АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
РАЗДЕЛ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»
Руководитель ФЦБ «Развитие человеческого потенциала» первый заместитель главы муниципального района Шитова В.Л.
-
Общие направления деятельности
1.1. культура и искусство;
2.Общий анализ полномочий
-
Закрепленные за управлением вопросы местного значения, определенные ч.1.ст.15 ФЗ № 131, представлены в таблице 1
Таблица 1.
№ пп
|
Полномочия
|
Норма
|
Подразделение
|
Примечание
|
1.
|
Организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов
|
п.19 ч.1. ст.15
|
Управление культуры и искусства администрации Чайковского муниципального района
|
|
2.
|
Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры
|
п.19.1 ч.1 ст.15
|
Управление культуры и искусства администрации Чайковского муниципального района
|
|
3.
|
Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района
|
п.19.2 ч.1 ст.15
|
Управление культуры и искусства администрации Чайковского муниципального района
|
|
4.
|
Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время
|
п.11. ч.1. ст.15
|
Управление культуры и искусства администрации Чайковского муниципального района
|
|
-
Закрепленные за управлением вопросы местного значения, определенные ч.1.ст.15.1 ФЗ № 131, представлены в таблице 2
Таблица 2.
№ пп
|
Полномочия
|
Норма
|
Подразделение
|
Примечание
|
1.
|
Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района
|
п.1. ч.1. ст.15.1
|
Управление культуры и искусства администрации Чайковского муниципального района
|
|
-
Закрепленные за блоком целевые и ключевые показатели
За ФЦБ «Развитие человеческого потенциала» закреплен ряд целевых и ключевых показателей, определенных следующими нормативными документами:
3.1. Указом Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных»;
3.3. Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р;
3.3. Указом губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. № 55 «О целях и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2012 годы»;
3.4. Постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2008 г. № 664-п «О конкурсе муниципальных районов и городских округов Пермского края по достижению наиболее результативных значений показателей социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Пермского края»;
3.5. Соглашением о взаимодействии между Правительством Пермского края и Чайковским муниципальным районом в сфере управления муниципальными учреждениями социальной сферы на 2010-2012 годы;
3.6. Соглашением о взаимодействии между Правительством Пермского края и Чайковским муниципальным районом в сфере развития человеческого потенциала № 390-п от 12.09.2008 г. (дополнительное Соглашение № 3 от 19.07.2010 г.).
Перечень показателей представлен в приложении 1 к настоящему аналитическому отчету.
4. Анализ ключевых показателей проведен:
4.1. в сравнении значений показателей по Чайковскому муниципальному району за период 2009-2010 годов;
4.2. в сравнении значений показателей Чайковского муниципального района со средними значениями по Пермскому краю за 2010 год;
4.3. в сравнении значений показателей Чайковского муниципального района с значениями по Воткинскому городскому округу за 2009 год.
4.4. Перечень значений ключевых показателей с аналитическим комментарием приводится в приложении 2 к настоящему отчету.
4.5. Аналитическая записка по разделу «Культура и искусство». приведена в приложении 3.
Приложение 1
|
№ п/п
|
Показатель
|
Указ Президента РФ № 607
|
Распоряжение Правительства РФ № 1313
|
Указ губернатора ПК № 55
|
Постановление Правительства ПК № 664-п
|
Соглашение с Правительством ПК в сфере управления мун.учреждениями
|
Соглашение с Правительством ПК в сфере РЧП
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Культура и искусство
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (процентов)
|
|
Х
|
|
|
|
|
2.
|
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в городском округе (муниципальном районе) от нормативной потребности (процентов):
|
|
Х
|
|
|
|
|
2.1
|
а) парками культуры и отдыха
|
|
Х
|
|
|
|
|
2.2.
|
б) библиотеками
|
|
Х
|
|
|
|
|
2.3.
|
в) клубами и учреждениями клубного типа
|
|
Х
|
|
|
|
|
3.
|
Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения
|
|
|
|
|
|
Х
|
4.
|
Количество градостроительных элементов, направленных на развитие привлекательной и гармоничной среды в муниципальных образованиях (малые архитектурные формы, элементы благоустройства, зоны отдыха), объектов
|
|
|
Х
|
|
|
|
5.
|
Число посетителей культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры (по проданным билетам), тыс. чел.
|
|
|
|
|
|
Х
|
6.
|
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование (тыс.рублей), в том числе :
|
|
Х
|
|
|
|
|
6.1.
| -
объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств (тыс.рублей)
|
|
Х
|
|
|
|
|
6.2.
| -
расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (тыс.рублей)
|
|
Х
|
|
|
|
|
7.
|
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы (процентов)
|
|
Х
|
|
|
|
|
8.
|
Количество публичных мероприятий межрегионального, российского, международного уровней в сфере культуры (молодежной политики), единиц
|
|
|
Х
|
|
|
|
Приложение 2
|
№ п/п
|
Показатель
|
Значение на 01.01.2010г. – 2009 год
|
Значение на 01.01.2011 г. – 2010 год
|
Темп роста, %
|
Среднее значение по ПК на о1.01.2011 г. – 2010 год
|
Отклонение показателя МО от значения ПК, %
|
Среднее значение по г. Воткинск на 01.01.2010 г. – 2009 год
|
Отклонение показателя МО от значения г. Воткинск, %
|
Аналитический комментарий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Культура и искусство
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (процентов)*
|
18,7
|
28,9
|
+54,5
|
|
|
|
|
Изменение типа муниципального учреждения (муниципальное автономное учреждение культуры «Чайковский районный центр развития культуры»), который стал оказывать платные услуги по проведению мероприятий
|
2.
|
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в городском округе (муниципальном районе) от нормативной потребности (процентов)*:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1
|
а) парками культуры и отдыха*
|
100
|
100
|
0
|
|
|
|
|
|
2.2.
|
б) библиотеками*
|
88
|
92
|
+4,5
|
|
|
|
|
Открытие библиотеки-филиала в п Засечный Ваньковского сельского поселения
|
2.3.
|
в) клубами и учреждениями клубного типа*
|
37
|
37
|
0
|
|
|
|
|
|
3.
|
Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения
|
3235
|
3151
|
-2,6
|
|
|
|
|
Снижение значения показателя вызвано недостаточным финансированием на приобретение литературы. Списание книг «опережает» приобретение, вследствие чего происходит сокращение книжного фонда
|
4.
|
Количество градостроительных элементов, направленных на развитие привлекательной и гармоничной среды в муниципальных образованиях (малые архитектурные формы, элементы благоустройства, зоны отдыха), объектов
|
0
|
0
|
0
|
|
|
|
|
Не было предусмотрено средств на данные цели
|
5.
|
Число посетителей культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры (по проданным билетам), тыс. чел.
|
44,9
|
64,3
|
+43,2
|
|
|
|
|
Достижению данного значения показателя способствовало изменение типа муниципального учреждения (муниципальное автономное учреждение культуры «Чайковский районный центр развития культуры»), который стал оказывать платные услуги по проведению мероприятий
|
6.
|
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование (тыс.рублей), в том числе*:
|
36722,3
|
32772,6
|
-10,8
|
|
|
|
|
Методика формирования бюджета Чайковского муниципального района
|
6.1.
| -
объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств (тыс.рублей)*
|
400,6
|
193,8
|
-51,6
|
|
|
|
|
Инвестиции за счет реализации краевого проекта «Приведение в нормативное состояние объектов культуры и молодежной политики»
|
6.2.
| -
расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (тыс.рублей)*
|
30612,1
|
28694,4
|
-6,3
|
|
|
|
|
Передача части средство вновь организованную централизованную бухгалтерию
|
7.
|
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы (процентов)*
|
1422 чел.
|
1422 чел.
|
0
|
|
|
|
|
Сохранение сети учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению культуры и искусства
|
8.
|
Количество публичных мероприятий межрегионального, российского, международного уровней в сфере культуры (молодежной политики), единиц
|
7
|
9
|
+28,6
|
|
|
|
|
В связи с проведением мероприятий открытого конкурса молодых композиторов «Посвящение Чайковскому» и Всероссийского конкурса молодых пианистов, посвященных 170-летию со дня рождения П.И.Чайковского
|
*- перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов 9в ред.распоряжения Правительства РФ от 15.05.2010 № 758 (ред. 26.07.2010), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р,вводимых с 2011 года.
Приложение 3
Аналитическая записка по разделу «Культура и искусство»
Сфера культуры и искусства Чайковского муниципального района представлена 49 учреждениями. Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в Чайковском муниципальном районе ниже нормативной по библиотекам и учреждениям клубного типа:
-
парки культуры и отдыха – 100 %;
-
библиотеки – 92 %;
-
клубы и учреждения клубного типа – 37 %.
В сравнении с 2009 годом в сети учреждений сферы культуры добавилась 1 библиотека за счет открытия библиотеки-филиала в п. засечный Ваньковского сельского поселения. Достаточно остро стоит вопрос проведения паспортизации культурно-досуговых учреждений и создания электронной базы по ним.
Наиболее важными направлениями деятельности Управления культуры и искусства, учреждений в 2010г. стали:
-
мероприятия, посвященные 65-летию Великой Победы;
-
мероприятия, направленные на популяризацию творчества П.И. Чайковского в рамках Года Чайковского в Чайковском, посвященного 170-летию со дня рождения композитора.
В Чайковском муниципальном районе идет реализация краевой целевой программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края. На территории действуют 5 национально-культурных обществ. Количество мероприятий этнокультурной направленности: 2008г. – 47, 2009г. – 93. Дальнейшая реализации данной программы требует организации методической и практической помощи существующим национально-культурным центрам по вопросам культуры народов Прикамья, формирования методического фонда по национальным культурам.
В рамках краевого проекта «59 фестивале 59 региона» состоялся V межрегиональный фольклорный фестиваль «Бабье лето». В фестивале участвовали 12 любительских национальных коллективов фольклорно -этнографического направления сферы культуры, образования, общественных организаций. В это же время была организована VI межрегиональная научно-практическая конференция «Сведомские чтения».
В работе с социально-незащищенными слоями населения культурно-досуговые учреждения взаимодействуют с различными организациями и обществами. Организовано более 100 мероприятий с участием людей с ограниченными возможностями, ликвидаторов радиоактивных аварий и катастроф, малоимущих граждан, ветеранов войны и труда, тружеников тыла. Участниками мероприятий стали свыше 8000 человек.
Все это позволило увеличить охват населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными организациями культуры, и в работе любительских объединений до 270 % (2009 год – 250 %).
Формированию положительного имиджа Чайковского муниципального района способствует проведение публичных мероприятий межрегионального, российского и международного уровней. В 2010 году было проведено 9 таких мероприятий (2009 год – 7 мероприятий). Наиболее значимыми событиями Года Чайковского в Чайковском были:
-
открытый конкурс инструментальных концертов, в котором приняли участие учащиеся детских школ искусств, детских музыкальных школ г.Чернушка, г.Чайковский;
-
межмуниципальный открытый фестиваль-конкурс учащихся ДШИ, ДМШ Пермского края «Дети-детям», участниками которого стали учащиеся, творческие коллективы детских музыкальных школ, школ искусств городов Александровск, Березники, Гремячинск, Лысьва, Пермь, Чайковский; сел и поселков Березовка, Гамово Пермского р-на, Октябрьский и другие;
-
международный открытый конкурс молодых композиторов «Посвящение Чайковскому»;
-
всероссийский конкурс молодых пианистов, в котором приняло участие 30 юных композиторов из Москвы, Новосибирска, Курска, Екатеринбурга, Пермского края, Республики Удмуртия, Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской и Смоленской областей и 4 конкурсанта из Финляндии;
-
всероссийский конкурс юных пианистов, в котором участвовали 38 конкурсантов.
Успешно развивается система художественного образования детей, деятельность которой нацелена на создание условий для развития способностей каждого ребенка, приобщения детей к ценностям отечественной и мировой культуры, выявление и развитие художественно одаренных детей, формирование творчески мыслящих, художественно одаренных людей. Немаловажное значение имеет этот процесс и на снижение правонарушений среди несовершеннолетних. На протяжении двух последних лет 1 422 человека получают услуги по дополнительному образованию благодаря сохранению сети учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению культуры искусства.
С каждым годом растет результативность участия наших детей и преподавателей ДШИ, ДМШ на различных конкурсах и фестивалях. В 2010 году завоевано 157 призовых мест, в 2009 году – 84.
Двое учащихся из детской школы искусств №1 и детской музыкальной школы №2 стали краевыми стипендиатами 2010-2011 учебного года.
В Чайковском районе находится 62 памятника истории и культуры, в том числе федерального значения -1 (Сайгатский могильник, IV-VI в.в.), краевого значения - 13, местного значения – 48. Однако, в связи с отсутствием достаточного финансирования, не появляются новые элементы и объекты, направленные на развитие привлекательной и гармоничной среды территории (малые архитектурные формы, элементы благоустройства, зоны отдыха и т.д.).
Изменение типа муниципального учреждения (муниципальное автономное учреждение культуры «Чайковский районный центр развития культуры») позволило оказывать платные услуги по проведению мероприятий. В связи с этим доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, в 2010 году составила 28,9 % (2009 год – 18,7 %), соответственно возросло и число посетителей культурно-досуговых мероприятий (по проданным билетам) с 44,9 тыс. человек в 2009 году до 64,3 тыс. человек в 2010 году.
Недостаточным финансированием вызвано уменьшение количества экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения с 3235 экземпляров в 2009 году до 31561 экземпляра в 2010 году. Списание книг «опережает» приобретение, вследствие чего происходит сокращение книжного фонда.
Снижение общего объема расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование объясняется Методикой формирования бюджета Чайковского муниципального района, изменением объемов финансирования в рамках краевого проекта «Приведение в нормативное состояние объектов культуры и молодежной политики», передачей части средств во вновь организованную централизованную бухгалтерию.
Культурная политика, проводимая Управлением культуры и искусства, нацелена на современный подход, при котором культура активно влияет на многие сферы жизнедеятельности района, что позволяет внести изменения в качество жизни населения. Сегодня культурная политика направлена не на создание готовых продуктов и услуг, а на запуск процессов, актуализирующих культурные ресурсы района, как способ поиска человеческой идентичности и формирования своего особого образа и стиля жизни территории.
Основные текущие проблемы в сфере культуры и искусства, основные пути и механизмы решения:
Рейтинг
|
Проблема
|
Путь решения
|
Уровень решения (федеральный, краевой, муниципальный)
|
Механизм решения
|
1
|
Отсутствие паспортизации культурно-досуговых учреждений и электронной базы по ним
|
1.Приведение учреждений в нормативное состояние.
2.Организация паспортизации
3.Создание электронной базы культурно-досуговых учреждений
|
муниципальный
|
1.Участие в реализации регионального проекта «Приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы».
2.Разработка требований к паспорту, определение графика паспортизации, создание электронной базы
|
2
|
Отсутствие методической и практической помощи существующим национально-культурным центрам по вопросам культуры народов Прикамья, методического фонда по национальным культурам
|
1.Выделение средств местного бюджета в виде субсидии для заказа услуги автономному учреждению
|
муниципальный
|
1.Разработка административного регламента оказания муниципальной услуги.
2.Размещение муниципального задания.
3.Контроль за оказанием данной услуги
|
3
|
Недостаточное финансирование мероприятий по пополнению библиотечного фонда муниципальных библиотек
|
1.Выделение средств из местного бюджета на приобретение книжного фонда согласно библиотечному стандарту.
2.Увеличени е финансирования из федерального и регионального бюджетов по программе «Читающая Россия»
|
федеральный, краевой, муниципальный
|
1.Ходатайство об увеличении субсидий на приобретение книжного фонда.
2.Организация закупа книг
|
Основные задачи
№ п/п
|
Задача
|
Значение показателя
|
2010
факт
|
2011
план
|
2013
план
|
2015 план
|
|
Увеличить количество участников клубных формирований, чел.
|
1839
|
1842
|
1842
|
1842
|
|
Увеличить количество посетителей мероприятий, тыс.человек.
|
250
|
270,8
|
270,8
|
270,8
|
|
Повысить обеспеченность книгами фондов муниципальных библиотек, тыс.экземпляров на 1000 жителей.
|
3,235
|
3,237
|
3,237
|
3,237
|
|
Обеспечить востребованность у населения основных форм музейной деятельности (численность посетителей музеев), тыс.человек
|
28,5
|
25,8
|
25,8
|
25,8
|
|
Обеспечить участие муниципального образования в региональных, федеральных и международных программах и проектах в сфере культуры, количество программ
|
3
|
2
|
3
|
5
|
|
Увеличить долю годовых расходов консолидированного бюджета муниципального района на культуру, %
|
|
1,2
|
2
|
2,5
|
|
Увеличить объем годовых расходов консолидированного бюджета муниципального района на мероприятия по капитальному ремонту муниципальных учреждений культуры (за исключением объектов культурного наследия), тыс.рублей
|
1324,9
|
3000
|
5000
|
7000
|
|
Привлечь средства (кроме средств собственного бюджета) на развитие социокультурной сферы, тыс.рублей
|
1804,3
|
2000
|
2500
|
3500
|