Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа № 5

Рассмотрено: Утверждаю:

Педагогическим советом школы Директор МБОУ Кировская СОШ № 5

Протокол № 1 от 31.08.2012г. ________ Е.И. Федосова










Р а б о ч а я п р о г р а м м а

по изобразительному искусству

5-7 класс

на 2012-2013 учебный год

Учителя второй квалификационной категории

Рубан М.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ИСКУССТВО»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5, 6, 7 КЛ.
Учебник для общеобразовательных учреждений Н. А. Горяева О. В Островская под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Декоративно -прикладное искусство в жизни человека 5 класс». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , Москва «Просвещение» 2010.

Учебник для общеобразовательных учреждений Л. А. Неменская под редакцией

Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс».

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , Москва «Просвещение» 2011.
Учебник для общеобразовательных учреждений А. С. Питерских Г. Е. Гуров под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7 – 8 классы». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , Москва «Просвещение» 2011.
Учебник для общеобразовательных учреждений Г. П. Сергеева И. Э. Кашекова Е. Д. Критская под редакцией Б. М. Неменского «Искусство» 8 – 9 классы

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , Москва «Просвещение» 2011.

Программа «Искусство» разработана творческим коллективом авторов под руководством и редакцией С. И. Гудилиной. Программа «Искусство» рекомендована Гуманитарным советом ИОСО РАО
Учебный год – 2012 – 2013

Количество годовых часов – по 35 часа (1 час в неделю).


Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Личная концепция учителя и технология обучения изобразительному искусству.

С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).

Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.

Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна ассоциация цвета и звука). Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.

Обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность. Изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.

Опыт моей работы в системе образования показывает, что если обучать детей искусству без учета психических механизмов познания и творческой деятельности в надежде, что личностное развитие незамедлительно последует за обучением, то целая группа учеников будет слабо вовлечена в творческий процесс, и их результаты творческого развития окажутся низкими. Это происходит из-за того, что личностный опыт учеников рассогласовывается с образовательным процессом.

Именно в связи с этим современные концепции и технологии обучения искусству должны полностью опираться на знание психических механизмов, а система профессиональной подготовки учителей содержать большую долю психологических знаний.

Разрабатывая любую новую концепцию или технологию обучения искусству, я отвечаю на ряд ключевых вопросов:



  • Какова цель обучения искусству в школе?

  • Что именно дает занятие конкретным видом искусства для личностного развития ребенка?

  • Какие базовые психические механизмы лежат в основе творческой деятельности?

  • Чему следует учить в рамках школьного образования?

  • Как обучать искусству наиболее эффективно с точки зрения развития личности и образовательных результатов?

Развивающая роль искусства должна быть хорошо осмыслена. Она связана со следующими составляющими личностного опыта:



  • с развитием чувственно-эмоциональной сферы;

  • с развитием восприятия и фантазии;

  • с развитием интеллектуальных операций;

  • с развитием инструментов и навыков моделирования;

  • с развитием речи и мышления;

  • с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;

  • с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;

  • с развитием я-концепции.

  • с развитием индивидуальной картины мира (модели).

В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью.



Моделирование реальностей — это и есть ключевое назначение искусства, ведущий инструмент человеческого прогресса и творческого преобразования мира. Поэтому уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Именно отсюда проистекает наше понимание основного предназначения уроков искусства — формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества.

Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.). Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы.



Общая характеристика предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Содержание обучения в рабочей программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).




следующая страница >>
Смотрите также:
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека 6 класс»
577.81kb.
4 стр.
«Народный праздничный костюм»
64.71kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо) Класс
359.91kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1-4 классе на 2011 2015 учебный год
1087.35kb.
5 стр.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
42.8kb.
1 стр.
I. Искусство в жизни современного человека
109.04kb.
1 стр.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11 классе «Господь сына блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
146.16kb.
1 стр.
Тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
111.41kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «рисунок» 540700 Профиль: Изобразительное искусство
374.49kb.
2 стр.
Интегрированный урок «математика изобразительное искусство»
196.15kb.
1 стр.
Урок орксэ модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа. Идея: Искусство есть одно из средств единения людей
119.18kb.
1 стр.
Кузин В. С. Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1 класс-8-е изд
89.63kb.
1 стр.