Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Белорусский государственный университет Географический факультет Кафедра физической географии материков и океанов и методики преподавания географии С. Н. БАСИК МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КСРПО КУРСУ “ОБЩАЯ ТОПОНИМИКА” Пособие для студентов географического факультета специальностей1 - 31 02 01 «География», 1 - 33 01 02 «Геоэкология»,1 - 31 02 01 - 03 «ГИС»МИНСК2006ВВЕДЕНИЕ В соответствии с учебным планом, по курсу «Общая топонимика» запланированы 4 КСР. Основные образовательные цели практикума курсу «Общая топонимика»: закрепить теоретические знания по основным принципам топонимической номинации; сформировать навыки по работе со специальной справочной топонимической литературой; выявить особенности формирования региональных топонимических систем; определить факторы, обусловившие специфику топонимии отдельных регионов; выделить основные лексико-семантические группы топонимов; найти примеры трансформации географических названий и определить их причины; научиться составлять лексико-семантическую классификацию топонимов региона; приобрести основные навыки топонимического картографирования и анализа полученных результатов. Предлагаемые методические рекомендации предназначены для четырех тем КСР по курсу «Общая топонимика». Даются ключевые методические подходы к выполнению работ, приведен список литературы, необходимой для выполнения работ. С учетом того, что в практикуме приведены основные теоретические посылки по каждой теме КСР, в методических рекомендациях они не рассматриваются.
Школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», литература - 2, 3, 5, 10, 13. Рекомендации по проведению работы: Задание 1. По картографическим данным выявить топонимы, мотивированные народными географическими терминами в пределах областей Беларуси (1 вариант – Брестская, Витебская, Минская; 2 вариант – Гомельская, Гродненская, Могилевская). Используя атлас Беларуси, произвести отбор топонимов терминологического происхождения по варианту задания. При отборе использовать справочную литературу (3). Выявленные топонимы терминологическог плана записать в тетрадь. Задание 2. Систематизировать выявленные топонимы по основным лексико-семантическим категориям (физико-географические и социально-экономические). На основе анализа региональной топонимии можно выделить следующие физико-географических терминологических подгрупп: оронимические, гидронимические, климатические, гелонимические, литологические, фитотопонимические. В пределах топонимического региона выделяются социально-экономические термины типов поселений, построек и их частей), производственные, агроонимические или сельскохозяйственные, дромонимические или термины транспортных путей. Задание 3. Классифицировать подгруппы топонимов в пределах лексико-семантических категорий в виде таблицы. В соответствии с выделенными терминологическими подгруппами, составьте и заполните таблицу. Задание 4. Выявить наиболее распространенные термины по каждой подгруппе. В пределах терминологических подгрупп выявите наиболее распространенные термины в топонимии (например, термин дуброва в фитотопонимической подгруппе). Задание 5. Представить в виде структурных диаграмм процентное распределение подгрупп топонимов терминологического происхождения по областям. Составьте структурные диаграммы процентного распространения подгрупп топонимов терминологического происхождения по каждой области. Допускается составление отдельных диаграмм для физико-географических и социально-экономических терминологических подгрупп. Пример возможного вида диаграммы дается на рис 1. Задание 6. Дать письменный анализ диаграмм с указанием причин сходства и различий терминологической системы топонимов в пределах регионов по структурному и количественному показателю различных категорий и подгрупп терминов. На основе диаграмм, дать письменную характеристику топонимии терминологического происхождения с выявлением черт сходства и различия по каждому региону. Проанализировав количественное соотношение терминологических подгрупп топонимии, дать историко-географическую мотивировку полученных данных (объяснить факторы, обусловившие отличия). Рис. 1. Структурная диаграмма топонимов, мотивированных физико-географическими терминами. ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ. Цель: углубить знания по основным видам топонимической трансформации, выявить и систематизировать трансформированные топонимы в пределах топонимических регионов, уяснить причины и факторы трансформации. Учебное оборудование и средства обучения: Географические атласы, школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», конспект лекций, учебная литература – 1, 3, 6, 8, 10. Ход работы: 1. Используя атлас Беларуси, выявить примеры различных видов трансформации географических названий. Результаты оформить в виде таблицы. На основе анализа картографического источника с использованием справочной литературы, составить таблицу. Количественное соотношение географических названий различной трансформации будет неодинаково, поэтому число примеров – произвольное. Таблица 1. Трансформированные топонимы Беларуси.
2. Дать письменный анализ полученных результатов, сформулировав ключевые факторы, обусловившие трансформацию топонимии Беларуси и их причины. На основе данных таблицы, провести анализ факторов, обусловивших различное количественное соотношение видов трансформации. Обосновать господствующий фактор. 3. Привести примеры 20 топонимов-калек различных географических объектов мира (крупные острова, п-ова, реки, горные вершины, горные системы, крупные озера, моря, океаны, населенные пункты и т.д.) и записать их в рабочей тетради. Используя географические атласы и справочную литературу, привести примеры топонимов-калек из различных регионов Земли. 3. Используя историко-географическую информацию, составить список из 30 акронимов, использовавшихся в различные исторические периоды по отношению к территориям и государствам мира. По данным литературных и иных источников, привести примеры государственных и территориальных акронимов. 4. Заполните таблицу, установив современные названия государств, возникшие как результат переименования при получении независимости. На основе справочной информации, а также историко- и экономико-географических знаний, заполнить таблицу 2. Таблица 2. Официальные переименования в названиях государств - бывших колоний.
ТЕМА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПО КАРТОГРАФИЧЕСКИМ ДАННЫМ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТОПОНИМОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ КЛАССИФИКАЦИЙ. Цель: расширить знания по теоретическим основам топонимической классификации, выявить и систематизировать группы географических названий Беларуси по различным видам классификаций (без использования лексико-семантической классификации). Учебное оборудование и средства обучения: Школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», конспект лекций, учебная литература 1, 3, 4, 6. Ход работы:
Исходя из ономастической классификации В. Ташицкого, заполнить таблицу 3. Количество топонимических примеров – 10 на группу топонимов. Таблица 3. Деление топонимов Брестской области по ономастической классификации.
В соответствии с языковой классификацией, отобрать примеры коренных, переосмысленных, унаследованных и иноязычных топонимов Беларуси. Выявить ключевые факторы, обусловившие источники номинации, а также причины спорности данной классификации.
4. Используя данные атласа, провести этимологическую классификацию среди гидронимов и ойконимов Минской и Гродненской областей (5 примеров на категорию в пределах каждого класса). Выявить отличия в распределении категорий между различными классами. В соответствии с этимологической классификацией, выделить этимологически очевидные, этимологически прозрачные и этимологически непрозрачные названия в гидронимии и ойконимии. Сделать выводы о различиях и их причинах в каждом классе топонимов. ТЕМА 4. ТОПОНИМИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ В ПРЕДЕЛАХ БЕЛАРУСИ ПО ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ. Цель: углубить представления и знания по теоретическим основам лексико-семантической топонимической классификации, выявить лексико-семантические группы географических названий Беларуси по картографическим данным, приобрести основные навыки топонимического картографирования и анализа полученных результатов. Учебное оборудование и средства обучения: Школьный атлас по курсу «Геаграфiя Беларусi», контурные карты по областям Беларуси, конспект лекций, учебная литература - 2, 3, 5, 7, 8. Ход работы: 1. Используя картографическую информацию, выявить географические названия различных групп лексико-семантической классификации (на примере одной из областей Беларуси по выбору). Провести анализ топонимии одной из областей Беларуси. В соответствии с лексико-семантической (семантической) классификацией выявить топонимы следующих групп: названия, отражающие природные условия и процессы (оронимические; гидронимические; фитотопонимы; почвенно-грунтовые топонимы; погодно-климатические топонимы; зоотопонимы); антропотопонимы; производственные топонимы; торгово – транспортные; типов поселений; этнотопонимы; мемориальные топонимы; религиозно – культовые топонимы; топонимы-мигранты; другие топонимы (не поддающиеся объяснению или соотнесению к какой-либо группе). 2. Систематизировать полученные данные в виде таблицы в тетради. Составить таблицу полученных данных по топонимическим группам, подгруппам. 3. Используя значковый способ, на контурную карту нанести лексико-семантические группы топонимов. На контурную карту области нанести значковым способом группы топонимов. Допускается использование цветов для обозначения разных лексико-семантических групп названий. Пример возможного варианта оформления карты приведен на рис. 2 (на примере района Беларуси). ![]() Рис. 2. Топонимическая карта Слуцкого района. 4. Дать письменный анализ результатов картографирования с указанием факторов размещения и причин количественных и пространственных отличий. Учитывая специфику размещения и соотношения различных лексико-семантических групп географических названий области, дать письменный анализ с выделением факторов, обусловивших данные обстоятельства. ЛИТЕРАТУРАОсновная
Дополнительная
Смотрите также: Методические рекомендации для кср по курсу "общая топонимика" Пособие для студентов географического факультета специальностей
117.17kb.
1 стр.
Практикум по курсу "общая топонимика" Пособие для студентов географического факультета специальностей
265.12kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации для студентов очно-заочного отделения стоматологического факультета по курсу
189.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Организация практики студентов специальностей "социология" и "социальная работа" Учебно
488.98kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 (076. 6)
459.61kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов факультета лингвистики Челябинск Издательство юургу 2003 ббк я7
236.6kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов географического факультета, учителей и учащихся. Омск: кан, 2002. 72 с
72.95kb.
1 стр.
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для студентов медицинских вузов
351.95kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск Издательство уо "вгу им. П. М. Машерова"
1862.55kb.
23 стр.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) донецк 2012 416.77kb.
3 стр.
|