Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8


государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский университет дружбы народов

Кафедра международного права юридичсекого факультета




учебно-методический комплекс

международное морское право

специалитет Международное право




Москва, 2010


Составители учебно-методического комплекса




А.М. Солнцев



С.М. Копылов
Учебно-методический комплекс

рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры международного права

№9 от 23.03.10

Зав. кафедрой А.Я. Капустин

Учебно-методический комплекс

одобрен на заседании учебно-методического совета юридического факультета

№3 от 30.03.10

Председатель А.Я. Капустин
Учебно-методический комплекс

одобрен на заседании

Ученого совета юридического факультета

№9 от 30.03.10

Председатель заседания А.Я. Капустин

Ученый секретарь Т.А. Смольникова



Рецензенты:

Доктор юридических наук, профессор, М.Н. Копылов

Доктор юридических наук, профессор, А.Х. Абашидзе


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Международное морское право»

для специалитета «Международное право»

направление 030501 «Юриспруденция»
Международное морское право – это отрасль международного права, которая представляет собой совокупность согласованных принципов и норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между субъектами международного права по использованию Мирового океана, его дна и недр в различных целях. Целью курса является ознакомление студентов с процессом становления международно-правовых норм, регулирующих режим морских пространств и различные виды деятельности государств по использованию мирового океана с древнейших времен до наших дней.
The international sea law - a branch of international law, which is a set of agreed principles and norms governing the legal status of maritime spaces and regulating relations between subjects of international law on the use of the oceans, its seabed and subsoil for different purposes. The aim of the course is to acquaint students with the process of establishing international legal norms governing the treatment of maritime spaces, and various activities on the use of the world's oceans since ancient times to the present day.



Курс: 3

Семестр: 6

Форма обучения: очно

Статус дисциплины: обязательная, ОПД.Н-Р.02

Количество кредитов: 2

Количество часов: лекции – 14; семинары – 14

Количество недель: 14

Курсовой проект: предусмотрен

Часы консультации: по назначению


Солнцев А.М., Копылов С.М. © 2010

Российский университет дружбы народов © 2010

117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, каб. 370

Российский университет дружбы народов

Юридический факультет

Кафедра международного права

Тел.: +7 (495) 787-38-03 доб. 1565

Тел.: +7 (495) 433-80-29

Факс: +7 (495) 433-14-80

Эл. почта: intlaw.rudn@gmail.com

Сайт: www.intlaw-rudn.com





Содержание учебно-методического комплекса

Юридическая литература на иностранных языках 96

Электронные источники 96




Цель курса

Познакомить слушателей с категориальным аппаратом, позволяющим описать проблемы международного морского права, процессы глобализации и интеграции стран в Мировом океане; познакомить с различными источниками и принципами международного морского права; дать представление о различных правовых режимах морских пространств. При изложении курса используются базовые понятия курса международное публичное право.



Основные задачи курса

Ввести в круг основных понятий знания о статусе морских пространств, современном международно-правовом режиме деятельности государств во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, в открытом море, на морском дне за пределами континентального шельфа; ознакомить с практикой рассмотрения и разрешения международных морских споров; привить навыки самостоятельного анализа содержания применимых международно-правовых источников; ознакомить с базовыми сведениями о современном состоянии кодификации и прогрессивного развития международного морского права.



Основные знания, умения и навыки

Курс направлен на то, чтобы сформировать навыки самостоятельного юридически грамотного подхода к анализу ситуаций, складывающихся в межгосударственных морских отношениях, научить свободно оперировать соответствующими юридическими понятиями и категориями. Курс предназначен для дополнительного образования в области международного права и может являться курсом по выбору для следующих направлений или специализаций: международное право, европейское право. Курс является инновационным по содержанию и включает последние научные достижения в данной области знания.



В результате изучения данного курса студент будет:

Иметь представление:

– об основных тенденциях в модификации системы международных отношений, интернационализации международных проблем, глобализации влияющих на международные отношения в Мировом океане;

– об особенностях организации и функционирования международных организаций в сфере международного морского права, о примерах лучшего мирового опыта с целью его адаптации к современным отечественным условиям;

– об истории развития международного морского права в эволюции международных отношений.



Знать:

- основные категории и понятия международного морского права, его принципы, формы и методы;

- основные международно-правовые акты, регулирующие деятельность государств в Мировом океане, составляющие правовые рамки сотрудничества государств в сфере морепользования;

- содержание базовых институтов международного морского права, их роли в предупреждении конфликтов между государствами в связи с деятельностью в Мировом океане;

- основные правовые режимы морских пространств;

Уметь:

– системно применять международно-правовые источники международного морского права для регулирования морских отношений государств, в том числе и в случаях, когда такие отношения регулируются нормами нескольких отраслей международного права;

- выявлять реальные международно-правовые позиции государств в области морской деятельности;

- анализировать и применять доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному морскому праву;

- оценивать соотношение норм международного морского права и национального морского законодательства применительно к конкретным вопросам морской деятельности;

- составлять проекты аналитических разработок, экспертных заключений по проблемам морского права;



- самостоятельно изучать новые юридические вопросы, возникающие в связи с современной морской деятельностью, и обосновывать предлагаемые решения морской проблемы предметными ссылками на применимые нормы морского права;

- обосновывать позицию государства в рамках международного морского права.

- обсуждать содержание международно-правовые источников и литературы по морскому праву, в т.ч. на иностранных языках.

Виды занятий и методика обучения

Теоретические занятия (лекции)

Общий объем лекционного курса составляет 18 ак. часов. Лекции проходят с демонстрацией слайдов и другого иллюстративного материала (альбомы, буклеты, открытки и т.п.).



Практические занятия (семинары)

Общий объем практических занятий составляет 18 ак. часов. Семинар проводится в следующих формах: 1) обсуждение лекционного материала и вопросов для практических занятий; 2) конспектирование научных статей, список которых содержится в настоящей программе, и выступление с аналитическим докладом по ним; 3) анализ решений международных судов по морским спорам на каждом практическом занятии.



Методические модели процесса обучения

На практических (семинарских занятий) занятиях по дисциплине «Международное морское право» применяются следующие методики и методы: опрос, дискуссия, имитация судебного заседания.



Самостоятельная работа

В широком смысле под самостоятельной работой студента следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории, и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). Сюда же и входит работа с первоисточниками: конспектирование, устные выступления с анализом первоисточника. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «Международное морское право» установлен в 44 ак. часа.



Формы контроля

Формами контроля по данной дисциплине являются:



  • 1-ая рубежная аттестация

  • 2-ая рубежная аттестация

  • Итоговая аттестация

  • Защита курсового проекта (если выбран по данной дисциплине)

1-ая и 2-ая рубежные аттестации проводятся на семинарских занятиях в середине и в конце семестра соответственно. Аттестации проводятся в форме тестирования. Целью аттестации является определение степени усвоения материала за половину семестра. Объем тестового материала составляется в зависимости от критериев выставления оценки из расчета 1 вопрос 1 балл.

Итоговая аттестация проводится в конце семестра. Данная аттестация позволяет студенту получить дополнительные баллы для улучшения своих результатов. Максимальное количество баллов за итоговую аттестацию определяется в соответствии с критериями выставления оценки.



Курсовой проект является не обязательным по дисциплине «Международное морское право». Курсовой проект выполняется студентом на основе пройденного материала. Студент может выбрать любую тему курсового проекта из перечня, предложенного данным учебно-методическим комплексом или предложить свою тему, согласовав с научным руководителем. Курсовой проект должен содержать обоснование актуальности выбранной темы, анализ степени разработанности темы, выводы, сделанные самим студентом. Объем работы должен составлять 30-35 страниц.

Учебно-тематический план курса



Наименование темы

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоят. работа

Форма контроля



Мировой океан как объект международно-правового регулирования. Понятие международного морского права и его источники

10

2

2

6






Правовой режим внутренних морских вод, морских портов, территориального моря, прилежащей зоны.

10

2

2

6






Международно-правовой режим исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря

10

2

2

6






Иные морские пространства: международные проливы, международные морские каналы, архипелажные воды

10

2

2

6

1-ая РА1



Международные межправительственные организации в сфере международного морского права.

10

2

2

6






Мирное разрешение международных морских споров

10

2

2

6






Современные международно-правовые проблемы обеспечения безопасности в мировом океане

12

2

2

8






Международное морское право и Россия: проблемные вопросы


















Международно-правовой режим морских природных ресурсов













2-ая РА2




Итоговая аттестация




Итого

72

14

14

44




Автор-составитель учебно-методического комплекса,

Лектор курса «Международное морское право»

К.ю.н., доцент кафедры международного права

А.М. Солнцев



Календарный план курса




Наименование темы

даты



Мировой океан как объект международно-правового регулирования. Понятие международного морского права и его источники

09.03.10



Семинар

16.03.10



Правовой режим внутренних морских вод, морских портов, территориального моря, прилежащей зоны.

23.03.10



Семинар

30.03.10



Международно-правовой режим исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря

06.04.10



Семинар

13.04.10



Иные морские пространства: международные проливы, международные морские каналы, архипелажные воды

20.04.10



Семинар / 1-ая рубежная аттестация

27.04.10



Международные межправительственные организации в сфере международного морского права.

04.05.10



Семинар






Мирное разрешение международных морских споров

11.05.10



Семинар






Современные международно-правовые проблемы обеспечения безопасности в мировом океане

18.05.10



Семинар

25.05.10



Международное морское право и Россия: проблемные вопросы

01.06.10



Семинар






Международно-правовой режим морских природных ресурсов






Семинар / 2-ая рубежная аттестация

08.06.10



Итоговая аттестация



Автор-составитель учебно-методического комплекса,

Лектор курса «Между народное морское право»
К.ю.н., доцент кафедры международного права

А.М. Солнцев



Условия и критерии выставления баллов

От студентов требуется посещение лекций и практических занятий, обязательное участие в аттестационных испытаниях. Особо ценится активная работа на семинарах, а также качество подготовки докладов. Для успешной работы в семинаре слушатель должен прочесть указанную преподавателем литературу и активно участвовать в дискуссии, уметь изложить основные идеи прочитанных источников и дать им аргументированную оценку. Именно устные выступления слушателей на семинарах являются главным критерием высокой экзаменационной оценки.

Из расчета 2 кредита за семестр (72 балла максимум)

Бальная структура итоговой оценки

Посещение лекций – 7 баллов макс. (1 лекция – 1 балл);

Работа на семинарах – 14 баллов макс. (1 семинар – 2 балла макс.);

Работа с первоисточниками – 21 балл макс.3

1-ая рубежная аттестация – 15 баллов макс.

2-ая рубежная аттестация – 15 баллов макс.



Итого: 72 балла макс.

Написание реферата – 10 баллов макс.4

Итоговая аттестация – 8 баллов макс.5

Шкала оценок


A

5+

67

и выше

B

5

61

и выше

C

4

49

и выше

D

3+

43

и выше

E

3

37

и выше

Fx

2+

25

и выше

F

2

24

и ниже



Программа дисциплины

Тема I. Мировой океан как объект международно-правового регулирования. Понятие международного морского права и его источники

Лекция

Мировой океан на службе потребности человечества. Проблема освоения пространства и ресурсов Мирового океана – глобальная проблема современности. Предпосылки возникновения правил, касающихся морской деятельности: первые «кодексы». История становления и развития принципов и норм международного морского права. Этапы кодификации и прогрессивного развития международного морского права. Международное морское право – отрасль МПП: понятие международного морского права; источники международного морского права; основные принципы международного морского права. Современная классификация морских пространств.

Международное морс­кое право — это совокупность международно-правовых принципов и норм, которые устанавливают правовое положение пространств и ресурсов Мирового океана и регулируют отношения субъектов международного права, связанные с морской деятельностью.

Мировой океан является основным объектом международного морского права. Мировой океан — это «легкие» нашей планеты, источник значительной части вырабатываемого кислорода, побудитель движения воздушных масс. Мировой океан — это ключевой фактор в геологическом развитии планеты; источник колоссальных благ, генерируемых морской деятельностью: торговым судоходством; морским рекреационным бизнесом и морской медициной; морской добычей минеральных ресурсов; морскими промыслами рыбы и зверя и др.



Пространства Мирового океана (а они покрывают более 70% поверхности нашей планеты) длительное время делили на два вида: 1) находящиеся под суверенитетом прибрежного государ­ства (внутренние морские воды, территориальное море) и 2) находящиеся за пределами действия суверенитета (открытое море). К настоящему времени морских пространств с разным правовым режимом стало больше. Что касается правового режима природных ресурсов Мирового океана, то ниже будет показано, что в значительной степени он определяется правовым режимом того морского пространства, в пределах которого данные природные ресурсы залегают (если речь идет о минеральных, иных неживых ресурсах) или обитают (когда имеется в виду фауна и флора Мирового океана).

История. Межрегиональная торговля и торговля на дальние расстояния могли осуществляться лишь водным путем как из-за географических факторов, так и в силу неэкономической нерентабельности и опасности сухопутных экспедиций. Морское судоходство было известно еще Древнему Египту и их торговым партнерам (месопотамцам, ассирийцам, китайцы, нубийцы, индусы и др.).

В древней Греции и Финикии достаточно быстро сформировалась развитая сеть портов, судоходство, судостроение и рыболовный промысел. Источниками служили внутреннее законодательство, кодексы морских стран, региональные правовые обычаи международные договоры (). Широкое распространение получил источник древнего морского права античный греческий Родосский кодекс, охватывавший морские обычаи, которые существовали в регионе и датировались III-II в.в. до н.э. Договоры преимущественно были общего характера и лишь в части затрагивали морской торговли (например договоры Древнего Египта и Ассирии). Стали складываться те представления, которые впоследствии будут называться открытым морем, береговым правом, правилами морской войны, торговли, правом прохода судов, пиратством, рыболовством, МЧП (фрахт, перевозка грузов). Книга XIV Дигест Юстиниана была посвящена морской торговле (морские перевозки, фрахт и тд.)

Море использовалось в следующих направлениях: рыболовство, торговля (перевозка товаров, почты, пассажиров), война (военные галеры с тремя рядами весел в Древней Греции, конструкция которой четко отвечала бою с использованием тарана) и пиратство (амбивалентно, государства пользовались ими). Корабли были преимущественно государственными и соответственно пользовались суверенитетом.

В древний период стала складываться правовая классификация морских пространств: внутренние воды (воды портов и прибрежные воды), территориальные воды (военный или экономический контроль) и открытое море (res omnium – вещь, общая для всех, res nullium – вещь, которая не может находится в чье-то собственности).

Первые попытки кодификации морского права относятся к античному времени. Они должны были соединить воедино те правила, которые сложились в процессе деятельности купцов и торговцев всех наций. Ярким примером такой кодификации стал Родосский кодекс, который был наиболее ранним из всех известных кодексов. Датировался данный кодекс III-II веками до нашей эры. Нормы Родосского Кодекса постепенно приобрели обязательный характер, добровольно признаваемый всеми. Позднее, во время поздней Империи, на основе норм и положений Родосского кодекса был создан целый ряд нормативных актов, регулирующих отношения в области международного морского права. Историки назвали это Родосским морским правом.

Однако резкое повышение интенсивности в развитии морской деятель­ности различных государств потребовало прогрессивного раз­вития международного морского права и кодификации его норм. Так, новым витком в процессе кодификации международного морского права стало оживление торговли в Западной Европе. Именно эти события способствовали появлению целого ряда других кодексов и сборников, в которых формировались различные правила о торговом мореплавании. В качестве некоторых кодексов и сборников можно указать следующие, наиболее важные:

С VII века начинает действовать Кодекс Basilika (Базилика). Он включает в себя нормы и положения византийского права, и регулирует торговлю Леванта. Данный кодекс был основан на воле императора, а не на согласии купцов. В нем были изложены основные принципы международного морского права. При этом, основы были дополнены специальными примерами из Родосского морского права.

В X веке появляется кодекс Tabula Amalfitana. Данный кодекс относится к международному морскому праву и содержит в себе морские обычаи, которые применялись в городе Амальфи в Италии.

Дальнейшее развитие морского права происходило под явным влиянием крестоносцев. Решение споров посредством поединка, которое применялось при гражданских требованиях, было совершенно неприемлемо при разбирательстве дел морских. Так, крестоносцы организовывали свои собственные суды для разрешения споров. Суды должны были разрешать споры между крестоносцами и моряками-торговцами, которые сталкивались друг с другом на берегах Средиземного моря. Право, применяемое в данных судах, основывалось на обычаях купцов. В дальнейшем это право было кодифицировано. Так появился кодекс Assizes de Jerussalem (так называемые Иерусалимские ассизы). Применение кодекса было вверено консулам или морским магистратам, назначение которых в такие важные торговые порты, как Генуя, Венеция и Марсель, вошло тогда в обычай.

В XII - XIV веках на Атлантическом побережье применялись Олеронские свитки или Олекронские правила (Rolls d`Oleron или Lex de Oleron). Торговля на Атлантическом побережье была высоко развита благодаря связям со Средиземноморьем во время крестовых походов. Появление и распространение Олеронских свитков стало значительным шагом вперед в процессе кодификации международного морского права. Основой Олеронских правил явились сборники решений, вынесенных морским судом острова Олерона, близ Бордо. В XII веке Бордо был важным торговым центром. Как отмечает в своей книге Н.А. Ушаков, Олеронские свитки служили систематизированным кодексом того периода, когда еще не существовало законодательства по вопросам морского права, и представляли настолько тщательную запись обычаев, сложившихся в торговле между атлантическими портами Франции, что завоевали быстрое признание и были постепенно восприняты всеми государствами Западной Европы.

Lex de Oleron были приняты на юге Испанией. Именно с юга они влияли на торговые обычаи стран Средиземного моря. Однако на севере Lex de Oleron получили еще большее распространение. Ричард I приказал перевести Свитки в Англии и использовать в английском Суде Адмиралтейства. Там им придавалось особое значение как эдикту английского короля. Вскоре Lex de Oleron стали общепризнанными кодифицированными правилами международного морского права. Во Франции эти правила были подтверждены ордонансом 1364 года.

Впоследствии на основании норм и положений, содержащихся в Олеронских свитках, были созданы и другие кодексы. Так, во Фландрии был написан кодекс Judgments of Damme6. Данный кодекс дословно воспроизводил первые 24 статьи Олеронских свитков. Кроме того, во второй половине XIV века в городе Брюгге была написана «Пурпурная книга», которая являлась полным переводом Олеронских свитков.

Еще одном кодексом, на нормы которого значительно повлияли Олеронские правила, стал кодекс под названием Законы Висби или «Морские законы острова Готланда». С момента основания в XIII веке Ганзейского союза торговых городов, торговля на Балтийском море значительно оживилась. Порты Ганзейского союза располагались от Балтики до Черного моря. Одним из главных торговых центров данного союза был город Брюгге, и именно здесь ганзейские купцы вступили в отношения с теми, кто применял Олеронские правила. Так, ганзейские купцы оказались под сильным влиянием Олеронских свитков. Затем в XV веке купцы разработали правила, которыми они должны были руководствоваться на море. А в 1505 году в Копенгагене на саксонском языке был опубликован текст кодекса, который назвали «Законы Висби». Данный кодекс состоял из трех частей, одна из которых являлась редакцией Олеронских правил наряду с выдержками из законов города Амстердама и статутов ганзейского города Любека.

С XIV века в странах Средиземноморья начинают действовать Consolato del Mare. К этому времени вновь оживляется морская торговля. Крупными центрами торговли становятся Марсель, Барселона и Валенсия. Вообще, в XIV веке существовало огромное количество местных статутов, которые издавались «Consulandos» или самоуправляющимися объединениями купцов в крупных портах. Они применялись в судах «консулами» или «судьями-консулами», к компетенции которых были отнесены все вопросы в сфере морского права. Однако, проблема состояла в том, что местные законы были написаны на латинском языке, а он не был известен большинству купцов. В связи с этим, изложенный на каталонском наречии Consolato del Mare имел большое значение для купцов и моряков, а также для судей - консулов, которые осуществляли правосудие в крупных портах. Consolato был издан в Барселоне и собрал в себе все местные законы и обычаи, распространенные в пределах Средиземноморья. Поскольку в сборнике не делалось попытки изложить нормы, которые должны были иметь всеобщее применение, а просто сводились воедино уже действующие принципы, этот сборник завоевал доверие здравомыслящего торгового мира и был признан в качестве закона с общего согласия стран Средиземного моря. В средневековый период Consolato являлся главным регулятором отношений на Средиземном море. Столь обширное распространение и использование данного сборника продолжалось до тех пор, пока со становлением суверенных государств внутригосударственное законодательство не вытеснило нормы обычного морского права.

В начале XVII века, а именно в 1614 году, Ганзейским союзом был создан еще один кодекс, который также распространял свое действие на район Балтийского моря. Сборник получил название «Кодекс Ганзы». Вообще, Ещё попытки создания единообразного сборника для регулирования деловых отношений союза делались начиная с XIV века. Однако, многие факторы, например, соперничество и мелкая зависть, препятствовали достижению соглашения в области морского права достаточно длительное время.

В 1667 году доктор Курике опубликовал в Гамбурге на немецком языке кодекс под названием «Jus Martimum Hanseaticum». Сборник был опубликован в оригинале с латинским переводом. В основе норм этого кодекса лежали положения «Кодекс Ганзы» 1614 года. Однако, кодекс не был полным, он лишь содержал в себе особые обычаи и статуты отдельных городов и главным образом основывался на традиционных принципах римского права.

«Черная книга Адмиралтейства» явилась одной из наиболее важных и примечательных собраний морских законов Англии. Данный сборник начали писать еще при царе Эдуарде III, и продолжили во времена царствования Ричарда II и Генриха IV. «Черная книга Адмиралтейства» была создана в качестве практического пособия или сборника норм морского права, которыми следовало руководствоваться в Суде Адмирала. Так как книга была написана на древнем нормандском языке, то это затрудняло ее использование. Однако во времена царствования Карла II все документы данной книги были переведены на английский язык Томасом Бедфордом. В конце XVIII века первоначальный текст «Черная книга Адмиралтейства» был безвозвратно потерян. Однако, в библиотеке адмиралтейства сохранилась ее копия, что дало возможность в 1871 году опубликовать точное издание «Черной книги». Книга была издана в четырех томах, и главная ее ценность заключалась в том, что она содержала в себе научно обоснованное введение, а также обильные примечания.

В качестве основы для «Черной книги» были использованы статьи и правила кодекса «Domesdays Books». Этот кодекс был написан в приморских самоуправляющихся городах, которые имели собственные суды и применяли нормы обычного морского права к английским и иностранным морякам и купцам. Некоторые из статей «Domesdays Books» основывались на Олеронских свитках.

В самом начале XVII века в Руане начал действовать сборник «Guidon de la Mer». Это был частный сборник норм морского права, закрепленных обычаем. Целью издания сборника было оказание помощи консулам Руана в отправлении правосудия по делам, связанным со страхованием. Нормы и положения сборника «Guidon de la Mer» легли в основу известного французского ордонанса 1681 года, изданного Людовиком XIV.

Все эти сборники и кодексы включали в себя те правила и обычаи, которые были в ходу у мореплавателей, торговцев и рыболовов. Нормы данных актов касались в основном имущественных и административных вопросов, которые возникали у судовладельцев в процессе мореплавания. Перечисленные кодексы, правила и сборники стали огромным вкладом в процесс кодификации международного морского права. Все морские государства учитывали перечисленные нормативные акты в своей национальной практике. Однако, самым большим упущением было то, что ни в одном из этих кодексов не содержалось абсолютно никаких норм, регулирующих отношения между государствами по вопросам мореплавания.

Долгое время обы­чаи являлись единственным источником международного морского права. С XVIII в. заключаются международные договоры, ко­торые касались, в частности, вопросов морской войны, морских пре­делов осуществления прибрежными государ­ствами своей власти, а в XIX—XX вв. — многосторонние договоры (например, Копенгагенский трактат о Балтийских проливах 1857 г.; Женевская конвенция о международном режиме морских портов 1923 г.; Конвенция о Черноморских проливах 1936 г. и т.д.).

Первая конференция Лиги Наций «Прогрессивная кодификация международного права» (1930 г.) рассмотрела в числе других вопрос о территориальных водах. Хотя соглашения по этому вопросу достигнуто не было, конференция подготовила для рассмотрения «в будущем» проект конвенции о правовом режиме территориального моря. Кроме того, конференция посчитала, что подлежит урегулированию международным соглашением вопрос об «эксплуатации естественных ресурсов моря».

В 1958 г. на I Конференции ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией междуна­родного права ООН, приняты четыре Женевских конвенции: о террито­риальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континен­тальном шельфе; о рыболовстве и сохранении живых ресурсов от­крытого моря. Их участниками стало значительное число государств: например, Конвенцию о континентальном шельфе ратифицировали и приняли согласно национальному законодатель­ству 54 государства, Конвенцию об открытом море — 57 государств. Как отмечается в юридической литературе, большая часть положений Женевских морских конвенций 1958 г. отражают «кодифицированное обычное право (codified customary law)».

Тем не менее по мере технологического прогресса в морской деятельности, расширения возможностей разработки минеральных ресурсов на океанских глубинах, за пределами национальной юрисдикции были востребованы новые нормы морского права. К тому же Женевские морские конвенции 1958 г. не решили точно вопрос о допустимой ширине территориального моря (II Конференция ООН по морскому праву в 1960 г. также не решила этот вопрос). Кроме того, по мнению многих государств, освободившихся в 1960-х гг. от колониальной зависимости, Женевские морские конвенции 1958 г. не в полной мере учитывали их интересы. Данные обстоятельства, а также появление в результате научно-техни­ческого прогресса новых видов морской деятельности, усиление «промыслового пресса» на биоресурсы Мирового океана, обострение необходимости их сохранения, особенно в районах, примыкающих к территориальным морям, привели к учреждению ГА ООН в 1967 г. Комитета по морскому дну, а в декаб­ре 1973 г. — созыву III Конференции ООН по морскому праву.

Ее работа за­вершилась подписанием 10 декабря 1982 г. Конвен­ции ООН по морскому праву. Конвенция 1982 г., во-первых, вклю­чила без изменения многие положения Женевских морских конвенций 1958 г., тем самым подтвердила действовавшее ранее международное морское право. Во-вто­рых, эта Конвенция явилась результатом прогрессивного развития международного права, по­скольку в ней содержатся новые институ­ты международного мор­ского права, отражающие современные реалии: институт исключительной экономической зоны; архипелажные воды; международный район морского дна и т.д. Конвенция 1982 г. имеет преимуще­ственную силу перед Женевскими конвенциями 1958 г., но только между участниками Конвенции 1982 г. В то же время Женевские морские конвенции 1958 г. продол­жают действовать и для участников Конвенции 1982 г. — в их взаимоотношениях с теми государствами, которые не присоеди­нились к Конвенции 1982 г.

Источниками международного морского права являются и многие дру­гие договоры. Соответственно в науке международного права выделяют иногда его «морские» подотрасли. Их стержень составляют соответствующие части Конвенции 1982 г., положения Женевских конвенций 1958 г. Кроме того, такие обозначенные подотрасли представлены другими морскими договорами. Так, право судоходства (Shipping Law) представлено, например, Конвенцией о Меж­дународных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международной конвенцией об охране человеческой жиз­ни на море 1974 г.; Протоколом к ней 1978 г.; Конвенцией о гру­зовой марке 1966 года и др. Право защиты морской среды (Marine Environmental Law) представлено Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Междуна­родной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. и Протоколом к ней 1978 г.; Международной конвенцией относитель­но вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и Протоколом к ней 1973 г. и др. Международно-правовой режим рыбных ресурсов (International Fisheries Law) представлен Соглашением об осуществлении положений Конвенции 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и управления ими, 1995 г.; Конвенцией о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г. и т.д.

Государства заключают и соответствующие двусторонние договоры, регулирующие отношения в сфере морской деятельности, в том числе о морском судоходстве, об условиях рыбных и иных промыслах, о доступе иностранных судов в порты и т.д.

Определенную роль в регулировании морской деятельности играет на­циональное морское законодательство. Во-первых, его содержание, практика применения и, особенно, отношение к этой практике других государств (молчаливое согласие, например) способствуют уточнению содержания обычных норм международного права, применимых к ряду особых районов (например, к Северному морскому пути; к Северо-Западному проходу). Во-вторых, национальные нормативные акты государств могут содержать положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, уточнять правила пользования определен­ными пространствами, например внутренними морскими водами. В России к таким актам относятся Федеральные законы от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морс­ких водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Фе­дерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ и др.

Рассматривая международно-правовой режим конкретных морских пространств, следует напомнить прежде всего, что под суверенитетом государств находятся следующие районы Мирового океана: внутренние морские воды, территориальное море (территориальные воды) и архипелажные воды. За пределами действия суверенитета какого-либо государства находятся: прилежащие зоны, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море, Международный район морского дна.
Семинар

1. Проанализируйте соотношение международного морского права с другими отраслями международного права (международного воздушного права, международного атомного права, международного экологического права, международного космического права и др.).

2. Чем структурно отличается курс морского права в дореволюционных, советских и современных учебниках?

Кейс-стади

1. Международно-правовые проблемы реализации проекта «Северный поток» (Nord Stream).

2. Решение Международного Суда ООН по делу о территориальном споре между Украиной и Румынией относительно острова Змеиный (2009).


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное морское право» для специалитета «Международное право»
2134.34kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины международное семейное право для студентов юридического факультета
177.61kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Международное частное право" для специальности 030501 "юриспруденция"
878.72kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
1010.5kb.
5 стр.
Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
348.1kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право»
9526.41kb.
45 стр.
Международное право
1207.99kb.
10 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Международное гуманитарное право и сми» Курс 5 дневное отделение Семестр 1 Лекции: 24 ч
229.92kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины жилищное право для студентов юридического факультета
416.18kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
826.91kb.
3 стр.
На правах рукописи Дерука Светлана Ивановна
320.07kb.
1 стр.
Вопросы подсудности в международных договорах с участием россии 12. 00. 03 гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
488.06kb.
3 стр.