Главная
страница 1страница 2страница 3
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
ДОКЛАД

от 2 марта 2010 года


О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2009 ГОДУ


ВВЕДЕНИЕ
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее - Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека в Республике Татарстан в 2009 году" подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан".

Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан: обобщения результатов рассмотрения поступивших Уполномоченному коллективных и индивидуальных жалоб граждан, сведений, полученных Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе выездных приемов граждан, материалов проведенных проверок. При подготовке доклада также использованы официальные данные органов государственной власти, аналитические материалы неправительственных правозащитных организаций, научных и других учреждений, сообщения средств массовой информации, а также материалы конференций, семинаров, круглых столов, проведенных Уполномоченным или с его участием. Уполномоченный выражает признательность всем, кто направил в его адрес информацию и тем самым внес посильный вклад в подготовку настоящего доклада.

Ежегодный доклад Уполномоченного направляется Президенту Республики Татарстан, Государственному Совету Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Конституционному суду Республики Татарстан, Верховному суду Республики Татарстан, Арбитражному суду Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан и подлежит обязательному официальному опубликованию в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".

Уполномоченный выражает уверенность, что информация, представленная в докладе, привлечет пристальное внимание органов власти и институтов гражданского общества к насущным проблемам соблюдения конституционных прав и свобод человека, что способствует усилению гарантий государственной защиты прав и свобод человека.


ОБЩИЙ АНАЛИЗ ОБРАЩЕНИЙ
В 2009 году к Уполномоченному поступило 982 обращения (см. таблицу 1). Из них 565 - письменных и 417 - устных.

В течение года сотрудниками аппарата Уполномоченного также оказывалась правовая помощь в форме консультаций по телефону.


Таблица 1
ИНФОРМАЦИЯ О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
┌────┬────────────────────────────────────────────┬─────────────┬────────┐

│ N │ Показатели │ Количество │ % │

│п/п │ │ │ │

├────┼────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────┤

│1. │Всего поступило обращений, в том числе: │ 982 │ 100 │

│ │- писем │ 565 │ 57,5 │

│ │- устных обращений │ 417 │ 42,5 │

│2. │Рассмотрено писем и обращений, в том числе: │ 982 │ 100 │

│ │- сотрудниками аппарата │ 642 │ 65,4 │

│ │- направлено по принадлежности │ 340 │ 34,6 │

│3. │Результаты рассмотрения писем и обращений │ 982 │ 100 │

│ │- восстановлены права │ 54 │ 5,5 │

│ │- даны разъяснения и консультации │ 905 │ 92,2 │

│ │- отказано в принятии │ 23 │ 2,3 │

└────┴────────────────────────────────────────────┴─────────────┴────────┘
Несмотря на то, что общее количество обращений по сравнению с прошлым годом немного уменьшилось, количество обращений по отдельным категориям возросло.

Отмечается тенденция ежегодного увеличения количества обращений по жилищным вопросам (в 2009 году их поступило 133, в 2008 году - 120, в 2007 году - 46); жалоб на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов (в 2009 году их поступило 162, в 2008 году - 149, в 2007 году - 86); обращений по вопросам приема в гражданство РФ и паспортизации (в 2009 году их поступило 38, в 2008 году - 31, в 2007 году - 19).

По сравнению с прошлым годом увеличилось количество обращений по социальным вопросам и вопросам пенсионного обеспечения (в 2009 году - 85, в 2008 году - 74); жалоб на нарушение трудового законодательства (в 2009 году - 71, в 2008 году - 68); жалоб по вопросам прав лиц, отбывающих наказание или заключенных под стражу (в 2009 году - 65, в 2008 году - 43).

В свою очередь, как и в предыдущие годы, чаще всего заявители обращаются к Уполномоченному в связи с несогласием с судебным решением (таблица 2). В 2009 году подобных обращений поступило 178, в 2008 году - 177.


Таблица 2
ТЕМАТИКА ОБРАЩЕНИЙ
┌────┬────────────────────────────────────────────┬─────────────┬────────┐

│ N │ Тематика обращений │ Количество │ % │

│п/п │ │ │ │

├────┼────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────┤

│1. │Несогласие с судебными решениями │ 178 │ 18,2 │

│2. │Жалобы на сотрудников правоохранительных│ 162 │ 16,5 │

│ │органов │ │ │

│3. │Жилищные вопросы │ 133 │ 13,5 │

│4. │Социальные вопросы, в том числе вопросы│ 85 │ 8,7 │

│ │пенсионного обеспечения │ │ │

│5. │Коммунально-бытовые вопросы │ 72 │ 7,3 │

│6. │Трудовое законодательство │ 71 │ 7,2 │

│7. │Права лиц, отбывающих наказание или│ 65 │ 6,6 │

│ │заключенных под стражу │ │ │

│8. │Вопросы приема в гражданство РФ и│ 38 │ 3,9 │

│ │паспортизации │ │ │

│9. │Земельные вопросы │ 33 │ 3,4 │

│10. │Вопросы медицинского обслуживания │ 27 │ 2,7 │

│11. │Исполнительное производство │ 18 │ 1,8 │

│12. │Права детей │ 15 │ 1,5 │

│13. │Другие вопросы │ 85 │ 8,7 │

└────┴────────────────────────────────────────────┴─────────────┴────────┘


Структура обращений в разрезе социальных групп населения выглядит следующим образом (таблица 3).
Таблица 3
КАТЕГОРИЯ ЗАЯВИТЕЛЕЙ
┌────┬────────────────────────────────────────────┬─────────────┬────────┐

│ N │ Категория заявителей │ Количество │ % │

│п/п │ │ │ │

├────┼────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────┤

│1. │Лица, находящиеся в местах лишения свободы│ 252 │ 25,7 │

│ │или заключенные под стражу │ │ │

│2. │Пенсионеры │ 168 │ 17,1 │

│3. │Инвалиды │ 66 │ 6,7 │

│4. │Мигранты (иностранцы, лица без гражданства,│ 38 │ 3,9 │

│ │граждане стран СНГ и т.д.) │ │ │

│5. │Ветераны труда │ 10 │ 1,0 │

│6. │Многодетные родители │ 10 │ 1,0 │

│7. │Дети-сироты, дети и лица, оставшиеся без│ 5 │ 0,5 │

│ │попечения родителей │ │ │

│8. │Коллективные │ 35 │ 3,6 │

│9. │Другие │ 398 │ 40,5 │

└────┴────────────────────────────────────────────┴─────────────┴────────┘
Анализ обращений позволяет сделать вывод о том, что более половины из них поступило от представителей так называемых социально уязвимых групп населения.

Возрастает количество жалоб (иных обращений), поступивших от осужденных и обвиняемых в совершении преступления. Если в 2008 году их было 236, то в 2009 году - 252.

Заметно чаще к Уполномоченному стали обращаться пенсионеры и люди с ограниченными физическими возможностями.

Наблюдается небольшое увеличение коллективных обращений. В 2009 году их было 35 (в 2008 году - 33, в 2007 году - 25).


ВЫЕЗДНЫЕ ПРИЕМЫ ГРАЖДАН
В истекшем году проведены выездные приемы в Азнакаевском, Алексеевском, Бавлинском, Елабужском, Камско-Устьинском, Лаишевском, Мамадышском, Сабинском, Тетюшском, Чистопольском муниципальных районах.

Выездные приемы позволяют непосредственно общаться с жителями республики, знакомиться с волнующими их проблемами и при выявлении нарушений оперативно принимать меры по их устранению.

Данные приемы проводились совместно с членами Общественной палаты Республики Татарстан с участием руководителей муниципальных образований, представителей правоохранительных органов, органов здравоохранения, социальной защиты.

В ходе приема на имя Уполномоченного поступило 107 коллективных и индивидуальных обращений.

Больше всего жителей волновали вопросы, связанные с некачественным предоставлением жилищно-коммунальных услуг, вопросы социальной защиты. На третьем месте - жалобы и заявления по вопросам нарушений трудового законодательства.

Соблюдение прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг - традиционно один из самых больных и сложных вопросов в социальной политике как в Российской Федерации, так и Республике Татарстан. В ходе приема граждане жаловались на нарушения теплоснабжения квартир в холодное время года, на начисление непомерно высокой оплаты коммунальных услуг, считая расценки за такой коммунально-бытовой сервис явно завышенными. При этом жалобы граждан соответствующие коммунальные службы часто оставляли без должного внимания.

Вместе с тем следует отметить, что во время выездных приемов многие главы муниципальных районов своевременно реагировали на обращения граждан и принимали оперативные меры по устранению нарушений прав граждан в сфере коммунального хозяйства, и людям оказывалась действенная помощь.

Так, во время выездного приема в Елабужском муниципальном районе поступила жалоба от гражданки П. о необходимости капитального ремонта в подъезде многоквартирного жилого дома. После комиссионного обследования Исполнительным комитетом города Елабуги установлен срок для проведения капитального ремонта - июнь 2010 года.

Другой пример. В этом же муниципальном районе поступила жалоба от пенсионерки К. на несогласие с решением Энергосбыта о замене счетчиков за счет жильцов и взиманием высокой платы за освещение и за общедомовое начисление (ОДН). По данному вопросу Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района была организована проверка приборов учета с выездом на место. В ходе проверки установлено, что в квартире заявительницы установлен индивидуальный прибор учета, класс точности которого не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "О правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики". Учитывая возраст заявительницы, а также то, что счетчик, который был установлен у заявительницы, государственной проверке уже не подлежит, депутатом Елабужского городского совета Смирновой И.В. оказана помощь в приобретении и установке счетчика более высокого класса точности. Кроме того, заявительнице сделан перерасчет по начисленному ОДН.

В Алексеевском муниципальном районе оказано содействие в установке газового счетчика гражданину Ч.

В Лаишевском муниципальном районе по жалобе гражданки Т. было принято решение о проведении капитального ремонта в квартире заявительницы (место общего пользования). После ремонта недостатки были устранены.

Многие граждане во время выездного приема просили содействовать в повышении пенсий и других социальных выплат, в присвоении звания "Ветеран труда" т.д. По всем обращениям делались необходимые запросы, давались исчерпывающие юридические консультации по разъяснению нормативных требований, необходимых для получения званий и льгот, предусмотренных законодательством.

Во время выездного приема в Елабужском муниципальном районе к представителю Уполномоченного обратилась гражданка Т. с просьбой об оказании содействия в реализации конституционных прав граждан, осуществляющих уход за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (далее - опекуны), обучающимися в Елабужском суворовском военном училище. Заявительница указывала, что опекунам детей, которые обучаются в Елабужском суворовском военном училище, в отличие от опекунов, чьи дети обучаются в Казанском суворовском военном училище, не выплачиваются ежемесячные денежные вознаграждения.

В ходе проверки установлено, что ежемесячное денежное вознаграждение было утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2008 года N 916 "О мерах поддержки граждан, осуществляющих уход за детьми, оставшимися без попечения родителей, обучающими в Казанском суворовском военном училище".

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Татарстан государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.

Учитывая, что данное обстоятельство является нарушением конституционного принципа равноправия независимо от места жительства, Уполномоченный обратился в Правительство Республики Татарстан с просьбой о внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2008 г. N 916. В настоящее время Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от 22.01.2010 N 28 о внесении изменений в вышеуказанный нормативный правовой акт.

Анализ обращений граждан в ходе выездных приемов свидетельствует о значительном росте по сравнению с предыдущим годом количества обращений, связанных с нарушением трудового законодательства. Обращения заявителей касались главным образом невыплаты задолженностей по заработной плате, компенсаций в связи с банкротством и ликвидацией предприятий, а также вопросов незаконного увольнения и нарушений трудового договора.

Во время выездного приема в Тетюшском муниципальном районе поступило коллективное обращение от работников по вопросу содействия в получении заработной платы, которая не выплачивалась с октября 2008 года. После вмешательства Уполномоченного прокурором Тетюшского района была произведена проверка и по ее результатам вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, работодатель был привлечен к административной ответственности, заработная плата работникам была выплачена в полном объеме.

Невыполнение норм трудового законодательства должностными лицами предприятий, организаций и учреждений, а также отсутствие правовой грамотности населения в области реализации и защиты своих трудовых прав являются основными причинами нарушений конституционных прав граждан в сфере труда и занятости.

При обсуждении итогов выездных приемов анализировались причины, порождающие данные обращения, и намечались меры по их устранению.


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН
В 2009 году Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию, которая является важнейшим международным документом, подчеркивающим важность социально-экономических прав и свобод человека. В указанном документе определены основные минимальные социальные гарантии со стороны подписавших его государств работающим гражданам, в том числе женщинам и молодежи, нетрудоспособным лицам.

В Конституции Российской Федерации также закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Вместе с тем к Уполномоченному регулярно поступают жалобы по вопросам, связанным с реализацией прав граждан на достойную жизнь и повышением качества жизни. Многие из них затрагивают проблемы в реализации жилищных прав. Одна из таких проблем - реализация права на предоставление жилого помещения по договорам социального найма. При этом, как показывает практика, граждане испытывают трудности еще на этапе постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Так, жалоба на отказ Исполкома Шеморданского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан в постановке на учет поступила к Уполномоченному от гражданина Ф., который пострадал в результате пожара в общежитии, где он проживал. Право гражданина на получение жилья по договору социального найма было признано органом местного самоуправления только после вмешательства Уполномоченного.

В свою очередь постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не всегда означает реализацию права гражданина на получение жилой площади в ближайшем будущем. Некоторые граждане дожидаются предоставления социального жилья годами. В целях обеспечения реализации прав граждан, имеющих право на государственную поддержку, Уполномоченный полагал бы целесообразным определить предельные сроки предоставления жилого помещения по договорам социального найма.

Другой проблемой является невозможность улучшения жилищных условий по программе социальной ипотеки тем людям, которые длительное время проработали на одном предприятии, но получали недостаточно высокую заработную плату.

К Уполномоченному обратилась гражданка Л., которая длительное время проработала на одном предприятии, с жалобой на то, что ей отказали в постановке на учет на предоставление жилья по программе социальной ипотеки из-за ее низкой заработной платы. Заявительнице была оказана юридическая помощь, и впоследствии после принятия судебных решений ей было предоставлено жилое помещение по программе социальной ипотеки.

Решению этого вопроса, по мнению Уполномоченного, могло бы способствовать закрепление в локальных нормативных актах предприятий, участвующих в республиканской программе социальной ипотеки, льгот работникам с учетом их трудового вклада в работу предприятия или социального положения. Тем более положительный опыт по этому вопросу в республике имеется.

В 2009 году возросло количество обращений от участников долевого строительства, которые жаловались на невыполнение застройщиками своих обязательств по предоставлению благоустроенного жилья. Указанная проблема находится на контроле у государственных органов власти и органов местного самоуправления, в результате чего предпринимаются определенные меры. Вместе с тем, по мнению Уполномоченного, разрешению многих вопросов обманутых дольщиков могло бы способствовать совершенствование законодательства. К примеру, с целью повышения гарантий граждан - участников долевого строительства, представляется целесообразным повысить минимальный размер уставного капитала строительных организаций, привлекающих денежные средства граждан на строительство жилых многоквартирных домов; ввести обязательное страхование ответственности застройщиков перед дольщиками.

Представляется также возможным органам местного самоуправления ввести практику передачи "замороженных" объектов жилищного строительства на конкурсной основе другим застройщикам либо подрядчикам для завершения строительства.

По-прежнему являются актуальными вопросы соблюдения и защиты прав потребителей коммунальных услуг. В этой сфере очень много проблем, обусловленных как недостатком правовых норм, регулирующих ответственность управляющих организаций, так и невыполнением управляющими организациями норм Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) и подзаконных актов.

Наиболее часто встречающимися проблемами являются: отсутствие в ряде управляющих компаний необходимой документации (в их числе договора управления многоквартирным домом, перечня обязательных работ по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, перечня дополнительных работ и услуг), невыполнение требований ЖК РФ о порядке проведения общих собраний собственников жилья, а также требования о проведении ежегодных отчетных собраний управляющих компаний перед собственниками жилья.

Нередко к Уполномоченному поступают жалобы, связанные с размером платы за жилое помещение, включая расходы по его содержанию и ремонту. Так, к Уполномоченному поступали жалобы жителей многоквартирных домов на необоснованное начисление управляющими компаниями дополнительной суммы на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, хотя в течение многих лет авансовые платежи на эти цели ими вносились.

К Уполномоченному продолжают поступать жалобы на нарушения прав граждан в области предоставления субсидий на оплату ЖКХ.

Уполномоченный отмечает, что управляющие компании отказывают гражданам, имеющим задолженность за коммунальные услуги, в предоставлении справок для получения субсидий, не используя возможность составления соглашений о ее погашении.

Подобная практика "связывания" предоставления субсидий с наличием задолженности по коммунальным услугам, в том числе образовавшейся по вине управляющих организаций (недопоставка коммунальных услуг и т.д.), по мнению Уполномоченного, нарушает права граждан на получение мер социальной поддержки. Предотвращением этого нарушения должно стать внесение изменений в нормативные акты, в которых будет закреплено, что основанием для отказа гражданину в социальной поддержке может быть только задолженность по коммунальным услугам, подтвержденная судебным решением.

По-прежнему в центре внимания Уполномоченного остаются вопросы совершенствования механизма разрешения проблем социально уязвимых групп населения.

Обращения граждан свидетельствуют о том, что имеется немало сложностей в соблюдении прав инвалидов. В частности, имеют место нарушения прав этой категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; на обеспечение жилой площадью; на обеспечение занятости; на создание необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой труда; на обеспечение техническими средствами реабилитации.

В 2009 году Уполномоченным были выявлены основные проблемы представителей еще одной социально уязвимой группы населения - лиц без определенного места жительства и занятий. Уполномоченным был подготовлен специальный доклад по теме "О положении лиц без определенного места жительства и занятий", который был рассмотрен на заседании Президиума Государственного Совета Республики Татарстан и опубликован в средствах массовой информации. В специальном докладе Уполномоченный предложил ряд мер, способствующих противодействию и профилактике бездомности.

Уполномоченным уделяется пристальное внимание вопросам, связанным с медицинским обслуживанием.

В последние годы в Республике Татарстан реализуется программа развития здравоохранения. В результате проводимых мероприятий повышается техническая оснащенность медицинских учреждений, качество медицинского обслуживания, уровень жизни медицинских работников.

Тем не менее к Уполномоченному продолжают поступать жалобы на некачественную диагностику и лечение в медицинских учреждениях в рамках обязательного медицинского страхования, на отсутствие и дороговизну лекарственных средств первой необходимости.

Учитывая социальную значимость медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования, обязанность защиты прав своих застрахованных лиц возложена на страховую медицинскую организацию (статья 15 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"). Вместе с тем граждане не в полной мере используют предоставленные законом возможности по защите своих прав в этой области.

Уполномоченный проводит работу по взаимодействию с общественными объединениями в вопросах разрешения проблем медицинского обслуживания, защиты прав пациентов.

Так, сотрудники аппарата Уполномоченного приняли активное участие в разработке уставных документов общественной организации по защите прав пациентов и медицинских работников "Ассоциация медицинского права Республики Татарстан", основными задачами которой будут являться обеспечение конституционных прав граждан республики на качественную медицинскую помощь и оказание высококвалифицированной юридической помощи в защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, а также обеспечение гарантий и социальной поддержки медицинским работникам.

Оценивая ситуацию соблюдения социально-экономических прав человека, необходимо отметить, что многие значимые вопросы (получение мер социальной поддержки, льгот и т.д.) регулируются множеством законодательных актов, а также ведомственными актами. В целях систематизации и кодификации нормативных актов в сфере социального обеспечения граждан Уполномоченный полагал бы целесообразным принять Социальный кодекс Республики Татарстан, что обеспечит большую информированность граждан о правах в сфере социального обеспечения населения, а также повысит эффективность правоприменительной практики.


ПРАВО НА ТРУД
Мировой финансовый кризис болезненно отразился в 2009 году на тысячах татарстанцев, потерявших свои рабочие места. Увеличилось число предприятий-банкротов. Растет и количество нарушений в отношении тех, кто сохранил свои рабочие места. Безусловно, в сложившейся ситуации вопросы, связанные с правом на труд, приобрели особую значимость.

В 2009 году в адрес Уполномоченного жалоб на нарушения трудового законодательства поступило больше по сравнению с предыдущими годами. В случаях нарушения трудового законодательства заявителям давались исчерпывающие разъяснения о возможности их обжалования в судебном порядке со ссылками на конкретные нормы закона и оказанием юридической помощи в ходе рассмотрения дела в судебном порядке. Результатом являлось восстановление прав граждан.


следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад от 2 марта 2010 года о соблюдении прав и свобод человека и гражданина
432.19kb.
3 стр.
Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в республике башкортостан в 2011 году
951kb.
5 стр.
Прав и свобод человека и гражданина в практике конституционного суда украины владимир иващенко
126.9kb.
1 стр.
Доклад о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов детей в Тюменской области за 2012 год
354.36kb.
1 стр.
Характеристика адвокатуры Украины
75.04kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Костромской области и соблюдении прав и свобод
936.35kb.
6 стр.
Понятие адвоката, адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды деятельности, совместимые с занятием адвокатской деятельностью
1587.07kb.
7 стр.
1 Предмет АдП
3936.21kb.
56 стр.
Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013 – 2020 годы
278.65kb.
1 стр.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году
1609.86kb.
11 стр.
Семинар Стандарты прав человека, гарантированные ст. 6 Екпч 10 июня 2010 Лиговский пр., 87 офис 300
1746.73kb.
9 стр.
Защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами
63.36kb.
1 стр.