Главная
страница 1


Роль эмпатии в работе практического психолога

Писляр М.А., Лазоренко Т.Н.

(Украина, г. Одесса)

Одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления психологического взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников вузов выступает как условие эффективной ориентации их на профессию психолога.

Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении студентов психологов, так как именно в этот период продолжают развиваться эмпатийные отношения к человеку, и мотивируется профессиональное самоопределение.



Колоссальная значимость эмоциональных отношений между людьми делает их предметом самого пристального внимания со стороны различных наук: философии, психологии, социологии, педагогики, литературоведения. Проблема изучения эмпатии как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с нравственными и эстетическими чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Г.И. Ефремова, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, К. Роджерс и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Л.П. Выговская, Т.Е. Конникова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, Ю.А. Менджерицкая, Е.Ф. Субботский, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.). Способность человека эмоционально откликаться на чувства другого человека способствует установлению взаимоотношений и организует взаимодействие (В.Н. Мясищев) [1].

К практическому психологу деятельность предъявляет особые требования, наиболее важным из которых: умение в отношениях с клиентом быть искренним, когда он передает чувства, переживаемые в настоящий момент. Под этим подразумевается, что чувства, испытываемые практическим психологом, доступны ему, его пониманию, он способен «прожить» их, испытать и соответствующим образом сообщить о них другому человеку. Значимое условие, влияющее серьезным образом на эффективность деятельности практического психолога, это - эмпатическое понимание, когда он ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту.

Ученые отмечают, что одним из профессионально-значимых свойств, необходимых для успешного осуществления психологического взаимодействия, является эмпатия. Выявление закономерностей развития эмпатийных свойств выпускников вузов выступает как условие эффективной ориентации их на профессию психолога [5].

Среди профессионально важных качеств личности психолога принято особо выделять способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональному психологическому мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности [6].

1. Для диагностики выраженности различных  проявлений эмпатии, а также общего уровня эмпатических способностей мы выбрали методику В.В.Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей» [7].

2. Экспериментальная база нашего исследования - 30 студентов IV курса психологического факультета ЮНПУ им. К.Д. Ушинского г. Одесса.

Мы предположили, что для будущего психолога профессионально-важным качеством является эмпатия, следовательно, студенты-психологи обладают такими личностными качествами, как сочувствие, сопереживание, эмоциональная отзывчивость, понимание психологических состояний других людей, потребности в общении, помощи и покровительстве другим людям.

Использовались следующие методики:


По методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко были получены следующие результаты: 63% (19 чел.) – заниженный уровень эмпатических способностей, 27% (8 чел.) – средний уровень, 10% (3 чел.) – низкий уровень.

В данной методике в структуре эмпатии различаются 6 тенденций, по каждой из которых в ходе исследования были вычислены следующие результаты: 



  • на 1 месте у реципиентов – установки, способствующие или препятствующие эмпатии (137 баллов из 180 возможных), это говорит о том что, эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия;

  • 2 место - интуитивный канала эмпатии (107 из 180), он позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах;

  • 3 – идентификация в эмпатии (105 из 180), это важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию;

  • 4 – эмоциональный канал эмпатии (101 из 180), говорит о том, что  фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми;

  • 5 – проникающая способность в эмпатии (85 из 180), расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению;

  • 6 – рациональный канал эмпатии (77 из 180) характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Данные результатов представлены в таблице 1.

Таблица 1



п/п

Название шкалы

Баллы

1.

Рациональный канал эмпатии 

77

2.

Эмоциональный канал эмпатии 

101

3.

Интуитивный канал эмпатии

107

4.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии

137

5

Проникающая способность в эмпатии 

85

6.

Идентификация в эмпатии

105



Эмпатия способствует развитию межличностных отношений и стабилизирует их, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Особенно эти качества соотносятся с требованиями профессиональной и личностной компетенции профессий сферы «человек-человек», к которым относится профессия психолога.



Литература:

  1. Аксентьева М.А. Проблемное поле психологии профессионального образования / М.А. Аксентьева. - М. 2001. - 269с.

  2. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 2005. - N 1. - С. 92 - 100.

  3. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А.Гапонова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - N 3. - С. 131 - 135.

  4. Донцов А.И., Профессиональные представления студентов-психологов / А.И.Донцов // Вопросы психологии. 2007. №2.С.56-59.

  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс, 2005. - 358с.

  6. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов / В.В. Лешин. // Вопросы психологии. – 2006. – № 8. – С. 100-111.

  7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 1990. – С. 32-37.

  8. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. д-ра. психол. наук / И.М. Юсупов. - СПб., 1995. – 252 с.



Смотрите также:
Роль эмпатии в работе практического психолога
60.21kb.
1 стр.
План-график мастер-классов конференции «Возможности гештальта и психодрамы в работе практического психолога»
101.22kb.
1 стр.
Справочник практического психолога
11163.7kb.
57 стр.
План практического психолога на 2011-2012
75.77kb.
1 стр.
Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия
8992.34kb.
46 стр.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Спб.: Питер, 2000. 752с
9.75kb.
1 стр.
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога
15246.8kb.
75 стр.
“Шаманская психотерапия: взгляд практического психолога”
175.28kb.
1 стр.
Рекомендации по организации деятельности школьной психологической службы I общие положения должность педагога-психолога вводится на основании инструктивного письма моин республики Казахстан «О введении должности психолога в организациях
87.84kb.
1 стр.
Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога
128.93kb.
1 стр.
Звёзды на приёме у психолога рамиля гарифуллина психоанализ знаменитых личностей
6026.95kb.
42 стр.
Отчет о работе научно-практического семинара
88.18kb.
1 стр.