Главная
страница 1
Пояснительная записка

к рабочей программе по обществознанию. 7 класс
Данная рабочая программа разработана на основе:

1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

2. Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

3. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. 3-е издание - М.: Просвещение, 2007.

4. Примерной программы основного общего образования по обществознанию (А.И.Кравченко, И.С. Хромова. Программы курса «Обществознание». 5-7 классы. - М.: Русское слово, 2001. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ).

Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и обществен-ной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России.



Цели и задачи учебного предмета.

Цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.

Задачи:

  • Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие»,

«взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».

  • Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль

контроля в этом процессе.

  • Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных

закономерностей

  • Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического

аргументированного диалога и спора.

В течение учебного года ученики получат возможность работать с федеральным учебником, способствующим развитию целостного, интегрированного видения общества. Решению данной проблемы служит критическая модель преподавания обществознания, когда знания не являются самоцелью и системообразующей основой обучения данного предмета, а изначально выступают как инструментальное средство, позволяющее более глубоко понимать факты собственной жизни и жизни общества в целом. Свободное общение между учителем и учеником в процессе урока, высказывание и отстаивание ими собственного мнения позволяет развивать речь учащихся, адаптировать понятийный аппарат, используемый учителем, к уровню учеников, что также способствует мыслительной деятельности, которая не возможна в условиях непонимания слов и терминов, используемых в процессе взаимодействия, поскольку не позволяет мысли подростка выражаться в слове.

Саморефлексия учащихся в рамках этой модели может осуществляться, в частности, через написание мини-эссе, статей.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года

знать:


• Основные понятия и термины;

• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;

• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;

• Свои права и обязанности;

уметь:

• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;



• получать социальную информацию из разнообразных источников;

• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.

иметь представление: о специфике развития личности в подростковом возрасте.

Список используемой литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.

Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.



5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41.



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт



Введение.

1

Вводный урок

Коллективная беседа, диспут

Задания с кратким ответом

Объяснять цели и задачи изучения обществознания в школе. Характеризовать структуру учебника по предложенному плану

Ответить на вопросы в тетради







Глава1. Личность подростка. (11 часов)



Переходный возраст.

1

Урок изучения новых знаний

Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации

карточки

Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл понятий; высказывать суждения о причинах различного отношения к подросткам в разные исторические эпохи

§1, ответить на вопросы, памятка «Ступени самовоспитания»









Задачи и трудности подросткового возраста.

1

комбинированный

Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу

таблица

Уметь выделять проблемы подросткового возраста и способы борьбы с ними.

§2 ответить на вопросы, * практикум









1

комбинированный

Сочинение «Как меня воспитывают»









Быть взрослым.

1

комбинированный

Коллективная беседа, диспут

Опрос, тест

Называть задачи, решаемые в подростковом возрасте; высказывать суждения по проблеме разногласий с родителями, знать о путях разрешения конфликтов с родителями

§ 3, ответить на вопросы, сообщение «Имена героев на карте города»









Физические изменения у подростков.

1

комбинированный

Групповая, индивидуальная беседа. Отработка навыка составления схемы

опрос

Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте; высказывать личностное суждение о влиянии внешности на характер подростка; определять пути решения проблем, связанных с подростковыми комплексами

§4, ответить на вопросы









Психологический портрет личности: темперамент и характер

интеллект, эмоции и чувства



1

комбинированный

Коллективная беседа, диспут, получения навыка составления психологического портрета

Карточки с заданиями

Правильно использовать понятия и термины темы в своей речи; составлять перечень положительных и отрицательных черт характера;

§ 5 определить тип темперамента у членов своей семьи









1

комбинированные

опрос

Высказывать обоснованную точку зрения по поводу выхода из стрессовой ситуации; характеризовать психологический портрет своей личности

§ 6, ответить на вопросы









Самооценка подростка.

1

комбинированный

Отработка навыка составления плана текста

Опрос, тест «Любите ли вы себя"

Объяснять сущность понятия «психическая жизнь человека»; характеризовать составляющие психики: ум, волю, чувства; соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе; предлагать пути коррекции

§ 7, ответить на вопросы, сообщение о выдающихся людях современности









Выдающаяся личность

1

комбинированный

Коллективная беседа, диспут

Соцопрос «Что во мне ценят окружающие»

Характеризовать историческую личность (по плану учителя); объяснять роль личности в истории; определять факторы влияния на становление выдающейся личности; приводить примеры выдающихся личностей из истории и современности

§ 8, ответить на вопросы









Лидер и его качества

1

комбинированный

Получения навыка публичного выступления, развитие ораторского искусства

Понятийный диктант

Называть черты лидера. Характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде; соотносить понятия «лидер» и «ответственность». Приводить примеры деятельности лидеров, используя материалы СМИ

§9, ответить на вопросы









«Роль личности в современном мире»

1

Урок закрепления знаний

Систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

повторить основные понятия.







Глава 2. Подросток в социальной среде( 7 часов)



Социальная среда подростка.

1

Урок изучения новых знаний

Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность

Карточки с заданием

Объяснять смысл понятий. Высказывать собственную точку зрения на проблемы взаимоотношений взрослых и молодежи; проводить мини-исследования влияния социальной среды на подростка; приводить примеры влияния семьи на подростка

§10, составить схему «Социальная среда подростка»









Подросток в группе.

1

комбинированный

получение навыка решения психологических задач, поиск альтернативных решений

Работа с понятиями

Знать понятия, распознавать их в различных контекстах и правильно использовать в письменной и устной речи. Знать классификацию групп, приводить примеры ситуаций, где решающее значение имеет группа. Сравнивать межличностные отношения в разных группах; выбирать способы организации учебной деятельности

§11, ответить на вопросы, раб. тетр. №3









Межличностные отношения

1

комбинированный

Работа в группах, диспут

Психологический тест

Объяснять влияние на подростка отношений в семье; высказывать точку зрения по проблеме межличностных отношений между людьми разных взглядов и разных характеров

§12, ответить на вопросы раб. тетр. №3









«Мы» и «Они».

1

комбинированный

Отработка навыка постановки вопросов к тексту

Задания с развернутым ответом

Характеризовать понятия и термины; приводить примеры становления своих чужими и чужих своими; излагать суждения о причинах и последствиях конфликтов между пришлым населением и местным; составлять алгоритм мирного сосуществования

§13, ответить на вопросы, раб. тетр. №









Мир знакомых и незнакомых людей.

1

комбинированный

получение навыка решения психологических задач, поиска альтернативных решений

опрос

Формулировать правила поведения с незнакомыми людьми; высказывать личностное суждение по поводу защиты «своих» в любых ситуациях; сравнивать роль «своих» и «чужих» в жизни человека, устанавливать черты сходства и различия

§14, ответить на вопросы, раб. тетр. №









Социальный портрет молодежи.

1

комбинированный

Получение навыка выделения существенных черт личности

Психологический тест

Описывать ценности, на которые ориентируется молодёжь; высказывать суждение по решению проблем молодежи в современном обществе

§15, ответить на вопросы раб. тетр. №









« Подросток в социальной среде»




Урок закрепления знаний

Систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

§10-15, основные понятия.







Глава 3. Подросток и закон (5часов)



Юридические границы подросткового возраста.

1

Урок изучения новых знаний

Групповая, индивидуальная беседа. Работа с текстом учебника.

Карточки с заданием

Характеризовать правовой статус подростка; рассказывать о путях и методах защиты прав ребенка; объяснять взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека; приводить конкретные примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения (из жизни современного общества)

§16, ответить на вопросы, раб. тетр. №









Подросток как гражданин

1

комбинированный

Отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу

Словарный диктант

Характеризовать статус подростка как гражданина России на основе 2 главы Конституции РФ; называть основные конституционные права и обязанностей граждан; называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями

§17, ответить на вопросы, раб. тетр. №









Подросток и его права.

1

комбинированный

Коллективная беседа, работа в группах, отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу

тест

Объяснять значение понятия «права человека»; объяснять пути реализации прав подростка; называть документы, декларирующие права человека, права ребенка

§18, ответить на вопросы, раб. тетр. №









Опасный путь преступной жизни.

1

комбинированный

Отработка навыка публичных выступлений, развития ораторских способностей

Работа по карточкам

Рассказывать о причинах противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; анализировать причины совершения преступлений; объяснять принципы уголовного права, предлагаемые учителем; приводить примеры преступлений из литературных произведений или из фильмов

§19, ответить на вопросы раб. тетр. №









« Подросток и закон»

1

Урок закрепления знаний

Систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

написать эссе «важность знания законов в жизни человека»







Глава 4. Образ жизни подростков (7 часов)



Подросток в обществе риска

1

Урок изучения новых знаний

Работа в группах

Составить схему «Источники риска», решение проблемных ситуаций

Называть источники риска, характеризовать подростковые ситуации риска; высказывать предположения о путях преодоления негативного влияния источников риска

§20, ответить на вопросы раб. тетр. №









Проблема одиночества

1

комбинированный

Коллективная беседа, диспут, отработка навыка совместного составления памятки.

Таблица «Пути выхода из депрессии»

Высказывать суждения о причинах подростковой непредсказуемости; приводить примеры способов выхода из депрессий на примере известных литературных произведений и фильмов; характеризовать пути выхода из состояния одиночества

§21сочинение «Как прекрасен этот мир»









Подростковая культура.

1

комбинированный

Отработка навыка публичных выступлений, развития ораторских способностей

Опрос

Знать понятие «подростковая культура» и правильно употреблять его в речи; рассказывать о подростковой культуре и ее особенностях; устанавливать соотношение между подростковой и взрослой культурой; характеризовать систему ценностей подростка

§22, ответить на вопросы, раб. тетр. №









Образ жизни.

1

комбинированный

Групповая, индивидуальная беседа.

план

Знать понятие «образ жизни» и правильно употреблять его в речи; характеризовать образ жизни, используя текст учебника; определять факторы, влияющие на образ жизни разных народов и его изменение; приводить примеры образа жизни людей разных слоев общества, используя примеры из художественных произведений

§23, «Как я провожу свободное время», «Мой досуг»









Досуг и отдых.

1

комбинированный

Отработка навыка составления сравнительной таблицы

Сравнительная таблица

Объяснять понятия «досуг», «культурный досуг»; называть некоторые характерные черты человека на основе анализа его досуга; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек); писать мини-сочинение по теме «Мое свободное время»

§24, ответить на вопросы раб. тетр. №









Развитие спорта.

1

комбинированный

Отработка навыка публичных выступлений, развития ораторских способностей

Таблица «Мой выбор»

Знать определение спорта; объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современного человека; выявлять различие между любительским и профессиональным спортом; называть популярные среди подростков виды спорта; характеризовать отрицательные последствия пассивного образа жизни

§25, ответить на вопросы, раб. тетр. №









«Образ жизни подростков»

1

Урок закрепления знаний

Систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

§20-25, основные понятия.







Глава 5. Подросток и его жилая среда (4 часа)



Речевое поведение

1

Комбинированный

Отработка навыка составления сравнительной таблицы

Выполнение проблемных заданий

Высказывать суждения о роли речи в жизни человека; описывать пути и формы воспитания речевого поведения; приводить примеры речевого поведения из художественной литературы и кинофильмов


Сообщение «речевое поведение различных этнических групп в нашем крае»









Подросток в социальной среде

1


комбинированный

Групповая, индивидуальная беседа.

опрос

Характеризовать положение подростков в современном российском обществе; описывать свой образ жизни (а также своих друзей), высказывать предположения о путях его совершенствования; разрабатывать правила межличностных отношений

§26-27, основные понятия.









Мой дом мое жилище

1

комбинированный

Сравнительная таблица

Понятийный диктант

Объяснять смысл понятий.

§28-29, основные понятия.









«Подросток и его жилая среда»

1

Урок закрепления знания

Систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала












Смотрите также:
Рабочая программа разработана на основе: буп -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004 г
112.56kb.
1 стр.
Рабочая программа разработана на основе: буп -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004 г
194.31kb.
1 стр.
Учебный план гбоу сош №838 разработан на основе
236.71kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану государственного бюджетного образовательного учреждения
260.32kb.
1 стр.
Учебный план 7 11 классов гоу лицея №1586 на 2010 2011 учебный год г. Москва
248.72kb.
1 стр.
Приказ № от «1» сентября 2012 г. Рабочая программа учителя
327.68kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира»
498.99kb.
2 стр.
Рабочая программа по истории в 9 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История». Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089
997.93kb.
5 стр.
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих документов : Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089
574.46kb.
2 стр.
Программа по истории для 7 класса
542.8kb.
3 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса на 2011-2012 учебный год
300.44kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса на 2009-2010 учебный год
372.74kb.
1 стр.