Главная
страница 1
Конспект урока внеклассного чтения в 7-м классе «Без вины виноватые» по рассказу Льва Эммануиловича Разгона «Борис и Глеб»

( урок – исследование с элементами дискуссии)


Методический замысел урока и обоснование его темы:

В основе урока – групповая исследовательская работа обучающихся. Выбор темы урока возник после знакомства с рассказами Льва Разгона. В нашей области в период 30 – 40 годов широко практиковалась политика массовых репрессий и произвола. На территории Кузбасса действовали более 400 лагерных подразделений, входивших в состав СИБЛАГА, через который в те годы прошло более 2,5 миллионов человек. Из всех сибирских лагерей около 80% действовали на территории Кемеровской области. Знакомство с «Книгой Памяти», повестями Льва Разгона, историями родственников учеников, занесёнными и не попавшими в «Книгу Памяти», - это всё способствовало решению провести открытый урок, чтобы не только на произведениях литературы они знакомились с широкомасштабной картиной сталинских репрессий, а также на основе документов, исторических свидетельств.

Такой подход усиливает мотивацию детей к учению, интерес к предложенной теме не только потому, что это история нашей страны, но также история семей земляков и родственников. Лейтмотив урока – способность человека оставаться «свободным», интеллигентным Человеком в условиях несвободы в «этом жутком и непонятном мире».

Этот урок имеет яркое нравственное звучание, так как в нём поднимается тема семьи и семейных ценностей, тема дружбы и добрососедства, единства судьбы людей разных национальностей, оказавшихся в одних и тех же жесточайших условиях. В работе использую метод проекта, позволяющий учащимся самостоятельно в сотрудничестве друг с другом решать и детально разрабатывать проблемы, выявленные ими же в ходе «мозгового штурма».

Учащимися проводились исследования в течение 4-х недель. Результаты исследовательской деятельности представлены в виде презентации.

В тематическом планировании (по программе Коровиной Т.Ф.) предыдущими были уроки по темам: « Судьба народа в поэмах Н.А.Некрасова», «Обобщающая беседа « Проблемы и герои произведений русской литературы». Далее следует урок внеклассного чтения.



Тип урока:

- урок комплексного применения знаний; выработки умений самостоятельно применять их в новых учебных условиях.



Форма урока:

- урок – исследование с элементами дискуссии.



Цели и задачи урока:

- на примере судеб Льва Эммануиловича Разгона, родственников одноклассников познакомить с одной из трагических страниц истории страны - временем репрессий;

- определить основной мотив рассказа – мотив запредельности существования человека в сталинских лагерях и мотив внутреннего сопротивления системе;

- развивать навыки анализа текста и навыки ведения диалога;

- продолжить разговор о вечных ценностях, нравственных уроках, которые преподает нам русская литература;

- воспитывать у обучающихся нравственную и гражданскую позицию, чувство долга, ответственности и сострадания;

- пробуждать чувство сопричастности судьбе своей страны, чувство ответственности за свой выбор, за будущее.

Направленность на планируемые результаты образования:

- развитие навыков исследовательской деятельности обучающихся;

- готовность следовать этическим нормам поведения в дальнейшей жизни;

- умение работать в команде;

- коммуникативные умения – умения общаться и создание эффективных форм устного, письменного, мультимедийного, сетевого общения;

- направленность и саморазвитие (мониторинг процесса);

- креативность и любознательность.
Методы и технологии обучения:

- персонифицирующий;

- самостоятельной работы с информацией из городского музея;

- творческий метод (метод проекта);

- рефлексивные методики;

- оценки исторических процессов, событий.



Форма организации учебной деятельности:

- групповая;

- индивидуальная.

Основные виды деятельности и действий обучающихся:

-осознание ответственности человека за судьбу общества;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как своих, так и окружающих;

- смысловое чтение художественных текстов, выделение существенной информации;

- работа в творческих группах;

- составление презентаций;

- работа с первоисточниками в городском музее;

- составление сообщений и выступление с ними.
Приёмы деятельности учителя:

- эвристическая беседа;

- организация работы в группах;

- персонификация;

- обобщающая беседа;

- использование аудиозаписи;

- чтение по ролям.

Оборудование:

- компьютерная презентация «Жизненный путь Л.Э.Разгона», «Святые братья Борис и Глеб»;

- документы из городского музея;

- портрет Л.Разгона, коллаж из фотографий, связанных с лагерной темой;

- музыкальное сопровождение

Опережающие задания:

- индивидуальное задание ученикам (Чернышевой Алёне, Семибратовой Наталье) - на основе семейных документов, воспоминаний, реликвий подготовить рассказ об истории своей семьи;

- задание группе «историков»: 1) подготовить презентацию о первых русских святых – Борисе и Глебе. Почему их канонизировали?

2) О каком историческом периоде идет речь в рассказе? Что мы знаем об этом времени? На основе архивных данных городского музея подобрать воспоминания участников событий, связанных с репрессиями 30-х - 40-х годов.

Задания «литераторам»:

Задания для 1-ой группы

1)Восстановите прошлое писателя. Как он попал в лагерь?

2) Как братья Борис и Глеб – главные герои рассказа Л. Разгона - оказались в лагере?

3)Каково отношение Бориса и Глеба к лагерникам? Какую тактику поведения

выбрал старший брат?

Задания для 2-ой группы

1)Как проявляется авторская оценка героев?

2)Какие художественные детали помогают автору создать образы Бориса и Глеба?

3)В чем заключается смысл названия рассказа?

4)Какова основная идея рассказа?
Задания для 3-ей группы

1)Кем были родители Бориса и Глеба?

2) Как вы думаете, почему отец назвал «своих поздних и любимых сынов именами мучеников»?

3)Почему эпиграфом к уроку мы взяли строчки из стихотворения поэта, солдата, прошедшего всю войну,- Бориса Слуцкого « Без вины виноватые»?



План урока:
I. Организационный момент.

Объявление темы урока. Настрой учащихся на работу.

II.Актуализация.

1).Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

2).Работа с материалами. Защита презентаций. Ответы на вопросы.

3).Корректировка результатов. Выводы.

III. Заключение.

Ход урока



Учитель:

В центре внимания русской литературы традиционно остаются нравственные проблемы. Добро и зло, честь и совесть, самоотверженность и человеколюбие, преданность и предательство, сохранение человеком чувства собственного достоинства - это далеко не все вопросы, которые решают русские писатели в своих произведениях. Порой на долю человека выпадают страшные, даже жестокие испытания, когда он оказывается на грани смерти. Но даже в самых экстремальных условиях у человека всегда есть выбор, который каждый определяет в соответствии со своим нравственным идеалом. Иногда страх смерти становится сильнее, и человек переходит ту черту, которая отделяет его от животного. Но бывает и по–другому. Человек, несмотря ни на что, остаётся человеком, сохраняет в себе человеческое, не теряет уважения к себе.

Сегодня наш разговор пойдёт о людях (почти мальчиках), оказавшихся по воле судьбы в нечеловеческих условиях – в лагере для заключённых. Это главные герои рассказа Льва Разгона « Борис и Глеб». Автор написал историю двух мальчиков, «которую нельзя назвать неправдоподобной».

Основная цель урока – понять, почему память автора тревожила много лет судьба двух братьев – юношей, с которыми он столкнулся в тяжёлый период лагерной жизни, хотя перед ним прошли десятки таких мальчиков….

Сначала проведем словарную работу


  1. Аналитическая работа с текстом. Отчёт творческих групп.

Учитель. Готовясь к уроку, вы работали в группах, собирали материал по своему направлению. Сейчас председатели ваших групп сделают отчет о проделанной работе. Во время выступлений будьте внимательны , отбирайте главное и фиксируйте в таблицах. Перед вами критерии оценивания мультимедийных презентаций, план оценивания презентации группы, опросный лист участника проекта, листы для составления синквейна к слову «братья». В конце урока расскажете, что вы узнали, к чему стали относиться по – другому, в чём изменились , зачитаете синквейны.

Давайте обратимся к биографии писателя. Слово предоставляется 1- ой группе. (Показ слайдов). Приложение №2. Вывод: Лев Эммануилович, несмотря на то что провёл в лагерях 7 лет, остался Человеком, обладая качествами характера: трудолюбием, чувством собственного достоинства, человечностью, умением сопереживать и сострадать чужой беде.



Учитель. На уроках истории и литературы мы познакомились с жанром житие и прочитали «Житие святого Сергия Радонежского», Александра Невского. Группа « историков» приготовила презентацию о первых русских святых – страстотерпцах Борисе и Глебе. Посмотрите и ответьте на вопрос: почему были канонизированы русские князья? Приложение №3.

Ученик.

Князья Борис и Глеб (память совершается 6 августа) не включились в борьбу за власть и поступили как христиане: предпочли пострадать, но не идти против совести. И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.



Учитель. Их канонизация послужила примером для прославления в лике святых убиенного императора Николая II и его семьи. После их казни и начались репрессии в нашей стране. Обратимся к рассказу.

Как братья Борис и Глеб – главные герои рассказа Л. Разгона - оказались в лагере? Кто же «помог» им?



Ученица. Отец их, бывший полковник генерального штаба, был убит случайным выстрелом ночного патруля. И дети остались одни на всем свете.

Они надеялись только на Россию, жили мечтой о России – так их воспитал отец. Немцы двигались к Москве, «все вокруг вопило, надрывалось в восторгах перед успехами немецких войск», а Борис и Глеб в это не верили. «Стать красными солдатами»- стало их главной мальчишеской мечтой. И вот один русский, перешедший на сторону немцев, присмотревшись к двум одиноким ребятам, предложил им пойти на службу к немцам, поступить в специальную школу. ( Далее зачитывается фрагмент рассказа на с.79).



Учитель. Каково отношение Бориса и Глеба к лагерникам? Какую тактику поведения выбрал старший брат?

Ученик. Некоторые зэки старались как – то приручить этих ребят, помочь. Но Борис и Глеб спокойно и с забытым уже достоинством отвергали эту помощь. В их старомодной, еще дореволюционной учтивости, воспитанности, во всей лексике, где совершенно отсутствовал мат и лагерные термины, было нечто, внушающее уважение. Поэтому к братьям относились хорошо все – от бригадира до арестантов. Борис – в силу характера и воспитания – выбрал для себя и брата единственно правильную форму существования. Только оставаясь чужим для всех, не сливаясь с лагерниками, могли они сохранить свою «самость», остаться такими, какими их вырастил отец.

Учитель. Как проходил лагерный день? Чем отличались братья от других? Почему вызывали сочувствие у зэков?

Ученица. (Зачитывает фрагмент рассказа на с.77). В жуткой толпе, где никого нельзя узнать, они бросались в глаза: всегда были рядом, изредка даже держались за руки – будто в детском саду. И на лесосеке сидели рядом, прижавшись друг к другу. Они вызывали сочувствие даже « у окончательно замордованных зэков, у которых голод и лишения выбили все признаки человечности» трогательной и необычайной заботой старшего о младшем: «В свободные минуты старший что – то рассказывал, а младший смотрел на него, как смотрит мальчик на единственную защиту и надежду – на мать».

Учитель. Как проявляется авторская оценка героев?

Ученица. В описании внешности братьев – «снимали, когда бригаду приводили в столовую, старые шапки,… обнажая в любой мороз головы – с каштановыми волосами у Бориса и пшеничными - у Глеба…». (Зачитывается диалог на с.78 между автором и Борисом). Метафора «пшеничные» подчеркивает трогательное отношение автора к младшему брату; а их интеллект и воспитание в этом аду вызывали в нем чувство уважения. Лев Эммануилович употребляет метафору – фразеологизм «раздирает мое сердце» история братьев, потому что очень хотел стать им как – то ближе, чем – то помочь, вмешаться в их страшные и несправедливые судьбы, даже забывал о своей собственной участи. Автор сопереживает своим героям, страдает вместе с ними, и от этого нам, читателям, становится еще больнее осознавать, что это могло происходить в нашей стране.

Учитель. Какие художественные детали помогают создать образы братьев?

Ученица. Портреты героев, поведение, поступки, речь героев, пейзаж. Из рассказа мы узнаем, что Борису было около 18 лет, а Глебу, наверное, около16. Они обладали прекрасной памятью, были начитанными: знали наизусть стихи Некрасова, Пушкина, А.Толстого. Борис, например, знал наизусть всю поэму А.С. Пушкина «Полтава». Глеб – «юноша похож на ребенка, попавшего в совершенно неведомую страну». И стихи он читал, которые печатались в дореволюционных хрестоматиях: пейзажные, исторические… Они не курили, как все зэки, не матерились, «вежливо говорили «доброе утро» или «добрый вечер» - это в лагере! Конечно же, они скучали по красоте и другой жизни, которую они видели. ( Зачитывает ф-т на с.78).

Учитель. В чем заключается смысл названия рассказа?

Ученица. Название любого рассказа раскрывает его тему (круг событий, составляющих основу художественного произведения). Главные герои - Борис и Глеб – прошли все муки ада и остались людьми, не потеряли человеческого достоинства в нечеловеческих условиях. И духовные силы, по-моему, они находили в своем воспитании и образовании, в вере в Бога. Первые русские святые Борис и Глеб были зверски убиты своими братьями в XI веке. Это были первые жертвы братоубийственной (той же гражданской) войны, проходившей только девять веков назад. И Борис, и Глеб в рассказе Л.Разгона «убиты» режимом, который сформировался на родине их предков после гражданской войны, но только в другую историческую эпоху – в XX – ом веке. Со святыми их объединяет мужество, благородство, терпение, глубокая вера, внутреннее чувство чести, любовь к Родине.

Учитель. Кем были родители Бориса и Глеба?

Ученица. Отец – кадровый офицер, в деникинской армии командовал ротой, прежде имел звание полковника генерального штаба. Мать – дочь московского адвоката. Она умерла после рождения младшего сына. Отец стал единственной опорой, воспитателем, идеалом и примером для них. Сыновей он воспитывал в страстной любви ко всему русскому: они учились в русской школе, потом в русском лицее, Борис собирался поступать в университет….Когда немцы напали на Россию, отец примкнул к «оборонцам», кто считал, что русские эмигранты должны защищать Россию, что они не имеют права сотрудничать с врагами родины.

Учитель. Как вы думаете, почему отец назвал «своих поздних и любимых сынов именами мучеников»?

Ученица. Автор в эпилоге рассказа задает 3 риторичесих вопроса (зачит.) Отец – русский интеллигент из той благородной среды, которые никогда не оставили бы Родину в беде. Он всегда защищал свое Отечество, был глубоко верующим человеком, и его идеалом были святые Борис и Глеб, бескорыстно любившие свою родину и свой народ. Они предпочли смерть, чтобы избежать братоубийственной войны. Эти святые преподали русскому народу уроки мужества, терпения, милосердия, глубокой веры. И отец мечтал, живя на «своеобразном куске прошлой России», воспитывая детей в традициях русской культуры, в любви ко всему русскому, чтобы его сыновья стали такими же патриотами, как святые Борис и Глеб.

Учитель. Актуальна ли история святых Бориса и Глеба в наши дни?

Ученик. Я считаю, что их история актуальна, потому что современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть, наживу, стремление к материальному накоплению, презрение к бедным. И так нужны сейчас моральные примеры милосердия и доброты!

Учитель. Какова основная идея рассказа?

Ученик. Идея рассказа – не переступи, оставайся самим собой, что бы ни произошло в твоей жизни. Но вместе с тем автор нас предостерегает – люди, будьте бдительны, не допускайте новых репрессий по отношению к человеку.

Учитель. О каком историческом периоде идет речь в рассказе? Что мы знаем об этом времени? Слово группе «историков».

Ученица. Среди всех стран мира в XX- м веке самая трагичная история у России – революции, передел собственности, принудительное переселение народов, репрессии…Целая цепь кровавых братоубийственных войн. В период 40–х годов в нашей области практиковалась политика массовых репрессий и произвола. На территории нашей области в 40 – 50-е годы действовали более 400 лагерных подразделений, входивших в состав СИБЛАГА, через которые в те годы (по предварительным подсчетам) прошло около 2,5 миллионов человек. Из всех сибирских лагерей около 80% действовали на территории Кемеровской области.
Посмотрите на таблицу, представленную в 1-м томе Кузбасской «Книги Памяти». Всмотритесь, вдумайтесь в цифры!
Т а б л и ц а

Социальный состав, возраст,

статьи репрессированных (подсчитано по списку «Книги Памяти»)

Социальный состав

Форма

репрессий

репрессированных

расстрел

лагеря

Рабочие

42

1096

Крестьяне, в т. ч. колхозники

34

351

Интеллигенция, в т. ч. служащие

7

308

Служители религиозного культа

3

8

Заключенные

27

247

Не указано

8

217

Всего:

121

2227

Возраст

до 18 лет —

6

6

18—30 лет —

554

31—40 лет —

479

41—50 лет —

567

51—60 лет —

385

Старше 60 лет —

121

Не указано —

236

Всего:

2348














Как видно из нее, много людей попало под расстрел, но в тысячи раз больше отправлено в лагеря на 15 и более лет. Страшен был сам факт ареста, но разве мы можем представить себе, как невыносимо мучителен был после ареста лагерный ад! Сегодня мы понимаем, что государство не зря так тщательно скрывало под завесой «совершенно секретно» наличие этого чудовища, потому что именно там « осуществлялось перемалывание душ и судеб миллионов наших сограждан». Яркий пример тех событий мы можем найти рядом с нами…В нашем городе, живут семьи, история которых уходит своими корнями в те далекие 30-е -40-е годы. (Далее следуют рассказы о семьях Чернышевых и Семибратовых). Приложение №4.



Учитель. Почему эпиграфом к уроку мы взяли строчки из стихотворения Бориса Слуцкого «Без вины виноватые»?

Ученица. Мы не можем подобрать слова, чтобы выразить отчаянную боль и глубокое сострадание к судьбам двух юношей, стремившихся на родину предков, чтобы защитить её от врагов. За что их осудили? В чём их вина?

« Без вины виноватые…» - сколько их?! Истерзанных в сталинских лагерях, испивших до дна горечь утраты свободы, молодости, возможности чувствовать себя человеком. Остаётся лишь память. Об этом «Баллада о Колыме» поэта Валентина Португалова, прошедшего сталинские лагеря. (Ученица под «Реквием» Моцарта читает отрывок из баллады).



Вывод делает учитель. Рассказ заканчивается трагично. Братья погибают. История их семьи написана правдиво, веришь каждому слову, переживаешь, сочувствуешь, ненавидишь. Лев Разгон рассказал о тех судьбах, которые свидетельствовали бы о способности человека сохранить себя, свою душу: «никакой лагерь не может растлить тех, у кого есть устоявшееся ядро».

Я думаю, что в Стране Советов не могли бы сформироваться такие личности, как Борис и Глеб. «Самость» невозможна была в нашем обществе. Воспитание личности происходило под руководством партии коммунистов: ребёнок приходил в 1-ый класс – становился октябрёнком, давал клятву; в5-м классе вступал в пионерскую организацию, как все, и опять клялся в верности идеалам революции, потом комсомол, партия….Люди были «винтиками» в огромном механизме нового государства. Поэтому Л.Э. Разгон не мог забыть братьев. Они ничем не походили на всех остальных: честные, интеллигентные, не потерявшие чувство собственного достоинства, сохранившие до последних дней свою душу и веру в Бога. Главный урок, который мы должны вынести после прочтения этого рассказа, – даже в труднейших условиях можно остаться Человеком. Это нужная и своевременная исповедь русского человека, преданного своей Родине.

Воспоминания – это памятник страданиям русского народа. (Пр. №1.На экране в сопровождении музыки проходят списки топкинцев, репрессированных в 40-е годы). Сегодня есть политические силы, которые хотят оправдать сталинизм. В 2008 году телеканал «Россия» проводил конкурс «Имя – Россия». В нём приняли участие миллионы наших соотечественников. Иосифу Сталину (по количеству голосов) присудили 3-е место после Александра Невского и Петра Столыпина! Поэтому нам никогда нельзя забывать о том страшном времени и нельзя допустить повторения той трагедии.

В видеообращении Президент РФ Д.А.Медведев от 30.10.09. призывает нас «изучать прошлое, преодолевать равнодушие и стремление забыть его трагические стороны».


Рефлексия.

В заключение я прошу вас зачитать опросные листы участников проекта (что вы узнали, к чему стали по – другому относиться, какой из этапов урока запомнился больше всего и почему). Руководители групп выставят общие баллы по критериям оценивания мультимедийных презентаций.




Домашнее задание: Предлагаю вам написать творческую работу по теме:

«Почему мы не должны допустить оправдания тех, кто уничтожал свой народ».

1.Сочинение – рассуждение.

2.Письмо своему сыну.

3.Составить синквейны к словам «братья», «личность».

Ученики составили синквейны: Братья

Образованные, воспитанные

Страдают, любят, верят

Сохранили свою «самость» и веру

Христиане


Личность

Индивидуальная, неповторимая

Не рождается, формируется, становится

Результат процесса воспитания

Индивид

Тип урока: комбинированный урока изучение нового материала.

Цели и задачи:


  • Познакомить учащихся с личностью А.И.Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор».

  • Развивать наблюдательность, умение выделять главное в тексте, оценить мастерство писателя.

  • Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

  • Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской.

  • Воспитание учащихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация

ХОД УРОКА



Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I. Организационный момент

2 мин.

Настроить учащихся на восприятие нового материала

 Подготовка к уроку.

Умение готовиться к уроку, концентрироваться на изучении нового материала.

Ученическое целеполагание.

Фронтальная

нет

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Приветствие учащихся. Знакомит с темой урока и целью. Инструктаж о ходе работы на уроке.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя.

II. Изучение нового материала

23 мин.

Знакомство с творчеством А.И.Солженицына и историей создания рассказа «Матрёнин двор».
Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской.

Знакомство с материалом  демонстрационного экрана, выборка интересной информации.

Анализировать полученную информацию,
работа с репродуктивным материалом (осмысление сюжета рассказа по вопросам и заданиям)

Информационный. Объяснительно-иллюстративный.

Лекция с элементами беседы

Презента
ция
«Тема праведничества в рассказе «Матренин двор»

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Через проектор  проводится демонстрация подобранного материала по теме урока «Тема праведничества в рассказе «Матренин двор».

Материал: Со стороны отца  род Солженицыных происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование. (Слайд 6)
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, а за 6 месяцев до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицына занимаются мать, дедушка и бабушка.
Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. (Слайд 7) На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.
В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом.(Слайд 8) С 1941-1945 гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицына арестовывают за резкие антисталинские высказывания в письмах другу детства  Николаю Виткевичу и осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.  В 1950 году его переводят в Экибастузский  лагерь.  Здесь он заболевает раком.
С февраля 1953 Александр Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге — «Раковый корпус». В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор».  (Слайд 9) С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет работа над романом «В круге первом», созревает замысел произведения «Архипелаг ГУЛАГ».
В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство, Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. (Слайд 10)  В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати. (Слайды 11-12)
13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.
Но все это время Солженицын мечтает вернуться в Россию. “Я не теряю надежды при жизни вернуться на Родину. Но это не будет возможным до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.
В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. (Слайды 13-14)
11 декабря 1998 года президент России Борис Ельцин подписал указ о награждении Александра Солженицына, отмечающего в этот день свое восьмидесятилетие, орденом Святого апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги перед Отечеством и большой вклад в мировую литературу. 
А. Солженицын отказался от ордена, заявив буквально следующее: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу, – и добавил: «Может быть, через немалое время эту награду примут сыновья мои».
Александр Солженицын скончался в ночь на 4 августа 2008 года в Москве на 90-м году жизни. По словам сына покойного, Степана, писатель умер дома от «острой сердечной недостаточности».
Валентин Распутин писал: «Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни, это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича. 
В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир — не стало великого нравственника, справедливца, таланта» (Слайд 15)
В 1959 году А.И. Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Это рассказ  о той ситуации, в которой Солженицын оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». (Слайды 16) После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. (Слайд 17)
Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника».  В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название – мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов  ХX века. (Слайд 18)

Вопрос: Объясните смысл первоначального названия рассказа.

Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.



Вопрос: Каков, по вашему мнению, символический смысл окончательного варианта названия рассказа «Матренин двор»?

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья.  В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, – похоронили.


В рассказе «Матренин двор» автор передает свое горькое горе о погибшей женщине. Изображает жизнь русского села ХХ века. Пред читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной  поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах, как результат отношений «человека и власти» в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, которые всплывают в сознании читателя. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души».

Вопрос: Кого мы называем праведниками?

Академический словарь русского языка.

1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.


2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.


2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.)

Вопрос:  Что общего в этих определениях?

Определения даются с точки зрения религиозной морали.



Вопрос: Какие черты характера русского человека  «помогают» ему стать праведником?

Смотрят демонстрационный материал, пишут конспекты, работают со словарями.

III. Закрепление нового материала

12 мин.

Проверка степени усвоения нового материала.

Знать определение понятия праведничество, текст произведения.

Понимать идейный смысл рассказа. Определять авторскую позицию.

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

Групповая дискуссия.
Самопроверка

Работа с презентацией урока (в группе)

(Слайды 19-23)



Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организует выполнение контролирующих заданий, оказывает индивидуальную помощь

     Работа в группах (класс делится на 5 творческих групп – по микротемам), готовят ответы на проблемные вопросы       

IV. Подведение итогов

5 мин.

Анализ прослушанных сообщений

 Ответы на проблемные вопросы  с использованием нового материала

Развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, создавать синквейны

Частично-поисковый.

Фронтальная

Слайд 24

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Помочь обучающимся осмыслить острые и нелёгкие вопросы нашего прошлого и настоящего.

Попытаться понять феномен «простого человека»

V. Рефлексия

2 мин.

                  Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  Анализирует работу класса, просит обучающихся высказать собственное мнение по поводу проделанной работы, анализирует ошибки, сообщает оценки.

 Высказывают  мнения о проделанной работе на уроке.(Слайды 25-26)

VI. Домашнее задание

1 мин.

         Деятельность   учителя

Деятельность обучающегося

Учитель сообщает домашнее задание, разъясняет ход его выполнения, просит в жанре эссе ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня праведники?» (Слайд 27)

Слушают, записывают домашнее задание, уточняют неясные моменты


Смотрите также:
Конспект урока внеклассного чтения в 7-м классе «Без вины виноватые» по рассказу Льва Эммануиловича Разгона «Борис и Глеб»
234.23kb.
1 стр.
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
148.05kb.
1 стр.
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока: расширение круга читательских интересов
68.7kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка". Тема урока: "Что цивилизация? Кому она нужна?"
102.4kb.
1 стр.
«Формы и методы проведения уроков внеклассного чтения в пятом классе»
182.53kb.
1 стр.
Конспект урока внеклассного чтения во втором классе учителя начальных классов моу «сош №76» Мешковой Светланы Сергеевны
92kb.
1 стр.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе А. Д. Дорофеев
117.43kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год
27.97kb.
1 стр.
Урок внеклассного чтения в 7 классе по роману Майн Рида «Всадник без головы»
59.02kb.
1 стр.
Самоанализ урока
91.88kb.
1 стр.
Рассказу К. Г. Паустовского «Барсучий нос»
50.33kb.
1 стр.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока: творческая мастерская. Тема урока: Учитель русского языка и литературы : Лобачёва Валентина Васильевна
159.27kb.
1 стр.