Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Лингвистический анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 года работаю в средней школе №3 города Новый Оскол. Было всякое: достижения и успехи, трудности и неудачи. Но я никогда не разочаровалась в том пути, на который когда – то ступила. Мне близки слова писателя Владимира Дудинцева: «Вся наша педагогическая наука занята вопросом: каким набором приемов учить и воспитывать? А надо просто любить ребенка, стремиться к нему и иметь, что ему дать». Постоянно ищу пути более полного решения проблем обучения и воспитания. С 1997 года являюсь руководителем методического объединения школы. Член областной экспертной группы по проверке сочинений части «С» ЕГЭ. 14 лет работаю в классах с углубленным изучением русского языка. В старших классах успешно применяю зачетную систему обучения, блочную систему подачи материала. Уже несколько лет в своей работе использую метод преподавания русского языка через языковой образ языковой разбор художественного текста. По данной теме не раз выступала на совещаниях, семинарах разных уровней, делилась опытом работы на областных курсах. Проблема, названная в заголовке, далеко не новая для всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка в школе. Однако сегодня, считаю, к ней надо подходить с принципиально иных позиций. Ведь последние три года пристальное внимание педагогической общественности области привлечено к Единому государственному экзамену по русскому языку, где важное место в системе заданий отводится проверке уровня культурно – речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка. Где залог успеха такой работы? Именно в обучении лингвистическому анализу текста на уроках русского языка, которое надо начинать как можно раньше. И. С. Тургенев в статье, посвященной поэзии Ф. И. Тютчева, писал, что, «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостью понимания, некоторою гибкостью мысли... Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать ее благовоние». Эти слова в полной мере можно отнести к лучшим произведениям русских писателей-классиков. Только читатель, наделенный «чувством языка», умный, мыслящий, способен полно оценить творения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Некрасова, Толстого, Достоевского, Чехова... Каким же должен быть текст, предъявляемый для анализа? На этот вопрос кратко можно было бы ответить так: текст должен быть образцовым с точки зрения идейно-художественной и пригодным с точки зрения методической. Особо хочется сказать о писателе Ю. Казакове. Отрывки на основе его произведений учат детей грамоте, воспитывают в них любовь к родной земле, ее людям, прививают любовь к родному русскому слову. Я понимаю всю сложность и ответственность выбранного пути. Задача нелегкая: исследовать язык художественного произведения под «лингвистическим микроскопом», расшифровать текст и вместе с тем не лишить его целостности, поэтического очарования, если это стихотворение. Суть же всей работы состоит в том, чтобы учащиеся учились составлять, хотя бы по образцу, связный текст сочинения на заданную тему. Они знакомятся с самыми различными приемами работы с текстом: это и составления планов будущего сочинения, и, наоборот, выделения пунктов плана из готового текста, и изложения по плану, и запись ключевых слов, и работа над словом и его значениями. Прямое и переносное значение слова, контекстуальные синонимы, синтаксические конструкции и их смысл и значение в тексте, тропы в поэтической речи -- все это становится предметом работы для одной цели - написания итогового сочинения. Пока на уроках литературы идет анализ произведения, на уроках русского языка отрабатываются элементы будущих сочинений. Например, при изучении творчества Н. А. Некрасова на уроке русского языка выводится работа с текстом стихотворения «Внимая ужасам войны» как элементов сочинения «Неизвестный Некрасов». Сначала (1 час) дается комплексный анализ текста этого стихотворения. Стихотворение записывается на доске, учащиеся получают задания:
Второй урок - составление связного текста по стандартному плану анализа стихотворения и вообще любого текста. Он известен учащимся с пятого класса (тема, сюжет, композиция, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка, идея или пафос произведения). Основная работа здесь идет с сильными учащимися во внеурочное время. На уроке проводится чтение образцов, делаются записи в тетрадях по теме сочинения. Особая роль воспитания у учащихся чувства языка, внимательного, вдумчивого отношения к слову, на мой взгляд, принадлежит анализу поэтического текста, так как поэзия, говоря словами К. Г. Паустовского, «возвращает слову его первоначальную свежесть». Сделаем анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова «Ангел». Вопросы и задания.
Стихотворение состоит из 16 строк, из четырех четверостиший, каждое из которых - это одно предложение, по смыслу самостоятельное и в то же время связанное с другими предложениями по принципу подобия или контраста. Нельзя не заметить, как это выражается графически, в пунктуации: в конце второй строки в каждой части - точка с запятой, в конце четвертой - точка. Музыкальность, гармония подчеркиваются и порядком слов: стихотворение состоит из двусоставных предложений, порядок расположения главных членов в трех первых частях можно выразить схемой: И только для последнего четверостишия характерен обратный порядок: Что достигается благодаря этому? Этим усиливается контрастное противопоставление мира небесного («звуков небес», песни ангела) всему земному. Тема земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверостишия: «...и хвала его непритворна была». Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе. (Этот диссонанс создается и лексическим значением слова, и его звуковым обликом: два раза в нем встречается звук р , который как бы противопоставлен мелодичному, музыкальному л , который повторяется в стихотворении более 20 раз.) Интересно обратить внимание учащихся на звуковую организацию всего стихотворения. Особая музыкальность достигается благодаря использованию слов, в которых повторяется согласный л (в первом четверостишии - 7 раз, во втором - 6; всего - 25 раз). Появление слов с этим звуком как бы создает диссонанс, как бы переносит нас «с небес на землю»... Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо - земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо («По небу...») начинается стихотворение, а словом земля заканчивается («...скучные песни земли»). Отвечая на вопрос «Какой мир - небесный или земной - ближе душе поэта?», учащиеся могут обратиться не только к стихотворению «Ангел», но и к другим произведениям Лермонтова («Выхожу один я на дорогу...», например). Мы видим, что поэту, с его «прозорливою душою», мир небесный, где «звезда с звездою говорит», где звучит «тихая песня» ангела, был ближе, по- нятнее, чем мир земной, в котором душа его «томится», «желанием чудным полна», где «жар души» растрачен «в пустыне»... На уроке словесности в 9 классе, посвященном стихотворению Лермонтова «Ангел», в качестве домашнего задания ученикам было предложено написать сочинение. Вот одна из работ. «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел». Стихотворение Лермонтова «Ангел» - одно из самых загадочных поэта. Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами: Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала... Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел». Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел. Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела. О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии. Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле. Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли». Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась... желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.) Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа которого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей. Не ставлю перед собой задачу предложить тот план, те вопросы, которые можно универсально применять при анализе любого художественного текста. Каждый подлинно художественный текст как явление искусства индивидуален, неповторим и требует при анализе внимательного, вдумчивого, бережного отношения, когда мы опираемся не только на знания, логику, ум, память, но откликаемся всем миром наших чувств, души, сердца, делаем «нрав- ственно – интеллектуальные» усилия… Это вытекает из специфики гуманитарного знания, из особенностей физиологии как науки. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках ( уроках словесности, в ряде случаев для них уместно использовать сдвоенные часы); такая работа может найти место в системе проведения уроков развития речи: анализ художественного текста дает возможность обеспечить на уроке взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности ( чтению, слушанию, говорению и письму). (Приложение 1 – полный план анализа текста) На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного учителя часто используют частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разборов слов, предложений. Работа с текстом дает возможность обеспечить на уроке органическую взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
исследования по русскому языку по теме: «Комплексное повторение изученного в VII классе. Текст как речевое произведение». ) В состав сегодняшнего 11 «А» класса с углубленным изучением русского языка вошли (на добровольной основе) 18 учащихся, интересующихся языком и литературой, в большинстве своем имеющих «4» и «5» по данным предметам. Три урока русского языка в неделю позволили расширить программу. Особое внимание уделила стилистическим особенностям изучаемых синтаксических конструкций. Наконец, разработала цикл уроков лингвистического анализа текста. Зачастую уроку лингвистического анализа текста предшествуют уроки внеклассного чтения по литературе. Так было и на этот раз. Сначала мы провели урок литературы «Мое имя -Марина...», где речь шла о нелегкой творческой судьбе гениальной поэтессы России Марины Цветаевой. Остановимся на фрагменте одного из уроков, посвященном лингвистическому анализу стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили...» В качестве эпиграфа мы взяли строки М.Цветаевой: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!» Урок лингвистического анализа текста стихотворения «Рябину рубили...» начался с выразительного чтения его учителем. Затем читали и перечитывали стихотворение ученики, вдумывались в его смысл, определяли тему, находили в тексте ключевые слова. Рябину Рубили Зорькою. Рябина - Судьбина Горькая. Рябина - Седыми Спусками... Рябина! Судъбина Русская. (1934) В процессе урока ученики ведут черновые записи. На листочках они записывают: рябина - судьбина (горькая) — судьбина (русская). Задаю классу вопрос: - А какое слово могло бы стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина, судьбина!
Чтение стихотворений на уроке создает особый эмоциональный настрой учащихся. Таким образом, мы постепенно подошли к определению темы и основной мысли произведения: через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще. Школьники определяют жанр произведения: перед нами лирическое стихотворение. Предлагаем разбить текст на смысловые отрезки. В стихотворении их четыре: каждые три строки объединены общей темой. - Что представляет собой первая микротема с точки зрения содержания? Перед нами картина жизни (даже неважно, реальная или существующая в воображении поэтесса), поразившая ее и вызвавшая в душевном мире М.Цветаевой определенные ассоциации. Стихотворение написано в эмиграции в 1934 году. В это время М.Цветаева рвется на Родину. В этом же году она пишет стихотворение «Тоска по Родине!..», которое заканчивается словами: -Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
Так возникает у нас новое ключевое слово: рябина -- Россия, Родина. В данном случае слова Россия, Родина — контекстуальные синонимы слова рябина. «Рябину рубили зорькою» - почему возник этот образ? Помните: «Знаю, умру на зоре», - писала М.Цветаева в одном из своих стихотворений. Таким образом, рассмотрев первую микротему, мы подтвердили мысль: рябина - символ судьбы М.Цветаевой. Вторая микротема... Третья микротема... В заключение урока можно предложить следующие вопросы:
В качестве домашнего задания мы предложили творческую работу с таким началом: «Двенадцать слов... Двенадцать строчек Марины Цветаевой...» Итак, сделаем вывод: лингвистический анализ текстов не только позволяет готовить сочинения (часть «С» ЕГЭ) по русскому языку, но и развивает также умения и навыки, которые необходимы для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности учеников: навыки различных видов чтения, даже учебно-научных текстов, написание рефератов, тезисов, докладов, навыки создания собственных текстов, составления различных деловых бумаг, умения выступать публично. ![]() Психолог школы Ирина Алексеевна Фатьянова изучила диагностику роста мотивации к изучению русского языка и литературы учащимися углубленного 11 «А» класса. высокий выше среднего средний На начальном этапе наблюдений за учащимися, при переходе из 5 – го класса в среднее звено, преобладала учебная мотивация, соответствующая примерно среднему уровню. Школьники данного возраста, в основном, проявляли интерес к содержанию предметов, их пониманию и пересказу, иногда механическому заучиванию. По мере изучения предметов учеников побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, самостоятельность, умение рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения, а не только получаемые результаты. ( мотивация выше среднего уровня) На данный момент интерес у учащихся 11 класса вызывают занятия, построенные в форме свободного творческого поиска смысловых проблем. Они могут свободно сочинять, конструировать, проектировать, переделывать на свой лад литературные произведения, проживать мысленно исторические события, участвовать в ассоциативном эксперименте, проводить самоанализ, заниматься научными изысканиями и другими продуктивными видами деятельности. В таких условиях дети удовлетворяют свои потребности в самопознании и смысловом творчестве, что способствует развитию их психических возможностей. В этом возрасте у учащихся развиваются мотивы самоопределения, понимания значения знаний для будущей профессии, мотивы самосовершенствования, т.е. получения общего развития в результате учения.
1. Прочитайте текст. 2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. 3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественный: публицистический, научный, научно - популярный). 4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение). 5. Определить жанр текста.(Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.). Какое настроение преобладает в тексте? 6. Определите тему текста. 7. Если текст не имеет заглавие, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор?) 8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план. 9. Как связаны, части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций.) 10. Как соотносится начало и конец текста? 11. На каком приеме/приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.) 12. Понаблюдайте над лексикой текста: -найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; - найдите опорные слова в каждой части текста; найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении; -обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально – оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?); - выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?) -обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения). 13. Пронаблюдайте за фонетическими средствами, которые использует автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс) деепричастий для передачи действий или динамичного описания чего – то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение т.д.). 14. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, безразличных, общественно- личных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и. т.д.) 15. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого – либо чувства, настроения, состояния. 16. Каково ваше впечатление от текста? 17. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем, для сравнения. Приложение 2 УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ: «КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VII КЛАССЕ. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ» Цели урока: 1) повторение изученного по морфологии в VII классе; обработка навыков грамотного письма; 2) формирование теоретических знаний о языке и речи; 3) обучение элементам лингвистического анализа текста; 4) обучение культуре диалогового общения, работе в парах и группе; 5) воспитание внимательного, вдумчивого читателя. Ход урока: 1. Слово учителя. - Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения писателей, которые помогают нам почувствовать «волшебное знакомство слов», насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. ( Все это позволит нам научиться передавать через слово наши мысли и чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим нас миром) к таким писателям нужно отнести Е.Н. Носова, с произведениями которого мы продолжаем работать на уроках русского языка. Вы никогда не задумывались, почему вместо слова текст иногда употребляется описательный оборот (перифраза) словесная ткань? Обратимся к словарю: Текст. Заимствованное в XVIII в. из немецкого языка, где Text <лат. Textus «словесное единство» < «ткань», произошло от texto «тку». - Слово «помнит» свое изначальное значение, поэтому мы можем услышать применительно к анализу текста такие выражения: прикоснуться к словесной ткани, словесная ткань пронизана… Сегодня на уроке повторения изученного мы будем не только вспоминать грамматику, отрабатывать навыки грамотного письма, но и учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором. Нашими помощниками будут произведения Е. И. Носова и тексты о Носове, посвященные процессу творчества, радостному и мучительному одновременно. 2. Целеполагание. Сообщение темы и целей урока. Ознакомление учащихся с текстами и заданиями к ним. Тексты читаются учителем и подготовленными учениками (на каждой парте лежит комплект текстов, что дает возможность семиклассникам воспринимать их не только на слух, но и зрительно). Смотрите также: Анализ текста на уроках русского языка как форма подготовки к сочинению 22 год
201.94kb.
1 стр.
Доклад «Использование ркм на уроках русского языка и литературы в старших классах»
110.32kb.
1 стр.
Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе
316.05kb.
1 стр.
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы 20 декабря 2012 года Психология восприятия искусства как основа обучения анализу текста
40.13kb.
1 стр.
Словарная работа на уроках русского языка
595.56kb.
3 стр.
Урок русского языка в 9 классе Тема урока: «Лингвистический анализ текста» ( Слайд 1 )
55.81kb.
1 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Подготовка к сочинению на тему «Письмо в 1941- й год»
149.67kb.
1 стр.
Год год русского языка татьяна ясинская
44.35kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка и литературы Куренковой Л. А
39.23kb.
1 стр.
Уроки русского языка Издательство «Глобус» На уроках русского языка 3 Биология. Репетитор 128.71kb.
1 стр.
|