Главная
страница 1

Ковзаленко Андрей Михайлович

учитель физики

МБОУ - Юдиновская средняя общеобразовательная школа

Погарского района


Проверка и контроль

знаний учащихся по физике

(из опыта работы).


Научно-методическая разработка


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ стр. 2

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:




  1. Устная проверка успеваемости ….стр. 4

  2. Письменный способ проверки знаний и умений….стр. 8

  3. Способы программированной проверки

знаний. Тесты……………………………………….стр. 11

4. Оценка знаний и умений учащихся……………….стр. 16



  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….стр. 20

  2. БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………..стр. 21

  3. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………стр. 22


ВВЕДЕНИЕ

Проверка знаний, умений и навыков - необходимый элемент процесса обучения физике. Цель её - выявить уровень усвоения учебного материала, со­стояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом. Это необхо­димо для правильной организации работы и учителя, и учащихся. Хороший учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в полном пони­мании и усвоении только что пройденного.

Для школьника проверка его знаний и умений «нередко является источни­ком глубоких переживаний - он ощущает удовлетворение своей работой, испы­тывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда и интерес к учению».

Поэтому так важно рассмотреть подробно, какое место занимают провер­ка, учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения школьников, какие в ней заложены возможности для обучения, развития и вос­питания, как эти возможности развить и использовать для повышения качества обучения.

Ученые-педагоги и методисты выделяют следующие педагогические функции проверки и учета знаний умений и навыков:


  1. Контролирующая функция проверки и учета, сущность которой состоит в выяв­лении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных про­граммой.

  2. Обучающая функция проверки и учета, сущность которой заключается в совер­шенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи, мышления, внимания и памяти школьников.

  3. Ориентирующая функция проверки, сущность которой состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, дает информацию учителю о перспективах обу­чения.

4) Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, других качеств личности.

Проверка знаний, умений и навыков всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. В про­цессе обучения физике она часто сочетается с решением различного рода задач, выполнением лабораторных работ и опытов, т.е. содействует формированию у учащихся определенных умений и навыков, развитию их памяти, мышления и речи, приводит в систему их знания. Правильной организацию проверки зна­ний, умений и навыков можно считать тогда, когда специфические функции контроля в ней сочетаются с другими важными задачами обучения. Она требу­ет от учителя, кроме знаний и мастерства, специальной подготовительной рабо­ты — планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др.

Основные требования к проверке успеваемости учащихся - регулярность и объективность оценки. Главные способы проверки; устные (индивидуальный, уплотненный, фронтальный опрос, зачет), письменные (кратковременные и ито­говые контрольные работы, диктанты), путем использования технических средств обучения (компьютерные тесты, контролирующие устройства) и про­смотр домашних работ.

В своей разработке я постараюсь уделить внимание вышеперечисленным способам проверки и привести примеры использования их в своей практике.



УСТНАЯ ПРОВЕРКА УСПЕВАЕМОСТИ

Устная проверка - самый распространенный вид проверки знаний и уме­ний, позволяющий проследить за ходом мыслей учащегося, развитием его речи и логического мышления. При этом можно выявить в полной мере пробелы в знаниях ученика, встречаемые им затруднения и наметить пути их преодоле­ния. Поэтому устная проверка успеваемости должна иметь место на большей части уроков физики, как бы различны не были их цели и какие бы технические средства контроля не были в распоряжении учителя; важно лишь высокой ор­ганизацией обеспечить рациональное использование учебного времени на уст­ный опрос.

Устный опрос можно проводить в начале урока с целью проверки выпол­нения учениками домашнего задания и готовности их к изучению нового мате­риала. Для этого учитель ставит перед классом несколько вопросов, устанавли­вающих связь с ранее изученными понятиями. При этом, будучи «введением» к новому учебному материалу, устный опрос служит вместе с тем средством выявления состояния знаний учащихся и успехов каждого из них. Проводя такую проверку усвоения, не следует ограничиваться опросом учащихся только по учебному материалу, который был задан на предыдущем уроке, надо ставить узловые вопросы по пройденному: это создает установку на длительное запо­минание изучаемого.

Устную проверку знаний и умений применяют при закреплении нового материала, на уроках решения задач, перед началом выполнения лабораторных работ и фронтальных опытов, при заключительном повторении. В зависимости от времени, выделяемого на проверку успеваемости на данном уроке, учебной ситуации и последовательного решения задач развивающего обучения приме­няют индивидуальный или фронтальный опрос, а также контроль и самоконтроль, зачеты.



При индивидуальном опросе обстоятельно выявляют знания нескольких учащихся (обычно 1-3), одновременно обучая их вести связный рассказ, анали­зировать, классифицировать факты и явления и пр. В этом случае учитель ставит вопрос всему классу и (при необходимости) дает общий план ответа или конкретизирующие указания (сделать чертеж, собрать цепь, продемонстриро­вать опыты и т.п.), затем предоставляет учащимся 1-2 мин для обдумывания и вызывает к доске ученика.

Отвечая, тот сопровождает свое объяснение рисунками и записями на дос­ке, демонстрацией опытов.

Чаще всего (особенно на уроках проверки знаний и умений) применяют, так называемый, уплотненный индивидуальный опрос. Суть его в том, что к доске и демонстрационному столу после постановки 2-3 вопросов вызываются 2-3 ученика, которые после обдумывания и подготовки отвечают последова­тельно. Такой опрос особенно целесообразен в тех случаях, когда учащимся предлагают вопросы и задания, требующие от них самостоятельного обобще­ния изученного материала, применения известных законов на практике, выпол­нения опытов схем, чертежей. Сочетание устного ответа с выполнением черте­жа или опыта расширяет возможности проверки практических умений учащихся. Главная задача учителя при этом (разумеется, кроме оценки знаний вызван­ных учеников) — вовлечь всех учащихся в активную учебную работу. В опреде­ленной мере это достигается характером вопросов и способом их постановки.

При индивидуальном опросе вопросы, задаваемые ученику, можно разде­лить на основной и дополнительный. Первый требует более или менее развер­нутого рассказа, решения задачи, постановки и объяснения опыта; если ученик затрудняется ответить на него или требуется выяснить, систематически ли он работает над учебным материалом, ему задают дополнительные вопросы. Чтобы вопросы были интересны всем учащимся, полезно ставить такие, которые требуют не только пересказа части параграфа или изложенного учителем, но и разбора известных явлений в не рассматривавшихся еще условиях, самостоятельного применения изученного, проявления сообразительности и т.д. Так, при изучении законов отражения и преломления света на рисунках учебника и в демонстрируемых опытах поверхность, на которую падают лучи, обычно го­ризонтальна или вертикальна; при опросе желательно предложить выполнить чертеж для случая, когда луч падает на поверхность, расположенную под углом к горизонту (такого рода задание — действенное средство преодоления форма­лизма в знаниях учащихся). Таким образом, вопросы должны побуждать школьников раскрывать физическую сущность явлений и взаимосвязи между ними, например: «В чем состоит сущность явления?», «В каких условиях оно протекает наиболее успешно?», «Почему происходит то или иное явление», «Как используют его на практике?» и т.п. Задавать их лучше в логической по­следовательности, чтобы ученики имели возможность вторично проследить за анализом явления, выводом формулы и др. Иногда полезно ставить вопросы, в формулировке которых объединены два, например: «Рассказать о сущности яв­ления самоиндукции и сравнить его с электромагнитной индукцией», «Расска­зать об электростатической индукции и её отличии от поляризации диэлектри­ков (10 класс). Нельзя ограничивать опрос постановкой таких вопросов, кото­рые требуют лишь воспроизведения определений, пересказа учебника («Что та­кое рычаг?», «Что называется электрическим током?», «Сформулируйте III за­кон Ньютона» и т.п.). Они нужны как дополнительные, но если используются часто и преимущественно, то толкают учащихся на путь механического заучи­вания определений, без осмысливания учебного материала, вызывают скуку в классе и потерю интереса к изучению физики.

Учитель должен внимательно слушать ответ учащегося, не перебивая его без крайней необходимости, следя одновременно за работой всего класса и от­дельных учеников. Важно, чтобы он сумел понять ход мыслей отвечающего, если надо, вовремя исправил ответ, но не отвергал его целиком при ином, чем ожидалось, построении рассказа. Опрос ученика (независимо от его успеваемо­сти) не должен быть длительным; если обнаруживаются крупные пробелы в его знаниях, нужно прервать ответ, обращаясь к учащимся с вопросом: «Как думаете вы?», и вызвать к доске другого (не следует «вытягивать» ответ из явно неподготовленного ученика). По окончании ответа учащиеся обсуждают и допол­няют рассказ товарища; ценные дополнения и замечания всегда поощряются оценкой, выставляемой в журнал. Строить четкие, логически обоснованные от­веты можно научить школьников, последовательно применяя планы обобщен­ного характера.

Итак, готовясь к устной проверке знаний и умений учащихся, необходимо в конспекте урока сформулировать основные вопросы и продумать достаточное число дополнительных, подобрать задачи, подготовить учебные пособия, которыми ученики могут пользоваться при ответах; ориентировочно наме­тить учащихся для вызова и распределить между ними задания.



Фронтальный опрос отличается от индивидуального тем, что в ходе него опрашивают значительное число учащихся (иногда весь класс); отвечают они, как правило, с места. В этом случае учитель задает не емкие вопросы, требующие кратких ответов. Если ученик молчит, вопрос задается другому, третьему (так называемый беглый опрос). Но и при правильном ответе учитель может обратиться к классу с вопросом: «А как вы думаете?», с тем, чтобы приучать школьников быть внимательными и самостоятельными.

Фронтальный опрос нужно сочетать с индивидуальными и другими спосо­бами учета знаний. Он полезен тогда, когда у доски и демонстрационного стола ученики обдумывают ответы, и образовавшаяся пауза заполняется, таким образом, работой всего класса. Удобен он и для актуализации знаний перед изучением нового, перед выдвижением учебной проблемы, при первичном закреп­лении учебного материала.

Зачеты практикуются преимущественно в 10-11 классах. Они проводятся по крупным темам 1-3 раза в год. Чаще всего зачет проводят в форме индиви­дуальной беседы с учащимися (для этого класс делят на подгруппы), иногда - в форме самостоятельной работы по карточкам, каждая из которых содержит 1-2 вопроса и задачу, иногда - контрольной работы. Хорошо успевающие ученики, которые систематически выполняют учебные задания, от зачета освобождаются.

ПИСЬМЕННЫЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Данный способ осуществляют с помощью контрольных работ разного рода продолжительностью от 10-15 мин до целого урока. Письменные работы дают возможность проверить знание определенных вопросов программы всеми уча­щимися класса; особенно они ценны для выяснения умения решать физические задачи, оперировать с наименованиями единиц, выводить формулы, строить и читать графики и пр. Вместе с проверкой выполнения домашних заданий, лабо­раторных работ и общими наблюдениями за деятельностью учащихся учитель дополняет устный опрос и показывает достаточно полную картину состояния знаний учащихся по каждому из разделов курса.



Кратковременные («летучие» - на 10-15 мин) контрольные работы

проводятся без предупреждения школьников, чтобы выяснить знание ими формул, законов, графиков и умение применять их. Так, после изучения единиц электрического заряда (10 класс) учащимся предлагают найти, например, силу взаимодействия двух (трех) неподвижных зарядов, если известны их величины и свойства среды. Задачу дают в одном-двух вариантах, так как вероятность списывания из-за краткости промежутка времени уменьшается. Такие работы позволяют систематически следить за тем, как учащиеся усваивают текущий материал, как вырабатываются у них умения и навыки.



Письменные контрольные работы, рассчитанные на весь урок, прово­дятся (обычно 1-2 раза в четверть) после изучения крупных тем и разделов, по которым программой по физике предусмотрено изучение количественных связей между величинами. Для обеспечения самостоятельности выполнения следует давать не менее четырех - шести вариантов заданий на каждый класс. Время, отводимое на контрольную работу, должно быть достаточным, чтобы учащиеся средней успеваемости могли свободно её выполнить, а хорошо успевающие ученики были достаточно загружены. Для этой цели особенно подходят задачи, содержащие несколько вопросов, подобранных так, чтобы даже ответы на часть из них уже давали представление об уровне знаний ученика и позволили оце­нить его работу как удовлетворительную, например: «Трамвай начинает дви­жение от остановки с ускорением 0,5 м/с2. На каком расстоянии от неё скорость трамвая станет равной 54 км/ч? Сколько времени будет продолжаться этот раз­гон? Найти среднюю скорость трамвая за 10 с движения и его мгновенную ско­рость в конце 10-й секунды» (9 класс).

Контрольную работу проверяют и анализируют на следующем уроке, пока учащиеся хорошо помнят её содержание. На этом уроке особое внимание об­ращают на разбор ошибок, оказавшихся общими для многих учащихся, отме­чают оригинальные способы решения задач.



Физические диктанты, как правило, представляют собой несколько предложений физического содержания, относящегося к определенной теме, ка­ждое из которых расчленено на две части: диктуемую учителем (иногда она за­писана на предлагаемой ученику карточке) и дописываемую учеником. Напри­мер, диктант на тему «Измерение массы» (9 класс)

  1. Сравнивая скорости тел, приобретенные ими в результате взаимо-действия, можно судить о ...

  2. Если после взаимодействия скорость первого тела больше скорости
    второго, то масса первого тела ...

  3. Если вследствие взаимодействия скорость второго тела стала в 4 раза
    больше скорости первого, то ...

  4. В 1 г содержится ... кг.

Такие диктанты служат эффективным средством запоминания учебного материала и массового его воспроизведения за краткий промежуток времени (однако проверка их учителем малопроизводительна).

Просмотр домашних письменных работ — необходимая составная часть контроля знаний учащихся. Он осуществляется в процессе индивидуального опроса (вызванный к доске ученик показывает учителю свою тетрадь), а также для проверки (несколько раз в год) тетрадей всех учеников класса для выявления и устранения имеющихся недочетов и периодического «беглого» просмот­ра выполнения домашнего задания путем обхода рабочих мест учащихся, на которых лежат их раскрытые тетради (при этом устанавливается лишь факт вы­полнения задания и качество записей). Важно, чтобы школьники были уверены, что их домашние работы постоянно подвергаются проверке.



СПОСОБЫ ПРОГРАММИРОВАННОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. ТЕСТЫ.

Данная проверка знаний устраняет один из существенных недостатков традиционных методов контроля — практическую невозможность для учителя непрерывно следить за качеством усвоения материала каждым учеником и на этой основе корректировать учебный процесс. Действительно, описанные выше способы проверки знаний позволяют учителю установить уровень усвоения учебного материала сразу после его сообщения либо лишь у небольшого числа учащихся (3-5 человек), либо у всех, но при этом процесс проверки оказывается весьма трудоемким, а результаты её доводятся до сведения школьников по прошествии значительного времени (в лучшем случае на другой день, а чаще через несколько дней, т.е. когда они потеряют уже свою остроту). Кроме того, способы программированного контроля позволяют осуществлять на этапе пер­вичного и последующего закрепления «пооперационную» проверку знаний. Поэтому им в последнее время уделяется большое внимание.

Программированная проверка знаний и умений осуществляется с помо­щью программированных контрольных заданий, причем с помощью специаль­ных ТСО или без них, в условиях программированного обучения или при тра­диционных методах обучения. Рассмотрим применение такого контроля знаний в условиях использования традиционных методов преподавания.

Программированные контрольные задания по физике - это вопросы и задачи с набором правильных и возможных (но неверных) ответов. Вопросы и ответы обязательно нумеруются, благодаря чему словесные описания заменя­ются коротким числовым кодом, который может быть проанализирован с по­мощью контролирующих устройств (перфокарты, компьютер и т.п.).

Например:

I. В каком состоянии - твердом, жидком или газообразном - в веществе происходит диффузия?


  1. только в газообразном;

  2. только в твердом;

  3. только в жидком;

  4. во всех его состояниях;

  5. только в газообразном и жидком.

Ответ ученика на данный вопрос может быть представлен цифрами в виде: I-4, где, соответственно, римская цифра означает номер вопроса, а арабская -номер правильного ответа на него.

Все программированные контрольные задания, предназначенные для про­верки знания учебного материала ограниченного объема, называются еще про­граммами обратной связи или тестами; эти задания принадлежат к так назы­ваемым программам отбора (они имеют выборочную форму ответа). Важное требование к ним — правдоподобность неправильных ответов и включение в них типичных ошибок учащихся. Поскольку предполагается последующий ана­лиз учащимися своих ответов (обоснование своего выбора), то недопустимы явно нелепые варианты ответов (зачем их анализировать?!)

Для физического материала удобна и другая форма задания - в виде рас­члененного предложения, в первой части которого пропущены слова, раскры­вающие смысл предложения, а вторая содержит эти недостающие слова, например:

Магнитное поле действует:



  1. только на покоящиеся электрические заряды;

  2. только на движущиеся электрические заряды;

  3. на любые электрические заряды.

Весьма эффективны многозвеньевые или взаимосвязанные программиро­ванные задания. Они ценны тем, что с их помощью можно проверить не только конечный результат мышления ученика, но и наиболее важные его этапы, про­следить цепь умозаключений. Многозвеньевые задания состоят из ряда логиче­ски связанных взаимозависимых вопросов с ответами (вопрос и ответы на него называют звеном), например:

I. Давление насыщенного пара при постоянном объеме с ростом темпера­туры:

1) увеличивается; 2) уменьшается 3) не изменяется.

II. Эта зависимость является:

1) линейной; 2) нелинейной.

III. Наклон кривой, выражающей зависимость давления насыщенного пара


от температуры, тем меньше, чем:

1) ниже температура пара; 2) выше температура пара.

IV. Следовательно, давление насыщенного пара при низких температурах
увеличивается с ростом Т:

1) быстрее, чем при высоких; 2) медленнее, чем при высоких.



Для фиксации ответов (номеров вопросов и выбранных ответов) можно использовать технические устройства, которые можно разделить на 2 боль­шие группы:

  1. устройства для индивидуальной проверки;

  2. автоматизированные устройства.

К 1 группе относятся перфокарты различного вида, линейки, матрицы, учетные карточки и др. Ко 2 группе - контрольно-обучающие комплексы, ком­пьютерные классы, преимущество которых в том, что они «выдают» учащимся результаты их работы сразу же после ее окончания (остальные средства контроля требуют для этого некоторого времени). При проведении контроля с по­мощью технических средств следует особо обеспечивать самостоятель-ность деятельности учащихся, так как формализация ответа (ввод определенного чис­ла) облегчает подсказку. Для предотвращения её следует применять многовари­антные задания, ограничивать время работы, требовать устного анализа ответа. Учащихся следует приучать к тому, чтобы они, отвечая на вопросы, были готовы к устному обоснованию выбранного ими ответа (это способствует акти­визации их мышления и как-то компенсирует недостатки выборочной системы ответов).

В последнее время большое внимание уделяют такому способу проверки знаний учащихся, как тесты. Этому способствовали такие факторы: вве­дение стандартов обучения физике, широкое распространение компьютерной техники, введение компьютерного тестирования при сдаче вступительных эк­заменов в высшие учебные заведения и т.д.

Данная форма проведения итогового контроля знаний учащихся по физике имеет свои преимущества:


  1. Задание может включать большое количество вопросов. Поэтому одно
    задание может достаточно полно охватить материал проверяемой темы.
    В этом заключается основное преимущество заданий по сравнению с
    контрольными работами, включающими 2 или 3 задачи. Анализ контрольных работ, даже наиболее удачно составленных, показывает, что они проверяют 30-50% материала. С помощью тестов можно охватить до 70-80% материала темы или раздела.

  2. Оценка за выполнение теста выставляется однозначно. В зависимости
    от числа вопросов, на которые учащиеся ответили верно, им выставля­ется та или иная оценка, которая уже не зависит от требований учителя,
    проверяющего работу. Тем самым достигается стандартизация оценки,

что способствует выполнению воспитательных целей, которые преследует итоговый контроль знаний.

  1. Задания с выбором ответа позволяют провести поэлементный анализ
    усвоения материала. Большое количество вопросов, включаемых в задание, дает возможность в каждом из вопросов четко выделить кон­кретный элемент знания и установить, насколько он усвоен учащимися.

  2. Важной особенностью заданий с выбором ответа является значи­тельная экономия времени учителя при проверке работ.

Как показывают исследования, выполнение программированных заданий должно занимать лишь 20-30% учебного времени, отводимого обычно на за­крепление и контроль знаний; оно обязательно должно сочетаться с традицион­ными приемами контроля усвоения и закрепления материала.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Оценка знаний и умений учащихся требует от учителя физики, прежде все­го, совершенно отчетливого представления о том, какие именно знания и навы­ки должны получить учащиеся в результате обучения в каждом классе. Вообще говоря, объем учебного материала определяется действующей программой, стандартами образования, но учителю необходимо знать, какие знания и уме­ния подлежат учету, поскольку твердые знания учащиеся должны иметь об основных вопросах курса, о менее важных допускается лишь представление.

Учету и оценке подлежат не только знания и умения, но и общее развитие учащихся; учет с помощью разных форм контроля должен охватывать:


  1. знание фундаментальных и важных опытов по физике, умение описывать физические явления;

  2. знание физических законов и умение применять их;

  3. владение основными положениями физических теорий (классической
    механики, молекулярно-кинетической, электронной теорий, строения атома и
    его ядра и др.); мировоззренческие представления учащихся (материальность
    мира и его познаваемость, единство и взаимосвязь явлений и т.д.);

  4. навыки пользования физической терминологией и математической записью физических закономерностей; знание определений основных физических
    понятий и величин; умение давать точные определения;

  5. навыки пользования измерительными приборами; умение производить
    измерения и ставить несложные физические опыты;

  6. умение решать физические задачи разных типов и применять изученные
    закономерности к объяснению явлений природы и техники (политехнические
    знания и умения);

  7. знание основных этапов истории развития мировой и отечественной физики, достижений выдающихся ученых и их вклада в сокровищницу науки;

  1. понимание роли физики в жизни;

  1. навыки устной речи и оформления письменных работ (записи, расчеты, чертежи);

10)навыки работы с учебной книгой (учебником, задачником, справочни­ком, хрестоматией и др.)

Оценка знаний школьников производится по их устным ответам, письменным самостоятельным и контрольным работам, лабораторным занятиям и фи­зическому практикуму. При индивидуальном опросе особо учитываются само­стоятельность, правильность, полнота, логика и литературная грамотность от­вета. При оценке самостоятельных и контрольных письменных работ учитыва­ется характер допущенных учениками ошибок и недочетов. В связи с этим раз­личают грубые, негрубые ошибки и недочеты.

Грубыми считаются ошибки, показывающие, что учащийся:



  1. не усвоил физических законов и теорий или не умеет применять их к
    решению задач;

  2. не знает формул, не умеет оперировать с ними, не может читать графиков, схем и т.п.;

  3. не знает единиц измерения физических величин или не умеет пользоваться ими;

  4. неверно объясняет ход решения задачи, не знает приемов решения задач, рассмотренных в классе, неправильно истолковывает условие задачи.

К негрубым ошибкам относятся:

1) неточность чертежа, графика, схемы;

2) пропуск или неточное написание наименования единицы измерения,
физической величины;

3) выбор нерационального хода решения.

Недочетами можно считать:


  1. нерациональность записи математических преобразований и приемов
    вычисления;

  2. отдельные погрешности в формулировках;

  3. ошибки вычислительного характера;

  4. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью и без недочетов.

Оценка «4» ставится за выполненную полностью работу, но при наличии в ней не более: а) одной негрубой ошибки и одного недочета или б) трех недоче­тов.

Оценку «3» ученик получает тогда, когда он правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более: а) одной грубой ошибки и двух недочетов, или б) одной грубой и одной негрубой ошибки, или в) двух грубых ошибок, или г) одной негрубой ошибки и трех недочетов.

Оценку «2» выставляют тогда, когда работа выполнена хуже, чем это тре­буется для оценки «3», а если ученик не сделал её совсем, то он получает от­метку «1».

Конечно, приведенные нормы оценки знаний и навыков примерны, каж­дый учитель, используя свой педагогический опыт, руководствуется ими лишь, как ориентиром.

Итоговая оценка успеваемости учащегося должна учитывать все стороны его учебной работы:

1) качество устных ответов;


  1. степень активности при выполнении фронтальных опытов и лаборатор­ных работ;

  2. участие в эвристических беседах при выдвижении учителем учебных проблем и их решении;

  3. систематичность выполнения домашних заданий, количество решенных
    задач и правильность решений;

  4. результаты бесед по поводу прочитанных книг и возникших при этом
    вопросов;

  5. наличие и характер ошибок в самостоятельных и контрольных работах.

Заключительным этапом оценки знаний учащихся может служить сдача ими экзамена по физике в выпускном классе. Экзамены проводятся по специально утвержденным билетам. На экзамене проверяются все те знания и умения, которые перечислены в требованиях при учете успеваемости, поэтому в экзаменационный билет (для обычных классов) включены как теоретический, так и практический вопросы (задача или лабораторная работа).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проверка знаний умений и навыков учащихся - сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для ребят. Для учителя он сложен в теоре­тическом, методическом и организационном отношении, а для школьников - в психологическом плане.

В одной разработке невозможно рассмотреть все вопросы, связанные с та­кой сложной и многогранной проблемой, как проверка знаний, умений и навы­ков школьников по физике. Были перечислены и разобраны лишь основные, наиболее существенные, на мой взгляд, виды проверки.

Поскольку каждый из вышеперечисленных способов проверки знаний учащихся имеет свои достоинства и недостатки и позволяет эффективно прове­рить лишь определенный круг знаний и умений, нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному из них; целесообразно лишь оптимальное их сочетание.

Хочется еще раз подчеркнуть, что в определении системы проверки и уче­та знаний, умений и навыков учащихся каждый учитель должен исходить из дидактических и методических требований к этой части процесса обучения, широко используя самые разнообразные ее формы и методы.

Применение разнообразных форм и методов обеспечивает интерес уча­щихся к процессу проверки их знаний и умений, способствует их целенаправ­ленной деятельности, что в конечном итоге приводит к совершенствованию процесса обучения и воспитания.



БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бугаев А.И. «Методика преподавания физики в средней школе»,- М.,
    «Просвещение», 1981 г.

  2. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Задания для контроля
    учащихся по физике в средней школе»,- М., «Просвещение», 1983 г.

  3. Молибог А.Г. «Программированное обучение»,- М., «Высшая школа»,
    1984 г.

  4. Оноприенко О.В. «Проверка знаний, умений и навыков, учащихся по
    физике в средней школе», - М., «Просвещение», 1988 г.

  5. Орлов В.А. «Тесты по физике для 9-11 классов», - М., «Школа-Пресс»,

1994г.

  1. Пеннер Д.И., Корж Э.Д. «Программированные задания по физике для 8
    класса»,- М., «Просвещение», 1979 г.

  2. Пеннер Д.И., Корж Э.Д. «Программированные задания по физике для 9
    класса»,- М., «Просвещение», 1983 г.

  3. Пеннер Д.И., Худайбердиев А. «Программированные задания по физике
    для 6-7 классов»,- М., «Просвещение», 1985 г.

  4. Разумовский В.Г. «Задания для контроля знаний учащихся по физике»,-
    М., «Просвещение», 1982 г.



  1. Журналы «Физика в школе», 1997-1999 гг.

  2. «Физика», приложение к газете «Первое сентября», 1997-1999 гг.


Кратковременная контрольная работа

«Основы кинематики, 9 класс»

Вариант 1

  1. Определить какой путь пройдет за 15 с автомобиль, начавший движение из со­стояния покоя, если его ускорение равно 0,5 м/с2.

  2. Тело, имея некоторую начальную скорость, движется с ускорением 2 м/с2 . За 5с оно проходит 125 м. Определить на­чальную скорость тела.

  3. Как определить конечную координату тела. Если известны: Хо, vо, a, t?


Вариант 2

1. Определить, какую скорость приобретет зa 20 с поезд, если он начал двигаться с ускорением 0,3 м/с2 из состояния покоя.



  1. Велосипедист, имея скорость 3 м/с начи­нает спускаться с горы с ускорением 0,8 м/с2. Найти длину горы и скорость в конце ее, если спуск занял 6 с.

  2. Как определить скорость в любой момент ;времени, если известны: vо, a, t?


Вариант 3

1. Через сколько секунд остановится авто­мобиль, двигавшийся со скоростью 72 км/ч, если ускорение при торможении со­ставляет 0,7 м/с2 ?

2. Автомобиль при торможении уменьшил свою скорость в течение 5 с от 20 м/с до 10 м/с. Определите ускорение автомобиля и путь, пройденный за это время.

3. Как определить путь, пройденный телом, если известны: V0, a, t?


Вариант 4

  1. Определить, какой путь пройдет за 1 мин. автомобиль, начавший движение из со­стояния покоя, если его ускорение равно 0,1 м/с2?

  2. Тело, двигаясь равноускоренно из со­стояния покоя, через 50 м развивает скорость 50 м/с. Определить ускорение тела и время его движения.

  3. Как определить путь, пройденный телом, если известны: Vo, V, a?


Вариант 5

  1. Определить какую скорость приобретет за 10 с велосипедист, если его начальная скорость 3 м/с и ускорение 0,2 м/с2 .

  2. При посадочной скорости 180 км/ч длина пробега самолета равна 2,5 км. Определите ускорение и время пробега по посадочной полосе.

  3. Как определить ускорение тела, если известны: vо, V, t?


Вариант 6

1. Какой путь пройдет за 20 с автомобиль, имевший начальную скорость 3 м/с и двигающийся с ускорением 0,3 м/с2?

2. Камень брошен по поверхности льда со скоростью 12 м/с и движется с ускорени­ем 0,6 м/с2. Какой путь пройдет камень до остановки и сколько времени на это по­требуется?

3. Как определить начальную скорость тела, если известны: V, a, t?



Кратковременная самостоятельная работа

«Изменение агрегатных состояний вещества. 8 класс».

Вариант 1

  1. Сколько энергии приобретет при плавлении брусок свинца массой 0,5 кг, взятый при температуре 20 оС?

  2. Свинцовая деталь массой 100 г охлаждается от 427°С до температуры плавления, отвердевает и охлаждается до 27 °С. Ка­кое количество теплоты передает деталь окружающим телам.

Вариант 2

  1. Сколько энергии приобретет при плавлении кусок олова массой 0,3 кг, взятый при температуре 27 °С?

  2. Какое количество теплоты пошло на приготовление в полярных условиях питьевой воды из льда массой 10 кг, взя­того при температуре -20 С, если тем­пературы воды должна быть равной 15°С (Потерями теплоты пренебречь)


Вариант 3

  1. На сколько увеличилась внутренняя энер­гия расплавленного железного металло­лома массой 4 т, начальная температура которого была равна 39 °С?

  2. В железной коробке массой 300 г мальчик расплавил 100 г олова. Какое количество теплоты пошло на нагревание коробки и плавление олова, если начальная темпе­ратура их была равна 32 оС?


Вариант 4

  1. Какое количество теплоты поглощает при плавлении лед массой 5 кг, если на­чальная температура льда 0; -1; -10 оС?

  2. Для приготовления пищи полярники ис­пользуют воду, полученную из расплав­ленного льда. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы расплавить лед массой 20 кг и полученную воду вскипятить, если начальная температура льда равна - 10 оС?


Вариант 5

  1. Какое количество теплоты поглощает при плавлении кусок свинца массой 1 г, на­чальная температура которого 27 оС; оло­ва массой 10 г, взятого при температуре 32 °С?

  2. Сколько энергии выделилось при отвер­девании и охлаждении до 25 оС заготовки маховика массой 80 кг, отлитой из белого чугуна? Удельную теплоемкость чугуна принять равной удельной теплоемкости
    железа. Температура плавления чугуна равна 1165 °С.


Вариант 6



  1. Какое количество теплоты поглощают при плавлении тела из серебра, золота, платины? Масса каждого тела равна 10 г. Тела взяты при их температурах плав­ления.

  2. Из копильника вагранки для отливки де­тали выпустили расплавленное железо массой 50 кг. Какое количество теплоты выделилось при его кристаллизации и охлаждении до 39 оС?

Кратковременная самостоятельная работа

«Законы Ньютона. 9 класс».


Вариант 1

  1. Определите ускорение мяча массой 0,5 кг, когда на него действует сила 50 Н.

  2. Два тела массами 150 и 225 г двигались на­ встречу друг другу, и после столкновения ос­тановились. Какова была скорость второго тела, если первое двигалось со скоростью 4м/с?


Вариант 2

  1. Какое ускорение сообщает спортсмен ядру массой 5 кг, если он толкает
    его с силой 1 кН?

  2. Два тела массами 200 и 400 г двига­лись навстречу, и после столкнове­ния остановились. Какова скорость второго тела, если первое двигалось со скоростью 2 м/с?


Вариант 3

    1. Какую массу имеет лодка. Если под действи­ем силы 100 Н она движется с ускорением 0,5 м/с2?

    2. Тело массой 40 кг, имеющее скорость 2 м/с, сталкивается с неподвижным телом, после чего неподвижное тело получает скорость 4 м/с. Какова масса неподвижного тела, если после удара первое тело уменьшило свою скорость до 1 м/с?


Вариант 4

  1. Автомобиль массой 2 т буксируют по прямолинейному участку дороги с
    ускорением 0,5 м/с2. Чему равна равнодействующая всех сил, дейст­вующих на автомобиль?

Тело массой 8 кг сталкивается с неподвижным телом со скоростью 5 м/с, после чего неподвижное тело получило скорость 8 м/с. Какова масса неподвижного тела, если после удара скорость первого тела уменьшилась до

3м/с?

Итоговая контрольная работа (с выбором задания)

«Основы молекулярно - кинетической теории. 10 класс»

Контрольная работа дается в 12 вариантах. При желании их число быть увеличено.

Задание 1. Определите массу молекулы

Задание 2. Рассчитайте среднюю кинетическую энергию молекул . температуре ....

Задание 3. Для водорода определите .... если известны

Задание 4. Для водяного пара определите ... если известны .... Задание 5. Выведите формулу для определения ..., если известны ...

может


.. При





I

II

III

IV

V

Вар







t

°с


Р, х105 Па

V, л

m, кг

Т, К

φ,

%


Р,

кПа


Ро, кПа

t,

°С


F

S

Е

Δ1



1

02

Н2

10

?

15

2

20

50

0,9

?

?

?

+

+

+

+

2

Н2

02

15

10

?

1,5

25

?

1

Таб

10

+

?

+

+

+

3

Na

N2

-10

15

25

?

40

?

0,5

Таб

5

+

+

?

+

+

4

А1

Н2

5

20

35

0,5

?

?

0,8

Таб

14

+

+

+

?

+

5

Сu

02

30

?

25

1,5

25

70

?

Таб

9

+

+

+

+

?

6

К

N2

25

15

?

2

40

60

1

?

?

?

+

+

+

+

7

S

Н2

-15

20

15

?

20

60

?

Таб

18

+

?

+

+

+

8

N2

02

10

10

35

0,5

?

?

1,2

Таб

17

+

+

?

+

+

9

Li

N2

15

?

35

0,5

40

70

?

Таб

12

+

+

+

?

+

10

Аu

Н2

-10

20

?

2

20

65

1,1

?

?

+

+

+

+

?

11

W

02

5

10

25

7

25

50

?

Таб

15

?

+

+

+

+

12

Вr

N2

30

15

15

1,5

?

?

1

Таб

10

+

?

+

+

+



Магнитное поле. 10 класс» ВОПРОСЫ:

1 вариант

2 вариант

1. Сформулируйте свойства магнитного поля:

первое свойство второе свойство

2. Чему равен вращающий момент, действующий на рамку с током в магнитном поле, если плоскость рамки расположена:

параллельно вектору перпендикулярно вектору

магнитной индукции магнитной индукции

3. Как изменится величина силы Ампера, действующей на проводник с током в магнитном поле, если:

силу тока увеличить магнитную индукцию

в 3 раза поля уменьшить в 2 раза

4. Применимо ли правило левой руки для определения направления силы Лоренца, действующей на движущуюся:

положительно заряженную отрицательно заряженную
частицу частицу

5. Укажите направление силы Ампера, действующей на проводник с током в магнитном поле:















Смотрите также:
Ковзаленко Андрей Михайлович учитель физики
462.17kb.
1 стр.
Клюев Алексей Антонович
8.56kb.
1 стр.
Компьютерный эксперимент на уроках физики в условиях сельской школы
165.57kb.
1 стр.
Маркина Ирина Владиславовна, учитель химии, заместитель директора по научно-методической работе моу «Эколого-биологический лицей №35»
21.2kb.
1 стр.
Конкурса «Р3 -расходуем ресурсы рационально»
23.43kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для младших школьников Тема мероприятия: «Космическое путешествие к планетам Солнечной системы». Участники
92.91kb.
1 стр.
Скидина Т. Б., учитель физики
105.37kb.
1 стр.
Урок по геометрии и физике «Векторы. Сложение векторов» Кудря А. А. учитель физики. Лепская Л. С
47.68kb.
1 стр.
Мельниченко Андрей Михайлович, студент группы сп-1-07
247.59kb.
1 стр.
Максумов Марс Маликович 1946
19.35kb.
1 стр.
Андрей Михайлович нечипай, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки рф, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, 26 августа отмечает свой шестидесятилетний юбилей
14.96kb.
1 стр.
Физики из Дубны намерены синтезировать тяжелый изотоп 118-го элемента
16.73kb.
1 стр.