Главная
страница 1страница 2страница 3

Урок 5. Паразитизм

Цель: изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

Развитие критического мышления


Ход урока:

Обсуждение домашнего задания, проектов «Супер-хищник», «Супер-жертва».

Изучение нового материала.

Вызов.

Джонатан Свифт писал:

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той - блошинка - крошка,

В блошиночку же вонзает зуб сердито

Блошиночка... и так до бесконечности.

О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в

ходе эволюции могло появиться это явление.
Итак что же это за отношения?

На доске записываются слова:

Паразитизм

Паразит


Жертва

Приспособление

По этим словам предлагается составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа.

После проделанной работы учащимся задаётся вопрос : «Что бы они хотели узнать исходя из ключевых слов и созданных ими рассказов?».

Полученные вопросы записываются на доске в методике «Мозгового штурма».
Осмысление

Всем учащимся раздаётся текст в котором они должны постараться найти ответы на поставленные ими же самими вопросы. На работу с текстом отводится примерно 15 минут, после чего учитель возвращается к вопросам, записанным на доске и просит ребят ответить на них.

Затем ребятам даётся задание составить новый рассказ, но уже на основе прочитанного. Заслушать можно только один ответ, а ребятам предложить дополнить его.
Как вы уже знаете, живые организмы мо­гут быть средой обитания других организмов. Живой организм, служащий средой обита­ния, называют хозяином, а организм, кото­рый живет за его счет, — паразитом (греч. «пара» — возле, мимо, вне и «зитос» — хлеб, пища). Некоторые паразиты имеют не одного, а двух и даже трех хозяев. Свиной цепень, например, вначале как личинка развивается в организме свиньи, а потом в организме че­ловека. Свинья — промежуточный хозяин свиного цепня, а человек — основной хозяин этого паразита. Взрослые паразиты, как пра­вило, изнуряют, но не губят своего хозяина. Иначе они и сами погибнут вместе со средой своего обитания.

Аскарида, свиной и бычий цепни — внут­ренние паразиты. Они живут в органах тела своих хозяев. Вши, блохи и клопы — наруж­ные паразиты. Они паразитируют на коже птиц, зверей и человека, питаются их кро­вью.

Паразиты имеются не только среди живот­ных, но и среди растений, грибов и бактерий. К растениям-паразитам относится, например, по­вилика, к грибам-паразитам — гриб-трутовик, к бактериям-паразитам — туберкулезная палочка.

Повилика — травянистое растение. Листья ее превратились в чешуйки. Тонкими шнуровидными стеблями повилика обвивается вокруг стебля растения-хозяина и присасывается к нему. Питаясь соками хозяина, повилика сдерживает его рост и развитие, не­редко и губит его. Грибы-трутовики парази­тируют на деревьях. Их тела похо­жи на копыта и сверху покрыты твердой коркой. Питаясь соками древесины, трутови­ки превращают ее в труху. Трутовики живут на деревьях по многу лет.

Бактерия туберкулезная палочка паразити­рует в легких человека и животных и постепенно разрушает их. Болезнь, вызываемая ту­беркулезной палочкой, — туберкулез — очень опасное, заразное, трудноизлечимое за­болевание. Болезни, вызываемые бактериями - паразитами, называют инфекционными.
Рефлексия.

Предлагается написать эссе. Заслушиваются 1-2.


Домашнее задание: задание в рабочей тетради

Дополнительный материал.

Если хищник ловит свою жертву и съедает, то паразит живет на теле хозяина или внутри его и питается им.

Паразиты очень широко распространены.



  • Растения – повилика (нет корней и листьев, зато есть присоски – внедряется в тело хозяина и высасывает его соки); заразиха.

  • Грибы – трутовик (в ранках на коре деревьев, дерево погибает); грибки на животных (аквариум – сапролегия –рыбки умирают); эмпуза – на мухах; стригущий лишай – человек и собака

  • Членистоногие - Насекомые – вши, блохи, чесоточный клещ

  • Черви (ришта, цепни, эхинококк)

  • Рыбы (минога, миксина, удильщик)

Паразитоиды – взрослые особи ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают либо в тело личинки другого насекомого, либо на его поверхность. Личинка развивается в теле хозяина и питается его тканями, по мере развития почти целиком его съедает. Паразитоид промежуточное положение между паразитом и хищником.

Виды паразитов:


  1. Микропаразиты- относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток (возбудители кори, тифа, трипаносома – муха цеце, малярия) листовая мозаика растений.

  2. Макропаразиты – растут в теле хозяина, но размножаясь образуют особые формы, которые покидают своего хозяина, чтобы заселить другого (амеба –дизентерия, гриб- трутовик, заразиха, повилика, гельминты, вши, блохи)

  1. Эктопаразиты – наружные (клещи, пиявки, блохи)

  2. Эндопаразиты –внутренние (гельминты, вирусы, бактерии, простейшие)



Урок 6. Конкуренция

Цель: изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

Развитие критического мышления


Ход урока:

    1. Повторение по рабочей тетради.


Изучение нового материала.

Вызов.

Сосед-конкурент - это тоже опасно.

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только можно, он вас потеснит,

Участок отнимет и свет заслонит,

Умело обставит он вас на охоте –

Вы даже не сразу все это поймете.

Сумеет он дом и невесту отнять,

Останется вам только горько рыдать.

А все почему? Потому что крупнее,

Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,

А может быть, просто, он вас поумнее.

Бывает и так иногда у зверей.

О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.

Итак что же это за отношения?

Конкуренция (от конкурере – сталкиваться)

Соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ.
Осмысление.

Очень часто бывает так, что в популяции перестает хватать пищи, т.к. было большое потомство. Например: орлы – птенцы вылупляются с перерывом в 1-2 дня, поэтому они разной величины. Если им не хватает пищи, то обделяется самый маленький , он и гибнет. Если пищи не прибавилось, опять гибнет тот, кто меньше всех. В конце концов выживает самый крупный и здоровый .

В поисках пищи животные, нарушают границы чужих владений, возникают драки, в которых гибнут слабые.

Приспособления к уменьшению конкуренции:



  • Личинки питаются другой пищей в отличии от взрослых насекомых

  • Стрекоза на земле, личинки в воде

  • Гусеницы зеленые части, бабочки –нектар

  • Самец –нектар, самка – кровь

В летописях Древней Руси упоминается о мышиных напастях, их становится много, они все поедают, а затем исчезают.

Ученые установили, что колебания численности полевок- в течение 4 лет. Начинается рост, а к концу 3-го года заканчивается, затем резкий спад (остаются единицы особей)

Конкуренция:


  1. Прямая – осуществляется путем прямого влияния особей друг на друга (агрессивные столкновения между животными, выделение токсинов у растений и микроорганизмов)

  2. Косвенная – не предполагает непосредственного взаимодействия между особями (через потребление разными животными одного и того же ресурса)

Культурные растения и сорняки (тюльпаны и нарциссы, гвоздики и розы в одной вазе губительно действуют друг на друга, продлить срок жизни садовых растений в букетах поможет добавление веточки туи.

Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, происходящие между особями одного и того же вида. (колонии гнездовых ласточек и грачей)

Межвидовая конкуренция – это борьба особей различных видов за выживание на конкретной территории (распределение животных и растений по ярусам)
Работа с текстом по технологии развитие критического мышления.

Многие живые организмы, населяющие од­ни и те же местообитания, используют одина­ковую пищу, в одних и тех же местах делают гнезда, норы или другие укрытия. Отноше­ния организмов, которые близки по своим по­требностям, называют конкуренцией (от лат. «конкурро» — сбегаюсь, сталкиваюсь).

Конкуренция, в отличие от взаимовыгод­ных отношений и отношений «хищник — жертва», «паразит — хозяин», отрицательно влияет на оба организма-партнера. При этом одни организмы вытесняют своих конкурен­тов, другие существуют совместно с ними, но при условии разделения местообитаний и по­требностей в пище.

К организмам-конкурентам относятся, на­пример, светолюбивые и теневыносливые рас­тения леса. Под защитой светолюбивых де­ревьев — сосны, осины, березы — хорошо развиваются всходы ели, так как на откры­тых местах они вымерзают. Подросшие тене­выносливые ели своими густыми ветвями сильно затеняют молодые деревца сосны, бе­резы, осины, отчего многие из них гибнут.

На полях и огородах культурные растении конкурируют с лебедой, пыреем, бодяком, осотом, мокрицей и многими другими растениями-сорняками. Растения-сорняки более выносливы, чем культурные растения, и очень быстро размножаются. Их семена сохраняются в почве в течение нескольких лет. Появившись из семян, сорняки быстро рас тут, обгоняя в росте культурные растения, затеняют их, высасывают из почвы много воды с растворенными в ней минеральными веществами. В случае если человек вовремя не освободит культурные растения от сорняков, они или погибнут, или сильно отстанут в росте, не дадут урожая.

Если какой-либо участок поля не будет засеян, то на нем вырастут самые различные - сорняки. В дальнейшем одни из них будут вытесняться другими. Прежде всего, будут вытеснены лебеда, пастушья сумка и другие однолетние сорняки. Более сильные их кон­куренты — многолетние растения: пырей, осот и бодяк. Они раз­множаются подземными органами и отнимают у других растений воду и минеральные соли.

У многих растений в их постоянной конку­ренции с другими за свет развились различ­ные приспособления к выживанию. В широ­колиственном лесу, например, весной, когда на деревьях только начинают распускаться листья и в лесу светло, травянистый покров образуют светолюбивые растения (хохлатка, ветреница, медуница, чистяк). К началу лета они успевают отцвести и образо­вать плоды. В это время деревья леса уже пропускают мало света, и травяной покров об­разуют теневыносливые растения (зеленчук, ландыш, будра).

Конкуренция происходит не только меж­ду растениями разных видов, но и между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, зате­нять и угнетать растения, отставшие в росте.

Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье и животные, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, ус­траивающие гнезда в дуплах деревьев, и др.. В отличие от растений конкуриру­ющие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клю­вы.

У многих животных в течение тысячеле­тий развились приспособления, значительно смягчающие конкуренцию. Некоторые звери, например, метят свою территорию и таким образом предупреждают конкурентов об опас­ности, которая подстерегает их при заходе на этот участок. У птиц, живущих в одном местообитании и кормящихся насекомыми, развились разные способы сбора пищи. Пополз­ни, например, быстро осматривают стволы и ветви деревьев и схватывают попадающихся на глаза насекомых. Более мелкие птицы пи­щухи тщательно осматривают трещинки ко­ры деревьев и достают из них тонким шило­видным клювом спрятавшихся насекомых. Другие мелкие птицы кормятся на ветвях. Разные травоядные звери одного мес­тообитания уживаются вместе, прежде всего потому, что питаются разными частями растений: например, одни кормятся только их верхушками, другие срывают нижние побеги.

Рефлексия.

«Барометр настроения»


Домашнее задание:

Проект:


  1. Подбери для воображаемого леса зверей так, чтобы жили они без всякой конкуренции.

  2. Придумайте ситуацию, когда конкуренты изменили свои специальности совсем немного, а конкуренция из-за этого прекратилась: у животных, у людей.


Урок 7. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Цель: повторить изученный материал.

Задачи занятия:

Образовательные – вспомнить какие виды взаимоотношений между живыми организмами в природе, и применить полученные знания на практике; развитие исследовательских компетенций;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельное и групповой работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок обобщения материала.

Оборудование: карточки, рабочая тетрадь.

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • проектный

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных компетенций)

Ход урока:


Самые далекие вещи в природе соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей – экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.
Ребята сегодня у нас необычный урок – урок проект, моделирование. Вы должны будете работая в группах заселить сообщество, но не просто заселить но и доказать что животные смогут существовать все вместе.

1 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, которые связаны между собой взаимполезными отношения.

2 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, между которыми возникли отношения комменаслизм.

3 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, между которыми отношения хищник- жертва.

4 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, между которыми отношения паразитизма.

5 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, между которыми конкурентные отношения.

Самое главное вы должны доказать, что ваше сообщество устойчиво и сможет существовать.
Работа в группах 15-20 минут.

Защита проекта.

Обсуждение.

Выводы: учащиеся приходят к выводу, что ни одно сообщество не сможет существовать.


Формулирую экологические закон Барри Коммонера:

«Все связано со всем»

«Все надо куда-то девать»

«Природа знает лучше»

«За все надо платить»

Ребята, как вы понимаете смысл этих законов, напишите рефлексию на основе этих законов.

Зачитываются несколько рефлексий.

Итог урока:



Чтобы научиться жить в мире с природой, надо не только ее любить, но и знать ее законы. И один из главных законов: В природе все взаимосвязано.

Вспомните на первом уроке по этой теме мы рассказывали рассказ:

Его герои с помощью машины времени отправились в далекое прошлое, на 60 мл. лет назад. Чтобы посмотреть на динозавров. Организатор предупредил, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу. Один из героев случайно раздавил бабочку. Когда же они вернулись назад в свой век, планета была пустынной. Мне бы очень хотелось, чтобы наши потомки не получили планету безжизненной!




<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Методические рекомендации по проведению уроков по теме «Биотические факторы»
433.03kb.
3 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян»
3759.99kb.
21 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по теме «Путешествие по Иркутской губернии. Архитектура 17-19вв.»
362.2kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков литературы с использованием пк
131.03kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных 70-летию воздушной трассы «Аляска Сибирь»
329.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению единых уроков, классных часов и внеклассных мероприятиях посвященных Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств
150.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
859.46kb.
4 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги
1522.02kb.
7 стр.
Методические рекомендации по проведению в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Единых уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
120.23kb.
1 стр.
«Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке»
359.43kb.
1 стр.