Главная
страница 1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Методика преподавания психологии

для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет психологии
Программа дисциплины
Педагогическая психология с основами педагогики

для направления 030600.62 – Психология

подготовки бакалавра
Авторы программы:

Семенов И.Н., д. психол.н., профессор samеnov@hse.ru




Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии «__» ________ 20__ г.

Зав. кафедрой А.К. Болотова ________________


Рекомендована секцией УМС «Психология» «___» __________ 2012 г. Председатель В.А. Штроо _________________

Утверждена УС факультета психологии «___» __________ 2012 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ___________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Психология», по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Педагогическая психология с основами педагогики».



Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ ВШЭ.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Педагогическая психология с основами педагогики» являются:

    • Формирование у студентов общих представлений об особенностях психологии как науки и как учебной дисциплины, о ее дидактической специфике и месте в системе психологических наук, основных разделах, методах, понятиях и проблемах.

    • Знакомство с историческим развитием предмета психологии и его дидактическими трансформациями в различные культурно-исторические периоды преподавания психологии в Новое и Новейшее время.

    • Формирование общих представлений о педагогической специфике преподавания психологического знания в системе современного непрерывного образования.

    • Знакомство студентов с социально-правовыми основами современной образовательной системы и ее психолого-педагогическим обеспечением.

    • Знакомство с основными научно-педагогическими положениями в области дидактики современного образования и технологиями их применения в образовательном процессе преподавания в средней и высшей школы..

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Иметь представление о функциях, структуре, содержании и системе современного профессионального психологического образования.

  • Иметь представление о социокультурной эволюции содержания и методов психологического образования и исторических предпосылок современной методики преподавания психологии.

  • Знать социально-правовую и стандартно-нормативную базу отечественного психологического образования в средней и высшей школе.

  • Иметь представление об организации образовательного процесса применительно к преподаванию психологии, о построении учебного плана, учебных программ, уроков, лекционных и семинарских занятий в школах и вузах.

  • Знать основные дидактические методы, педагогические приемы и инновационные технологии передачи психологических знаний учащимся средней и высшей школы..

  • Уметь составлять учебные планы, учебные программы по различным разделам психологии и проводить учебные занятия по психологии в средних и высших учебных заведениях.

  • Выделять психолого-педагогические проблемы преподавания психологии в образовательных учрежениях различного профиля и использовать полученные знания для саморазвития и дальнейшего профессионального роста.

  • Иметь первичные навыки работы с научной и методическоц психологической литературой и инновационными информационными технологями.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

универсальные:

общенаучные

готовность использовать данные и методы экономики, социологии и психологии в

профессиональной деятельности


ОНК-1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения в области методики преподаванияпсихологии: дает определение предмета и методов дисциплины «Методика преподавания психологии» психологической науки, распознает научную форму психологического знания, демонстрирует знание основных понятий, психологических феноменов, методов и их трансляции и объяснения в образовательном процессе

Лекции, семинарские занятия, написание эссе

универсальные:

общенаучные

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию

информации, постановке цели и выбору путей её достижения


ОНК-4

Понимает особенности и закономерности функционирования и развития психики. Умеет анализировать и объяснять психологические теории.

Лекции, семинарские занятия, написание эссе

универсальные:

инструментальные

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь




ИК-6


Демонстрирует умение ясно и аргументировано изложить воззрения психологов на основные проблемы и закономерности изучения психики; показать пути использования психологического знания в педагогической и социальной практике

Семинарские занятия, написание эссе и контрольной работы


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, к его базовой части. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология, История психологии, Педагогическая психология, Психология развития, Возрастная психология. Психология личности.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Знание общей, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, истории психологии на уровне бакалавриатской программы профессионального университетского высшего образования.

  • Знание информационных технологий и умение пользоваться интернет-ресурсами в области гуманитарных наук и психологии.

  • Способность учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной области.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении различных психологических дисциплин унивепситетского образования в бакалавриате и магистратуре.


5Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

Лекции

Семинарские занятия

1.

Место психологической науки в человекознании: психология как научная и учебная дисциплина

14

2

2

10

2.

Преподавание психологии: его цели, формы и норма-

тивно-правовая база



14

2

2

10

3.

Общество знаний и психологическое образовании: его содержа-

и организация



16

2

2

12

4.

Принципы, методы и

проектирование преподавания психологии: разработка учебного плана, курса и занятий по психологии



14

2

2

10



5.

Формирование, проверка и оценка знаний по психологии

16

2

4

10

6.

Деятельность препода-

вателя психологии и его профессиональная подготовка



16

4

2

10

7.

Личностный рост, профессиональное самосознание психолога и развитие педагогического мастерства преподавателя психологии

18

4

4

10

Итого




108

18

18

72



6 Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

5 неделя

Письменная работа 60 минут

Итоговый

Зачет


*

Устный




    1. . Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа – знание базовых понятий, основных принципов и методов преподавания психологии как учебной дисциплины в среднем и высшем образовании.

Зачет – знание базовых понятий, основных целей, принципов, содержания, методов и форм преподавания психологии в системе современного профессионального образования.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки по итоговому контролю выставляются по 10-ти бальной шкале.

7. Содержание дисциплины


ТЕМА 1. МЕСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.Специфика научно-психологического познания. Место психологии в человекознании. Научная психология и психологическая практика.

2. Предмет и исследовательские методы психологии как фундаментальной науки. Предмет и методы психологии как учебной дисциплины.

3.Понятие о дидактике и методике обучения в современной педагогике. 4.История и специфика методики преподавания психологии.

5. Взаимосвязи дисциплины «методика преподавания психологии» со смежными социо-гуманитарными науками и областями социальной практики.



Базовый учебник
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2005. C. 5-7 (1), 86-99 (2) , 8-10 (3), 17-26 (4), 99-105 (5)
Литература

Основная:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2002. – С. 9-21 (1)

  2. Стоюхина М.Ю.. Методика преподавания психологии: История, теория, практика. М. Флинта: 2002. С.5-10 (3), 55-75 (4), 29-35 (5)

  3. Старовойтенко Е.Б. Современная психология. Формы интеллектуальной жизни. – М.: Академический проект, 2001. – С.19-34 (2)


Дополнительная:

  1. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М. 1994

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 2006

  3. Кларин М.В., Семенов И.Н. и др. Гуманистические тенденции развития образования взрослых в России и США. М.: РАО. 1995

  4. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2005

  5. Петухов В.В., Столин В.В. Отрасли психологии // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2. Т.1. Введение /Отв. Ред. В.В. Петухов. – М., 2001. – С.47-50.

  6. Предмет и метод психологии. Антология /Под ред. Е.Б.Старовойтенко. М.: Академический проект. 2005

  7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Аспект Пресс. 2001


ТЕМА 2. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ: ЕГО ЦЕЛИ, ФОРМЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Основные тенденции развития современного общества и роль профессионального образования в мире. Непрерывное образование и его основные ступени.

2. История и специфика преподавания психологии в Новое (ХVII-ХIХ вв.) и Новейшее время (ХХ-ХХI вв.)

3. Цели современного профессионального психологического образования.

4. Нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение психологического образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебно-методические пособия.

5. Виды психологического образования. Обучение психологии в школах и вузах. Базовое психологической образование. Преподавание психологии психологам, педагогам и специалистам других специальностей. Последипломное профессиональное психологическое образование.


Базовый учебник
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 11-26 (1), 42-54 (2,3), 99-105 (4),46-60 (5)
Литература

Основная


  1. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Вавилов А.И. Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению создания и функционирования образовательных учреждений, интегрирующих различные виды, уровни, формы образовательной и социально-культурной деятельности. М. ГУ ВШЭ. 2006. с. 19-29 (4, 5 )




  1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее учить и усвоить. М.: Учебная литература. 1999.с. 3-10 (1), 57-94 (3)

  2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М.: МПСИ. 2002. с.333-336 (4)

  3. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика. М.: Флинта. 2009. С. 20-23 (3), 29-35 (4), 20-29 (5)


Дополнительная
1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии. М. Ось-89. 2008. 208 с.

2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

3.Дубровина И.В. Практическая психология образования. М. 1998

4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.

5. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Т. 2. Психология образования. М. 1998

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

1.Специфика современного общества, основанного на знаниях: их порождение в науке и обобщение в философии и схематизация в образовании. Трансляция психологических знаний в профессиональном образовании и их применение в социальной практике.

2. Виды, содержание, организация психологического образования и место в нем методики преподавания психологии как технологии трансляции психологического знания.

3. Учебная деятельность школьника. Уроки и занятия по психологии в средней школе. Взаимодействие преподавания психологии в школе и школьной психологической службы.

4. Учебная деятельность студента. Лекции, семинарские, лабораторные и практические занятия по психологии в вузе. Самостоятельное изучение психологической литературы студентами. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии в вузе.

5. Педагогическая практика студентов по психологии. Внеклассная/внеаудиторная работа при изучении психологии в школе и вузе.


Базовый учебник

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. С. 37-46 (1), 60-63 (2), 86-93 (3), 86-84 (4), 139-144 (5)


Литература

Основная

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М.Учебная литература. 1997. с. 10-27 (3), 57-94 (4),

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б, Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М. МПСИ. 2002. с. 225-232, 333-336 (3), 345-352 (1), 336-345 (3), 381-410 (4)

3. Семенов И.Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия и развития //Мир психологии. 2010. N 2. С.

4. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М. Флинта. 2009. С. 10-20 (2), 20-29 (3)
Дополнительная


  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Владос. 2002. 208 с.

  2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир. 1992. с. 101-110

  4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.

  5. Климов Е.А. Общая психология. М.Юнити. 2001. с. 382-386 (2)

6. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга под ред. И.В.Дубровиной. СПб.Питер. 2009. с. 14-28, 129-141 (3), 378-392 (5).

7.Семенов И.Н. Человекознание, техникознание и рефлетехнологии развития мышления и творчества //Мир психологии. 2012. N 2



ТЕМА 4. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ: РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПЛПНА, КУРСА, ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ
1. Преподавание психологии как деятельность обучения в школе и вузе. Учащийся как субъект учебной деятельности и объект деятельности обучения.

2. Цели и задачи деятельности обучения. Таксономия учебных задач при изучении психологии.

3.Принципы преподавания психологии: его объяснительно-иллюстративные методы. Проблемное и интерактивное обучение психологии. Практические методы обучения психологии.

4. Проектирование образовательного процесса: разработка учебного плана и программы учебного курса

5.Проектирование организации и видов учебных занятий. Выбор и проектирование методов и приемов обучения.

6. Источники материала при подготовке курса: печатные и электронные источники, видеоматериалы, опыт изучения психологии в качестве обучаемого, обмен опытом с другими преподавателями.


Базовый учебник

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. С. 65-74 (1), 199-212 (2), 181-185 (3), 105-131 (4), 193-199 (5).


ЛИТЕРАТУРА
Основная


  1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М. МПСИ. 2002. с. 345-352 (1)

2.Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга под ред. И.В. Дубровиной. СПб. Питер. 2009. с. 290-295 (1), 378-392 (2, 3)

3.Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. Учебное пособие. М.-Воронеж. 2004. с. 311-334 (3, 4)

4. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика. М. Флинта. 2009. С. 93-133 (2), 134-149 (4)
Дополнительная

1.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

2.Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

3.Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994

4.Климов Е.А. Общая психология. М.: Юнити. 2001. с. 191-205 (2)

5.Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение. 1987. с.121-158 (1)

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М. 1989. с. 12-29, 44-49 (2)

7.Семенов И.Н., Болдина Т.Г. и др. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. М.: Аналитика Родис. 2011


ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ, ПРОВЕРКА

И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ


  1. Формирование знаний в процессе психологического образования и преподавания психологии при обучении другим специальностям.

  2. Специфика и методы преподавания психологии в средней и высшей школе.

  3. Функции и способы проверки знаний по психологии в средней и высшей школе.

  4. Функции и способы оценки знаний по психологии в средней и высшей школе.


Базовый учебник

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб: Питер, 2005. 250 С. 46-56 (1), 40-42, 60-63, 162-163 (2), 164-180 (3), 125-131 (4)


ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга под ред. И.В.Дубровиной. СПб. Питер. 2009. С. 129-134, 180-209, 381-382, 387-390 (2)

  2. Преподавание психологии в школе /Под ред. И.В.Дубровиной. М.-Воронеж. Модэк. 2007

  3. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания в школе: история, теория, практика. М.: Флинта. 2009. С. 20-28 (1), 29-35 (2), 76-93 (3,4)

Дополнительная
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки//Избранные психологические труды. М., 1989. т. 2

3. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. Пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение. 1968

4. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение. 1987.

5. Психология (учебные пособия для: 3-11 классов) /Под ред. И.В.Дубровиной. М.-Воронеж.: Модэк. 2005-2008

6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., МГУ. 1984

7. Формирование системного мышления в обучении /Под ред. З.А.Решетовой. М.: Юнити-Дана. 2002 – 344 с.
ТЕМА 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

1.Умственное развитие в учебной деятельности и функции преподавателя психологии в современном образовании.

2. Функциональные требования к профессионально важным качествам личности преподавателя психологии и их развитие.

3. Содержание профессиональной деятельности преподавателя психологии и ее индивидуальные стили.

4. Подготовка и пути повышения квалификации преподавателя психологии.

Базовый учебник.

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. С. 221-229 (1), 217-221 (2), 37-46 (3) 213-217 (4)



Литература
Основная
1.Вячков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М.: МПСИ. 2002. с.336-361 (2), 381-390 (4)

2. Климов Е.А. Общая психология. М.: Юнити. 2001. с. 366-368, 384-385, 460-462 (1), 410-411 (2), 428-431 (3)

3. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. М.-Воронеж., МПСИ. 2004. с.75-97, 282-296 (1)

Дополнительная
1.Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

2.Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

3.Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.

4.Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М. 1985

5.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс. 2001


ТЕМА 7. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОE САМОСОЗНАНИE ПСИХОЛОГОВ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ


  1. Личностный и карьерный рост психолога. Профессиональное развитие преподавателя психологии.

  2. Сознание человека и развитие профессионального самосознания психолога.

  3. Социокультурное развитие Я-концепции преподавателя психологии в современном социуме.

  4. Развитие преподавателя психологии в образовательной деятельности.

  5. Совершенствование учебной деятельности преподавателя психологии и развитие его педагогического мастерства.



Базовый учебник

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб: Питер, 2005. С. 37-46 (1), 81-84 (2), 56-60 (4), 185-193 (3), 221-229 (5)



ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М. МПСИ. 2002. с. 225-246 (1), 274-280 (2), 369-389 (1,4)

2. Семенов И.Н. Тенденции развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж.: Модэк. 2000. С.

3. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М.: Флинта. 2009. С. (1), (2), (3), (4), 150-176 (5)
Дополнительная


  1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М. 1995

  2. Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивное мышление педагога. Омск: ООИПКРО, 2003.

  3. Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психоло­гия»; Московский психолого-социальный институт, 2004. – С. 130-182.




  1. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 45-122.

  2. Мир профессий. Человек – человек /Сост. Р.Д.Каверина. М., 1986

  3. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1987

  4. Семенов И.Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия и развития // Мир психологии. 2010. N 2



  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина состоит из лекционных и семинарских занятий. Ряд семинарских занятий строится в виде презентаций тематических лекций и уроков, а также дискуссий, деловых игр и разбора практических задач по отдельным вопросам.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий промежуточного контроля

Контрольная работа

1. Психология как наука: объект и предмет психологии, ее прикладное значение

2.Этапы становления психологии как науки учебной дисциплины

3.Место преподавания психологии в системе психологических и гуманитарных наук

4.Человек как объект и субъект образования

5.Методологические основы и теоретические принципы преподавания психологии

6.Основные методы преподавания психологии

7. Психологическая структура учебной деятельности

8.Роль восприятия, внимания, памяти, мышления и рефлексии в образовании

9.Личность как субъект учебной деятельности

10.Учет индивидуальных особенности личности в образовании

11.Профессиональные способности и их развитие в процессе преподавания психологии

12.Самопознание и личностный рост преподавателя психологии

13.Основные понятия педагогики: социализация, образование, воспитание,

обучение, самовоспитание, самообразование

14.Педагогическое общение преподавателя психологии

15. Принципы дидактики и формы организации обучения

36. Формирование человеческого капитала в образовании

17. Компьютеризация и гуманизация образования

18. Понятие о системе образования: ее особенности в России

19. Непрерывное образование и его ступени

20. Система профессионального образования



21. Модернизация образования и Болонский процесс

Основные критерии оценки:

  • Самостоятельность выполнения работы;

  • Обоснованность формулировки основных понятий;

  • Грамотное оформление ответов на поставленные вопросы;

  • Понимание сущности анализируемых положений

  • Соответствие работы формальным требованиям и жанру контрольной работы.


9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Основные тенденции современного психологического образования.

  2. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования.

  3. Учебные планы и программы по психологии.

  4. Цели и содержание психологического образования.

  5. Цели и содержание базового психологического образования.

  6. Цели и содержание преподавания психологии психологам и специалистам других специальностей.

  7. Цели и содержание последипломного психологического образования.

  8. Цели и содержание обучения психологии в средних учебных заведениях.

  9. Психология как наука и как учебный предмет.

  10. Учебные дисциплины по психологии и особенности их преподавания.

  11. Особенности преподавания теоретической и прикладной психологии.

  12. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии.

  13. Лекции по психологии.

  14. Семинарские занятия по психологии.

  15. Практические и лабораторные занятия по психологии.

  16. Урок по психологии.

  17. Внеклассная (внеаудиторная) работа по психологии в школе и вузе.

  18. Таксономия учебных задач при изучении психологии.

  19. Методы обучения психологии.

  20. Объяснительно-иллюстративные методы обучения психологии.

  21. Методы проблемного обучения психологии.

  22. Методы интерактивного обучения психологии.

  23. Практические методы обучения психологии.

  24. Методы проверки и оценки знаний по психологии.

  25. Разработка учебного курса по психологии.

  26. Формулировка мировоззренческой направленности, целей и задач курса.

  27. Выбор и проектирование методов и приемов обучения в учебном курсе психологии.

  28. Источники материала при подготовке учебного курса по психологии.

  29. Основные тенденции современного психологического образования.

  30. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования.

  31. Учебные планы и программы по психологии.

  32. Цели и содержание психологического образования.

  33. Цели и содержание базового психологического образования.

  34. Цели и содержание преподавания психологии психологам и специалистам других специальностей.

  35. Цели и содержание последипломного психологического образования.

  36. Цели и содержание обучения психологии в средних учебных заведениях.

  37. Психология как наука и как учебный предмет.

  38. Учебные дисциплины по психологии и особенности их преподавания.

  39. Особенности преподавания теоретической и прикладной психологии.

  40. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии.

  41. Лекции по психологии.

  42. Семинарские занятия по психологии.

  43. Практические и лабораторные занятия по психологии.

  44. Урок по психологии.

  45. Внеклассная (внеаудиторная) работа по психологии в школе и вузе.

  46. Таксономия учебных задач при изучении психологии.

  47. Методы обучения психологии.

  48. Объяснительно-иллюстративные методы обучения психологии.

  49. Методы проблемного обучения психологии.

  50. Методы интерактивного обучения психологии.

  51. Практические методы обучения психологии.

  52. Методы проверки и оценки знаний по психологии.

  53. Разработка учебного курса по психологии.

  54. Формулировка мировоззренческой направленности, целей и задач курса.

  55. Выбор и проектирование методов и приемов обучения в учебном курсе психологии.

  56. Источники материала при подготовке учебного курса по психологии.



  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студента на семинарских занятиях, самостоятельную работу студента, выполнение заданий по текущему контролю (контрольная работа) и выполнение заданий по итоговому контролю (письменный зачет).

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: учитывается посещение студентами занятий, активность студентов в обсуждении проблемных вопросов и в дискуссиях, правильность решения задач на семинарских занятиях, демонстрация знаний по теме семинарских занятий и понимания материала темы. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом, адекватный подбор примеров к заданной теме и качественная их интерпретация, правильность ответов на вопросы и задания, данные для выполнения самостоятельной работы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,6 Отекущий + 0,2 Осам. работа + 0,2 Оаудиторная
где Отекущий рассчитывается как взешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренного в РУП

Отекущий = 1 . Ок.р.
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:



Орезульт = 0,4 Озачет + 0,6 Онакопл
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу:

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используется следующие критерии оценки ответа студента: полнота, самостоятельность и точность при ответах на поставленные вопросы.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. 250 с.


11.2 Основная литература


  1. Абанкина И.В., Абанкина Т.В., Вавилов А.И. Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению создания и функционирования образовательных учреждений, интегрирующих различные виды, уровни, формы образовательной и социально-культурной деятельности. М. ГУ ВШЭ. 2006.

  2. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М. Учебная литература. 1995.

  3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М. МПСИ. 2002.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2002.

  5. Климов Е.А. Общая психология. М.: Юнити. 2001.

  6. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. М.-Воронеж. МПСИ. 2004.

  7. Преподавание психологии в школе /Под ред. И.В.Дубровиной. М.-Воронеж. Модэк. 2007

  8. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга под ред. И.В.Дубровиной. СПб.: Питер. 2009.

  9. Семенов И.Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия и развития //Мир психологии. 2010. N 2.

  10. Семенов И.Н. Тенденции развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж.: Модэк. 2000.

  11. Старовойтенко Е.Б. Современная психология. Формы интеллектуальной жизни. – М.: Академический проект, 2001

  12. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М. Флинта. 2009.


11.3. Дополнительная литература


  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Владос, 2002. 208 с.

  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.

  3. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация оценки на уроке и в классе // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: Академия. 2001. с. 101-111

  4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки//Избранные психологические труды. М., 1989. т. 2

  5. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

  6. Болотова А.К.Прикладная психология. М., 2006

  7. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2002. N 3

  8. Вачков И.В. Методика преподавания психологии. М., Ось-89. 2008. – 208 с.

  9. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ. 1988.

  10. Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы. М.: РАГС, 2007.

  11. Герасимов М.В. Методика преподавания психологии. М.: Ось. 2002.

  12. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

  13. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М. 1994.

  14. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США /Под ред. М.В.Кларина, И.Н.Семенова. М.: РАО, 1995.

  15. Диагностика профессионально важных качеств / Под ред. А.В.Барышева. СПб. Питер. 2007. – 192 с.

  16. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М. 1998

  17. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для учителя: Экспериментальный учебный курс для подростков. М., 1994.

  18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2006.

  19. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994.

  20. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Учебное пособие. М., 2002.

  21. Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2003.

  22. Кларин М.В., Семенов И.Н. (ред.). Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М.: РАО, 1995.

  23. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

  24. Климов Е.А. Общая психология. М.: Юнити. 2001. с. 191-205 (2)

  25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Гл. 5,7, 11.

  26. Климов Е.А. Психология. Учебник для средней школы. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997

  27. Ковалева А.И., Носкова О.Г. Моя профессия – психолог. М.: МГУ. 2007

  28. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение. 1986

  29. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. С. 45-122.

  30. Лаптева О.И., Войтик И.М., Семенов И.Н. Рефлексивное мышление педагогов. Омск. ООИПКРО. 2003

  31. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005.

  32. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003. 192 с.

  33. Мир профессий. Человек – человек /Сост. Р.Д.Каверина. М., 1986.

  34. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал М., 1996.

  35. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. Пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение. 1968

  36. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Т. 2. Психология образования. М. 1998

  37. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М., 1985.

  38. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.

  39. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М.: Владос, 2000.

  40. Полани м. Личностное знание. М. Прогресс. 1985

  41. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2000.

  42. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М. Просвещение. 1987. с.121-158 (1)

  43. Практическая психология образования: учебное пособие /Под ред. И.В.Дубровиной. СПб.: Питер. 2006 – 592 с.

  44. Предмет и метод психологии. Антология /Под ред. Е.Б.Старовойтенко. М. Академический проект. 2005

  45. Психологическая мысль в России: Век просвещения. СПб., 2001

  46. Психология (учебные пособия для: 3-11 классов) /Под ред. И.В.Дубровиной. М.-Воронеж.: Модэк. 2005-2008

  47. Психология: Учебное пособие для начальной школы / Под ред. проф. И.В. Дубровиной. М.: Гардарики, 1998.

  48. Психология и педагогика./Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова и др. М. 2002

  49. Психология: Учебное пособие для 5-11 классов / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Гардарики, 2000-2010.

  50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М. 1989. с. 12-29, 44-49

  51. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. Хрестоматия. 1999. Т. 2. С. 239-245

  52. Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов – будущих психологов. Монография. Сочи. НОЦ РАО, 2005.

  53. Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психоло­гия»; Московский психолого-социальный институт, 2004. – С. 130-182.

  54. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия, 2001. 304 с.

  55. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. МГУ. 1984

  56. Фокин Ю,Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие. М. Академия. 2002

  57. Формирование системного мышления в обучении /Под ред. З.А.Решетовой. М.: Юнити-Дана, 2002 – 344 с.

  58. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Эксперимент, 1997.

  59. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Логос, 2010.

  60. Швальбе Б. Личность. Карьера. Успех. Психология бизнеса. М., 1993.

  61. Шнайдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2001.


11.5 Программное обеспечение курса:
http: //psy.msu.ru

//www.ht.ru

//flogiston.ru

//psy.1 september.ru

//www.gazetamin.ru

//www.vusnet.ru/biblio

//www.psychiatry.ru/library
Методические рекомендации преподавателю.

Рекомендуются активные формы обучения, связанные с совместным обсуждением и дискуссиями, использованием демонстрационных экспериментов, использование видеоматериалов.



Рекомендации по использованию информационных технологий:

В курсе используются следующие Интернет-ресурсы:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology.

2. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology.

2. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru.
Методические рекомендации студентам.

При освоении материала курса и подготовки эссе приветствуется использование ресурсов Интернета, культурного материала (художественной литературы, кинематографа и т.д.) и других материалов, освещающих различные стороны методики преподавания психологии.


  1. 4 Справочники, словари, энциклопедии


  1. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: «Олма-Пресс», 2004. http://vocabulary.ru/dictionary/30/

  2. История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с. http://slovari.yandex.ru/~книги/История%20психологии/

  3. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. http://slovari.yandex.ru/~книги/Общая%20психология/

  4. Фрейджер Р., Фэйдимен Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: «ПРФЙМ-ЕВРОЗНАК», М.: «ОЛМА-ПРЕСС». 2004. – 864 с. Психологическая энциклопедия.


Смотрите также:
Программа дисциплины Методика преподавания психологии для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
297.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины Основы организационной психологии для направления 030300. 62 «Психология»
187.29kb.
1 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
603.2kb.
5 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
411.4kb.
4 стр.
Программа дисциплины Психология межличностного взаимодействия для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
107.76kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 030300. 68 «Психология»
207.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины институциональная экономика для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
180.46kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины история психологии направление подготовки 030300 психология профиль подготовки
1076.36kb.
6 стр.
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
889.12kb.
5 стр.
Программа дисциплины Методика написания курсовых работ для направления 032100. 62 «Востоковедение» подготовки бакалавра
769.83kb.
5 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра профиль «Статистика»
203.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство"  для направления
365.99kb.
4 стр.