Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДЕН:

Приказом Минспорттуризма России

от «___»___________ 2012 года № ______


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

спортивной подготовки по хоккею с шайбой

ПРОЕКТ, первая редакция

Москва 2012
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. РАЗРАБОТАН в соответствии с Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1634 «Об утверждении Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Разработчики: Воронов А.В., ……. (ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта»)
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от _______________ № __________ .
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Область применения

2. Нормативная база

3. Термины, определения, обозначения, сокращения

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Организационно-методические указания к разработке программы

2. Требования к структуре и содержанию программы спортивной подготовки по разделам:

2.1.Этапы спортивной подготовки

2.2.Нормативные характеристики процесса подготовки

2.3.Контрольно-переводные нормативы спортивной подготовки

3. Требования к участию в спортивных соревнованиях

4. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки:

4.1.Основные критерии зачисления спортсменов в группы на следующий этап спортивной подготовки

5. Особенности осуществления спортивной подготовки в хоккее с шайбой

6. Требования к условиям реализации программ

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Список лиц, принимавших участие в разработке и экспертизе стандарта

2. Согласование стандарта

3. Организация-разработчик стандарта

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает совокупность требований к спортивной подготовке по хоккею с шайбой, разработанных и утвержденных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предназначенных для обеспечения:

1) единства основных требований к спортивной подготовке на всей территории Российской Федерации;

2) планомерности осуществления спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации;

3) подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд по хоккею с шайбой, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.

В системе спортивной подготовки стандартизации подлежат основные требования к планированию, построению и контролю тренировочного процесса в хоккее с шайбой, нормативы спортивной подготовленности, наиболее значимые и существенные на каждом этапе подготовки, требования к лицам, осуществляющим (юные и квалифицированные спортсмены) и обеспечивающим спортивную подготовку (тренерский состав) в физкультурно-спортивных организациях, в которых осуществляется спортивная подготовка на отдельных ее этапах.

При разработке и реализации программы спортивной подготовки на каждом ее этапе в хоккее с шайбой настоящий Федеральный стандарт устанавливает следующие обязательные требования:

Возрастные и гендерные критерии возраста начала занятий в соответствии с биологическими закономерностями развития детского организма, а также – ведущими тенденциями развития вида (и его дисциплин) в мировом олимпийском спорте.

Компоненты структуры (периодизации) и содержания спортивной подготовки (основные виды, средства и их соотношение) на каждом этапе с учетом календаря соревнований и особенностей подготовки в хоккее с шайбой.

Критерии и нормативы спортивной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов на этапах подготовки, включая требования ЕВСК.

Требования настоящего стандарта распространяются на организации, осуществляющие спортивную подготовку по хоккею с шайбой, (включая руководителей таких организаций, тренерский состав, спортсменов, и иных представителей) и являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки.

Настоящий стандарт не применяется работодателями в отношении спортсменов, с которыми заключены трудовые договоры, а также Федерацией хоккея России в отношении членов спортивных сборных команд Российской Федерации по хоккею с шайбой.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку по хоккею с шайбой, устанавливается специальный федеральный стандарт спортивной подготовки.

Федеральные стандарты спортивной подготовки утверждаются не реже чем один раз в четыре года.

2. НОРМАТИВНАЯ БАЗА


При разработке настоящего стандарта были использованы следующие нормативные документы:

Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с последними изменениями, внесенными на основании Федерального закона от 06.12.2011 г. № 412-ФЗ)

ГОСТ Р 52024-2003 от 18.03.2003 г. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (Постановление Госстандарта России № 80-ст).

ГОСТ Р 52025-2003 от 18.03.2003 г. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (Постановление Госстандарта России № 81-ст).

ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения»

ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;

ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;

Всероссийский реестр видов спорта.

Программа развития хоккея в Российской Федерации до 2015 года, утв. Исполкомом ФХР, Протокол № 1 от 17 марта 2009 года

Единая всероссийская спортивная классификация.

Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / М.: Советский спорт, 2006. – 101 с.: ил. (допущена Федеральным агентством по физической культуре и спорту);

Хоккей: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этап спортивного совершенствования) [Текст]. - М.: Советский спорт, 2006. – 68 с.: ил. (допущена Федеральным агентством по физической культуре и спорту);

СанПиН 1567-76 (от 08.06.2004 г.). Физкультура и спорт. Требования.

СанПиН 2.4.3.1186-03. О допуске к занятиям физической культурой и спортом и распределении занимающихся по группам.

СанПиН 2.4.4.1251-03. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ


В настоящем стандарте используются следующие термины и определения:

Хоккей с шайбой (далее по тексту - хоккей) - вид спорта, представляющий собой противоборство двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её наибольшее количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. В каждой команде есть один вратарь, который защищает ворота своей команды.

Хоккеист – спортсмен, систематически занимающийся хоккеем и активно выступающий на соревнованиях, воспитывающий волевые качества и совершенствующий свое техническое мастерство.

Программа спортивной подготовки по хоккею с шайбой (далее - ПСП) - программа поэтапной подготовки физических лиц по хоккею, определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки.

Спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

Спортивный резерв - лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации.

Физическая подготовка – педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Подразделяется на общую и специальную.

Физическая подготовленность - уровень развития физических качеств, навыков и умений, необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности; физическая подготовленность отражает результат физической подготовки.

Спортивные мероприятия – физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования по видам спорта, тренировочные сборы, международные соревнования и другие мероприятия, проводимые на основании положений и иных регламентирующих документов.

Официальные соревнования (мероприятия) по хоккею – соревнования (мероприятия), включенные в календарные планы: Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта; органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта; физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

Правила соревнований по хоккею – официальный документ, регламентирующий условия и порядок проведения соревнований, права и обязанности участников, судей, тренеров и членов персонала. Разрабатываются высшими спортивными организациями на основе утвержденных международных правил.

Положение о соревнованиях по хоккею – основной документ, определяющий условия и порядок организации и проведения соревнований: цели и задачи соревнования; организацию и руководство соревнованием; место и сроки проведения; условия допуска участников и команд; характер соревнований и принцип определения спортивных результатов; судейство соревнований; награждение победителей; порядок и сроки подачи заявок. К положению о соревнованиях могут быть приложены: точный или ориентировочный календарь соревнований; указания о времени и месте работы оргкомитета, мандатной комиссии и судейской коллегии.

Спортивные разряды и звания по хоккею – присваиваются спортсменам, выполнившим установленные нормы и требования на официальных спортивных соревнованиях. Спортивные разряды и звания присваиваются в соответствии с действующей Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (далее - ЕВСК).

Физкультурно-спортивные организации имеющие право присваивать спортивные разряды по хоккею – организации, имеющие право присваивать спортивные разряды, утверждаются органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации.

Зачетная классификационная книжка спортсмена – документ установленного образца, в котором отражаются в установленном порядке: сдача нормативов и присвоение спортивного разряда, участие в соревнованиях, допуск врача на участие в соревнованиях, награждения и взыскания, общественная работа, отметки о переходе в другой коллектив.

Спортивный паспорт – документ единого образца, удостоверяющий спортивную принадлежность и спортивную квалификацию спортсмена.


ФССП – федеральный стандарт спортивной подготовки

ПСП – программа спортивной подготовки

ГНП – группа начальной подготовки

ТГ – тренировочная группа

ГСС – группа спортивного совершенствования

ГВСМ – группа высшего спортивного мастерства

ОФП – общая физическая подготовка

СФП – специальная физическая подготовка

ТехП – техническая подготовка

ТакП – тактическая подготовка

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ


Эффективность работы спортивных организаций во многом зависит от программ спортивной подготовки. В основу разработки ПСП должны быть заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных организаций, включая требования Единой всероссийской спортивной классификации, требования Международной федерации хоккея, правила игры в хоккей, и основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики, имеющихся в хоккее.
ПСП разрабатывается исходя из следующих принципов:

Принцип комплексности - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);

Принцип преемственности - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;

Принцип вариативности - предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Программа должна быть направлена на использование для работы с хоккеистами во всех организациях, обеспечивающих спортивную подготовку по хоккею, включая спортивные клубы и коллективы физической культуры.

При построении многолетнего тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений в хоккее. Оновной целью многолетней подготовки юных хоккеистов является подготовка высококвалифицированных хоккеистов, способных показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня. В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться на основе следующих факторов: специфики игры «хоккей», основных концепций теории и методике хоккея, модельных характеристик высококвалифицированных хоккеистов и возрастных особенностей юных хоккеистов. При планировании спортивных результатов по этапам спортивной подготовки следует соблюдать известную меру: во-первых, установить "верхнюю" границу, за которой лежит непозволительно форсированная тренировка, а во-вторых, некоторую "нижнюю" границу, за которой прирост спортивных результатов идет недопустимо медленно по отношению к запланированному результату. Специализированные занятия по хоккею начинаются с 11-12 лет. После окончания курса обучения в ДЮСШ и СДІОШОР юноши переходят в команды высших разрядов. Первых значительных успехов в хоккее хоккеисты достигают в возрасте 18-20 лет.

При разработке ПСП многолетнюю подготовку следует рассматривать как единый процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;

2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

3) непрерывное совершенствование спортивной техники;

4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;

6) осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки в хоккее определяется сенситивными периодами развития определенных физических качеств. Однако преимущественная направленность подготовки не исключает комплексное развитие физических качеств и спортивных способностей, которые в определенные периоды характеризуются сниженными темпами развития. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы. Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств приведены в таблице 1.

Таблица 1

Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств

┌─────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Морфофункциональные │ Возраст, лет │

│ показатели, физические ├─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤

│ качества │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │ 15 │ 16 │ 17 │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Рост │ │ │ │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Мышечная масса │ │ │ │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Быстрота │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Скоростно-силовые качества │ │ │ │ + │ + │ + │ + │ + │ │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Сила │ │ │ │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Выносливость (аэробные│ │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │ │ │

│возможности) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Анаэробные возможности │ │ │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Гибкость │ + │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Координационные способности │ │ │ + │ + │ + │ + │ │ │ │ │ │

├─────────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│Равновесие │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ + │ │ │ │

└─────────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

В ПСП необходимо представить широкий круг средств и методов разносторонней физической и технической подготовки, особенно для этапа начальной подготовки (подвижные и спортивные игры, упражнения и виды спорта, направленные на развитие координационных способностей, скоростных качеств, выносливости и других качеств).

Обучение двигательным действиям является важнейшим и наиболее кропотливым разделом работы. Ее эффективность значительно повышается, если тренер будет уметь сочетать традиционные методы физического упражнения с методами слова и наглядности.

В начале обучения следует очень осторожно применять соревновательный момент, т.к. в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к проявлению ошибок, а их исправить всегда труднее, чем предупреждать.

Разработка ПСП на каждом этапе опирается на основные теоретико-методические положения, определяющие непрерывную последовательность тренировочного процесса, логическую преемственность целей и задач спортивной подготовки, направленных не только на повышение спортивной работоспособности, но и возможное сохранение здоровья юных и квалифицированных спортсменов. ПСП должна определять с одной стороны стратегию массового спорта, т.е. подготовку физически развитых, здоровых людей, а с другой – выявлять способных юных спортсменов для дальнейшего спортивного совершенствования.

В структуре современной системы подготовки спортсменов кроме физической, технической, тактической, психологической подготовки необходимы знания отбора и ориентации, моделирования и прогнозирования, управления и контроля; вне тренировочных и вне соревновательных факторов; травматизма, питания спортсменов, допинга в спорте.

ПСП должна устанавливать следующие основные критерии для разработки режимов работы:

- необходимость комплектования групп с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства (выполнения нормативов ЕВСК, среднего стажа занятий и возраста занимающихся).

- Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы определяется стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической, а также технической подготовке;

- Возраст лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен являться минимальным для зачисления в учебные группы;

- Установленная недельная тренировочная нагрузка должна являться максимальной;

- На период учебно-тренировочных сборов, оздоровительно-спортивного лагеря наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы устанавливаются в соответствии с наполняемостью и режимами работы специализированных классов.

В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25%.

В таблице 2 приводятся режимы тренировочной работы и требования к видам подготовке.

Таблица 2

Режимы тренировочной работы и требования по видам подготовленности (ОФП, СФП, ТТП и игровой подготовки)


Этапы подготовки

Срок подготовки

Примерный возраст для зачисления

Кол-во часов в неделю

Требования по спортивной подготовке

Начальной подготовки

До 1 года

8 лет

6

Выполнение нормативов по ОФП и СФП

Свыше 1 года

9-10 лет

8

Выполнение нормативов по ОФП и СФП и технике

Тренировочный

До 2-х лет (начальная специализация)

11-12 лет

10

Выполнение нормативов по ОФП и СФП и технике

До 2-х лет (углубленная специализация)

13-14 лет

12

Выполнение нормативов по ОФП и технической подготовке

3-й и 4-й год (углубленная специализация)

15-16 лет

14-15

Выполнение нормативов по ОФП и СФП и ТТП и игровой

Спортивного совершенствования

1-й и 2-й год

17-18 лет

16-18

Выполнение первого спортивного разряда и КМС


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа внеурочной деятельности младших школьников Федеральный государственный стандарт начального общего образования
3197.34kb.
21 стр.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
5450.66kb.
26 стр.
Федеральный стандарт
638.9kb.
4 стр.
Федеральный стандарт
455.49kb.
2 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
446.8kb.
5 стр.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по легкой атлетике (прыжки)
441.78kb.
2 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
319.77kb.
1 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
854.54kb.
6 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
408.33kb.
3 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
712.53kb.
5 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
904.06kb.
6 стр.
Федеральный государственный образовательный стандарт
336.54kb.
1 стр.