Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 На правах рукописи Алексеев Александр Вениаминович ИСПЫТАНИЯ В РЕАКТОРЕ МИР ТВЭЛОВ ВВЭР-1000 В РЕЖИМЕ АВАРИИ С ВВОДОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ РЕАКТИВНОСТИ
Автореферат диссертациина соискание ученой степеникандидата технических наук Димитровград – 2011г. Работа выполнена в открытом акционерном обществе «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов», г.Димитровград, Ульяновской области.
Научный руководитель Доктор технических наук Калыгин Владимир Валентинович
Смирнов Валерий Павлович Кандидат технических наук Кочнов Олег Юрьевич Ведущая организация: ОАО «НИКИЭТ»
С диссертацией можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке НИЦ «Курчатовский институт» Автореферат разослан «____»_____________2011 г.
Учёный секретарь диссертационного совета д.т.н., профессор Мадеев В.Г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы Федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» предусматривается продление срока эксплуатации ряда действующих АЭС с ВВЭР и строительство новых. При этом АЭС нового поколения (АЭС-2006) характеризуются повышенными параметрами теплоносителя, высоким выгоранием и возможностями по маневрированию мощностью блока. Для обоснования новых проектов необходимы дополнительные исследования топлива, в том числе, при высоком выгорании. В связи с широким международным сотрудничеством и экспортной поставкой ВВЭР при обосновании проектов анализируется выполнение требований, как отечественных нормативных документов, так и международных. Для легководных энергетических реакторов рассматривается выполнение критериев EUR (European Utility Requirements), согласно которым инциденты с несанкционированным введением положительной реактивности отнесены к проектным режимам 3 и 4 категории. В настоящее время определены требования к данным режимам, соблюдение которых позволяет существенно ограничить радиационные последствия инцидентов. Результаты экспериментов в реакторах ИГР и БИГР, учет зарубежного опыта позволили сформулировать и обосновать условия эксплуатации твэлов, исключающие их разрушение (фрагментацию). Вместе с тем, требования, предотвращающие разгерметизацию, еще предстоит разрабатывать. В мире проведены тысячи испытаний твэлов с выгоранием топлива до 80 МВт.сут/кгU для определения критериев безопасности - параметров, связанных с фрагментацией топливного сердечника и разгерметизацией твэлов. Большинство экспериментов проведено в импульсных реакторах. Причем в основном теплосъем с экспериментальных твэлов осуществлялся в режиме естественной конвекции теплоносителя. Для создания реальных условий охлаждения твэлов необходимо проводить испытания в исследовательских реакторах, оснащенных соответствующими петлевыми установками. Существующие данные, полученные на импульсных реакторах, не могут в полной мере ответить на вопрос о работоспособности твэлов ВВЭР в условиях ряда сценариев проектной аварии с вводом положительной реактивности (в дальнейшем RIA) по трём причинам. Во-первых, из-за существенного отличия режима свободно-конвективного охлаждения от режима ВВЭР. Во-вторых, в большинстве испытаний импульсное возрастание мощности твэлов реализовано из «холодного» состояния. В-третьих, характеристики импульса нейтронной мощности в значительной степени отличаются от прогнозируемых параметров для проектной аварии на ВВЭР. Это может приводить к существенным отличиям характеристик состояния твэла при реальной аварии и в эксперименте. Кроме того, не было испытаний твэлов ВВЭР с выгоранием выше 40 МВт.сут/кгU при рабочих параметрах теплоносителя в первом контуре ВВЭР. Поэтому для снятия указанных ограничений весьма актуально проведение экспериментов с моделированием параметров RIA на ВВЭР при реальных эксплуатационных условиях.
Для достижения указанной цели автором решены следующие задачи: 1. Анализ методов испытаний твэлов водоохлаждаемых энергетических реакторов в режиме реактивностной аварии, выполненных ранее. 2. Разработка метода получения импульса мощности, расчетно–экспериментальное подтверждение возможности его реализации в реакторе МИР при работе на постоянной мощности без нарушения условий безопасной эксплуатации. 3. Разработка инженерно–технических решений для реализации метода получения импульса, определение основных характеристик устройства и его элементов для обеспечения требуемых параметров импульса мощности. 4. Определение номенклатуры средств измерения, необходимой для получения экспериментальной информации, разработка метода обработки первичных данных. 5. Проверка предложенных решений в процессе испытаний в реакторе МИР, получение экспериментальных данных о поведении фрагментов твэлов ВВЭР-1000 с высоким выгоранием топлива в условиях RIA.
1. Разработаны, запатентованы и использованы в экспериментах оригинальные технические решения, обеспечивающие испытания фрагментов твэлов ВВЭР в условиях RIA при требуемом режиме охлаждения в исследовательском ядерном реакторе, работающем на постоянной мощности. 2. Впервые проведены испытания фрагментов твэлов ВВЭР-1000 с большим выгоранием топлива при импульсном изменении мощности и реальных условиях охлаждения, получена информация о их поведении в условиях RIA.
Обоснованность предложенных технических решений подтверждена успешным проведением реакторных экспериментов. Все нейтронно-физические и теплогидравлические расчеты условий испытаний проведены по аттестованным или верифицированным кодам. Достоверность результатов измерений обеспечена применением датчиков внутризонного контроля параметров, прошедших индивидуальную градуировку на нереакторном стенде и в канале реактора в составе экспериментальной ТВС (ЭТВС) и подтверждена данными послереакторных материаловедческих исследований. Практическая значимость работы: 1. Созданы технические средства, позволяющие проводить реакторные испытания твэлов типа ВВЭР с высоким выгоранием топлива в условиях RIA при требуемых условиях охлаждения. 2. Получены экспериментальные данные, необходимые для верификации и совершенствования расчетных кодов, которые описывают термомеханическое состояние твэлов и используются, в том числе, при лицензировании топлива. 3. Разработанные технические решения позволяют выполнять программы по изучению поведения существующих и перспективных типов твэлов ВВЭР с различным выгоранием топлива в условиях импульсного возрастания мощности и заданных параметрах охлаждения. Личный вклад Лично автором и при его непосредственном участии: - выполнен анализ методов и результатов испытаний твэлов водоохлаждаемых энергетических реакторов в режиме реактивностной аварии, проведенных ранее; - разработаны и запатентованы технические решения, обеспечивающие испытания твэлов ВВЭР в условиях RIA при требуемом режиме охлаждения в исследовательском ядерном реакторе, работающем на постоянной мощности (патент РФ №2243605); - выполнены все нейтронно-физические и теплофизические расчеты, обосновывающие возможность реализации и безопасность проведения эксперимента; - разработан проект экспериментального устройства, выбрана номенклатура средств измерения; - проведены испытания гидравлического привода экранирующего устройства на лабораторном стенде и в реакторе; - разработаны программы и проведены реакторные эксперименты, получены первичные результаты измерения параметров; - разработаны расчетные методы и выполнена в полном объеме посттестовая обработка первичных результатов измерения параметров. Нельзя не отметить, что проведение реакторных экспериментов – труд коллективный. Непосредственное творческое участие в подготовке, обосновании безопасности и проведении реакторных испытаний принимали сотрудники ГНЦ НИИАР В.Н.Шулимов, И.В.Киселева, В.А. Овчинников, А.П. Малков, С.В. Романовский, В.А.Свистунов; посттестовых исследований - А.В.Горячев. В подготовке эксперимента участвовали А.В. Салатов, О.А.Нечаева (ВНИИНМ). Основные положения, выносимые на защиту: 1. Способ и устройство для испытаний фрагментов твэлов ВВЭР в режиме проектной реактивностной аварии в исследовательском реакторе со стационарным режимом работы, оснащенном петлевыми установками с параметрами первого контура ВВЭР. 2. Результаты нейтронно-физических и теплофизических расчетов в обоснование выбора компоновки экспериментального устройства и активной зоны реактора. 3. Экспериментальные данные, полученные при испытании ТВС, укомплектованной рефабрикованными твэлами ВВЭР-1000 с высоким выгоранием топлива, при условиях охлаждения, соответствующих эксплуатационным. 4. Метод и результаты обработки данных первичных измерений параметров экспериментов.
Основные результаты работы были представлены и обсуждены на: - седьмой Российской конференции по реакторному материаловедению (г. Димитровград, 8-12 сентября 2003 г.); - четвертой международной научно-технической конференции «Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР» (г. Подольск 23-27 мая 2005 г); - международной конференции «2005 Water Reactor Fuel Performance Meeting», (Япония, Kyoto, 2-6 Oct. 2005); - научно-технической конференции «Экспериментальное обоснование проектных, конструкторских и технологических решений в инновационных разработках ядерной энергетики» (г. Димитровград, 5-8 декабря 2006г); - научно-технической конференции НТК-2008. «Ядерное топливо нового поколения для АЭС. Результаты разработки, опыт эксплуатации и направления развития». (Москва, ВНИИНМ, 19-21 ноября 2008); - шестой международной конференции «Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР» (г. Подольск, ОКБ «Гидропресс», 26-29 мая 2009); - научно-технической конференции НТК-2010. «Ядерное топливо нового поколения для АЭС. Результаты разработки, опыт эксплуатации и направления развития». (Москва, ВНИИНМ,19-21 ноября 2010).
По результатам исследований при участии автора в научных изданиях опубликовано 14 работ, в том числе, 3 – в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, получен патент на изобретение. Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы. Работа изложена на 100 страницах текста, включая 61 рисунок, 23 таблицы. Список литературы содержит 70 наименований. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность диссертационной работы, формулируется цель, научная и практическая значимость исследований. В главе 1 проводится аналитический обзор реакторных испытаний твэлов в режиме RIA, которые, в основном, направлены на определение критериев безопасности – разгерметизации оболочки и фрагментации топлива. Цель обзора настоящей работы – обобщение опыта и результатов испытаний твэлов в условиях аварии с вводом положительной реактивности для использования при разработке методики испытаний твэлов ВВЭР в реакторе МИР при параметрах RIA. Проанализированы публикации о работах, выполненных в США, Японии, Франции, России. В первую очередь, обращалось внимание на экспериментальные исследования твэлов легководных энергетических реакторов с выгоранием топлива выше 30 МВт.сут/кгU. Рассмотрены: конструкция устройств и их основные особенности – количество твэлов, длина топливного столба, выгорание, оснащение средствами измерений, а также основные условия проведения испытаний - энтальпия топлива, организация циркуляции теплоносителя, его температура и давление. Основные параметры проведенных испытаний приведены в таблице 1. Из представленных данных видно, что, несмотря на различия в технических характеристиках установок, где выполняли эксперименты, количество одновременно исследуемых твэлов не превышало четырех. Причем все они укороченные. Цель большинства испытаний состояла в получении значения энтальпии, при которой происходит фрагментация твэла или его разгерметизация. В большинстве экспериментов измеряли температуру оболочки твэла и теплоносителя. В отдельных испытаниях устанавливали термоэлектрический преобразователь (ТЭП) в центр топливного сердечника, использовали датчики формоизменения твэла. Основная часть испытаний твэлов ВВЭР с высоким выгоранием топлива выполнена в ампульных устройствах импульсных реакторов при холодном теплоносителе и давлении 0,1 МПа (см. табл. 2). Кроме того, форма импульса, реализуемого при таких испытаниях, не соответствовала прогнозируемой для проектной аварии на ВВЭР. Таблица 1. Параметры и результаты испытаний.
1 п - принудительная, е – естественная; 2 для облученных твэлов. Таблица 2. Основные параметры испытаний твэлов ВВЭР в реакторах ИГР и БИГР.
Два испытания были проведены в петлевой установке реактора СМ с параметрами теплоносителя ВВЭР. Испытывали твэлы с выгоранием топлива 42,6 и 51,6 МВт.сут/кгU. Импульс обеспечивали пробросом одиночного твэла через «окно» между двумя расположенными друг над другом поглощающими экранами. Поскольку твэлы в эксперименте перемещались, оснащение их какими-либо детекторами не было. Приращение среднерадиальной энтальпии топлива в экспериментах превышало 500 Дж/г. Оба твэла сохранили герметичность. Проектная RIA на ВВЭР-1000 связывается, в основном, с выбросом из активной зоны реактора регулирующего органа без нарушения охлаждения твэлов и без нарушения в работе системы аварийной защиты реактора. При этом происходит увеличение мощности твэлов в 2-3 раза примерно за одну секунду. Температура топливного сердечника не достигает температуры плавления диоксида урана. Кризис теплообмена на поверхности оболочки твэла не достигается. Прогнозируемые импульсы мощности в проектных RIA на ВВЭР-1000 имеют полуширину до 1 с, энтальпию до 420 Дж/г, линейную мощность до 840 Вт/см. Исходя из сказанного, для моделирования перечисленных условий в реакторе МИР сформулированы следующие требования к проведению экспериментов: - испытания необходимо проводить в канале петлевой установки с параметрами теплоносителя ВВЭР-1000; - количество твэлов и их размеры определяются конструкцией канала и особенностями экспериментального устройства; - для обеспечения информативности эксперимента необходимо оснастить твэлы датчиками внутриреакторного контроля, поэтому перемещение твэлов не допускается; - требуется исключить влияние эксперимента на активную зону, поэтому импульс должен быть реализован в объеме петлевого канала; - с целью обеспечения ядерной безопасности не допускается ввод положительной реактивности; - не требуется применять специальных мер для обеспечения радиационной безопасности эксперимента, поскольку при планируемом импульсе мощности разгерметизация твэлов не предполагается. В главе 2 описан метод получения импульса мощности требуемых параметров на экспериментальных твэлах. Рассматривается моделирование импульса на основе нейтронно-физических и теплофизических расчетов параметров испытания твэлов ВВЭР-1000 с выгоранием 50 МВт.сут/кгU в петлевом канале реактора МИР. Автором предложено выполнять импульсное увеличение мощности путём быстрого подъёма кольцевого поглощающего экрана, который в исходном состоянии окружает экспериментальную сборку твэлов и максимально приближен к ней. Для обеспечения минимального по абсолютной величине эффекта реактивности, одновременно с перемещением экрана в активную зону вводится жестко связанный с ним компенсатор реактивности. Окончание импульса достигается за счет срабатывания аварийной защиты реактора. Регулирующим параметром, с помощью которого при необходимости увеличивают энтальпию топлива в эксперименте, является время выдержки на максимальной мощности, которое реально можно изменять в пределах 0,5 - 3с. Таким образом, импульс мощности может быть треугольной или трапецеидальной формы. Предложенный метод предполагает размещение сборки укороченных твэлов и экрана в верхней части активной зоны, а компенсатора реактивности – в нижней. Принципиальная схема активной части экспериментального устройства представлена на рисунке 1. Нейтронно-физические характеристики устройства для получения импульса мощности с необходимыми характеристиками определены с использованием программы MCU-RR. Расчетная модель включала всю активную зону реактора, отражатель, все органы регулирования в реальном их положении по высоте. Предварительные расчеты показали, что в петлевом канале реактора МИР для твэлов с выгоранием топлива 50-60 МВт.сут/кгU в импульсе можно получить линейную мощность до 1200 Вт/см. Это значение ограничено допустимой мощностью 4 МВт каждой из рабочих ТВС (РТВС). В результате нейтронно-физических расчетов выбраны положение сборки твэлов, размеры и размещение экрана и компенсатора реактивности, при которых обеспечиваются требуемый импульс мощности и знак вводимой реактивности. На рисунке 2 представлено распределение энерговыделения по высоте экспериментального твэла в зависимости от положения поглощающего экрана.
Рисунок 2. Изменение объемного энерговыделения в топливе (относительные единицы) при различных положениях экрана: 1- твэл, 2- экран, 3- диаграмма Qv(Z) Параметры, определяющие термомеханическое состояние твэлов, могут быть получены путем математической обработки результатов измерений, зафиксированных в процессе эксперимента. Для проведения расчетного анализа автором использован код МУЗА, который позволяет рассчитывать температуру с учетом реального распределения энерговыделения в топливном сердечнике, теплообмена между топливным сердечником и чехлом ТЭП, топливом и оболочкой, оболочкой и теплоносителем. Результаты расчетов представлены на рисунках 3 и 4. ![]() Рисунок 3. Сравнение результатов расчета изменения ЛМ в ВВЭР-1000 для Хмельницкой АЭС (ХАЭС) и в эксперименте в реакторе МИР: 1 - ХАЭС при выгорании 50 МВт.сут/.кгU, 2 - ХАЭС для «свежих» твэлов, 3 - МИР ![]() Рисунок 4. Сравнение результатов расчета изменения среднерадиальной энтальпии топлива при выгорании 50 МВт.сут/кгU: 1,2 - в эксперименте при выдержке на постоянной мощности: 1 - 0,8 с, 2 - 1,3 с, 3 - в ВВЭР Из приведенных данных следует, что при существенном отличии динамики мощности в импульсах, реализуемых в ВВЭР-1000 и в реакторе МИР, можно получить удовлетворительное согласие максимальной среднерадиальной энтальпии топлива.
Экспериментальное устройство содержит сборку из трех твэлов – двух выгоревших рефабрикованных и одного «свежего». Обогащение топлива по U235 в последнем для выравнивания энерговыделения уменьшено до 2,5%. Длина топливного сердечника – 200 мм. Поглощающий экран и компенсатор реактивности выполнены в виде цилиндров из гафниевых пластин. Схема экспериментального канала, для которой проводили нейтронно-физические расчеты, приведена на рисунке 5. В расчетах определяли эффекты реактивности от перемещения экранов, амплитуду импульса, мощность РТВС окружения и мощность реактора (исходная линейная мощность рефабрикованных твэлов 250 Вт/см). Под амплитудой понимают отношение ЛМ к ЛМ на уровне 75 мм перед импульсом. Результаты расчетов приведены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты расчетов параметров экспериментального устройства.
На рисунке 6 представлена гидравлическая схема экспериментального устройства. Рисунок 6. Схема стенда управления экспериментом с линией слива среды: 1 - канал, 2 - поршень привода, 3 - промежуточная емкость, 4 - вентиль, 5 - датчик давления, 6 - дроссель, 7 - емкость для сбора теплоносителя. ![]() Канал выполнен по типу «Фильда», он охлаждается теплоносителем петлевой установки реактора МИР. Усилие гидравлического привода, перемещающего экран и компенсатор реактивности, создается за счет разности давлений ниже и выше поршня привода (2 на рисунке 6). Запуск привода в работу осуществляется путем соединения полости над поршнем с атмосферой при открытии вентиля (4) на линии слива среды в емкость, находящуюся под атмосферным давлением. Для обеспечения требуемого времени перемещения экранирующего устройства линия слива снабжена дросселем (6) с заданным гидравлическим сопротивлением. Промежуточная емкость (3) служит для того, чтобы через дроссель протекала холодная среда без вскипания. Коэффициент гидравлического сопротивления дросселя, обеспечивающий требуемую скорость движения экранирующего устройства (около 200 мм/с), определен расчётно-экспериментальным путем с использованием лабораторного гидравлического стенда и петлевой установки реактора МИР. Количество и номенклатуру внутриреакторных датчиков выбирали в соответствии с разработанной методикой обработки результатов измерений, исходя из технических возможностей конструкции канала. Предусмотрены следующие средства измерений параметров эксперимента: - ТЭП типа ВР5/20 в центре топливного сердечника каждого из трех твэлов; - ТЭП для измерения температуры теплоносителя на входе в ЭТВС, на выходе из нее и на уровне рабочего спая топливной ТЭП; - датчик давления газа под оболочкой одного РФТ в эксперименте №4, - один или два детектора прямого заряда (ДПЗ) в экспериментальной сборке для измерения плотности потока тепловых нейтронов; - штатная ионизационная камера (ИК), расположенная около границы активной зоны; - штатные датчики петлевой установки реактора, измеряющие давление, температуру и расход теплоносителя. В главе 4 описаны результаты проведенных в реакторе экспериментов. Сценарий проведения эксперимента в реакторе предусматривает следующие этапы: - предреакторная подготовка с уточнением параметров гидравлического привода в канале петлевой установки на остановленном реакторе; - вывод реактора на мощность, равную 10-20% от номинальной и выполнение предварительного импульса мощности; - подъем мощности реактора до достижения на экспериментальных рефабрикованных твэлах требуемой ЛМ (230-250 Вт/см при выгорании топлива 50 МВт.суг/кгU); - выполнение импульса мощности. Задача испытания привода в канале реактора на нулевой мощности состоит в уточнении коэффициента сопротивления дросселя в условиях реальной конструкции экспериментального устройства. Выполнение импульса на малой мощности необходимо для проверки работоспособности устройства. Характеристики испытываемых твэлов: - эксперимент №1 – методический эксперимент на малой мощности (выгорание см. эксперимент №2); - эксперимент №2 – выгорание РФТ №1 среднее 58,3 (максимальное 60,8), РФТ №2 среднее 58,9 (максимальное 61,3) МВт.сут/кгU; - эксперимент №3 – выгорание РФТ №1 среднее 48,3 (максимальное 48,9), РФТ №2 среднее 48,3 (максимальное 49,1) МВт.сут/кгU; - эксперимент №4 – выгорание РФТ №1 среднее 59,1 (максимальное 59,4), РФТ №2 среднее 58,9 (максимальное 59,4) МВт.сут/кгU. Параметры перед импульсом разных экспериментов представлены в таблице 4. Таблица 4. Исходные параметры экспериментов
В проведенных экспериментах для получения требуемого значения введенной энтальпии время задержки срабатывания аварийной защиты задавалось равным 1 - 3,5 с. Основные результаты измерений первичных параметров в процессе проведения экспериментов представлены на рисунках 7 - 9. Зафиксированное уменьшение показаний ионизационной камеры (стрелка на рисунке 7) подтверждает введение небольшой отрицательной реактивности при перемещении экрана и компенсатора.
Основная задача обработки первичных результатов эксперимента состоит в определении параметров твэлов, влияющих на их термомеханическое состояние – пространственно-временного распределения линейной мощности и энтальпии топлива. Для определения количества делений в топливе экспериментальных твэлов после испытания в импульсных реакторах, кроме расчета, использовали послойный анализ топлива с применением масс-спектрометрических методов. В данном случае такой подход не применим, поскольку предварительное облучение не позволяет определить количество накопившегося нуклида (бария) в импульсе. Поэтому необходимо было использовать другие методы.
Рисунок 7. Эксперимент №1. Зависимость от времени: 1- давления в линии слива среды; 2- показаний ДПЗ; 3- показаний ИК (стрелка – снижение показаний). Временные отсечки: 4 - начало движения экранирующего устройства (t=0,1с), 5 - момент совмещения нижнего торца экрана (НТЭ) с нижним торцом топлива (t=0,39с), 6 - момент совмещения НТЭ с нижним торцом эмиттера ДПЗ (t=0,55c), 7 - момент полного открытия эмиттера ДПЗ (t=0,96c), 8 - момент полного открытия топлива (t=1,34c), 9 - момент остановки экранирующего устройства (t=2,03с). ![]() Рисунок 8. Эксперимент №2. Зависимости от времени: показаний ТЭП в центре топливного сердечника: 1 - «свежего» твэла, 2 и 3 – рефабрикованных твэлов №1 и №2, соответственно; 4- давления в линии слива ![]() Рисунок 9. Эксперимент №4. Зависимости от времени: 1 – показаний топливного ТЭП «свежего» твэла, 2 - показаний топливного ТЭП РФТ, 3 - давления в линии слива среды, 4 и 5 - показаний ДПЗ (4 - верхняя, 5 - нижняя половина топливного сердечника) Автором было предложено определять указанные параметры с использованием первичных результатов измерений: - по подогреву теплоносителя в канале с использованием показаний датчиков контроля температуры и расхода теплоносителя, установленных в первом контуре ПУ (метод теплового баланса, погрешность 14%, метод 1); - по результатам теплофизического расчета твэлов при стационарном режиме работы канала с использованием показаний топливной ТЭП (погрешность 2,8 - 5,9%, метод 2). Полученные результаты для состояния, предшествующего импульсу мощности, приведены в таблице 5. Они удовлетворительно совпадают с данными нейтронно-физических расчетов, которые нормированы на зафиксированные в эксперименте значения мощности РТВС. Для определения по измеренной температуре ТЭП динамики изменения ЛМ в сечении ЭТВС, в котором установлены ТЭП, использовали итерационные расчеты до получения малого отличия результатов расчета от измеренной температуры. Таблица 5. Результаты определения мощностных параметров перед импульсом
*, ** в RIA-4 уровень ТЭП в «свежем» твэле 75 мм, в РФТ - 25 мм Скорость нарастания импульса мощности определяли по времени перемещения экранирующего устройства, которое измеряли непосредственно в канале реактора в рабочих условиях. Индикатором нижнего и верхнего положений поглощающих элементов были скачки давления в линии слива после вентиля при начале и окончании движения. Момент начала движения поглощающих элементов определяли по возмущению показаний ИК или ДПЗ. Значение энтальпии получено расчетным путем в двумерной RZ геометрии в сечении с максимальной по длине твэла температурой топлива (7-13 мм от низа топливного сердечника). Примеры результатов расчета пространственно-временных параметров приведены на рисунках 10 – 14. Полученные данные не противоречат результатам посттестовых материаловедческих исследований твэлов. Таким образом, использование предложенных решений позволило реализовать возможность проведения в реакторе МИР испытаний твэлов ВВЭР 1000 при условиях, соответствующих проектной RIA (см. таблицу 6). Таблица 6. Выполняемые на реакторе МИР параметры испытаний твэлов с выгоранием топлива 48-59 МВт.сут/кгU
![]() Рисунок 10. Эксперимент №2. Зависимости от времени для РФТ №1: 1 - измеренной температуры топливного ТЭП, 2 - рассчитанной температуры топливного ТЭП, 3 - рассчитанной температуры центра топливного сердечника, 4 - ЛМ на уровне ТЭП 75 мм ![]() Рисунок 11. Эксперимент №4. Зависимость от времени температуры РФТ №1: 1 - измеренной ТЭП, 2 - рассчитанной ТЭП, 3 - центра топливного сердечника, 4 - ЛМ на уровне ТЭП 25 мм
Рисунок 12. Зависимость от времени ЛМ РФТ в сечении с максимальной ЛМ по длине в экспериментах (в скобках амплитуда): 1 - №2 (3,75), 2 - №4 (3,85), 3 - №3 (3,87) ![]() Рисунок 13. Эксперимент №2. Зависимость энтальпии топлива от времени РФТ №1 на уровне (мм): 1 – 13 (максимум по длине), 2 – 25, 3 – 50, 4 – 75, 5 – 100, 6 – 125, 7 - 150 ![]() Рисунок 14. Эксперимент №2. Зависимость ЛМ РФТ №1 от времени на разном уровне от низа топливного сердечника (мм): 1 – 5, 2 – 25 , 3 – 50, 4 – 75, 5 – 100, 6 – 125, 7 – 150, 8 – 175, 9 - 200
1. Выполнен анализ методик испытаний твэлов водоохлаждаемых энергетических реакторов в режиме реактивностной аварии, большинство из которых проведено в импульсных реакторах. В результате анализа сформулированы основные технические требования к условиям проведения экспериментов в реакторе МИР. 2. Предложен метод получения импульса мощности, моделирующего выброс регулирующего органа ВВЭР, в стационарно работающем исследовательском реакторе и экспериментальное оборудование для его реализации. 3. Разработанные технические решения адаптированы к реактору МИР. Изучены основные нейтронно-физические и теплогидравлические характеристики экспериментального канала, показана возможность моделирования значимых термомеханических изменений твэлов. Предложен управляющий параметр для моделирования переходного процесса. Подтверждены ядерная безопасность экспериментов и надежность работы экспериментального оборудования. 4. Проведены расчетные исследования параметров работы оборудования и экспериментальных твэлов, в результате которых определены характеристики устройства при выбранной компоновке активной зоны реактора МИР, обеспечивающие введение малой отрицательной реактивности. 5. В ходе реакторных экспериментов в петлевом канале с параметрами теплоносителя ВВЭР-1000 для рефабрикованных твэлов с выгоранием 50 60 МВт·сут/кг при начальной линейной мощности до 250 Вт/см получены импульсы с требуемым значением максимальной энтальпии, амплитудой до 4, временем нарастания мощности около 1 с. 6. Для используемых в эксперименте средств контроля параметров разработан и реализован алгоритм обработки первичных результатов измерений. В итоге достигнуто хорошее согласие результатов расчетов и экспериментов. Это доказывает пригодность моделей нейтронно-физических и теплофизических расчетов. 7. Таким образом, в рамках выполнения диссертационной работы решена существенная задача: впервые в исследовательском реакторе, работающем на стационарной мощности, выполнены испытания твэлов ВВЭР-1000 при параметрах проектной RIA с целью получения экспериментальных данных, для оценки работоспособности твэлов, а также для усовершенствования и верификации расчетных программ. Основные положения диссертационной работы изложены в следующих публикациях:
5> Смотрите также: Испытания в реакторе мир твэлов ввэр-1000 в режиме аварии с вводом положительной реактивности
343.64kb.
1 стр.
Фазовые превращения в материалах образцов-свидетелей в процессе длительных температурных выдержек при рабочих температурах корпусов реакторов ввэр-1000
99.93kb.
1 стр.
Аварии → Аварии с токсическими выбросами → авария 3 декабря 1984 г. В бхопале (индия)
58.63kb.
1 стр.
Аварии → Аварии с объемными взрывами → авария 11 августа 1989 г. На по «омскхимпром»
23.45kb.
1 стр.
Ядерные технологии
70.75kb.
1 стр.
Отец: Иванов Гамлет Нотанович, 1947 года рождения
17.33kb.
1 стр.
Весы пвм-1/15-Т: Весы настольные универсальные с двухсторонним жидкокристаллическим дисплеем и пленочной клавиатурой предназначены для взвешивания и вычисления стоимости взвешенного товара. Основные возможности и свойства весов
24.02kb.
1 стр.
Аварии → Аварии с объемными взрывами → авария 1 июня 1974 г. В фликсборо
162.34kb.
1 стр.
В палехском районе 7 человек получают пенсии и едв как пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской аэс
10.7kb.
1 стр.
Гемодинамические показатели здоровых лиц юношеского возраста с различным типом вегетативной реактивности
36.4kb.
1 стр.
Ветроэлектросиловая установка we-1000
64.21kb.
1 стр.
Основные источники облучения населения России и обусловленные ими 273.07kb.
1 стр.
|