Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3АнтрактВ АНТРАКТЕ К ВАКСИНО ПОДХОДИТ МОЛОДОЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД, ЖГУЧИЙ И ЖИРНЫЙ БРЮНЕТ. НА КОГО-ТО ПОХОЖИЙ, МЕЖДУ ПРОЧИМ. ТОЧНЕЕ, СЫН ВАКСИНОВСКОГО ПРИЯТЕЛЯ. ЧТО ЭТО ВЫ ТУТ НАГОРОДИЛИ, СТАС АПОЛЛИНАРИЕВИЧ? ЗАЧЕМ ВАМ ЭТА ТИПА ДРАМА? (ОТКУДА ТАКАЯ НАГЛОСТЬ У ЭТИХ ЖИРНЮГ?) ОТ ВАС НЕ ЭТОГО ЖДУТ. (ПАПАША В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ И ПУКНУТЬ НЕ СМЕЛ, А ЭТОТ СРАЗУ НА ВСЕ ФОЙЕ.) ВОТ КРИТИК ГОВНОВОЗОВ ТОЛЬКО ЧТО МНЕ СКАЗАЛ: ВАКСИНО ВСЕ ХОРОХОРИТСЯ, ДЕЛАЕТ ВИД, ЧТО НЕ ИСПИСАЛСЯ. ОТ НЕГО СОВСЕМ ДРУГОГО ТИПА ЖДУТ. ЕСЛИ ВООБЩЕ ЖДУТ ЧЕГО-ТО. (ГДЕ? КОГО? ЧЕГО? КАКОГО ХЕРА?) НУ, МЕМУАРОВ, ПРИЗНАНИЙ, ТИПА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАПИТУЛЯЦИИ, ЭТО ЦЕНИТСЯ. (КАК ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ, ДОСЛОВНО – ГОВНОВОЗОВ?) ДА ВОТ ОН ТАМ, В УГЛУ, СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНОЙ У БУФЕТА. ВАКСИНО СМОТРИТ, КУДА ПОКАЗЫВАЮТ, И НИКОГО ТАМ НЕ ВИДИТ, КРОМЕ ЗДОРОВЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ, КУШАЮЩЕЙ КУСОК КУРЫ. (ТАМ НЕТ НИКАКОГО КРИТИКА МУЖСКОГО РОДА, ОДНА ТОЛЬКО ФЕМИНА СТОИТ С ЕДОЙ.) ЧОРСКИНД ВГЛЯДЫВАЕТСЯ ВНИМАТЕЛЬНО В ЛИЦО ВАКСИНО. Я ВИЖУ, ВЫ СОВСЕМ НЕ В КУРСЕ НАШЕЙ ОБСТАНОВКИ, СТАС АПОЛЛИНАРИЕВИЧ. НАПРАСНО ОТМАЛЧИВАЕТЕСЬ. (СЛЫШИТЕ – ЗВОНОК. ПАПАШЕ ПРИВЕТ, МАМАШЕ ПРИВЕТ!) ОНИ РАСШАРКИВАЮТСЯ: ВСЕ-ТАКИ ПОРЯДОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Акт второйСцена представляет собой все ту же главную улочку поселка Березань, однако за время антракта в ней произошли разительные изменения: сошли снега, расцвели своей скромной, но неотразимой красой березы, забил фонтан, все окна и двери открылись. Иными словами, классическая триада (единство времени, места и действия) слегка нарушена: за несколько часов, прошедших с утренних событий, Березань оказалась в иной климатической зоне. Гора, впрочем, по-прежнему бела. Там работает подъемник и проскальзывают вниз фигурки лыжников. Сумерки. Бал развивается вокруг фонтана, над которым развешаны гирлянды ламп. В глубине пространства – бар с двумя тульскими самоварами и медный квартет. В своей интерпретации он исполняет «Весну» Антонио Вивальди. Слева от фонтана хозяева – барон Фамус и его дочь София, а также почетный гость д-р Слава Горелик, он же Бенни Манделл. Приглашенные цепочкой тянутся к этой тройке для обмена светскими приветствиями, мужчины все в таксидо, женщины – декольте. Те, кто уже прошел, располагаются по всей сцене в соответствующих позах. Они не входят в число наших персонажей, а представляют собой лишь манекены раута, молчаливые и неподвижные. Их можно время от времени брать под мышку и переставлять для создания мизансцен. ФЭЙМОС Ну, Слава Горелик, без пяти минут родственник, сейчас к тебе приближается женщина-легенда. ГОРЕЛИК (очень живо). Где? Публика расступается, торжественно в своем кресле подъезжает Мими. ГОРЕЛИК Я счастлив познакомиться с вами, княжна Мими! МИМИ (холодно). Чему обязана? ГОРЕЛИК Во-первых, вы для меня ходячая, то есть, я хотел сказать, катящаяся, легенда. Я столько времени провел в архивах, изучая ваше происхождение, но не подозревал, что вы по-прежнему столь живы. Какая комбинация генов! О, это блистательное соединение воевод-рюриковичей с басурманской элитой и затем с британским кланом, известным со времен короля Артура! МИМИ (по-прежнему с холодкам, но уже не так сурово). А во-вторых, мон шер? ГОРЕЛИК А во-вторых, Серебряный век, мадам. Насколько я понимаю, вы как молодая красавица тех дней входили в круг княжны Саломеи Андроникашвили, не так ли? МИМИ (довольна). Не я входила в ее круг, а как раз наоборот. Ее мы принимали. Судейкиной, однако, от ворот поворот. Хорошенькая мордашка – еще не индульгенция. Именно на ней висит вина за трагедию с общим любимцем, нашим Адонисом. Вы, конечно, знаете, кого я имею в виду? ГОРЕЛИК Ну конечно, Вячеслава Князева. В Санкте, княжна, сейчас все опьяняются Серебряным веком. МИМИ Никакого Серебряного века не было. Были серебряные ночи, и гвардейцы метались по девичьим квартирам. Кстати, мистер Горелик, вам никто не говорил, что вы похожи на нашего Адониса? Только волосы у того были жидковаты, а у вас-то такая крепкая копна, так и хочется потрепать! ГОРЕЛИК Извольте, буду счастлив. (Подставляет голову для трепки; княжна с удовольствием осуществляет свое желание.) Не слабо, мадам. Копна все-таки цела. Она у меня от евреев. МИМИ Э, нет, дружок, это у тебя от казаков. Казачья у тебя куделя, мон шер. ГОРЕЛИК Правда ли, мадам, что в Гражданскую вы скакали с конниками Шкуро? МИМИ Я была командиром одной из «волчьих сотен». Мы партизанили, как Мишель Лермонтов, на Кавказе. Красные кочаны летели веером под нашими саблями! Кто бы сказал, что под старость лет я стану такой завзятой большевичкой! ГОРЕЛИК Замечательно! Ново! Значит, вы большевичка? МИМИ Есть грешок. Господа, наш гость живо напоминает мне Яшу Железнопартизанского! Когда меня привели на допрос, я увидела отличного самца в кожаной куртке и в малиновых галифе из портьер. Я думала, сейчас всем скопом начнут насиловать, но Яшка-душка один меня увез на свою квартиру. Правда, поработал за весь штаб, ха-ха-ха! Вот, может быть, тогда и зародился мой большевизм. Ну хорошо-с, а чем вы, мон шер, собираетесь заняться на нашей горе? ГОРЕЛИК Я собираю материал о рассеянии российской аристократии за рубежом и в бывшем Советском Союзе. Гарантирую отсутствие сарказма. Произойдет компьютерное воссоздание отечественного красавца, генеалогического баобаба. Надеюсь на вашу помощь, мадам. МИМИ Благородная задача! А на самом деле, друг, что привело вас сюда? ФЭЙМОС Ах, гранмаман, в молодости не всегда знаешь, что тебя ведет. СОФИ На самом деле он здесь олимпийскую чемпионку хочет похитить. ГОРЕЛИК (машет руками). Уж вы тоже скажете, барышня Софи! Все добродушно смеются. Мими прокатывается дальше к буфету. К хозяевам и гостю подходит наша пара журналистов; по всей вероятности, оба они на поверку окажутся девушками. РЕПОРТЕРЫ Привет, мистер Гоурелик, от газеты «Дейли слип»! Значит, вы тоже аристократ, как все тузы Бёрчтри-Вэлли? ГОРЕЛИК Берите выше, пацаны, я не аристократ, я авангардист-структуралист. РЕПОРТЕРЫ Святая корова, а это еще что такое? ГОРЕЛИК В том смысле, что я структурирую новую утопию взамен подохшей. РЕПОРТЕРЫ Холи кау, а это еще что такое? ФЭЙМОС Вас в Беннингтоне этому не учили? Ну, давайте-давайте, ребята, проходите! За вами еще хвост на полкилометра. Подходят князь Гаврила Нардин-Нащокин и его супруга Лиди. ФЭЙМОС. О друг наш Менделл Славный Бенни, Позволь тебе представить здесь Прекрасную, как торт миндальный, Чету Нащокиных. Он князь. ЛИДИ (оскорблена). Как будто я не князь! Ради рифмы у нас нередко несут вздор. ГОРЕЛИК. Нардин-Нащокин, Боже правый, Не верю я своим ушам! Сей звук звучит, как артишоки, Как пальмы грива В роще славы. Как к пиву чудо-черемша! НАРД Черемша моих предков, то есть я хотел сказать, череда моих предков, милостивый государь, представляет собой не что иное, как симфоническую процессию истинных патриотов. ГОРЕЛИК Вот именно, симфоническую! Прошу меня простить, князь, но мой долг исследователя заставляет меня задать вам один мимолетный вопрос. Знакома ли вам фамилия Дудделдорф? НАРД Что-то не припомню. Однако должен добавить, что, в отличие от всякой хлестаковщины, мы, Нардин-Нащокины, всегда несли свои депозиты на алтарь отечества. ГОРЕЛИК Прошу прощения, в ваших семейных хрониках, по какой-то причине засекреченных ЦК КПСС и рассекреченных упрделами эрэф, в доме большого орла, сударь, Двуглавого Феникса, с вашего позволения, есть запись примечательного события. В самом начале Петровской эры воевода города Кружка и Кружковской губернии, его сиятельство князь Блажен Нардин-Нащокин, хоть еще и не названный губернатором, но в огромном парике и с хвостом шпаги-стрекулистки, отбыл из России во главе царской миссии к венскому кесарю. Странно, что записи о его возвращении не обнаружено. Скорее всего, она засекречена огэпэу, а их секреты в доме большого орла до сих пор святыня, сударь. Дело в том, что ваш предок утек в Европу, как какой-нибудь наш простой советский невозвращенец. Так что поздравляю, сэр, у вас в роду был герой, настоящий антисоветчик. Мне, однако, удалось выяснить, что князь, скрываясь под фамилией Дудделдорф… Фэймос, давай рифму на Дудделдорф! ФЭЙМОС Дудки дроф. ГОРЕЛИК На худой конец сойдет, на толстый не влезет. Короче, он стал основателем большой австрийской семьи, и все они из поколения в поколение играли на литаврах в Венском симфоническом оркестре. Он страстно хотел, чтобы его потомство забыло о своих русских внутренностях, но почему-то во всех поколениях там находились русские патриоты, включенные в симфоническую процессию, о которой вы упоминали. НАРД Да-да, припоминаю, там есть один Дудделдорф, который занимается реставрацией русского антиквариата. Но что из того? ГОРЕЛИК Ну, скажем, не реставрацией, а изготовлением подделок, однако ведь и в этом есть что-то патриотическое, не правда ли? ЛИДИ (мужу). Он над нами издевается! Ну подожди, сейчас я ему устрою! (Горелику.) Послушайте, любезнейший, не принимайте нас за простаков. Многие из нас поддерживают непосредственную связь с Ленинградом. ФЭЙМОС Ты хотела сказать – с Санктом, душка Лиди, с Санкт-Петербургом? ЛИДИ Для меня он всегда Ленинград. (Поет.) «Гоурод нат шамно Наевоу, гоурод нэш хи славик боуи-вой»… Я там спросила про вас, а там говорят, что вы совсем не тот, за кого себя выдаете. Вроде как у Пушкина, ревизор-инспектор. Маша Волчицына, например, сказала, что вы сбежали с-под стражи, c’est vrai?[13] ГОРЕЛИК Княгиня, вы мне как раз напоминаете эту Машку Волчицыну с Аптекарского острова. Такая же тяжелая рыжая кошка. ЛИДИ Пжалста?
ГОРЕЛИК Мне нравится брать таких кошек под пузо. ЛИДИ (почти истерически). Пжалста? ГОРЕЛИК Фэймос, рифму на «пжалста»! ФЭЙМОС Пожалуйста – жимолость. ГОРЕЛИК Вот это уже рифма гиганта. ЛИДИ (мужу, в крайнем возбуждении). Ты слышал – ему нравятся тяжелые рыжие кошки! Он любит брать их под пузо! НАРД (глуховато). Пжалста? Наступает очередь Алекса Мамма. ФЭЙМОС А это просто один из наших служащих, Алекс Мамм, но из старинного рода фон Молчалиных. ГОРЕЛИК Позвольте заметить, что до пятнадцатого века они были Мамчачалины, но потом во время набега хан Мамча угнал один слог, что и дало возможность образовать нынешнюю шикарную фамилию, не имеющую никакого отношения к молчанию. МАММ Я не «один из», босс! Я жених вашей дочери! СОФИ И то и другое, дурачок, – ты один из женихов. ГОРЕЛИК Да, мы уже спотыкались друг о друга в самом начале. МАММ В самом начале чего? ГОРЕЛИК Да пьесы же, конечно. МАММ Какой еще пьесы? ГОРЕЛИК Ты хочешь сказать, что принимаешь все это всерьез? МАММ. Жизнь для меня – не лицедейство И не шумиха, не успех. Пусть вслед мне скажут без лакейства: Во имя принципов усоп!
Перед вами еще два представителя наших знатных родов – граф Воронцов и князь Олада. Не исключаю, что вы с ними, доктор Горелик, успели уже познакомиться. Не исключаю даже, что нашли много общего в жизненных интересах. ВОРОНЦОФФ (молча кивает). ОЛАДА Имею честь. ГОРЕЛИК Браво! Колян лучше выступил, чем Жека. Я всегда предпочитал князей графам. Князья ведь идут от самих варягов, а графьёв стало раздавать правительство по мере роста бюрократии. Далеко не отходите, ребята, есть тема для сильного триалога. ФЭЙМОС Ну, довольно этих представлений. Так мы до утра не перейдем к следующей картине. (Выходит в центр, поднимает бокал шампанского, обращается к собравшимся.) Дамы и господа, уважаемые «овичи» и «овны»! Сегодня мы приветствуем в нашем «Геральдическом клубе Берёзанской долины» нашего почетного гостя – доктора исторических наук Горелика, также известного в некоторых кругах Америки под именем Бенни Менделл. Несмотря на молодость, а может быть, даже и благодаря ей, доктор Горелик успел воплотить в себе иные примеры из нашей классической литературы, без которых невозможно воспитание нашего юношества, что может подтвердить и дочь моя Софи. (Выпивает бокал и тут же берет второй.) В принципе, мы можем приветствовать его дважды и трижды, если не десятижды, как историка знатных родов России и как представителя молодого поколения, близкого к Государственной Думе. Мы, русские американцы дворянского происхождения, хотя и не можем по закону этой страны употреблять наши титулы, носим в себе двойной заряд патриотизма, умноженного в квадрате. Мы, рыцари России, были везде, где красная зараза начинала набирать силу. (Ищет в толпе Нардина-Нащокина.) Ты помнишь, Нардишка, дороги Вьетнамщины, сколько русских там полегло «охотников на оленей»! И сколько традиций взорлило! (Поет со слезой.) Сыны традиций этих старых, Не пожалели мы костей, Меняя ментики гусаров На парашютных войск костюм. В те дни воздушная пехота Под гордым стягом Stars & Stripes[14] Не пожалела б и енота, Когда б он в дырку пулемета Вдувал кощунственную страсть. Вьетнам! Как много в этом звуке Ловил боец и гражданин, Стреляя из родной базуки, Не стал от страха он заикой, А умер средь родных ржанин! То есть в Новом Гемпшире, Нардинка, на родине, как ты это сделал. Как тебя мне не хватает, родной Нардинка! НАРД (громким шепотом). Как хватанет шампанского, так ему кажется, что я с ним воевал во Вьетнаме и умер среди каких-то «ржанин». Неискренний человек! ФЭЙМОС (продолжает). В вашем лице, Святослав, простите, Вячеслав, виноват, Славослав, или как там – спасибо за подсказку, мой добрый Мамм, Мстислав – что за имя такое, почти как у Ростроповича, – мы приветствуем Златоглавую Париж, нет, не то, Златошпильную Лондон, ну, в общем, Петроленинград, или, как вы его хорошо называете, город Санкт, эту колыбель хама и усыпальницу хорошо воспитанных. Софья, моя юная дочь, надежда горнолыжного спорта по обе стороны Атлантики, призналась отцу, что – цитирую – «хотела бы вечно закладывать виражи с этим парнем». Я очень рад, что Софья и Слава в рекордно короткий срок нашли общий язык. При этих словах Алекс Мамм роняет стакан, Колян и Жека тихонечко в рукав делают «бу-бу». Софи волнообразно, будто на склоне, пошевеливает бедрами. Слава выстреливает пробкой шампанского в своих соперников, обладателей Какаши. Нард и Лиди бросаются к обеим ушам гранмаман. Репортеры ослепляют все общество мощной вспышкой. Под мышкой у Фэймоса пронзительно звонит телефон. Слышится голос неведомого Полкана. ГОЛОС ПОЛКАНА Полкан еси. Не искать, порву. Ее ищу. Ее отсутствует. Ав-ав-ав, авангард! ФЭЙМОС. Фонтан любви, фонтан живой, Спаси от наважденья, От скорбной участи живца В струях воображенья!
Да что вы, господа, как нерусские, пьете местную дрянь? Софка, скажи, чтоб французского тащили – «Татинже» или что там есть. За всех плачу! А теперь позвольте мне высказаться в манерах вээмпээса, то есть великого, могучего, правдивого и свободного. Я очень рад, что эти типа динамичные репрезентаторы этой фуа так быстро как бы экстраполируют типа сходную химию, как бы взлетают так ракето-небесно типа ввысь, все сплетни как бы прочь и соединяются типа харизматически свои духовки типа духа! ОЛАДА (задохнувшись от восхищения). Во как излагает! Трудно с ним будет! ВОРОНЦОФФ Оставь! Покончим с ним, найдем ее, уедем втроем в Самотлор, откроем ателье бытовых услуг… ГОРЕЛИК (окружен толпой поклонников). Господа, дамы! «Овичи», «овны»! Каждый из вас может заказать свое генеалогическое древо в нашем институте по адресу: проспект Стачек, 19 дробь 17, квартира 19 дробь 91. Мы перешли на коммерческую основу, и все заказы принимаются. МИМИ Почему он ко мне не подходит? Ко мне всегда подходили молодые офицеры. В любом возрасте я получала знаки внимания от молодых офицеров. ЛИДИ Вы знаете, гранмаман, ему нравятся тяжелые рыжие кошки. НАРД Признался, что любит брать их под пузо. Не скотоложец ли? МИМИ Ах, вздор, он просто влюблен в кого-то, о ком не говорит. ГОРЕЛИК Цены невысокие, господа. Начиная от пятнадцати косых за древо. В пакете с косметической подтяжкой лица, достопочтенные, с перелетом в Санкт и обратно. Что касается звезды нашего вечера Мими Кайсынкайсацкой-Соммерсет, то она получает весь пакет бесплатно! Мими начинает кружить на своей каталке, да так лихо, что в конечном счете вылетает в объятия к вальсирующему Славе и вальсирует с ним. Каталку немедленно занимает барон Фамус, выбравшийся из «фонтана любви». Запыхавшийся Горелик оставляет неутомимую Мими и наталкивается на суровую Софи. СОФИ Ты почему ко мне не подходишь? Разлюбил? ГОРЕЛИК Сонечка, ведь мы же не договаривались о любви, ведь мы же договаривались просто потрахаться – не правда ли? Вроде как в гору и с горы, так? И гореть ведь мы не договаривались, не так ли? СОФИ Что ты несешь, несчастный? ГОРЕЛИК Вот именно: я несчастный, не влюбляйся в меня. Ведь я же Горелик, то есть лик горя. СОФИ (испуганно). Сумасшедший! ГОРЕЛИК Наконец-то ты догадалась. Сейчас я расскажу обо всем в форме баллады. (Берет гитару.) Господа, по примеру вашего мэра, когда мне трудно что-нибудь объяснить, я берусь за гитару. Баллада называется «Девушка из метро». Итак, пою. Итак, она звалась Какашей. Впервые именем таким, Чудным любому кашалоту. Мы героиню наградим. Узри ее в воротах Нарвских, Среди колонн мелькнет она. Так тешил на тюремных нарах Себя греховный сатана. С толпой лихих волчиц соблазна Там, на закате эсэсэсэр, Она, «систему» всю облазив, Грустит печалью, dear Sir. Мне хочется живого, девы, Хочу на остров ярких глаз, Чтоб из воды, а также с неба Звезда сверлила, как игла. Что привело тебя, Какаша, В клуб гребли и других утех? Там милый мой живет алкашник, Там ждет меня страстей кутеж… Два диких мужских крика прорезают стильную атмосферу Березани. ВОРОНЦОФФ Я не могу, не могу, не могу слушать эту песню! Замолчи, негодяй! ОЛАДА Славка, заткнись, напросишься! ГОРЕЛИК Ну, теперь давайте разбираться! (Быстро подходит к двум друзьям и отводит их, едва ли не подталкивая, к фонтану.) Где мои два лимона? Где искомое? ОЛАДА Како тако насекомое? ГОРЕЛИК Девушка моя Какаша, Светлякова Наталья Ардальоновна. Я знаю, что вы ее киднепнули из Вирджинии, предварительно разгромив притон в Калифорнии, за это вам полагаются две российские медали; вот вам две медали от Двуглавого Феникса (несмотря на сопротивление, втыкает в смокинги медали), а я за нее дал вам два лимона. Теперь отдавайте! Ну, где она? ВОРОНЦОФФ Она в наших сердцах. ГОРЕЛИК Ошибаетесь, она в моем сердце! В это время на основной площадке гости делают вид, что увлечены светским приемом, на самом же деле у всех ушки на макушке. МИМИ Что там происходит? НАРД Старо, как мир, – они спорят из-за девки. ЛИДИ А ново то, что наши аристократы женились на ней вдвоем. МИМИ Вдвоем? Законным браком? За буераком? Разве это возможно? НАРД В России сейчас все возможно. ЛИДИ (с бешеной скоростью выкладывает все по данной теме). Из самых достоверных! У тех был роман. Его посадили. За переоценку ценностей – там это называлось фарца. А тут наши появились, Ник и Джин, все помнят, конечно, они опустошили свои счета и отправились на историческую родину как богачи-аристократы. Девица своего потеряла, с нашими заигралась. Мальчики влюбились, как бешеные, потому что таких раньше не видели. Пошли в мэрию, там это называется загс, это от слова «загост», и зарегистрировали свой menage a trois.[15] Вы же помните, гранмаман, они же с детства были неразлучны, их даже одно время считали гомиками, уважали. Потом они потеряли эту девицу, а она отправилась в Америку их искать. Она работала потаскухой – это от слова «стаскивать», то есть to strip, а потом ее продали в рабство. Тогда наши развелись со своими супругами – все помнят, конечно, трагедию Шарон и трагикомедию Карен – и отправились ее искать. Мы не можем без нее ни жить, ни умереть – так признавались они бармену Тэду в баре «Тэддлби». Вот вам завязка этой истории со скоростью слалома. МИМИ Так вот почему у нас уже давно барахлит электричество и водопровод пукает. Между тем у фонтана развивается кульминация драмы. ГОРЕЛИК Я знаю все, мне друг ее Полкаша все поведал, но обо мне ей он почему-то не хочет говорить. Ну ладно, давайте договоримся так: деньги остаются у вас, но вы просто исчезаете со сцены. Отправляйтесь снова в Россию, найдите себе нового кадра. Что касается Какаши – подавайте на развод, гады, или вам не жить! ВОРОНЦОФФ Послушайте, нувориш, вы все-таки не забывайте, с кем имеете дело. У вас, может быть, денег много, но чести мало, малопочтеннейший. Перед вами все-таки русские аристократы и американские граждане. Перед вами поколение Вудстока! Мы с Ником вдвоем служили в сверхсекретном русском батальоне! Готовились к штурму Лубянки. Вы там безобразничали, разрушали великую державу, а мы как-никак приносим ежедневную пользу нашим согражданам на ниве двух важнейших для жизни течений. Ник, ну что же ты молчишь, ничего не делаешь? Пора с этим кончать. ОЛАДА Славка, в натуре, ты однозначно не прав. Однозначно! Мочить нас собрался? Опоздал, товарищ, мы сами тебя приговорили, а нас все-таки двое, и в батальоне нас учили приемам атаки. Ну, Джин, что ты только языком работаешь? Давай, руби, вариантов теперь нету. ВОРОНЦОФФ (в отчаянии). Не могу. Не так я воспитан. Даже ради нашей великой любви не могу мокрым делом рук пачкать. ОЛАДА (преисполнен мрака). И я не могу. Однозначно. Убив его, мы и любовь свою убьем. Поправьте, если не прав. ГОРЕЛИК (с притворным весельем). Ну вот, заладили, «не могу, не могу». Давайте я вам помогу. Вызываю вас обоих на дуэль! Ну что же вы, пацаны, так обалдели? Дуэль за прекрасную даму – разве это не в лучших традициях? Ведь это же не убийство, ведь это же в кодексе чести! ВОРОНЦОФФ Выход действительно найден, все решит дуэль. (Берет себя обеими руками за горло и замолкает.) ОЛАДА. Прощай, душевная услада. Решенье найдено – дуэль! Все мифы к черту в ад услали, Миф пропадает. Целься в цель!
Это точно, нерегулярный индивидуум, об этом и в Америке говорят. СОФИ Я жду тебя, как обычно, солнце мое ночное. ЛИДИ Габи, ты слышал, он сумасшедший! Этот русский сумасшедший! Ну, кто еще так скажет про кошек, если не сумасшедший? НАРД Да я в этом не сомневался ни на йоту с первой минуты. Приплел каких-то Дедделдорфов, пел про потаскуху… типичный шизофреник! Зашелестело по всему парку: сумасшедший, сумасшедший. ФЭЙМОС Я все время думал, чем мы отличаемся друг от друга. Теперь-то я понял: он сумасшедший поэт, а я нормальный поэт. МИМИ Сумасшествие – это полет! Меня всю жизнь окружали сумасшедшие. Кавалергарды, конная разведка, барон Оммау-Эммергау, Яшка Железнопартизанский… РЕПОРТЕРЫ (Софи). Эй, рекордсменка, это правда, что вы увлечены сумасшедшим? СОФИ (хохочет). Неправда, Мамм нормальный! Внезапный порыв ветра. ЛИДИ Дуэль! Я слышу, слышу каждое слово! Он вызвал их на дуэль! Вызов принят! МАММ Вот молодцы дядя Жека и дядя Колян, вот это по-гвардейски, закон гор! Все равно этот сумасшедший до утра бы у нас не дожил. НАРД Решительно протестую! Надо звонить шерифу! Семит не может вызвать аристократа! Аристократ не может драться с семитом! МИМИ А как же Троцкий, Сталин, мой Яшка? А как же Пушкин, наконец? ФЭЙМОС Vous avez raison, grand-maman.[16] Нужно опросить наш высший совет по всему миру, князей Куракиных в Австралии и виконта Чурило-Пленковича в Монако, и всех, что я сейчас же и сделаю с помощью современной техники. (Вынимает из кармана свой «мобиль», начинает названивать.) С этого момента и почти до конца его пребывания на сцене «мобиль» будет звонить у Фэймоса под мышкой, и он будет вполголоса советоваться с членами совета на животрепещущую тему: может ли аристократ драться с семитом; были прецеденты или не было прецедентов. СОФИ (с внезапным отчаянием). Да ведь их двое, а он один! Один! И сумасшедший! Пошел к черту, Мамм! Ты не сумасшедший! Бал снова затемняется, березовая роща, куда перешла троица дуэлянтов, высвечивается. ГОРЕЛИК Какое у вас оружие, хлопцы? ВОРОНЦОФФ По пистолету «Макаров» и по складному ножу «арафат». А у вас какое, милостивый государь? ГОРЕЛИК (обескураженно). Никакого. Только руки. И ноги. ОЛАДА (обрадовался). Ну, значит, с безоружным драться нельзя. Дуэль отменяется. ВОРОНЦОФФ Или, по крайней мере, переносится. На следующий год. В Россию. ГОРЕЛИК Отменять нельзя и переносить нельзя. Во избежание самоубийств или бесчестной резни. Вспомните Печорина и Грушницкого, парни. Нам троим не жить на свете – или двое останутся, или один. Весьма сожалею, что так получилось. Поскольку дуэль у нас двойная, мы сделаем просто. Ты, Колян, отдаешь мне свое оружие. Мы с Жекой стреляемся, а если… хм… я уцелею, мы с тобой бросаем ножи. Это честно? ВОРОНЦОФФ и ОЛАДА Честно. Вполне. (Олада передает Горелику оружие, тот углубляется в его изучение.) Игра теней и света. В роще дуэлянты отмеряют расстояние. На балу танцуют с некоторой маниакальностью. Царит по-прежнему Мими. РЕПОРТЕРЫ (друг другу). Мы потеряем главное событие: убийство семита людьми благородного происхождения. Да где мы их найдем в этой чертовой тайге? Есть предложения? Нужно оставаться здесь: произойдет нечто неожиданное. Появляется Какаша. Она в бальном платье, совершенно неотразима. Ветер услужливо взвихривает ее подол, напоминая об историческом снимке Мэрилин Монро. Первое время ее не замечают, что дает ей возможность объясниться со зрителями. КАКАША Ну вот, какая я идиотка! Потеряла шубу, потеряла билет до Москвы через Гонконг и Токио, потеряла все деньги, что мне мужья дали. Выскочила из самолета в последний момент, и вот все эти дела без меня улетели. Надеюсь, что хоть приличной девушке они достанутся. Впрочем, может быть, я и не такая уж дура, не глупее других, как с первого взгляда покажется. Шуба, на кой она, если такая весна вдруг разыгралась? Деньги – ну что я их первый раз, что ли, теряю? Как я могу их не терять, если никогда пересчитать не умею – хоть сотню, хоть лимон? Билет – ну как я могу улететь за тыщи миль, когда у меня так интуиция разыгралась, а она говорит мне, что Славка здесь остался, а я ведь интуиции своей всегда верю, и она меня не подводит, ну как? Хочу я верить интуиции, А не столпам слепых скрижалей! Пускай китаец чтит Конфуция, Славянку цепи не сдержали! Я верю в воздух древней Греции. Ахилл в аттической дубраве Меня заждался. Я в проекции, Я словно глаз в лесной оправе. Ну вот, опять – я, я, я! Временами тошнит от бесконечного «я». Прислушаешься, что вокруг звучит – я, я, я. Им что-нибудь рассказывают, а они только ждут, когда рассказ кончится, чтобы взяться за свое: «а вот я», «а вот мне», «а вот у меня». Такова и ваша покорная слуга, беглая рабыня. А между прочим, душа не всегда хочет «я», она нередко страждет по «нему». Соединится с «ним», чтоб не было ни «я», ни «он», чтоб что-то новое возникло, без названия, без слова. Не так ли? Ее замечают. Сенсация. Все поняли, что это та, о которой столько было сказано сегодня, из-за которой весь сыр-бор разгорелся. Бросаются. Фэймос впереди на правах старого родственника. ФЭЙМОС. Я знал, что ты вернешься, девство! Европа, свет мне свой прольешь! К усталому в бессмертье Зевсу Спиною нежною прильнешь!
Дайте мне бокал шампанского. О, я вижу, вы люди со вкусом, пьете «Татинже»! Дайте сигарету. Ну а теперь говорите, где он? Кто он? Вы прекрасно знаете, что я ищу только одного – Славку Горелика, и интуиция мне подсказывает, что он где-то здесь. Ну почему же все замялись, и вы, мой Зевс? А почему я не вижу в благородном обществе моих мужей? Не притворяйтесь, ведь вы же все знаете про нас. Вы знаете, что я Какаша. ЛИДИ (с высокомерной светскостью). Кстати, душка, почему у вас такое странное прозвище? КАКАША Да это просто детские глупости. Наташа-Какаша. ЛИДИ (ядовито). А может быть, что-нибудь фрейдистское? СОФИ Тетя Лида, вы, кажется, попали в цель. Жертва вздрогнула! ЛИДИ Какая я тебе тетя Лида, нимфоманка несчастная? МИМИ (подходит к Какаше, словно кавалер). Не слушайте этих глупышек, милочка. Давайте потанцуем. (Подхватывает и кружит Какашу.) Вальс «Домино». Сомовские мизансцены и позы. СОФИ (танцует рядом с Какашей). Я тебя ненавижу, сучка! (Мамму.) Вот кто настоящая психическая – она и Славку заразила, они оба из одного дурдома сбежали. МАММ (деловито). Значит, из России в Америку? КАКАША Мими, вы слышали – здесь произнесли его имя! Я знала, он здесь! Сейчас появится своей такой походочкой. Ой, умираю. МИМИ Напрасно вы, милочка, так волнуетесь из-за мужчин. Они все прохвосты, и ваш Слава не исключение. Расскажите мне что-нибудь из вашего опыта, ведь он у вас, наверное, богат. КАКАША Я вижу, вы мой друг, поэтому расскажу забавную историю. Однажды я плыла через Атлантический океан на пароходе «Куин Элизабет Ту». Изображала из себя одинокую путешественницу. Постоянно ловила на себе романтические взгляды. Сергунчик, мой пимп, подпустил цену: десять тысяч баксов за встречу. Представьте себе, платили! Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-хах! Ой, я так волнуюсь! МИМИ Какая дивная история! Как я жалею, что со мной такого не случилось, хотя бы на «Титанике». Да не волнуйтесь вы, моя дорогая, ведь все они таковы. В роще приближается решающий момент. Воронцов и Горелик встают к барьеру. Олада вынимает бутылку «Жириновского». ОЛАДА Ну давай, братва, обогреемся «жириком» напоследок. ВОРОНЦОФФ Однако без стаканов? Как вы это себе представляете, господа? ГОРЕЛИК Слабаем горниста. Каждому по три полных глотка. Только не жилить. (Внимательно смотрит, как выпивают его враги, потом сам выпивает и крякает.) Теперь пропой нам, жизни соловей, То, что ты пел в сиреневом пролете, Ведь «Жириновский» в нашей голове Все посильней, чем мистика у Гете! Жалко, закусона нет.
Обижаешь. (Вынимает из кармана закуску.) Креветочки. (Жует и смотрит, как компаньоны жуют, вытирает креветкой глаз.) Эх, ребята! ГОРЕЛИК Давайте кончать! В нашем споре мы на троих не сообразим! К барьеру, граф! ВОРОНЦОФФ (встает к барьеру). Я понимаю, Слава, что налицо здесь явная несправедливость по отношению к тебе. В отличие от твоих врагов или, лучше сказать, соперников, тебе предстоит двойная дуэль, но… пойми, мы с Ником – это одно целое, мы не переживем друг друга, потому для каждого из нас это тоже двойная дуэль. ОЛАДА А для меня, может быть, тройная. ГОРЕЛИК И для меня, наверное, тройная. ВОРОНЦОФФ Признаюсь, и для меня тоже тройная. ОЛАДА Три смерти перед каждым из нас. Не слишком ли много, братва? Страшна, однако, не боль, не агония, а то, что мы все там безвозвратно потеряемся. ГОРЕЛИК (с раздражением). Где это там? Откуда ты знаешь, что мы там потеряемся? ОЛАДА Да ведь гигантские же расстояния, миллионы и миллионы световых лет, мириады и мириады звезд… ГОРЕЛИК (с нарастающим раздражением). Там нет никаких расстояний, никаких мириад, никаких звезд и никаких лет. ОЛАДА Что же, значит, там и нас быть не может? ГОРЕЛИК Во всяком случае, там нет нашего воображения, оно исчезает с последним вдохом, равно как и наши слух и зрение отмирают мгновенно со смертью глаз и ушей. Идя на дуэль, черт возьми, надо все-таки представлять себе не жизнь, а не-жизнь, согласен? Отвлекись от видов бытия, подумай о видах не-бытия, то есть об отсутствии видов. Подумай напоследок, потому что потом уже не подумаешь, если я не промажу. Разумно звучит «я мыслю, значит, я существую», но лучше на всякий случай попрощаться с разумом, равно как и со своей драгоценной индивидуальностью, которая станет частью непознаваемого. Итак: «Я не существую, значит, я не мыслю». Если уж что-то от нас и останется, то, может быть, лишь какие-то мимолетности и пронзительности вроде жалости к бродячей собаке, или восторга от запаха травы, или странного щемящего вдохновения, что я испытывал в детстве, когда слышал, как дед поет с еврейским акцентом «И девушка наша в солдатской шинели горящей Каховкой идет»; иными словами, наши личности превратятся в пучки подобных мимолетностей и пронзительностей. И то дай Бог! Вот если бы мы сейчас вдруг отказались от дуэли, но не из-за страха за свои сути, а из-за пронзительной невыносимой жалости друг к другу, быть может, эта жалость бы и осталась от нас навеки. Но мы не откажемся, я первый не откажусь, потому что ревность во мне сильнее жалости, потому что я дерусь за свою девушку, то есть за свою бренную жизнь. И потому от этой дуэли ничего не останется, кроме разлагающегося трупа. Или двух трупов. Или трех трупов. ВОРОНЦОФФ (накачивается яростью). Откуда ты это все знаешь, нувориш? Что будет, чего не будет, что останется, чего не останется? В каком марксизме ты это прочел? Приезжают всезнайки, отученные от Бога, и начинают нам лекции читать на краю могилы. И девушка это не ваша проходит в шинели, а наша, наша! Пусть вы превратили ее в проститутку, но она наша! Стреляй! Два выстрела звучат одновременно. Воронцофф падает. Горелик, пошатнувшись, остается на ногах. К барьеру прыгает Олада. Одновременно просвистывают в воздухе два ножа. На этот раз падают оба дуэлянта. И на рощу падает мрак. Ярко освещается сцена бала. Все общество танцует свинг. Какаша выкаблучивает вокруг крутящегося в кресле-каталке Фамуса. К ней подтанцовывает Лиди. ЛИДИ А это правда, душка, что вы одновременно и графиня, и княгиня? КАКАША (словно подкошенная, падает на пол). Он убит! Вы слышали выстрелы? ЛИДИ Я слышала не только выстрелы, но и свист ножей. КАКАША Мой жених убит! И мои мужья убиты! Они все трое убиты! Затемняется сцена бала с агонизирующей в центре Какашей. Узенький луч света начинает бродить по роще, где лежат три недвижных тела. ВОРОНЦОФФ Я убит.
ОЛАДА Я тоже.
ГОРЕЛИК Про себя пока не знаю. ОЛАДА Славка, у тебя зажигалка еще работает? Подожги одну березку и давайте уходить с молитвой. ВСЕ ТРОЕ (поют). Господи, прости и помилуй! Во имя Отца и Сына и Духа Святого прими и со святыми упокой, если можешь. Все трое неподвижны. Над ними, как свеча, потрескивает в огне березка. Снова ярко освещается сцена бала. Вся группа персонажей и гостей, кроме Какаши, неподвижно лежащей на сцене, словно подстреленная чайка, повернулась лицами в сторону снежной горы. Там происходит нечто трудноописуемое – какой-то комок пульсирующей разноцветной энергии стремительно движется вниз. МИМИ Боже мой, кто это?! ФЭЙМОС Разве вы не узнаете? Это движется к нам, это стремительно спускается к нам с горы не кто иной, как Бенни Манделл! Настоящий Бенни Манделл, а не тот, что здесь был, не Лжебенни. Тому, Славке Горелику, казалось, что это все он сам тут у нас закрутил или какой-нибудь его автор из «Третьей волны», но нитки были в руках у настоящего Бенни! Того, другого, больше нет, Но настоящий прибыл к ночи, Могуч, как древний большевик, И, как священник, непорочен! СОФИ. Как он несется! Не пылит! Сверкают кубики и ромбы! Техничен, как Жан-Клод Килли, Непредсказуем, словно Томба!
Теперь я вижу, это демон, Перед которым ниц пади! Он не мужчина и не дама, Он супермен и господин!
Он пресечет дурные толки, Дурное слово пресечет. Проверит памяти шкатулки, Введет моральный пересчет!
О настоящий Бенни Менделл. Мой брат, ты жизни режиссер! Надеюсь, припасешь ты крендель Для страстных рыженьких сестер?
Готов работать при обмене, В законном браке результат Предъявлен будет брату Бенни В законный срок и без затрат.
Простите, Библия и Тора. Прости, мой Бенни, стажа нет! Я выпала из партитуры И не вписалась я в сюжет.
Здесь назревает, без сомненья, Сюрприз для этих горемык: Как плод классического семени, Немейшая из сцен немых.
Почему обязательно так? Ведь это уже давно стало клише. НБМ Клям-био-буран-тиг-лон-тиг-уанти. Трам-био-шар-транти-флинти-просонти. Под мышкой у Фэймоса звонит телефон. Несмотря на гипнотическое воздействие НБМ, банкир прикладывает свою мыльницу к уху. ФЭЙМОС Здравствуй, Лавр Корнилович, здравствуй, ваше высокопревосходительство! Как вы там на Папуа? Считаешь, что можно стреляться? Любой еврей древнее нашего аристократа, ты так считаешь? У них уже Иерусалим стоял, а у нас только волки бегали, я тебя правильно понял? Ну, прощай, родной, нас тут в немую сцену организовывают. Настоящий Бенни Манделл, только что деликатно тонким хлыстиком напомнивший Фамусу о действительности, никак не может прервать свое самолюбование, чтобы не сказать самовосхищение. Он пританцовывает, поворачивается вокруг оси, притоптывает, играет ручками. НБМ Крошти-фрошти-драдж-молфанси, куон-тапира-мезо-прам-сим-дин. Немая сцена уже почти организована. Все застыли в своих знаковых позах. Никто уже не открывает рта, кроме Фамуса, который, естественно, расположился рядом с Какашей. Снова звучит телефон. ГОЛОС ПОЛКАНА Ав! Ав! Ав! Авангард! Ку-Ку-Ку, Кукушкины острова. ФЭЙМОС (шепотом Какаше). Неужели и ты уже замерзла? Послушай, любовь моя, мы должны бежать, иначе сто лет не выберемся из этого барельефа. Мы найдем трупы твоего Горелика и племянников моих – твоих законных, похороним их и оплачем. А потом – свобода! Вместе! Сбежим на Кипр мы, может статься! Любимого лишь жеста жду! Лишь подними волос богатство, И я тебя освобожу!
Ну вот, что и требовалось доказать – «немая сцена». Какаши нет, друзья мои мертвы, я еле жив, а вся драма перешла под хлыстик Настоящего Бенни Манделла. Таков итог страстей, потех, Излишеств скромных карнавала. Утих тревожный треск шутих, Все стерто мира жерновами. Безмерно наслаждаясь самим собой, к нему подтанцовывает НБМ и тонким хлыстиком направляет его в строй «немой сцены». Равно и мертвым персонажам надлежит там быть – ненавязчиво, но непреклонно заявляет этот хлыстик. Воронцофф и Олада встают и присоединяются к остывшим. Горелик некоторое время стоит молча. Кровь капает из-под тряпок. Потом обращается к танцующему свой медленный неуклюжий танец НБМ. ГОРЕЛИК Я понимаю, ты хочешь сказать, что она сбежала со стариком сластеной. Ты приготовил мне какое-то другое место в своей игре. Ну что ж, я все-таки не подчиняюсь, я ухожу своей тропой, и мне все равно, совпадет ли она с твоими замыслами. Разбирайтесь тут со Стасом во всем оставшемся. В неподвижной группе вдруг происходит едва заметная вибрация. Доносится голосок юной Софи. СОФИ Но ты ведь еще вернешься, мой ангел? ГОРЕЛИК. Довольно шляться за звездой, Вдыхать предательства токсин. Сюда я больше не ездок. Такси! Подайте мне такси!
Крошти-фрошти-драдж-молфанси, куон-тапиро-мезо-прам-сим-дин. ЗанавесПримечания 1 От англ. Warranty of First class and Electric Repair – Первоклассные гарантии и ремонт электрики. 2 От англ. Everything you need and plumbing – Все, что вам нужно, и водопроводные работы. 3 От англ. first of all – прежде всего. 4 Прелестной музыки (фр.). 5 Вид мягкой шляпы. 6 От англ. available – имеющийся в наличии. 7 От англ. Make Love, not war! – Занимайтесь любовью, а не войной! 8 От англ. Clumsy Buttoc – неуклюжая задница. 9 От англ. No information about her identity – Никакой информации о ее личности. 10 От англ. lap – круг на стадионе, треке. (Здесь: попытка.) 11 От англ. Unaccessible Access – Недоступный Доступ. 12 От англ. abuse – злоупотреблять, оскорблять. 13 Это правда? (фр.) 14 Звезды и полосы (намек на американский флаг) (англ.). 15 Брак втроем (фр.). 16 Вы правы, бабушка (фр.). Смотрите также: Василий Аксенов Горе, гора, гореть
689.69kb.
3 стр.
Василий Аксенов Остров Крым
4720.51kb.
25 стр.
Василий Аксенов Звездный билет
1933.35kb.
9 стр.
Василий аксенов
3740.62kb.
15 стр.
Василий Аксенов Четыре темперамента
709.16kb.
4 стр.
Василий Аксенов Поцелуй, оркестр, рыба, колбаса…
833.66kb.
5 стр.
Василий Аксенов новые рассказы
3511.69kb.
19 стр.
Василий аксенов памфилов в памфилии
255.74kb.
1 стр.
Василий Олдонда я Василий Васильевич Епов
70.09kb.
1 стр.
Гора креветок (300гр.) 230 р. Гора куриных крыльев с сырным соусом (300/50гр.) 225 р
35.75kb.
1 стр.
Черногория Справка о стране
81.07kb.
1 стр.
Участник великой отечественной войны ражев василий иванович 14.05kb.
1 стр.
|