Главная
страница 1
УДК 378.(075):002
Л.В. Нефедова, М.И. Нефедова

Астана, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазНАМ
Информатизация профессиональной деятельности и содержание образования: гармония или диссонанс?
Проблемы информатизации образования – в частности информатизации профессионального образования – в последнее десятилетие являются, пожалуй, наиболее часто и много обсуждаемыми и вместе с тем, на наш взгляд, все еще до конца нерешенными. Одной из таких нерешенных проблем является проблема адекватного определения содержания профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях все более очевидной информатизации общества и образования.

Вообще-то содержательная «формула» подготовки человека к деятельности в информационном обществе известна еще с конца 80-х – начала 90-х годов – это так называемая «деловая модель», в соответствии с которой будущий специалист должен получить в ходе профессиональной подготовки все, что потребуется для решения профессиональных задач с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и новых информационных технологий.

Следовательно, в профессиональную подготовку необходимо включать обязательно для всех специальностей: 1) знания об устройстве и принципах работы современной компьютерной техники – здесь техника выступает в качестве предмета изучения; 2) пользовательские знания и умения, обеспечивающие взаимодействие человека и компьютерной техники; 3) знания и умения по использованию компьютерной техники и новых информационных технологий в качестве средства решения учебно-профессиональных задач; и, наконец, 4) компьютерная техника и новые информационные технологии как средство решения самых разнообразных профессиональных задач [1, с. 27-30].

Насколько и как именно реализуется эта идея в казахстанских профессионально- образовательных программах?

Как известно, содержание профессионального образования сегодня складывается из двух слагаемых: а) содержание, нормируемое ГОСО – и здесь нет никакой возможности что-то изменить, и вузам приходится это содержание максимально полно реализовывать; б) вузовский компонент, который формируется выпускающей кафедрой.

Анализ действующих ГОСО специальностей бакалавриата (25 специальностей) и магистратуры (30 специальностей) показывает, что «информационная» компонента – т.е. совокупность дисциплин, обеспечивающих информационную подготовку будущих специалистов – в них выражена крайне слабо.

В бакалавриате это, как правило, обязательный и неизменный курс информатики в объеме трех кредитов (т.е.135 часов, 90 из которых отводится на самостоятельную работу студентов). Думается, излишне комментировать тот факт, что содержание информатики в разрезе специальностей бакалавриата практически ничем не отличается. И это вполне понятно и объяснимо, так как данная дисциплина направлена на общую информационную подготовку будущих специалистов и обеспечивает формирование знаний о компьютерной технике и новых информационных технологиях как объекте изучения и общие пользовательские знания и умения.

Проведенное нами анкетирование студентов (215 человек) разных специальностей после изучения курса информатики (это, как правило, 2 семестр) показало, что даже общими информационными знаниями и необходимыми пользовательскими навыками работы с современной компьютерной техникой и информационными сетями овладевают не все студенты, т.е. задачи курса решаются не в полном объеме.

Так, по нашим данным, более 70% студентов не пользуются электронной почтой и не имеют своего электронного адреса;

- около 75% студентов никогда не работали в форуме и не знают о возможностях его применения;

- перечислить более двух поисковых систем смогли лишь 20% опрошенных;

- в списке из 20 понятий, относящихся к устройству компьютера, дать всем определение или объяснить, что это такое и для чего используется, смогли лишь 12% студентов;

- составить правильно алгоритм выхода в Internet смогло лишь 45% опрошенных.

Интересно, что на вопрос анкеты «Как и для чего вы используете компьютер и возможность выхода в глобальную сеть Internet?» все опрошенные (100%) назвали только два варианта: «набор и распечатка текста» и «поиск нужной информации». Лишь отдельные студенты назвали возможности переписки с друзьями и знакомыми, оперативный обмен информацией, дистанционное образование и др.

В ГОСО магистратуры вообще нет обязательных курсов, связанных с формированием информационной культуры будущих специалистов, исключая специальности, напрямую связанные с информатикой и вычислительной техникой (например, 6N0704 – Вычислительная техника и программное обеспечение, 6N0703 – Информационные системы или 6N0111 – Информатика и др.).

Следовательно, знания по использованию компьютерной техники и новых информационных технологий в качестве средства решения учебных и профессиональных задач будущие бакалавры и магистры могут получить лишь за счет элективных дисциплин вузовского компонента.

Справедливости ради надо отметить, что возможен и вариант самообразования или дополнительного образования посредством всевозможных курсов в информационно-компьютерных центрах, дистанционного обучения и т.п., но эти случаи мы рассматривать в данной статье не будем.

Что же в качестве элективных курсов «информационной» направленности могут предложить вузы? Изучение и анализ рабочих учебных планов специальностей бакалавриата и магистратуры двух вузов – Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева и Казахская национальная академия музыки – показывает, что дисциплины, направленные на формирование информационной культуры будущих специалистов, являются скорее исключением, чем правилом. Таким исключением является, например, курс «Инновационные методы преподавания русского языка» для специальности 050118 – Русский язык и литература (бакалавриат) или «Инновационные технологии в обучении» для специальностей 6N0729 – Строительство (магистратура), где, как показал анализ рабочих учебных программ этих дисциплин, имеются темы специально посвященные информационным технологиям и методам обучения с использованием компьютера и телекоммуникационных сетей – видеометод, Internet-конференция, компьютерное тестирование и др.

Другим примером является в частности курс «Историческая информатика» для специальности 6N0203 – История (магистратура), содержание которого полностью посвящено информационной подготовке будущих историков.

Подчеркнем еще раз, что нами отбирались специальности, напрямую не связанные с солидной информационной подготовкой в силу особенностей специальности, какими являются специальности магистратуры 6N0704 – Вычислительная техника и программное обеспечение, 6N0703 – Информационные системы или 6N0111 – Информатика и аналогичные им специальности бакалавриата.

Итак, совершенно очевидно, что в образовательных программах недостаточно внимания уделяется подготовке специалистов к использованию компьютерной техники и новых информационных технологий в качестве средства решения профессиональных задач, а это не соответствует реалиям и тенденциям профессиональной деятельности.

Решением имеющегося противоречия между требованиями профессии и содержанием высшего профессионального и послевузовского образования нам видится в правильном формировании вузовского компонента.

В качестве возможного варианта мы предлагаем элективный курс «Информационные технологии в образовании» в объеме 3 кредитов, разработанный нами для специальности «Педагогика и психология» (бакалавриат и магистратура), который апробируется с 2004-2005 учебного года. Реализация содержания данной дисциплины позволяет формировать представления об информатизации образования как следствии объективного процесса информатизации общества, показать преимущества, возможности и особенности новых информационных технологий обучения, выработать умения по использованию педагогических возможностей компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий в деятельности будущего педагога-психолога или вузовского преподавателя [2].

Обобщая опыт реализации содержания данного курса, можно говорить о его достаточной эффективности. Так, знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины «Информационные технологии в образовании», магистранты успешно применяют в ходе вузовской педагогической практики, а проводимые ими занятия с применением новых информационных средств, форм и методов обучения вызывают интерес даже у опытных преподавателей.

Новые информационные технологии и средства деятельности проникают сегодня даже в те сферы, где их использование на первый взгляд кажется невозможным. Примером является в частности деятельность музыкантов. Вместе с тем, как показывает мировая и отечественная практика, компьютерная техника и новые информационные технологии внедряются вполне успешно и здесь. Первые усилия по соединению машины и музыки были сделаны достаточно давно. Мало кто знает, что принцип алгоритмической музыки был предложен еще в 1206 г. Гвидо Марцано, а уже позднее применен В. А. Моцартом для автоматизации сочинения менуэтов — написание музыки согласно выпадению случайных чисел.

В 1913 г. был продемонстрирован работавший на электричестве «шумофон» Луиджи Руссоло — устройство из 12 огромных ящиков с рупорами; в 1920 г. появился терменвокс — одноголосный электромузыкальный инструмент, изобретателем которого является русский инженер Лев Термен; в 1928 г. на свет появился клавишный одноголосный электромузыкальный инструмент «волны Мартено», который достаточно успешно использовали зарубежные музыканты.

В середине ХХ века на ЭВМ первого поколения стали делаться попытки сочинения музыки или ее аранжировки, а в 80-е годы появилась возможность использовать компьютеры, которые с помощью специального программного обеспечения могли запоминать, воспроизводить и редактировать музыку, создавали новые звуки и тембры, выводили на печать партитуры и т.д.

Сегодня компьютерная техника широко применяется не только в композиторской деятельности, но и в концертной практике музыкантов-исполнителей. Следовательно, надо признать не только возможным, но и необходимым использование компьютера и новых информационных технологий в деятельности музыканта, а это значит, что и содержание профессиональной подготовки музыкантов должно измениться.

Бесспорными в музыкальном образовании надо признать такие возможности использования компьютера как хранение большого массива записей музыкальных произведений или их фрагментов с комментариями; коллекционирование всех видов гамм, интервалов, тональностей, пауз, размеров и др.; аудио – и видеозаписи музыкальных произведений с их последующим воспроизведением, оценкой и анализом; использование программ-тренажеров для выработки технических приемов исполнения; создание фонотеки, видеофрагментов и видеороликов исполнения музыкальных произведений; хранение и поиск справочной информации – терминологические словари, биографии композиторов и исполнителей и т.д.; посещение виртуальных концертных залов, музеев и библиотек( например, специалистам известен диск «Terra Musicalis», созданный на основе коллекции Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов); установление интерактивной связи с музыкантами и композиторами, телекоммуникационное взаимодействие с опытными педагогами; участие в форумах и чатах на музыкальные темы и др.

В ведущих мировых вузах, осуществляющих подготовку музыкантов, уже давно вводятся курсы, направленные на формирование информационной культуры будущих музыкантов. Название этих курсов достаточно сильно варьируется – «Музыкальная информатика», «Информационные технологии в музыке», «Информационные технологии в музыкальном творчестве», «Электронный инструментарий современного музыканта», «Электронная и компьютерная музыка», «Музыкально-компьютерные технологии и электромузыкальные инструменты», «Основы музыкальной композиции и компьютерной аранжировки», «Применение персонального компьютера в музыкальной деятельности», «Компьютерные программы набора нотного текста», «Информационные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальные компьютерные технологии» и др. – но основное содержание все же можно определить.

Изучение и анализ содержания вышеперечисленных курсов позволяет вычленить следующие основные темы:

- роль и место новых информационных технологий в искусстве и культуре;

- информационная культура музыканта;

- электронный инструментарий современного музыканта;

- использование новых информационных технологий в целях образования и самообразования музыканта;

- организация самостоятельной работы будущих музыкантов с использованием новых информационных технологий;

- возможности использования сети Internet в профессиональной подготовке и деятельности музыканта;

- компьютерные музыкальные программы и их возможности: а) аудиоредакторы; б) программные синтезаторы; в) программы многоканальной записи и монтажа звука; г) секвенсеры и др.

Отметим, что за рубежом проблемы подготовки музыкантов к работе в условиях информатизации профессиональной деятельности обсуждаются на специальных научно-практических конференциях и семинарах, а в отдельных заграничных вузах по специальности «Музыкальное исполнение» дается даже специализация «Информационные технологии в музыке».

К сожалению, несмотря на то, что новые информационные технологии и современные телекоммуникационные и компьютерные средства во всем мире становятся не только достоянием музыкальной культуры, но и фактором ее развития, следует признать, что в профессиональной подготовке казахстанских музыкантов этот факт учитывается не в полной мере. В этой связи нами делается два предложения:

1) по специальностям «Музыковедение», «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Традиционное музыкальное искусство», «Дирижирование», «Искусство эстрады», «Композиция» обязательный курс информатики содержательно переориентировать на курс музыкальной информатики, что обеспечит его профессиональную направленность;

2) ввести элективный курс, обеспечивающий углубленную подготовку будущих музыкантов к использованию современных технических средств и новых информационных технологий в профессиональной деятельности.

Думается, что для этого понадобится тщательное изучение и обобщение мирового опыта, где первоначально подобные курсы вводились факультативно, а затем уже стали обязательными или элективными дисциплинами образовательных программ.

Таким образом, в условиях все возрастающей информатизации общества и профессиональной деятельности, а также в силу интеграционных процессов в образовании необходима более интенсивная и специально спланированная работа по обеспечению будущих специалистов всех направлений и уровней достаточным уровнем информационной культуры, обеспечивающим адекватную реализацию профессиональных задач. В противном случае все более явно будет проявляться противоречие между требованием времени и содержанием профессионального образования, что противоречит основным принципам высшей школы, так как не вызывает сомнений необходимость их гармонии.

Рассуждения на тему необходимости оперативного изменения содержания профессиональной подготовки хочется закончить изречением П. Эрлиха: «Человеку свойственно ошибаться, но не для человеческих ляпов нужен компьютер». Думается, что в решении обозначенной нами проблемы обеспечения информационной подготовленности будущих специалистов компьютер выполнит любые возложенные на него задачи, но только человек может и должен их правильно и вовремя определить.
Литература
1. Формирование готовности будущего учителя к информатизации педагогического процесса. Дисс.к.п.н. – Алматы, 1997. – 216 с.

2. Нефедова Л.В. Информатизация образования: теория и практика. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2005. – 215 с.



Международный научный журнал «Актуальные проблемы современности», серия - Педагогика,   2 (36), Караганды: Болашак-Баспа, 2009. 86 с.; С. 48-51.


Смотрите также:
: 002 Л. В. Нефедова, М. И. Нефедова Астана, ену им. Л. Н. Гумилева, Казнам
99.99kb.
1 стр.
Ену им. Л. Н. Гумилева Зав кафедрой физической культуры и спорта
116.01kb.
1 стр.
Проект Евразийского Союза: проблемы и перспективы интеграции
184.64kb.
1 стр.
Н. А. Назарбаев Президент Республики Казхастан Источник: Н. А. Назарбаев и евразийство: сборник
70.48kb.
1 стр.
Н. А. Назарбаев Президент Республики Казахстан Источник: Н. А. Назарбаев и евразийство: сборник
136.5kb.
1 стр.
Н. А. Назарбаев Президент Республики Казахстан 21 июля 2010 года Источник: Н. А. Назарбаев и евразийство: сборник
21.08kb.
1 стр.
Н. А. Назарбаев Президент Республики Казахстан 19 ноября 2011 года Источник: Н. А. Назарбаев и евразийство: сборник
110.31kb.
1 стр.
Л. Н. Гумилева о медиации и необходимости сокращения количества лиц отбывающих лишение свободы
188.6kb.
1 стр.
Н. А. Назарбаев Президент Республики Казахстан «Известия-Казахстан», 26 октября 2011 года Источник: Н. А. Назарбаев и евразийство: сборник
105.94kb.
1 стр.
Программа 5 декабря, среда 09. 00 18. 00
66.34kb.
1 стр.
Нефедова Виктория Юрьевна
40.39kb.
1 стр.
Л. Н. Гумилева Н. А. Назарбаев Президент Республики Казахстан Астана, 25 мая 2006 года Источник: Н. А. Назарбаев и евразийство: сборник
329.6kb.
1 стр.