Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


Информация на коллегию министерства образования и науки Астраханской области по вопросу

«О состоянии качества общего образования в Астраханской области по результатам ЕГЭ».

Комплекс мер по модернизации системы общего образования Астраханской области в 2012 году, утвержденный постановлением Правительства Астраханской области от 15.02.2012 № 45-П, в качестве основных задач предполагает:

- создание принципиально новых условий, которые призваны обеспечить развитие системы общего образования, в том числе в соответствии с новыми ФГОС;

- создание условий доступности образовательных услуг, учитывающих любое территориально и географически труднодоступное место проживания обучающихся;

- изменение отношения педагогических кадров, занятых в системе общего образования, к результатам своей профессиональной деятельности;

- применение новых экономических механизмов, не только обеспечивающих оптимизацию имеющихся в распоряжении ресурсов, но также позволяющих системе эффективно функционировать и развиваться.

На фоне происходящих в региональной системе общего образования модернизационных процессов, направленных на удовлетворение образовательных потребностей населения в качественном образовании, особое значение приобретает оценка достигнутых результатов. Результаты Единого государственного экзамена, как одного из инструментов независимой оценки качества образования, позволяют оценить уровень освоения выпускниками образовательных программ и, в конечном итоге, определить эффективность принимаемых управленческих решений.

Целью настоящего анализа является оценка состояния качества образования в учреждениях Астраханской области, реализующих программы общего образования, на основе анализа результатов ЕГЭ в динамике за три года, формирование информационной основы для определения мер, направленных на повышение качества общего образования.

Для достижения поставленной цели:

- определялась степень соответствия полученных результатов ЕГЭ в Астраханской области среднероссийским показателям;

- определялась динамика результативности подготовки выпускников общеобразовательных учреждений (в разрезе муниципалитетов, общеобразовательных учреждений разных видов (средних общеобразовательных школ, вечерних (сменных) общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов);

- оценивалась эффективность работы муниципальных органов управлением образования Астраханской области в достижении качества общего образования, соответствующего требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов;

- определялись меры, направленные на повышение качества общего образования в Астраханской области.
1. Анализ уровня освоения общеобразовательных программ выпускниками образовательных учреждений Астраханской области в 2012 году (на основе результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам).
Из 4182 выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений Астраханской области в 2012 году 343 (8,2%) не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании. Из них 75 выпускников (1,8%) не были допущены к прохождению государственной (итоговой) аттестации и 268 человек (6,4%) не прошли государственную (итоговую) аттестацию. Доля выпускников, не освоивших программу среднего (полного) общего образования, в последние годы растет (в 2010 г. – 5,5%, в 2011 г. – 6%) именно за счет увеличения процента выпускников, не сдавших экзамены по обязательным предметам, тогда как доля не допущенных к государственной (итоговой) аттестации ежегодно составляет около 2%.
Таблица 1. Количество выпускников 11 (12) классов, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании


Общее количество выпускников 2012 года (всего)

Не получили аттестат, из них:

Количество выпускников, не допущенных к Г(И)А

количество выпускников, не прошедших Г(И)А


4182

75 (1,8%)

268 (6,4 %)

Всего: 343 (8,2%)

Наибольший процент выпускников, не получивших аттестат в 2012 году, отмечен в городе Астрахани, Харабалинском и Володарском районах.



Вместе с тем, можно говорить о положительной динамике в 8 муниципалитетах по сравнению с прошлым годом. Вызывает обеспокоенность ситуация в г. Астрахани, где общее количество выпускников сократилось почти вдвое, а доля выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, значительно возросла (с 9,4% до 15,4 %).


Таблица 2. Доля выпускников 11 (12) классов, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании

(в 2011, 2012 гг.)


Муниципальное образование

Общее количество выпускников 2011 года (всего)

Количество выпускников, не получивших аттестат в 2011 г.

Доля выпускников, не получивших аттестат в 2011 г.

Общее количество выпускников 2012 года (всего)

Количество выпускников, не получивших аттестат в 2012 г.

Доля выпускников, не получивших аттестат в 2012 г.

г. Астрахань

2446

230

9,4

1404

216

15,4

ЗАТО г. Знаменск

248

11

4,4

239

1

0,4

Ахтубинский район

343

4

1,2

417

12

2,9

Володарский район

387

3

0,8

354

15

4,2

Енотаевский район

100

1

1

99

0

0

Икрянинский район

104

7

6,7

140

4

2,8

Камызякский район

198

6

3

191

2

1,04

Красноярский район

203

7

3,4

133

3

2,2

Лиманский район

117

1

0,9

108

0

0

Харабалинский район

279

36

12,9

235

10

4,2

Черноярский район

109

1

0,9

141

2

1,4

Наримановский район

137

0

0

158

2

1,3

Приволжский район

122

0

0

110

0

0

ОГОУ

328

3

0,9

236

4

1,7

Учитывая, что в настоящее время одним из основных требований со стороны государства к системе образования является повышение качества оказания образовательных услуг при рациональном расходовании ресурсов, актуальным будет сопоставление результатов обучения с объемом субвенций, выделяемых муниципалитетам на реализацию государственного стандарта общего образования. В приведенной ниже диаграмме не представлены данные по ЗАТО г. Знаменск и г. Астрахани ввиду значительного расхождения в объеме расходов на одного обучающегося (большая наполняемость классов, уровень имеющейся материально-технической базы).



Диаграмма 1. Объем выделенных субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования (в расчете на одного обучающегося, тыс. руб.) в сопоставлении с долей выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании (в динамике за 2011, 2012 гг.).

Представленная диаграмма свидетельствует о том, что по сравнению с 2011 годом объем субвенций, выделяемых из бюджета Астраханской области на реализацию государственного стандарта общего образования, вырос по всем муниципалитетам. Можно констатировать, что положительное влияние на результат обучения этот факт оказал в Приволжском, Икрянинском, Камызякском, Красноярском, Лиманском, Енотаевском, Харабалинском районах, где имеется положительная динамика в достижении выпускниками образовательного ценза. Вместе с тем, в Наримановском, Володарском, Черноярском и Ахтубинском районах принцип «деньги за результат» не сработал в полной мере. В причинах создавшейся ситуации необходимо разобраться.



В целом по большинству общеобразовательных предметов процент обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов, установленный Рособрнадзором, ниже подобного параметра по стране. Исключение составляют результаты по физике, истории и обществознанию (а это наиболее «массовые» экзамены). Кроме того, при достаточно стабильной ситуации на протяжении последних трех лет по русскому языку, информатике и ИКТ, английскому языку, литературе, можно говорить об отрицательной динамике по истории, географии, обществознанию.
Таблица 3. Результаты ЕГЭ в Астраханской области в сравнении с Российской Федерацией (доля выпускников, не набравших минимальное количество баллов по общеобразовательным предметам)

Предмет

min кол-во баллов 2010 (%)

min кол-во баллов 2011 (%)

min кол-во баллов 2012 (%)

РФ

АО

РФ

АО

РФ

АО

Русский язык

2,1

2,8

4,1

3,1

3,1

3,1

Математика

3,5

2,7

4,9

3,3

7,5

6,0

Физика

7,5

6,5

7,4

5,3

12,6

18,3

Химия

8,1

3,2

8,6

4,6

11,0

10,6

Информатика и ИКТ

9,3

9,3

9,8

8,3

11,1

11,2

Биология

7,2

4,3

7,8

8,6

8,2

5,6

История

10,2

8,9

9,4

10,7

12,9

14,3

География

8,3

10,6

8,0

4,6

8,3

9,2

Английский язык

6,0

7,8

3,1

3,3

3,3

1,8

Немецкий язык

12,8

27,8

6,6

8,3

3,4

0,0

Французский язык

0,6

0,0

1,2

0,0

1,1

50,0

Обществознание

4,4

3,4

3,9

4,0

5,9

7,7

Литература

6,6

6,6

5,0

3,7

4,8

4,7

Рассмотрим более подробно показатель «Доля участников ЕГЭ в Астраханской области, набравших количество баллов, ниже минимального порога, установленного Рособрнадзором, по общеобразовательным предметам (в 2010 - 2012 гг.)».

Процент обучающихся, получивших неудовлетворительный результат на ЕГЭ в 2012 году по математике, химии, истории, обществознанию и, особенно, по физике превышает подобный показатель двух предшествующих лет. Также не может не настораживать тот факт, что по истории, обществознанию и химии (наиболее часто выбираемым в качестве экзамена предметам) процент «двоек» растет на протяжении последних трех лет.

Диаграмма 2. Доля участников ЕГЭ в Астраханской области, набравших количество баллов, ниже минимального порога, установленного Рособрнадзором, по общеобразовательным предметам (в 2010-2012 гг.).

При сравнении значения среднего балла выпускников 11 (12) классов Астраханской области по обязательным предметам с результатами в целом по России, отмечается снижение среднерегионального значения результатов ЕГЭ и увеличение разрыва со средним значением результатов по стране как по русскому языку, так и по математике (с 2010 года).



Диаграмма 3. Средний балл по русскому языку в Астраханской области в сравнении с Российской Федерацией.


Диаграмма 4. Средний балл по математике в Астраханской области в сравнении с Российской Федерацией.
Следует отметить, что в основном средний балл в регионе на протяжении трех лет коррелирует с подобным показателем по стране (расхождение, в большинстве своем, составляет от нескольких десятых до 3,5 баллов). Вместе с тем, нельзя не отметить, что достаточно высокие результаты выпускники образовательных учреждений Астраханской области показывают по биологии и литературе, тогда как по остальным предметам на протяжении последних трех лет имеется отрицательная динамика.

следующая страница >>
Смотрите также:
Информация на коллегию министерства образования и науки Астраханской области по вопросу «О состоянии качества общего образования в Астраханской области по результатам егэ»
577.49kb.
5 стр.
План мероприятий форума «Дни инноваций в Астраханской области -2012»
89.95kb.
1 стр.
В соответствии с Законом Астраханской области от 7 сентября 2011 года №57/2011-оз «о контрольно-счетной палате Астраханской области», на основании пункта 2
27.88kb.
1 стр.
Закон астраханской области о бюджете Астраханской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
206.62kb.
1 стр.
Доклад Губернатора Астраханской области «Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2010 году»
3217.83kb.
17 стр.
Сведения о состоянии противодействия и профилактики коррупции в Астраханской области по итогам III квартала 2012 года, представленные территориальными органами
336.85kb.
1 стр.
Решение коллегии министерства образования и науки Самарской области Об итогах приема в 2009 году
82.34kb.
1 стр.
Заместитель министра экономического развития Астраханской области
111.56kb.
1 стр.
Анализ смертности и летальности за 6 месяцев 2011 г. 6 месяцев 2012г по Астраханской области гбуз ао «Областной онкологический диспансер»
247.61kb.
1 стр.
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Астраханской области «О создании государственного автономного учреждения Астраханской области «Гребной клуб
259.08kb.
1 стр.
Факторы окружающей среды и здоровье населения астраханской области
201.45kb.
1 стр.
Задания для первого (заочного) тура олимпиады по географии на звание «Стипендиат агу» 9 класс
132.1kb.
1 стр.