Главная
страница 1



15 августа 2011 года

О необходимости совершенствовать экономическую журналистику


Оскар Абелло, координатор Международных программ

Джеймс Лидделл, руководитель Международных программ

Центр международного частного предпринимательства (CIPE)

Коротко о главном




  • Надежная, доступная и независимая информация по экономике и бизнесу жизненно необходима инвесторам, предпринимателям и политикам, стремящимся расширить экономические возможности каждого.

  • Во многих странах экономическая журналистика остается слабой из-за различных внутренних и внешних проблем, с которыми сталкиваются журналисты и СМИ.

  • Для повышения качества экономической журналистики недостаточно одного экономического образования: нужно учиться применять экономические понятия и бизнес-терминологию на практике.

Почему экономическая журналистика требует особого внимания?

В развитых странах ответственная журналистика в области экономики и бизнеса воспринимается как нечто самое собой разумеющееся. Ведущие средства массовой информации широко освещают финансовые рынки, новости крупного бизнеса и основные экономические показатели, от которых зависят заработки, карьерные возможности и сбережения обычных людей.
Но так было не всегда. Бизнес-репортер Крис Уэллес вспоминает:
«Многие годы сфера бизнеса, экономики и финансов оставалась в журналистике безводной пустыней. «Постыдно заброшенный сектор американской журналистики» - так отзывался об этой тематике бывший корреспондент телекомпании NBC и декан факультета журналистики Колумбийского университета Эли Абель. Если ваши репортажи с заседаний мэрии были скучны, если вы не справлялись с некрологами и не поспевали принимать рекламные объявления по телефону, вас бросали на бизнес и, хуже того, могли даже сделать редактором этого отдела бизнес-новостей»i.
С той поры глобализация и стремительное накопление информации, доступной потребителям, инвесторам, политикам и бизнесменам, вынудили СМИ уделить больше внимания качеству материалов, посвященных экономике и бизнесу. Политико-экономическая среда развитых стран также благоприятствует данному процессу.

Демократическая система правления, прозрачность и свободный доступ к информации способствуют беспрепятственному распространению экономической информации от СМИ к широкой общественности. Журналисты имеют доступ и к проверенной официальной статистике, и к независимым источникам данных, которые они могут, проанализировав, представить читателям. Законодательные акты, в том числе Закон о свободе информации (США), позволяют журналистам запрашивать у государственных органов информацию и документы, которые те обязаны по закону предоставлять СМИ и общественности. Более того, в большинстве развитых стран действуют законы, гарантирующие юридическую и физическую защиту репортерам, взявшимся за опасное расследование подозрительных сделок или случаев коррупции.

В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой на фоне стремительного роста частного сектора, общего экономического подъема и информационного взрыва, журналисты, работающие в сфере бизнеса и экономики, погружаются в куда более мутную политическую среду, и добыть, а потом обнародовать проверенную и полезную информацию оказывается намного труднее. Из-за недостатка независимых источников информации журналистский корпус попадает в зависимость от личных отношений с политиками и администраторами, а это зачастую приводит к конфликту интересов и к коррупции. Недавний скандал в Индии показал, что пресса в глазах общественности превращается в еще одну ветвь той самой власти, действия которой она обязана объективно освещатьii.

Недостаточная квалификация журналистов развивающих стран, отсутствие у них соответствующей специализации, также приводит к тому, что в обзорах сложные экономические реалии остаются без пояснения и важные деловые новости задвигаются на второй план. Заблуждения относительно роли частного сектора, распространенные в этих странах, приводят к тому, что редакторы и журналисты не придают большого значения экономическим проблемам, хотя последствия этих проблем сказываются повсеместно. В результате недостаточного и неточного освещения событий широкая публика не воспринимает даже те экономические новости, которые непосредственно влияют на жизнь людей, и не знает, когда следует призвать к ответу чиновников, ответственных за экономическую политику.

Продолжающие финансовые потрясения всемирного масштаба дали журналистам шанс заинтересовать аудиторию. Отмечен всплеск интереса к экономическим новостям и показателям. Будучи посредником между государством и обществом, пресса несет ответственность за то, чтобы представлять информацию в ясной, убедительной и доступной манере и помочь людям принимать информированные решения в таких вопросах, как траты, капиталовложения и пенсионные накопления.

Появление средств мобильной и интернет- информации, а также новых коммуникационных технологий, включая социальные медиа, в свою очередь повысило цену высококачественной экономической и бизнес-журналистики. Доступ к информации и ее распространение заметно подешевели, открыв СМИ дорогу к тому, чтобы выделиться на этой фоне в качестве наиболее чутких «приёмников» и хранителей экономической информации, экономических аналитиков. Сегодня у журналистов, более чем когда-либо, имеются источники, помимо государственных учреждений и корпораций, к которым они могут обратиться с животрепещущими вопросами и где могут найти актуальные сюжеты.


Внести порядок в хаос

Факты, информация, статистика жизненно необходимы для функционирования рыночной экономики, а потому СМИ должны строить новостные программы так, чтобы поощрять подлинный диалог между общественностью, бизнесом и властью. Наиболее успешна та экономическая и деловая журналистика, которая сумеет придать сложным экономическим проблемам человеческое измерение. Есть журналисты, способные объяснить широкой аудитории, как та или иная проблема затрагивает не только крупные корпорации или государственные структуры, но и каждую семью, малый и средний бизнес – источник экономического роста и рабочих мест.

Читатели и слушатели лучше воспринимают серьезную экономическую информацию, если получают ее из уст таких же людей, как они сами, или видят, как такие люди реагируют на эту информацию в СМИ. Макроэкономическая статистика или надвигающаяся реформа экономической политики могут показаться чересчур сложными и неблизкими обычному человеку, но хорошие журналисты умеют соотнести даже «технические» детали с повседневной жизнью и важными решениями каждого человека.

Информированный диалог по ключевым экономическим вопросам в печати или новостных программах не только поможет обычным людям в принятии экономических решений – такой диалог служит опорой демократического государства. Качественная журналистская работа обеспечивает более глубокое понимание экономических проблем и создает среду, внутри которой государственные служащие вынуждены, принимая политические решения, учитывать потребности и проблемы частного сектора. Основные задачи государства – создание рабочих мест и обеспечение устойчивого роста – могут быть осуществлены лишь тогда, когда политики поймут, как функционирует рыночная экономика.

Для того чтобы вести в средствах массовой информации осмысленный разговор об экономической политике, журналисту требуется элементарное знание о традиционных и нетрадиционных источниках экономической информации. Он также должен представлять себе потребителей экономической информации, а самое главное – разбираться в экономических отношениях между источниками и потребителями информации. Глубокое экономическое понимание этих отношений помогает репортерам и редакторам задавать более существенные и точные вопросы, направляя конструктивную публичную дискуссию.
Отсутствие специализированной подготовки приводит к тому, что репортеры, пишущие на темы экономики и бизнеса, зачастую плохо разбираются в теме, не умеют задать нужные вопросы, подать сюжет под особым углом зрения.
Экономическая журналистика становится главным инструментом выявления осмысленного порядка из хаотического потока экономической информации, которой публику бомбардируют что ни день. Обычный человек почти никогда просто не в состоянии осмыслить суть предполагаемых изменений в правилах банковских операций, нового налогового законодательства и даже коррупционных скандалов в сфере государственных поставок. Но людям необходимо понимать все это и как гражданам, и как участникам экономического процесса. Вот почему повышение качества и расширение охвата экономической журналистики чрезвычайно благоприятно для экономики и способствует большей ответственности чиновников. В любой стране приоритетной задачей должно стать выявление проблем, с которыми сталкиваются экономические обозреватели, и разработка эффективных программ, которые расширили бы возможности этой сферы журналистики.

frame1



Что сказывается на качестве экономических обзоров

Как уже было сказано, во многих странах на качестве экономической журналистики отрицательно сказывается политическая ситуация, однако имеется и множество других проблем на самом базовом уровне, начиная с самих журналистов, редакторов и средств массовой информации.

Поскольку экономическим и деловым новостям, как правило, отводится незначительная часть газетных площадей, зачастую не считают нужным вкладывать лишние средства и силы в подготовку журналистов, которые умели бы ориентироваться в сфере экономики и бизнеса. В небольших СМИ редакторы то и дело перемещают репортеров с одного задания на другое, поручая им сюжеты для разных разделов. У журналистов отсутствует определенный профиль, они не имеют возможности изо дня в день сосредоточиться на одной и той же теме и потому не видят надобности в специализации. Снижается ценность подготовки и опыта.

Отсутствие специализированной подготовки приводит к тому, что репортеры, пишущие на темы экономики и бизнеса, зачастую плохо разбираются в теме, не умеют задать нужные вопросы, подать сюжет под особым углом зрения. В странах с переходной экономикой в обзорах частного сектора заметно сказываются предрассудки и личные предпочтения. Весьма часто СМИ не дают глубокого анализа острых и сложных процессов приватизации.

Система образования также мало чем способствует подготовке журналистов, способных освещать сферу экономики и бизнеса. По данной теме недостает ресурсов и учебников, во многих странах учебные заведения опираются на зубрежку вместо анализа и глубокого понимания. Если студентов никто не учит критическому подходу к экономике, бизнесу, политике, корпоративному управлению, как же они сумеют задать ключевые вопросы, когда будут брать интервью у чиновников и бизнесменов, как смогут вести журналистские расследования?

Сама атмосфера новостного отдела препятствует качественному освещению экономических вопросов. Газеты регулярно подвергаются давлению извне – со стороны чиновников, крупных компаний и различных влиятельных фигур. К давлению присоединяются прямые или завуалированные угрозы, направленные лично на журналистов или же на их издания: такими способами от СМИ добиваются выборочного освещения и даже вводящих в заблуждение, искажающих истину репортажей. В самых страшных случаях журналистов незаконно арестовывают или даже убивают, а средства массовой информации закрываются, лишившись ключевых рекламодателей, разоряются судебными исками и высокими штрафами.

Еще одна проблема: как сохранить баланс между принципом добросовестного освещения фактов и потребностью в доходах от рекламы. Даже когда газете или журналу удается благополучно отделить маркетинговый департамент от редакторского отдела, мысль о том, что негативный отзыв о продукции «своего» рекламодателя поставит под угрозу существенный для издания доход, зачастую побуждает автора к самоцензуре.

Политически и финансово уязвимым печатным изданиям дорогой ценой дается решение соблюдать профессиональную этику. Редакторы вынуждены решать, противостоять ли внешнему давлению или согласиться с требованиями смягчить ту или иную публикацию или вовсе отказаться от нее. Как затронуть деликатный вопрос инфляции, если власти пытаются подтасовывать официальные данные и подавляют попытки независимого анализа? Именно это происходит в данный момент в Аргентинеiii. Как дать непредвзятый материал о нарушении правил рыночной конкуренции в Марокко, если подобный материал наносит ущерб влиянию королевского дома (весьма чувствительного к таким вопросам) на финансовую политику страны и инвестиционные решения?iv В таких случаях приходится выбирать между необходимостью написать правдивую историю и сохранить доброе имя газеты и опасением погладить против шерсти крупных чиновников или рекламодателей.


Стратегия повышения качества
экономической журналистики

Что можно сделать, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми деловая и экономическая журналистика сталкивается во всем мире? Первая мысль, которая приходит в голову большинству людей: усилить подготовку журналистов. Профессиональные семинары пойдут на пользу и помогут журналистам усовершенствовать инструментарий для освещения сложных проблем. Тем не менее, опыт Центра международного частного предпринимательства (CIPE), сотрудничающего с бизнес-журналистами во многих странах, показывает, что одних семинаров недостаточно для того, чтобы заполнить существующую лакуну.

Отдача от программ повышения квалификации в значительной степени снижается из-за высокой текучести кадров в журналистике. Молодые репортеры, только что вышедшие из университета, склонны хвататься за любую подвернувшуюся возможность и часто переходят с место на место, а те, кто успел нажить опыт в сфере экономики и бизнеса, нередко соблазняются прибыльной работой в частном секторе. Как оценить эффективность той или иной формы подготовки, если журналисты не задерживаются на одном месте и не развиваются внутри определенной специализации?

В рассуждениях о подготовке журналистов зачастую упускается из виду и другой фактор: отношения журналиста с редактором. Семинары учат репортера самостоятельно выбирать сюжеты и угол зрения, наводки, которые он будет разрабатывать, но весьма часто такие решения принимает не сам журналист, а редактор или же владелец газеты. Нужно с самого начала привлекать к этому обучению и редакторов, пробуждая в них заинтересованность – тогда журналистам будет предоставлена большая свобода и возможность выбора.


Без глубокого понимания конкретных отраслей и рынков журналист, скорее всего, проникнется предубеждениями администратора, у
которого берет интервью.

Повышение квалификации журналистов не должно сводиться к однократным и многодневным семинарам академического типа. Нужно искать другие подходы к сложным проблемам экономики и бизнеса. Мало пользы будет от того, что перед группой журналистов выступит профессор экономики: не теория тут требуется в первую очередь, а практическое применение тех или иных понятий.

Альтернативным вариантом могли бы, к примеру, стать регулярные встречи с банкирами, администраторами, гражданскими активистами, аналитиками, экспертами по экономике, защитниками интересов потребителей, биржевыми брокерами и корпоративными юристами. На этих встречах журналисты могли бы обсудить отраслевые новости, развитие технологий, этические вопросы и в заключении выполнить письменное задание, чтобы проверить, как они усвоили информацию. Такой подход был выбран партнером CIPE Пресс-клубом Кыргызской фондовой биржи, который в сотрудничестве с местными экспертами и практиками занимается подготовкой киргизских журналистов. Обнаружив потребность в лучшем понимании институтов рыночной экономики, Пресс-клуб организовал подобные встречи, и они принесли заметные плоды, когда журналисты смогли использовать приобретенные знания на практике, разобравшись в таких темах, как бюджетные издержки и кооперативные фондыv.

Программы подготовки должны также включать разбор и анализ таких понятий, как коррупция, с целью представить более полную картину, установить связь между проявлениями коррупции и их последствиями для экономики в целом. Также и на семинарах по бизнес-статистике следует уделить больше вниманию исследованию ключевых показателей (например, индексу «Ведения бизнеса» Мирового банка), разобраться в методах сбора и обработки данных. Журналист должен всегда всматриваться в информацию в поисках каких-то новых сюжетов, которые эти данные могут поведать его читателям. В этом смысле умение анализировать методологию сбора данных может оказаться как нельзя более кстати.

О качестве освещения экономических и деловых вопросов следовало бы также побеспокоиться самим деловым кругам. Без глубокого понимания конкретной отрасли или рынка журналист, скорее всего, проникнется предубеждениями администратора, у которого берет интервью. Обратившись же в торговые палаты и в бизнес-ассоциации, он мог бы получить объективную информацию, поскольку эти органы учитывают интересы всех своих членов и способны представить более сбалансированную картину бизнеса в целом или конкретного его сектора.
Практическая выгода от повышения качества освещения экономики и бизнеса

Нет сомнений в том, что качественное освещение деловых и экономических вопросов самым благотворным образом сказывается на развитии экономики и демократии. Но можно ли утверждать, что оно также поспособствует увеличению розничных продаж, подписки или доходов СМИ от рекламы?

Разумеется, не во власти СМИ полностью контролировать все факторы, от которых зависит спрос на высококачественную деловую и экономическую журналистику. В странах, где экономику по-прежнему плотно опекает малочисленная олигархия, инвесторы, менеджеры и владельцы компаний могут вовсе не полагаться на СМИ как на источник существенной информации – вместо этого они используют свои личные связи и источники. С другой стороны, во многих развивающихся странах и в странах с переходной экономикой крупным государственным предприятиям в скором времени предстоит приватизация, или этот процесс уже начался. Если приватизация будет достаточно прозрачной, инвесторам и корпоративным менеджерам в самих этих государствах и за рубежом понадобится независимая и высококачественная информация о потенциальных инвестиционных возможностях.

Более того, зарождающийся во многих странах этой группы средний класс мог бы стать основной – причем до сих пор неохваченной – аудиторией экономических и деловых обзоров. Именно так обстоит дело в развитых странах. В середине ХХ века с ростом численности среднего класса в США СМИ осознали, что информация о потребительских товарах длительного пользованиях, таких, как холодильники, стиральные машины, сушилки, автомобили, окажется чрезвычайно ценной для их расширяющейся аудитории, поскольку все больше людей зарабатывают достаточно, чтобы приобретать подобные вещи, и хотят разобраться в имеющемся выборе. В конце ХХ века еще более повысился спрос на журналистику в сфере финансов и инвестиций, когда те же представители среднего класса стали рассматривать варианты пенсионных сбережений или накоплений на высшее образование для детей.

Задача сформировать аудиторию для экономических и бизнес-обзоров и придать за счет таких обзоров большую ценность своему изданию остается главной проблемой для СМИ в любой стране, но в странах с развивающейся и переходной экономикой издания могли бы существенно выиграть от повышения качества отечественной экономической журналистики. Возможно даже, что СМИ, в особенности печатные, будут оцениваться именно исходя из качества предлагаемого ими аналитического освещения экономических и деловых вопросов. Читатели все чаще читают новости по Интернету и в социальных медиа, однако желая разобраться в истоках, значении и экономических последствиях текущих событий они обращаются уважаемым журналистам.



iПримечания
 Chris Welles, Writing About Business, The New Columbia Knight-Bagehot Guide to Economics and Business Journalism, ed. Terri Thompson, Columbia University Press, 2001.

ii Emily Wax, “Indian journalists accused of secretly helping politicians, businesses,” The Washington Post, November 22,

2010, http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/11/22/AR2010112203831.html.



iii Vinod Sreeharsha, “Argentina: Wrong number,” Emerging Markets, March 28, 2011, http://www.emergingmarkets.org/Article/2793017/ARGENTINA-Wrong-number.html.

iv Guilain P. Denoex, “Corruption in Morocco: Old Forces, New Dynamics and a Way Forward,” Middle East Policy 14, Issue 4 pp. 134-151, November 27, 2007.

v “Kyrgyzstan Continues to Improve its Reporting on Economic Issues,” Democracy in Action, CIPE, April 18, 2011, http://www.cipe.org/democracyInAction/041811/articles/kyrgyz.html.
Оскар Абелло, координатор международных программ Центра международного частного предпринимательства (CIPE), работает c программами укрепления экономической журналистики, бизнес-ассоциаций, гражданской ответственности бизнеса и частного предпринимательства. Также, на добровольной основе, Оскар состоит штатным корреспондентом Nextbillion.net, ведущего блога и информационной службы, чья деятельность посвящена проблемам экономического и демократиического развития через частное предпринимательство. Оскар Абелло имеет диплом экономиста Унивверситета Виллановы.
Джеймс Лидделл – руководитель международных программ Центра международного частного предпринимательства (CIPE), направленных на развитие предпринимательства среди молодежи и укрепление роли женщин-предпринимателей. До вступления на настоящую должность Джеймс работал координатором по мониторингу и оценке в Национальном институте демократии в Марокко. На этой должности в его обязанности входили оценка и подготовка отчетов о работе института, а также программы работы с молодежью. Статьи Лидделла публиковались в Брукингском институте, Фонде Карнеги за международный мир, журнале «Journal of North African Studies», Оксфордской энциклопедии исламского мира и других изданиях. Джеймс Лидделл закончил Колледж Бэйтс с дипломом политолога.
Взгляды, высказанные авторами, могут не совпадать с официальной точкой зрения Центра международного частного предпринимательства (CIPE). CIPE разрешает воспроизведение, перевод и публикацию оригинала статей бюллетеня «Экономическая реформа» при соблюдении следующих условий: 1) указания имен авторов и ссылки на CIPE; 2) уведомление CIPE об издании, в котором воспроизведена статья, и направление в вашингтонское отделение CIPE экземпляра издания.
Информационная служба «Экономические реформы» — это интернет-центр распределения электронных изданий CIPE. На сайте центра содержатся научные статьи, предназначенные для представителей государственной власти, предпринимателей, общественных деятелей, ученых и прочих лиц, интересующихся проблемами экономических реформ и их связью с демократическим развитием. Статьи отправляются по электронной почте и выкладываются на сайт дважды в месяц. Желающие подписаться на бесплатную рассылку статей CIPE, пожалуйста, оставьте адрес своей электронной почты на сайте CIPE по адресу www.cipe.org. CIPE с удовольствием принимает статьи, написанные нашими читателями. Принимаются статьи объемом не более 3–7 страниц (от 1000 до 3000 слов) на тему, отвечающую основным задачам CIPE.
Задача Центра международного частного предпринимательства (CIPE) – укрепление демократии во всем мире посредством развития коммерческой инициативы и рыночных реформ. CIPE – один из четырех основных институтов Национального фонда поддержки демократии и аффилиат Торговой палаты США. С 1983 г. CIPE в сотрудничестве с лидерами делового сообщества, политиками и журналистами служит созданию институтов гражданского общества, без которых невозможна подлинная демократия. Основные программы CIPE связаны с противостоянием коррупции, предпринимательскими объединениями, корпоративным и демократическим управлением, доступом к информации, проблемами теневой экономики и имущественных прав, а также проблемами женщин и молодежи.

Поделиться мнением о статье можно в блоге развития на сайте CIPE: www.cipe.org/blog



Центр международного частного предпринимательства

1155 15th Street NWSuite 700Washington, DC 20005



ph: (202) 721-9200fax: (202) 721-9250www.cipe.orgforum@cipe.org




Смотрите также:
2011 год Справочная информация
103.43kb.
1 стр.
Бюллетень содержит данные за период с 12 августа 2011 по 19 августа 2011 Информационные услуги для Вашего бизнеса
2253.45kb.
14 стр.
Календарь народных праздников 2011 год Русские народные праздники 2011 года
12.75kb.
1 стр.
Пресс-обзор рынка недвижимости с 24 августа по 30 августа 2011 года
882.25kb.
15 стр.
«Грани продаж» в период с 15 августа 2011 года по 14 октября 2011 года
287.45kb.
1 стр.
Информация цбр от 4 августа 2011 г
41.57kb.
1 стр.
Постановление От 27 августа 2012 года №1473 пгт. Междуреченский Об утверждении районной долгосрочной целевой программы Кондинского района «Новая школа Конды на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» в новой редакции
824.55kb.
5 стр.
«31» августа 2011 г Председатель ус «31» августа 2011 г. Директор школы А. Ажоев
4021.67kb.
19 стр.
Об изменениях, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг
100.26kb.
1 стр.
По состоянию на 01 августа 2011 года
114.71kb.
1 стр.
Л. В. Чернодубова " " августа 2011 года
42.67kb.
1 стр.
Бюллетень содержит данные за период с 19 августа 2011 по 25 августа 2011 Информационные услуги для Вашего бизнеса
2245.65kb.
11 стр.