Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

4. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ





  1. Предмет, цели и задачи курса «Зарубежный опыт муниципального управления».

  2. Необходимость и принципы использования зарубежного опыта муниципального управления в российских условиях.

  3. Европейская хартия местного самоуправления: краткая характеристика, значение.

  4. Нормативно-правовая основа муниципального самоуправления за рубежом.

  5. Финансово-экономические основы местного самоуправления.

  6. Основные модели местного самоуправления за рубежом: англосаксонская, французская (континентальная), германская (смешанная).

  7. Структура местного самоуправления в различных странах: порядок формирования, разграничение компетенции.

  8. Роль и влияние национально-культурных и исторических особенностей стран в создании систем муниципального управления.

  9. Уровни и типы организации местного самоуправления в западных странах.

  10. Представительные органы местной власти и способы их формирования.

  11. Исполнительные органы местной власти и их функции.

  12. Глава местной исполнительной власти: роль, функции, порядок назначения.

  13. Предметы ведения и компетенция органов местного самоуправления за рубежом. Содержание основных функций местного самоуправления.

  14. Структура и формы реализации полномочий местных органов власти. Тенденции развития полномочий местных органов власти в западных странах.

  15. Основные модели взаимоотношений и взаимодействия местных органов самоуправления и государственных органов власти в зарубежных странах.

  16. Формы и виды государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

  17. Социальный контроль за деятельностью местной администрации.

  18. Муниципальные служащие: подбор, продвижение, классификация.

  19. Подготовка муниципальных служащих за рубежом. Статус муниципального служащего.

  20. Формирование и исполнение местных бюджетов в зарубежных странах.

  21. Системы и виды местного налогообложения. Местные налоги и сборы в различных странах.

  22. Межмуниципальное сотрудничество: формы, виды, значение.

5. тесты для самопроверки
Инструкция: Вам предлагается ответить на 15 вопросов. Внимательно прочитайте задание и выберите правильный вариант ответа (только один!).
1. Полномочия органов местного самоуправления подразделяются на:

  1. обязательные и добровольные;

  2. порученные и факультативные;

  3. обязательные, делегированные и добровольные;

  4. необязательные, порученные и добровольные.


2. Высшим органом муниципальной власти является:

  1. исполнительный орган;

  2. законодательный орган;

  3. контрольный орган;

  4. представительный орган.


3. Органы местного самоуправления действуют самостоятельно в рамках закона и в пределах предоставленных полномочий – это принцип:

  1. «негативного регулирования»;

  2. «позитивного регулирования»;

  3. самостоятельности;

  4. обратной связи.


4. В структуру местного самоуправления Англии входят:

  1. графства-тауншипы-школьные и специальные округа;

  2. графства-округа-приходы;

  3. регионы-департаменты-коммуны;

  4. район-община.


5. Основным налогом, поступаемым в местный бюджет Великобритании является:

  1. налоги на прибыль и доход;

  2. налог на зарплату и рабочую силу;

  3. налог на собственность;

  4. налоги на товары и рабочую силу.


6. Какой документ регулирует деятельность местных органов власти в США?

  1. муниципальный закон;

  2. муниципальная хартия;

  3. муниципальный указ;

  4. Европейская хартия местного самоуправления.


7. В структуру местного самоуправления США входят:

  1. графства-тауншипы-школьные и специальные округа;

  2. графства-округа-приходы;

  3. регионы-департаменты-коммуны;

  4. район-община.


8. При каком способе формирования местных органов власти в США мэр наделяется большими полномочиями, чем совет?

  1. совет-слабый мэр;

  2. совет-сильный мэр;

  3. совет-управляющий;

  4. комиссионном способе.


9. Какой способ формирования местных органов власти в США позволяет решать проблемы местного хозяйства на профессиональной административной основе?

  1. совет-слабый мэр;

  2. совет-сильный мэр;

  3. совет-управляющий (менеджер);

  4. комиссионный способ.


10. В какой модели местного самоуправления существует жесткая иерархическая подчиненность центральной власти и прямой государственный контроль за деятельностью местных органов власти?

  1. американская; 3) англосаксонская;

  2. смешанная; 4) континентальная.


11. В структуру местного самоуправления Франции входят:

  1. графства-тауншипы-школьные и специальные округа;

  2. графства-округа-приходы;

  3. регионы-департаменты-коммуны;

  4. район-община.


12. Налогом, приносящим более 60% дохода в местный бюджет Германии, является:

  1. налоги на прибыль и доход;

  2. налог на зарплату и рабочую силу;

  3. налог на собственность;

  4. налоги на товары и рабочую силу.


13. В какой модели местного самоуправления Германии бургомистр избирается населением?

  1. северогерманская модель;

  2. южногерманская модель;

  3. модель магистрата;

  4. модель бургомистра.


14. В какой стране основной тип устройства местных властей определяется термином «корпоративное управление» (муниципалитет как корпорация)?

  1. Германия; 3) Япония;

  2. Великобритания; 4) Франция.


15. Какая модель местного самоуправления характеризуется высокой степенью автономии местного самоуправления, выборностью и контролем со стороны населения?

  1. советская; 3) англосаксонская;

  2. смешанная; 4) континентальная.

6. список рекомендуемой литературы
Основная литература

  1. Европейская Хартия о местном самоуправлении // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 36. Ст. 4466.

  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ (с доп. и изм.).

  3. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 552с.

  4. Андреева И.А. Реформы местного самоуправления в Восточной Европе. М., 2003. С.109-110.

  5. Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного государства (США, Великобритания). - М., 1999. – С.102-103.

  6. Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран). М., 2003. – 362 с.

  7. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 3-х томах. Том 3. – М.: МНИИПУ, 2001.

  8. Емельянов Н. А. Местное самоуправление: международный опыт. - Тула, 2006. – С.62-67.

  9. Евдокимов В.Б. Системы местного самоуправления в зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 2. С.24

  10. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: изд. Центр «МарТ», 2005. – 352 с.

  11. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 352 с.

  12. Местное самоуправление за рубежом: опыт, комментарии и рекомендации по применению / Науч. руков. А.Е. Когут. – СПб., 2003. – 297 с.

  13. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор). М.: Юристъ, 2004. – 357 с.

  14. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 575 с.

  15. Опыт организации местного самоуправления // Проблемы местного самоуправления. 2003. № 3(7). С. 102-110.

  16. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительное исследование: Научно-аналитический обзор. – М., 2004. – 217 с.

  17. Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 271 с.

  18. Рысаев И.Ш. Зарубежный опыт муниципального управления: учебное пособие. – Уфа: БАГСУ, 2008.

  19. Рысаев И.Ш. Зарубежный опыт муниципального управления в современных условиях // Экономика и управление. 2004. – № 6. – С. 43–47; 2005. – № 1. – С. 40–44.

  20. Чудаков М. Местное самоуправление и управление за рубежом // Глава местной администрации. 2006. № 1. С.99-109.


Дополнительная литература

  1. Василенко И. Муниципальные реформы в Германии // Проблемы теории и практики управления. 2005.- № 5. С.58-62.

  2. Бялкина Т., Старилов Ю. За все в ответе община: Местное самоуправление в Германии // Российская Федерация. 2004. № 10. – С.47-51.

  3. Гриценко Е.В. Правовые аспекты обеспечения гарантии местного самоуправления в Федеративной Республике Германии // «Журнал российского права», сентябрь 2003, № 9. – С.35-38.

  4. Ежевский Д.О. Местное самоуправление в общеевропейском контексте // Политика и общество. 2006. № 5. С.57-70.

  5. Животовская И.Г. Местные органы власти и предпринимательство в Италии и франции. М., 2004. – 404 с.

  6. Лапшина И.Е. Формы взаимодействия центральных и местных органов управления Великобритании // Государство и право. № 5, 2007. С.77.

  7. Рысаев И.Ш., Янбухтин Н.Р., Ахметов С.Г. Местное самоуправление: международные, национальные и региональные аспекты. – Стерлитамак, 2006. – 48с.

  8. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В. Б.Зотова. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006 – 2-е изд., доп. и перер. – 624 с.

  9. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. – 461 с.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Учебная дисциплина «Зарубежный опыт муниципального управления» посвящена изучению основных моделей местного самоуправления в зарубежных странах и возможностей трансформации ЗОМУ в российских условиях. Преподаватель при чтении лекции и проведении семинарских занятий может опираться на теоретические знания и практический опыт (если в группе учатся муниципальные служащие) муниципального управления, полученные студентами в процессе изучения других дисциплин. Очень важно вначале определить основные критерии и подходы к изучению зарубежного опыта муниципального управления. Более эффективным является смешанный подход изучения ЗОМУ: проблемно-тематический и страноведческий. При этом наиболее важными аспектами зарубежного опыта являются:

    • история развития местного самоуправления в каждой стране,

    • нормативно-правовые основы регулирования МСУ,

    • территориально-организационные принципы создания муниципальных образований,

    • финансово-экономические основы МСУ,

    • механизмы взаимодействия органов муниципального и государственного управления,

    • порядок формирования и функционирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления,

    • формы и методы участия граждан в осуществлении МСУ,

    • перечень вопросов местного значения.

Преподавателю освещение зарубежного опыта муниципального управления желательно вести с выявлением особенностей организации местного самоуправления в России. При этом целесообразно обратиться к истории разработки и принятия ФЗ № 131. Эффективность усвоения учебного материала повышается, если перед студентами ставится задача - разработка сравнительной таблицы зарубежного и российского моделей муниципального управления с выяснением причин формирования российских особенностей организации местного самоуправления. Преподавателю необходимо обратить внимание студентов также и на региональные особенности местного самоуправление как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. На практических занятиях студенты могут выступить с докладами по углубленному освещению тем учебного курса, а также презентациями моделей местного самоуправления и в других странах (кроме указанных в тематическом плане). При рассмотрении ЗОМУ особое внимание следует обращать и на изучение особенностей организации муниципальной службы в зарубежных странах.

Таким образом, изучение дисциплины «Зарубежный опыт муниципального управления» в целом представляет теоретическую и практическую актуальность и вызывает большой интерес студентов.



Зарубежный опыт муниципального управления

Учебно-методический комплекс

Составитель Хабибрахманова Эльвира Хабибовна


Издается в авторской редакции


Подписано в печать 15.10.2008

Объем 3,3 п. л. Формат 60х841/16

Тираж 100 экз. Заказ №

______________________________
Отпечатано в БАГСУ

450057, г. Уфа, ул. Цюрупы, 6



1 Рысаев И.Ш. Зарубежный опыт муниципального управления в современных условиях // Экономика и управление. 2004. – № 6. – С. 43–47

2 Подробнее о теориях МСУ см: Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 204-206. Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – С. 6-12.

3 Рысаев И.Ш. Там же. С. 43–47.

4 По материалам: Рысаев И.Ш. Зарубежный опыт муниципального управления в современных условиях // Экономика и управление. 2004. – № 6. – С. 43–47.

5 Опыт организации местного самоуправления // Проблемы местного самоуправления. 2003. № 3(7). – С. 102-103.

6 Отличительные особенности местного самоуправления в Лондоне: 1) районные советы образуют основной элемент городского самоуправления Лондона – это связано с особенностями исторического развития города; 2) в Лондоне более 500 лет действует особый орган – Корпорация Лондонского Сити часть Лондона), которая издавна сформировалась как специфическая часть городской территории – деловой центр, где никто не живет, но расположены конторы крупнейших мировых банков и компаний. Для управления этой территорией из служащих организаций города был сформирован муниципалитет, получивший название Корпорация Лондонского Сити. Он выполняет функции районного совета; 3) выделение некоторых видов городской деятельности в самостоятельные сферы, управляемые выборными органами, которые не входят в районные советы города. К ним относятся: комиссариат полиции; столичное водное управление; столичное управление приютами и госпиталями; портовое управление, торговый совещательный совет; комиссары по заведованию сточными трубами.

7 Не имея достаточных собственных средств на инвестиции, городские власти вынуждены обращаться к частным компаниям за поддержкой своих проектов. Чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов они используют достаточно широкий набор финансовых инструментов. Это – кредитные гарантии, доходные облигации, прямые гранты, вспомогательное финансирование, финансирование с помощью налоговых льгот и льготной арендной платы.

Поскольку развитие предпринимательства обеспечивает значительную долю доходов в местный бюджет органы власти заинтересованы в их успешном развитии. С этой целью они проводят ряд мер по привлечению капитала, такие как: снятие ограничений на частные инвестиции; снижение налогов и налоговые льготы и скидки; упрощение правил, регулирующих землеотвод и использование земли; прямые субсидии и др. При этом отношения между городскими властями и частным бизнесом строятся на взаимовыгодном сотрудничестве.



8 Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 3-х томах. Том 3. – М.: МНИИПУ, 2001. – С. 626.

9 Муниципалитеты превосходят другие местные органы управления по расходам на полицейскую службу, противопожарную охрану, жилищное строительство, реконструкцию городов, строительство и эксплуатацию аэропортов, дорог, автостоянок, библиотек, парков и зон отдыха, удалению отходов. На социальное обеспечение, здравоохранение, образование, строительство общественных зданий, инфраструктуру водного транспорта и др. муниципалитеты тратят от 10 до 45% от общей суммы соответствующих местных расходов.

10 По Зотову В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006. С.79.

11 Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 3-х томах. Том 3. – М.: МНИИПУ, 2001. – С. 703.

12 Гончаров В.В. Там же. – С. 721.

13 Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – С. 83.

14 Гончаров В.В. Там же. – С. 697.

15 Рысаев И.Ш. Зарубежный опыт муниципального управления в современных условиях // Экономика и управление. 2005. – № 1. – С. 40–44.

16 См. подробнее об этом: Рысаев И.Ш. Программно-стратегический подход и возможности его внедрения в муниципальном управлении// Экономика и управление. 2008. №5.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт муниципального управления»
796.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
826.91kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
359.68kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
603.06kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Преступления против порядка управления»
251.06kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»/ Ижевск: УдГУ. 2010. с Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»
598.32kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Система государственного управления»
1801.89kb.
10 стр.
Учебно-методический комплекс Специальность: 032301. 65 (350300) Регионоведение Санкт-Петербург 2011 ббк 66. 4 Р 76
363.98kb.
3 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.