Главная
страница 1
«Утверждаю»

директор ГБОУ СОШ № 867

_____________ Л.Т. Островская Л.Т.
Пояснительная записка к учебному плану

государственного бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №867

(с лицейскими классами)

на 2012-2013 учебный год
Нормативно - правовая основа формирования учебного плана.
Учебный план ГОУ СОШ № 867 на 2012-2013 учебный год разработан на основе:

1) Закона РФ « Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г.;

2) Закона города Москвы «Об общем образовании в г. Москве»;

3) Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241)

4) Приказа МО РФ от 09.03.2004 № 1312 « Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

5) Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (в редакции от 3 июня 2008года № 164, от 31 августа 2009 года № 320, от 19 октября 2009 года № 427);

6) Московского базисного учебного плана, утвержденного приказом Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010г. № 958 «Об утверждении Московского базисного учебного плана»

7) Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;

8) Приказа министерства образования и науки РФ от 30.08.2010№ 889 « О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и методических рекомендаций о введении 3-его часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся;

9) Приказ от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312

10) Приказа Департамента образования г.Москвы от 09.2010 № 1341 «О внесении изменений в приказ ДО г.Москвы от 11.05.2010 № 958;

11) Приказа Департамента образования г.Москвы от 04.05.2011 № 327 «О внесении изменений в приказ ДО г.Москвы от 11.05.2010№958;

12) Постановления правительства г.Москвы от 22.03.2011 №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»;

13) Приказа от 25.03.2011 № 210 «О мерах по реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»;

14) Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

15) Устава ГОУ СОШ № 867;

16) Образовательной программы школы;

17) Программы развития школы

18) Годового плана на 2012-2013 учебный год;

19) требований СанПиНа (постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.10г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»);

и в преемственности с учебным планом школы на 2011-2012 учебный год.
Общая характеристика учебного плана

Учебный план ГБОУ СОШ № 867 реализует общеобразовательные программы и определяет:



  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

  • рекомендации по распределению минимального учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанные на рекомендациях Федерального базисного учебного плана, результатах массовой практики преподавания и заключениях экспертов о возможности достижения требований государственных образовательных стандартов общего образования в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ; учебно-методических комплектов, педагогических технологий;

  • распределение учебного времени:

- федеральный компонент – 80 %,

- региональный компонент – 10 %,

- компонент образовательного учреждения – 10 %.


  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

  • максимальный объем домашних заданий;

  • показатели финансирования (в часах).

Учебный план ГБОУ СОШ № 867 представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта и специфики образовательного учреждения.

Учебный план ГБОУ СОШ № 867 составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Московским базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216) и предусматривает временные параметры организации учебно-воспитательного процесса:
для 1-ой ступени обучения:


  • 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов.

Продолжительность учебного года:

1 класс – 33 учебные недели,

2-4 классы – не менее 34 учебных недель;

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не превышает 45 минут, за исключением 1 класса. Для 1 класса – с целью реализации «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии


  • (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, 4-ые уроки согласно тарификации проводятся в нетрадиционной форме, в ноябре - декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, 1 раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

  • январь - май – 4 урока по 45 минут каждый, в соответствии с «Санитарно- эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся.

  • домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 –м -0ч., 2-3-м - до 1,5 ч., в 4-м – до 2 ч. (п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10).


для 2-ой ступени обучения:

  • 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов;

  • продолжительность урока в 5-9 классах – 45 минут (пп. 10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 5 –м -2ч., 6-8-м - до 2,5 ч., в 9-м – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10).

  • продолжительность учебного года – 5 кл. – 34 учебных недели; 6 кл. – 34 учебных недели; 7 кл. – 34 учебных недели; 8 кл. - 34 учебных недели; 9 кл. - 33 учебных недели (не включая летний период итоговой аттестации);


для 3-ей ступени обучения:

  • 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов;

  • продолжительность урока в 10-11 классах– 45 минут (пп. 10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • домашние задания задаются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 10 - 11-м - до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10).

  • продолжительность учебного года – в 10 кл – 34 учебных недели; 11 кл - 33 учебных недели, не включая проведение учебных сборов по основам военной службы и летний период итоговой аттестации соответственно.

В соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 ГОУ СОШ № 867 определяет продолжительность учебной недели :

- для 1-10 классов, реализующих общеобразовательные программы – 5- ти дневная учебная неделя;

- для 7а, 8а, 9а, 10а,б, 11а, реализующих учебные программы углубленного, расширенного и профильного изучения отдельных предметов – 6-ти дневная учебная неделя.

Учебный план ГОУ СОШ № 867 направлен на решение следующих задач:

- развитие адаптивной образовательной среды;

- на обеспечение вариативного содержания образования (лицейские классы, углубленное и расширенное изучение отдельных предметов учащимися с повышенным уровнем мотивации);

- на реализацию программы «Здоровье» через активное внедрение развивающих и здоровьесберегающих технологий;

- развитие творческих (исследовательских) способностей учащихся;

- на обеспечение базового образования;

- для организации профильного образования и предпрофильной подготовки.



  • распределение учебного времени между федеральным, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения;

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

  • показатели финансирования (в часах);

  • максимальный объем домашних заданий.

В 2012-13 учебном году в школе будет открыто 34 класса:



на первой ступени 13 классов.

1-е классы - система учебников «Школа ХХI века»,

2-е классы - система учебников «Школа ХХI века»,

3а, 3в классы – система учебников «Школа ХХI века»

3б класс - УМК «Гармония»

4а, 4б классы - система учебников «Школа России»

4в класс - система учебников «Школа ХХI века»

4г класс - УМК «Гармония»


На второй ступени (в 5-9-х) – 18 классов.

На третьей ступени (в 10-11-х) – 3 класса.

В школе продолжают функционировать: классы с углубленным изучением математики (лицейские) - 8а, 9а, лицейский – 11а (физико – математический и социально-экономический профили); открыт лицейский- 7а; лицейский - 10а (физико-математический и социально- экономический профили) и 10б (социально- экономический профиль); функционируют 9б, 9в - классы предпрофильной подготовки.


Учебный план школы имеет два структурных компонента: базисный и профильный.

Базисный компонент представлен предметами, определенными в ФБУП как обязательные для изучения, из девяти образовательных областей: русский язык и литература, иностранный язык, математика, социальные науки, естествознание, искусство, физическая культура, технология, информатика и ИКТ. В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников каждая образовательная область представлена предметами федерального и регионального компонентов, позволяющими заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий федеральному стандарту образования.


Минимальное количество часов на изучение каждой образовательной области определено в инвариантной части Федерального базисного учебного плана, там же определена предельно допустимая нагрузка учащихся; в полном соответствии с этими требованиями и составлялся учебный план школы на 2012-2013 учебный год.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки соблюдаются и составляют:



  • для 1-х классов - 21 час;

  • для 2-4-х - 23 часа;

  • для 5-х - 29 час;

  • для 6-х - 30 час;

  • для 7-х - 32 час (7а – 35ч);

  • для 8-9-х - 33 часа (8а,9а – 36ч);

  • для 10-11-х- 36 час.

В соответствии с традицией и для удобства восприятия для начальной и основной школы учебный план ГОУ СОШ № 867 , как и Федеральный базисный учебный план, сформирован в «недельной» форме. Однако такая форма представления не означает необходимости фиксации числа часов преподавания предмета в каждой неделе учебного года.

При этом формы учебного процесса изменяются - от классно-урочной к лекционно-семинарской.

Ряд общеобразовательных предметов изучается в виде интегрированных курсов; для них имеется программно-методическое обеспечение.


Часы компонента образовательного учреждения (185 часов) в связи с новой системой оплаты труда разделены на аудиторную и неаудиторную нагрузку.

Часы неаудиторных занятий представлены индивидуальными консультациями (до 5 чел) и групповыми занятиями (до 15 чел).


Часы аудиторной нагрузки компонента образовательного учреждения в учебном плане использованы:

- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы, курсы федерального компонента образования;

- на отдельные курсы регионального компонента учебного плана;

- на деление на подгруппы по отдельным предметам профилей;

- на введение 3 часа физкультуры (занятия плаванием).
Часы неаудиторной нагрузки компонента образовательного учреждения в учебном плане использованы:

- организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся;

- на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и формами учебной деятельности;

- на консультации по выполнению домашних заданий и подготовки к итоговой аттестации в новых формах (ЕГЭ И ГИА).


В учебном плане ГБОУ СОШ № 867 нашла отражение региональная специфика Московского базисного учебного плана:

  • поддержка значительного, уже сложившегося уровня вариативности системы московского образования;

  • поддержка практики интегративного изучения отдельных дисциплин («Москвоведение», «ОБЖ»);

  • поддержка освоения и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных дисциплинах;

  • повышение объема учебного времени, отводимого на освоение иностранных языков;

  • особое внимание формированию экономической и экологической компетентности обучающихся;

  • особая роль математики, информатики и ИКТ в условиях Москвы.

Интегративное преподавание ОБЖ (5-7 классы), москвоведения (6-11 классы), не ведёт к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этой дисциплине. В связи с этим для каждого отдельного предмета, преподаваемого в данном классе интегративно, в классном журнале выделен раздел (страница), в заголовке которого приведено название предмета и указано «(интегративно)». Раздел заполняется обычным образом, отмечается фамилия, имя, отчество учителя, список обучающихся, их присутствие, оценки текущей аттестации (москвоведение – 9,11 классы), поурочное тематическое планирование (с указанием, в рамках урока по какому предмету, указанному в расписании, ведется интеграция). Соответственно ведется заполнение электронного (цифрового) журнала.

Реализация Концепции информатизации образовательного процесса в школе базируется на широкой внедрении информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины; интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах и их освоение в ходе использования. Эта интеграция отражается в учебном планировании и плане внутришкольного контроля, для нее выделяются ресурсы, в частности, для выполнения домашних заданий в помещениях школы в объемах, определяемых п. 1.11 настоящей пояснительной записки и СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.18, 10.19


Особенности образования на каждой ступени обучения.

1 ступень

1-2 классы - обучение ведется по ФГОС НОО 2009 г.


Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы.

Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.

Образовательная область «Филология» предусматривает изучение «Русского языка» (1-4 классы) в объёме 4 часов в неделю для 1-3 классов и 3 часов в неделю для 4 классов, «Литературного чтения» (1-4 классы) ) в объёме 4 часов в неделю для 1-2 классов и 3 часов в неделю для 3- 4 классов и «Иностранного языка» (2-4 классы) в объёме 2 часов в неделю . При изучении данных предметов рекомендуется уделять постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи и компьютерного набора текста, развития речи. Тем самым, часы, выделяемые на литературное чтение, будут использоваться и для освоения важных элементов чтения, родного языка. Количество часов, выделяемых на изучение предмета «Английский язык» (2-4 классы), определено второй моделью языковой подготовки.


Образовательная область «Математика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика» в объеме 4 часов в неделю (1-4 классы).

Особое место уделяется обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.

Образовательная область «Окружающий мир» в 1-4 классах предусматривает изучение учебного предмета в объеме 2 часов в неделю.

При изучении интегративного предмета «Окружающий мир» особое внимание уделяется здоровому образу жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. ОБЖ.


Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах включает в себя 6 модулей. Учащиеся изучают один из модулей по выбору родителей (законных представителей) учащегося. На основании анкетирования и заявления родителей в 4 классах в учебный план введён модуль «Основы мировых религиозных культур». Согласно УП на 2012-2013 учебный год на изучение данного модуля в 4-х классах отводится 1 час в неделю. Содержание модуля ориентировано на знакомство с мировой религиозной культурой. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Образовательная область «Физическая культура» в 1-4 классах предусматривает изучение учебного предмета в объеме 3 часов в неделю. Третий час  учебного  предмета «Физическая культура» использован на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Образовательная область «Искусство» представлена в плане предметами:


  • Учебный предмет «Изобразительное искусство» будет изучаться как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-х- 4-х классах

  • Учебный предмет «Музыка» выделяется из образовательной области искусства, поскольку музыка и искусство разделены по часам и преподавателям и это разделение находит отражение в учебном плане.

Образовательная область «Технология» будет изучаться как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-х- 2-х классах, 2 часа в неделю для 3-4 классах.

В содержание обязательных для изучения в начальной школе предметов включаются материалы профориентационного информирования обучающихся. В рамках проектной, исследовательской деятельности обучающихся предусматривается пропедевтическая профориентационная направленность.
Часы внеурочной деятельности в 1-2 классах в учебном плане использованы следующим образом:
Спортивно-оздоровительное направление.

Цель: повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо – эмоционального напряжения у детей.

Формы организации:


  • «Я пешеход и пассажир» - 1классы – 3 часа;

  • ОФП (основы физической подготовки) – 1-2 классы – 6 часов


Духовно-нравственное направление.

Цель: создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Формы организации:

  • «Праздники, традиции и ремёсла народов России» - 1 -2 классы - 6 часов;

  • «Мой родной город-Москва» - 1-2 классы – 6 часов


Общеинтеллектуальное направление.

Цель: удовлетворение интересов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий; формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий; поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Форма организации:

  • «Алгоритм успеха» - 1-2 классы – 6 часов;

  • «Занимательная математика» - 1-2 классы – 6 часов;

  • «Удивительный мир слов» - 2 классы – 3 часа


Проектная деятельность.

Цель: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Форма организации:

  • «Проектная деятельность» - 1-2 классы – 6 часов



Социальное направление.

Цель: повышение мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создание условий для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

Форма организации:

  • «Мир деятельности» - 1классы – 3 часа

Общекультурное направление.

Цель: развитие  творческих  способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;

Форма организации:

  • «Декоративное творчество» - 1классы – 3 часа

Учебные часы компонента образовательного учреждения в 3 - 4 классах в учебном плане использованы на : организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов;



  • «Умники и умницы» (подготовка к олимпиадам) (3-4 классы) – 7 часов;

  • «Консультации по русскому языку» (3 классы – 3 часа, 4 классы – 8 часов) - 11 часов

  • «Консультации по математике» (3-4 классы) - 7 часов

  • «В мире книг» (внеклассное чтение) - 7 часов;

  • «Проектная деятельность»- (3 а, б, в, 4 а, б, г – 2 часа; 4в -1 час) -13 часов;

  • Экскурсионная деятельность – (3 классы + 4в класс) - 4 часа



2 ступень

На 2 ступени – 18 классов: 5-х – 4 класса – общеобразовательные;

6-х – 4 классов – общеобразовательные;

7-х – 3 класса – 7а – лицейский,

7 б,в – общеобразовательные;

8-х – 4 класса – 8а – лицейский,

8б,в,г – общеобразовательные;

9-х – 3 класса – 9а – лицейский,

9 б,в – общеобразовательные.



Обязательные для изучения в основной школе учебные предметы

Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и информационно-коммуникационные технологии, История, Обществознание, География, Физика, Химия, Биология, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура, Изобразительное искусство, Музыка

В 2012-2013 учебном году школа участвует в «пилотном» проекте по апробации введения новых ФГОС на 2 ступени в параллели 5-х классов. Учебный план этих классов составлен на основе Примерных учебных планов и рекомендаций для школ – «пилотов».

В образовательной области «Русский язык и литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение литературы в 6-8 классах выделено 2 часа, в 5,9 классах – 3 часа. Остающиеся часы относятся к русскому языку. Важным ресурсом повышения эффективности учебного процесса в этой области является сочетание трех предметов: русского языка, литературы и ИКТ. Учащиеся используют ИКТ при написании домашних сочинений, выполнении тренировочных тестов, составлении презентаций к выступлениям и докладам на уроках, выполнении проектов, при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается 3ч. в неделю ( с делением класса в 25 чел. на 2 подгруппы); обучение ведётся по 2 модели языковой подготовки. Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности учащихся – в виде презентаций к урокам, творческих домашних заданий, тренингов с использованием материалов Интернет-сайтов, что позволяет развивать коммуникативные навыки иностранного языка в различных других учебных предметах

В образовательной области «Математика» количество часов в 5-9 кл – 5ч. В 7-9 классах: 3ч. – алгебра и 2ч – геометрия. Включены содержательные разделы «Вероятность и статистика, информатика (алгоритмика)», которые изучаются интегративно. Принципиальным является введение вероятности и статистики, не как теоретических, фундаментальных разделов, а как прикладных, при этом поддерживающих формирование общематематических и арифметических навыков разделов. Минимальный объем изучения вероятности и статистики в основной школе 54 часа. Содержание курса математики также расширено фундаментальными вопросами информатики (алгоритмика) и темами прикладной направленности, связанными с обработкой данных. Планируемый на изучение этих разделов объем учебного времени составляет (в основной школе) 48 часов.

Учащиеся используют ИКТ при выполнении домашних творческих заданий, выполнении тренировочных тестов, составлении презентаций к выступлениям на уроках, выполнении проектов, при подготовке к итоговой аттестации по математике в формате ГИА.

Образовательная область «Естествознание» представлена предметами «Биология» (в 5-х классах по 1ч. в неделю, 6-9-х классах по 2 ч. в неделю), «Физика» (в 7-9-х классах по 2 ч. в неделю; в 7а, 8а – по 3ч. в неделю, 9а-3ч., во всех лицейских классах преподавание ведётся с делением на подгруппы), «Химия» (8-9 классы – по 2 ч. в неделю) «География» (в 5-х классах по 1ч. в неделю, 6-8 классы – по 2ч. в неделю). Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности учащихся – в виде презентаций к урокам, творческих домашних заданий, тренингов с использованием материалов Интернет-сайтов, проектной деятельности учащихся.

Образовательная область «Социальные науки» предполагает изучение учебных предметов «История» (по 2ч. в неделю в 5-9-х классах), «Обществознание» (отдельным предметом по 1ч. в неделю в 5-9-х классах); «География» (по 2ч. в неделю в 5-9-х классах), «Экономика» (отдельным предметом по 1ч. в неделю в 9-х классах), «ОБЖ» (ведётся интегративно с биологией и физической культурой в 5-7 кл), «Москвоведение»- изучается на 2,3 ступенях образования интегративно с предметом «История» - с 6 по 11 класс; в 5-7-х кл – в рамках элективного курса по москвоведению и музейной педагогике. Учащиеся используют ИКТ при выполнении домашних творческих заданий, выполнении тренировочных тестов, составлении презентаций к выступлениям на уроках, выполнении проектов, при подготовке к итоговой аттестации по материалам демо-версий, размещённых в Интернете.

Образовательная область «Искусство» представлена предметами «Изобразительное искусство» (5-7 кл)- по 1ч. в неделю. Его продолжает курс «Мировая художественная культура» (8-9 кл.) – по 1ч. в неделю и далее продолжение данного курса обеспечивается на 3 ступени обучения; «Музыка» (5-7 кл)- по1ч. В 8-9 классах вопросы музыкальной культуры включены в курс МХК – по 1ч. в неделю. Учащиеся используют ИКТ при выполнении домашних творческих заданий, составлении презентаций к выступлениям на уроках, выполнении проектов.

Образовательная область «Информатика и ИКТ» осваивается с предметами других образовательных областей, изучение осуществляется во всех школьных предметах. Кроме этого «Информатика и ИКТ» изучается как отдельный предмет по 2ч. в неделю в параллели 8-х классов, 8а (за счёт часов технологии); по 1 часу в параллели 9-х классов (в рамках предпрофильной подготовки); как элективный курс с использованием часов компонента образовательного учреждения в 5-9 классах.

Образовательная область «Технология» представлена предметом «Материальные технологии» (5-7 кл ); предмет «Черчение» ведется за счет часов школьного компонента (8-9 кл) – по 1ч; в лицейских классах – 8а, 9а классы- часы технологии отданы на предмет «Информационные технологии» для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности и в целях ранней предпрофильной подготовки этих классов.

Региональный компонент представлен предметами:

«Экономика» - изучается в 9 классах отдельным предметом по 1ч.; во 2-й половине дня введен спецкурс в 7б, 9а лицейском классе - 1ч.

«МХК»- изучается в 7- 9 классах отдельным предметом по 1ч.

«ОБЖ» - изучается интегрировано с предметами «Биология» и «Физкультура» с 5 по 7 (по программе, разработанной совместно сотрудниками УМЦ и МИОО). Общий объём изучения ОБЖ – 102ч. В 8-9-х классах изучается отдельным предметом 1 час в неделю.

«Москвоведение» изучается на 2ступени интегративно с предметом «История» (с 6 по 9 класс). В 5-х классах вопросы москвоведения изучаются в рамках элективного курса, музейно-экскурсионной работы и проектной деятельности.

«Иностранный язык» изучается по 3ч. в неделю во всех классах 2 ст.
Часы компонента образовательного учреждения (89ч.) в учебном плане использованы на:

аудиторная нагрузка:

- на увеличение количества часов, отводимых на отдельные предметы в первой половине дня - 22ч.

- 7а - лицейский класс с углубленным изучением математики. Обучение в нем строится на основе учебного плана -35ч. (для лицейского класса). На базовые предметы - 34ч по 6-ти дневной неделе.

Предметы лицейского компонента: алгебра -5ч.; геометрия- 3ч, физика – 3ч.;

- 8а - лицейский класс с углубленным изучением математики. Обучение в нем строится на основе учебного плана -36ч. (для лицейского класса). На базовые предметы- 35ч по 6-ти дневной неделе.

Предметы лицейского компонента: алгебра -5ч.- преподавание ведется с делением на подгруппы, геометрия- 3ч, физика – 3ч.;

- 9а - лицейский класс с углубленным изучением математики. Обучение в нем строится на основе учебного плана -36ч. (для лицейского класса). На базовые предметы- 35ч по 6-ти дневной неделе

Предметы лицейского компонента: алгебра -5ч.- преподавание ведется с делением на подгруппы, геометрия- 3ч, физика – 3ч.;

-7б,в – алгебра (2ч);

- 6а,б,в,г – биология, география (по 4ч).


- на проведение занятий 1-й половины с делением класса на две подгруппы – 18ч.

- 7а,8а, 9а – алгебра (15ч), физика(3ч).
неаудиторная нагрузка:

- для индивидуальных консультаций по отдельным предметам- 7ч.


- для организации занятий двигательной активности (3-й час физкультуры) – 5ч.

- 6 кл., 8а - плавание;


- подготовка к экзаменам в новых формах – 12ч.
- на факультативные занятия с детьми с повышенной мотивацией – 12ч.

- спецкурс по МХК – 7б (1ч);

- «Введение в экономику» - 7б,9а (2ч);

- спецкурс по русскому языку – 7б (1ч);

- спецкурс по английскому языку – 7, 8 кл (3ч);
- для организации предпрофильной подготовки обучающихся – 7б,9б, в -4ч.
- для организации проектной деятельности учащихся – 13ч.
Предпрофильной подготовке на 2 ступени обучения отводится особая роль в целостном учебном процессе. Его основная задача - подготовить учащихся к выбору будущего профиля обучения в 10-11 классе.

Принципы предпрофильного обучения в нашей школе были определены следующим образом: вариативность и свобода выбора учащимися элективных курсов.

Содержание предпрофильной подготовки складывается из 3-х направлений деятельности:


  • курсы по выбору;

  • информационная работа;

  • профконсультирование, профориентационная работа.

В целях формирования интереса и положительной мотивации учащихся 9-х классов к тому или иному профилю, расширения сведений по учебным предметам, знакомства учеников со способами деятельности был сформирован 7б класс предпрофильной подготовки; в учебный план неаудиторной нагрузки 2 ступени вводятся элективные курсы, позволяющие ученику спланировать индивидуальную программу обучения.

Набор курсов по выбору был определен на основе анкетирования учащихся, с учетом задач школьной образовательной программы и программы опытно-экспериментальной работы по внедрению новых ФГОС на 2 ступени в 5-х классах.


В 2012-13 учебном году в школе был сформирован и продолжают функционировать 9б,в – классы предпрофильной подготовки - обучение в них строится на основе ФБУП - 32ч. и 33ч соответственно. На базовые предметы 31 - 32ч по 5-ти дневной неделе. Предпрофильная подготовка ведется за счет часов неаудиторной нагрузки компонента образовательного учреждения во 2-й половине дня.
Структура курсов предпрофильной подготовки в 7б, 9б,в:

Вид курсов

Названия, количество часов в нед.

Предметно-ориентированные

Делопроизводство на ПК - 1ч

Введение в экономику - 2ч

Музейная педагогика – 1ч


Способствующие самоопределению

Мир профессий – 1ч.


3 ступень

На 3 ступени – 3 класса: 11-х – 1 класс – 11а лицейский (физико – математического и социально – экономического профилей); 10-х – 2 класса – 10а лицейский (физико – математического и социально - экономического профилей) и 10б профильный (социально – экономический профиль).

Учебный план 3 ступени на 2012 - 2013 уч.г. построен на основе

МБУП и реализует модель профильного обучения Федерального базисного учебного плана, где содержание образования предполагает стандартизацию 2-х уровней преподавания основных учебных предметов: базового и профильного, и включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов, которые учащийся может выбрать в соответствии с индивидуальным профилем образования.

Он рассчитан на 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов.


Обязательные для изучения в старшей школе общеобразовательные учебные предметы

Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Обществознание, Физика, Химия, Биология, Физическая культура, Экология Москвы и устойчивое развитие, География, ОБЖ

Учебный предмет «Иностранный язык» на 3 ступени изучается 3ч. в неделю (с делением класса в 25 чел. на 2 подгруппы). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

В предмете «Математика» выделены предметы: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»

В предмете «История» выделены предметы «История России» и «Всеобщая история». Ведется раздельная аттестация по указанным предметам. Лекции по курсу «История религий» ведутся во второй половине дня факультативно – 1ч. в 10 классах.

Изучение естественно - научных дисциплин обеспечено отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология». Предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 10а,б ведется как самостоятельный. В качестве профильного курса за счет часов компонента образовательного учреждения ведется предмет «Астрофизика» в 11а классе (1ч).

Предмет «Искусство и МХК» на 3 ступени представлен во всех 10а,б и 11а классах и ведется как самостоятельный предмет по 1ч. в неделю, а также интегрируется в проектную деятельность учащихся.

Образовательная область «Технология» представлена предметом

«Информатика и ИКТ» - по 4ч в 10а, 11а (физико-математический профиль) и по 2ч. интегрируется в «Технологию» в 10а,б (социально-экономический профиль).

Предметы федерального и регионального компонентов изучаются в объёме, рекомендованном Московским базисным учебным планом. Региональный компонент представлен предметами:

«Москвоведение» (изучается на 3 ступени образования интегративно с предметом «История»);

«Экономика» изучается в 10 а,б; 11а - в базисе отдельным предметом.

«ОБЖ»- изучается как самостоятельный предмет по 1ч. в неделю в 10, 11 классах. Учебные сборы (пятидневные) по основам военной службы (для юношей) на базе воинской части в количестве 40часов являются обязательными.

«Экология Москвы и устойчивое развитие» - изучается отдельным предметом в 10а,б классах.

«География» в 10а,б – по 2ч.- ведется как самостоятельный предмет.


Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода путём создания модели учебного плана, который должен реализовать следующие цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников;

  • способствовать установлению равного доступа к образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

  • классно-урочная

  • зачетная форма обучения и контроля

  • лекционная и семинарская формы

  • проектно-исследовательская деятельность учащихся

  • групповая и индивидуальная формы обучения.

Набор базовых образовательных курсов обеспечивает минимальный уровень общего образования; варианты учебных курсов (специальных, элективных) - обеспечивают профильное обучение.




профиль

базовыми профильными предметами определены:

профильность реализуется набором спецкурсов и элективных курсов:

Физико-математический

10а,11а


Математика, физика,

информатика и ИКТ,



Программирование;

Спецкурс по математике;

Спецкурс по физике; Машиностроительное черчение


социально-экономический

10а,б;11а



Математика, экономика, обществознание, право

История религий;

Информатика и ИКТ;

Спецкурс по математике;

Спецкурс по экономике



В 2012-13 учебном году в школе на 3 ступени функционируют:

- 10а,11а лицейская группа (физико-математического профиля).

Обучение в них строится на основе учебного плана -36ч. (для профильного класса) по 6-ти дневной неделе.

Профильные предметы:

- математика (алгебра и начала анализа и геометрия) -6ч., физика – 5ч, информатика и ИКТ – 4ч.;

- 10а,11а профильная группа, 10б (социально - экономического профиля).

Обучение строится на основе учебного плана -36ч. (для профильного класса) по 6-ти дневной неделе.

Профильные предметы:

- математика (алгебра и начала анализа)-6ч., экономика -2ч, обществознание – 3ч., право – 1ч.

Кроме этого, во второй половине дня за счёт часов неаудиторной нагрузки компонента образовательного учреждения (33ч.) введены:

а/ спецкурсы - 19ч:

- по математике (по 2ч), физике (по 2ч), программированию (по 2ч) - ведут преподаватели МИФИ по авторским программам - в 10а, 11а классах;

- машиностроительному черчению (по 1 ч) - в 10а, 11а классах;

- экономике (3ч) – 10а,б;11а классы;

- «История религий» (2ч) – 10а,б класс;

б/ индивидуальные консультации по отдельным предметам – 8ч.;



в/ консультации по подготовке к ЕГЭ – 6 ч.

Во всех лицейских классах предусмотрена организация проектной деятельности учащихся.


Таким образом, часы компонента образовательного учреждения использованы для следующих целей:

- на увеличение количества часов, отводимых на профильные предметы;

- на достижение стандарта образования через систему индивидуальных консультаций для учащихся;

- на предоставление учащимся возможности выбора более глубокого изучения любимого предмета и развитие творческих способностей в интересующей области;

- на осуществление профильной подготовки учащихся;

- на деление на подгруппы

- на индивидуальные консультации.
Вывод:

Выполнение данного учебного плана позволяет реализовывать цели образовательной программы, удовлетворять социальный заказ учащихся и родителей, достигать базового и повышенного уровня образовательной подготовки школьников, вести профильную и предпрофильную подготовку.



При распределении часов учебного плана полностью учитывается предельно допустимая нагрузка учащихся. Перегрузки учащихся нет. Часы неаудиторной нагрузки компонента образовательного учреждения, выделенные на проведение индивидуальных и групповых занятий, проводятся во второй половине дня (согласно расписанию).


Смотрите также:
Пояснительная записка к учебному плану государственного бюджетного образовательного учреждения
260.32kb.
1 стр.
Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №396 на 2012/2013 учебный год
240.57kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану государственного образовательного учреждения цо «Школа здоровья» №1426
433.22kb.
3 стр.
Пояснительная записка к учебному плану на 2012-2013 учебный год муниципального бюджетного образовательного учреждения
217.77kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха
568.01kb.
4 стр.
Пояснительная записка к учебному плану
123.81kb.
1 стр.
Пояснительная записка к Учебному плану мбоу «Гимназия №28»
308.9kb.
4 стр.
Пояснительная записка к учебному плану бгоу сош 553 на 2011/2012 учебный год
404.67kb.
3 стр.
Пояснительная записка к учебному плану
269.36kb.
1 стр.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Зимовниковской средней общеобразовательной школы №10 на 2012-2013 учебный год Пояснительная
203.95kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану
166.53kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану 1-х классов моу сош №1
50.26kb.
1 стр.