1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
2. Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
3. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. 3-е издание - М.: Просвещение, 2007.
4. Примерной программы основного общего образования по обществознанию (А.И.Кравченко, И.С. Хромова. Программы курса «Обществознание». 5-7 классы. - М.: Русское слово, 2001. Допущено Департаментом общего и среднего образования Министерства образования РФ).
Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и обществен-ной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России. Представляется крайне важным для будущего развития страны преодоление правового нигилизма, общественной и политической пассивности, различных проявлений нетерпимости и насилия, экстремизма и агрессивности, расизма и шовинизма, духовной деградации личности. В первую очередь это касается подростковой среды, поколения будущих граждан России.
обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.
«взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».
контроля в этом процессе.
аргументированного диалога и спора.
В течение учебного года ученики получат возможность работать с федеральным учебником, способствующим развитию целостного, интегрированного видения общества. Решению данной проблемы служит критическая модель преподавания обществознания, когда знания не являются самоцелью и системообразующей основой обучения данного предмета, а изначально выступают как инструментальное средство, позволяющее более глубоко понимать факты собственной жизни и жизни общества в целом. Свободное общение между учителем и учеником в процессе урока, высказывание и отстаивание ими собственного мнения позволяет развивать речь учащихся, адаптировать понятийный аппарат, используемый учителем, к уровню учеников, что также способствует мыслительной деятельности, которая не возможна в условиях непонимания слов и терминов, используемых в процессе взаимодействия, поскольку не позволяет мысли подростка выражаться в слове.
Саморефлексия учащихся в рамках этой модели может осуществляться, в частности, через написание мини-эссе, статей.
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.
иметь представление: о специфике развития личности в подростковом возрасте.
Список используемой литературы:
1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г.
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40.
Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41.
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
|
Виды контроля, измерители
|
Планируемые результаты освоения материала
|
Дом. задание
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
-
|
Введение.
|
1
|
Вводный урок
|
Коллективная беседа, диспут
|
Задания с кратким ответом
|
Объяснять цели и задачи изучения обществознания в школе. Характеризовать структуру учебника по предложенному плану
|
Ответить на вопросы в тетради
|
|
|
Глава1. Личность подростка. (11 часов)
|
-
|
Переходный возраст.
|
1
|
Урок изучения новых знаний
|
Отработка навыка выделения из текста главного, систематизация информации
|
карточки
|
Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл понятий; высказывать суждения о причинах различного отношения к подросткам в разные исторические эпохи
|
§1, ответить на вопросы, памятка «Ступени самовоспитания»
|
|
|
-
|
Задачи и трудности подросткового возраста.
|
1
|
комбинированный
|
Отработка навыка систематизации информации для занесения в таблицу
|
таблица
|
Уметь выделять проблемы подросткового возраста и способы борьбы с ними.
|
§2 ответить на вопросы, * практикум
|
|
|
-
|
1
|
комбинированный
|
Сочинение «Как меня воспитывают»
|
|
|
-
|
Быть взрослым.
|
1
|
комбинированный
|
Коллективная беседа, диспут
|
Опрос, тест
|
Называть задачи, решаемые в подростковом возрасте; высказывать суждения по проблеме разногласий с родителями, знать о путях разрешения конфликтов с родителями
|
§ 3, ответить на вопросы, сообщение «Имена героев на карте города»
|
|
|
-
|
Физические изменения у подростков.
|
1
|
комбинированный
|
Групповая, индивидуальная беседа. Отработка навыка составления схемы
|
опрос
|
Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте; высказывать личностное суждение о влиянии внешности на характер подростка; определять пути решения проблем, связанных с подростковыми комплексами
|
§4, ответить на вопросы
|
|
|
-
|
Психологический портрет личности: темперамент и характер
интеллект, эмоции и чувства
|
1
|
комбинированный
|
Коллективная беседа, диспут, получения навыка составления психологического портрета
|
Карточки с заданиями
|
Правильно использовать понятия и термины темы в своей речи; составлять перечень положительных и отрицательных черт характера;
|
§ 5 определить тип темперамента у членов своей семьи
|
|
|
-
|
1
|
комбинированные
|
опрос
|
Высказывать обоснованную точку зрения по поводу выхода из стрессовой ситуации; характеризовать психологический портрет своей личности
|
§ 6, ответить на вопросы
|
|
|
-
|
Самооценка подростка.
|
1
|
комбинированный
|
Отработка навыка составления плана текста
|
Опрос, тест «Любите ли вы себя"
|
Объяснять сущность понятия «психическая жизнь человека»; характеризовать составляющие психики: ум, волю, чувства; соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе; предлагать пути коррекции
|
§ 7, ответить на вопросы, сообщение о выдающихся людях современности
|
|
|
-
|
Выдающаяся личность
|
1
|
комбинированный
|
Коллективная беседа, диспут
|
Соцопрос «Что во мне ценят окружающие»
|
Характеризовать историческую личность (по плану учителя); объяснять роль личности в истории; определять факторы влияния на становление выдающейся личности; приводить примеры выдающихся личностей из истории и современности
|
§ 8, ответить на вопросы
|
|
|
-
|
Лидер и его качества
|
1
|
комбинированный
|
Получения навыка публичного выступления, развитие ораторского искусства
|
Понятийный диктант
|
Называть черты лидера. Характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде; соотносить понятия «лидер» и «ответственность». Приводить примеры деятельности лидеров, используя материалы СМИ
|
§9, ответить на вопросы
|
|
|
-
|
«Роль личности в современном мире»
|
1
|
Урок закрепления знаний
|
Систематизация ранее изученного материала
|
Тест, вопросы с развернутым ответом
|
Обобщение ранее изученного материала
|
повторить основные понятия.
|
|
|
Глава 2. Подросток в социальной среде( 7 часов)
|
-
|
Социальная среда подростка.
|
1
|
Урок изучения новых знаний
|
Отработка навыка составления плана текста, коллективная беседа, практическая деятельность
|
Карточки с заданием
|
Объяснять смысл понятий. Высказывать собственную точку зрения на проблемы взаимоотношений взрослых и молодежи; проводить мини-исследования влияния социальной среды на подростка; приводить примеры влияния семьи на подростка
|
§10, составить схему «Социальная среда подростка»
|
|
|
-
|
Подросток в группе.
|
1
|
комбинированный
|
получение навыка решения психологических задач, поиск альтернативных решений
|
Работа с понятиями
|
Знать понятия, распознавать их в различных контекстах и правильно использовать в письменной и устной речи. Знать классификацию групп, приводить примеры ситуаций, где решающее значение имеет группа. Сравнивать межличностные отношения в разных группах; выбирать способы организации учебной деятельности
|
§11, ответить на вопросы, раб. тетр. №3
|
|
|
-
|
Межличностные отношения
|
1
|
комбинированный
|
Работа в группах, диспут
|
Психологический тест
|
Объяснять влияние на подростка отношений в семье; высказывать точку зрения по проблеме межличностных отношений между людьми разных взглядов и разных характеров
|
§12, ответить на вопросы раб. тетр. №3
|
|
|
-
|
«Мы» и «Они».
|
1
|
комбинированный
|
Отработка навыка постановки вопросов к тексту
|
Задания с развернутым ответом
|
Характеризовать понятия и термины; приводить примеры становления своих чужими и чужих своими; излагать суждения о причинах и последствиях конфликтов между пришлым населением и местным; составлять алгоритм мирного сосуществования
|
§13, ответить на вопросы, раб. тетр. №
|
|
|
-
|
Мир знакомых и незнакомых людей.
|
1
|
комбинированный
|
получение навыка решения психологических задач, поиска альтернативных решений
|
опрос
|
Формулировать правила поведения с незнакомыми людьми; высказывать личностное суждение по поводу защиты «своих» в любых ситуациях; сравнивать роль «своих» и «чужих» в жизни человека, устанавливать черты сходства и различия
|
§14, ответить на вопросы, раб. тетр. №
|
|
|
-
|
Социальный портрет молодежи.
|
1
|
комбинированный
|
Получение навыка выделения существенных черт личности
|
Психологический тест
|
Описывать ценности, на которые ориентируется молодёжь; высказывать суждение по решению проблем молодежи в современном обществе
|
§15, ответить на вопросы раб. тетр. №
|
|
|
-
|
« Подросток в социальной среде»
|
|
Урок закрепления знаний
|
Систематизация ранее изученного материала
|
Тест, вопросы с развернутым ответом
|
Обобщение ранее изученного материала
|
§10-15, основные понятия.
|
|
|
Глава 3. Подросток и закон (5часов)
|
-
|
Юридические границы подросткового возраста.
|
1
|
Урок изучения новых знаний
|
Групповая, индивидуальная беседа. Работа с текстом учебника.
|
Карточки с заданием
|
Характеризовать правовой статус подростка; рассказывать о путях и методах защиты прав ребенка; объяснять взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека; приводить конкретные примеры соблюдения прав и свобод человека и их нарушения (из жизни современного общества)
|
§16, ответить на вопросы, раб. тетр. №
|
|
|
-
|
Подросток как гражданин
|
1
|
комбинированный
|
Отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу
|
Словарный диктант
|
Характеризовать статус подростка как гражданина России на основе 2 главы Конституции РФ; называть основные конституционные права и обязанностей граждан; называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями
|
§17, ответить на вопросы, раб. тетр. №
|
|
|
-
|
Подросток и его права.
|
1
|
комбинированный
|
Коллективная беседа, работа в группах, отработка навыка занесения существенных признаков в таблицу
|
тест
|
Объяснять значение понятия «права человека»; объяснять пути реализации прав подростка; называть документы, декларирующие права человека, права ребенка
|
§18, ответить на вопросы, раб. тетр. №
|
|
|
-
|
Опасный путь преступной жизни.
|
1
|
комбинированный
|
Отработка навыка публичных выступлений, развития ораторских способностей
|
Работа по карточкам
|
Рассказывать о причинах противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; анализировать причины совершения преступлений; объяснять принципы уголовного права, предлагаемые учителем; приводить примеры преступлений из литературных произведений или из фильмов
|
§19, ответить на вопросы раб. тетр. №
|
|
|
-
|
« Подросток и закон»
|
1
|
Урок закрепления знаний
|
Систематизация ранее изученного материала
|
Тест, вопросы с развернутым ответом
|
Обобщение ранее изученного материала
|
написать эссе «важность знания законов в жизни человека»
|
|
|
Глава 4. Образ жизни подростков (7 часов)
|
-
|
Подросток в обществе риска
|
1
|
Урок изучения новых знаний
|
Работа в группах
|
Составить схему «Источники риска», решение проблемных ситуаций
|
Называть источники риска, характеризовать подростковые ситуации риска; высказывать предположения о путях преодоления негативного влияния источников риска
|
§20, ответить на вопросы раб. тетр. №
|
|
|
-
|
Проблема одиночества
|
1
|
комбинированный
|
Коллективная беседа, диспут, отработка навыка совместного составления памятки.
|
Таблица «Пути выхода из депрессии»
|
Высказывать суждения о причинах подростковой непредсказуемости; приводить примеры способов выхода из депрессий на примере известных литературных произведений и фильмов; характеризовать пути выхода из состояния одиночества
|
§21сочинение «Как прекрасен этот мир»
|
|
|
-
|
Подростковая культура.
|
1
|
комбинированный
|
Отработка навыка публичных выступлений, развития ораторских способностей
|
Опрос
|
Знать понятие «подростковая культура» и правильно употреблять его в речи; рассказывать о подростковой культуре и ее особенностях; устанавливать соотношение между подростковой и взрослой культурой; характеризовать систему ценностей подростка
|
§22, ответить на вопросы, раб. тетр. №
|
|
|
-
|
Образ жизни.
|
1
|
комбинированный
|
Групповая, индивидуальная беседа.
|
план
|
Знать понятие «образ жизни» и правильно употреблять его в речи; характеризовать образ жизни, используя текст учебника; определять факторы, влияющие на образ жизни разных народов и его изменение; приводить примеры образа жизни людей разных слоев общества, используя примеры из художественных произведений
|
§23, «Как я провожу свободное время», «Мой досуг»
|
|
|
-
|
Досуг и отдых.
|
1
|
комбинированный
|
Отработка навыка составления сравнительной таблицы
|
Сравнительная таблица
|
Объяснять понятия «досуг», «культурный досуг»; называть некоторые характерные черты человека на основе анализа его досуга; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек); писать мини-сочинение по теме «Мое свободное время»
|
§24, ответить на вопросы раб. тетр. №
|
|
|
-
|
Развитие спорта.
|
1
|
комбинированный
|
Отработка навыка публичных выступлений, развития ораторских способностей
|
Таблица «Мой выбор»
|
Знать определение спорта; объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современного человека; выявлять различие между любительским и профессиональным спортом; называть популярные среди подростков виды спорта; характеризовать отрицательные последствия пассивного образа жизни
|
§25, ответить на вопросы, раб. тетр. №
|
|
|
-
|
«Образ жизни подростков»
|
1
|
Урок закрепления знаний
|
Систематизация ранее изученного материала
|
Тест, вопросы с развернутым ответом
|
Обобщение ранее изученного материала
|
§20-25, основные понятия.
|
|
|
Глава 5. Подросток и его жилая среда (4 часа)
|
-
|
Речевое поведение
|
1
|
Комбинированный
|
Отработка навыка составления сравнительной таблицы
|
Выполнение проблемных заданий
|
Высказывать суждения о роли речи в жизни человека; описывать пути и формы воспитания речевого поведения; приводить примеры речевого поведения из художественной литературы и кинофильмов
|
Сообщение «речевое поведение различных этнических групп в нашем крае»
|
|
|
-
|
Подросток в социальной среде
|
1
|
комбинированный
|
Групповая, индивидуальная беседа.
|
опрос
|
Характеризовать положение подростков в современном российском обществе; описывать свой образ жизни (а также своих друзей), высказывать предположения о путях его совершенствования; разрабатывать правила межличностных отношений
|
§26-27, основные понятия.
|
|
|
-
|
Мой дом мое жилище
|
1
|
комбинированный
|
Сравнительная таблица
|
Понятийный диктант
|
Объяснять смысл понятий.
|
§28-29, основные понятия.
|
|
|
-
|
«Подросток и его жилая среда»
|
1
|
Урок закрепления знания
|
Систематизация ранее изученного материала
|
Тест, вопросы с развернутым ответом
|
Обобщение ранее изученного материала
|
|
|
|