Главная
страница 1
Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Географический факультет

Кафедра физической географии материков и океанов и методики преподавания географии


С. Н. БАСИК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КСР


ПО КУРСУ “ОБЩАЯ ТОПОНИМИКА”

Пособие для студентов географического факультета специальностей

1 - 31 02 01 «География», 1 - 33 01 02 «Геоэкология»,

1 - 31 02 01 - 03 «ГИС»


МИНСК

2006


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом, по курсу «Общая топонимика» запланированы 4 КСР. Основные образовательные цели практикума курсу «Общая топонимика»: закрепить теоретические знания по основным принципам топонимической номинации; сформировать навыки по работе со специальной справочной топонимической литературой; выявить особенности формирования региональных топонимических систем; определить факторы, обусловившие специфику топонимии отдельных регионов; выделить основные лексико-семантические группы топонимов; найти примеры трансформации географических названий и определить их причины; научиться составлять лексико-семантическую классификацию топонимов региона; приобрести основные навыки топонимического картографирования и анализа полученных результатов.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для четырех тем КСР по курсу «Общая топонимика». Даются ключевые методические подходы к выполнению работ, приведен список литературы, необходимой для выполнения работ. С учетом того, что в практикуме приведены основные теоретические посылки по каждой теме КСР, в методических рекомендациях они не рассматриваются.

ТЕМА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ В ТОПОНИМИИ.

Цель: закрепить и углубить знания по основным принципам топонимической номинации, определить роль народных географических терминов как одного из источников номинации географических объектов, выявить и систематизировать народные термины в пределах конкретных топонимических микро- и мезорегионов, уяснить их роль в процессе топонимизации.

Учебное оборудование и средства обучения:

Школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», литература - 2, 3, 5, 10, 13.



Рекомендации по проведению работы:

Задание 1. По картографическим данным выявить топонимы, мотивированные народными географическими терминами в пределах областей Беларуси (1 вариант – Брестская, Витебская, Минская; 2 вариант – Гомельская, Гродненская, Могилевская).

Используя атлас Беларуси, произвести отбор топонимов терминологического происхождения по варианту задания. При отборе использовать справочную литературу (3). Выявленные топонимы терминологическог плана записать в тетрадь.



Задание 2. Систематизировать выявленные топонимы по основным лексико-семантическим категориям (физико-географические и социально-экономические).

На основе анализа региональной топонимии можно выделить следующие физико-географических терминологических подгрупп: оронимические, гидронимические, климатические, гелонимические, литологические, фитотопонимические. В пределах топонимического региона выделяются социально-экономические термины типов поселений, построек и их частей), производственные, агроонимические или сельскохозяйственные, дромонимические или термины транспортных путей.



Задание 3. Классифицировать подгруппы топонимов в пределах лексико-семантических категорий в виде таблицы.

В соответствии с выделенными терминологическими подгруппами, составьте и заполните таблицу.



Задание 4. Выявить наиболее распространенные термины по каждой подгруппе.

В пределах терминологических подгрупп выявите наиболее распространенные термины в топонимии (например, термин дуброва в фитотопонимической подгруппе).



Задание 5. Представить в виде структурных диаграмм процентное распределение подгрупп топонимов терминологического происхождения по областям.

Составьте структурные диаграммы процентного распространения подгрупп топонимов терминологического происхождения по каждой области. Допускается составление отдельных диаграмм для физико-географических и социально-экономических терминологических подгрупп. Пример возможного вида диаграммы дается на рис 1.



Задание 6. Дать письменный анализ диаграмм с указанием причин сходства и различий терминологической системы топонимов в пределах регионов по структурному и количественному показателю различных категорий и подгрупп терминов.

На основе диаграмм, дать письменную характеристику топонимии терминологического происхождения с выявлением черт сходства и различия по каждому региону. Проанализировав количественное соотношение терминологических подгрупп топонимии, дать историко-географическую мотивировку полученных данных (объяснить факторы, обусловившие отличия).

Рис. 1. Структурная диаграмма топонимов, мотивированных физико-географическими терминами.


ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ.

Цель: углубить знания по основным видам топонимической трансформации, выявить и систематизировать трансформированные топонимы в пределах топонимических регионов, уяснить причины и факторы трансформации.

Учебное оборудование и средства обучения:

Географические атласы, школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», конспект лекций, учебная литература – 1, 3, 6, 8, 10.



Ход работы:

1. Используя атлас Беларуси, выявить примеры различных видов трансформации географических названий. Результаты оформить в виде таблицы.

На основе анализа картографического источника с использованием справочной литературы, составить таблицу. Количественное соотношение географических названий различной трансформации будет неодинаково, поэтому число примеров – произвольное.

Таблица 1. Трансформированные топонимы Беларуси.

Вид трансформации

Примеры топонимов

Сокращение




Акроним




Агглютинация




Фонетическая




Морфологическая




Переосмысление




Калька




Официальное переименование





2. Дать письменный анализ полученных результатов, сформулировав ключевые факторы, обусловившие трансформацию топонимии Беларуси и их причины.

На основе данных таблицы, провести анализ факторов, обусловивших различное количественное соотношение видов трансформации. Обосновать господствующий фактор.



3. Привести примеры 20 топонимов-калек различных географических объектов мира (крупные острова, п-ова, реки, горные вершины, горные системы, крупные озера, моря, океаны, населенные пункты и т.д.) и записать их в рабочей тетради.

Используя географические атласы и справочную литературу, привести примеры топонимов-калек из различных регионов Земли.



3. Используя историко-географическую информацию, составить список из 30 акронимов, использовавшихся в различные исторические периоды по отношению к территориям и государствам мира.

По данным литературных и иных источников, привести примеры государственных и территориальных акронимов.



4. Заполните таблицу, установив современные названия государств, возникшие как результат переименования при получении независимости.

На основе справочной информации, а также историко- и экономико-географических знаний, заполнить таблицу 2.


Таблица 2. Официальные переименования в названиях государств - бывших колоний.

Колониальное название

Современное название

Этимология современного топонима

Ньясаленд







Бельгийское Конго







Португальская Гвинея







Северная Родезия







Южная Родезия







Убанги - Шари







Французский Судан







Новая Гранада







Новая Испания







Восточный Берег







Верхнее Перу







Британский Гондурас







Нидерландская Ост-Индия








ТЕМА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КАРТОГРАФИЧЕСКИМ ДАННЫМ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТОПОНИМОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КЛАССИФИКАЦИЙ.

Цель: расширить знания по теоретическим основам топонимической классификации, выявить и систематизировать группы географических названий Беларуси по различным видам классификаций (без использования лексико-семантической классификации).

Учебное оборудование и средства обучения:

Школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», конспект лекций, учебная литература 1, 3, 4, 6.



Ход работы:

  1. Используя географический атлас, систематизировать географические названия (на примере областей Беларуси по выбору) по ономастической классификации. Результаты оформить в виде таблицы.

Исходя из ономастической классификации В. Ташицкого, заполнить таблицу 3. Количество топонимических примеров – 10 на группу топонимов.

Таблица 3. Деление топонимов Брестской области по ономастической классификации.



Группы топонимов

Топонимические примеры

Топографические




Культурные




Притяжательные




Уменьшительные






  1. На основе картографических данных, провести языковую классификацию топонимов Беларуси (по 10 примеров на каждую группу топонимов). Результаты в виде анализа причин отличий и факторов, их обусловивших, письменно представить в тетради.

В соответствии с языковой классификацией, отобрать примеры коренных, переосмысленных, унаследованных и иноязычных топонимов Беларуси. Выявить ключевые факторы, обусловившие источники номинации, а также причины спорности данной классификации.

  1. Провести письменную морфологическую классификацию топонимов Гомельской и Минской областей (10 примеров на группу).

  2. В соответствии с морфологической классификацией выделить по 10 примеров названий в пределах групп топонимов. Классификация по осуществляется морфологическому принципу (простые и сложные). Разделение на подгруппы в пределах группы сложных: А) существительное + существительное; Б) прилагательное + существительное; В) числительное +существительное; Г) идиоматические и прочие словосочетания (топонимы глагольной формы).

4. Используя данные атласа, провести этимологическую классификацию среди гидронимов и ойконимов Минской и Гродненской областей (5 примеров на категорию в пределах каждого класса). Выявить отличия в распределении категорий между различными классами.

В соответствии с этимологической классификацией, выделить этимологически очевидные, этимологически прозрачные и этимологически непрозрачные названия в гидронимии и ойконимии. Сделать выводы о различиях и их причинах в каждом классе топонимов.


ТЕМА 4. ТОПОНИМИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ В ПРЕДЕЛАХ БЕЛАРУСИ ПО ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ.

Цель: углубить представления и знания по теоретическим основам лексико-семантической топонимической классификации, выявить лексико-семантические группы географических названий Беларуси по картографическим данным, приобрести основные навыки топонимического картографирования и анализа полученных результатов.

Учебное оборудование и средства обучения:

Школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», контурные карты по областям Беларуси, конспект лекций, учебная литература - 2, 3, 5, 7, 8.



Ход работы:

1. Используя картографическую информацию, выявить географические названия различных групп лексико-семантической классификации (на примере одной из областей Беларуси по выбору).

Провести анализ топонимии одной из областей Беларуси. В соответствии с лексико-семантической (семантической) классификацией выявить топонимы следующих групп: названия, отражающие природные условия и процессы (оронимические; гидронимические; фитотопонимы; почвенно-грунтовые топонимы; погодно-климатические топонимы; зоотопонимы); антропотопонимы; производственные топонимы; торгово – транспортные; типов поселений; этнотопонимы; мемориальные топонимы; религиозно – культовые топонимы; топонимы-мигранты; другие топонимы (не поддающиеся объяснению или соотнесению к какой-либо группе).



2. Систематизировать полученные данные в виде таблицы в тетради.

Составить таблицу полученных данных по топонимическим группам, подгруппам.



3. Используя значковый способ, на контурную карту нанести лексико-семантические группы топонимов.

На контурную карту области нанести значковым способом группы топонимов. Допускается использование цветов для обозначения разных лексико-семантических групп названий. Пример возможного варианта оформления карты приведен на рис. 2 (на примере района Беларуси).



Рис. 2. Топонимическая карта Слуцкого района.


4. Дать письменный анализ результатов картографирования с указанием факторов размещения и причин количественных и пространственных отличий.

Учитывая специфику размещения и соотношения различных лексико-семантических групп географических названий области, дать письменный анализ с выделением факторов, обусловивших данные обстоятельства.



ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М.: Наука, 1990.

  2. Жучкевич В.А. Краткий топонимический словарь Белоруссии. – Минск: Изд-во БГУ,1974.

  3. Жучкевич В.А. Общая топонимика. Изд. 3-е, перераб. – Минск: Вышэйшая школа,1980.

  4. Мурзаев Э. М. Топонимика и география. – М: Мысль, 1995.

  5. Рылюк Г.Я. Истоки географических названий Беларуси (с основами общей топонимики). – Минск: ЗАО “Веды”, 1999.

  6. Рылюк Г.Я., Басик С.Н. В мире географических названий южных материков. – Минск: ЗАO «Веды», 1998.

  7. Рылюк Г.Я., Басик С.Н., Шафран В.В. В мире географических названий материков северного полушария. – Минск: Народная асвета, 2000.

Дополнительная

  1. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. Изд. 2-е, перераб. и доп.: в 2-х томах. – М: Картгеоцентр – Геоиздат, 1999.

  2. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М.: Наука, 1988.

  3. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: около 5000 единиц / Отв. ред. Р.А.Агеева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русские словари, ООО “Издательство Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, 2001.

  4. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. – М. Просвещение, 1981.

  5. Суперанская А. В. Что такое топонимика? - М.: Наука, 1985.

  6. Теория и методика ономастических исследований. – М.: Наука, 1986.


Смотрите также:
Методические рекомендации для кср по курсу "общая топонимика" Пособие для студентов географического факультета специальностей
117.17kb.
1 стр.
Практикум по курсу "общая топонимика" Пособие для студентов географического факультета специальностей
265.12kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического факультета по курсу
189.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Организация практики студентов специальностей "социология" и "социальная работа" Учебно
488.98kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 (076. 6)
459.61kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов факультета лингвистики Челябинск Издательство юургу 2003 ббк я7
236.6kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов географического факультета, учителей и учащихся. Омск: кан, 2002. 72 с
72.95kb.
1 стр.
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов
351.95kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск Издательство уо "вгу им. П. М. Машерова"
1862.55kb.
23 стр.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) донецк 2012
416.77kb.
3 стр.