Главная
|
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Чеченский институт повышения квалификации работников образования»
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г. ГРОЗНЫЙ
2012 г.
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и опыта реализации воспитательной работы общеобразовательных учреждений Чеченской Республики.
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятии.
Основной целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития личности, для самовыражения и саморазвития учащихся. Под этим подразумевается формирование у учащихся таких целостных качеств как аккуратность, исполнительность, чувство долга, искренность, правдивость, доброжелательность, развитие их самостоятельности, общественной активности, воспитание умения находить общий язык со своими сверстниками и взрослыми, поставить цель и добиваться ее достижения, проявлять инициативу, развитие организаторских способностей учащихся.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В процессе своей деятельности классные руководители тесно взаимодействуют с учителями - предметниками:
-совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;
- представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете;
- привлечение учителей к работе с родителями;
-включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, выпуск стенгазет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательными учреждениями в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, социальными партнерами школы.
Портрет выпускника школы Чеченской Республики
Обобщенный результат образовательной деятельности как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете выпускника
начальной школы:
-
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
-
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
-
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
-
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-
любящий свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Основной школы:
-
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
-
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
-
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
-
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Средней (полной) школы
-
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
-
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
-
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
-
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
-
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
-
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
-
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
-
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
-
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
-
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-
представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Чеченской Республики;
-
представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-
представления о правах и обязанностях гражданина России;
-
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-
уважительное отношение к русскому языку как государственному языку межнационального общения;
-
ценностное отношение к чеченскому языку и культуре;
-
представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-
представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; истории чеченского народа;
-
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Чеченской Республики, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
-
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
-
любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
-
уважение к защитникам Родины;
-
умение отвечать за свои поступки;
-
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-
представления о базовых национальных российских ценностях;
-
различение хороших и плохих поступков;
-
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-
представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-
стремление избегать плохих поступков, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-
представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-
представления об основных профессиях;
-
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
-
представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-
представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-
представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-
представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-
опыт природоохранительной деятельности;
-
бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-
представления о душевной и физической красоте человека;
-
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-
интерес к занятиям художественным творчеством;
-
стремление к опрятному внешнему виду;
-
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценностные установки духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
-
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
-
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
-
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
-
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
-
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
-
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
-
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
-
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
-
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
-
в содержании и построении уроков;
-
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
-
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
-
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
-
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
-
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
-
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
-
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
-
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
-
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Ресурсное обеспечение программы
Вид ресурсов
|
Перечень действий
|
Информа- ционные
|
Спланировать рекламно – разъяснительную работу по духовно – нравственному воспитанию школьников среди учителей, родителей и обучающихся.
|
Кадровые
|
Назначить ответственными за реализацию программы зам. директора по ДНВ________________________________________________.
Создать инициативную группу из учителей и учащихся школы для реализации программы.
Привлечь к воспитательному процессу в школе родителей.
|
Нормативно правовые
|
Утвердить Программу духовно-нравственного воспитания на педсовете школы.
|
Программно- методические
|
Сделать подборку литературы в школьной библиотеке и медиатеку по духовно – нравственному воспитанию школьников(библиотекарь школы).
|
Риски реализации программы
Риск
|
Пути преодоления
|
Сопротивление педагогического коллектива.
|
Убедить в необходимости духовно – нравственного воспитания школьников.
|
Препятствие со стороны родителей
|
Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности.
|
Отсутствие квалифицированных кадров.
|
Создание условий для организации учебного труда, стимулирующих желание работать в школе.
|
Критерии эффективности реализации программы
-
Формирование созидательной нравственной позиции учащихся, основанной на принципах национальной духовной культуры.
| -
Умение и желание проектировать строить свою жизнь на основе духовных ценностей вайнахской культуры.\
| -
Совершенствование духовно- нравственного просвещения, образования и воспитания.
-
|
Циклограмма общешкольных мероприятий в рамках программы «Духовно-нравственного воспитания»
|
Сентябрь
|
День Знаний.
Мероприятия ко Дню пожилого человека (волонтерская деятельность)
Мероприятия ко Дню чеченской женщины
|
День здоровья-спортивная «Малая Олимпиада» Классные часы «О вреде курения»
|
Классный час «Мои интересы, мои увлечения»
|
Акция «Дерево, посаженное тобой»
Осенний бал.
|
Октябрь
|
Посещение Национального музея ЧР
|
Районная краеведческая конференция Классный час «Земля - наш общий дом»
|
Неделя добрых дел(благотворительная волонтерская деятельность).
|
Ноябрь
|
Мероприятия, посвященные Дню матери.
|
Оформление стенда в школьном музее «Вайнахские традиции».
|
Классные часы «О вреде наркотиков»»
|
Школьный семинар «Духовно-нравственное воспитание». Презентация чеченской семьи
|
Декабрь
|
Диспут «Разумное и нравственное всегда рядом»
|
Классные часы, посвященные героям-защитникам Чечни.
|
Диспут «Что такое духовность человека?»
|
Январь
|
Конкурс социальных проектов «Доброе дело школе, селу, поселку, конкретному человеку»
|
Театрально-фольклорный праздник. « Моя Чечня»
|
Экскурсии по историческим местам родного края.
|
Конкурс песни и стихов гражданско-патриотической тематики.
|
Февраль.
|
Защита исследовательских творческих работ «Односельчане-участники ВОВ» (5-11 класс).
Мероприятия ко Дню защитника Отечества.
|
Спортивный праздник «Вперед, мальчишки!» (5-6 кл.)
Игровая программа «Наши джигиты» ( 9-11 кл. )
Веселые старты «Весёлые старты» (1-4 класс).
|
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» 1-10 кл
|
Апрель
|
Выставка «Моя семья»
Выставка рисунков «Родная школа в лицах» Родительское собрание «Впереди - взрослая жизнь!»
|
Вахта памяти
|
Май
|
Композиция « Чтобы помнили».
Урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем!»
|
|
Классные часы на духовно – нравственную тему
|
В течение года.
|
следующая страница >> Смотрите также:
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений чеченской республики
523.24kb.
3 стр.
Учебная программа «Актуальные вопросы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики в условиях введения фгос»
588.59kb.
4 стр.
Пояснительная записка 4 программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 11
2784.77kb.
21 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
884.61kb.
4 стр.
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
817.25kb.
4 стр.
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
721.8kb.
3 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
544.27kb.
4 стр.
Ф. Л. Ратнер генезис духовно-нравственного воспитания в индии как педагогическая проблема статья
189.63kb.
1 стр.
Основная образовательная программа мбоу «Обливская сош №2»
1273.96kb.
8 стр.
Структура основной образовательной программы начальной школы
5831.22kb.
24 стр.
Образовательная программа образовательного учреждения
1140.92kb.
7 стр.
|
|