Главная
страница 1
География туризма и гостеприимства

«География международного туризма Зарубежные страны» Гайдукевич Л.М. и др.



Предмет География туризма. Цели географии туризма.

Предмет изучения географии туризма – это анализ форм и отношений туристских явления и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство. Данное направление науки изучает пригодность территории для развитии туризма, изучает туристские ресурсы этой территории, а так же влияние туризма на культурный ландшафт (окружающую среду).



Типы, виды и формы туризма.

Существует три типа туризма:

- въездной международный

- выездной

- внутренний Национальный туризм

Внутренний + въездной – региональный.

Туризм – это временные выезды граждан с мест постоянного жительства на срок не более полугода с самыми различными целями, кроме поиска работы и занятий оплачиваемой деятельностью.

Люди, занимающиеся туризмом

Туристы

Экскурсанты

Туристы покидают постоянное место жительство более чем на 24 часа, но менее чем на 6 месяцев, останавливаются и ночуют в средствах размещения

Покидают постоянное место жительства на срок не более 24 часов и не ночуют вне дома.

+ люди, которые во время маршрута ночуют в автобусах или вагонах поездов



+ бригады специалистов, обслуживающих транспорт и ночующих на этом транспорте (бортпроводники, пилоты, машинисты)

И туристы, и экскурсанты являются путешественниками.

Виды туризма по целям путешествия.


  1. Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека (занятие любительскими видами спорта, пляжный отдых, экскурсионный, экстремальные, приключенческие туры, круизный туризм, посещение культурных и спортивных мероприятий). К этой форме относится 50% туристов мира.

  2. Профессионально-деловой туризм – данный вид туризма представляет собой поездки с деловыми целями. Например: участие в профессиональных ярмарках, выставках, научных съездах, конференциях. Выступления с лекциями, концертами. Поощрительные туры для сотрудников. К этой форме относится 30% туристов мира.

  3. Ностальгический туризм (посещение знакомых, родственников) - посещение тех мест, с которыми связаны воспоминания 20-30-летней давности. В настоящее время у многих туристов этой категории, в посещаемой стране нет близких родственников, и они вынуждены останавливаться в средствах размещения. К этой форме относится 10% туристов мира.

  4. Лечебный туризм (не оздоровительный) – поездка совершается по медицинским показаниям, по направлению врачей продолжительность лечебных туров не должна быть меньше 28-30 дней. Такие туристы живут в специальных организациях (санатории, лечебницы и т.д.) К этой форме относится 10% туристов мира.

  5. Религиозный туризм – обычно религиозный туризм делится на три категории:

  1. Паломничество – поездки людей с целью поклонения религиозным святыням и участие в религиозных обрядах.

  2. ознакомительные туры – поездки для ознакомления с какой-либо религией.

  3. научные экспедиции с целью сбора информации.

  1. Прочие виды туризма – Шоп-Туры, событийные туры, шпионаж и др.

Виды туризма

по транспорту:

  1. Авиационный

  2. Железнодорожный

  3. Автомобильный

  4. Морской

По составу группы:

  1. Индивидуальный

  2. Семейный

  3. Групповой

По возрастам:

  1. Детский,

  2. Молодежный,

  3. Людей среднего возраста,

  4. Для пенсионеров.

По продолжительности:

  1. Короткие (2-5 дней)

  2. Средней продолжительности (5-14 дней)

  3. Продолжительные туры (от 14 дней до полугода)

По оплате туров:

  1. Государственные дотации

  2. Оплачиваемые самостоятельно




Функции туризма.

  1. Экономическая функция – это создание новых рабочих мест, развитие местной инфраструктуры, увеличение поступлений в государственный и местный бюджет. Эта функция направлена в основном на получение прибыли ­­­­­­­за счет удовлетворения потребностей туристов. Выделяю три категории потребностей туристов:

    1. специфические потребности – это основные потребности туриста

    2. это потребности в проживании, питании, передвижении.



    1. дополнительные – возникают у туристов во время путешествия и удовлетворяются различными предприятиями сферы услуг по мере появления.

  1. Социальный туризм – восстановление работоспособности, рациональное использование рабочего времени, обеспечение занятости, рост уровня жизни местного населения.

  2. Гуманитарная функция туризма – проявляется в виде образовательной, культурной и рекреационной составляющей.

  3. Экологические функции - наличие и развитие туризма должно способствовать эффективной эксплуатации ресурсов данной территории и развитием мер по охране окружающей среды. Иногда избыток туристов или неправильная организация туризма наносит окружающей среде вред.

Туристские ресурсы

Это любые компоненты окружающей среды, привлекающие туристов.

Туристские ресурсы делятся на две категории:


  1. Непосредственные ресурсы – это культурно-исторические и природные.

Делятся на три группы:

- курортологические,

- общеоздоровительные и рекреационные,

- духовно-культурологические.



  1. Косвенные ресурсы – социально экономические ресурсы. Необходимы для использования туристами непосредственных ресурсов. Косвенные ресурсы делятся на трудовые, финансовые и материально-технические.

Туристская инфраструктура (индустрия туризма)

Туриндустрия – это все что удовлетворяет потребности туриста во время путешествия.

Индустрия туризма – это совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов развлечения, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, организаций занимающихся управлением и регулированием в области туризма, а так же рекламу туризма.

Виды географических положений.

Географическое положение – это положение какого-либо пункта или региона земной поверхности по отношению к объектам и территориям с которыми он находится во взаимодействии.



  1. Физико-географическое положение – положение относительно каких-либо природных объектов, влияющих на особенности природы данного объекта (региона), сам объект при этом может находится в составе этого ареала или за его пределами.

  2. Математико-географическое – это положение географического объекта в системе географических координат и по отношению к поверхности земли.

  3. Этнокультурные – положение объекта относительно культурно-географических образований разного территориального ранга и характера, а также важнейших центров развития духовной культуры.

  4. Экономико-географическое положение – это положение относительно элементов общественного производства, а так же по отношению к географическому району, области, стране.

  5. Геополитическое положение – это положение относительно очагов экономической и военной мощи, различных политических, экономических, военных и религиозных группировок. Геополитическое положение делится:

    1. политико-географическое – положение стран и их частей на политической карте по отношению к районам концентрации социальных классовых и политических сил.

    2. Военно-географическое – это положение региона или государства относительно центра военной мощи или государств создающих угрозу военных конфликтов.

  6. Эколого-географическое – положение относительно районов неблагоприятной экологической обстановки или наоборот благоприятной.

  7. Транспортно-географическое положение – это положение относительно крупных транспортных узлов и возможностей для развития транспортных потоков, степени комфортности путешествия и т.д.

Туристские макрорегионы, их состав. Основные направления, международных туристских потоков.

  1. Европейский – входят все страны Европы, страны бывшего советского союза, бывшие соц.страны восточной Европы, Израиль, Турция, Кипр.

  2. Африканский регион – входят все страны Африки, кроме Ливии и Египта, Мадагаскар и острова Индийского океана.

  3. Ближний восток – Ливия, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания.

  4. Южная Азия – Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Непал, Бутан, Бангладеш.

  5. ВАТ (Восточноазиатский тихоокеанский регион) –Монголия, Тайланд, Китай, Лаос, Камбоджа, Япония, Индонезия, Малайзия, Австралия, Новая Зеландия + островные государства Тихого океана, до международной линии раздела дат (к западу от этой линии)

  6. Американский – Все страны Южной и Северной Америки, Карибский регион (Ямайка, Куда, Доминиканка), Гренландия, острова Тихого океана к востоку от линии раздела дат.

Макрорегионы делятся на две группы:

  1. Принимающие – туристы больше приезжают, чем уезжает. К принимающим относится: Африка, Ближний Восток и Европа.

  2. Отправляющие – туристы больше приезжают, чем выезжают.

Вклад туристских макрорегионов в международный туризм.

Регионы/Годы

1950 г.

2005 г.

2020 г.

Европа

66,5

54,8

45,9

Америка

29,6

16,4

18,1

ВАТ

0,7

19,3

25,4

Остальные

3,2

9,3

10,6


Причины снижения популярности европейского макрорегиона.

  1. Завышенная ценовая политика

  2. Устаревание туристских ценностей

  3. Проигрыш другим регионам в ценовой конкуренции, качестве услуг, в соотношении цена – качество.

В международном потоке туризма выделяют внутрирегиональный и межрегиональный туризм. В большинстве случаев на внутрирегиональный туризм приходится 80-85% от международного потока туристов. В настоящее время межрегиональный туризм развивается в 2-3 раза быстрее, чем внутрирегиональный.


Факторы, влияющие на развитие международного туризма.

В большинстве случаев выделяется от 4 до 5 групп факторов:



  1. Природные - особенности качества и количества рекреационных и антропогенных ресурсов;

  2. Инфраструктурная – уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

  3. Социально-экономическая – это уровень развития и структура социальной и непроизводственной сферы, уровень жизни населения, политическая и экономическая стабильность.

  4. Факторы географического положения – особенности географического положения по отношению к главным туристским центром.

Факторы, влияющие на туризм часто делятся на следующие категории.

Факторы



Статичные

Меняется очень медленно или не меняется.

- природно-географические

- культурно-исторические



Динамичные

Факторы, связанные с населением и государством.

- Социально-экономические

- Демографические

- материально-технические и технологические факторы.





Факторы



Экзогенные (внешние)

Напрямую не связаны с туризмом, но влияют на масштабы туристской деятельности.

- природно-географические

- политические

- экономические

- социально-демографические

- технологические.


Эндогенные (внутренние)

Ключевые явления и объекты, воздействующие не посредственно в сфере туризма

- инфраструктурный фактор

- материально технический




Влияние на туризм природно-географических факторов.
Почти всегда туристов привлекает наличие водных объектов, сложный рельеф, тёплый, благоприятный климат.

Демографические факторы.

Различные параметры и характеристики населения.



  1. Самый главный – естественный прирост населения (рождаемость минус смертность);

  2. Продолжительность жизни населения;

  3. Возрастная структура населения;

  4. Национальный состав населения;

  5. Религиозный;

  6. Размещение населения.

Рост численности населения рассматривается как потенциальное увеличение числа туристов. Увеличение рождаемости в ближайшее время приводит к снижению, а в будущем к его росту.

Постепенно в мире происходит увеличение продолжительности жизни и на фоне снижения рождаемости наблюдается старение населения.

Возрастные группы, выделяемые в туризме.


  1. Лица пожилого возраста – люди старше 65 лет. Могут путешествовать круглогодично. Предпочитают посещение культурно-исторических центров (отдаленных). Не очень требовательны к услугам. Не является обязательным условием путешествие с партнером.

  2. Лица третьего возраста – люди от 45 до 64 лет. Данная категория туристов является самой привлекательной для поставщиков услуг в туризме. Они активны, требовательны к комфорту, имеют высокий уровень достатка. Обычно путешествуют без детей.

  3. Молодые – по разным оценкам сюда относятся люди от 25 до 44 лет, а иногда от 30 до 50 лет. Категория очень неоднородная, обычно делят на следующие части:

    1. Семейные пары с детьми

    2. Бездетные пары

    3. Одинокие люди

  4. Молодежь – люди от 15 до 24 лет. Предпочитают экономичные варианты отдыха с преобладанием развлечений и активных форм спорта. Эта категория туристов путешествует без родителей.

  5. Дети – люди до 14 лет. Путешествуют с родителями. На деньги родителей и на их усмотрение.

Национальный и религиозный состав населения.

Принимающей стороне следует учитывать национальные и религиозные особенности туристов. В будущем существует тенденция образования туристских групп по национально-религиозному признаку. В мире существует тенденция увеличения числа городских жителей. Жители городов имеют более выраженную потребность в туризме. Увеличение количества городов имеющих более развитую инфраструктуру по сравнению с деревенскими поселениями также способствует развитию туризма.



Социальные факторы.

В мире происходит увеличение социальных гарантий, прав и свобод человека. В мире увеличивается общая продолжительность свободного времени. Также существует тенденция разделения отпуска на три-четыре части. В результате увеличивается количество коротких путешествий. Существует практика увеличения на один час продолжительности дневного рабочего времени, но сокращении длительности рабочей недели, увеличивается возможность поездок людей в туры выходного дня. Увеличивается уровень образования и доля образованных людей, повышается уровень культурного развития людей. Это благоприятно сказывается на туризме в целом, повышает интерес людей к чужой культуре. Способствует более разнообразному и сложному отдыху. В мире происходит увеличение интенсивности труда, нагрузок во время работы, это способствует развитию туризма. Следует учитывать влияние на туризм сведущих изменений в обществе:



  1. Мода на здоровый образ жизни;

  2. Мода на занятие туризмом;

  3. Тревога за состояние окружающей среды.

Влияние на туризм экономических факторов.

На туризм влияет соотношение курса валют и другие рыночные показатели. В условия экономической стабильности или экономического спада наблюдается снижение туристской активности. Больше всего путешествуют жители наиболее экономически развитых стран мира (Скандинавия, США, Япония, Германия, Бельгия, Голландия).

Туризм оказывает на экономику стимулирующий эффект, способствует развитию инфраструктуры, возникновению экономических связей, созданию рабочих мест, притоку инвестиций и увеличению дохода местного и государственного бюджета.

Инфраструктурные факторы.

Уровень развития и особенности развития инфраструктуры оказывает влияние на туризм.



Геополитический фактор.

Особенности въезда и выезда в страну (паспортно-визовые формальности), наличие между странами дипломатических отношений. С точки зрения туризма выделяют три вида дестабилизации:



  1. Глобальная, продолжительная дестабилизация. Вызвана военными действиями или непрерывными террористическими актами. (Ливан, Северная Ирландия, Шри Ланка, Афганистан, Оганда и Алжир)

  2. Постоянная напряженность и неопределенность. (Египет, Индия, Израиль, Ямайка, Кения, Перу, ЮАР)

  3. Единичные явления терроризма.

Проявление глобализации в международном туризме

Существует несколько направлений проявления глобализации в туризме:



  1. Проявление глобализации в экономике туризма:

    1. Горизонтальное (гостиничные цепочки) и вертикальное (туроператор и турагентство, авиаперевозчик, гостиницы) сплетение капитала туристских предприятий.

    2. Привлечение иностранных инвестиций в регионы, где туризм развивается.

    3. Глобальный туристский менеджмент (стратегическое сотрудничество в туризме)

  2. Влияние глобализации на технологии в туризме. Использование глобальных компьютерных систем бронирования. Стандартизированные технологии в сфере транспорта.

  3. Влияние глобализации на туристский спрос и культур. Постепенное выравнивание туристского поведения, обмен туристской культуры и культуры приема туристов.

    1. Становление понятия «всемирный турист»

  4. Проявление глобализации в туризме и экологии. Осознание того, что туризм связан сложными связями с состоянием окружающей среды. Появление понятия «устойчивый туризм»

  5. Проявление глобализации в политике в сфере туризма. Необходимость координирования и регулирования туристских потоков во всем мире. Туристское содействие в развивающемся направлении, декларация прав и свобод туристов.

Проблема сезонности в туризме и пути её решения.

Выделяют две группы причин сезонности:



  1. Внешние факторы. Естественные проявления климата и смены времен года.

  2. Внутренние причины сезонности (второстепенные) – стереотипы поведения людей, мода, особенности графика рабочего времени и отпусков.

Способы борьбы с сезонностью в туризме:

  1. Диверсификация туристского предложения. Расширение ассортимента услуг, туров, возможностей отдыха для туристов.

  2. Гибкая ценовая политика. Повышение цен в высокий сезон и скидки в межсезонье и низкий сезон.

Туристские ресурсы России.

Туристские ресурсы России очень разнообразны, есть практически все типы климата.



Дифференцировка стран по роли туризма в экономике.

Выделяют четыре группы стран:



  1. Страны с малой ролью международного туризма в экономике. Это около 75 стран, доходы от туризма в них составляют не более 2% ВВП, а доля населения занятого в сфере туризма не более 8% населения: США, Япония, ЮАР, Россия, Словакия, Бразилия, Мексика, Индия, Иордания, Сирия, Оман и группа Африканских стран (Ангола, Бенин, Бурунди, Сомали).

  2. Страны с умеренной ролью туризма в экономике. Доля туризма в ВВП более 3%. В обслуживании туристов занято более 12% населения: Великобритания, Германия, Исландия, Дания, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Чехия, Китай, Таиланд, Сингапур, Непал, Танзания.

  3. Страны с высокой ролью туризма в экономике, в этих странах коэффициент туристского прибытия в два раза больше коэффициента туристского отбытия. Всего 32 страны: Франция, Италия, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Израиль, Испания, Португалия, Греция, Польша, Венгрия, Болгария, Хорватия, Турция, Малайзия, Египет, Тунис, Кения, страны Карибского бассейна.

  4. Страны специализирующиеся на туризме. Доход от туризма более 34% ВВП, занято в обслуживании туристов 40% населения. Коэффициент прибытия 2823‰, а коэффициент отбытия 1234‰. В основном это мелкие островные государства: Багамские острова, Мальдивские острова, Кипр, Антигуа, Барбуда, Барбадос.


Смотрите также:
География туризма и гостеприимства «География международного туризма Зарубежные страны»
131.69kb.
1 стр.
Рефератов и контрольных работ по дисциплине «География туризма»
70kb.
1 стр.
Секция «география» ПОДсекция «экспедиционные исследования»
435.37kb.
3 стр.
Некоторые тенденции развития международного туризма в посткризисный период
49.87kb.
1 стр.
Условия выполнения и требования на присвоение званий Мастер туризма и Мастер туризма международного класса, Заслуженный мастер туризма, установленные Туристско-спортивным Союзом России
80.85kb.
1 стр.
«География туризма»
91.51kb.
1 стр.
Отдых и туризм: главный регион международного туризма
77.1kb.
1 стр.
География туризма и туристическое страноведение
89.88kb.
1 стр.
«География туризма»
79.24kb.
1 стр.
Курсовая работа по дисциплине: «География и рекреалогия туризма» Тема: «Калиниградская область»
343.44kb.
1 стр.
Романов а. А., Саакянц р. Г. География туризма
7891.44kb.
32 стр.
«География туризма»
97.08kb.
1 стр.