Главная
страница 1
c:\documents and settings\школа.4af97f344f55499\рабочий стол\грамота 006.jpg
c:\documents and settings\школа.4af97f344f55499\рабочий стол\грамота 007.jpg

c:\documents and settings\школа.4af97f344f55499\рабочий стол\грамота 008.jpg

c:\documents and settings\школа.4af97f344f55499\рабочий стол\грамота 009.jpg

c:\documents and settings\школа.4af97f344f55499\рабочий стол\грамота 010.jpg

c:\documents and settings\школа.4af97f344f55499\рабочий стол\грамота 011.jpg

Тематический план четвертого года обучения

(2 часа в неделю – 72 часа в год)


Тема занятия

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

-

Блок 1 «Осень – жница»

20

3

17

  1. Оспожинки – праздик хлеба.

8


1


7


  1. Семенов день.

6


1


5


  1. Кузьминки – по лету поминки.




6


1


5


Блок 2 «Делу - время, потехе - час»

24

4

20

  1. Игрища. Игрищенские песни.




6

1

5

  1. Страшные(чудные) вечера.

6

1

5

  1. Круга.




6

1



5



  1. В песне русская душа.

6

1

5

Блок 3 « Весна - красна»

24

8

18

  1. Дорогая гостья - Масленица.

10

2

8

  1. Светлое воскресенье.

8



2



6



  1. Егорьев день.

Праздник пастушков.

6

2

4

Итоговое занятие.

2




2


Содержание программы первого года обучения.

Вводное занятие – 2 часа.

Познакомить детей с целями и задачами программы.

По обиходному представлению, народное творчество, фольклор – это сохраняемые в быту обряды, обыкновение по особому отмечать годовые праздники, справлять свадьбы, оплакивать умерших, приметы, снотолкования, гадания, пляски. Говоря о фольклоре как об устных, словесных произведениях, имеют в виду былины, исторические песни, сказки, пословицы, предания, легенды, духовные стихи – все виды подобного старинного творчества. К фольклору относят и сравнительно поздно возникшие частушки, песни-романсы вроде «По Муромской дорожке стояли три сосны» или «Любила меня мать, обожала», кем-то из наших современников пущенные в речевой оборот присловья, новейшие анекдоты.

Словесный фольклор относиться к многочисленным и многообразным явлениям художественной деятельности народа – этим он сходен с художественной литературой, хотя и отличается от неё прямой связью с бытом. Фольклор может соединяться и с искусством актёрского исполнения.

Фольклор – творчество неавторского типа. Специфика фольклора порождается самим процессом его возникновения. Фольклор творят отдельные люди, но творят по-особому. Работа отдельного человека в фольклоре сочетается с работой других, зависит от работы других, и каждый пользуется результатами общей работы.

Фольклор – это совокупность устных произведений с осознанной и неосознанной художественной установкой, включенных в практическую жизнь народа и созданных в процессе совместного труда поколений, это – творчество с устойчивым традиционным содержанием и традиционной формой.



Форма: Лекция

Метод: Словесный

Приём: Сообщение новых знаний

Оборудование:
Блок 1 Осень - жница – 24 часа.
Тема 1 Оспрожинки – прраздник хлеба – 8 часов.

Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

В ночь на этот день возжигают «новый» огонь и начинают «замолотки». Живой огонь добывают путём трения. Обряд характерен для многих губерний России в XIX – начале ХХ вв. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасится прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могут остаться только огни в церкви).

Форма: Рассказ, игра

Метод: Словесный, практический

Приём: Игровая костюмированная программа

Оборудование: Зал, подобранная музыка, костюмы.
Тема 2 Семенов день–6 часов.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.
Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур ("Семен-день - семена долой, то есть семена сами выпадают из колосьев" - воронежск.); завершали посев ржи ("В Семенов день севалка с плеч"; "В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй" - костромск.); солили огурцы.

Форма: Игра

Метод: Практический

Приём: Сообщение о празднике.

Оборудование: Рисунки.
Тема 3 Кузьминки – по лету поминки – 6 часов.

Кузьминки. Кузьмы-Демьяна день. По народному календарю - осень занимает время от второго Спаса до Кузьминок, а на Кузьминки - встречают зиму.


Святые Кузьма и Демьян пользовались большой популярностью у крестьян, являясь одновременно покровителями ремесел (особенно кузнечного), женского рукоделия, а также семейного очага, супружеского счастья и свадеб.
В этот день устраивались кузьминки - праздник с вечеринкой и угощением. Кузьминки были главным образом девичьим праздником. Девушки готовили обрядовую еду - кашу, варили пиво, угощали парней. В состав угощений входила курятина: Кузьма и Демьян считались "курьими богами", поэтому в курятниках либо возле них служили молебны.
Весной, подкладывая яйца под курицу, говорили: "Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!"

Форма: Урок-беседа

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация

Оборудование: Аудипроигрыватель, кассеты.

Блок 2 Делу время-потехе час– 24 часа.
Тема 1 Игрища. Игрищенские песни. – 6 часов.

Святочные игрища (вечеринки, вечерки, пляски, повaда, посиделки, посидки, сборище, субботка )- форма проведения молодежных собраний во время Святок.


В избу, где проходило игрище, в 5-6 часов вечера первыми собирались девушки, делали последние приготовления и переодевались в праздничные наряды. Чуть позже подходили парни и другие жители деревни. Постепенно вся изба наполнялась народом. Пока молодежь пела, водила хороводы, плясала и играла в игры, взрослое население рассматривало и оценивало наряды парней и девушек, следило за их развлечениями и обсуждало самые разнообразные вопросы. Одни приходили, другие уходили, но шум и веселье продолжались на игрище далеко за полночь. В самый разгар вечерки в избе вдруг появлялась ватага одетых в пестрые, самые немыслимые костюмы людей, которые на определенное время, иногда достаточно продолжительное, завладевали вниманием всех присутствующих. Начинались игры ряженых, участниками которых становились все находящиеся в избе по очереди. После ухода ряженых пение и пляски возобновлялись. Ближе к полуночи, когда основная часть взрослых расходилась по домам, молодежь, нередко под руководством пожилых знающих женщин, устраивала гадания. Наиболее смелые отправлялись узнавать свою судьбу в опасные в это время места - на перекресток дорог или к проруби, а самые отчаянные - в баню в полном одиночестве. Обсуждение гаданий, рассказывание страшных историй, последние пляски и игры завершались к 4-5 часам ночи, и все потихоньку отправлялись по домам. Парни, проводив девушек, нередко продолжали развлечения, устраивая шум и переполох около домов спящих мирным сном хозяев, а также подшучивая над загулявшими мужичками, которые припозднились в гостях и надумали поздно возвращаться домой (см. Святочные бесчинства). К раннему же утру расходились и парни, чтобы отдохнуть и с новыми силами на следующий вечер продолжить гуляние на молодежном игрище.

Форма: Беседа, практикум

Метод: Наглядный, практический

Приём: Сообщение, демонстрация

Оборудование: Зал, диски.
Тема 2 Стращные(чудные) вечера – 6 часов.

В крестьянском быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником — праздником молодежи по преимуществу. С особым нетерпением ожидали их девушки, предчувствуя целый ряд забав и развлечений. Начинались святки с Николина дня 19 декабря и завершались Крещением 19 января. Гадали со дня Спиридона-поворота 25 декабря, когда «солнце поворотит на лето, зима — на мороз». Однако главные святочные действия брали начало с Рождественского сочельника 6 января. День Рождества Христова 7 января почитался одним из самых великих праздников. Святочные вечера с 7 по 13 января (Васильевский вечер, Новый год) считались святыми, а с 13 по 19 — страшными.



Форма: Беседа, творческое занятие

Метод: Репродуктивный, объяснительно- иллюстративный

Приём: Объяснение с использованием наглядности

Оборудование: предметы для гадания, зал
Тема3 Круга. Троица. 6 часов.

Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.


емик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой.
Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик. Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце. - 2 часа.

Пересчёт-считалка неотъемлемая часть детских игр. Считалки – рифмованные стишки, состоящие по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок перед игрой делят роли и устанавливают очередь. С помощью считалок определяют того, кто «водит».



Форма: Беседа, игра

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Приём: Игра

Оборудование: Зал, музыка
Тема 4 В песне русская душа – 6 часов.

Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные. Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские. Также существуют плясовые и хороводные. Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные. К ним примыкает более современная частушка со страданиями. При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.
Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.

Форма: Урок-беседа

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация

Оборудование: фонограммы.
Блок 3 Весна – красна - 24 часа.
Тема 1 Дорогая гостья - Масленица -10 часов.

Нет в русской традиции праздника более яркого, бесшабашного и веселого, чем Масленица. Он находится на стыке двух времен года и двух миров – зимы и весны. Считается, что человек плохо и скучно проведший масленицу, будет неудачлив в течение всего года.

Издавна повелось на Руси, что масленица — самый веселый, разудалый праздник в году. Масленица не приходит, она въезжает в каждый дом, и встречают ее все — от мала до велика. Сделать это нужно достойно, не скупясь. В старину даже следовали правилу: «С себя надо последнее снять, а масленицу широко встречать, а кто схоронится от веселья, тот и дом свой схоронит».

Форма: Урок-беседа

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация

Оборудование:
Тема 2 Светлое воскресенье – 8часов.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.


Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Форма: Урок-беседа, игра

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация

Оборудование: пасхальные блюда.
Тема 3 Егорьев день – 6 часов.

В этот день проводили обряд первого выгона скота, купались в егорьевской росе, в некоторых местах с этого дня начинался сезон весенне-летних песен и ставили качели. Св. Георгий (Егорий, Юрий) в христианской традиции известен как великий мученик и чудотворец. Будучи воином в страже императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что и был обезглавлен 23 апреля 303 г. Согласно христианским легендам, св. Георгий совершил множество подвигов и чудес. Главным из них было освобождение от огромного змея жителей г. Бейрута, которые должны были ежегодно отдавать на съедение змею своих детей.

В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых. В «егорьевской» песне, исполнявшейся в западных губерниях Европейской России, об этом говорится так:

На тым соборе три престола: Первый престол — свят Егорий, Другой престол — Мать Пречистая, Третий престол — сам Сус Христос.



В деревнях Верхнего Поволжья день памяти св. Георгия считался вторым по значимости после главного христианского праздника — Пасхи.

Форма: Урок-беседа, игра

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Приём: Сообщение новых знаний, беседа, демонстрация

Оборудование: костюмы.

Прогнозируемый результат 4 -го года обучения:

  • Формируется интерес детей к миру традиционной русской культуры и культуре других народов;

  • Освоен песенно-танцевальный репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря;

  • Дети познакомились с бытом, нравами и обычаями родного края;

  • Дети проявляют самостоятельность и импровизируют.


Смотрите также:
Тематический план четвертого года обучения (2 часа в неделю 72 часа в год) Тема занятия всего теория практика Вводное занятие 2 2
106.53kb.
1 стр.
Учебно-тематический план. III года обучения. № п/п Тема занятий Теория Практика Всего I. II. 1 2 3 4 5 6
175.61kb.
1 стр.
2 часа в неделю, всего – 68 часов в год( 34 часа федерального компонента, 34 часа регионального компонента) 6 класс
385.48kb.
4 стр.
Тематический план 1 год обучения № Темы Количество часов Всего Теория Практика
200.92kb.
1 стр.
Программа кружка «Цветоводство»
220.67kb.
1 стр.
Тимошининой Натальи Анатольевны по английскому языку 6 класс Количество часов на год: 34 Всего в неделю 1 часа. Уровень профильный 2012- 2013 учебный год г. Калининград
110.77kb.
1 стр.
Учебно-тематический план программы по курсу «история казачества» (62 часа) № Тема занятия Количество часов
32.64kb.
1 стр.
Учебная программа по музыке для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа) 2010 2011 учебный год
621.4kb.
2 стр.
Математическая логика и теория алгоритмов
105.09kb.
1 стр.
Приложение Учебно-тематический план № Тема занятия Количество часов Теория Практика Экскурсии
205.06kb.
1 стр.
Литература для учителей и учащихся. Электронные издания. Интернет-ресурсы
149.11kb.
1 стр.
Программа фото курса «Обучение фотосъемке портрета в студии для всех»
40.38kb.
1 стр.