Главная
страница 1
Что такое проект?

Проектная технология представляет собой такой способ обучения, который Дж.Дьюи определил как «обучение через делание». «Проект» создавался для коренного изменения классно-урочной системы. Впервые проектная технология была реализована в практике обучения Дж.Дьюи, а затем начала использоваться во многих школах США его учеником – Уильямом Килпатриком. Благодаря энтузиазму С.Т. Шацкого этот метод привлек внимание наших педагогов.

Шацкий противопоставил принципу старой школы – «в наименьшее время дать наибольшее количество знаний» - другой принцип: «учиться жить», что можно достичь только организовав учебу в формах собственной жизнедеятельности…

Учеба строилась не на запоминании отобранной учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка. Правда, со временем инновационная суть образовательной модели Дьюи-Шацкого оказалась выхолощенной. В нашем образовании ее свели к схеме: классно-урочная система + уроки труда + внеурочное трудовое воспитание. Идея Шацкого была сильно искажена2.

Вместе с тем в зарубежной школе метод проектов весьма успешно развивается. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели широкую популярность в силу разумного сочетания теоретических знаний и практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания проектной технологии, которая привлекает многих педагогов, стремящихся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Наука и ее достижения сегодня вошли в жизнь каждого человека. Школьные учебники за прошедшее столетие заполнились огромным, часто избыточным количеством научных фактов. В разных образовательных концепциях имеется широкий спектр представлений о том, насколько сопрягаются получаемые знания и реальная жизнь.



Педагогический дискурс богат реминисценциями на тему жизненности, практичности, исследовательности педагогической деятельности. Repetitio its mater studiorum (повторение – мать учения): Ф.Бэкон рекомендует «знания вкладывать в чужие умы таким точно методом, каким оно было первоначально найдено»; Я.А. Коменский предлагает «учить так, чтобы люди насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»; Дж.Локк считает, что «наклонность детей к деятельности всегда должна направляться на что-нибудь полезное для них»; Г.Гегель, различая теоретическое и практическое образование, рассматривает последнее как путь к индивидуальному призванию; Г.Спенсер видит суть обучения в процессе самостоятельного поиска истины; такие теоретики, как И.Иллиг, К.Р.Роджерс, А.Г.Маслоу, декларируют ценности индивидуального и ситуативного познания1.


Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом;

- это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов;

- это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний, формирование у них специальных умений и навыков;

- это технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.



Основной тезис метода проектов: все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить.


Направленность метода проектов:

  • развитие познавательных навыков учащихся;

  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие критического мышления.




Требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.






Специфика проекта как формы учебной деятельности состоит в том, что он:

- ориентирован на результат, а не на процесс, поэтому работу нельзя завершить посередине, так как оценивается конечный продукт как представляющий собой объективно новое знание или опыт;

- включает различные виды деятельности: определение результата, генерацию идей, составление плана работы, работу с информацией, работу в группе, анализ полученных материалов, при этом деятельность определяется целью;

- является практической деятельностью, практика – системообразующий фактор, непосредственно связанный с формированием мировоззрения ученика;

- основан на активном использовании элементов игры, обеспечивающих повышение мотивации учащихся.


Учебный проект это совместная познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, организованная педагогом и имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы работы, направленность на достижение результата.



Основным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся.

Цель проектной работы: изучение той или иной проблемы и создание на основе специальных методов нового продукта.


Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки или в любом другом виде. Возможности активизации познавательной деятельности заложены в самой концепции проектного метода.

Широкие возможности применения метода, а также существующая педагогическая практика дают основание для классификации проектов:

- по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым;

- по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (один предмет) и межпредметные (два и более предметов);

- по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты (мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно 1 неделя), среднесрочные – от 1 до 4 недель, долгосрочные – от 4 недель до года);

- по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты1.

Индивидуальные проекты должны быть долгосрочными и исследовательскими. Они уступают место групповым видам проектной деятельности, которые позволяют формировать коммуникативные навыки, наиболее востребованные в любых сферах деятельности.

Монопредметные проекты, предполагающие выполнение исследования в рамках одного предмета, целесообразно использовать на начальных этапах обучения.

Межпредметные проекты требуют больших затрат времени, чем монопредметные, выполняются во внеурочное время. Межпредметные работы, представляющие собой более сложные и комплексные исследования с элементами интеграции различных областей знания, должны базироваться на предыдущем опыте, приобретенном в рамках монопредметных исследований.

Среднесрочные и долгосрочные проекты обычно используются для исследования значимых учебных проблем межпредметного характера. Такие проекты целесообразно выполнять группами.

Информационные проекты имеют целью сбор, обработку и анализ информации по той или иной учебной проблеме. Этот тип проектов направлен на формирование у школьников умений и навыков поиска информации, ее обобщения и представления в виде рефератов, статей, докладов, схем, таблиц, презентаций.

Исследовательский проект моделирует ситуацию реального научного поиска, используется его логика и структура. Такая работа проводится на основе определения проблемы и вытекающих из нее задач исследования, определения цели, объекта, предмета исследования, выдвижения гипотезы и детализации ее положений и задач, аргументированного выбора методов исследования, проведения различного рода экспериментов, глубокого осмысления выводов в соответствии с поставленными задачами. Результатом такого исследования может быть отчет, публикация, участие в конкурсе проектов.

Творческие проекты также имеют свои специфические черты и создают условия для формирования и развития у учащихся творческих способностей. Специфической особенностью такого проекта является форма представления результатов: подготовка сценария, выпуск газеты, подготовка радиопередачи, съемка видеофильма, оформление выставки и т.д.

Практико-ориентированный проект связан с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике, как самими участниками проекта, так и другими людьми. Результатом такого проекта может быть выработка конкретных рекомендаций по реально существующим проблемам

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов.


Общие подходы к структурированию проекта

выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования




сбор, систематизация и анализ полученных данных



выполнение гипотез их решения




проведение итогов, оформление результатов



обсуждение методов исследования




выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия)




продумывание хода деятельности и распределение обязанностей



Этапы выполнения проекта

учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников




подготовка к защите, оппонированию




распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений




коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы




самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя или его доверенного лица




учитель продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака)




промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроке или вне его) под контролем учителя или его доверенного лица

Практика показывает, что работа над любым типом школьного проекта может включать четыре основных этапа:



- этап предпроектной подготовки или подготовительный;

- этап планирования;

- организационно-исследовательский этап;

- этап представления полученных результатов или завершающий (Приложение №7).
На подготовительном этапе следует решить следующие задачи:

- формирование проектной группы;

- выбор руководителя;

- выбор и формулирование темы проектной работы;

- формулирование положений гипотезы, цели, задач проекта;

- обоснование методов исследования;

- разработка структуры исследования;

- изучение источников литературы по теме.

Формирование проектной группы может осуществляться на основе личных симпатий и интересов учащихся, однако главным принципом должно оставаться достижение поставленных целей и задач. Практика показала, что наиболее эффективной является группа, смешанная по составу (девочки и мальчики) в количестве 3-5 человек, хотя часто проектная работа выполняется индивидуально.

Тема проекта – самый важный момент в организации проектной деятельности школьников. Если тема придумана учителем совместно с учениками, она становится мощным мотивирующим фактором для успешной работы над проектом. При формулировании темы можно использовать следующие приемы.

1. «Привязка изучаемого материала к практике». Например, «Как написать сочинение-рассуждение. Памятка», «Как найти в предложении причастный оборот? Алгоритм», «Что нужно знать о подлежащем? Схема».

2. «Два в одном». Известно, что наибольшее количество открытий делается на «стыке» наук. По аналогии при определении темы можно сочетать разные вещи. Например, «Место огня в культурной традиции ханты», «Сказки в жизни ханты», «Гоголь и православие», «Реклама пьесы Вишневый сад», «Врубель и Лермонтов: история одного образа».

3. «Ответ на вопрос». Если проанализировать ситуации, которые еженедельно складываются вокруг нас, то мы столкнемся с различными вопросами, на которые хотелось бы получить достоверный ответ: «Почему так говорят?», «Как вести деловую беседу?», «Как ответить на хамство?».

4. «Древо решений». Выделяется проблема, исследуются варианты ее решения, анализируются «плюсы» и «минусы» каждого варианта и выбирается тот, в котором больше «плюсов». Например, «Причастие: самостоятельная часть речи или форма глагола», «Кто такой Лопахин: Штольц или Лужин?».

5. «Предметно-объектный принцип». Объект – это то, что мы изучаем, а предмет-аспект, повод для изучения объекта. Реализация этого принципа при формулировке темы не составит проблему даже начинающему учителю. Например, «Образ родины-матери в стихах русских поэтов», «Образ изменчивого мира в поэзии Бальмонта», «Художественный мир поэтов-символистов».

После того, как группа создана, тема сформулирована, определен лидер, важным моментом является уточнение желаемого результата. Одним из приемов решения этой задачи являются целенаправленные вопросы, которые следует ставить в процессуальной последовательности.




Вопросы из истории проблемы



Вопросы, отражающие фактическую, сегодняшнюю ситуацию проблемы



Вопросы по общим условиям



Вопросы, описывающие планируемый результат



Желаемый результат проекта

Таким образом, первый этап включает в себя: выбор и формулирование темы, создание группы (если проект групповой), формулирование положительной гипотезы, целей и задач проекта; обоснование методов исследования, разработку структуры исследования, изучение источников и литературы по теме.



Второй этап – планирование. Учащиеся составляют перечень, программу, план проведения необходимых исследований. Принимается решение о том, какими именно средствами представить результат проекта. В группе должно произойти распределение обязанностей каждого члена группы, который должен нести ответственность за выполнение конкретной части проекта.

Таким образом, на этапе планирования определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы, обсуждаются возможные результаты работы по теме, определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.



Третий этап – организационно-исследовательский. На этом этапе учащиеся непосредственно работают над своим проектом. Определяются обязательные составляющие результата проекта, идет работа над каждой частью проекта. Корректируются или используются в своей разновидности методы и способы исследования.

Таким образом, на организационно-исследовательском этапе расписывается последовательность выполнения проектной работы; распределяются конкретные задания; собирается и обрабатывается информация (источниками информации могут быть опрос, анкетирование, наблюдения, эксперимент, интервью, словари, художественные тексты, статьи, Интернет); готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами, оформляются результаты исследования и готовится отчет.



Четвертый этап – завершающий (этап представления результатов). Ребята защищают проект перед классом, отвечают на вопросы. Проектировать можно как одно задание (одинаковое для всех), так и сочетать два приема в работе с классом: «метод малых проектов» и «учимся сообща». Как показывает практика , публичная презентация позволяет им глубже осознать полученный в ходе исследования опыт, почувствовать значимость проделанной работы и овладеть навыками публичного выступления. Для отчетов о работе над проектами целесообразно организовать школьные конференции, семинары с приглашением учащихся, учителей, независимых экспертов.

Таким образом, этап представления результатов включает в себя подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы.


После завершения работы проводится ее оценка. Причем, если проект выполнялся группой ребят, то существует возможность определения комплексной оценки знаний и умений каждого учащегося. Для этого оценка должна опираться на основные элементы проектной работы и учитывать актуальность выбранной темы, качество основного продукта и качество процесса работы. Оценка выставляется учителем и может быть использована в качестве итоговой оценки по предмету. Сложилась определенная система критериев оценки учебных проектов школьников:

- осмысление проблемы проекта и формулирование ее целей;

- оригинальность идеи и способов решения проблемы;

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы;

- практическое использование предметных знаний;

- количество новой информации, привлеченной в проект, степень ее осмысления;

- четкость выполнения определенной роли в групповой работе, умение сотрудничать;

- творческий подход в организации презентации результатов проекта.

В том случае, если проектная работа используется в качестве формы итоговой аттестации (экзамена), учитель готовит рецензию на каждую проектную работу.

Для оценки учитель может воспользоваться контрольным листом, предложенным А.К. Самохиной .

Если участники проекта уже имеют опыт проектной деятельности, то можно усложнить оценку, включив в нее составной частью самооценку.



Роль учителя в организации учебного проектирования

  • Помогает ученикам в поиске нужной информации.

  • Сам является источником информации.

  • Координирует весь процесс.

  • Стимулирует деятельность учеников.

  • Поддерживает непрерывную обратную связь.


Соотношение деятельности учителя и ученика

на разных этапах


Перед внедрением проектной технологии в практику учителя необходимо провести психологическое обследование учащихся класса, чтобы определить уровень обучаемости учащихся, мотивацию, интерес к предмету и другие аспекты личности, служащие определением инструментария последующего диагностирования педагогической деятельности.
1. Определить собственное отношение к использованию проектной технологии, сделать самоанализ практической и теоретической готовности к ее внедрению .

2. Внести в учебный план, календарное планирование возможную тематику проектов по предмету .


3. Учитель должен осмыслить и обосновать целеполагание использования проектов на каждом этапе обучения.
4. Обосновать типологию использования проекта в каждом конкретном классе.
5. Сформулировать положительную гипотезу формирования общеучебных и предметных компетенций в результате собственной педагогической деятельности.
6. Начать работу следует с малого, внедряя проекты в учебную деятельность постепенно.

Гулиева Е. А., учитель МБОУ СОШ №1, руководитель ГМО



22 Битянова М.Р. Развитие проектного мышления // Школьный психолог. -2002. -№30. с.11

11 Хуторской А.В. «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения» // Народное образование. -2003. -№1. с.19,21,36

11 Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы // Труды научно-методического семинара «Наука в школе». М.: «АПФН», 2003. (Сер. «Профессионал»). Т.1.С.82-88. с.37


Смотрите также:
Проектная технология представляет собой такой способ обучения, который Дж. Дьюи определил как «обучение через делание»
137.78kb.
1 стр.
Урок «объяснение электрических явлений»
85.24kb.
1 стр.
Урок Причастие как часть речи. (Пора в путешествие) Тип урока повторительно обобщающий
144.37kb.
1 стр.
-
1552.48kb.
6 стр.
Речь Гуру на открытии учебного года
46.17kb.
1 стр.
Проект «Музыкальное королевство» Баева Анастасия Николаевна, мбоу дод ддт
244.19kb.
1 стр.
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта. Практическая часть: «Юные модельеры»
52.75kb.
1 стр.
Школьной методической кафедры дошкольного и начального обучения на 2012-2013 учебный год
267.71kb.
1 стр.
Авангардный педагогический проект «обучение через предпринимательство»
93kb.
1 стр.
Гбоу нпо пу-81 г. Кашира Московской области
208.7kb.
1 стр.
Выпускники кафедры автоматизации, механизации производства и методики обучения
71.82kb.
1 стр.
Здание Учреждения введено в эксплуатацию в 1982 г., представляет собой типовое 3-х этажное кирпичное здание, проектная мощность которого рассчитана на 750 человек
53.53kb.
1 стр.