Главная
страница 1
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ ____________ В.В. Ченохов

«09» сентября 2009 г.

Педсовет от «30» августа 2009 г. №1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕРХНЕВИЛЮЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №1 ИМ. И. БАРАХОВА»


ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮНЫЕ ЦВЕТОВОДЫ»

Направление: профессиональная подготовка

Вид деятельности: выращивание цветочных культур, озеленение школы

Возраст школьников: 9-11-е классы



Разработчик: Иванова К.А., педагог дополнительного образования

Срок реализации программы: 3 года








с. Верхневилюйск, 2009 г.



Пояснительная записка


Перед старшеклассниками стоит задача - подготовиться к жизни и труду в новых рыночных условиях. Каждый выпускник сельских школ должен иметь хотя бы одну профессию для дальнейшего применения выбранной профессии к жизни. При помощи дополнительного образования дети могут получить разные профессии.

Данная программа предназначена для получения учащимися 10-11 классов рабочей профессии «Цветовод».

В программу включены: квалификационная характеристика,

учебный план со сроком на 3 года, тематические планы и программы по агрономии, по защите растений, по агротехнике выращивания культур, по переработке и по хранению цветочных культур.

Практическое обучение проводится в здании мастерской, тепличном хозяйстве . на пришкольном участке школы.

В программе производственного обучения отражены вопросы эффективной организации труда, использование новой технологии, пути повышения производительности труда, меры экономии материалов и энергии. В процессе обучения особое внимание уделяется на необходимость прочного усвоения и выполнения требований безопасности труда.

К концу обучения каждый обучающийся должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, требованиями и нормами, установленным.

Цель:


Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Задачи:


Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека.

Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.

Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.

Формы работы – экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой.Требование школьного образования выдвигают на первый план в трудовом обучении вопросы, связанные с формированием культуры мышления, потребностей и т.д. Приобретение навыков культуры проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, правильно ли пользуется инструментом, соблюдая правила по охране труда, экономно и рационально расходует материалы, время, силы, способен ли обеспечить высокое качество выполняемой работы.

Формы и методы проведения занятий разнообразны – практические работы, опыты, наблюдения, беседы, дидактические игры, подготовка к праздникам, экскурсии. Эта форма обучения создает условия для особенно сильного воздействия на эмоциональную сферу личности. Экскурсия дает обильный материал для последующей аналитической деятельности учеников. Все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

Если ученики обладают необходимыми опорными знаниями или располагают личными наблюдениями, не получившими научной интерпретации, допустимо обращение к беседе. Касаясь ранее неизвестных учащимся понятий, терминов, схем, рекомендуется использовать метод объяснения.

Содержание занятий обогащают природоведческие знания учащихся, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей.

Занятия дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.

Учащиеся должны знать, что

Растения – живой организм, особенности его строения;

Условия жизни цветочных растений (свет, тепло, вода, воздух);

Труд человека по уходу за цветочными растениями необходимый фактор их нормального роста и жизнедеятельности;

Эстетическое и гигиеническое значение цветочных растений;

Условия, необходимые для прорастания семян;

Агротехнику выращивания рассады цветов.

Учащиеся должны уметь:

Правильно поливать комнатные растения;

Протирать, опрыскивать, удалять сухие листья;

Рыхлить почву;

Приготавливать почвенные смеси;

Правильно сажать семена растения;

Размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения;

Пересаживать, пикировать рассаду на постоянное место;

Наблюдать за ростом растений;

Составлять таблицы по уходу за цветочными растениями;

Правильно составлять этикетки для комнатных растений

Ожидаемый результат:

Цветовод должен уметь:

1.Выполнять основные работы по подготовке почвы к посеву и посадке цветочных культур: выбирать участок под цветочные культуры, учитывая агроклиматические условия зоны:

Подготавливать и вносить в почву органические и минеральные удобрения :
производить подкормку цветочных культур:

Подготавливать грунты для защищенного грунта:

Выращивать рассаду цветочных культур:

Подготавливать семена к посеву; отбирать крупные семена, протравливать .


проращивать семена:

Проводить посев семян вручную .



Проводить выборку рассады из парников и рассадников, высадку их в подготовленных местах.

Тематическое планирование






Темы

Колич.час.

Теорет.

Практ.

1

Вводная часть

3

1

2

2

История использование декоративных растений в разные времена общества

3

1

2

3

Особенности озеленения пришкольного участка










4

Цветочные композиции. Подбор цветочных растений

3




3

5

Газоны. Содержание и характеристика.

11

1

10

6

Цветочно-декоративные растения и их значение в жизни человека

2

2




7

Биологические особенности однолетников

2

2




8

Биологические особенности комнатных растений

2

2




9

Насекомые вредители комнатных растений и борьба сними

5




5

10

Питание комнатных растений их почвы и подкормка

7

2

5

11

Однолетние и двухгодичные декоративные растения. Общая характеристика и биологические основы их выращивания.

3

1

2

12

Многолетние декоративные растения. Характеристика наиболее распространенных многолетних декоративных растений

2

2




13

Разнообразие и классификация по происхождению. Особенности выращивания.

2

2




14

Комнатные растения, которые рекомендуются для оборудования школы. Выгонка луковичных и корневых рассад и уход.

29




29

15

Посадка рассады однолетников.

24




24

16

Выращивание рассады однолетников.

20




20

17

Выращивание цветочно-декоративных растений. Посев

24




24

18

Высадка рассады в грунт

18




18

19

Методические основы и практ. организации учеников за досмотром растений.










20

Каталогизация и паспортизация растений

8




8

21

Составление букетов и цветочных композиций.

10




10

22

Проведения праздников цветов, выставок и конкурсов букетов.

10

2

8

23

Проведение Праздника цветов

2




2

24

Сбор и хранение семян

4




4

25

Подведение итогов

4




4




Итого

198

18

180

Содержание программы

Тема 1. Введение.

Теоретическая часть: Декоративное цветоводство как составная часть монументального декоративного искусства. Основные формы и содержание работы по декоративному цветоводству в школе. Ознакомление с планом работы. С литературой. С задачами курса. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях. Значение курса для эстетического, экологического воспитания и заботливого отношения к природе.

Тема 2. Особенности озеленения пришкольного участка



Теоретическая часть: Особенности озеленения пришкольного участка. Правило "золотой пропорции". Оборудование цветников. Виды цветочного оформления: партер, клумбы, рабатки, одиночные и групповые посадки, бордюры.

Практическая часть: Экскурсия на пришкольный учебно-опытный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями.

Тема 3. Цветочные композиции. Подбор цветочных растений .



Теоретическая часть: Цветочная композиция. Понятие и определение. Подбор цветов по характеристикам, свойствам и условиям содержания для каждого вида оформления: по назначению цветника, за расцветкой цветов, соцветия, листков, за сроками цветения. Принципы подбора растений для разных видов озеленения.

Практическая часть: Подбор цветов для композиции пришкольного учебно-опытного участка и прикрепленного уголка в помещении школы (рекреации 3-х этажей).

Тема 4. Газоны. Содержание.

Теоретическая часть: Содержание газонов. Основные группы газонов: декоративные (партерные), мавританские, специального назначения (спортивные, аэродромные). Почва для оборудования газонов и внесения удобрений. Газонные травы и группы трав: низовые, верховые, промежуточные и их характеристика. Нормы высева. Сроки высева. Уход за газонами. Парки. Стили парков.

Практическая часть: Подготовка газонов на специально отведенном месте в территории школы на пришкольном учебно-опытническом участке: Подготовка почвы, удобрений. Уход за газонами.

Тема 5. Цветочно-декоративные растения и их значение в жизни человека.

Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения с помощью наглядных таблиц и экскурс на пришкольный участок; беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.

Тема 6. Биологические особенности однолетников.



Теоретическая часть. Понятие о цветочно-декоративных растениях. Группировка цветочно-декоративных растений; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; их биологические особенности; способы выращивания.

Практическая часть. Работа с книгой: выписка кратких сведений об однолетних растениях. Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений;

Тема 7. Биологические особенности комнатных растений.



Теоретическая часть Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья, стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Значение комнатных растений; их группировка; биологические особенности.

Практическая часть Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений. Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству. Питание растений. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Особенности вегетативного размножения черенками, луковицами, отводками, листьями, делением корня. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Тема 8. Насекомые вредители комнатных растений и борьба с ними



Теоретическая часть Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.

Практическая часть Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых;

Тема 9. Питание комнатных растений их почвы и подкормка



Теоретическая часть Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.



Практическая часть Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок. Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей. Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

Тема 10. Однолетние и двухгодичные декоративные растения. Общая характеристика и биологические основы их выращивания. Выращивание рассады однолетников



Теоретическая часть Общая характеристика и биологические основы их выращивания. однолетние: агератум, ротища, астра, бархатцы, вербена, гвоздики, космос, календулы, петуния, резеда, майоры, табак, благоухающий и другие. Двухгодичные: фиалка, гвоздика, колокольчики, маргаритки, незабудки, калачики, наперстянка.

Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Выращивание рассады однолетников Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады. Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Постановка опытов по выяснению лучших способов выращивания рассады. Изготовление наглядных пособий: засушивание и зарисовка растений на разных стадиях развития.

Тема 11. Многолетние декоративные растения. Характеристика наиболее распространенных сортов

Теоретическая часть Общая характеристика и биологические основы их выращивания наиболее распространенных многолетних декоративных растений. Характеристика наиболее распространенных многолетних декоративных растений: гиацинт, астра, многолетняя гайлярдия, дельфиний, петушки, ландыш, лилия, нарцисс, тюльпаны, рябчик и крокус. Гарноквитучи и декоративные кустарники.

Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Выращивание рассады многолетних: астры, петушков, гиацинта. Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады. Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений.

Тема 12. Разнообразие классификаций по происхождению, особенности выращивания.



Теоретическая часть Классификация на группы цветення: осенние, которые цветут зимой, весной, летом.

Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Особенности выращивания рассады осенних многолетних растений. Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады. Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений.

Тема 13. Комнатные растения, которые рекомендуются для оборудования биологического кабинета. Выгонка луковичных и корневых рассад.



Теоретическая часть Перечень основных комнатных растений, которые рекомендуются для оборудования биологического кабинета, как наглядного показа в процессе преподавания курса биологии в школе.

Практическая часть Выгонка луковичных и корневых рассад.

Подготовка ящиков и почвы. Подготовка посадочного материала (лук репчатый, корни петрушки и др.) Посев. Уход за рассадой. Агротехника выращивания.

Тема 14. Выращивание рассады однолетников

Теоретическая часть Особенности выращивания рассады однолетних растений. Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Подготовка ящиков и почвы. Агротехника выращивания рассады. Посев семян. Пикировка. Уход за рассадой. Написание этикеток.

Тема 15. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения



Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Тема 16. Выращивание цветочно-декоративных растений. Посев



Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов и уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

Тема 17. Высадка рассады в грунт



Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт. Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов высадки рассады в грунт.

Тема 18. Методические основы организации учеников за досмотром растений.



Теоретическая часть Требования к свету и их соблюдение. Полив. Увлажнение, перевалка и пересадка. Разнообразие грунтовых смесей: глинисто-дерновая, перегной, листовая почва, песок.

Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Увлажнение, перевалка и пересадка рассады. Досмотр за растением. Полив. Борьба с насекомыми вредителями, Использование удобрений.

Тема 19. Каталогизация и паспортизация растений

Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Организация картотеки декоративных растений.

Тема 20. Составление букетов и цветочных композиций



Теоретическая часть Букет. Формы букетов. символика цветочной композиции. Язык цветов. Символика цвета.

Практическая часть Опыты работы с цветочно-декоративными растениями: Сроки срезки цветов и условия их хранения, досмотр. Обработка стебля. Требования к воде.

Тема 21. Методические основы проведения праздников цветов, выставок и конкурсов букетов



Теоретическая часть Цветы в современном интерьере. Роль зеленых насаждений в борьбе с разными производственными и уличными шумами.

Практическая часть Оформление выставок, витрин.

Тема 22 Летние работы на участке однолетников

Правила ухода за однолетниками; потребности цветочно-декоративных растений в питательных веществах; значение подкормок для роста и цветения растений. Практическая часть Полив, прополка, подкормка однолетников; ведение календаря цветения.

Наблюдения за ростом и развитием однолетников.

Изготовление наглядных пособий: гербариев из засушенных цветов, зарисовка лучших цветущих растений. Фотографирование лучших цветущих однолетних растений; изготовление фотомонтажей.

Проведение опытов по применению подкормок, прищипок и других приемов, влияющих на величину цветов: начало и продолжительность цветения.

Экскурсия в цветочно-декоративное хозяйство, на участок любителя цветовода, на выставку цветов для ознакомления с разнообразием однолетников с работой цветоводов по улучшению ассортимента, по применению методов влияющих на улучшение количества цветов растений и продолжительность цветения.

Тема 23 Проведение Праздника цветов

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.

Тема 24. Сбор и хранение семян

Признаки созревания плодов и семян; правила их сбора; правила сушки и хранения семян.

Практические работы. Отбор растений для семенников; сбор и сушка плодов; очистка

семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников.

Проведение опытов по влиянию прищипки, удалению части соцветий на сроки созревания плодов и семян однолетников.

Подведение итогов опытнической работы.

Учет результатов опытов; оформление записей дневников; изготовление наглядных пособий.

Тема 25 Подведение итогов работы.

Фотографирование объектов живой природы. Экскурсия

Подведение итогов фотоконкурса “Самый причудливый фрукт”

Занятия проводятся 3 раза неделю по 2 часа к трем группам

Информационно-методическое обеспечение



Материально-техническая база

Гербарий растений

Коллекции образцов растений, почвы, вредителей, насекомых

Набор удобрений

Торф

Приборы для демонстрации



Коллекция плодов и семян

Вредители сада

Таблицы

Муляжи


Микроскопы

Лупы


Динамическое пособие

Модели


Пресс для гербария

Семена


Горшки

Вёдра


Грабли

Грохот


Колья

Лопата


Совки

Шнур


Ящики посевные и другой необходимый инвентарь

Литература

Борисов В.М. Справочная книга по химизации сельского хозяйства – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1980. – 560 с.

В помощь крестьянину: Практическое пособие /Сост. П.И.Писаренко. – СПб.: Лениздат, 1993. – 365 с.

Пфайффер Э. Плодородие земли. – Калуга.: Духовное познание, 1994. – 300 с.

Созвездие московского меридиана. Иллюстрированный энциклопедический сборник. – М.: Нива России, 1997. – 380 с.

Шевелуха В.С. и др. Сельскохозяйственная биотехнология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 469 с.: ил.

Тетюрев В. Спросим мнение самого растения.- Москва: “Детская литература”, 1980;

Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. – М.:Просвещение, 1980;

Новиков В.С. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1991.;



Родина В.А. Цветоводство в школе: пособие для учителей. Изд. 4-е, исправл. и дополн. – М.: Просвещение, 1974.


Смотрите также:
Программа дополнительного образования «юные цветоводы»
154.02kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные экологи»
215.76kb.
1 стр.
Программа по легкой атлетике Программа дополнительного образования детей от 7 до 18 лет
616.55kb.
3 стр.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования детей системы образования, культуры, спорта « и сердце, отданное детям, и творчество, и вдохновенный труд»
56.09kb.
1 стр.
Программа «Юные мастера футбола»
88.7kb.
1 стр.
Ведомственная целевая программа
133.96kb.
1 стр.
Методическое пособие организация дополнительного образования детей в клубе по месту жительства
135.76kb.
1 стр.
Образовательная программА дополнительного образования детей «Основы рукопашного боя» по направлению: спортивно- техническое
297.76kb.
1 стр.
Актуальность программы. Обучение по программам в системе дополнительного образования является актуальным
349.37kb.
1 стр.
Программа развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
1539kb.
9 стр.
«автомотоцентр» практическое пособие для педагогов дополнительного образования
1161.65kb.
5 стр.
«Крепость столетий» ( образовательная программа дополнительного образования детей) Куликова Елена Викторовна педагог дополнительного образования
125.69kb.
1 стр.