Главная
страница 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа город Буй Костромской области




Час общения

«Общение и его роль в жизни человека»

9 класс

декабрь, 2008
Цели:


  • воспитание этических норм поведения в обществен­ных местах;

  • ознакомление учащихся с основным содержанием понятия «этикет».

На классный час приглашены: социальный педагог Беляева С.Н. и библиотекарь Кучеренко Т.П.


Вступительное слово классного руководителя Ивановой Н.В.

Слово Беляевой С.Н. Сегодня мы по­говорим об этических нормах поведения. Именно знание этикета поможет вам не только найти новых друзей, но и выглядеть современным молодым человеком.

Что такое этикет?

В начале нашего разговора прослушайте некоторые изречения знаменитых людей и объясните, как вы их поняли:

• «Такт — это когда мы слишком хорошо знаем, что можем зайти слишком далеко» (Кокто Жан).

• «Если ты хочешь, чтобы тебе всегда угождали, прислуживай себе сам» (Франклин Бенджамин).



  • «Такт — невысказанная часть того, что вы думае­те» (Ван Дейк Генри).

  • «Джентльмен — это человек, общаясь с которым чувствуешь себя джентльменом» (Рассел Бертран).



Далее выступают учащиеся:

Богачева Аня и Сорокина Аня

Слово «этикет» французского происхождения. В переводе означает «ярлык», этикетка и цере­мониал, т. е. порядок проведения определенной церемонии. В русский язык это слово вошло в XVIII столетии, когда складывался придворный быт абсолютной монар­хии.



Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежли­вости, принятые в том или ином обществе.

Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает не только ее грамматичес­кую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-пара­зитов, и элементарная вежливость, которая предполага­ет умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуй­ста», «будьте добры», «будьте любезны», «извините», благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доб­рого утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.

Большое значение для общения людей имеет их вне­шний вид, одежда, умение правильно вести себя в об­щественных местах, в различных ситуациях. Благо­приятное впечатление производит со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответ­ственно.



Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того чтобы быть хорошим со­беседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоуче­ние.

Умение управлять своими отрицательными эмоция­ми свидетельствует о воспитанности и хороших мане­рах. В соответствии с этикетом, лучшее средство побе­дить в себе и в других раздражение и недовольство — это человеческая улыбка.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:



  • придворный этикет — строго регламентируемый по­рядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

  • дипломатический этикет — правила поведения дип­ломатов и других официальных лиц при контак­тах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

  • воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

  • общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых граждана­ми при общении друг с другом.

Сегодня речь пойдет об общегражданском этикете.

Этические нормы поведения

Иванова Н.В. А теперь я предлагаю поговорить о некоторых этических нормах поведения. Естественно, все ситуации на одном классном часе разобрать невозможно, поэтому мы рассмотрим только отдельные этические нормы.

Слово предоставляется Рысиной Наталье и Пешехоновой Ксении



ПРИВЕТСТВИЕ - ПЕРВЫЙ КОНТАКТ С ЛЮДЬМИ

Истинный смысл приветствия

Приветствие — это первая демонстрация вежли­вости по отношению к окружающим. Здороваясь, вы можете показать встречен­ному вами человеку, насколько его уважаете (при условии, конечно, что это действительно так). Кто-то обменивается поклонами, кто-то — более близкий — поцелуями. (Для взрослых людей поцелуй при встрече — вовсе не знак любви, а простая вежливость, и чувства тут ни при чем).

Приветствие — это первая ступенька в лестнице, ведущей к воспитан­ности, в ней, как в зародыше, содержатся все осталь­ные формы вежливости.



Формы приветствий

В деревнях, поселках, маленьких городках и пред­местьях больших городов до сих пор сохранился обы­чай здороваться с каждым встречным — знакомым или незнакомым.

Большой город, где человек теряется в безликой, безымянной толпе, не позволяет соблюдать этот обы­чай. Здесь необходимо выбирать, кого и как привет­ствовать.


Устные приветствия:


  • Мужчина первым приветствует женщину, моло­дой человек — старшего по возрасту, вновь прибывший — тех, кто уже находился в поме­щении или в компании, собравшейся на свежем воздухе.

  • Женщина же, в свою очередь должна первой поздороваться с более старшей по возрасту. Если стар­шая по возрасту женщина подает вам руку, а вы при этом сидите, полагается встать.

  • Сидящему чело­веку лучше подняться, если ему протянули руку для приветствия.

  • из двух пешеходов первым приветствует тот, кто обгоняет того, кто идет медленнее.

  • Тот, кто идет, того, кто остановился пого­ворить на краю тротуара.

  • Тот, кто сидит в машине, того, кто идет по улице.

  • Нельзя кричать знакомому человеку слова приветствия, если он идет по другому тротуару. Следует поприветствовать его кивком головы, или перейти на другую сторону, по которой идет ваш знакомый.




  • На всякое приветствие ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно ответить! Отказаться поздороваться — значит нанести человеку публичное оскорбление.

  • Если вы встречаете родственника, друга или близкого знакомого, следует обменяться устными при­ветствиями даже в том случае, когда не собираетесь завязать разговор.

Рукопожатие

Рукопожатие — традиционный, сим­волический жест-приветствие.



  • Подавая руку, полезно помнить о том, чтобы не предлагать ее своему знакомо­му расслабленной, лениво, как бы делая одолжение че­ловеку.

  • Не следует также изо всех сил жать руку парт­нера, потрясая ею в воздухе несколько раз.

  • Подавайте руку жестом свободным, уверенным.

  • Пожатие должно быть коротким.

  • Женщина (девушка), здороваясь, может не снимать перчатку.

  • Мужчины (юноши), здороваясь между собой, остаются в перчатках. Но если один из них снял перчат­ку, другой должен последовать его примеру.

  • Если муж­чина (юноша) здоровается с женщиной (девушкой) в пер­чатках, та может свою тоже не снимать.

  • Войдя в помещение, полагается в первую очередь снять перчатки, а потом уже поздороваться с присут­ствующими. Разумеется, речь не идет о перчатках, кото­рые служат дополнением к вечернему туалету.

  • Войдя в помещение (например, в класс), не стоит подходить к каждому из присутствующих и пожимать руку. В этом случае ограничьтесь легким поклоном, и вы окажете внимание всем собравшимся.

Если ваш знакомый окружен людьми, вы должны поздороваться со всеми: очень грубая ошибка — при­ветствовать одного человека из компании. Естествен­но, приятели вашего знакомого должны ответить на ваше приветствие. Но это не значит, что им можно в вашем присутствии спрашивать у вашего друга, как вас зовут, или даже интересоваться этим, пока вы не отойдете достаточно далеко, чтобы не услышать этого.
Иванова Н.В.

Что обычно говорят при встрече?

Играют два человека.



  1. Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)

Социальный педагог : при общении очень часто возни­кают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

Лена (обижена): Вчера ты, Андрей, шел мне навстречу и не поз­доровался. Это невежливо.

Андрей (удивлен): А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.

Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.)



Катя: Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?

Права ли Катя? (отвечают учащиеся)

Роли исполняли Хомутов Миша, Пешехонова Ксения и Разгуляева Таня.
ЗНАКОМСТВО: (представляет Петров Андрей)

Если вас пригласили в гости, на вечеринку (дискотеку)


  • Мужчину (юношу) представляют женщине (девушке)

  • младшего — стар­шему,

  • подчиненного — начальнику. Одним словом, того, кто ниже рангом, тому, кто выше.



  1. Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите познакомить вас... Познакомьтесь... Как тебя зовут? Вы знакомы ? Позвольте познакомиться.)




  • Мужчину представляют женщине

  • младшего — стар­шему

  • подчиненного — начальнику. Одним словом, того, кто ниже рангом, тому, кто выше.

Сидя или стоя?

Все правила, о которых мы до сих пор говорили, касались стоящих людей. А если они сидят? Здесь остается уточнить только одно: кому подняться, а кому продолжать сидеть.



Говорит Басков Михаил

Первое основное правило:


  • мужчина всегда встает, кого бы ему ни представили — другого мужчину или женщину. Единственное исключение — увечье или тяжелая болезнь.


Второе основное правило:

  • женщина остается си­деть. Однако это правило менее строгое, чем первое, и имеет больше отступлений.

  • Сидящая девушка или совсем молодая женщина должна встать, когда ее знакомят с пожилой дамой или с мужчиной много старше ее самой.

Должно быть, уже в третьем или четвертом поко­лении от Адама кто-то изобрел для того, чтобы позна­комиться с представительницами прекрасного пола, фразу типа: «Мы, кажется, уже где-то встречались?» И с тех пор, как эта фраза прозвучала впервые, она не перестает сопровождать человечество. Более того, до сих пор имеет успех, несмотря на свой идиотизм и полное отсутствие фантазии. Надо ли вам принимать в этом участие?



Социальный педагог: всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить безконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Вызываются 2 человека — мальчик и девочка. Делая вперед по 1 шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?



Социальный педагог: умение высказать свое расположение к собеседнику — это еще не все. Молодому человеку надо уметь вести диалог, т. е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой последний фильм посмотрел мой собеседник, и какое мнение у него сложилось об этом фильме.

Социальный педагог формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи (время диалога — 4 мин).



Социальный педагог: в речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости.

Вежливость — неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет»».

1.Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне…? Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить вас... Будьте так любезны... Будьте добры!)

2. Как принято извиняться в культурном обществе? (Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извинения... Простите за...)

5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего плохого в том что... Все будет хорошо... Успокойтесь...)

6. Есть ли у тебя запас слов благодарности? (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... Заранее благодарен... Признателен вам…Примите мою благодарность.)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться.

Социальный педагог: какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться?

Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректность, неподкупность, патриотизм.
Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.
Социальный педагог А теперь я предлагаю всем самое серьезное задание. В течение 5 минут 3 группы (по рядам в классе) напишут свои предложения в общий свод законов общения. За основу можно взять опыт всего человечества.

Слово Соборникову Евгению

Законы, о которых идет речь, можно обобщить и записать, например, так:



1. Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой, любите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.

  1. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

  2. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.

  3. Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока

  4. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.

  5. Не спорьте по мелочам.

  6. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.

  7. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.

  8. Избегайте категоричности, особенно в возражениях.

  1. Ищите возможность согласиться, а не возразить.

  2. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.


Слово Кучеренко Т.П. – проводит обзор литературы по этикету общения.
Иванова Н.В. А сейчас мы проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

АНКЕТА

  1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:


1). не принимаю участия;

2). кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую счи­таю правильной;

3). активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
2..Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой
взрослых?


1) нет;

  1. только если имею для этого веские основания;

  2. критикую всегда и по любому поводу.


3. Часто ли вы спорите с друзьями?

  1. только в шутку и то если это люди не обидчивые;

  2. лишь по принципиальным вопросам;

  3. споры — моя стихия.


4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет впе­-
ред?


  1. возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

  2. делаю замечание — надо же научить грубияна хорошему тону;

  3. прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5.Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

1) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

2) молча возьму солонку;

  1. не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.


6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу...

  1. с возмущением посмотрю на обидчика;

  2. сухо без эмоций сделаю замечание;

  3. выскажусь, не стесняясь в выражениях.


7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

  1. промолчу;

2)ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

3)выскажу все, что я об этом думаю.


  1. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому

отнесетесь?

  1. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

  2. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, по­обещав взять реванш;

  3. проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.


Ключ: «1)» - 4 очка, «2)» - 2 очка, «3)» - 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.
Иванова Н.В. дает такую информацию.

22—32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Из­речение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелос­ти и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

15—20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это пре­увеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за «рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты - это ваша стихия. Ведь вы лю­бите критиковать других, если же услышите замечания в свой ад­рес — можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас не настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.
Социальный педагог : в заключение хочу дать вам еще несколько рецептов поведения.

  • Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторо­ну, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое в стороне, — в таких случаях следует просто отойти от них подальше.

  • Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу.

  • В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.

  • Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно вы­слушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются буме­рангом и бьют самого говорящего.

Итоги подводит Иванова Н.В.


Результаты анкетирования:
13 очков -1 чел.

15 – 20 очков – 3 чел.

21 – 30 очков - 20 чел.

Вывод:

в классе дети в основном доброжелательны, тактичны, отзывчивы и миролюбивы. Склонны к конфликтам 3 человека, 1 является конфликтным человеком. Работу по воспитанию этических норм поведения продолжить, особое внимание уделить тем учащимся, у которых больше развиты отрицательные качества.


Иванова Н. В., учитель физики


Смотрите также:
Час общения «Общение и его роль в жизни человека»
144.6kb.
1 стр.
Общение в жизни ребенка
24.72kb.
1 стр.
1. Понятие «общение» и его функции
55.38kb.
1 стр.
Тема 7: Личность в системе межличностного общения. План
154.48kb.
1 стр.
Консультация «уголок природы в детском саду»
130.07kb.
1 стр.
«Общение»
43.8kb.
1 стр.
Психологические особенности процесса общения. Общение как взаимодействие. Синтоническая модель общения
543.92kb.
3 стр.
Интернет как среда общения школьников
49.7kb.
1 стр.
Руководство по искусству общения Тель-Авив, 201
1055.06kb.
8 стр.
В настоящее время в мире довольно много различных средств и способов общения, и колоссальную роль в этом процессе играет Интернет
57.6kb.
1 стр.
Общение коммуникация социальная перцепция. Общение в системе межличностных и общественных отношений
660.79kb.
6 стр.
I. Искусство в жизни современного человека
109.04kb.
1 стр.