Главная
страница 1
«Проблемы и перспективы внедрения свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях»

Горохов Андрей Васильевич

директор Белохолмской МООШ

Email: skbeloh@km.ru

Ни для кого не секрет, что большинство владельцев ПК используют на своих компьютерах операционную систему от компании Майкрософт. Вместе с тем многие школы вынуждены переходить на свободное программное обеспечение и, прежде всего, на ОС Linux, в связи с окончанием действия лицензии на программное обеспечение из пакета «Первой помощи» и отсутствием финансирования на лицензионное ПО.

Я решил проанализировать преимущества и недостатки перехода школ на свободное программное обеспечение (СПО), опираясь на свой опыт и отзывы на форумах в интернете. Сравнивал я, прежде всего, ОС Linux (Alt Linux, поскольку именно он был разослан по школам) и Windows 7 (которая предлагается компанией Microsoft в комплекте с Microsoft Office 2010 для школ).

Какая система лучше: Linux или Windows?

Что понравилось в Linux: полное отсутствие вирусов, высокая стабильность системы, бесплатность и доступность любого софта, который, кстати, является открытым. При соответствующих знаниях можно доработать её, подправить исходный код и наслаждатся обновлённым творением! Linux не нуждается в отдельных драйверах на видеокарты, модемы, COM-порты и прочее железо. Все драйвера идут вместе с ядром Linux, как заявляют разработчики ОС, почти любое устройство, подключённое к такому ПК, сразу же начинает работать.

Что не понравилось в Linux?

Первые часы работы с Linux покажутся сущим мучением. Людям, привыкшим годами работать с Windows, будет непросто сориентироваться в открытом Линуксе. Например, всем привычный «Мой компьютер» как таковой отсутствует в Linux, вместо него «Корневая папка» в которой мы не найдем привычных дисков и дисководов. Вместо привычной папки «Мои документы» мы с некоторыми проблемами найдем «Домашнюю папку». Настроить параметры монитора одним щелчком мышки тоже не удастся, нужно зайти в центр управления KDE. После первой установки требуется подключение к сети Интернет (кодек установить, программку закачать), который, несмотря на активное развитие технологий, есть не у всех (во многих школах к интернету подключен только один компьютер и отсутствует локальная сеть). Заявленная поддержка большинства периферийных устройств, мягко говоря, оказалась не совсем корректной. Мне не удалось обычным способом подключить даже принтеры и сканеры от компаний Hewlett-Packard, Canon, Xerox не говоря уже о менее именитых производителях, проблемы возникают с интерактивными досками и другим оборудованием.

Что понравилось в Windows 7? Простота установки. Привычность работы, прекрасный графический интерфейс, удобные и комфортные программы. Любой недостающий драйвер система загрузит из Интернета. Появилось больше мультимедийных возможностей, улучшился процесс записи дисков и т.д.

Не нужно долго привыкать к новой версии операционной системы от Microsoft тем, кто долгие годы работал на предыдущих версиях Windows.

Что не понравилось в Windows 7?

Прежде всего, новая система не поддерживает некоторые устаревшие периферийные устройства. В моём случае «семёрка» установила все драйвера, а вот не слишком «древний» сканер HP ScanJet 2300c вначале не смогла установить даже с помощью интернета. Думается, что отсутствие драйверов – только временная проблема и в будущем Майкрософт задумается об улучшении совместимости. Некоторые учебные программы (выпущенные под ранние версии Windows) , несмотря на заявленную функцию совместимости, не запускаются иди запускаются с проблемой. Например, учебные пособия по географии, химии.

По поддержке игр.

Самым основным сдерживающим фактором распространения ОС Linux среди учащихся (и как следствие – отсутствие заинтересованности в изучении данной ОС в школе) является малое количество игр.

Для Microsoft Windows постоянно выпускается огромное количество игр разных жанров. Распространяются в большинстве своём за оплату, но есть и бесплатные игры. Большое количество игр также объясняется тем, что Windows — наиболее популярная операционная система на настольных компьютерах. Для написания трёхмерных игр для Windows обычно используются API DirectX и XNA (реже OpenGL).

Для Linux существует намного меньше игр. Основной причиной является то, что эта система мало распространена на домашних компьютерах, кроме того разработчики игр указывают на низкую надёжность и производительность драйверов - свободных драйверов видеокарт и проприетарного драйвера от AMD/ATi. В большинстве своём это также свободное программное обеспечение, игры написаны на свободных движках Quake. Для написания трёхмерных игр здесь используется только интерфейс OpenGL, так как DirectX является проприетарным ПО и официально существует только в версиях для платформ microsoft (Windows, Xbox, Zune и других).

По безопасности.

Открытость, кроссплатформенность и большое количество разных подвидов — определяют операционные системы, основанные на ядре Linux, как непригодные для масштабной жизнедеятельности вредоносных программных кодов. Число вредоносных программ, включая вирусы, трояны и прочие вредоносные программы, написанных под Linux незначительно, хотя и выросло в последние годы, однако открытая модель разработки приводит к тому, что большинство данных программ в настоящее время неработоспособно — уязвимости, которыми они пользовались, как правило, закрываются в течении нескольких дней после обнаружения.

Для Microsoft Windows создано очень большое число вирусов и деструктивных программ (их количество исчисляется десятками миллионов (по данным лаборатории Касперского). Для борьбы с ними используется специальное программное обеспечение — антивирусы. Вирусы бывают разных видов: от сравнительно безобидных не приносящих особого вреда пользователю, до деструктивных, которые изменяют настройки системы, либо уничтожают пользовательские или системные файлы.

Еще одним сдерживающим фактором внедрения СПО в школах является то, что многие учителя-предметники наконец то научились работать на компьютере, применять его на уроках и во внеклассной деятельности, накопили большое количество мультимедийного материала (в том числе и собственных разработок). И теперь им предлагают начинать все сначала, так как, во-первых работа в Linux и Windows существенно отличается, во-вторых дома у подавляющего большинства учителей установлена ОС Windows (при покупке компьютера, а тем более ноутбука в 90% случаев там уже предустановленна данная ОС и на многих компьютерах Microsoft Office Word и Excel).

Менее болезненным станет переход от Microsoft Office Open Office, хотя и здесь возникает множество проблем (например, если в Open Office можно открыть документы из Microsoft Office, то наоборот не получится при сохранении с расширением по умолчанию).

Не менее важной проблемой перехода на СПО является то, что ученики после окончания школы должны будут вновь возвращаться к изучению программного обеспечения от Microsoft, так как подавляющее большинство учреждений высшего и среднего специального образования имеет лицензионное ПО от данной компании и не собирается от него отказываться. Да и в дальнейшем при устройстве на работу в большинстве фирм требуется знание именно этого ПО и программ, работающих под управлением ОС Windows.

В чем же тогда перспективы перехода на СПО? Прежде всего, это то, что со временем все госструктуры должны перейти на СПО и как следствие появится заинтересованность у учеников в изучении данных программ. Будем надеяться, что со временем, как заявлено, на основе Linux будет разработана отечественная операционная система, не уступающая Windows, и тогда многие компании будут заинтересованы в переходе на отечественную ОС.

Какие из всего сказанного выше можно сделать выводы?

Переход школ на СПО обусловлен не только экономической выгодой (даже весьма заманчивое предложение от компании Microsoft требует определенного финансирования в отличие от бесплатного СПО), но и перспективой перехода на отечественное ПО которое позволит значительно снизить зависимость страны от корпорации Microsoft (к слову сказать, находящуюся на территории США и в какой то мере подвластную местным властям).

Однако необходимо для безболезненного перехода на СПО решить множество проблем:



  • прежде всего, обеспечить совместимость с периферийном оборудованием (в том числе с оргтехникой и интерактивными досками);

  • выпустить мультимедийные учебные пособия по предметам под ОС Linux и обеспечить ими школы (желательно централизованно как это делалось ранее для ОС Microsoft);

  • издать учебники и методическую литературу по информатике ориентированные на изучение СПО, на сегодняшней день в школах они практически отсутствуют, (даже учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» хоть и заявлен как мультисистемный, явный уклон в сторону ОС Windows).

  • провести обучение учителей для работы с СПО;

  • обеспечить преемственность изучения СПО на различных этапах обучения (школа – колледж – ВУЗ);

  • для популяризации СПО среди учащихся – выпускать игры под ОС Linux (они должны стоить дешевле, чем аналогичные под ОС Windows);

  • стимулировать (в том числе материально) школы и учителей, переходящих на СПО;

А пока, на мой взгляд, ситуация сводится к следующему:

  • школы на 100% не могут перейти на СПО;

  • в компьютерных классах желательно на компьютерах иметь две ОС и Linux и Windows (для альтернативности изучения);

  • на компьютерах учителей в других классах пока что альтернативы Windows нет (можно перейти на СПО при решении ранее высказанных проблем);

  • пропагандировать среди учащихся переход на СПО (на мобильных телефонах и коммуникаторах ученики с все больше выбирают ОС Android, созданную на базе Linux);

Что касается пакета программ включенного в школьный Linux, то переход на них будет менее болезненным для школ. В нашей школе, например, давно используется и Open Office, Gimp и другие программы из СПО в том числе и под ОС Windows.


Смотрите также:
«Проблемы и перспективы внедрения свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях»
63.83kb.
1 стр.
Программа повышения квалификации установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения
95.17kb.
1 стр.
Сравнительный перечень программного обеспечения для использования в образовательных учреждениях из сбппо и свободного/бесплатного
106.43kb.
1 стр.
«Понятие программы, программного обеспечения. История и перспективы развития по. Классификация и общая характеристика по»
125.91kb.
1 стр.
Конфигурация оборудования
20.94kb.
1 стр.
За годы становления и совершенствования школьные курсы информатики существенно изменялись
256.62kb.
1 стр.
Состояние и перспективы развития информационных технологий в органах власти брянской области
189.78kb.
1 стр.
Использование свободного программного обеспечения для работы с видео
49.58kb.
1 стр.
Методы и средства обеспечения целостности и достоверности используемого программного кода
197.45kb.
1 стр.
Аппаратное и программное обеспечение копьютера
73.67kb.
1 стр.
Лабораторная работа №7 Изучение аналитических моделей надежности программного обеспечения Цель и задачи работы
78.58kb.
1 стр.
Школа №1321 “Ковчег”
41.4kb.
1 стр.