Главная
страница 1
Введение: 

Актуальность темы исследования. Проблема совершенствования управления экономическим развитием - одна из ключевых в современной России. В свою очередь в региональных экономических исследованиях в последнее время выходит на первый план изучение региональной экономической политики. Под региональной экономической политикой подразумевается совокупность целей, принципов, управленческих действий, юридических норм и хозяйственной практики, направленных на обеспечение сбалансированного территориального развития при условии баланса экономических интересов государства и регионов. В рамках продолжающегося изменения подходов к управлению экономикой и преобразованием ее отраслевой и территориальной структуры, региональная экономическая политика реализуется через комплекс экономических механизмов управлениятерриториальным развитием. Без исследования традиционных и новых механизмов региональной политики невозможно обеспечить эффективное территориальное управление экономическим развитием.

В системе методов управления региональным развитием мы можем выделить традиционныеуправленческие приемы (административно-правовые меры регулирования регионального развития: принятие специальных программ, постановлений и указов, регулирующих социально-экономическое развитие). Можно также выделить ряд экономических механизмов прошедших качественную трансформацию. Это, прежде всего, относится к бюджетному федерализму, имеющему значительные исторические корни в советской управленческой системе. (Часть из этих механизмов рассмотрена в работе). Это относится к системе административных методов: указы, постановления органов власти, федеральные целевые программы.

Территориально-политическое устройство и система экономического районирования непосредственно не являются механизмами региональной политики, однако задают «масштаб» и правовые формы регионального экономического развития. Это же положение следует отнести и к системе федеральных округов, которая не является новым механизмом регионального развития, т.к. имеет аналоги, как в российской, так и в советской практике. Таким образом, вышеперечисленныеинструменты управления региональным развитием, испытав сложные трансформации, являются традиционными для отечественной практики.

Вместе с тем существуют механизмы регионального развития являющиеся новыми для России. Это относится к трансграничному экономическому сотрудничеству. В условиях диалектического сочетанияглобализации и регионализации трансграничное экономическое сотрудничество является важным фактором успешного хозяйственного развития любой страны. Этот тезис крайне актуален для России в связи с тем, что с одной стороны 46 субъектов федерации имеют выход к государственной границе, а с другой стороны большая часть территории страны, имеющая площадь 17,7 млн. кв.км., такогопреимущества лишена. Таким образом, трансграничное экономическое сотрудничество в российских условиях является важным фактором, влияющим на социально-экономическое развитие страны.

Трансграничное экономическое сотрудничество как тип внешнеэкономических связей и как механизм регионального развития находится в стадии научного осмысления в мировой экономической теории и практике. В России эта форма оказалась включенной в сложную систему регионального развития достаточно совсем недавно (в начале 90-х годов).

Актуальность исследования связана с тем, что до настоящего времени экономическая сущностьтрансграничного экономического сотрудничества как механизма региональной политики России, его место в системе регионального развития не имеет исчерпывающего теоретического осмысления, более того, практика трансграничного экономического сотрудничества только начинает разворачиваться, а значит и изучаться.

Можно выделить несколько общих причин повышения значимости трансграничного сотрудничества в контексте проблематики регионального развития российских регионов:

1) Объективные потребности реформирования экономического пространства страны при условии сохранения его целостности и учете экономических прав регионов возводят проблему комплексного развития территорий в ранг приоритетной, требуют изучения новых, объективных закономерностей регионального развития, формирующихся в условиях трансформирующейся экономики.

2) Осуществляемые экономические реформы приводят к существенному изменению территориальнойструктуры экономики, при этом механизмы экономического управления территориальным развитием, адекватные новым условиям, в достаточной степени не выявлены.

3) Продолжается эволюция системы управления региональным развитием, при этом отсутствует необходимое институциональное оформление региональной экономической политики.

4) Традиционные и новые механизмы региональной политики существуют в различном правовом поле, и в рамках реструктурируемого экономического пространства. Не регулируемое взаимодействие указанных процессов приводит к углублению экономической дифференциации.

5) В структуре механизмов региональной политики значительную роль приобретают внешние факторы территориального управления экономическим развитием. Глобализация мировой экономики по-разному проявляется в субъектах Российской Федерации и вызывает разнонаправленные тенденции развития отдельных отраслей и крупных хозяйствующих субъектов.

6) Резко возросло количество вариантов развития регионов, дифференциация и усложненность форм и механизмов государственного управления. Таким образом, в России формируется восемьдесят девять относительно «самостоятельных» экономических пространств (субъектов российской федерации), половина из которых выстраивает механизмы социально-экономического развития с учетом фактора приграничности, т.е. трансграничного экономического сотрудничества.

В этих условиях анализ трансграничного сотрудничества в системе существующих механизмов регионального экономического развития приобретает принципиальное значение для страны в целом и каждого региона -субъекта РФ. Методология сбалансированного регионального развития в условиях рыночной экономики, не может быть выработана без разработки теории и изучения практики трансграничного экономического сотрудничества российских регионов.

Для целей и задач исследования привлечен широкий круг источников и материалов. Это работыэкономистов Адамеску А.А., Алампиева П.М.,

Александрова А.Г., Бугаева В.К., Вардомского Л.Б., Введенского В.Г., Воротилова В.А., Гранберга А.Г.,Граника Г.И., Дваса Г.В., Дмитриевой О.Г., Дружинина П.В., Исляева Р.А., Кистанова В.В., Коссова В.В., Лариной Н.И., Лексина В.Н., Минтаирова М.С., Муравьева А.И., Некрасова Н.Н., Павленко В.Ф., Петрова А.Н., Пилясова А.Н., Полозова В.Р., Попова А.И., Пробста А.Е., Пчелинцева О.С., Рафикова С.А., Рохчина В.Е., Румянцева А.А., Рыбакова Ф.Ф., Селиверстова В.Е., Сигова И.И., Суслова В.И., Суспицыной С.А.,Тишина В.Е., Унтуры Г.А., Феодоритова В.Я., Ходачека A.M., Ходачека В.М., Чичканова В.П., ШаталинаС.С., Шнипера Р.И., Штульберга Б.М., посвященные наиболее актуальным проблемам регионального развития.

Ряд важных междисциплинарных аспектов изучения проблем регионального развития рассмотрены в трудах политологов и географов: Агафонова Н.Т., Алаева Э.Б., Артоболевского С.С., Дерябина Ю.С., Каганского В.Л., Лаврова С.Б., Литовки О.П., Макарычева А.С., Сергунина А.А., Смирнягина Л.В., Хорева Б.С., Чистобаева А.И.

Большую роль имели также работы зарубежных ученых-экономистов, опубликованные в последние годы и связанные с поиском теоретических моделей регионального развития и практикой территориального социально-экономического развития страны. К ним методически близки и труды, посвященные вопросам региональной экономической политики и приграничного экономического сотрудничества регионов. В этом контексте использованы подходы таких ученых и экспертов как: Валтасаари Ю., Ван Рун П., Викерман Р., Грэхам Т., Йемен А., Кристиансен Т., Ландбасо А., Линдстрем В.,Портер М., Радигер В., Раутио В., Роккан С., Тюккюлайнен М., Хеттне Б., Хьюрелл Э., Эстолл Р.

Основную документальную базу диссертации представляют законодательные акты Российской Федерации (указы, постановления, законы, федеральные программы), законодательство регионов и документация министерств и ведомств Российской Федерации, в том числе Министерства экономического развития и торговли и Министерства иностранных дел, Правительства Ленинградской области. Использованы уставы регионов и иные правовые акты субъектов федерации, договора о разграничении предметов ведения, международные документы.

Фактологическую и статистическую основу диссертации составили официальные материалы Государственного комитета по статистике. В работе исследовались данные государственной статистической отчетности об экономической деятельности регионов. Ряд расчетов выполнен с использованием данных Департамента региональной экономики и программ Министерства экономического развития и торговли.

Объект исследования: трансграничное экономическое сотрудничество в системе механизмов региональной экономической политики субъектов Российской Федерации

Предмет исследования: совокупность методологических и прикладных характеристик трансграничного экономического сотрудничества.

Цель исследования: на основе анализа функционирования основных механизмов регионального развития, обобщения накопленного опыта региональной экономической политики, а также, исходя из существующей практики территориального управления, определить положение трансграничного экономического сотрудничества в системе основных механизмов реализации региональной экономической политики в Российской Федерации, разработать основы методологии трансграничного экономического сотрудничества.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

1. Разработка методологии современного экономического регионализма как фактора развития национальной экономики, испытывающего возрастающее внешнее влияние;

2. структуризация и анализ традиционных, а также новых механизмов осуществления региональной экономической политики;

3. анализ теоретических основ и практики функционирования системы территориального управления экономикой;

4. формирование методологических основ применения трансграничного экономического сотрудничества в системе региональной экономической политики в Российской Федерации;

5. оценка наиболее перспективных направлений и наиболее адекватных методов реализации трансграничного сотрудничества в системе региональной экономической политики;

6. разработка новых показателей комплексного социально-экономического развития приграничных районов;

7. типологизация приграничных субъектов федерации как часть разрабатываемой методологии исследования трансграничного экономического сотрудничества;

8. определение значения фактора приграничности в привлечении иностранных инвестиций в экономику России.

Научная новизна, основные научные результаты, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Сформулированы теоретико-методологические основы экономического регионализма и новые подходы к процессам формирования региональной экономической политики в Российской Федерации исходя из влияния внешних факторов на социально-экономическое развитие страны.

2. Предложены методологические основы концепции социально-экономического развития приграничных субъектов федерации на основе изучения теории и практики трансграничного сотрудничества.

3. На основе анализа форм трансграничного сотрудничества, применяемых в Российской Федерации и за рубежом, предложены варианты использования трансграничного экономического сотрудничества в практике хозяйственного развития.

4. Разработана типология приграничных субъектов Российской Федерации для целей реализации региональной экономической политики.

5. Уточнена система показателей социально-экономического развития приграничных территорий России и методика их расчета. Предложен новый показатель данной системы - коэффициент интенсивности внешнеэкономических связей.

6. Даны научно-обоснованные рекомендации по приоритетным направлениям комплексного развития экономики приграничных регионов.



Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы, содержащего 289 наименований.


Смотрите также:
Актуальность темы исследования. Проблема совершенствования управления экономическим развитием одна из ключевых в современной России
103.31kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования. Проведение данного исследования обусловлено всем современным культурным, политическим и экономическим положением в России
157kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
56.77kb.
1 стр.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
305.15kb.
1 стр.
Методика расследования побоев
359.09kb.
1 стр.
Механизм управления социально-экономическим развитием территориально-хозяйственных подсистем в региональной экономике 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством региональная экономика)
731.08kb.
5 стр.
Ф восстановлению утраченного человеком ощщения справедливого
153.05kb.
1 стр.
Показатели 33
1507kb.
6 стр.
Актуальность темы исследования
821.45kb.
7 стр.
«Роль женщины в современном мире»
482.01kb.
2 стр.
Данная проблематика лежит в русле сопоставления английских и русских суеверий
244.9kb.
1 стр.
А актуальность темы диссертационного исследования.​
1381.08kb.
5 стр.