Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПИТЕЛИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ



СОСТАВ ПРОЕКТА

ТОМ 1: ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПИТЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ВВЕДЕНИЕ


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

4. ПРИРОДНЫЕ И ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

5. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА «СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПИТЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

ТОМ 2. МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПИТЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

2.ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

3.ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА

6. РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ

7. ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

8. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

9. ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

10. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА

11. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД

12. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

13. ТЕРРИТОРИИ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

14. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕРРИТОРИИ

ГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Обосновывающие материалы:

1.Современное использование территории, М 1:50 000

в том числе:



  • границы поселений, входящих в состав муниципального района;

  • особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

  • территории объектов культурного наследия;

  • положение района в Рязанской области.


2. Комплексная оценка территории, М 1: 50 000

в том числе:



  • инженерно-строительное районирование;

  • границы зон с особыми условиями использования территории;

  • территории подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Утверждаемые материалы:

1.Проектный план, М 1: 50 000

в том числе:



  • планируемое размещение объектов местного значения муниципального района;

  • границы населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

  • функциональные зоны;

  • система расселения;

  • планировочная структура.


2.Инженерно-транспортная инфраструктура, М 1:50 000

ТОМ 1: «ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПИТЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 7

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА 9

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ 11

3.1. Предложения по развитию природно-ресурсной базы 11

3.2. Мероприятия по улучшению демографической ситуации 12

и прогнозная оценка демографических ресурсов

3.2.1. Население 12

3.2.2. Прогноз численности населения 15

3.2.3.Трудовой потенциал и занятость населения 20

3.3. Проектные предложения по развитию производственного

потенциала 24

3.3.1. Агропромышленный сектор экономики района 24 3.3.2. Промышленность 31 3.3.3. Строительно-инвестиционная деятельность 34

3.4. Мероприятия по развитию функционально-планировочной

организации территории 38

3.4.1. Планировочная структура 38

3.4.2. Функциональное зонирование 42

3.4.3. Оптимизация систем расселения 46

3.4.4. Территориальное размещение объектов

социально-культурной инфраструктуры 51

3.5. Проектные предложения по развитию жилищного фонда 61

3.6. Мероприятия по развитию туристско-рекреационного комплекса

и сохранению объектов культурного наследия 66

3.7. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры 69

3.8. Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры 69

3.9. Охрана окружающей среды. Мероприятия по инженерной

подготовке 72

4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 80

5. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА «СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПИТЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» 84=



ВВЕДЕНИЕ

«Схема территориального планирования Пителинского муниципального района Рязанской области выполнена Мастерской территориального проектирования № 1 им Л. И. Гозмана ОАО «Гипрогор» в соответствии с Государственным контрактом № 04-11 УАГ от 15 апреля 2011 г. с Главным управлением архитектуры и градостроительства Рязанской области.

Работа выполнена в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.04. №190-ФЗ, предъявляемыми для разработки современной градостроительной документации на уровне муниципального района и действующими в настоящее время строительными нормами и правилами.

Разработка Схемы базировалась на законодательных, нормативных, статистических, программных и прогнозных документах федерального, регионального и муниципального уровней, а также, Программой социально-экономического развития Пителинского района и Схемой территориального планирования Рязанской области, а также на инвестиционных программах, паспорте района, инвестиционных проектах, паспортах инвестиционных площадок.

Представленная «Схема территориального планирования Пителинского муниципального района Рязанской области» является стратегическим базовым градостроительным документом, разработанным на базе новой СТП Рязанской области.

СТП Пителинского района составляет основу для разработки градостроительных документов следующих территориальных уровней -генпланов поселений, Правил землепользования и застройки, генпланов отдельных населенных пунктов, а также специализированных схем, таких как «Территориальная комплексная схема охраны природы», Территориальная комплексная схема развития рекреации и туризма», «Схема развития инженерно-транспортной инфраструктуры» и др. которые не должны противоречить общим принципам, заложенным в данной «Схеме».

Схема территориального планирования Пителинского района является градостроительным документом, обосновывающим социально-экономическую модель развития района, определяющим основные идеи развития района на ближайшие 20 лет.

СТП района обосновывает долгосрочные перспективы развития функционально-планировочной организации территории, систем расселения и соцкультбыта, туристско-рекреационной и транспортно-инженерной инфраструктур, системы экологической безопасности.

Схема территориального планирования Пителинского района разработана на следующие проектные периоды:


  • I этап освоения (первая очередь) – 2020 г. в котором учитываются все проработки, программы развития района в комплексе с экономической и инвестиционной политикой района и области в целом.

  • II этап развития (расчетный срок) – 2030 г. рассматривается в проекте как программа развития Пителинского района на долгосрочную перспективу.

СТП Пителинского района является инструментом планирования развития территории, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, зон с особыми условиями использования территорий, территорий, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций.

Схема территориального планирования Пителинского района является градостроительным прогнозом – временным регулятивным документом прогнозного характера, направленным на координацию действий участников градостроительной деятельности.

Проектные решения Схемы территориального планирования Пителинского района являются основой для комплексной разработки вопросов организации планировочной структуры. А также территориального, инфраструктурного и социально-экономического развития района; разработки документов, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон и земельных участков; выявления зон инвестиционного развития и точек роста, определяющих очередность и режим освоения новых районов, развития и совершенствования инженерно-транспортной инфраструктуры и охраны окружающей среды.

Ранее Схема территориального планирования Пителинского района была разработана ЦГПИ по землеустройству «ЦЕНТРГИПРОЗЕМ» в 1983 году. В настоящее время назрела необходимость разработки новой градостроительной документации, определяющей устойчивое развитие территории, возникшей в связи с введением в действие с 29.12.2004 г. новых Градостроительного кодекса Российской Федерации и СТП Рязанской области.

Новый Градостроительный кодекс Российской Федерации коренным образом изменил принципиальный подход в решении вопросов юридического, экономического и социального характера. Он является комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного регулирования, проектирования и собственно строительства

Схема территориального планирования Пителинского района на современном этапе является документом, определяющим устойчивое развитие территорий при осуществлении градостроительной деятельности с обеспечением безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека с ограничением негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и с обеспечением охраны и рационального использования природных ресурсов.

СТП Пителинского района обеспечивает его согласованное развитие в структуре Рязанской области. Охватывает все подсистемы жизнедеятельности района: природно-ресурсную, производственную, социально- демографическую, инженерно-транспортную, рекреационно-туристическую подсистемы, а также охрану окружающей природной среды.

В представленном Проекте с позиций градостроительного и пространственного развития Пителинского района разработаны основные направления развития территории района и предложен комплекс мероприятий по территориальной организации экономической базы, социальной сферы, системы расселения, туристско-рекреационной, инженерно-транспортной инфраструктур, охране окружающей среды.

Конечным результатом данного Проекта являются проектные предложения по комплексному развитию территории района и ее преимущественному функциональному использованию и назначению (с учетом планировочных ограничений), а также определение различных функциональных зон.

«Схема территориального планирования Пителинского муниципального района Рязанской области» содержит:



  • утверждаемую часть – положения территориальном планировании и соответствующие карты;

  • материалы по обоснованию проекта в текстовой форме и в виде карт.

Графическая часть работы выполнена в электронном виде, с послойным нанесением основной градостроительной информации, с использованием программного обеспечения ArcGIS 9.3.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

В соответствии с Градостроительным кодексом конечной целью и главным результатом «Схемы территориального планирования муниципального района» является «определение.…назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» (Градкодекс РФ).

Схема территориального планирования Пителинского района разработана в конечном итоге для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления (с позиций территориальных ресурсов, развития социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, развития жилищного строительства, оздоровления окружающей природной среды, сохранения историко-культурного наследия).

Для реализации поставленных целей в Схеме территориального планирования Пителинского муниципального района были решены следующие задачи:



  • проведение анализа существующего положения;

  • проведение комплексной оценки территории, исходя из природно-климатических, социально-экономических; планировочных, инфраструктурных, экологических условий и факторов и с учетом местоположения района в Рязанской области;

  • определение основных направлений пространственного развития района, оптимизация планировочной структуры;

  • выработка проектных предложений по организации территории района и, в первую очередь, выделению зон различного функционального назначения, а также зон с особыми условиями использования территории;

  • разработка проектных предложений по территориальной организации систем расселения и социальной инфраструктуры, а также определение территорий под организацию мест отдыха населения;

  • разработка проектных предложений по развитию и размещению объектов инженерно-транспортной инфраструктуры;

  • сохранение историко-культурного наследия;

  • формирование инвестиционных зон активного градостроительного, экономического развития, «точек роста» территории и определение первоочередных мероприятий по размещению объектов капитального строительства муниципального значения;

  • улучшение экологической ситуации (с выделением территорий, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции), выработка предложений по размещению объектов по переработке, утилизации складированию и захоронению производственных и бытовых отходов;

  • выработка проектных мероприятий по защите территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

Пителинский муниципальный район является административно-территориальным образованием, входящим на основе Закона Рязанской области от 12 сентября 2007 г. № 128-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Рязанской области» в состав Рязанской области, расположенной в Центральном федеральном округе РФ.

Район образован в 1929 году, в 1962 г. Пителинский район был объединён с Сасовским районом, а в 1965 г. вновь образован с центром в с. Пителино. В 1967 году Пителино получило статус рабочего посёлка.

Границы муниципального района установлены Законом Рязанской области «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Пителинский района Рязанской области».



Территория. Общая площадь района 953,00 кв.км. Протяженность территории с запада на восток – 35 км, с севера на юг – 36 км.

Население. Численность постоянного населения Пителинского района – 6,3 тыс. человек (по данным ФСГС по Рязанской обл. на 01.01.2011).

На территории Пителинского района проживает 0,5% населения Рязанской области. Удельный вес сельского населения составляет 65%. Численность сельского населения составляет 4,1 тыс. чел. (по данным ФСГС по Рязанской обл. на 01.01.2011).



Расселение. Плотность населения – 6,6 человек на 1 кв. км, минимальная по всей Рязанской области. Наиболее заселена южная часть района.

Административный центр района – р.п. Пителино, численность постоянного населения которого составляла 2,2 тыс. чел. (по данным ФСГС по Рязанской обл. на 01.01.2011).

Аминистративно-территориальное деление. В состав Пителинского муниципального района входят пять муниципальных образований: 1 городское поселение и 4 сельских поселений.

На 01.01.2011 муниципальные образования района представлены следующим образом.

Таблица 1

№№

п/п


Наименование муниципального образования

Административный центр

Территория, га

Количество населенных пунктов, входящих в муниципальное образование

1.

Пителинское городское поселение

р.п. Пителино

842

1

2.

Ермо-Николаевское сельское поселение

с. Ермо-Николаевка

128,3

10

3.

Нестеровское сельское поселение

с. Нестерово

245,1

14

4.

Пеньковское сельское поселение

с. Пеньки

195,4

11

5.

Потапьевское сельское поселение

с. Потапьево

176,3

14

В состав четырех муниципальных образований района, имеющих статус сельских поселений, входит 49 сельских населенных пунктов.

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

3.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОЙ БАЗЫ

Минерально-сырьевые ресурсы

На территории района имеются месторождения строительного камня, кирпичных суглинков и глин.

Для развития минерально-сырьевой базы необходимо проведение в районе поисковых и геологоразведочных работ.

Земельные ресурсы

В перспективе предусматривается изменение, как границ земель различных категорий, так и угодий. В частности, увеличатся земли промышленности, транспорта и иного назначения за счет сокращения земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, сельскохозяйственных угодий в результате проведения мероприятий – строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Земли запаса, прежде всего, естественные кормовые угодья, как и нарушенные и прочие земли после рекультивации можно рассматривать как ресурсы для вовлечения их в хозяйственную деятельность.

В перспективе предусматривается незначительное изменение, как границ земель различных категорий, так и угодий. В частности, увеличатся земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, особо охраняемых территорий в результате:



    • отвода земельных участков под:

      • индивидуальное строительство в пос. Пителино, Высокие Поляны, Лукино,Высокое, Новый Ункор.

      • строительство гостиницы в р.п. Пителино;

      • создание транспортной инфраструктуры;

      • организацию полигона по сбору и хранению твердых бытовых отходов;

      • под строительство турбаз для охотников.

    • строительства:

      • завод по производству минерального порошка и бутового камня в с. Потапьеве;

      • молочно-товарные фермы в селах Подболотье и Большие Прудищи;

      • молочно-товарные фермы в с. Ермо-Николаевка;

      • реконструкции автомобильных дорог.

Изменение границ сельскохозяйственных угодий в границах земель сельскохозяйственного назначения также будет связано со строительство новых животноводческих объектов в с.Подболотье и п. Краснопартизанский.

Лесные ресурсы

Район является достаточно залесенным - лесистость составляет около 17%. Мероприятия по развитию лесных ресурсов будут выражаться в сохранении и восстановлению лесных ресурсов, созданию лесозащитных полос, а также уходу за лесом (санитарные и рубки ухода, защита лесов от вредителей и болезней).

Необходимо рассмотреть вопрос о создании новых лесозащитных полос, ориентированных по основному направлению ветров.

3.2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

3.2.1. НАСЕЛЕНИЕ

Численность постоянного населения Пителинского района на 01.01.2011 составляла 6364 человека1, при этом в городском населенном пункте


(р.п. Пителино) проживало 2241 человек (35,2% всего населения района), а в сельской местности (в 49 сельских населенных пунктах) – 4123 человека (64,8%).

Удельный вес населения Пителинского района в общей численности населения Рязанской области – 0,6% (при удельном весе территории – 2,4%).

Пителинский район по демографическому потенциалу невелик и занимает последнее место по численности населения среди 25 муниципальных районов Рязанской области.

Административным центром района является р.п. Пителино.

К настоящему времени в районе сформировались негативные тенденции в развитии демографических процессов и в целом сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в постоянном снижении количественных и качественных характеристик ее демографического потенциала. Демографическая ситуация в районе по многим показателям значительно хуже, чем в целом в Рязанской области.

В долгосрочной ретроспективной динамике численности населения района прослеживается тенденция уменьшения до 2010 г., в 2010 г. наблюдалось увеличение населения на 330 человек или на 5,5%. Следует отметить, что население района в период 1989–2010 гг. уменьшалось более высокими темпами (на 30,8%), чем в целом все население Рязанской области (на 14,5%).

Одной из главных причин уменьшения численности населения в районе является неблагополучная ситуация в процессах естественного воспроизводства населения: число умерших значительно превышает число родившихся. В последние годы число умерших превышает число родившихся в 3 раза.

При этом сокращение численности населения в районе сопровождается его старением. Одним из негативных последствий старения населения является утрата им демографического потенциала роста.

Для района характерен высокий коэффициент демографической нагрузки (число лиц нетрудоспособных возрастов на 1000 человек трудоспособного возраста), что является следствием сформировавшейся возрастной структуры населения. На 01.01.2010 он составил 858 промилле, что было значительно выше среднего областного показателя (682).

В настоящее время на территории Рязанской области проводится работа, направленная на преломление негативных тенденций и улучшение демографической ситуации.

В Рязанской области разработаны «Концепция демографического развития Рязанской области на период до 2015 года» (одобрена распоряжением Губернатора Рязанской области от 26 июля 2006 г. N 265-рг), а также «Концепция семейной политики Рязанской области на 2007-2015 годы» (одобрена распоряжением Губернатора Рязанской области от 23 мая 2007 г. N 224-рг). В этих документах на основе анализа сложившейся демографической ситуации дан прогноз развития демографических процессов в области, определены цели, задачи, приоритеты и механизмы реализации Концепции.

В развитие этих документов в области также разработана и утверждена Долгосрочная целевая программа «О дополнительных мерах по реализации Концепции демографического развития Рязанской области на 2011-2013 годы» (утверждена Постановлением Правительства Рязанской области от 7 сентября 2010 г. N 215).

Основной целью этих программно-прогнозных документов является: стабилизация темпов убыли населения и создание предпосылок для прекращения убыли населения в Рязанской области через стабилизацию численности населения, создание условий для последующего демографического развития Рязанской области, укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей и семейного образа жизни, создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций.

В Рязанской области приоритетными направлениями демографической политики определены:



  • создание системы анализа и прогнозирования демографических процессов в Рязанской области;

  • улучшение здоровья населения и снижение смертности;

  • стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства;

  • развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • координация миграционных процессов.

Основным механизмом реализации концептуальных направлений демографической политики является разработка и реализация целевых программ различных территориальных уровней и планов конкретных мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в регионе и отдельных муниципальных образованиях.

На территории Пителинского района в настоящее время реализуется ряд социально-ориентированных программных документов различных уровней. Эти документы направлены на выполнение мероприятий по улучшению здоровья населения, защите материнства и детства, укреплению статуса семьи, социальной поддержке молодежи, улучшению экономической и экологической ситуации, существенно влияющих на улучшение демографической ситуации.

Однако в районе в связи со сложившейся сложной демографической ситуацией целесообразна разработка и реализация специальной районной целевой программы демографического развития.

Комплекс мероприятий этой программы должен обеспечить достижение основной цели – стабилизации численности населения, создание условий и формирование предпосылок к последующему демографическому росту; увеличение продолжительности предстоящей жизни населения.

Реализация мероприятий такой программы должна быть направлена на:


  • оказание воздействия на различные аспекты жизнедеятельности семьи в целях укрепления ее авторитета в общественном сознании, формирования у нового поколения приверженности семейным ценностям;

  • выполнение мероприятий по охране здоровья детей, населения трудоспособного возраста, улучшению качества жизни граждан старшего поколения и инвалидов;

  • реализацию комплекса мероприятий по регулированию миграционных процессов и совершенствованию миграционной политики.

Реализация такой программы в районе может рассматриваться в качестве первого этапа решения всего комплекса проблем, связанных со стабилизацией демографической ситуации.

Первоочередными мероприятиями по решению демографических проблем в районе должны стать: кардинальное улучшение уровня медицинского обслуживания населения, повышение экологического контроля продуктов питания, повышение материального уровня жизни и решение проблемы занятости населения.



3.2.2. ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В данной Схеме представлен прогноз численности населения Пителинского района, выполненный с учетом сложившихся демографических тенденций, а также основных направлений социально-экономического и градостроительного развития территории, по следующим проектным этапам:



  • I очередь – 2020 г.;

  • Расчетный срок - 2030 г.

В Схеме выполнены семь вариантов прогноза численности населения: три варианта экстраполяционного прогноза, три варианта прогноза численности населения по методу передвижки возрастов, а также вариант, позволяющий оценить объем миграционного притока, необходимый для стабилизации численности населения.

Как показывают все прогнозные расчеты, тенденция снижения численности населения района устойчива и на перспективный период, при этом убыль населения создает сложную ситуацию в демографии и на региональном рынке труда.



Экстраполяционный прогноз численности населения Пителинского района выполнен в трех вариантах, на основе пролонгации тенденций, отмеченных в периоды 1989-2002, 2002-2011 и 1989-2011 гг. – см. Таблицу 1.

Таблица 1

ЭКСТРАПОЛЯЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПИТЕЛИНСКОГО РАЙОНА

тыс. человек



Численность населения, тыс. человек

1989 г. Перепись

9,20

2002 г. Перепись

7,25

2011 г. Оценка

6,36

Первый вариант

2020 г.

5,40

2030 г.

4,50

Второй вариант

2020 г.

5,60

2030 г.

4,85

Третий вариант

2020 г.

5,50

2030 г.

4,65

Первый вариант прогноза выполнен на основе демографических тенденций периода 1989-2002 гг. Данный вариант характеризуется наибольшими темпами убыли населения.

Численность населения Пителинского района к 2030 г. составит 4,50 тыс. человек, то есть, уменьшится в сравнении с 2011 г. на 1,86 тыс. человек или на 29,2%.



Второй вариант построен на основе тенденций в динамике численности населения, наблюдаемых в период 2002-2011 гг. Данный вариант характеризуется наименьшими темпами убыли населения.

Согласно данному варианту численность населения к 2030 г. составит 4,85 тыс. человек, то есть, в сравнении с 2011 г. сократится на 1,51 тыс. человек или на 23,7%.



Третий вариант построен на основе тенденций в динамике численности населения, наблюдаемых в период 1989-2011 гг. Данный период характеризуется снижающимися темпами убыли численности населения.

В период 2011-2030 гг. численность населения сократится на на 1,71 тыс. человек или на 26,9% и составит 4,65 тыс. человек.

Таким образом, каждый вариант прогноза указывает на вероятную убыль численности населения района.

При этом следует отметить, что наиболее благоприятным является прогноз (второй вариант), в котором пролонгируются тенденции последнего временного периода (2002-2011 гг.), что свидетельствует о положительных демографических тенденциях в этот период и эффективности проводимой на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) демографической политики.

Метод линейной экстраполяции при прогнозировании перспективной численности населения малодостоверен, так как построен на основе пролонгации тенденций конкретного временного периода и не учитывает демографических компонент, влияющих на движение населения, а также возможные сценарии их изменения. Поэтому в работе выполнен прогноз численности населения, основанный на методе передвижки возрастов.

Прогноз выполнен в трех вариантах, в каждом из которых заложены различные тенденции изменения демографических показателей. Каждый набор показателей определяет вариант изменения численности населения в соответствии с общим уровнем социально-экономического развития Пителинского района. Соответственно были выполнены следующие варианты: инерционный (низкий уровень), средний и целевой (высокий уровень) – см. Таблицу 2.

Таблица 2

ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПИТЕЛИНСКОГО РАЙОНА



 

2010 г.

2020 г.

2030 г.

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

Все население

6,03

100,0

4,90

100,0

4,00

100,0

в том числе в возрасте:

 

 

 

 

 

 

моложе трудоспособного

0,73

12,1

0,65

13,3

0,55

13,8

трудоспособном

3,25

53,8

2,35

48,0

1,60

40,0

старше трудоспособного

2,05

34,1

1,90

38,7

1,85

46,2

СРЕДНИЙ ВАРИАНТ

Все население

6,03

100,0

5,00

100,0

4,50

100,0

в том числе в возрасте:

 

 

 

 

 

 

моложе трудоспособного

0,73

12,1

0,70

14,0

0,70

15,6

трудоспособном

3,25

53,8

2,50

50,0

2,00

44,4

старше трудоспособного

2,05

34,1

1,80

36,0

1,80

40,0

ЦЕЛЕВОЙ ВАРИАНТ

Все население

6,03

100,0

5,20

100,0

5,00

100,0

в том числе в возрасте:

 

 

 

 

 

 

моложе трудоспособного

0,73

12,1

0,80

15,4

0,90

18,0

трудоспособном

3,25

53,8

2,65

51,0

2,35

47,0

старше трудоспособного

2,05

34,1

1,75

33,6

1,75

35,0


Инерционный вариант расчета предполагает «пессимистичный» вариант изменения перспективной численности населения и, соответственно, низкий уровень социально-экономического развития района. Общий регрессивный характер половозрастной структуры, относительно низкий социально-экономический уровень определяет дальнейшее усугубление демографической ситуации. Таким образом, данный вариант основан на предположении о сохранении современных негативных демографических тенденций.

Численность населения района к 2030 г. сократится до 4,0 тыс. человек. Среднегодовая убыль населения в период 2011-2030 гг. составит 0,12 тыс. чел., или 2,4%).

При этом возрастная структура населения испытает еще большую деформацию. При общем сокращении численности населения примерно на треть, демографическая ситуация в районе станет очень сложной.

Очевидно, что данный вариант имеет, прежде всего, характер прогноза-предостережения и показывает перспективное изменение численности и структуры населения, исходя из сложившихся низких медико-демографических характеристик населения.

Следует отметить, что результаты инерционного варианта прогноза численности населения наиболее близки к показателям прогноза, выполненного в «Схеме территориального планирования Рязанской области». В соответствии с вышеупомянутым прогнозом численность населения Пителинского района к 2015 году должна составить 5,0 тыс. человек, а к 2025 году – 4,0 тыс. человек.

Средний вариант основан на предположении о поэтапном преломлении негативных демографических тенденций. Прогноз предполагает постепенное изменение демографических параметров, что будет связано с реализацией ряда механизмов и программ, предусмотренных региональной демографической концепцией, а также различными федеральными программами в сфере здравоохранения. Также прогнозом предполагается улучшение социально-экономической ситуации в районе за счет реализации ряда программных мероприятий и инвестиционных проектов.

В 2030 г. в сравнении с современной численностью населения также происходит уменьшение численности населения до 4,5 тыс. человек. Среднегодовая убыль населения в период 2011-2030 гг. составит 0,10 тыс. человек или 1,8%.

Таким образом, данный вариант не предполагает стабилизации или увеличения численности населения района. Улучшение медико-демографических характеристик населения позволяет лишь снизить темпы убыли населения (относительно инерционного варианта). Общая возрастная структура населения и на перспективный период остается регрессивной.

Целевой вариант предполагает увеличение всех демографических компонент, влияющих на изменение численности населения района, таким образом, чтобы произошло коренное преломление негативных демографических тенденций. Однако в силу сложившейся сложной демографической ситуации в районе относительная стабилизация, как общей численности населения, так и позитивные сдвиги в половозрастной структуре населения происходят лишь к концу прогнозного периода.

В целом изменение параметров, влияющих на движение населения будет выражено в существенном улучшении показателей в период 2020-2030 гг., что будет обусловлено развитием экономической базы района, а также общим улучшением социально-экономической ситуации в районе.

В целевом варианте в сравнении с современным состоянием также происходит уменьшение численности населения к 2030 г. до 5,0 тыс. человек. Среднегодовая убыль населения в период 2011-2030 гг. составит 0,07 тыс. человек или 1,3%.

Результаты прогноза не указывают на увеличение численности населения района, но в то же время тенденции, заложенные в прогноз, позволяют приостановить процесс резкой депопуляции населения.

В рамках данной работы также был сделан вариант прогноза, позволяющий оценить объем миграционного прироста необходимый для стабилизации численности населения района на уровне 2011 г. Все показатели, кроме миграционного прироста, соответствуют среднему варианту прогноза.

Таким образом, для стабилизации численности населения на уровне 2011 г. – 6,36 тыс. человек, миграционный прирост должен составить:



  • в период 2011-2020 гг. – 1,36 тыс. человек;

  • в период 2021-2030 гг. – 0,50 тыс. человек.

Суммарный миграционный прирост за весь прогнозный период (2011-2030 гг.) должен составить порядка 1,86 тыс. человек, или в среднем 0,1 тыс. человек в год.

Таким образом, ни один из выполненных вариантов прогноза не указывает на перспективное увеличение численности населения. Обусловлено это изначально низкими медико-демографическими характеристиками населения, а также крайне деформированной регрессивной возрастной структурой населения (доля лиц моложе трудоспособного возраста значительно ниже доли лиц в возрасте старше трудоспособного).

Стоит отметить, что сложившаяся структура и характеристики населения Пителинского района свидетельствует о сложной демографической ситуации. При этом, расчеты перспективной численности населения указывают на значительную сложность преломления сложившихся тенденций даже при высоких параметрах воспроизводства и качества жизни населения, а также положительном миграционном приросте населения.

В целях территориального планирования принято учитывать максимальный из реалистичных сценариев развития, поэтому в данном Проекте в качестве основного может быть принят целевой вариант прогноза численности населения. Однако более надежным может быть использование одновременно максимальной и минимальной из возможных оценок численности населения.



3.2.3.ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Трудовые ресурсы

Трудовой потенциал Пителинского района сравнительно невысок и имеет постоянную долгосрочную тенденцию снижения, обусловленную, в первую очередь, неблагополучной демографической ситуацией, сложившейся в предшествующий период.

Трудовые ресурсы Пителинского района на 01.01.2011 составили 2817 человек2 или 44,3% от общей численности населения.

На 01.01.2011 г. в экономике Пителинского района было занято 2110 человек3, при этом не было занято в экономике около 700 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте или ¼ часть трудовых ресурсов.

Таким образом, уровень занятости населения района был сравнительно высоким – 74,9% (от общей численности трудовых ресурсов).

За период 2001–2010 гг. занятость населения в районе сократилась почти на 25% или на 695 человек4. Значительная часть трудовых ресурсов в настоящее время трудится в неформальном секторе экономики5, что в значительной степени объясняется большой занятостью населения в личном подсобном хозяйстве.

Сокращение занятости населения района в предшествующий период, в первую очередь, было связано с кризисными явлениями в сельском хозяйстве района и переходом кадров (часто вынужденным) в неформальный сектор экономики.

Результатом сокращения общей численности занятого населения в экономике района в предшествующий период стало появление безработных на его территории.

В настоящее время муниципальный рынок труда характеризуется значительными показателями уровня общей (7,1%) и зарегистрированной (2,3%) безработицы6 и напряженности.

Таким образом, Пителинском районе имеются определенные трудовые ресурсы для повышения уровня занятости населения и удовлетворения потребности ее экономики в рабочей силе. Значительная категория безработных и экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте является основным резервом для покрытия потребности хозяйства территории в кадрах.

Однако в перспективе при экстраполяционном развитии тенденций в сфере формирования трудового потенциала района, численность и качество трудовых ресурсов могут стать лимитирующим фактором развития его экономики.

В Схеме определены главные стратегические цели и задачи в развитии занятости и муниципального рынка труда на ближайшую и долгосрочную перспективу, это:



  • сохранение и поддержание уровня (объективно возможного) трудового потенциала района;

  • обеспечение относительно высокого и стабильного уровня занятости населения, относительно низкого уровня безработицы;

  • обеспечение стабильно благоприятной ситуации на рынке труда;

  • преодоление структурной безработицы, достижение сбалансированности в профессиональной структуре предлагаемых на рынке труда рабочих мест и в профессиональной структуре безработного населения;

  • повышение качества рабочей силы;

  • недопущение на территории района застойной, “молодежной”, “женской” безработицы и других типов тяжелой ситуации на рынке труда.

Проектом предусматриваются основные мероприятия региональной и муниципальной политики на районном рынке труда и занятости населения по следующим направлениям:

  • реформирование экономической базы района (в первую очередь, АПК и промышленности), реструктуризация и диверсификация рабочих мест, увеличение количества и качества рабочих мест;

  • поддержание тенденции положительной динамики численности трудоспособного населения;

  • улучшение условий и охраны труда;

  • развитие кадрового потенциала, гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

  • проведение миграционной политики, способствующей сбалансированному развитию рынка труда.

В результате реализации этих направлений в районе должна сформироваться отраслевая структура занятости, качественно отличная от существующей, являющейся результатом экстенсивного развития экономики района. Произойдет перераспределение трудовых ресурсов, прежде всего, между двумя крупными сферами труда: производством товаров и производством услуг, в том числе развитие занятости населения в образовании, здравоохранении, финансах, страховании, предпринимательской деятельности.

В Рязанской области развитию демографического и трудового потенциала уделяется большое внимание. В «Стратегии социально-экономического развития Рязанской области на двадцатилетний период» направление по развитию кадрового потенциала входит в состав стратегических приоритетов развития региона.

Только на основе развития человеческого потенциала возможно создание предпосылок для модернизации экономики и экономического роста, базы для повышения уровня жизни и социального положения человека.

Уже на современном этапе, в различных прогнозных и программных документах регионального и муниципального уровней, разработан и реализуется комплекс программных мероприятий по развитию трудового потенциала, обеспечению стабильной ситуации на рынке труда, которые могут быть пролонгированы и в перспективе.

В данной Схеме выполнена прогнозная оценка трудового потенциала района в трех вариантах, соответствующих инерционному, среднему и целевому вариантам прогноза численности населения, представленным в разделе «Прогноз численности населения».

В основу прогнозной оценки трудовых ресурсов положены расчеты прогнозной численности населения района в трудоспособном возрасте, составляющего основную часть трудовых ресурсов.

В оценке трудового потенциала на перспективу по целевому прогнозу были учтены основные приоритеты государственной демографической политики на ближайшее десятилетие, ориентированные на преломление негативных демографических тенденций и увеличение репродуктивных установок населения, что напрямую связано с прогнозируемым поступательным развитием экономической базы района.

В соответствии с выполненными в работе прогнозными расчетами численность населения в трудоспособном возрасте Пителинского муниципального района по трем вариантам может составить:



по целевому варианту прогноза: 2,65 тыс. человек – в 2020 г.; 2,35 тыс. человек – в 2030 г.;

по среднему варианту прогноза: 2,50 тыс. человек – в 2020 г.; 2,00 тыс. человек – в 2030 г.;

по инерционному варианту прогноза: 2,35 тыс. человек – в 2020 г.; 1,60 тыс. человек – в 2030 г.

Расчеты показали, что даже предусматриваемая в максимальном (целевом) варианте прогноза стимулирующая демографическая политика не будет компенсировать в перспективе абсолютное снижение численности трудоспособного населения.

В связи с этим для реализации намеченной социально-экономической и градостроительной стратегии развития Пителинского муниципального района необходимо проведение эффективной технической политики, направленной на внедрение высоко производительной техники и новейших технологий, существенно повышающих производительность труда и снижающих потребность в трудовых ресурсах. Кроме того, в перспективе для покрытия потребностей различных отраслей экономики района в кадрах возможно привлечение трудовых мигрантов.

Таким образом, трудовые ресурсы не будут являться ограничивающим фактором развития территории Пителинского района только при оптимальном сочетании эффективной демографической, миграционной и технической политики.



3.3. ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Современная экономическая база Пителинского района имеет ярко выраженную сельскохозяйственную специализацию.

В экономике района сложилось и развивается многоотраслевое сельское хозяйство. В структуре сельскохозяйственного производства доля продукции животноводства немногим более доли продукции растениеводства.

Второй по значимости составляющей экономической базы района является промышленность, специализирующаяся на переработке сельскохозяйственного сырья.

В период реформирования экономики хозяйственный комплекс района в значительной степени был разрушен. Особенно пострадал АПК и его базовая отрасль – сельское хозяйство. В дореформенный период отраслью специализации сельского хозяйства района было животноводство, которое в предшествующий период понесло наиболее существенные потери. В настоящее время экономика района продолжает оставаться в кризисном состоянии.

В связи с этим в перспективе планируется преодоление депрессивного состояния экономической базы района и усиление позиций района в агропромышленном комплексе области.

В Схеме территориального планирования Пителинского района главными перспективными направлениями развития экономической базы территории района определены:


  • восстановление и развитие сельского хозяйства (в т. ч. возрождение животноводства);

  • диверсификация производств АПК;

  • развитие перерабатывающих производств;

  • развитие промышленности строительных материалов.

3.3.1. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Пителинский район относится к аграрным районам Рязанской области. Его агропромышленный сектор, включающий в основном сельскохозяйственное производство, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства и один объект, связанный с его обслуживанием, является основной базовой отраслью, формирующей экономику района.

Трудовая деятельность значительной части экономически активного населения района связана с сельскохозяйственным производством.

Занимая около 2,4% всей территории Рязанской области, в том числе 2,5% всех сельскохозяйственных угодий, район производит 0,7%7 продукции сельского хозяйства.

Основным направлением специализации сельскохозяйственного производства является молочное скотоводство и возделывание зерновых культур.

В период реформирования экономики агропромышленный комплекс района понес огромные потери и в значительной степени был разрушен. Особенно пострадала базовая отрасль АПК – сельское хозяйство.

Пителинский район входит в группу депрессивных районов области, в которых в предшествующий долгосрочный период негативные процессы в сельском хозяйстве района развивались наиболее высокими темпами. Кризисное состояния в сельском хозяйстве района сохраняется и в настоящее время, которое проявляется в продолжении разрушения его производственного потенциала, ликвидации сельскохозяйственных предприятий.

.Вместе с тем, современное развитие сельского хозяйства, перерабатывающих производств и объектов по обслуживания сельского хозяйства не адекватны конкурентным преимуществам и потенциалу сельскохозяйственной деятельности на территории района.

К ключевым проблемам развития сельского хозяйства и объектов АПК, а также сдерживающим факторам их развития в перспективе, следует отнести:


  • низкий уровень рентабельности и доходности сельскохозяйственных предприятий;

  • сокращение числа крупных и средних сельхозпредприятий, банкротство предприятий;

  • недостаточное развитие крестьянских фермерских хозяйств и индивидуального предпринимательства;

  • снижение объемов производства всех отраслей сельского хозяйства;

  • высокий уровень изношенности основных фондов в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности;

  • деградацию и выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий и, в первую очередь, пахотных земель;

  • низкий уровень ресурсного потенциала животноводства (численности поголовья скота, развития кормовой базы и кормопроизводства);

  • слабое развитие переработки сельскохозяйственного сырья с низким коэффициентом использования производственных мощностей;

  • неразвитость сферы обслуживания сельского хозяйства;

  • недостаточное развитие рыночной инфраструктуры, неполноценный маркетинг;

  • дефицит мест приложения труда и высококвалифицированных кадров и специалистов, низкий уровень зарплаты работников сельского хозяйства.

В перспективном периоде встает стратегическая задача – сохранить и усилить позиции сельского хозяйства в экономике района и Рязанской области в целом. Для этого необходимо восстановить оптимальные пропорции в отраслевой структуре сельскохозяйственного производства (на основе конкурентных преимуществ территории), сохраняя кадровый потенциал, развивая глубокую переработку сельскохозяйственного сырья и производство экологически чистых продуктов питания (с использованием передовых пищевых технологий), совершенствуя маркетинговую политику.

Основные факторы развития сельского хозяйства, укрепления его производственного потенциала – это, прежде всего, реальная государственная поддержка всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлечение инвестиций, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, в первую очередь, пашни, создание прочной кормовой базы, рост численности поголовья скота, привлечение высококвалифицированных специалистов во все сферы АПК.



Перспективы развития агропромышленного сектора

Главной задачей развития агропромышленного сектора Пителинского района является – повышение уровня обеспечения населения района собственным продовольствием, создание благоприятных социально-экономических условий, с целью обеспечения занятости и сохранения сельского уклада жизни на базе эффективного использования природных и экономических преимуществ района.

Исходя из главной задачи, особенностей и преимуществ территории района, основным стратегическими направлениями его развития являются рост конкурентоспособности агропромышленного производства и формирование развитого продовольственного рынка за счет:


    • совершенствования территориальной организации агропромышленного производства и взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей;

    • усиления специализации на производстве конкурентоспособной продукции и освоения экономически эффективных, высокотехнологических производств;

    • возрождения отраслей животноводства;

    • укрепления кормовой базы, развития собственного производства комбикормов.

Успешная реализация основной задачи связана с постепенным выстраиванием реальной системы производственных, технологических, экономических взаимосвязей между хозяйствами различных организационно-правовых форм, производителями сельскохозяйственной продукции, перерабатывающими и сервисными предприятиями, а также административно-управленческими структурами разных уровней, повышением товарности крестьянско-фермерских хозяйств и хозяйств населения.

В результате экспертной оценки инвестиционного потенциала районов, выполненной в Схеме территориального планирования Рязанской области, наиболее перспективным инвестиционным направлением для Пителинского района определено сельское хозяйство.

При этом основными направлениями развития сельского хозяйства являются:


  • восстановление, стабилизация и выход из кризиса,

  • возобновление роста производства,

  • создание благоприятных условий для устойчивого развития отрасли.

Таким образом, Пителинский район на проектные этапы должен сохранить свою сельскохозяйственную специализацию.

Большое значение в реализации этого направления имеет:



  • усиление в производстве сельскохозяйственной продукции роли сельскохозяйственных организаций и коллективных хозяйств;

  • реанимация предприятий, прекративших производственную деятельность на новой организационно-правовой и технологической основе;

  • повышение товарности крестьянско-фермерских хозяйств и хозяйств населения;

  • формирование реальной системы производственных, технологических, экономических взаимосвязей между хозяйствами различных организационно-правовых форм, производителями сельскохозяйственной продукции, перерабатывающими и сервисными предприятиями, а также административно-управленческими структурами разных уровней;

  • расширение объемов производства сельскохозяйственной продукции;

  • организация рынков сбыта для местных производителей.

На современном этапе развитие агропромышленного сектора экономики Пителинского района происходит в соответствии с областными и районными программными документами.

Основные направления и параметры развития АПК района на ближайшую перспективу определены:



  • «Комплексной программой социально-экономического развития муниципального образования Пителинский муниципальный район Рязанской области на 2010-2012 годы»;

  • Программой «Развитие агропромышленного комплекса муниципального образования Пителинский муниципальный район Рязанской области на 2010-2012 годы».

Главная цель этих программных документов – формирование эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение качества жизни сельского населения; развитие социальной сферы села.

Для достижения поставленной цели в документах предусмотрено решение следующих задач:



  • создание условий для повышения эффективности сельскохозяйственного производства (восстановление плодородия почв, развитие племенного животноводства и элитного семеноводства, внедрение современных технологий сельскохозяйственного производства);

  • создание условий для повышения финансовой устойчивости сельхозпредприятий: совершенствование механизма государственной поддержки предприятий АПК, направленного на увеличение производства и реализацию сельхозпродукции; снижение производственных затрат; содействие осуществлению перехода сельхозорганизаций на упрощенную систему налогообложения (единый сельскохозяйственный налог);

  • содействие повышению уровня технического оснащения предприятий агропромышленного комплекса;

  • создание условий для занятости населения, обеспечение предприятий АПК квалифицированными кадрами.

В растениеводстве (согласно муниципальным программным документам) переход сельскохозяйственных предприятий района на режим устойчивого развития будет осуществляться путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям:

  • ввод в эксплуатацию неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;

  • внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий производства продукции растениеводства;

  • обновление технического парка сельскохозяйственных предприятий;

  • осуществление мероприятий по повышению плодородия почв.

При этом производство зерна будет сконцентрировано в основном в крупных сельскохозяйственных предприятиях, производство картофеля и овощей – в личных подсобных хозяйствах.

Решение программных задач намечается осуществить путем:



  • эффективного использования пахотных земель;

  • результативного применения минеральных и органических удобрений и средств комплексной защиты растений от вредителей, болезней и сорняков;

  • применения высокопродуктивных сортов зерновых культур, адаптированных к почвенно-климатическим условиям хозяйств района.

В 2010-2012 годах и на дальнейшую перспективу в районе намечается наращивание производства сельскохозяйственной продукции растениеводства, как за счет расширения посевных площадей, так и за счет повышения урожайности.

Главной целью развития животноводства Пителинского района на период 2010-2012 годы в муниципальных программных документах определено устойчивое повышение производства животноводческой продукции на основе стабилизации численности поголовья сельскохозяйственных животных, роста их продуктивности за счет проведения комплекса мероприятий по:



  • улучшению селекционно-племенной работы,

  • рациональному кормлению животных;

  • обеспечению ветеринарного благополучия ферм.

В 2010-2012 гг. в районе намечается активное развитие КФХ и личных подсобных хозяйств, увеличение объема производства и реализации животноводческой продукции.

Отраслью специализации животноводства района на ближайшую перспективу останется молочное скотоводство.

В целях развития молочного скотоводства в Пителинском районе в 2011-2014 гг. планируется строительство и ввод в эксплуатацию двух объектов капитального строительства:


  • мега-фермы КРС на 1800 голов в с. Подболотье (2011-2012 гг.);

  • мега-фермы КРС на 1200 голов в пос. Краснопартизанский (2012-2014 гг.).

Кроме того, в районе получит дальнейшее развитие овцеводство.


следующая страница >>
Смотрите также:
Состав проекта том 1: положения о территориальном планировании пителинского муниципального района рязанской области
1289.4kb.
5 стр.
Первомайский щекинского района тульской области
974.49kb.
6 стр.
Схема территориального планирования старожиловского района рязанской области положения о территориальном планировании
985.65kb.
10 стр.
Схема территориального планирования пителинского муниципального района рязанской области
4427.36kb.
20 стр.
Государственное унитарное предприятие тульской области «архитектурно-проектное бюро градостроительного кадастра и землепользования»
1006.62kb.
5 стр.
Город медногорск
1124.03kb.
4 стр.
О. Е. Кухарева Ответственные исполнители по разделам: инженерные сантехнические сети Е. Молчанская инженерные электротехнические сети Ю. М. Стрекалов
4146.64kb.
17 стр.
О. Е. Кухарева Ответственные исполнители по разделам: инженерные сантехнические сети Е. Молчанская инженерные электротехнические сети С. Д. Лапшин
2442.59kb.
10 стр.
Схема территориального планирования
835.89kb.
6 стр.
Муниципальное образование – Пителинское городское поселение Округ №1
242.57kb.
1 стр.
Книга Положения о территориальном планировании Екатеринбург 2011 Положения о территориальном планировании
424.58kb.
4 стр.
Книга Положения о территориальном планировании Екатеринбург 2012 Положения о территориальном планировании
385.23kb.
4 стр.