Главная
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9

В помощь семейному врачу

Министерство здравоохранения Чувашской Республики

ГУЗ «Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины»




Чувашское Республиканское региональное отделение общероссийской общественной организации

Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации


Медицинская профилактика в общей врачебной (семейной) медицине


Методические рекомендации №1


Чебоксары – 2004 г.



Авторы:


Н.В. Макарова, Е.В. Преображенская, З.Н. Токарева, С.Ю. Чечина «Медицинская профилактика в общей врачебной (семейной) медицине»
Методические рекомендации являются частью библиотеки семейного врача, посвященной главному направлению профессиональной деятельности медицинского персонала отделений общей врачебной (семейной) практики.

Анализируются проблемы и вопросы воспитания здорового образа жизни населения.

С учетом Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики, общественного движения «Здоровый регион», существующих общих форм и методов профилактической работы, нормативных документов и региональных особенностей, стереотипов поведения определяются направления и принципы организации профилактической работы.


Содержание

1. Введение …………………………………………………………………..5

2. Медицинская профилактика. Формы и методы работы……………..…6


3. Календарь Всемирных профилактических тематических дней, утвержденных ВОЗ (Всемирной Организацией Здравоохранения)……………………………………………………………..…10
4. Нормативы времени на отдельные виды санитарно-просветительной работы (в часах)………………………………………………………………….11
5. Должностные инструкции врача общей (семейной) практики по проведению профилактической работы в отделении общей врачебной практики………………………………………………………………………….13
6. Должностные инструкции помощника врача общей (семейной) практики по проведению профилактической работы в отделении общей врачебной практики……………………………………………………………. 14
7. Движение «Чувашия – здоровый регион»……………………………. 15
8. Движение «Здоровые города», «Здоровые общины»……………… . 16
9. Распоряжение Президента Чувашской Республики…………………..19
10. Перечень нормативно-распорядительных документов по организации службы медицинской профилактики в отделениях общей врачебной практики…………………………………………………………………………21

11. Мониторинг социально-гигиенический……………………………..96


12. Отчетные формы по медицинской профилактике………………… 97
13. Заключение…………………………………………………………... 98
14. Использованная литература…………………………………………. 99
Введение

Проблема профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), имеющих большое медико-социальное значение во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России, считается одной из приоритетных задач всего общества и в первую очередь службы здравоохранения.

Приоритетность профилактического направления в ходе реформ здравоохранения в нашей стране подчеркивается в концептуальных документах Правительства и Минздрава России.

На службы здравоохранения возлагаются в первую очередь задачи медицинской профилактики, выполнение которых позволит в рамках профессиональной компетенции и сферы деятельности всей службы здравоохранения повысить качество профилактической помощи населению. Совершенно очевидно, что реальный позитивный эффект профилактики заболеваний и укрепления здоровья (оцениваемый с помощью показателей здоровья населения в целом и качества жизни как отдельных людей, так и всего общества) зависит от согласованных действий различных секторов общества и государственной политики по охране и укреплению здоровья населения.

Проблему управления качеством профилактической помощи населению в зависимости от уровня профилактики и ответственности можно условно разделить на два больших блока задач:


  • задачи службы здравоохранения: медицинская профилактика в рамках профессиональной компетенции и полномочий (профилактические услуги, организационно-функциональные модели, технологии и т.п.);

  • задачи межсекторального взаимодействия, государственной политики, уровня жизни и пр. (законодательство, профилактические программы).

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы оценки и управления качеством медицинской профилактики в первичном звене здравоохранения. Это задачи медицинской профилактики, тесно смыкающиеся с повседневной реальной практикой службы здравоохранения.

Известно, что основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в здравоохранении являются как количественные показатели объемов, так и адекватность, действенность, эффективность, результативность, оптимальность, преемственность и непрерывность, удовлетворенность, доступность.

Анализ существующей ситуации показывает, что имеющиеся в настоящее время службы медицинской профилактики, призванные обеспечивать координацию и организацию профилактической работы на уровне первичного звена, не отвечают требованиям времени. Сложившееся формальное отношение к профилактике и низкая эффективность традиционных форм «санитарного просвещения» как одной из форм профилактической работы требуют существенного реформирования. Нет единого толкования видов профилактической помощи.

В настоящее время в службе здравоохранения можно выделить следующие виды профилактической деятельности (услуг), направленных на укрепление здоровья и профилактику основных неинфекционных заболеваний:

- профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание), индивидуальное или групповое (школы);


  • профилактические медицинские смотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий;

  • диспансеризация (диспансерное наблюдение и оздоровление);

  • профилактические оздоровительные услуги (занятия различными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические медицинские услуги, массаж и др.).

Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи нужно считать обучение пациентов, в последнее время получили развитие такие формы обучения, как Школы.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Школа – это организационная форма профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания).

Школы для пациентов как одна из медицинских профилактических услуг может служить эталоном качества профилактической медицинской помощи в условиях реформирования здравоохранения.

Для реализации политики, ориентированной на здоровье населения, Чувашская Республика вошла в европейскую сеть «Здоровые регионы». Сделать Чувашию регионом, наиболее благоприятствующим здоровью, создающим здоровые условия жизни и равные возможности для ведения здорового образа жизни всем гражданам, независимо от их социального статуса и уровня доходов – главная задача межведомственного проекта «Чувашия – здоровый регион». В принятом 19 февраля 2004 года Указе Президента «Об организации движения «Чувашия – здоровый регион» определены конкретные целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска. Крайне важным представляется широкое привлечение населения, общественных объединений и религиозных конфессий к участию в реализации всех мероприятий, которые будут разработаны в рамках проекта и во исполнение Указа Президента Чувашской Республики.




Медицинская профилактика
Профилактическая медицина – интегративная дисциплина, разрабатывающая научные и учебные рекомендации по организации и проведению профилактики заболеваемости, смертности и инвалидизации населения.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и пропаганду здорового образа жизни, выявление и устранение факторов риска развития заболеваний, раннюю диагностику, лечение и предупреждение осложнений, оказание социальной и бытовой помощи инвалидам.

Система медицинской профилактики в Чувашской Республике является многоуровневой и включает в себя Межведомственный совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения, Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины (республиканский уровень), МУЗ «Чебоксарский городской центр здоровья» (муниципальный уровень), 31 кабинет медицинской профилактики при муниципальных лечебно-профилактических учреждениях (объектовый уровень), деятельность которых построена на принципах первичной, вторичной и третичной профилактики.

Первичная профилактика – это система мероприятий, ориентированных на создание безопасной среды обитания и благоприятных условий жизни человека, способствующих сохранению и укреплению его здоровья, направленных на все возрастные и социальные категории жителей. Первичная профилактика подразделяется на специфическую и неспецифическую.



Специфическая профилактика проводится в виде иммунопрофилактики (организация профилактической вакцинации в соответствии с Национальным календарем прививок).

Неспецифическая профилактика включает в себя:

профилактические осмотры и выявление факторов риска для здоровья (целевая диспансеризация, скрининговые осмотры населения);

планирование семьи, патронаж беременных, новорожденных и пожилых;

санитарно-просветительную работу, пропаганду здорового образа жизни специалистами учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, средствами массовой информации.

проведение немедикаментозных оздоровительных мероприятий (йодирование продуктов питания на промышленном уровне, обучение матерей массажу и гимнастике для новорожденных, рекомендации по лечебной физкультуре, массажу и самомассажу и др.

Основные принципы первичной профилактики: общедоступность, бесплатность, комплексность, одномоментность реализации.


Гигиеническое обучение и воспитание – система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование культуры здоровья, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как для отдельных людей, так и для общества в целом.

Наиболее эффективна реализация программ гигиенического обучения и воспитания на уровне дошкольных и школьных образовательных учреждений, летних детских оздоровительных учреждений, спортивных учреждений и организаций. Ежегодно в республике проводятся межведомственные смотры-конкурсы детских образовательных учреждений, смотры-конкурсы санитарных бюллетеней среди лечебно-профилактических учреждений, творческий конкурс «Живой бюллетень».

В работе по формированию ценности здоровья активную роль играют республиканские и городские средства массовой информации. Совместно с ГТРК «Чувашия» регулярно выпускаются на экраны республики передачи «Доктор, мы Вас ждем», «Здравствуйте» и др. - всего более 400 трансляций в год, передачи «Сывлах», «Здоровье», районные радиопередачи выходят в эфир около 1,5 тыс. раз.


В профилактическую деятельность внедряются современные подходы: переориентация от массовой к индивидуальной профилактике, создание сети Школ здоровья, проведение анкетирования и социологических исследований, массовых акций для населения (День здоровья, Фестиваль здоровья) совместно с другими службами (образование, спортивные учреждения, комитеты по делам молодежи, общественные организации, средства массовой информации и др.) и т.д.

Современным методом первичной профилактики является организация работы Школ здоровья. Для жителей республики организованы 27 Кабинетов планирования семьи, 173 Школы будущих матерей и 89 Школ будущих отцов, 108 Кабинетов здорового ребенка, 36 Школ для родителей по воспитанию здорового ребенка.

В 2003 году в Чувашии активно развивались новые Школы здоровья.

Первый опыт в создании Школы поддержки женщин старше 40 лет осуществлен МУЗ «Городская больница № 5». Задача Школы – помочь женщинам климактерического возраста снять негативные симптомы менопаузы, пройти этот период с наименьшими потерями и таким образом улучшить качество жизни женщин.

Согласно прогнозам ВОЗ, в XXI веке ожидается увеличение количества пожилых людей, в связи с чем возникает необходимость в организации систем здравоохранения для людей зрелого и пожилого возраста.

В Кзыл-Чишминском отделении общей (семейной) врачебной практики Батыревского района в 2003 году создана Школа активного долголетия – единственная в республике и одна из первых в Российской Федерации школа, ориентированная на обучение пожилых людей методам продления периода активной жизни с поддержанием хорошего самочувствия и социальной востребованности.



Вторичная профилактика – система мероприятий, ориентированных на стабилизацию, коррекцию функциональных нарушений здоровья, профилактику обострений и уменьшения степени тяжести заболеваний, диспансеризацию, оздоровление больных, имеющих хронические болезни.

К мероприятиям вторичной профилактики относится работа с пациентами из групп риска и больными хроническими заболеваниями в Школах пациентов.

Школа пациента – организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Пациенты, имеющие хронические заболевания, проходят обучение в организованных в республике 36 Астма-школах, 38 Школах сахарного диабета, 41 Школе артериальной гипертонии, 13 Гастро-школах и др.

Эффективность работы Школ пациентов (например, Школы артериальной гипертонии) определяется конкретными показателями: субъективно – снижение количества потребляемой соли, снижение (стабилизация) веса, отказ от вредных привычек (курения), объективно - относительная стабилизация артериального давления, снижение частоты

гипертонических кризов, уменьшение количества вызовов скорой помощи, более глобально - сокращение случаев инвалидизации и смертности в трудоспособном возрасте. Об эффективности работы Школ пациентов свидетельствуют снижение уровня госпитализации на 5-10%, числа направлений к врачам-специалистам – на 10-15%, количества вызовов «скорой помощи» - на 5-15%.



Третичная профилактика включает индивидуальные и групповые программы реабилитации, психофизической коррекции, социальной адаптации лиц, имеющих инвалидность различной тяжести.


Формы и методы профилактической работы

Под методами понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации. Средства (или формы) – это совокупность конкретных приемов ведения работы, используемые в процессе индивидуального, группового, массового воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов.




  1. К средствам устной пропаганды относятся:




  • средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией: лекция (эпизодическая, цикловая), беседа (индивидуальная, групповая), «вечер вопросов и ответов», диспут (дискуссия), викторина, конференция, семинар и др.;

- средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует: радиовыступление, телевыступление, кино- видеодемонстрация и др.


II. Метод печатной пропаганды включает следующие средства: публикации в прессе, научно-популярные брошюры, памятки, буклеты, листовки, книги, методические пособия и др.
III. Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает плоскостные средства (плакат, рисунок, слайды, фотографии, кино-, видеофильм), объемные средства (муляж, макет, скульптура и др.), натуральные объекты, используемые как наглядные пособия и экспонаты для выставок (изделия, продукты, макро-, микропрепараты).


Календарь

Всемирных тематических дней, утвержденных ВОЗ

(Всемирной Организацией Здравоохранения)



  1. 11февраля – Всемирный День больного

  2. 24 марта – Всемирный День борьбы с туберкулезом (ВОЗ)

  3. 7 апреля – Всемирный День здоровья (ВОЗ)

  4. 8 мая – Всемирный День Красного Креста

  5. 15 мая – Международный день семьи

  6. 31 мая – Всемирный день без табака

  7. 1 июня – Международный День защиты детей

  8. 5 июня – Всемирный День охраны окружающей среды

  9. 26 июня – Международный День борьбы с наркоманией

  10. 1 октября – День пожилого человека

  11. 1-7 октября – Международная неделя поддержки и поощрения грудного вскармливания

  12. 20 октября – Всемирный День остеопороза

  13. 3-й четверг ноября – Международный День отказа от курения

  14. 25 ноября – День больного сахарным диабетом

  15. 1 декабря - Всемирный День борьбы со СПИД (ВОЗ)

  16. 3 декабря – Всемирный День инвалидов

  17. 11 декабря – Всемирный День борьбы с бронхиальной астмой

В эти дни проводятся массовые пропагандистские мероприятия и региональные пропагандистско-оздоровительные акции, которые организуются и проводятся при непосредственном участии специалистов отделений ОВП: лекции, беседы, киновидеодемонстрации, тематические вечера и выставки, конкурсы и викторины, оформляются стенды, проводятся дни открытых дверей.

Форма № 038/у

Утверждено

МЗ СССР № 1030

от 04.10.1980 г.


Нормативы времени

на отдельные виды санитарно-просветительной работы

(в часах)




1.

Лекция в учреждении здравоохранения

1,0

2.

Лекция на объекте (в народном университете, школе здоровья)

2,0

3.

Беседа на объекте

1,0

4.

Беседа в учреждении здравоохранения

0,5

5.

Агитационно-информационное сообщение (АИС)

0,5

6.

Выступление по радио

1,0

7.

Участие в тематических вечерах, вечерах вопросов и ответов, устных журналах, встречах за круглым столом, выступления на них

2,0

8.

Проведение занятий с санитарным активом

1,0

9.

Составление заметки для санитарной газеты, санбюллетеня

1,5

10.

Редактирование санитарной газеты

1,0

11.

Редактирование санитарного бюллетеня

1,0

12.

Оформление санитарной газеты, санбюллетеня

4,0

13.

Изготовление фотоиллюстрации на местном материале для санитарной газеты, бюллетеня

4,0

14.

Составление статьи для районной газеты

4,0

15.

Составление ответов для доски вопросов и ответов

0,5

16.

Оформление доски вопросов и ответов, уголков здоровья

1,0

17.

Составление лекции с апробацией ее на заседании лекторской группы

10,0

18.

Составление беседы с апробацией ее на заседании лекторской группы или беседческой группы

4,0

19.

Участие в заседании лекторской или беседческой группы (для членов лекторских и беседческих групп)

2,0

20.

Составление рецензии на лекцию, прочитанную в массовой аудитории

2,0

21.

Составление рецензии на беседу, проведенную в массовой аудитории

1,0

22.

Занятия и зачет по курсовой гигиенической подготовке профессиональных групп населения

Часы согласно программе

23.

Работа у стационарной выставки (объяснения, ответы на вопросы)

0,5

24.

Участие в групповой дискуссии

2,0

25.

Прием экзаменов (зачетов) у участников викторины, олимпиады школьников по вопросам охраны здоровья

2,0

26.

Курсовое гигиеническое обучение отдельных групп населения (школы матерей, школы отцов, школы беременных и т.д.)

Часы согласно программе

27.

Выступление перед киносеансом, в кинолектории и т.д.

1,0

28.

Выступление по локальным средствам аудиовизуального воздействия (местное телевидение, радио)

2,0

29.

Участие в санитарно-просветительном форуме

2,0

30.

Разработка сценария тематического вечера, театрального спектакля

6,0

31.

Разработка тематико-экспозиционного плана выставки (по готовым материалам)

6,0

32.

Методическая разработка тематической экспозиции в музее (один турникет, стенд)

6,0

33.

Создание комбинированного плаката

4,0

34.

Изготовление лекционных диапозитивов

4,0

35.

Создание тематической слайдфильма (сценарий)

10,0

36.

Создание тематического диафильма (сценарий)

10,0

37.

Разработка санитарно-просветительной памятки

6,0

38.

Разработка санитарно-просветительного лозунга

1,0

39.

Разработка санитарно-просветительной листовки

6,0

40.

Разработка перспективных тематических планов санитарно-просветительной работы (на год)

12,0

41.

Подготовка методического письма

до 48,0

42.

Подготовка учебного плана

до 24,0

43.

Разработка программы курсовой гигиенической подготовки населения

до 24,0

44.

Разработка текстовых программ для опроса с помощью простейших программированных устройств

до 48,0

45.

Разработка анкеты для опроса определенных контингентов

12,0

46.

Изучение роли субъективного фактора в показателях заболеваемости населения (по одной нозологии)

6,0

47.

Составление справки о состоянии санитарно-просветительной работы по тому или иному разделу тематической пропаганды

12,0


Должностные инструкции

врача общей (семейной) практики по проведению профилактической работы

в отделении общей врачебной практики

(согласно приказу МЗ РФ №350 от 20.11.02 г.)


Врач общей практики (семейный врач) осуществляет следующие должностные функции:


  1. Осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально - значимых болезней и факторов риска.

2. Проводит работу по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития заболеваний.

  1. Оказывает консультативную помощь семье по вопросам:

  • иммунопрофилактики;

  • вскармливания, гигиенического воспитания детей, предупреждения отклонений в состоянии здоровья детей, подготовки их к поступлению в образовательные учреждения, профориентации;

  • охраны репродуктивного здоровья, обеспечения безопасного материнства, планирования семьи, контрацепции, этики, психологии, гигиены, социальных и медико - сексуальных аспектов семейной жизни.

4. Осуществляет диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования, лечения и оздоровления.

  1. Организует противоэпидемические мероприятия.

  2. Осуществляет амбулаторный прием и посещения на дому, оказание неотложной помощи, проведение комплекса оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, содействие в решении медико-социальных проблем семьи.

7. Ведет учетную и отчетную документацию, планирует работу, регулярно анализирует свою деятельность.

8. Участвует в совещаниях, научно - практических конференциях по вопросам лечебно - профилактической помощи, состоит членом различных общественных и профессиональных организаций.

9. Несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации


Должностные инструкции

помощника врача общей (семейной) практики по проведению профилактической работы

в отделении общей врачебной практики

(согласно приказу МЗ РФ №350 от 20.11.02 г.)


Помощник врача общей практики (медицинская сестра) осуществляет следующие должностные функции:


  1. Ведет персональный учет, ведет информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных.




  1. Проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в амбулаторной карте в пределах своей компетенции.

3. Проводит профилактические мероприятия:



  • выполняет профилактические прививки прикрепленному населению согласно календарю прививок;




  • планирует, организует, контролирует профилактические обследования подлежащих контингентов с целью раннего выявления туберкулеза;




  • проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.

4. Проводит занятия (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану) с различными группами пациентов в «Школах здоровья».


5. Организует и проводит гигиеническое обучение и воспитание населения.

6. Своевременно и качественно ведет учетно - отчетную документацию.




  1. Вносит предложения по совершенствования качества профилактической работы с населением по улучшению организации труда.

8. Несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации


Движение «Здоровые города/районы, поселки»

В соответствии с современными подходами к решению проблем здоровья ожидать его устойчивого улучшения можно лишь в случае целенаправленных и согласованных действий всех ведомств, чья деятельность оказывает влияние на все аспекты здоровья, включая состояние окружающей среды и благоустройство мест обитания, социально-экономические вопросы и безопасность, качество медицинской помощи, культуру и образование.

«Здоровые города» (или «Здоровые общины», или «Здоровые города/районы, поселки»)- отдельное направление основанной в 1992 г. сети «Здоровые регионы», которая сейчас объединяет 30 регионов из 18 стран (а это – более 10% населения Европы). Основные принципы движения «Здоровые города» – развитие полномасштабных программ по здоровью и устойчивому развитию территорий.

Проект ВОЗ «Здоровые города» - это долговременный международный проект развития городов, основная цель которого - улучшить здоровье населения города и сделать такое улучшение постоянной приоритетной задачей как городской администрации, так и самих жителей. Проект определяет здоровье населения как основной приоритет городской политики в Европе, призван разработать и проводить в жизнь стратегию здоровья и устойчивого развития города на основе принципов и целей программы «Здоровье для всех в 21-м столетии» и «Местной повестки дня на 21 век».

Именно эти принципы лежат в основе движения ВОЗ за укрепление общественного здоровья, начатом в 1978 году под девизом «Здоровье для всех к 2000 году». В последнее десятилетие в рамках данной стратегии ведущее место как по популярности, так и по эффективности (включая и такую немаловажную характеристику, как сравнительно низкий уровень затрат) занимает движение «Здоровые города/районы, поселки».

Сегодня движением «Здоровые города» охвачены 600 больших и малых городов, объединенных в 30 национальных сетей. Европейская сеть «Здоровые города» включает более 50 городов. В России движение стартовало в мае 1996 г., в настоящее время в него включены 5 регионов России, 25 муниципалитетов.



Особенностями движения являются демократизация процессов управления, широкое участие населения, общественных объединений, предприятий, организаций, политических лидеров, бизнесменов, представителей духовенства, отдельных граждан, а также средств массовой информации в работе движения.

Преимуществами участия в проекте являются использование накопленного в Европе опыта работы «Здоровых городов», отработанных методов, средств и подходов проекта, возможность обучения руководителей эффективной межведомственной работе, престиж участия в международном проекте, его эффективность и – что немаловажно – низкая финансовая затратность проекта.

В Чувашии движение начало развиваться в 2003 г. На первом этапе реализации проекта проведен социологический опрос населения об отношении к своему здоровью, подготовлены аналитические сборники «Профиль здоровья», где представлены количественные и качественные характеристики здоровья жителей города и самых различных факторов, оказывающих на него влияние. Подготовка такого профиля помогает выделить наиболее важные проблемы в состоянии здоровья и условий жизни населения, окружающей среды города, наметить способы решения и стимулировать деятельность в этом направлении.

Проведены презентации профиля здоровья города на научно-практических конференциях, в работе которых приняли участие представители общественных организаций, органов местного самоуправления, научных и лечебно-профилактических учреждений республики, органов социальной защиты и образования, физической культуры и спорта, комитета по делам молодежи, средств массовой информации.

Содействуют развивающемуся в Чувашской Республике движению «Здоровые города» межведомственные профилактические команды (советы) по социальному партнерству в области охраны и укрепления здоровья населения – новая форма межсекторальной работы. Межведомственные команды созданы в 2003 году в каждом городе (районе) Чувашской Республики постановлением (распоряжением) главы администрации города (района). В состав межведомственных команд входят представители здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, учреждений социальной защиты, службы санитарно-эпидемиологического надзора, пресса. В своей практической работе межведомственные команды опираются на поддержку различных общественных движений.



Ожидаемые результаты деятельности межведомственных команд:

эффективное сотрудничество различных министерств и ведомств по охране и укреплению здоровья населения;

информирование общественности и населения по вопросам охраны и укрепления здоровья, формирования доминанты здорового образа жизни;

активная деятельность межведомственных команд (советов) по социальному партнерству в области охраны и укрепления здоровья населения;

утвержденные на уровне муниципалитетов Чувашской Республики стратегические программы по укреплению здоровья населения, направленные на решение наиболее приоритетных проблем в состоянии здоровья населения районов и городов;

повышение кадрового потенциала членов межведомственных команд (советов) по социальному партнерству на базе вновь организуемой Школы укрепления здоровья;

практическая реализация проекта «Здоровые города/общины» в городах и районах Чувашской Республики.
Участие медицинских работников отделений ОВП

в движении «Здоровый регион» (в т.ч. «Здоровые города»)
В проекте «Здоровые города» в рамках движения «Здоровый регион» предполагается активное участие самых широких слоев населения. Связующим звеном участников межведомственного взаимодействия можно считать учреждения здравоохранения, в том числе отделения общей врачебной/семейной практики, которые внесут ощутимый вклад в развитие проекта на территории Чувашии.
Задачи отделений общей/семейной практики в движении:


  • информировать население о существовании движения, о том, что здоровье и благополучие жителей не безразличны руководителям всех уровней, ориентировать жителей на личное активное участие в проекте;

  • пропагандировать здоровый образ жизни, мотивируя семью на личную ответственность каждого за свое здоровье ;

  • участвовать в работе движения на уровне района (участие в местных партнерских программах, развитие собственных Планов оздоровления жителей своей территории - совместно с учреждениями образования, культуры, физкультуры и спорта и др.);

  • поддерживать и доводить до рабочей группы проекта (через руководителя отделения ОВП и главного врача ЦРБ) свои идеи, инициативы и предложения населения.

Из опыта других стран мы знаем, что в некоторых из них семейные врачи привлекают к работе отделений ОВП различные категории населения – например, пенсионеров. Они могут выступить организаторами различных соревнований, конкурсов и викторин о здоровье, участвовать в профилактической работе с детьми и молодежью, оказывать помощь при организации различных Фестивалей, Дней здоровья, конкурсов «Самый здоровый класс», «Здоровье населения – здоровье поселка» и др. Зарубежные офисы ОВП успешно используют в своей работе программы ЛФК – существует и эффективно работает специальная программа «ЛФК вместо лекарств». В наших социально-экономических условиях это было бы как нельзя более актуально. Такие небольшие, но реально выполнимые программы можно поочередно внедрять на местных уровнях.

Дополнительную информацию о задачах движения и ходе его реализации на Вашей территории Вы можете получить у главного врача ЦРБ (городской больницы) или в Управлении здравоохранения рай-, горадминистрации – там же необходимо определить Ваше участие и согласовать Ваши мероприятия в соответствии с общим Планом оздоровления района.


Фельдшер

Фельдшерско-акушерского пункта



Отделение общей врачебной практики:

Врач


Медицинская сестра

Отделение общеврачебной практики центральной районной/городской больницы.

Заведующий отделением





следующая страница >>
Смотрите также:
В помощь семейному врачу Министерство здравоохранения Чувашской Республики гуз «Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины»
1766.43kb.
9 стр.
«Актуальные вопросы спортивной медицины и лечебной физкультуры»
20.09kb.
1 стр.
Iii специализированная выставка «Косметология и Дерматология 2012»
66.12kb.
1 стр.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в чувашской республике
2573.45kb.
12 стр.
Кафедра реабилитации и спортивной медицины педиатрического факультета Сборник ситуационных задач по лечебной физкультуре, спортивной медицине и физиотерапии
824.1kb.
5 стр.
Стартовый капитал Дойдя пешком до совершенства Пешеходный туризм – один из самых романтичных и увлекательных видов спорта, популярный сегодня как у ностальгирующих «шестидесятников», так и молодежи, впервые открывающей для себя леса и горы
48.46kb.
1 стр.
О реорганизации государственных учреждений здравоохранения Чувашской Республики
41.09kb.
1 стр.
Медицинские организации области Медицинские организации города Актау
64.49kb.
1 стр.
Министерство здравоохранения и социального развития чувашской республики
837.44kb.
12 стр.
Республики Бурятия «Развитие здравоохранения»
152.02kb.
1 стр.
Министерство здравоохранения республики казахстан национальный центр проблем туберкулеза республики казахстан
3614.92kb.
16 стр.
Заказчик: гу «Центр медицины катастроф» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
132.56kb.
1 стр.