на полянке свой волшебный цветок. Для его изготовления материал нужно взять необычный – цветное тесто. С чего начнем лепить цветок? (дети отвечают - «с серединки»). От целого куска теста отделите небольшой кусочек и скатайте шарик – это будет серединка цветка. Лепестки располагайте вокруг серединки, они могут быть овальными и круглыми. Все детали соедините между собой с помощью воды Вот и расцвели волшебные цветы на вашей поляне!

Совместное творчество сопровождает музыка «Лето», «Весна» А. Вивальди.

Заканчивается вечер праздничным чаепитием.

Проект №3
Тема: «Народная кукла».

Вид: творческий, краткосрочный.


Цель: приобщать детей к русской народной культуре.
Задачи для детей 3-5 лет:

  1. познакомить с народной «куклой-домоделкой»;

  2. дать представление о способах изготовления «кукол-домоделок» из разных материалов;

  3. учить изготавливать куклу узелковым способом;

  4. способствовать развитию навыков игровой деятельности, творческого воображения;

  5. воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.


Задачи для детей 5-6 лет:

  1. развивать способности к эстетической оценке результатов продуктивной деятельности;

  2. познакомить с историей происхождения «куклы-домоделки»;

  3. расширять знания детей о культуре русского народа (традиции, праздники, приметы, загадки, поговорки, потешки, песни);

  4. учить изготавливать кукол из различных материалов («скрутка», «стригушка» и др.);

  5. развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение;

  6. воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.


Перспективный план проектной деятельности




Деяельность детей 4-5 лет

Деятельность детей 5 -7 лет

понедельник

Первая половина дня

Беседа: «Моя любимая игрушка»

Цель: развитие связной речи детей



Вторая половина дня

Рисование на тему:

« Моя любимая игрушка»



Рисование на тему: «Игрушка моей мечты»

вторник

Беседа: «Кукла – домоделка»

Цель: дать представление о традиционной русской народной кукле



Беседа: «Русская народная кукла»

Цель: познакомить с историй происхождения, видами народной куклы



Знакомство с мини – музеем «Русская кукла»

среда

Первая половина дня

Беседа «По одёжке встречают»

Цель: объяснить значение наряда, прически куклы и её статуса в игре



Дид. игра: « Кто ты куколка моя?

Дид. игра: «Узнай по описанию»

Вторая половина дня

Продуктивная деятельность

«Кукла – пеленашка»



Продуктивная деятельность

«Кукла – скрутка девица»

«Кукла-стригушка» (мальчик, девочка)


четверг

Первая половина дня

Беседа: «Русские традиции. Связь русского народа с природой»

Расширять представление о значении природы и её явлений для наших предков (представление игрушек – зверей и птиц, изготовленных старинным способом)



Вторая половина дня


Продуктивная деятельность:

изготовление игрушки – «зайчик» (узелковый способ изготовления)

Проговаривание поговорок о домашних животных и птицах


Продуктивная деятельность:

изготовление игрушки – птичка (плетение из лыка)

Пение русских народных «закличек»


Сюжетно-ролевая игра «Семья в деревне»


пятница

Первая половина дня

Игры с народными игрушками по желанию детей.


Изготовление игрушек по желанию детей кукла стригушка (мальчик, девочка)

Вторая половина дня

Театрализованное представление «У бабушки в деревне»



Краткое описание проекта

Для организации музея использована часть пространства в группе. Мини-музей расположен рядом с уголком «Патриотическое воспитание», занимает полку, оформленную в виде «русской избы». В музее представлены куклы и другие игрушки, выполненные из различных материалов (ткань, лыко, нитки) традиционным способом (куклы-скрутки, куклы-стригушки, различные животные и птицы). Также имеются альбомы, набор открыток для рассматривания и ознакомления детей с народной куклой, схемы, рисунки, описания для изготовления кукол детьми, подборка художественной литературы (стихи, поговорки, сказки) на данную тему.

«Жители русской избы» в музее появляются по очереди, после проведённой беседы, знакомства. Каждому жителю присваивается имя и определяется его роль. Например: кукла-младенец, выполненная способом скрутки, играет роль младшего в семье, а кукла-скрутка в образе девицы не может быть бабушкой, так как в русских традициях наряд и причёска соответствовали определённому статусу игровой куклы-домоделки. Также в музее представлены куклы, выполнявшие роль оберега, помощницы, игрушки, связанные с народными праздниками (кукла Масленица). Музей также пополняется игрушками выполненными детьми на практических занятиях.

Чтобы дети могли самостоятельно заниматься творчеством, для них в уголке творчества расположен сундучок с различными материалами (ткань, нитки, тесёмки, различные бусины, лыко, верёвки и др. материалы). Дети, изготавливая кукол с помощью педагога, набираются опыта. В дальнейшем, самостоятельно выполняя какую-либо игрушку, ребёнок может воспользоваться схемами и описаниями традиционного способа изготовления понравившейся куклы. Такая форма работы приемлема для детей старшего возраста (6 – 7 лет), младшим детям (4-5 лет) можно предложить нарядить куклу, сделать её вместе с педагогом или нарисовать лицо понравившейся кукле.

Куклы и игрушки, сделанные своими руками, можно использовать в сюжетно-ролевой игре (дом, семья, ярмарка), на праздниках («Масленица», «Встреча птиц», «Осенины», «Колядки», «Рождество») и в театрализованных сценках, подарить родным и близким.
Проект № 4


следующая страница >>
Смотрите также:
2010 Проектная деятельность с детьми в разновозрастной группе
422.51kb.
3 стр.
Недоспасова Е. В. воспитатель Демаринского мдоу д/с «Колокольчик»
152.07kb.
1 стр.
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Казаковой Т. В. В течение последних трёх лет работаю над темой «Проектная деятельность младших школьников»
32.66kb.
1 стр.
Презентация по теме. Музыкальное оформление: Песня «Азбука» В. Волиной из сборника «Музыкальный алфавит»
92.65kb.
1 стр.
Тематическое планирование образовательной работы в разновозрастной группе детей 4-6 лет
105.87kb.
1 стр.
Занятие в разновозрастной группе (5- 7 лет)
17.09kb.
1 стр.
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина
161.22kb.
1 стр.
Проектная деятельность
34.21kb.
1 стр.
Рубрика «проектная деятельность»
245.31kb.
1 стр.
Тезисы доклада «Исследовательская и проектная деятельность во внеурочное время»
35.15kb.
1 стр.
Воспитательно-образовательная работа с детьми
105.86kb.
1 стр.
Проектная деятельность один из методов изучения наук естественно- математического цикла
42.29kb.
1 стр.