Главная
страница 1
Проблемы современного мира»

Элективный курс

11 класс

Учитель обществознания

МКОУ «Мало-Каменская средняя

общеобразовательная школа»

Беленькова Светлана Анатольевна

2012 – 2013 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   



Интерес к изучению общечеловеческих проблем растёт год от года во всём мире. В силу ряда причин такие проблемы, как обеспечение человечества сырьём, продовольствием, сохранение природной среды, управление демографическими процессами и другие, приобрели в полном смысле глобальный характер. Эти же проблемы касаются и России. Поэтому изучение данной темы будет интересно старшеклассникам.
Главной задачей курса «Проблемы современного мира» является содействие воспитанию человека, интересующегося важнейшими тенденциями развития планеты в целом и России в частности, обладающего чувством ответственности и необходимыми знаниями для решения задач во всех сферах деятельности. Не должны преобладать ни излишний пессимизм, ни излишний оптимизм при оценке современной ситуации на планете Земля. Необходимо постараться разъяснить обучающимся, что главное - это вера в человека, в его разум, в способность сделать своё будущее истинно человеческим. 

Элективный курс предназначен для преподавания в 11 классе общеобразовательной школы и содержит 17 занятий, которые проводятся 1 раз в две недели.



Основные цели курса :

-  способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

-  передать обучающимся сумму систематических умений по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться адаптироваться в современном мире;

-  формировать у обучающихся представление о взаимодействиях людей в окружающем мире при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человеком;

-  развивать у школьника словесно – логическое и образное мышление;

-  способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

-  помочь обучающимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе и других людях;

- помочь выработать собственную жизненную позицию.  

Курс «Проблемы современного мира» ориентирует обучающихся на активную самостоятельную поисковую работу по широкому кругу выделенных проблем, лично значимых для всех и стимулирующих творческий поиск.

Работа строится на научно обоснованных алгоритмах деятельности, с которыми обучающиеся знакомятся или уточняют на первых занятиях.

Курс способствует расширению представлений школьника и готовит его к дальнейшему получению образования, где навыки работы с различными источниками информации позволят ему значительно экономить своё время.

Курс способствует росту уверенности старшеклассников в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта, углублению знаний по выбранным темам.

Активное использование ресурсов Интернета и знаний обучающихся, полученных на уроках информатики, позволяют работать с высокой эффективностью.

Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он призван способствовать решению следующих общекультурных задач:



  • Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.

  • Формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым национальным и классовым интересам.

  • Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера.

  • Вооружение обучающихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию по данному курсу.

  • Правильное понимание места и роли России в мире, специфика проявления глобальных проблем в каждой стране.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модерни­зации образования;

•  структурирование заданий  обучающимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у обучающихся умения работать с различны­ми источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, по­лучение опыта оценочной деятельности общественных явлений. 

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса использование следующих форм и приемов:


  • лекции с последующим тестированием;

  • проектные работы;

  • занятия с элементами дискуссии;

  • практикумы и семинарские занятия;

  • исследовательские работы;

  • написание эссе.

 Планируемые результаты обучения:

-  оценивать собственное продвижение в развитии знаний, умений, навыков;

-  уметь грамотно и лаконично излагать  собственную позицию по изучаемым проблемам, предлагать их решения;

- систематизировать используемые материалы;

-  уметь эффективно использовать ИКТ-ресурсы;

- уметь действовать по алгоритму;

-  строить межпредметные связи, на основании изучаемого материала;

- уметь оформлять рефераты, создавать итоговые работы, презентации, подтверждающие освоение умений и представление информации.

В результате изучения курса обучающиеся увидят много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, что не менее важно, знания региональных особенностей помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: справочников, энциклопедий, учебников, атласов, Интернета, газет и журналов.

Алгоритм презентации:

1) Тема, автор.

2) Цель. Задачи. Актуальность. Личная позиция.

3) Методы. Приемы.

4) Источники.

5) Фото, статистический, объяснительный материал.

6) Презентация состоит из 20 – плюс-минус 5 слайдов. Представляет законченную по содержанию идею, содержит выводы, ссылки на источники.

Содержание курса.

Тема 1. Глобальные проблемы человечества – 1 час.

Понятие о глобальных проблемах, их содержание и классификация. Основные факторы, влияющие на возникновение и обострение глобальных проблем. Геоглобалистика. Модели глобализации и позиция России. Алгоритм поиска, обсуждения, представления.



Тема 2. Освоение человеком планеты Земля – 1 час.

Расширение географических границ обитания человека. Вовлечение в хозяйственный оборот открытых и частично ещё не обжитых земель в Америке. Австралии, Азии. Океании. Вовлечение в сферу жизнедеятельности человека практически всей земной поверхности. Рост численности населения земного шара. Увеличение нагрузки на Землю. Рост масштабов воздействия человека на окружающую среду



Тема 3. Космические вызовы человечеству – 1 час.

Представления о Вселенной, сценарии развития будущего.

Перспективы и угрозы.

Тема 4.Экологические проблемы – 1 час.

Причины возникновения и обострения экологических проблем. Угроза появления необратимых изменений в природных системах. Экологические приоритеты и пути их достижения. Международно-правовая охрана окружающей среды. Пути решения экологических проблем.

Тема 5. Загрязнение воздуха, вод, почв и его последствия – 1 час.


Влияние загрязнения воздуха на климат. Парниковый эффект и его последствия. «Озоновые дыры». 

Водопользование и водопотребление. Основные загрязнители гидросферы. Очистка и обезвреживание сточных вод.

Земельный фонд Земли. Причины современной деградации и потерь пахотных земель. Загрязнение почвенного покрова. Опустынивание. Охрана и воспроизводство почв. Проблемы накопления мусора.

Тема 6. Проблема энергетической безопасности в мире – 1 час.

Ресурсы и развитие мира. Проблема сохранения энергетических ресурсов. Сущность и масштабы энергетической проблемы. Обеспеченность энергоресурсами стран и регионов мира, в том числе России. Традиционная и альтернативная энергетика. Проблема сохранения энергетических ресурсов. Энергетика и экология. 



Тема 7. Проблемы войны и мира в современных условиях – 1 час.

Проблема войны и мира как глобальная проблема современности. Монополярный или полиполярный мир?



Тема 8 . Россия и проблемы пограничных территорий – 1 час.

Спорные территории. Наши успехи и поражения. Образ России в мире. Наши соотечественники. Русскоязычные в ближнем и дальнем зарубежье.



Тема 9. Демографическая ситуация в современном мире и России – 1 час.

Проблемы народонаселения. Алгоритмы развития. Суть и причина возникновения демографической проблемы. Особенности демографии в России. Решение проблем.



Тема 10. Глобальный этнический кризис – 1 час.

Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернации. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Экология и этнические распри.



Тема 11. Национальные проблемы в России – 1 час.

Национальные проблемы в мире и в России. Движение наций к самоопределению. Варианты решения национальных проблем.



Тема 12. Продовольственная проблема – 1 час.

Продовольственная проблема, её географические аспекты и пути решения. Качество питания: нормы и факты. Региональные типы питания. Причины голода.



Тема 13. Север – Юг: проблема отсталости – 1 час.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Корни отсталости. Отсталость и колониализм. Параметры отсталости. Внешняя задолженность как фактор отсталости. География отсталости. Африка. Азия. Латинская Америка.



Тема 14. Человек и информационное общество – 1 час.

Информация. Ресурс. Структура. Поиск. Усвоение.

Человек и всемирная паутина.

Тема 15. Другие глобальные проблемы современности – 1 час.
Множественность глобальных проблем человечества. Глобальная проблема охраны здоровья; проблема свободы и демократии; проблемы преступности; кризиса культуры и нравственности; техногенных и стихийных бедствий. Особая роль проблемы управляемости мировым сообществом.

Тема 16. Взаимосвязь глобальных проблем человечества – 1 час.

Взаимосвязь существующих проблем современности. Перспективы развития человеческой цивилизации. Проблемы сохранения мира и планеты Земля как «сверхпроблемы».


Тема 17. Итоговое занятие. Прогнозы и сценарии будущего – 1 час.

Прогнозы и глобальные модели развития мира. Возможные пути решения глобальных проблем современности или их «сглаживание».

Презентации и творческие отчеты обучающихся.


Учебно-тематический план.


№ п/п

Название темы

Всего часов

в том числе

Формы контроля

лекции

практ.

семинар

1.

Глобальные проблемы человечества.

1

1







эссе

2.

Освоение человеком планеты Земля.

1







1

участие в семинаре

3.

Космические вызовы человечеству.

1

1







элементы дискуссии

4.

Экологические проблемы.

1







1

рефераты

5.

Загрязнение воздуха, вод, почв и его последствия.

1







1

тест

6.

Проблема энергетической безопасности в мире.

1




1




исследов. работа

7.

Проблема войны и мира в современных условиях.

1







1

участие в дискуссии

8.

Россия и проблемы пограничных территорий.

1




1




исследов. работа

9.

Демографическая ситуация в мире и России.

1







1

участие в семинаре

10.

Глобальный этнический кризис.

1

1







тест

11.

Национальные проблемы в России.

1







1

проект

12.

Продовольственная проблема.

1




1




исследов. работа

13.

Север и Юг: проблемы отсталости.

1




1




мини-исследования

14.

Человек и информационное общество.

1







1

дискуссия эссе

15.

Другие глобальные проблемы современности.

1







1

проект

16.

Взаимосвязь глобальных проблем человечества.

1




1




практик. эссе

17.

Итоговое занятие. Прогнозы и сценарии будущего.

1







1

презентации

Всего

17

3

5

9




Литература

1.Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2006.

2. Кишенкова О.В. Новейшая история 9 - 11 классы: Методическое пособие / О.В. Кишенкова. - М.: Дрофа, 2001.

3. Кравченко А.И. Обществознание.10 класс / А.И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2005.

4. Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. Философия: курс лекций / С.А. Нижников. - М.: изд-во "Экзамен", 2006.

5. Человек и общество. Современный мир: Учебное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Просвещение, 2000.



6. Концепция внешней политики России: Контуры обновления. Материалы дискуссии / Под ред. А.И. Никитина и В.Е. Петровского. - М., 2004.
7. Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.
8. Лавров, С. В., Гладкий, Ю. Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 1998.
9. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие для учащихся 7–11 кл. – М.: Мнемозина, 1998.
10. Литовка О.Л., Межевич Н.М. Глобализм и регионализм — тенденции мирового развития и фактор социально-экономического развития России. СПб.: Культ-информ-пресс, 2009.


Смотрите также:
Элективный курс 11 класс Учитель обществознания
144.6kb.
1 стр.
Элективный курс "Мода и здоровье"
63.76kb.
1 стр.
Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки»
193.03kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 9-х классов специальное православно-художественное направление
188.23kb.
1 стр.
Элективный курс для учащихся 9-х классов «Журналистика: азы и перспектива»
129.28kb.
1 стр.
Элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»
475.23kb.
3 стр.
Пояснительная записка. Элективный курс "Основы журналистики"
113.4kb.
1 стр.
Пояснительная записка Элективный курс «Web-дизайн»
107.81kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «История» 11 класс Разработчик: Малючков О. В. учитель истории, обществознания первая категория
485.56kb.
4 стр.
Элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения, которые помогут не только работникам школ, уже ведущим подобные курсы, но и тем, кто только начинает свою работу в данном направлении
1853.65kb.
10 стр.
Элективный курс Программирование в среде delphi класс : 10 Количество часов: 68 Пояснительная записка Delphi
16.23kb.
1 стр.
Элективный курс «Особенности повседневной коммуникации»
151.5kb.
1 стр.