Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Роль эмпатии в работе практического психолога Писляр М.А., Лазоренко Т.Н. (Украина, г. Одесса) Одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления психологического взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников вузов выступает как условие эффективной ориентации их на профессию психолога. Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении студентов психологов, так как именно в этот период продолжают развиваться эмпатийные отношения к человеку, и мотивируется профессиональное самоопределение. Колоссальная значимость эмоциональных отношений между людьми делает их предметом самого пристального внимания со стороны различных наук: философии, психологии, социологии, педагогики, литературоведения. Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Л.П. Выговская, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.). Способность человека эмоционально откликаться на чувства другого человека способствует установлению взаимоотношений и организует взаимодействие (В.Н. Мясищев) [1]. К практическому психологу деятельность предъявляет особые требования, наиболее важным из которых: умение в отношениях с клиентом быть искренним, когда он передает чувства, переживаемые в настоящий момент. Под этим подразумевается, что чувства, испытываемые практическим психологом, доступны ему, его пониманию, он способен «прожить» их, испытать и соответствующим образом сообщить о них другому человеку. Значимое условие, влияющее серьезным образом на эффективность деятельности практического психолога, это - эмпатическое понимание, когда он ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту.Ученые отмечают, что одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления психологического взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников вузов выступает как условие эффективной ориентации их на профессию психолога [5].Среди профессионально важных качеств личности психолога принято особо выделять способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональному психологическому мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности [6].1. Для диагностики выраженности различных проявлений эмпатии, а также общего уровня эмпатических способностей мы выбрали методику В.В.Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей» [7].2. Экспериментальная база нашего исследования - 30 студентов IV курса психологического факультета ЮНПУ им. К.Д. Ушинского г. Одесса.Мы предположили, что для будущего психолога профессионально-важным качеством является эмпатия, следовательно, студенты-психологи обладают такими личностными качествами, как сочувствие, сопереживание, эмоциональная отзывчивость, понимание психологических состояний других людей, потребности в общении, помощи и покровительстве другим людям.Использовались следующие методики:По методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко были получены следующие результаты: 63% (19 чел.) – заниженный уровень эмпатических способностей, 27% (8 чел.) – средний уровень, 10% (3 чел.) – низкий уровень. В данной методике в структуре эмпатии различаются 6 тенденций, по каждой из которых в ходе исследования были вычислены следующие результаты:
Данные результатов представлены в таблице 1. Таблица 1
Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия психолога.Литература:
Смотрите также: Роль эмпатии в работе практического психолога
60.21kb.
1 стр.
План-график мастер-классов конференции «Возможности гештальта и психодрамы в работе практического психолога»
101.22kb.
1 стр.
Справочник практического психолога
11163.7kb.
57 стр.
План практического психолога на 2011-2012
75.77kb.
1 стр.
Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия
8992.34kb.
46 стр.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Спб.: Питер, 2000. 752с
9.75kb.
1 стр.
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога
15246.8kb.
75 стр.
“Шаманская психотерапия: взгляд практического психолога”
175.28kb.
1 стр.
Рекомендации по организации деятельности школьной психологической службы I общие положения должность педагога-психолога вводится на основании инструктивного письма моин республики Казахстан «О введении должности психолога в организациях
87.84kb.
1 стр.
Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога
128.93kb.
1 стр.
Звёзды на приёме у психолога рамиля гарифуллина психоанализ знаменитых личностей
6026.95kb.
42 стр.
Отчет о работе научно-практического семинара 88.18kb.
1 стр.
|