Главная
страница 1

Воловикова Татьяна Егоровна Приложение 3

Урок физики в 11 классе

Класс: 11 класс (общеобразовательный профиль)

2 четверть

УМК: - Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 11 класса бщеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – М.: Просвещение, 2007.

- Программы общеобразовательных учреждений. «Физика. 10 -11

классы» – М.: Просвещение, 2006

Тема: Решение задач по теме «Механические колебания»

Цель:


  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Механические колебания». Проверить уровень усвоения знаний на основе творческих заданий

  • Развить мышление, интуицию, пространственное воображение при выполнении заданий

  • Воспитать в учениках средствами урока уверенность в своих силах

Тип: урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний

Форма: индивидуальная работа

Дополнительная литература:

- Физика 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Г. Я. Мякишева)/Сост. Г.В. Маркина. – Волгоград: Учитель, 2004

- Фронтальные лаб. Занятия по физике в 7-11 классах общеобр. Учрежд.: Книга для учителя/В. А. Буров, Ю. И. Дик. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996

- Физика. Тесты. 10-11 классы: Учебн.-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1997



Ход урока

  1. Организационный момент. (Приветствие. Первичная рефлексия урока)

/слайд 1, слайд 2 /

  1. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

/по окончании ответов учащихся слайды 3 – 10 /

- Какое движение называется колебательным? /слайд/

- Перечислите известные вам виды колебаний и дайте их краткую характеристику /слайды по ходу: свободные, затухающие, вынужденные, гармонические/

- Где могут происходить колебательные движения? (в колебательной системе)

- Какие свойства колебательной системы вы знаете? /слайд/

- Так как колебательных систем существует очень много в природе и они разнообразны, то для более детального изучения колебательного движения удобно использовать их упрощение – м о д е л и. О каких моделях я веду речь? /слайд с продолжением/




  1. Этап проверки базовых знаний и выявление пробелов в знаниях

(тестовый контроль коды правильных ответов

и критерии оценок на слайде)





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

А

Б

Б

А

В

А

Б

Б

Б

А

В

Б

Б

А

А

В

Б

В

А


Тест А

  1. Вынужденными колебаниями называются колебания, происходящие под действием…

А. силы трения Б. внешних сил В. внутренних сил

  1. Период колебаний измеряется в …

А. герцах Б. радианах В. секундах

  1. По определению частота колебаний равна:

А. ν = N /t Б. ν = 2πω В. ν = t · N

  1. Какое из приведенных утверждений является верным

А. свободные колебание – бесконечно повторяются

Б. свободные колебания – являются затухающими

В. все ответы верны


  1. Период колебаний математического маятника равен:

А. Б. В.

  1. Тело за 4с совершило 8 колебаний. Чему равен период?

А. 0,5с Б. 2с В. 0,5 Гц

  1. Чему равна собственная частота колебаний математического маятника, если его длина 40м?

А. 2 рад/с Б. 0,2 Гц В. 0,5 рад/с

  1. Пружину растянули на 10см, в результате чего её потенциальная энергия стала равна 1 кДж. Установите жесткость пружины.

А. 200 кН/м Б. 10 Н/м В. 200 мН/м

  1. Как изменится период колебаний груза на пружине, если его массу увеличить в 4 раза?

А. Т21 Б. Т2= 2Т1 В. Т2= 4Т1

  1. Колебания тела описываются уравнением х = 0,3 соs 4πt. Чему равна частота данных колебаний?

А. 4π рад/с Б. 2 Гц В. 0,3 Гц

Тест Б

  1. Какие из приведенных движений являются примером механических колебаний?

А. качели Б. падение тела В. движение по окружности

  1. Единица измерения частоты колебаний тела может быть выражена…

А. с Б. с-1 В. Гц-1

  1. Собственная частота колебаний тела равна:

А. ω = πν Б. ω = 2πν В. ω = 2π / ν

  1. За 1 мин груз совершает 300 колебаний. Определите период.

А. 0,2 с Б. 5 с В. 300 Гц

  1. Используя данные задачи 5, найдите частоту колебаний.

А. 5 Гц Б. 0,2 Гц В. 300 Гц

  1. Амплитуда гармонических колебаний тела равна 0,5 м. Чему равен путь пройденный телом за 1 период?

А. 0 Б. 1 м В. 2 м

  1. Как изменится период колебаний математического маятника, если его длину уменьшить в 9 раз?

А. Т21 Б. Т2= Т1·1/3 В. Т2= 3Т1

  1. Потенциальная энергия упругодеформированной пружины 2 Дж, а её жесткость 100Н/м. На сколько сжали пружину?

А. 200 м Б. 0,04 м В. 0,2 м

  1. За одно и то же время один математический маятник делает 50 колебаний, а другой – 30. Найдите длину большего маятника, если он длиннее первого на 32 см.

А. 0,5 м Б. 0,18 м В. 0,82 м

После выполнения теста учащимся предлагается сделать взаимопроверку результатов по кодам ответов и критериям оценки.

По окончании теста проводится промежуточная физкультминутка.

1 упражнение: глаза закрыты, веки расслаблены. Резкое открывание глаз.

2 упражнение: ип – сидя, одна рука заведена за спинку стула. Не отрывая ягодиц от стула поворачиваемся поочередно к одному соседу, затем к другому и улыбаемся.


  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся

(индивидуально-дифференцированные задания)

На основании результатов теста делается вывод о пробелах в знаниях и решаются задачи, вызвавшие затруднения у учащихся.

Учащимся предлагается решение задач двух уровней (по самостоятельному выбору). По одному человеку от каждой группы выходят к доске и решают выбранную задачу. Первые решившие на местах имеют возможность проверить ответы на компьютере.

Уровень А

Задача 1. На пружине жесткостью 100 Н/м подвешен груз массой 1 кг. Определите период и частоту колебаний груза.

Задача 2. Шарик массой 100г подвешен на нити и совершает колебания. Определите максимальную скорость шарика в момент прохождения им положения равновесия, если полная механическая энергия системы равна 0.05 Дж.

Уровень Б

Задача 1. Математический маятник колеблется с частотой 0.5Гц, а его амплитуда равна 10 см. Напишите уравнение колебательного движения х = х(t)

Задача 2. Груз математического маятника отклонили от положения равновесия так, что его высота над поверхностью земли увеличилась на 20 см. Чему равна максимальная скорость его движения и в какой точке она достигается?


  1. Этап практического применения знаний

(Проведение эксперимента по заранее подготовленному алгоритму)

Изучение зависимости периода колебаний от параметров системы

(на примере математического маятника)

 

Цель работы:

 

Оборудование:   штатив с муфтой и кольцом;    измерительная лента;    грузы лабораторные на нити длиной 80-100 см;    часы с секундной стрелкой

Ход работы

1.      Закрепите груз на нити маятника и измерьте его длину.

2.      Выведите маятник из положения равновесия и подсчитайте число полных колебаний N за 30 с (t).

3.   Определите период колебаний маятника.

4*   Уменьшите длину маятника в два раза. Выполните задания 1-3 для маятника с укороченной нитью.

5* Добавьте еще один груз и снова вычислите период колебаний маятника.



Результаты измерений и вычислений занести в таблицу


Легкое тело

Тяжелое тело

Уменьшенная длина

L1, м

t, с

N

Т1, с

L1, м

t, с

N

Т2, с

L1, м

t, с

N

Т3, с



30










30










30







 

  1. Сделайте вывод о зависимости периода колебаний математического маятника от его длины и массы:




  1. Подведение итогов урока

Выводится средний балл по учетным карточкам и подводится итог занятия


  1. Рефлексия

(итоговая рефлексия)


  1. Информация о домашнем задании

Составление и решение двух задач с использованием определения периода колебаний и полной механической энергии колебательной системы.


Смотрите также:
Решение задач по теме «Механические колебания»
59.8kb.
1 стр.
Занятие №57 Механические колебания. Гармонические колебания. Резонанс
188.7kb.
1 стр.
Урока: а повторение пройденного теоретического материала по теме "Механические колебания"
88.08kb.
1 стр.
Урок по теме: «Механические колебания», 9-й класс Цели и задачи урока
87.42kb.
1 стр.
Механические и электромагнитные колебания и волны
102.58kb.
1 стр.
Контрольная работа №3 Механические колебания и волны 9 класс
21.3kb.
1 стр.
Вибрация и ее влияние на организм человека
242.38kb.
1 стр.
«Механическое колебание и величины, характеризующие колебания»
86.77kb.
1 стр.
Урок физики в 9 классе: «Колебания, волны, звук»
84.65kb.
1 стр.
Решение задач по теме «Подгруппа кислорода»
136.14kb.
1 стр.
Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме 5 Функции и графики 6
169.37kb.
1 стр.
Лингвистическое обеспечение искусственного интеллекта
399.99kb.
5 стр.