Муниципальное общеобразовательное учреждение Кзыл-Ярской средней общеобразовательной школы Бавлинского муниципального района
Республики Татарстан
РассмотреноСогласовано Утверждаю
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
Руководитель
___________ Л.А.Миннегареева __________ Л.Р.Залеева ____________ А.А.Аминова.
Протокол №___ от «___» ____________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г.
Рабочая программа по музыке
в 4 классе
учительI квалификационной категории
Миннегареева Лилия Авхадиена
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, с опорой на примерную программу по музыке для начального общего образования, составители Халитова Н.Х., Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф., Кадыйрова И.Ш., рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для татарских образовательных учреждений различного типа, рекомендованные и допущенные МОи Н РТ (МО РТ).
На всех ступенях изучения предмета «Музыка» 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента, в содержании которого предусматривается изучение музыкального наследия народов Татарстана и Поволжья.
Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачипредмета «Музыка» заключается в следующем:
-
привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
-
научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека:
-
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
-
привить основы художественного вкуса;
-
научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
-
обучить основам музыкальной грамоты;
Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
-
Учебно-методический компонент: учебник –Н.В.Бакиева, М.Ф.Зиганшина (Музыка дәресләре 4сыйныф) – Казань., Магариф, 2005 г.
-
Хрестоматия (нотная) по музыке для 4 класса начальной татарской школы (Музыка дәресләре өчен хрестоматия, 4нчесыйныф). Коллектив. На тат. яз.-Казань.: Магариф, 2005 год.
Содержание программы
I четверть: Музыка моего народа
1. Татарские народные песни и мелодии – 1ч
2. Народное творчество и творчество композиторов – 1ч
3. Лирические народные песни. Ф.Туишев – 1ч
4. Короткие народные песни и народные муз.инструменты – 1ч
5. Песни о трудовом народе – 1ч
6. Игровые песни, частушки – 1ч
7. Баиты и монажаты – 1ч
8. Обобщающий урок – 1ч
II четверть: Музыка народов Приволжья
9. Марийские народные песни и танцы – 1ч
10.Удмуртские народные песни. Двухголосное исполнение – 2ч
11.Мордовские народные песни – 1ч
12.Чувашская народная музыка – 1ч
13.Башкирская народная музыка – 1ч
14.Русская народная музыка. А.Ключарев – 1ч
III четверть: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.
15.Музыка народов Украины, Беларуси и Молдов – 3ч
16.Музыка народов Балтики – 2ч
17.Музыка народов Кавказа.Мажор и минор – 2ч
18.Музыка народов Средней Азии – 2ч
IV четверть: Композитор – исполнитель-слушатель
19.Немецкие народные мелодии в творчестве композитора Л.В.Бетховена – 1ч
20.Чешские и венгерские народные мелодии в творчестве М.Глинки – 1ч
21.Французской народной мелодии в творчестве В.Моцарта – 1ч
22.Японская народная мелодия в творчестве Д.Кабалевского – 1ч
23.Польская народная мелодия в творчестве Ф.Шопена – 1ч
24.Творчество СолтанаГабяши – 1ч
25.Творчество Мансура Мозаффарова – 1ч
26.Творчество Рустема Яхина – 1ч
27.Урок-повторение – 1ч
Учебно-тематическое планирование
Базовый уровень
№
|
Тема урока
|
Кол.часов
|
Виды учебной деятельности
|
Дата
|
Примечание
|
по плану
|
Факт
|
I четверть: Музыка моего народа
|
1
|
Татарские народные песни и мелодии
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: Татарские народные мелодии
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: исполнение песен
|
1 неделя
|
|
|
2
|
Народное творчество и творчество композиторов
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Лебедь» (т.н.п), «Зиләйлүк», «Гөлҗамал»;
«Концерт для фортопиано с оркестром» Р.Яхина. «Песня о родном крае»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность:Р.Яхина. «Песня о родном крае»
|
2 неделя
|
|
|
3
|
Лирические народные песни.
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Кара урман», «Сибеля чәчәк», «Әллүки»,
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность:Р.Яхина. «Песня о родном крае»
|
3 неделя
|
|
|
4
|
Творчество ФайзуллыТуишева
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Әллүки», «Баламишкин»,
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность:Р.Яхина. «Песня о родном крае»
|
4 неделя
|
|
|
5
|
Короткие народные песни и народные муз.инструменты.
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Җомга», «Фазылчишмәсе», «Вариации на народные мелодии», «Яблони»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность:
|
5 неделя
|
|
|
6
|
Песни о трудовом народе
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Ай-ли Нәфисә», «Эх безнеңегет», «Күңеллеяшләр», «Трактористка»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Дим буе»
|
6 неделя
|
|
|
7
|
Баиты и монажаты
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: Баиты «Сак-Сок», «баитыСюембики», «Мөнәҗәт».
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Баиты о Русско-Французком сражении»
|
7 неделя
|
|
|
8
|
Игровые песни, частушки.
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Өммегөлсем», «Чияле», «Шома бас», «Әнисә», «Аллария-Гөлләрия» «Такмаклапбию»,
3) Практическая деятельность: Ноты с точкой, стаккато. Танцевальные элементы.
4) Вокально-хоровая деятельность: «Төймә».
|
8 неделя
|
|
|
9
|
Обобщающий урок
|
1
|
1) Контроль
2) Слушание и анализ произведения: На усмотрение учащихся
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: На выбор
|
9 неделя
|
|
|
II четверть : Музыка народов Приволжья
|
10
|
Марийские народные песни и танцы
(гусли)
размер 2/4
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Вариации на марийские мелодии»
3) Практическая деятельность: Размер 2/4
4) Вокально-хоровая деятельность: «Аланда», «Мари-Эл көе»
|
10 неделя
|
|
|
11
|
Удмуртские народные песни
(чипчирган)
Двухголосное исполнение
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: Удмуртские народные мелодии
3) Практическая деятельность: Исполнение в 2 голоса размер 3/4
4) Вокально-хоровая деятельность: «Тараканнар кар кори» на 2 голоса
|
11 неделя
|
|
|
12
|
Мордовские народные песни.
Соната.
(Свирель, рожки)
Размер ¾
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Соната» И.Соколова.
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Ой, высоко, высоко»
|
12 неделя
|
|
|
13
|
Чувашская народная музыка
Сюита.
А.Лупков
Размер 4/4
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения:
3) Практическая деятельность: Размер 4/4
4) Вокально-хоровая деятельность: 2-х-голосная мелодия «Белый пароход»
|
13 неделя
|
|
|
14
|
Башкирская народная музыка
Динамические оттенки.
(курай)
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «5 сюит на темы башкирских мелодии» А.Ключарев.
«Веселая музыка»
3) Практическая деятельность: Динамич. оттенки
4) Вокально-хоровая деятельность: «Олатай»
|
14 неделя
|
|
|
15
|
Русская народная музыка
А.Ключарев
(баян)
Переменный размер
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: Русские народные мелодии
3) Практическая деятельность: Смена размера
4) Вокально-хоровая деятельность: «Посмотрите как у нас-то в мастерской»
|
15 неделя
|
|
|
16
|
Урок-повторение
|
1
|
1) Тест
2) Слушание и анализ произведения: На усмотрение учащихся
3) Вокально-хоровая деятельность: На выбор
|
16 неделя
|
|
|
III четверть: Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.
|
17
|
Музыка народов Украины, Беларуси и Молдов
(кобза, бандура)
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Гопак», «Казачок», «Коломыйка», «Бульба», «Львониха», «Янка», «Крыжачок», «Молдовеняска», «Хора», «Сырба».
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Перепелочка»
|
17 неделя
|
|
|
18
|
Музыка Беларуси (цимбал)
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Гопак», «Казачок», «Коломыйка», «Бульба», «Львониха», «Янка», «Крыжачок», «Молдовеняска», «Хора», «Сырба».
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Перепелочка»
|
18 неделя
|
|
|
19
|
Музыка Молдов
(най)
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Гопак», «Казачок», «Коломыйка», «Бульба», «Львониха», «Янка», «Крыжачок», «Молдовеняска», «Хора», «Сырба».
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Перепелочка»
|
19 неделя
|
|
|
20
|
Музыка народов Латвии и Литвы
(кокле, канклес)
Лад, ступеньки лада
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Джигунас», «На рассвете»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «На рассвете»
|
20 неделя
|
|
|
21
|
Музыка народов Эстонии
(каннель)
Лад, ступеньки лада
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Джигунас», «На рассвете»
3) Практическая деятельность: Лад. Ступени лада.
4) Вокально-хоровая деятельность: «Петушок»
|
21 неделя
|
|
|
22
|
Музыка народов Азербайджана и Армении
Мажор и минор
(нагара, кяманча, тар, зурна, дхол)
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Лезгинка», 3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Чебилэрем» Т.Моталибов, Г.Гусейнли
|
22 неделя
|
|
|
23
|
Музыка народов Грузии
Мажор и минор
(пандури, чонгури, чианури)
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Газахи»
3) Практическая деятельность: Мажор, минор
4) Вокально-хоровая деятельность: «Чебилэрем» Т.Моталибов, Г.Гусейнли
|
23 неделя
|
|
|
24
|
Музыка народов Узбекистана и Таджикистана
(кубыз, домбра, дутар, дойра, гиджак, рубабы
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: Музыка народов Средней Азии, «На скакуне» (кнп)
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Бабочка» (тнп)
|
24 неделя
|
|
|
25
|
Музыка народов Киргизии, Казахстана, Туркменистана
(кубыз, домбра, дутар, дойра, гиджак, рубабы
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: Музыка народов Средней Азии, «На скакуне» (кнп)
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Бабочка» (тнп)
|
25 неделя
|
|
|
26
|
Урок-повторение
|
1
| -
Контроль знаний
-
Концерт
|
26 неделя
|
|
|
IV четверть: Композитор – исполнитель-слушатель
|
27
|
Немецкие народные мелодии в творчестве композитора Л.В.Бетховена
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Вариации на русские народные песни»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность:
|
27 неделя
|
|
|
28
|
Чешские и венгерские народные мелодии в творчестве М.Глинки
(кастоньеты)
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Арагонская хота»
3) Практическая деятельность: Муз. Инстр.
4) Вокально-хоровая деятельность:
|
28 неделя
|
|
|
29
|
Французской народной мелодии в творчестве В.Моцарта
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Вариации на французские народные мелодии»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Шоколад»
|
29 неделя
|
|
|
30
|
Японская народная мелодия в творчестве Д.Кабалевского
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Вариации на японские народные мелодии»
3) Практическая деятельность: Изменение лада
4) Вокально-хоровая деятельность: «Сакура»
|
30 неделя
|
|
|
31
|
Польская народная мелодия в творчестве Ф.Шопена
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Мазурка» №5
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Кукушечка»
|
31 неделя
|
|
|
32
|
Творчество СолтанаГабяши
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «Кукушечка»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Әдрән диңгез»
|
32 неделя
|
|
|
33
|
Творчество Мансура Мозаффарова
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: «За домом черемуха»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: «Сибелә чәчәк»
|
33 неделя
|
|
|
34
|
Творчество Рустема Яхина. Повторение
|
1
|
1) Беседа
2) Слушание и анализ произведения: Финал из «Концерта для фортепиано с оркестром»
«Рассвет»
3) Практическая деятельность:
4) Вокально-хоровая деятельность: На выбор учащихся
|
34 неделя
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
по итогам 4 класса
Требования заключаются:
– в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
– в умении высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учетом полученных знаний);
– в знании имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.Чайковский, В.А.Моцарт, Н.Римский-Корсаков, М.Глинка, А.Бородин, С.Прокофьев, Ф.Туишев, А.Ключарев, Л.В.Бетховена, Д.Кабалевского, Ф.Шопена, С.Габяши, Р.Яхина, М.Мозаффарова);
– в знании названий различных видов оркестров;
– в узнавании музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее четырех);
– в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия _ фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов - принцип «веера»}.
Используемая методическая литература:
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.
-
Алиев Ю.Б. “Пение на уроке музыки”
-
Антология татарской народной музыки. Татарский традиционный музыкальный фольклор (Татар халыкмузыкасыантологиясе.Татар традиционмузыкаль фольклоры). Сост. Ш.К. Шарифуллин.-Казань.: Магариф, 2000.-50, 5 л.
-
Батыр Булгари Л.С. Лето с песней (Җырлыҗәй). На татарском и русском языках.-Казань.: Магариф. 2004.-5,0 л.
-
Батыр Булгари Л.С.«Сайра, моңлысандугач» (Балаларөченҗырлар) — Казань 2000.
-
Евсеев Б. Русские композиторы
-
Зарипов Э.Я. Портреты татарских композиторов (Татар композиторларыныңпортретлары.) На татарском и руссккомязыках.Казань.: Магариф, 2002.-20,0 л.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?
-
Кадыйрова И.Ш. Хрестоматия (нотная) по музыке для 4 класса татарской школы (Музыка дәресләре өчен хрестоматия, 4 сыйныф). На татарском языке. - Казань, Магариф, 1998г.
-
Музыкальная литература. В.Владимиров.
-
Мухутдинова Р.Ш. Песенка родника (Чишмәҗыры). Песни для детей. На татарском языке.-Казань.: Магариф, 200.-2,3 л.
-
Нигметзянов М.Н. Татарская Народная музыка. На русском языке.-Казань.: Магариф, 2004.-13,0 л.
-
Портреты татарских, русских, зарубежных и советских композиторов.
-
Программа и методическое руководство по музыке для 1-8 классов татарских школ и гимназий. Сост. Халитова Н.Х., Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф., Кадыйрова И.Ш. На татарском языке. – Казань.: Магариф, 1997.
-
Россихина В.П. Беседы о классической музыке.
-
Слово о музыке
-
Советская музыкальная литература. И.Прохорова.
-
Татар халык иҗаты
-
Уроки музыки в четырехлетней начальной татарской школе, 1-4 классы (Дүртеллыкбашлангыч татар мәктәбендә музыка дәресләре, 1-4 сыйныфлар).Методическое пособие на тат.яз.-Казань.: Магариф, 2004.-4,0 л.
-
Хрестоматия (нотная) по музыке для 4 класса четырехлетней начальной татарской школы (Музыка дәресләре өчен хрестоматия, 4 нчесыйныф). Сост.И.Ш. Кадыров. Для татарских школ.Натат.яз.-Казань.: Магариф, 1999.-180 л.
-
Энциклопедия «Искусство».
Мультимедиа – поддержка курса
-
Энциклопедия классической музыки. «Интерактивный мир»
-
Энциклопедия популярной музыки. Кирилла и Мефодия.
-
Аудиокассеты, СД – диски с записями муз.произведений композиторов.
-
Аудиокассеты, СД – диски с фонограммами
-
Видио записи
-
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
-
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
-
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/